Научная статья на тему 'Влияние информационно-психологической безопасности на конструктивное развитие России'

Влияние информационно-психологической безопасности на конструктивное развитие России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1266
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационно-психологическая безопасность / субъекты защиты / объекты защиты / механизмы защиты / направления защиты социальное / групповое и индивидуальное / info-psychological security / subject of protection / object of protection / mechanism of protection / conditions of protection

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пую Юлия Валерьевна

Исследуются актуальные аспекты проблемы информационно-психологиче-ского воздействия на различные категории граждан. Отмечается, что субъекты информационно-психологической безопасности одновременно являются и объектами защиты. Дается авторское определение информационно-психологической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Пую Юлия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issue of info-psychological impact on different categories of people is discussed and a definition of the concept of info-psychological security is suggested. It is pointed out that the subjects of info-psychological security constitute at the same time the objects of protection.

Текст научной работы на тему «Влияние информационно-психологической безопасности на конструктивное развитие России»

Ю. В. Пую

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА КОНСТРУКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ

Исследуются актуальные аспекты проблемы информационно-психологического воздействия на различные категории граждан. Отмечается, что субъекты информационно-психологической безопасности одновременно являются и объектами защиты. Дается авторское определение информационно-психологической безопасности.

Ключевые слова: информационно-психологическая безопасность, субъекты защиты, объекты защиты, механизмы защиты, направления защиты — социальное, групповое и индивидуальное.

Yu. Puyu

THE IMPACT OF INFO-PSYCHOLOGICAL SECURITY ON THE CONSTRUCTIVE DEVELOPMENT OF RUSSIA

The issue of info-psychological impact on different categories ofpeople is discussed and a definition of the concept of info-psychological security is suggested. It is pointed out that the subjects of info-psychological security constitute at the same time the objects of protection.

Keywords: Info-psychological security, subject of protection, object of protection, mechanism of protection, conditions of protection.

Процесс и технология воздействия информационной среды на духовную сферу общества обладает особой спецификой, что определяет необходимость выделения в концептуальном, методологическом и методическом плане такого специфического вида информационной безопасности, как информационно-психологическая безопасность. Содержание понятия «информационно-психологическая безопасность Российской Федерации» в общем виде можно обозначить как состояние защищенности индивидуальной, групповой и общественной психологии и соответственно социальных субъектов различных уровней общности, масштаба, системно-структурной и функциональной организации от воздействия информационных факторов, вызывающих дисфункциональные социальные процессы, то есть такие социальные процессы, которые затрудняют опти-

мальное функционирование государственных и социальных институтов российского общества и человека как полноправного и свободного гражданина.

Совокупность информационных процессов образует информационную среду, в которой постоянно находится человек как центральное звено и главная мишень информационного действия, являясь неразложимым и конечным структурным элементом любого более общего совокупного социального субъекта и выступая, таким образом, в качестве основного объекта защиты в системе обеспечения информационно-психологической безопасности. Абсолютизация рыночных отношений и конкуренции как способа социального взаимодействия неизбежно приводит современное общество к массовому использованию психологических манипуляций. На это неоднократно обращали внимание многие известные

зарубежные исследователи, например, В. Франкл, Э. Фромм, К. Хорни, Г. Шиллер, Э. Шостром. Система методов, средств и приемов манипулятивного воздействия, используемая в идеологии и технологии межличностного взаимодействия в США и, в значительной мере, в Западной Европе, активно и широкомасштабно внедряется в настоящее время в социальную практику российского общества.

Включенность в информационно-коммуникативные процессы манипулятив-ных технологий многократно увеличивает эффект воздействия и, таким образом, трансформирует их в основной фактор угрозы информационно-психологической безопасности социальных субъектов различного уровня общности — от личности до населения страны в целом. Манипулирование общественным мнением, являясь одним из эффективных способов социально-психологического контроля со стороны ряда противоборствующих политических сил, начинает представлять опасность дня нормального функционирования политической сферы российского общества, оказывая существенное влияние на динамику и направленность политических процессов. Это происходит на фоне устойчивых и долговременных кризисных явлений в обществе, что, как известно, является фактором, увеличивающим восприимчивость населения к психологическим манипуляциям.

