Научная статья на тему 'Подготовка специалистов в учреждении дополнительного профессионального образования'

Подготовка специалистов в учреждении дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОПАСНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ОБЪЕКТ / ЛИЧНОСТЬ / ПСИХИЧЕСКАЯ АДАПТИВНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ESTABLISHMENT OF ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING / DANGEROUS INDUSTRIAL OBJECT / PERSON / MENTAL ADAPTABILITY / ADAPTATION / QUALIFYING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенихина А. В.

В статье рассматривается специфика педагогической оценки качества подготовки специалистов в условиях реального квалификационного процесса, развертываемого в учреждении дополнительного профессионального образования. Наиболее сложный и наиболее ответственный аспект оценки качества подготовки специалистов в учреждении дополнительного профессионального образования оценка психологической готовности работника к обслуживанию опасных производственных объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенихина А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THECHING OF SPECIALISTS IN ESTABLISHMENTS OF ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING

This article gives the specifics of the educational assessment of the quality of specialists training in the conditions of the real qualifying process, developed in an additional vocational training establishment. The estimation of psychological readiness of worker to maintenance of dangerous objects of productions became the most difficult and the most responsible aspect of the assessment of the quality of specialists training in such establishments.

Текст научной работы на тему «Подготовка специалистов в учреждении дополнительного профессионального образования»

Необходимо отметить, что использование вышеперечисленных методик и технологий позволило соответствовать ан-драгогическим принципам, которые крайне важны при обучении взрослых. Учитывая различные трактовки данных принципов, мы ориентируемся на те, которые особенно важны при создании программ обучения взрослых людей в соответствии с андрагогическим подходом.

Во-первых, в основу программы положен принцип рефлексивности, так как «очевидно, что развитие рефлексивного мышления является актуальной задачей современной подготовки учителя» [5]. Он предполагает наличие в нашей образовательной программе возможностей для постоянного осмысления слушателями основных параметров процесса обучения, своих действий, а главное - собственных изменений.

Второй андрагогический принцип - принцип самостоятельности или субъективности предполагает реализацию инициативной, авторской позиции участников на всех основных этапах обучения - от целеполагания, планирования, реализации своей образовательной деятельности до ее контроля и коррекции.

В-третьих, для нас важен принцип развития образовательных потребностей. С учетом того, что взрослые готовы учиться только тому, что им нужно, стоит задача выяснения их потребностей. Работа в этом направлении требует определенных организационных усилий. Здесь важно прояснить не только явные, но и скрытые, т. е. пока неосознанные, или невербализованные запросы и потребности.

Четвертых принцип, необходимый с нашей точки зрения при составлении программы - принцип актуализации результатов обучения, предоставление возможности безотлагательного применения на практике приобретенных знаний, умений, навыков и качеств.

Библиографический список

В заключение статьи хочется подчеркнуть, что соблюдение названных условий и соответствие перечисленным принципам приводит к успешной реализации данной программы, итогом чего является:

• частные дидактические цели учебных элементов в своей совокупности обеспечивают достижение интегрированной цели модуля; реализация интегрированных целей всех модулей в свою очередь приводит к комплексной дидактической цели модульной программы;

• реализуется обратная связь - основа управляемости и контролируемости процесса усвоения знаний. При этом входной и выходной контроль более жесткий, осуществляется преподавателем, а текущий и промежуточный (на стыке учебных элементов) - мягкий, проходит в виде само / взаимоконтроля слушателей;

• учебный и дидактический материал излагается доступно, конкретно, выразительно, в проблемной и диалоговой формах;

• при построении модуля соблюдается логика усвоения знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация, что способствует актуализации полученных знаний;

• структура модуля соответствует логике учебного занятия.

Это даёт нам основание утверждать, что реализация предлагаемой нами программы гарантирует высокий уровень качества обучения слушателей, нацеливает их на самообразовательную деятельность и позволяет совершенствовать общепедагогические, методические и лингвистические компетенции учителей английского языка одновременно, что соответствует требованиям времени.

