Научная статья на тему 'Влияние индивидуально-психологических особенностей на самореализацию личности преподавателя высшей школы'

Влияние индивидуально-психологических особенностей на самореализацию личности преподавателя высшей школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
251
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сазонова В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние индивидуально-психологических особенностей на самореализацию личности преподавателя высшей школы»

ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА САМОРЕАЛИЗАЦИЮ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В.Н. Сазонова

Воронежский институт экономики и социального управления,

г. Воронеж

Проблемы самореализации личности и сохранения психологического здоровья являются актуальными в современных исследованиях подготовки специалистов различного уровня. Проблема самореализации личности в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы побуждает к пересмотру критериев эффективности труда. Помимо традиционных критериев (скорость, точность, экономичность) становится важным принимать во внимание внутренние, психологические критерии, которые отражают степень вовлеченности личностного потенциала человека в реализацию стоящих перед ним задач

Профессиональная деятельность - основная форма активности субъекта, одна из важнейших сфер самореализации преподавателя, предоставляющая ему возможность удовлетворять многообразную гамму потребностей, раскрывать свои способности, утверждать себя как личность, достигать определенного социального статуса. Не случайно она все более привлекает внимание исследователей. В настоящее время существует больше количество исследований, посвященных выгоранию педагогов, а исследования, посвященные самореализации личности преподавателя высшей школы малочисленны.

Исходя из вышеизложенного, было проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление влияния индивидуально -психологических особенностей на самореализацию личности преподавателя высшей школы.

Эмпирическое исследование осуществлялось на базе МАУ ВПО «ВИЭСУ» и АНО ВПО ВЭПИ. В нем приняли участие преподаватели вышеуказанных вузов в количестве 40 человек (из них 11 мужчин и 29 женщин), в возрасте 26-61 год.

В исследовании применялись следующие психодиагностические методики:

1) стандартизированный многофакторный метод исследования личности Л.Н. Собчик;

2) методика диагностики уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности (Л.Н. Бережнова);

3) методика «Стратегии самоутверждения личности» Е.П.Никитина и Н.Е. Харламенковой;

4) методика диагностики уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию;

5) методика диагностики реализации потребностей в саморазвитии (Н.П. Фетискин).

Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы.

В профиле ведущих тенденций, которые определяют характерологические особенности индивида, выявлено преобладание значений по таким шкалам, как: «невротический сверхконтроль», «эмоциональная лабильность», «мужественность-женственность», «ригидность» и «индивидуалистичность».

Доминирование акцентуированных черт, которые временами затрудняют социально-психологическую адаптацию человека, выявлены по шкале «импульсивность» и по шкале «оптимистичность».

Нарушенная адаптация (отклонение состояния индивида от нормального) выявлена у 02,30 % респондентов по шкале «невротический сверхконтроль»; у 05,00 % испытуемых - по шкале пессимистичность; у 20,00 % - по шкале «импульсивность»; у 05,00 % - по шкале «мужественность-женственность»; у 15,00 % респондентов - по шкале «ригидность»; у 05,00 % - по шкале «тревожность»; у 05,00 % - по шкале «индивидуалистичность»; у 27,50 % испытуемых - по шкале «оптимистичность»; у 02,50 % - по шкале «социальная интроверсия».

По шкале «тревожность» практически в равной степени выражены трудно интерпретируемые показатели (45,00 %) и ведущие тенденции (45,00 %).

Трудно интерпретируемые показатели (они не выявляют достаточно выраженных индивидуально-личностных свойств и характерны для полностью сбалансированной личности) являются преобладающими по шкале «социальная интроверсия».

У 95,00 % испытуемых ярко выражен средний уровень стремления к саморазвитию; у 52,50 % испытуемых преобладает низкая самооценка качеств, способствующих саморазвитию (в тоже время, у 32,5 % выявлена нормальная самооценка и лишь у 15 % респондентов - высокая); у 50,00 % испытуемых доминирует оценка проекта педагогической поддержки скорее как перспективного для самореализации (у 35 % респондентов выявлена оценка проекта педагогической поддержки как необходимого и достаточного для самореализации).

