ности межличностного общения: воспитанность, ответственность, самоконтроль, терпимость, широта взглядов.
Таблица 2
Уровни развития субъектности студентов к концу формирующего эксперимента
Уровень развития субъектности студентов Экспериментальная группа Контрольная группа
высокий 18,7% 10%
средний 60,3% 42,2%
низкий 21% 47,8%
На основании полученных данных можно сделать вывод, что реализация модели педагогической системы способствовала изменению ценностных ориентаций студентов, структуризации их ценностных приоритетов.
Литература
1. Асташова Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии // Педагогика. - 2002. - №8.
2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2000.
3. Ошорова Г.С. Педагогические основы развития ценностно-мировоззренческих ориентаций старшеклассников. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2004.
4. Rokeach M. The nature of human values. - N.Y.: Free Press, 1973.
Мушкирова Анна Николаевна, старший преподаватель Боханского филиала Бурятского государственного университета. Е-mail: anmush2006@ yandex.ru.
Mushkirova Anna Nikolaevna, senior teacher of Bochan branch of Buryat State University. E-mail: an-mush2006@ yandex.ru
УДК 371+15+796
Л.Ю. Нежкина, О. Л. Подлиняев, В.Ю. Лебединский
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ И ЛЫЖНЫМИ ГОНКАМИ
Статья отражает необходимость психолого-педагогического исследования личности спортсменов как одного из основных компонентов психолого-педагогического сопровождения в период их спортивной деятельности.
Ключевые слова: личность, спорт, деятельность, принцип, исследование, реакция, пессимистичность, воспитание, социальная активность, структура, результат.
L.Yu. Nezhkina, O.L. Pod/i'nyaev, V.Yu. Lebedinsky
PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL RESEARCH OF ATHLETES’ PERSONALITY GOING IN FOR ATHLETICS AND SKIING
The article reflects the need for psycho-pedagogical research of athletes’ personality as one of the main components of psycho-pedagogical support in the period of their sport activities.
Key words: personality, sports, activities, principle research, reaction, pessimistic, education, social activity, structure, results.
Исследование особенностей личности спортсмена на сегодняшний день является одним из актуальных вопросов спортивно-психологической проблематики [6].
Принцип развития, принцип единства личности и деятельности явились основополагающими, практически для всех исследований по психологии и педагогике физического воспитания и спорта, выполненных в течение полувека на кафедре психологии им. П.Ф. Лесгафта [1, 3].
А.Ц. Пуни [5] отметил, что предметом онтопсихологии спорта является развитие спортсмена как личности и индивидуальности в условиях спортивной деятельности.
В спорте выделяют три деятельностные задачи: обучение, воспитание и достижение определенного результата деятельности - победа в соревновании, или достижение максимально возможного, или запланированного результата, то есть достижение успеха, которое возможно лишь при правильном учете индивидуальных особенностей личности спортсмена и при формировании на этой основе специфического технико-тактического стиля его деятельности [2].
Значимым представляется поиск общих (неспецифических для конкретного вида спорта) проявлений личности, обусловливающих успех в спорте. К их числу можно отнести позитивность отношений, внутреннюю тревожность, психологическую и социальную активность в преодолении препятствий [2,5].
В связи с этим для изучения личностных особенностей спортсменов в эксперименте приняли участие мастера спорта, КМС и спортсмены первого разряда, занимающиеся легкой атлетикой и лыжными гонками.
Цель исследования заключается в выявлении взаимосвязи личностных особенностей спортсменов с их успешностью в спортивной деятельности.