1. Кошелева, В.И. Лингводидактическая модель совершенствования профессиональной компетенции учителя иностранного языка в системе повышения квалификации. [Электронный ресурс] Режим доступа: http: // pn.pglu.ru / index.php?module=subjects&func=viewpage&pageid=2191.

2. Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева. - М.: Новая школа, 1995.

3. Методологические основы системы модульного формирования содержания образо- вательных программ и совместимой с международной системой классификации учебных модулей [Электронный ресурс] Режим доступа: http: // www.msu.ru / innovation / nmo / metod.rtf

4. Соловова, Е. Н. Практикум к базовому курсу методики обучения иностранным языкам: учеб. пособие для вузов / Е. Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2004.

5. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: п Пособие для студентов педагогических вузов и учителей / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2002.

Статья поступила в редакцию 13.03.09

УДК 377.3: 331.43

Л.В. Семенихина, соискатель БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа, E-mail: bmipk-asD@mail.ru

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается специфика педагогической оценки качества подготовки специалистов в условиях реального квалификационного процесса, развертываемого в учреждении дополнительного профессионального образования. Наиболее сложный и наиболее ответственный аспект оценки качества подготовки специалистов в учреждении дополнительного профессионального образования - оценка психологической готовности работника к обслуживанию опасных производственных объектов.

Ключевые слова: учреждение дополнительного профессионального образования, опасный производственный объект, личность, психическая адаптивность, адаптация, профессиональная подготовка, квалификационный процесс.

Дополнительное профессиональное образование понимается нами как педагогический процесс, осуществляемый в интересах человека, общества, государства и направленный на обеспечение конкурентоспособности и мобильности субъекта профессиональной активности на рынке труда. Центральной идеей непрерывного образования является развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни.

Следует отметить, что в настоящее время продолжает сохраняться противоречие между необходимостью гибко и оперативно откликаться на требования рынка в отношении

новых знаний, умений и новых ценностных ориентаций и сложившейся системой повышения квалификации работников, нацеленной на консервацию имеющегося опыта и способы административно-распорядительного управления в образовании.

Стержневой идеей, способной принципиально повлиять на изменение ситуации, отягощенной общей проблемой повышения качества подготовки специалистов в системе дополнительного профессионального образования, является ценностно-ориентированный подход, реализуемый в форме и методах педагогической оценки качества. Здесь под «ценностной

ориентацией» понимаются разделяемые личностью социальные ценности, выступающие как цели жизни и основные средства их достижения и являющиеся важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности и ее поведение. При этом «социальные ценности», в свою очередь, понимаются нами как значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальной группы (работодателей), личности специалиста.

Требуется баланс интересов субъектов образовательного процесса: (1) слушателей - им необходима такая система непрерывного образования, которая открывает доступ к профессиональному образованию высокого качества и каждому предоставляет шанс для последующего обеспечения достойной жизни и свободного развития; (2) работодателей - им необходимы такие работники, которые хотят, способны и имеют возможность наращивать профессиональные навыки в течение всей трудовой жизни, так как бизнесу жизненно важно, чтобы компании оставались конкурентоспособными, производительными, прибыльными.

Личностно-профессиональное развитие специалиста в квалификационном процессе учреждения дополнительного профессионального образования рассматривается на уровне одной из категорий акмеологии, то есть как процесс развития личности, преимущественно ориентированный на высокий уровень профессионализма и профессиональные достижения, осуществляемый с помощью обучения и саморазвития, профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействий. При этом общее понятие «профессионал» используется в значении субъекта профессиональной деятельности, (1) обладающего высокими показателями профессионализма личности и деятельности, самоэффективности, (2) имеющего высокий социальный и профессиональный статус, (3) динамически развивающуюся систему личностной и деятельностной нормативной регуляции, (4) постоянно нацеленного на саморазвитие и совершенствование, на личностные и профессиональные достижения, имеющие социально-позитивное значение.