Необходимо отметить, что как возможность профессиональной самореализации проект педагогической поддержки никто не оценивает.

При исследовании стратегий самоутверждения выявлено преобладание стратегий конструктивного самоутверждения и самоподавления.

Изучение уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности показало наличие у респондентов высокого уровня выраженности практически всех компонентов профессионально-педагогического саморазвития. В наибольшей степени выражены нравственно-волевой

компонент, способность к самоуправлению, когнитивный и коммуникативный компоненты.

Следует отметить, что в меньшей степени выражены мотивационный, гностический и организационный компоненты профессионально-педагогического саморазвития.

Большинство респондентов активно реализуют свои потребности в саморазвитии.

В результате корреляционного исследования (по К. Пирсону) было выявлено, что особенностями самореализации личности преподавателя в условиях профессионально-педагогической деятельности являются:

- стратегия конструктивного самоутверждения и стратегия самоподавления;

- готовность к профессионально-педагогическому саморазвитию, а именно: нравственно-волевой компонент, способность к самоуправлению, когнитивный и коммуникативный компоненты, способность к самоуправлению в педагогической деятельности, коммуникативные способности;

- стремление к самоактуализации, а именно понимание экзистенциальной ценности жизни «здесь и теперь»; способность наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушением грядущих успехов; стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далекое от желания манипулировать ими в своих интересах; адекватная самооценка и творческое отношение к жизни;

- общительность;

- активная позиция реализации потребности в саморазвитии;

- средний уровень саморазвития и профессионально-педагогической деятельности.

Выявлено, что на самореализацию преподавателей оказывают положительное влияние такие индивидуально-психологические особенности личности, как:

- высокий уровень осознания имеющихся проблем через призму неудовлетворенности оценки своих перспектив, склонность к раздумьям, глубина переживаний, аналитический склад ума, самокритичность, скептицизм;

- активная личностная позиция, высокая поисковая активность, преобладание мотивации достижения, уверенность и быстрота в принятии решений, интуитивный, эвристический тип мышления, неустойчивые, часто завышенные притязания;

- устойчивость интересов, упорство в отстаивании собственного мнения, стеничность установок, активность позиции, практичность, трезвость взглядов на жизнь, стремление к опоре на собственный опыт, синтетический склад ума, соревновательность, соперничество, стремление к отстаиванию престижной роли в референтной группе, высокая эмоциональная захваченность доминирующей идеей;

- высокий уровень жизнелюбия, уверенность в себе, позитивная самооценка.

Отрицательное влияние на самореализацию оказывают: индивидуалистический тип личности, невротический сверхконтроль, эмоциональная лабильность, пессимистический и тревожный типы личности.

На основании полученных данных были разработаны практические рекомендации по развитию уверенности в себе как важного фактора самореализации личности преподавателя высшей школы.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Ю.И. Середа, методист

Национальный университет службы гражданской защиты Украины,

г. Харьков

Психологическая служба, функционирующая в Государственной службе Украины по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС Украины) сегодня активно развивается в связи с ее востребованностью. Вот почему проблема профессиональной подготовки будущих психологов ГСЧС Украины является актуальной в современных научных исследованиях.

С момента создания психологической службы (2001 год) ее сотрудники более тысячи раз выезжали на чрезвычайные ситуации различного характера. Психологи ГСЧС Украины неоднократно показывали свою необходимость во время ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера: разрушение зданий, взрывы газа и трагедий на шахтах.

Кардинальные изменения, происходящие в последнее время в политической, экономической и социальной сферах нашего общества, отобразились на системе ведомственного образования, вызвали определенные трудности в подготовке кадров, в том числе и психологов для подразделений Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям. Сегодня происходит активный поиск принципиально новых направлений оптимизации процесса обучения и воспитания. Одним из наиболее перспективных направлений в данное время является психологическое сопровождение процесса профессиональной адаптации курсантов-психологов в процессе обучения в вузе [1].

Одной из актуальных на сегодня задач является организация психологического сопровождения курсантов в процессе обучения, оценка степени адаптации курсантов первого курса, изучение социально-психологических явлений в учебных группах, психологическая коррекция негативной и нестойкой мотивации курсантов к профессиональной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.