Использование в информационно-коммуникативных процессах манипуля-тивного воздействия, ориентированного на различные категории граждан России, достигло таких масштабов, что начало представлять угрозу безопасности не только личности, но и российскому обществу и государству. По прогнозам ученых на XXI век, деструктивные манипуляции человеком, общественным мнением и массовым сознанием могут

наряду с национальными конфликтами, экологическими катастрофами и демографическими бедствиями превратиться в глобальную мировую проблему. Масштабность и мощность воздействия информационных факторов на психику людей выдвигают обеспечение информационно-психологической безопасности в современных условиях на уровень общенациональной проблемы. Обеспечение информационно-психологической безопасности Российской Федерации как субъекта всемирно-исторического процесса, включенного в систему многообразных отношений международного сообщества и мировой цивилизации, предполагает вычленение в его структуре как уникального социального объекта относительно самостоятельных элементов, специфичность функционирования которых определяет необходимость выделения их в качестве основных объектов защиты от угроз информационно-психологического характера [3, с. 567].

Все эти объекты защиты от угроз информационно-психологического характера одновременно являются субъектами обеспечения собственной информационно-психологической безопасности. Таким образом, осуществляется постоянное взаимообеспечение информационно-психологической безопасности социальных субъектов различных уровней общности, масштаба, системно-структурной и функциональной организации от личности до общества, государства и страны в целом как субъекта исторического процесса.

В то же время многие социальные субъекты выполняют функции обеспечения информационно-психологической безопасности других объектов, защищая их от угроз информационно-психологического характера, то есть оказывают более существенное и масштабное влияние на процесс взаимообеспечения информационно-психологической безопасности.

Например, соответствующие органы власти и государственного управления реализуют на практике политику создания и развития информационной инфраструктуры общества и формируют систему информирования населения в целом, в конкретных регионах и в социальных организациях, а также определяют основные направления и приоритеты в области образования и подготовки кадров.

Достижение адекватного уровня информационно-психологической безопасности в переходный период активного реформирования общественных отношений возможно: при целенаправленном регулировании некоторых информационных процессов со стороны общества и государства посредством реализации специальных социокультурных и научно-исследовательских программ; при стимулировании создания и деятельности определенных социальных институтов, общественных организаций и объединений граждан; при введении системы нормативно-правовых организационных мер и т. д. Реализация этих мер позволяет последовательно и целенаправленно формировать систему саморегулирующихся механизмов информационной среды российского общества и обеспечить достижение и поддержание достаточного уровня информационно-психологической безопасности России, что является необходимым условием устойчивого функционирования и развития общества, государства и личности.

Практическое решение задач обеспечения информационно-психологической безопасности личности, общества и государства в современных условиях предполагает выделение следующих основных групп субъектов обеспечения информационно-психологической безопасности, которые одновременно являются и объектами защиты:

1) система формирования и функционирования духовной сферы, обществен-

ного сознания и общественного мнения (в том числе системы образования и подготовки кадров — системы распространения социально значимой информации, влияющей на информационно-ориентировочную основу социального поведения и организацию жизнедеятельности людей; система распространения социокультурных ценностей т. п.);

2) население страны в целом как социально-историческая общность людей, обладающих специфическими особенностями общественной психологии, уникальной системой социокультурных и социопсихологических механизмов;

3) социальные группы и слои как компоненты социальной структуры общества (в том числе профессиональные, национально-этнические, демографические); население конкретных регионов, промышленных и агропромышленных агломераций, отдельных территориальных районов и мест компактного проживания людей и т. д.;

4) федеральные органы законодательной и исполнительной власти и государственного управления Российской Федерации;

5) органы представительной и исполнительной власти субъектов федерации и местного самоуправления;

6) общественные и политические организации, общественно-политические движения, объединения граждан на различной основе и т. п.;

7) министерства и ведомства России, в частности, Министерство обороны, ФПС, ФАПСИ, ФСБ, МВД, МИД и др.;

8) личность гражданина как активного социального субъекта (в том числе конкретные представители органов государственной власти и управления, вооруженных сил, органов правопорядка и безопасности, работники государственных и негосударственных организаций, учреждений и предприятий, деятельность которых имеет или может иметь

важные социальные последствия) [5, с. 194].

Несмотря на большое разнообразие объектов обеспечения информационно-психологической безопасности, в качестве которых выступают социальные субъекты различного уровня общности, масштаба, системно-структурной и функциональной организации, основным и далее неразложимым структурным элементом и центральным объектом информационного воздействия является человек, индивид.