В нормативных документах, определяющих требования к рабочим, осуществляющим эксплуатацию опасных производственных объектов, сформулированы параметры допуска, которые скорее можно отнести к так называемым «общепрофессиональным». Имеются в виду: (1) профессиональные качества, такие как «повышенный квалификационный уровень», «опыт работы по специальности», «опыт управления в низовом звене (например бригадир); (2) моральные качества, такие как «дисциплинированность», «ответственность», «трез-

вость», «честность»; (3) состояние здоровья как нечеткий критерий, характеризующий не столько отсутствие профессиональных заболеваний, сколько способность выполнять профессиональные обязанности в пределах рабочего поста длительно и с полной отдачей.

Разумеется, этот общий (и неполный) нормативный список профессионально необходимых качеств никто не собирается оспаривать. Однако многие специалисты в области теории и методики профессионального образования, а также практики, полагают, что к числу нормативно обозначенных качеств необходимо добавить также и целый ряд «ненормативных» параметров психологических особенностей. Они как профессионально значимые свойства личности должны оцениваться не с позиции «необходимости», «желательности» или «предпочтительности» для современного специалиста (рабочего), а с позиции позитивного прогноза его профессиональной пригодности для безопасной работы на опасном объекте.

Фактически речь идет о психологическом отборе как процедуре психологической диагностики, осуществляемой в рамках квалификационного процесса, а не о профессиональном отборе как организационной процедуре отсева непригодных для той или иной профессии исходя из «документа» о подтверждении того или иного квалификационного разряда.

Необходимость психологического отбора обусловливается: (1) повышенными требованиями к личности специали-138

ста (рабочего), включенного в сложные отношения производственного коллектива (бригады), обслуживающего опасные производственные объекты; (2) тяжестью последствий от ошибок в эксплуатации подобных объектов, допускаемых под воздействием «человеческого фактора» (по статистике, это около 70% всех зафиксированных аварий); (3) задачей преодоления барьера - сложившейся установки на негативное отношение к психологическому отбору у самих преподавателей, осуществляющих квалификационный процесс в рамках традиционных подходов.

Относительно негативной установки необходимо сказать следующее. При традиционном подходе программа повышения квалификации всегда рассматривается исходя из приоритетов «знаний», «умений» и «навыков». Они - при успешной сдаче экзаменов (либо выполнении соответствующей квалификационной работы) слушателем - играют роль критерия достижения цели квалификационного процесса. При «нетрадиционном» подходе приоритетом становится личность самого слушателя, а критерием качества и завершенности квалификационного процесса - достигаемый при этом уровень его «личностно-профессионального развития».

Между тем реальная процедура психологического отбора как процедура психологической диагностики требует наличия в учреждении дополнительного профессионального образования определенного перечня эталонов психологической адаптивности специалистов и рабочих, осуществляющих эксплуатацию опасных производственных объектов. В их числе: (1) профессиограммы деятельности всех категорий работающих на опасных производственных объектах; (2) психограммы конкретных работников, включенных в плановый квалификационный процесс; (3) модели эффективного работника, отличающегося высоким уровнем профессиональной надежности при выходе из квалификационного процесса; (4) модели управления качеством квалификационного процесса в условиях стационара и выездных форм переподготовки рабочих.

При этом задачи квалификационного процесса, сформулированные исходя из типового содержания стандартов профессионального образования и учебно-программной документации и нацеленные на достижение специалистами и рабочими нового, более высокого уровня квалификации (либо более высокого квалификационного разряда), не предусматривают автоматического достижения соответствующего и более высокого уровня психологической адаптивности. Для этого необходимы принципиально иные подходы и специальные программы, подлежащие целевой разработке и содержащие модельные характеристики личности специалиста-рабочего, сформулированные в терминах психологической адаптивности.

