ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-327-331
ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ НА УСПЕШНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ
Барно Бадалова
Ташкентская область Чирчикский государственный педагогический
институт [email protected]
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена на несформированности приемов учебной деятельности, недостатках развития психических и неадекватных использований ребенком своих природных особенностей.
Ключевые слова: воспитание, мотивационные причины, причины неуспеваемости, индивидуальный подход, индивидуализация, дифференциация.
THE INFLUENCE OF INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS ON SUCCESS IN THE LEARNING
PROCESS
ABSTRACT
The article is devoted to the lack of formation of methods of educational activity, the shortcomings of the development of mental and inadequate use of the child's natural features.
Keywords: education, motivational reasons, reasons for failure, individual approach, individualization, differentiation.
ВВЕДЕНИЕ
Я.А.Каменский отмечал, что воспитание и образование возможно для всего юношества, необходимо лишь различие в оказании помощи. И для этого необходимо поставить в центр обучения личность учащегося с его интересами и способностями, жизненным опытом и потребностями, активностью и наблюдательностью. Ведь педагог учит не абстрактного "среднего" студента, а
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-327-331
вполне конкретного, со своим характером, условиями жизни, наконец, со специфическими природными качествами.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ
Хорошо известно, как неодинаков, бывает уровень знаний учащихся, которых учит один и тот же педагог. Разные учащиеся воспринимают и усваивают одни и те же объяснения педагога, один и тот же материал по-разному, что и приводит к неодинаковым успехам. Помимо этого, сам процесс обучения приводит к неодинаковым успехам и переживается, оценивается учащимися по-разному.
По данным психологических исследователей лишь незначительная часть учащихся подросткового и юношеского возрастов (от 2,1% до 4,7%) не испытывает затруднений в процессе обучения. Причины этих трудностей сами учащиеся в первую очередь видят в самих себе, в собственных качествах -слабой памяти, недостаточном внимании, неумении думать и т.д., а также в отсутствии воли, трудолюбия. Интересно, что и педагоги в слабой успеваемости обвиняют в первую очередь учащихся, отмечая их недобросовестность, лень, безответственность. Кроме того, помимо мотивационных причин неуспеваемости учащихся педагоги называют и отсутствие способностей к обучению, то есть познавательный фактор. И этот фактор будет интересовать нас в ходе нашего исследования.
К психологическим причинам отсутствия способностей к обучению относят недостатки познавательной деятельности, а именно -несформированность приемов учебной деятельности, недостатки развития психических и неадекватное использование ребенком своих природных особенностей.
Причины неуспеваемости чрезвычайно разнообразны, но эффект ее один: трудности в учении деморализуют ученика и пагубно отражаются на его личности. Не добиваясь нужного эффекта, он приобретает опыт беспомощности; испытав неудачу в решении одной задачи, он может и остальные воспринимать как непосильные. Следовательно, падает интерес к учению, возникает нежелание учиться. Именно поэтому неуспеваемость является вечной проблемой, главной болезнью учебных заведений. Решение этой проблемы и является целью индивидуального подхода.
В психолого-педагогических науках под индивидуализацией понимают "учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-327-331
формах и методах, независимо от того, какие особенности в какой мере учитываются"
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
При использовании любых форм и методов в ВУЗе нельзя учесть все индивидуальные особенности студентов. Во внимание принимаются те их черты, которые оказываются важными в процессе обучения. Попытаемся выяснить: какие черты студентов непосредственно влияют на процесс и успешность обучения и привлекают к себе внимание педагогов.
Во-первых, это уровень умственного развития студента, который нередко отождествляется со способностями к обучению. Критерии, на основании которых студент попадает в группу высокоразвитых или низкоразвитых, -успехи в учении, скорость и легкость усвоения знаний, умений оперативно и адекватно отвечать на занятиях и т.д. педагог может разделить группу на подгруппы, руководствуясь умственным развитием, и давать каждой подгруппе задания соответствующей трудности. Однако такое качество как уровень умственного развития, а также связанные с ним черты характера не отличаются стабильностью. Итак, уровень развития умственных способностей - весьма ненадежный, чересчур изменчивый критерий и за ним скрывается множество различных факторов, влияющих на успешность учебной деятельности. И в значительной мере на развитие способностей влияют психодинамические свойства (темперамента), о чем было достаточно подробно и доказательно сказано в первом параграфе данной главы.
Есть и другой тип индивидуальных особенностей. Они довольно ригидны, консервативны. Изменить их практически нельзя, но невозможно не обращать на них внимания, ибо их влияние ощутимо в деятельности, в поведении, во взаимоотношениях с окружающими.
В первую очередь к таким особенностям относят черты, связанные с индивидуальными проявлениями основных свойств нервной системы. Сочетания основных свойств нервной системы образуют типы нервной системы; поэтому такие свойства часто называют индивидуально- типологическими.
Вследствие стабильности индивидуально-типологических черт с ними нельзя не считаться, их обязательно нужно принимать во внимание. Тем более что, как показывают психологические исследования, эти свойства непосредственным образом влияют на учебную деятельность.