Именно человек как личность и активный социальный субъект, его психика подвержены непосредственному воздействию информационных факторов, которые, трансформируясь через его поведение, действия или бездействие, оказывают дисфункциональное влияние на социальные субъекты разного уровня общности, различной системно-структурной и функциональной организации. Обеспечение информационно-психологической безопасности предполагает организацию и осуществление защитных мер, которые в самом общем виде целесообразно выделить в следующие основные группы, характеризующиеся определенной организационной самостоятельностью и используемыми механизмами:

• регулирование, в частности, ограничение информационных потоков;

• организация информационных потоков (в том числе инициирование распространения определенной информации);

• распространение способов и средств обработки и оценки информации;

• формирование коллективной или групповой социально-психологической защиты;

• формирование индивидуальной социально-психологической защиты [5, с. 195].

Из указанных выше мер первые две связаны с изменением «внешней» для личности информационной среды. Последующие три определяются изменени-

ем механизмов и способов взаимодействия человека с «внешней» информационной средой. Первая группа защитных мер обычно используется в ограниченные промежутки времени, в специфических условиях или по отношению к определенным источникам и информационным каналам. Могут, в частности, применяться: а) введение определенных процедур проверки достоверности распространяемой формации (например, влияющей на принятие управленческих решений); б) ограничение распространения определенных сведений (например, способствующих возникновению агрессивных слухов, паники и т. д.) в чрезвычайных ситуациях; в) введение военной цензуры в условиях боевых действий и т. п. При отсутствии демократической культуры в обществе эти меры могут использоваться также для манипулирования людьми путем ограничения доступа к информации, ее сокрытия. На личностном уровне использование защитных мер из этой группы связано обычно с инициативным отказом человека от использования определенной информации, источников или каналов ее распространения (например, от рекламной информации и т. п.) или перепроверкой значимой для него информации.

Вторая группа связана с организацией информационных потоков, направленных на парирование (в первую очередь — упреждающее) и нейтрализацию воздействия определенных информационных факторов, которые могут оказать негативное психологическое воздействие на людей. На личностном уровне это проявляется в инициативном поиске по определенным темам дополнительной информации из различных источников и в организации ее поступления по иным каналам.

Третья группа включает разнообразные формы распространения способов и средств обработки и оценки информации

(системы образования, подготовки и переподготовки кадров, распространения социокультурных ценностей, традиций, социальных норм и т. д.).

Четвертая группа основывается на механизмах идентификации человека с определенными социальными общностями и объединениями людей, что определяет использование личностью при анализе и отборе информации определенных групповых оценок, норм, мнений, имеющих распространение в коллективе, в деятельность которого она включена, а также ориентации на внутригрупповые информационные потоки и источники. С учетом этого используются различные методы и приемы создания соответствующего социально-психологического климата в коллективах, атмосферы в корпорациях.

Пятая группа связана с формированием у человека в процессе приобретения опыта информационно-коммуникативного воздействия, обучения с использованием специальных форм психологической подготовки [4, с. 33].

Информационные воздействия — необходимая предпосылка и условие формирования и существования общественного и индивидуального сознания. Адекватность, полнота информационных воздействий на сознание обеспечивают образ реальности, когнитивную модель мира и ситуации, понимание себя и своих возможностей. Оценка, усвоение, использование информации, полученной в результате информационных воздействий, и соответственно поведение человека зависят от особенностей отдельной личности, сформировавшейся структуры ее сознания. Поэтому информационно-психологические воздействия могут оказывать влияние на все компоненты сознания — психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление, внимание), психические состояния и психические свойства личности. Безо-

пасность личности, т. е. сохранение всех ее составляющих от разрушения в случае информационных воздействий, имеет, таким образом, двойственный, объективно-директивный характер, что отражает информационную природу воздействий и психологические механизмы реализации.

На основании всего вышесказанного информационно-психологическая безопасность (ИПБ) личности определяется как состояние защищенности личности, обеспечивающее сохранение ее целостности и возможностей развития при постоянных информационных воздействиях на индивидуальное сознание.