В трудах специалистов, разрабатывающих проблемы профессиональной пригодности, показано, что профессиональная пригодность в значительной мере зависит от общего развития личности специалиста (претендента на вакантное место), а не только от набора специальных способностей, необходимых для успешной профессиональной деятельности, скажем, крановщика или оператора котельной. Поэтому при обсуждении профессиональной пригодности, рассмотренной в ракурсе профессионально-психологической адаптации, речь может идти о требованиях к психике специалиста, его характерологическим, интеллектуальным и нравственным качествам, а не о требованиях, предъявляемых к специалисту исходя из специфики его рабочего места.

Установлено, что фактор социально-профессиональной адаптации тесно связан с высоким уровнем социализации личности, с готовностью работника к нормативному поведению в производственной деятельности.

Что же касается фактора психологической адаптации, то он связан с нервно-психической, эмоциональной устойчивостью (стабильностью) личности, которая не может рассматриваться в отрыве от: (1) познавательной (когнитивной) активности; (2) продуктивности мышления; (3) коммуникативной компетентности; (4) организаторских способностей. «Адаптация» чаще всего рассматривается как процесс, а «адаптив-

ность» - как черта личности, но в том и другом случае мы обращаемся и к мотивационной сфере специалиста с целью диагностики: (1) доминирования социально значимых мотивов, побуждений; (2) потребности в достижении успеха на работе; (3) стремления к самоутверждению; (4) установки на завоевание профессионального престижа, авторитета и уважения коллектива.

Несоответствие личностно-профессиональных качеств весьма специфическим, порой жестким, требованиям к труду специалистов, осуществляющих эксплуатацию опасных производственных объектов, способствует возникновению у многих из них постоянного психического перенапряжения, что, в свою очередь, провоцирует актуализацию различных комплексов, ведущих к возникновению невротических, психосоматических расстройств и заболеваний.

Разумеется, о возникновении комплексов и невротических расстройств сами рабочие догадываются очень редко, поэтому списывают ощущаемый психологический дискомфорт на не вполне осознаваемые внешние причины и обстоятельства, а не на психологическую дезадаптацию.

Невроз можно рассматривать именно как психологический кризис, обусловленный состоянием разобщения, или, говоря более формально, как «диссоциация личности», что обу-словленно активизацией комплексов. При этом разобщение личности на составляющие ее части, или «комплексы», - это своего рода «разъединение с самим собой». Специалисты по психологии невроза указывают на негативные последствия этого явления, заключающиеся в том, что состояние разобщения (диссоциация) несет в себе разрушение человеческого потенциала к воплощению в себе целостности и поэтому является характеристикой, свидетельством именно невроза. Над этим в свое время много работали З. Фрейд, К. Юнг, К. Хорни и др.

Установлено, что профессиональные неврозы являются симптомом плохого приспособления, наличия какого-либо препятствия или мешающего воздействия: (1) конституциональной слабости или дефекта; (2) неправильного профессионального образования или негативного опыта профессиональной деятельности; (3) недостаточного профессионализма личности; (4) неадекватной установки на конкретную ситуацию в пределах рабочего поста и т.д.

Когда такой специалист или рабочий не вполне един с самим собой, то он уже приближается к невротическому состоянию, признаки которого - беспокойство, страх, депрессия, вина или отдельный конфликт на почве профессиональной деятельности. При этом молодой рабочий с неокрепшим характером начинает избегать трудностей, которые приносит ему профессия, стремясь (бессознательно) вернуться обратно в обыденный, непрофессиональный, инфантильный мир. В сущности, происходит изменение установки, которая связывает разобщение (диссоциацию) между профессионалом, каков он есть, и профессионалом, каким он должен быть.

В наше время мы довольно часто пользуемся термином «невротик», не имея, однако, какого-либо ясного представления о том, что он означает. Между тем есть два признака, которые можно обнаружить во всех неврозах без глубокого изучения структуры личности: первый - определенная ригидность реагирования; второй - разрыв между возможностями человека и их реализацией.