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-327-331
Итак, учет как психофизиологических, так и психологических черт учащихся важен для достижения двух основных целей - повышения эффективности обучения и облегчения труда педагога. Во-первых, если педагог имеет представление об индивидуальных особенностях того или иного студента, он будет знать как они влияют на его учебную деятельность: как управляет своим вниманием; быстро ли и прочно запоминает; долго ли обдумывает вопрос; быстро ли воспринимает учебный материал; уверен в себе; как переживает порицание и неудачу. Знать эти качества студента - значит сделать первый шаг в организации его продуктивной работы. Во-вторых, пользуясь этими данными и осуществляя индивидуальный подход в обучении, педагог будет более эффективно трудиться сам, что освободит его от дополнительных занятий с неуспевающими, от повторения неусвоенных разделов программы и т.д..
В ВУЗе принцип индивидуального подхода может быть реализован в форме индивидуализации и дифференциации. Можно выделить два разных критерия, которые лежат в основе индивидуализации: 1) ориентация на уровень достижений студента и 2) ориентация на процессуальные особенности его деятельности.
Определить уровень достижений, то есть успехи студента в разных учебных дисциплинах, несложно. Привычно для педагога учитывать их в работе со студентом, ориентироваться на усвоенные им знания и умения и зависящие от них возможности дальнейшего продвижения. Учитывать уровни развития учащихся и приспосабливать к ним обучение - это наиболее часто встречающийся вид индивидуального подхода. Осуществлять его можно разными способами, но чаще всего педагог выбирает индивидуализацию заданий.
Вторая форма индивидуального подхода, учитывающая процессуальные параметры учебной деятельности студентов, встречается намного реже. И наиболее важным способом индивидуализации этой формы, на наш взгляд, является помощь студенту в формировании индивидуального стиля учебной деятельности. Возможность индивидуализации такого типа изучалась психологами В.С.Мерлиным, Е.А.Климовым, их учениками и последователями. Они показали, как индивидуальный стиль учебной деятельности, вырабатываемый на почве типологических свойств, помогает человеку успешно учиться.
ACADEMIC RESEARCH IN EDUCATIONAL SCIENCES VOLUME 2 | ISSUE 8 | 2021
ISSN: 2181-1385
Scientific Journal Impact Factor (SJIF) 2021: 5.723 Directory Indexing of International Research Journals-CiteFactor 2020-21: 0.89
DOI: 10.24412/2181-1385-2021-8-327-331
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Что называется индивидуальным стилем деятельности? Согласно Е.А.Климову, под ним понимается система индивидуально-своеобразных приемов и способов решения задачи, определяемых комплексом природных особенностей человека. Если у человека выработан индивидуальный стиль учебной деятельности, значит, он наилучшим образом приспособился к условиям обучения, используя свои индивидуально-типологические особенности. И помочь учащемуся найти свой индивидуальный стиль учебной деятельности - это, значит, помочь ему найти свои специфические, оптимальные способы приспособления к учебным ситуациям. Организация этого способа индивидуализации также является предметов нашего исследования.
REFERENCES
1. Badalova, B. (2020). Modern Methods of Teaching Russian and Uzbek as a Foreign Language to Students. Science and Education, 1(Special Issue 2).
2. Badalova, B. (2020). Lesson Competition Element in Russian. EPRA International Journal of Multidisciplinary Research, 6(5), 535-537.
3. Шайхисламов, Н. (2020). Синтаксисни морфология билан интегратив ургатиш. Нутк маданияти ва узбек тилшунослигининг долзарб муаммолари, 383-385.
4. Shayxislamov, N. Z. O. G. L. (2020). Til korpusi yaratishning umumiy tamoyillari xususida. Science and Education, 1(Special Issue 3).
5. Шукурова, М. А. (2020). Связь фразеологизмов с культурой русского и узбекского народов. Science and Education, 1(Special Issue 3), 204-211.
6. Qurbonova, M. (2020). Methods for improvement of training competitions for classifications leading on the organization of independent works. Экономика и социум, (6), 240-244.
7. Курбонова, M. Ф. (2020). Ёшларда креатив тафаккурни шакллантиришнинг педагогик асослари. Халк таълими, 3.
8. Юсупова, Ф. М. (2019). К ВОПРОСУ ОБ ОБЩНОСТИ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫХ ПРИЗНАКАХ ПАРЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ ЯЗЫКА. ББК 81 П996, 99.
8. Юсупова Феруза Махкамовна. (2020). О преподавании русского языка в условиях модернизации образования. Международный журнал искусство слова, (3), 257-264.
9. Абдуллаевна, Ш. К., & Фагимовна, Ш. Н. (2020). Нетрадиционные методы обучения русского языка и литературы. Суз санъати, (3).
10. Аметовна, Ю. Т., & Назаровна, К. Х. (2020). Применение интеграции при обучении русскому языку в национальных группах. Суз санъати, (3).