Нарушения ИПБ личности могут привести к двум видам взаимосвязанных изменений. Во-первых, это изменения психики, психического здоровья человека. Поскольку в случае информационных воздействий трудно говорить о границах нормы и патологии, показателем могут быть изменения, нарушающие адекватное отражение мира и места в нем человека, нарушающие отношение человека к миру. Можно говорить о деградации, если упрощаются формы отражения действительности, упрощаются, огрубляются реакции, наблюдается переход от высших потребностей (в самоактуализации, в социальном признании) к низшим (физиологическим, бытовым). Во-вторых, нарушения ИПБ личности ведут к сдвигам в ценностях, в жизненных позициях, в ориентирах, в мировоззрении личности, т. е. в том, что определяет личность как гражданина. Такие нарушения могут повлечь за собой антисоциальные поступки и представлять опасность уже для всего общества и государства.

Понятие ИПБ личности может быть полезно для анализа целого круга явлений из области изменения состояний сознания отдельного человека под влиянием информационных потоков. Эти изменения могут анализироваться с точки зрения полезности их для человека и

других социальных субъектов. Поскольку термины «безопасность» и «защищенность» всегда включают в себя оценку описываемых явлений, анализ ИПБ личности позволяет выявить негативные и позитивные воздействия на сознание личности, предотвратить негативные воздействия, дать рекомендации по коррекции последствий. Часто понятие защищенности связывается с понятиями адаптации, устойчивости, стабильности, упорядоченности. Анализ понятия ИПБ личности помогает организовать информационные воздействия так, чтобы они не приводили к дезадаптации человека в обществе, к дезинтеграции его сознания.

Вопрос о критериях ИПБ личности сложен и не однозначен вследствие двойственного характера этого понятия. То, что кажется представляющим опасность со стороны наблюдателя, может не соответствовать представлениям конкретной личности. Так, в случае разнонаправлен-ности интересов государства, общества и личности информационные воздействия, направленные на увеличение информационной безопасности с точки зрения государства (дозированная, специально отобранная информация), могут ущемлять информационные права личности на получение объективной и достоверной информации, вызывая недовольство, агрессию. С другой стороны, избыточная, непроверенная информация может вызывать слухи, панические настроения, стресс у отдельного человека. Поэтому необходимо соблюдение баланса, гармонии между ИПБ личности, общества, государства. В идеале все, что полезно личности, должно быть полезно обществу и государству. Информационно-психологическая безопасность личности может, таким образом, служить показателем эффективности мероприятий по обеспечению информационно-психологической безопасности в обществе.

Критерий удовлетворенности личности состоянием ИПБ зависит от получаемой информации, суть которой состоит в снятии неопределенности. Получение личностью информации должно снимать неопределенность относительно ситуации. Однако часто сама информация может быть причиной состояния неопределенности, которое испытывает человек относительно ситуации и своих действий в ней. Состояние неопределенности ведет к беспокойству, к страху, к чувству информационного дискомфорта. В этом случае в качестве основного субъективного критерия ИПБ личности можно рассматривать чувство удовлетворенности или неудовлетворенности человека по отношению к собственной информированности. Это чувство может оцениваться как чувство информационной недостаточности или информационной избыточности.

Оценка собственной неудовлетворенности связана с осознанием угрозы ИПБ. Показатели удовлетворенности состоянием ИПБ могут быть получены в результате опросов, бесед, интервью. Практическим выходом для личности, испытывающей чувство незащищенности в условиях неопределенности информации и осознающей это, могла бы явиться психологическая поддержка в виде обеспечения необходимой информацией, объяснения непонятной информации, помощи в выборе достоверной информации. Такая работа могла бы проводиться в рамках психологических услуг населению.

Возможен вариант реализации угроз ИПБ личности, когда угрозы могут не замечаться и не осознаваться самим человеком. Человек может ощущать себя в полной безопасности, хотя его сознание сужено и искажено в результате предшествующих информационно-психологических воздействий. В предельном случае чем более искажено сознание, тем в

большей безопасности чувствует себя человек и тем больше он сопротивляется информации, которая может разрушить, дестабилизировать такое его состояние сознания. Попытки воздействовать на сознание другой информацией, которая требует работы сознания, ломки стереотипов и предубеждений, вызывают негативную реакцию личности, ощущение беспокойства, стремление сохранить прежнее состояние.

Воздействия на индивидуальное сознание могут осуществляться и восприниматься на сознательном и бессознательном уровнях. Угрозы ИНЬ личности действуют по разным направлениям. Угрозы целостности личности под влиянием информационных воздействий на индивидуальное сознание выражаются в нарушениях направленности личности, структуры ценностей, структуры мотивов, структуры целей, в нарушении структуры черт личности.