Личностные особенности спортсменов изучались при помощи методики: Миннесотский многоаспекторный личностный тест ММР1 (в модификации Л.Н. Собчик) [7]. Большим преимуществом данной методики является наличие в ее структуре шкал достоверности (Ь, Б, К), позволяющих определить не только надежность результатов, но и установку испытуемого на саму процедуру обследования. Так, шкала Ь (шкала лжи) показывает, насколько искренним был обследуемый в процессе тестирования. Шкала Б (шкала достоверности) показывает уровень надежности полученных данных в зависимости от откровенности обследуемого и его готовности к сотрудничеству. Шкала К (шкала коррекции) выявляет степень искажения профиля, связанного как с закрытостью испытуемого, так и с влиянием неосознанного защитного механизма вытеснения из психики информации, травмирующей, разрушающей позитивный образ «Я».
Это дает возможность интерпретации полученных данных через призму выявленных с помощью шкал достоверности тенденции к преувеличиванию имеющихся проблем или к их сглаживанию.
В данной методике личностные особенности и характеристики состояний определяются отдельными десятью шкалами: 1 шкала - шкала невротического сверхконтроля, 2 шкала - пессимистичности, 3 шкала - эмоциональной лабильности, 4 шкала - импульсивности, 5 шкала -«мужественности -женственности», 6 шкала - ригидности, 7 шкала - тревожности, 8 шкала -индивидуалистичности, 9 шкала - оптимистичности, 10 шкала - социальной интроверсии.
Каждая из основных шкал профиля выявляет определенные личностные особенности, если эта шкала является единственным превалирующим пиком в профиле, находящимся в пределах нормативного разброса. Более высокие показатели выявляют реакцию на неблагоприятную ситуацию или состояние дезадаптации - в зависимости от высоты профиля, но и в том и в другом случае речь идет о ведущих индивидуально-личностных тенденциях.
Шкалы в целом делятся на четыре группы.
Шкалы «сильного» регистра, выявляющие стеничные свойства личности: 4-я, 6-я и 9-я шкалы.
Шкалы «слабого» регистра, отражающие гипостенические черты: 2-я, 7-я и 0-я шкалы.
Шкалы «смешанного» типа реагирования: 1-я, 2-я и 3-я шкалы (невротическая триада).
5-я и 8-я шкалы, из которых повышенная у мужчин и пониженная у женщин 5-я смягчает стеничные характеристики, а повышенная 8-я и у тех, и у других усиливает индивидуалистичность.
Учитывая влияние шкал друг на друга, можно перейти к целостной оценке профиля.
Анализ полученных результатов производится на основании показателей данных шкал и их количественного соответствия норме выраженности или акцентуации.
Тип реагирования соответствующий норме свидетельствует о его адекватном проявлении ситуации, уравновешенности, гармоничности. Выраженность типа реагирования говорит о сильном стремлении человека в достижении цели и о направленном противодействии влиянию среды. Акцентуация свидетельствует о нарушении адаптации по соответствующему типу реагирования и проявляется поведенческими реакциями асоциальной или антисоциальной направленности.
Результаты исследования приведены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели личностных особенностей
Группы спортсменов L F K 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
1 группа Успешные в спорте 52 64 48 54 40 50 51 68 67 48 60 68 55
2 группа Менее успешные в спорте 46 55 45 56 59 55 42 65 60 57 56 61 57
Анализ полученных результатов личностных особенностей спортсменов показал, что группу успешных в спорте можно описать в характеристиках активности, силы, высокой мотивации достижения успеха, о чем свидетельствуют выраженные значения шкал 6 (67 баллов), 9 (68 баллов), 4 (51 балл).
Шкалы, отражающие эмоциональную сферу 2 (40 баллов), 7 (48 баллов), 0 (55 баллов), соответствуют норме и говорят об оптимистичном настроении, умении взаимодействовать с окружающими, высокой самооценке.
Шкалы невротической триады 1 (54 балла), 2 (40 баллов), 3 (50 баллов) соответствуют норме и отражают спонтанность поведения, эмоциональную устойчивость.
Показатели по шкале 5 (68 баллов) соответствуют выраженности и свидетельствуют о мужественности.
По шкале индивидуалистичности 8 (60 баллов) значения выражены, что показывает творческую направленность спортсменов.