Невроз является психическим расстройством, вызываемым страхами и защитами от них, а также попытками найти компромиссные решения конфликта разнонаправленных тенденций. По практическим причинам целесообразно называть это расстройство неврозом лишь в том случае, когда оно отклоняется от общепринятого в данной культуре образца [12].

Итак, когда речь идет о психологическом отборе как процедуре диагностики, осуществляемой в рамках квалификационного процесса, а не о профессиональном отборе как организационной процедуре найма «пригодных» или отсева «непригодных» для той или иной профессии, мы должны держать в поле зрения интегральную характеристику личности рабочего, определяемую как психологическая адаптивность. Ее альтернативой является «психологическая дезадаптивность», понимаемая как профессиональный невроз и выявляемая по характерным для невротической личности признакам: (1) по определенной ригидности реагирования; (2) по разрыву между возможностями человека и их реализацией; (3) по наличию конфликта противоречащих друг другу тенденций.

В психограммах конкретных работников должны быть показаны не только нормативно одобряемые качества личности, но и негативные качества личности, прогностически неблагоприятные показатели рабочего, осуществляющего эксплуатацию опасного производственного объекта.

В научной терминологии используются стандартизированные списки личностных черт или типов личности, которые выступают в функции эталонов для расшифровки психологической дезадаптированности личности. В нашем примере -личности специалистов (рабочих), осуществляющих эксплуатацию опасных производственных объектов. Содержание такого списка зависит и от избираемой психодиагностической методики либо батареи тестовых психодиагностических методик, используемых для оценки степени выраженности профессионально важных качеств.

Базой нашего исследования послужила республиканская система дополнительного профессионального образования, представленная НОУ «Межотраслевой институт» (г. Уфа) и ГОУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования» (факультет повышения квалификации специалистов профессиональной школы).

Из большого арсенала известных стандартизированных методик, способных отражать диагностический конструкт -«психическую адаптивность» - и способных составить основу формализованной измерительной процедуры, мы остановили свой выбор на стандартизированной методике исследования личности - СМИЛ [11].

В основе концепции и разработанного Л.Н. Собчик подхода содержится известное положение С.Л. Рубинштейна, согласно которому формирование психики под влиянием социального опыта происходит опосредованно, преломляясь через индивидуально очерченные внутренние условия человека.

Основой разработанного подхода стала модель личности, в которой определяющим типологическим признаком является сквозное присутствие на всех уровнях личности определенного эмоционально-динамического «паттерна», проявляющегося во вне в виде одной или нескольких ведущих тенденций.

При избыточной эмоциональной напряженности в состоянии стресса и нарастания признаков социальнопсихологической дезадаптации эти типологические особенности, как некая преддиспозиция, могут способствовать успешной адаптации или перерасти в дезадаптивное состояние.

Функция адаптации складывается в основном из двух переменных: первая - тенденция к самореализации, к достижению успеха и удовлетворению потребностей в противодействие средовым факторам, ограничивающим самореализацию личности; вторая - тенденция к повышенному самоконтролю с отказом от достижения сиюминутных потребностей ради сохранения конгруэнтных отношений с окружением.

Избыточность показателей стеничной самореализации угрожает дезадаптацией по социально-поведенческому типу, противоположное отношение означает отказ от самореализации и преобладание социального давления на личность, что формирует невротический «паттерн» дезадаптации.

Таковы основные положения концепции и модели личности, которые послужили основой для построения методики СМИЛ.

Оказалось, что все сформулированные параметры допуска, скорее, можно было отнести к так называемым «общепрофессиональным», а именно: профессиональные качества - высокий квалификационный уровень, опыт работы по специальности, опыт управления в низовом звене; моральные качества

- дисциплинированность, ответственность, трезвость, честность; состояние здоровья - не только отсутствие заболеваний, но и способность выполнять профессиональные обязанности в пределах рабочей смены с полной отдачей.