Перечисленные угрозы относятся, в основном, к взрослой, сформировавшейся личности. Результатами реализации угроз являются несформированность самосознания личности, нарушение идентификации с другими людьми и самоидентификации. Наиболее эффективными оказываются способы противодействия угрозам ИПЬ личности в части ее развития, которые осуществляются через системы воспитания и образования с детского, подросткового и юношеского возраста. В общем случае эти способы заключаются в использовании приемов и методов формирования творческого мышления и гибкого сознания и осуществляются разными источниками в виде:

• государственной поддержки плюрализма и демократических ценностей;

• предоставления возможности выбора максимального числа различных видов деятельности;

• поддержки альтернативных форм обучения;

• тренировки устойчивости к прямому информационному давлению;

• выработки привычки к диалогу, убеждению как при формальном, так и при неформальном общении [2, с. 34].

Целостная, способная к саморазвитию личность сама является гарантом собственной информационно-психологической безопасности. Для противодействия угрозам ИПЬ личности необходим учет всех информационных факторов, влияющих на целостность и развитие личности, а также проведение мероприятий по нейтрализации негативных информационных воздействий и усилению позитивных.

Социально-психологическая защита представляет собой сложную многоуровневую систему социальных, социально-психологических и индивидуально-личностных механизмов, которая обеспечивает информационно-психологическую безопасность человека в обществе как личности и активного социального субъекта, его психологическую защищенность в условиях действия многообразных информационных факторов. Социально-психологическую защиту можно рассматривать в двух основных аспектах: во-первых, в плане системно-структурной организации и, во-вторых, как процесс функционирования данной системы.

Таким образом, социально-психологическая защита должна обеспечивать адекватность формирования и функционирования в условиях действия совокупности разнообразных информационных факторов и информационно-коммуникативных процессов следующих основных личностных образований:

— системы субъективных (личностных, субъективно-личностных) отношений человека к окружающему миру и к самому себе;

— информационно-ориентировочной основы человека в современном обществе как личности и активного социального

субъекта, реализующегося в общественно-позитивных формах.

Можно выделить три основных уровня организации социально-психологической защиты человека и соответственно три основных направления ее формирования и функционирования: социальный (в масштабах общества в целом), социально-групповой (в рамках различных социальных групп и разнообразных форм социальных организаций) и индивидуально-личностный. На социальном уровне социально-психологическая защита реализуется посредством регулирования и организации информационных потоков и распространения способов и средств определенных «алгоритмов» обработки и оценки информации (система образования, система распространения социокультурных ценностей, традиций, социальных норм и т. д.). На социально-групповом уровне социально-психологическая защита реализуется посредством распространения и использования внут-ригрупповых информационных потоков и источников, а также специфических для конкретных социальных групп и организаций способов переработки и оценки информации (групповых норм, ориентации, предпочтений определенных коммуникаторов). На индивидуально-личностном уровне социально-психологическая защита реализуется посредством формирования специфической регулятивной системы и комплекса защитных механизмов, которые образуют индивидуальную социально-психологическую защиту. Более подробное рассмотрение индивидуальной социально-психологической защиты личности с целью выявления ее специфических особенностей и основных функций определяет необходимость проведения анализа таких понятий, как психологическая защищенность и психологическая защита, которые достаточно широко применяются в научной литературе.

Психологическая защищенность обычно рассматривается в контексте взаимосвязи с психологической защитой человека и с механизмами, ее обеспечивающими. Под ней понимается относительно устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание индивидом возможности удовлетворения своих основных потребностей и обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной, ситуации, при возникновении обстоятельств, которые могут блокировать или затруднять их реализацию. В качестве основного механизма обеспечения психологической защищенности выступает психологическая защита — специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. В соответствии с таким подходом в качестве основной ее функции рассматривается «ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний.

Психологическая защита от внешних воздействий может реализовываться в следующих основных разновидностях, отличающихся определенной специфичностью функционирования.

Во-первых, преднамеренная и непреднамеренная психологическая защита. Первая осуществляется на осознаваемом уровне, в соответствии с целями и намерениями тех, на кого оказывается воздействие. Вторая — включается под влиянием самого внешнего воздействия.

Во-вторых, индивидуальная и групповая психологическая защита. «Носителем» первой из них является отдельная личность, носителем второй — социальная группа.