Во 2-й группе (менее успешных в спорте) выражены тормозные черты характера, пессимистичность, инертность в принятии решений, сниженная самооценка, выраженная глубина переживаний, замкнутость, что отражают шкалы 2 (59 баллов), 7 (57 баллов), 0 (57 баллов).
Шкалы, отражающие стеничные свойства личности 4 (42 балла), 6 (60 баллов), 9 (61 балл), также выражены, но тем не менее ниже, чем в группе успешных спортсменов, что проявляется в устойчивости интересов, активности, мотивации достижения, упорстве. Необходимо отметить, что несмотря на выраженность данных показателей, что собственно обусловлено требованием спортивной деятельности, стрессовая ситуация может провоцировать проявление тормозных черт.
Шкалы невротической триады 1 (56 баллов), 2 (59 баллов), 3 (55 баллов) соответствуют выраженности и отражаются в высоком самоконтроле, эмоциональной неустойчивости.
Показатели по шкале 5 (65 баллов) соответствуют выраженности и свидетельствуют о мужественности.
По шкале индивидуалистичности 8 (56 баллов) значения выражены, что показывает творческую направленность спортсменов.
Таким образом, выявленные личностные особенности групп спортсменов отражают их неоднородность и свидетельствуют о взаимосвязи позитивных личностных особенностей, таких как оптимистичность, высокая самооценка, высокая мотивация достижения успеха, упорство, активность в преодолении препятствий, с успешностью в спорте. В свою очередь взаимосвязи негативных личностных особенностей, таких как пессимистичность, заниженная самооценка, неуверенность в своих силах, тревожность, пассивная личностная позиция в преодолении препятствий, с менее успешными результатами в спорте.
Необходимо отметить, что наиболее характерной особенностью данных видов спорта (л/атлетика, лыжные гонки) является преимущественное проявление выносливости, волевой способности спортсмена противостоять утомлению при повышенных физических нагрузках. Не всегда нагрузка дается легко, что приводит к психическому перенапряжению, возникновению негативных и пограничных психических состояний. Выявленные показатели личностных особенностей 1-й группы спортсменов свидетельствуют об устойчивости к неблагоприятным психическим состояниям, демонстрируя характер приспособительных реакций спортсмена к условиям спортивной тренировки и соревнований.
Во 2-й группе спортсменов выявленные личностные особенности не способствуют противостоянию при развитии в процессе спортивной деятельности неблагоприятных психических со-
стояний: тревожность, страх, утомление, фрустрация, монотонное психическое пресыщение, снижая, таким образом, эффективность деятельности.
На основании вышеизложенного необходимо подчеркнуть, что исследование личностных особенностей спортсменов является одним из основных компонентов психологопедагогического сопровождения спортсменов в период их спортивной деятельности [6, 9]. В связи с этим необходимо показать основное ее направление и структуру.
1 этап. Психодиагностика в спорте - это специальная ориентация и использование методов психологии для оценки тех психических явлений (качеств) спортсменов или спортивных групп, от которых зависит успех спортивной деятельности.
Использование методов психологии:
- в процессе отбора, при изучении условий деятельности;
- в тренировочном процессе;
- в соревнованиях.
Цель психодиагностики изучение спортсмена и его возможностей:
а) особенности проявления и развития психических процессов;
б) психические состояния (актуальные и доминирующие);
в) свойства личности;
г) социально-психологические особенности деятельности.
2 этап. Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации.
Адресованы для тренера, спортсмена, руководителей, массажиста, врача, родителей, друзей и т.д. - всех тех, кто общается со спортсменом.
Относятся:
- к занятиям определенным видам спорта;
- к тренировочному процессу (конкретному занятию или периоду);
- к соревнованиям вообще или к определенному соревнованию;
- к спортивному режиму, к спортивной жизни вообще.
3 этап. Психологическая подготовка.
- тренера;
- спортсмена:
а) к продолжительному нагрузочному тренировочному процессу;
б) общая психологическая подготовка к соревнованиям;
в) специальная психологическая подготовка к конкретному соревнованию;
г) коррекция психических состояний на заключительном этапе подготовки к ответственным соревнованиям.