Иная точка зрения на этот счет заключается в том, что к числу этих нормативно обозначенных качеств необходимо добавить целый ряд «ненормативных» параметров профессионализма личности специалиста, и они должны оцениваться не с позиции «желательности» или «предпочтительности» для современного специалиста, а с позиции необходимого позитивного прогноза его профессиональной пригодности для обеспечения промышленной безопасности на опасном производственном объекте [8]. Фактически, речь идет о психологическом отборе как процедуре системной педагогической оценки, осуществляемой в рамках квалификационного процесса, которая дополняет профессиональный отбор как организационную процедуру отсева непригодных для той или иной профессиональной деятельности, исходящую из документального подтверждения того или иного квалификационного уровня.

Правомерность постановки задачи психологического отбора в рамках квалификационного процесса обусловливается: 1) повышенными профессиональными требованиями к личности специалиста, эксплуатирующего опасный производственный объект, включенного в сложные отношения производственного коллектива; 2) тяжестью последствий от ошибок в эксплуатации подобных объектов, допускаемых под воздействием «человеческого фактора» (статистически - свыше 70% всех зафиксированных аварий).

Реальная процедура психологического отбора требует наличия определенных «эталонов» психологической адаптивности специалистов, эксплуатирующих опасные производственные объекты. Альтернативой психологической адаптивности является «психологическая дезадаптивность», трактуемая специалистами как «профессиональный невроз» и выявляемая по характерным для невротической личности признакам (комплексам): 1) по наличию ригидности реагирования; 2) по разрыву между возможностями человека и способом их реализации; 3) по наличию конфликта противоречащих друг другу (разнонаправленных) тенденций (З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хор-ни, Г. Юнг и др.; современные отечественные исследователи -Л.Н. Собчик и др.).

Поэтому мы стремились определить структуру (параметры) психологической дезадаптивности путем изучения данных самооценки профессиональных качеств специалистов (крановщиков, сварщиков, операторов котельных, лифтеров). Черты, разрушающие профессионализм личности специалиста, формулировались ими посредством профессиональнопроизводственной терминологии (например, «нетрудолюбивый», «безответственный», «склонный к обману», «пьющий», «опаздывающий на работу»).

При анализе и классификации собранного материала использовался «Атлас личностных черт» А.Г. Шмелева, представляющий 240 кластеров личностных черт, размещенных по циркуляторным секторам «Большой Пятерки личностных факторов»: 1 - Дружелюбие; 2 - Интеллект; 3 - Активность; 4

- Самоконтроль; 5 - Эмоциональная устойчивость [13].

Анализ данных эмпирического эталона психологической дезадаптивности (табл. 1) свидетельствует о том, что сами специалисты при самооценке личностных черт интуитивно, но вполне адекватно определяют содержание общей психологической неготовности работника к обслуживанию опасных производственных объектов. Критерии оценки (в мысленном эталоне психологического отбора) представлены «триадой аварийности», включающей «неорганизованность - конфликтное взаимодействие - пассивность». Вероятно, именно 140

эти три ключевых фактора интуитивно и составляют для работников то, что принято понимать как «человеческий фактор» аварийности на производстве.

Таблица 1

№ фактора Содержание факторов в секторах Большой Пятерки (альтернативы) %-ное отношение Ранг фактора

1 Конфликтное взаимодействие 23,8% 2-3

2 Некомпетентность (общая профессиональная дезадаптация) т 5

3 Пассивность (выгорание, интроверсия) 23,8% 2-3

4 Неорганизованность (низкая совестливость, низкий самоконтроль) 28,6% 1

5 Импульсивность (неуверенность в себе) 14,3% 4

С педагогических позиций системной оценки качества подготовки специалистов в учреждении дополнительного профессионального образования, выявление наличия (или отсутствия) такого понимания у слушателей является критерием их готовности (либо неготовности) к освоению содержания модернизированных учебных программ. Содержание этих программ разрабатывалось исходя из требований региональных компонентов стандарта подготовки специалистов, где педагогические основания подготовки определяются инвариантами представлений о «профессионализме личности специалиста», допускаемого к эксплуатации опасных производственных объектов.