В-третьих, общая и специальная психологическая защита. В первой из них реализуется общая критичность личности по отношению к внешним воздейст-

виям. Она отличается широтой и охватывает большинство внешних воздействий, но в то же время представляет слабое противодействие им, хотя и в различной степени у разных личностей. Специальная или частная психологическая защита имеет более узкую сферу действия, вплоть до фиксации на конкретном субъекте или определенном содержании воздействия, но в то же время обладает значительно большей силой [1, с. 191].

Психологическая защита от внешних воздействий обладает такими характеристиками, как селективность и динамизм. Селективность, или избирательность, реализуется в том, что даже один и тот же объект воздействия обнаруживает различную степень противодействия разным субъектам, а также разному содержанию, исходящему от одного и того же субъекта. Динамизм психологической защиты проявляется в колебаниях реальной ее действенности как в сторону увеличения, так и в сторону снижения. В своем росте психологическая защита может перерасти в предел, когда личность или социальная общность перестают принимать внешние воздействия, идущие от конкретного субъекта или имеющие определенное содержание. Но в это же время воздействия других субъектов или имеющих другое содержание могут приниматься.

Действительно, усиление действенности или «силы» психологической защиты приводит иногда к нежелательным изменениям поведения человека в некоторых информационно-коммуникативных ситуациях. Происходит формирование так называемой «глухой» защиты. Но это, в первую очередь, связано с дисбалансом в формировании одних защитных механизмов в ущерб формированию и усложнению других. Подводя итог нашего краткого рассмотрения подходов к проблеме психологической защиты, можно выделить несколько основных предпо-

сылок, которые определяют целесообразность применения понятия индивидуальной социально-психологической защиты.

Во-первых, необходимость терминологического различения по функциональной и системно-структурной организации этого личностного образования и психологической защиты личности от внутреннего дискомфорта, имеющего специфические психологические механизмы и функции.

Во-вторых, ориентация на защиту от внешних информационно-психологических воздействий в информационно-коммуникативных ситуациях, имеющих по своей сущности социально-психологический характер.

В-третьих, процесс формирования средства защиты, основанный на социально-психологических механизмах и закономерностях.

Суммируя изложенное, отметим следующее.

1. Психологическая защита возможна лишь там, где есть взаимодействие субъектов. Субъектами могут выступать государства, организации, группы, отдельные личности, а также целостные функциональные фрагменты психики. Последнее утверждение не покажется натяжкой, если в свете развивающегося подхода к внутрипсихическим процессам с точки зрения интраличностной коммуникации переосмыслить психоаналитические конструкции как описание процессов межсубъектного взаимодействия.

2. Психологическая защита возникает в условиях межсубъектной борьбы. Если рассматривать интраличностную коммуникацию как разновидность межсубъектного взаимодействия, фрустрация также может быть рассмотрена в этом ряду, за исключением, вероятно, случаев, когда она вызвана объективными (без участия субъекта) обстоятельствами.

3. Психологическая защита возникает в ответ на нарушение или угрозу нарушения границ (часто — психологических) того или иного субъекта, могущего привести к нанесению ущерба его целостности или индивидуальной обособленности.

4. Из всех обсуждавшихся параметров защиты — предмет, характер угрозы, ущерб и средства — последний лучше всего подходит в качестве основания для выделения психологических защит как особого вида защит.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Доценко Е. Л. Психология манипулирования: феномены, механизмы и защита. М., 2000. 345 с.

2. ЕрмаковЮ. А. Манипуляция личностью: смысл, приемы, последствия. Екатеринбург, 1995. 208 с.

3. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2008. 862 с.

4. Смирнов И. В. Психоэкология. М., 2003. 336 с.

5. Храмцова Н. Г. Психология информационного воздействия. Курган, 2000. 216 с.

REFERENCES

1. Docenko E. L. Psihologija manipulirovanija: fenomeny, mehanizmy i zaschita. M., 2000. 345 s.

2. Ermakov Ju. A. Manipuljacija lichnost'ju: smysl, priemy, posledstvija. Ekaterinburg, 1995. 208 s.

3. Kara-Murza S. G. Manipuljacija soznaniem. M.: Eksmo, 2008. 862 s.

4. SmirnovI. V. Psihoekologija. M., 2003. 336 s.

5. HramcovaN. G. Psihologija informacionnogo vozdejstvija. Kurgan, 2000. 216 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.