4 этап. Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена.
В тренировочном процессе:
- перед тренировочным занятием;
- при выполнении отдельных упражнений в тренировке;
- между тренировочными занятиями;
- в определенном тренировочном периоде.
В соревновательном процессе:
- перед соревнованиями;
- непосредственно перед стартом (секундирование);
- в перерывах между соревновательными упражнениями или в ходе их выполнения;
- после соревнований.
Таким образом, по результатам исследования личности спортсменов выявлены стабильные личностные особенности, способствующие противостоянию при развитии неблагоприятных психических состояний в спортивной деятельности, показанные на примере 1-й группы спортсменов. Так наиболее характерными особенностями личности, способствующими эффективности в спортивной деятельности, являются высокая эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, самоконтроль, мотивация достижения успеха, оптимистичность, активная личностная позиция в преодолении препятствий. В свою очередь такие личностные особенности, как неуверенность в своих силах, пессимистичность, тревожность, низкая самооценка, пассивная личностная позиция в преодолении препятствий, не противодействуют при развитии неблагоприятных психических состояниях, что в свою очередь снижает эффективность спортивной деятель-
ности, данные исследования отражают показатели 2-й группы спортсменов. Психологопедагогическое исследование личностных особенностей спортсменов позволяет обнаружить те их стабильные характеристики, которые демонстрируют свое влияние при возникновении психических состояний до появления стойкого снижения спортивных результатов, что является одним из необходимых этапов в психолого-педагогическом сопровождении спортсменов во время спортивной деятельности. Знание их позволит как педагогу-психологу, так и тренеру не только индивидуальный подход к каждому спортсмену, но также определять пути коррегиро-вания тех личностных особенностей, которые негативно влияют на результативность в спорте и развитие личности в целом.
Литература
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
2. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. - М.: Академия, 2000. - 288 с.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
4. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Ростов н/Д: Феникс, 2000.
5. Пуни А.Ц. Некоторые психологические вопросы готовности к соревнованиям в спорте (избранные лекции). -Л., 1973. 31 с.
6. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2004. - 576 с.
7. Собчик Л.Н. СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. - СПб.: Речь, 2003. - 219 с.
8. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. - М.: Молодая гвардия, 1979. - 335 с.
9. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Собр. соч. - М.; Л.: Изд-во Академии пед. наук, 1950. - Т.8. - 648 с.
Нежкина Лариса Юрьевна, аспирант кафедры физического воспитания Иркутского государственного технического университета. Е-mail: [email protected]
Подлиняев Олег Леонидович, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Иркутского государственного педагогического университета. Е-mail: [email protected]
Лебединский Владислав Юрьевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры физического воспитания Иркутского государственного технического университета. Е-mail: shporin@ru
Nezhkina Larisa Yurievna, post-graduate student of department of physical education of Irkutsk State Technical University. Е-mail: [email protected]
Podlinyaev Oleg Leonidovich, doctor of pedagogical science, professor of department of pedagogv of Irkutsk State Technical University. Е-mail: [email protected]
Lebedinsky Vladislav Yurievich, doctor of medical science, professor of department of phvsical training of Irkutsk State Technical University. Е-mail: [email protected]
УДК 378.016.78
НВ. Новикова
СТАНОВЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
В данной статье раскрыта организационно-педагогическая модель становления готовности студентов-музыкантов к развитию художественно-творческого потенциала младших школьников средствами музыкального искусства
Ключевые слова: творческий потенциал, музыкальное искусство, студенты, младшие школьники, развитие, организационно-педагогическая модель.
NV Novikova
THE PROCESS OF SETTING OF STUDENT’S ABILITIES TO THE DEVELOPMENT OF ARTISTIC CREATIVE POTENTIAL OF JUNIOR PUPILS BY MEANS
OF MUSICAL ART