Попытки выявления структуры позитивных эталонов психологической адаптивности на основе анализа ряда фундаментальных работ [1; 2; 3; 4; 7; 8; 9; 10] свидетельствуют о том, что в большинстве из них обозначены как ведущие: доминанты социально значимых мотивов работника; потребности специалиста в достижении успеха на работе; установки на завоевание человеком престижа, авторитета и уважения коллектива, что в целом составляет устремленность к самоутверждению. Между тем устремленность к самоутверждению (или мотивация достижения) сама по себе не является для специалиста гарантией безаварийности при эксплуатации опасных производственных объектов, если она не согласуется с факторами «Большой Пятерки» личностных черт, включающей (как это было отмечено выше) дружелюбие, интеллект, активность, самоконтроль, эмоциональную устойчивость.

Далее, из имеющегося в распоряжении исследователей большого арсенала известных стандартизированных методик, способных отражать диагностический конструкт (психологическую адаптивность) и способных составить основу формализованной измерительной процедуры, мы остановили свой выбор на Стандартизированной Методике Исследования Личности — СМИЛ (Л.Н. Собчик, 1971). СМИЛ базируется на разработанной автором теории ведущих тенденций и лежащих в основе ее типологии индивидуально-личностных свойств. Согласно этой теории личность рассматривается как единство биологического, психологического и социального факторов. Ведущие индивидуально-типологические тенденции пронизывают все уровни целостной личности и проявляются на всех уровнях ее развития. Именно этим обусловлена индивидуальная избирательность человека в выборе профессиональной деятельности, сферы интересов, круга общения и вида социальной активности. Личностные свойства не столько прививаются, сколько развиваются, уходя корнями в генетически переданные индивидные свойства. Отсюда происхождение специфических названий основных (базисных) шкал: 1 - шкала невротического сверхконтроля; 2 - пессимистичности; 3 -эмоциональной лабильности; 4 - импульсивности; 6 - ригидности; 7 - тревожности; 8 - индивидуалистичности; 9 - оптимистичности [11]. СМИЛ была использована нами для исследования психологической адаптивности специалистов, эксплуатирующих опасные производственные объекты. Результаты исследования представлены в табл. 2.

К! серии Вспомогательные шкалы Осшше шкалы Груп- пы

V'ft 0,67 1,37 1,38 3,30 1,26 3,36 3,37 1,57 0,53 6,07 1,37 (ран.

при df={14 -1 )+(7 -1) = 19%=2,093; іоді=2,860

1,31 1,05 0,50 4,30 1,93 2,00 3,42 1,15 4,97 2,60 2,84 свар,

при df= (10 -1) + (10-1) = IS: Ц=2,100; Ц = 2,878

ЬмпЭ 0,35 2,41 2,75 2,76 1,93 1,60 3,07 3,16 4,00 5,75 0,18 опер,

при df= (] 1 -1) + (10-1 )=19:1о;<и=2,093; = 2,860

Wt 0,00 0,72 0,20 5,66 1,83 2,62 0,66 2,01 1,18 1,65 0,37 лиф.

при df = (6 -1)+(5 -1) = 9: іщкг 2,262; Ip=3,249

W 2,12 1,01 2,06 0,89 0,49 1,29 2,83 0,53 5,14 2,75 0,04 пож,

при df = (7 -1)+(3 -1) = 8: «(, 05=2,306; tp=3,355

8 - индивидуалистичность (итого: 3 из 8 шкал).

В функции «эмпирического эталона» здесь представлена группа высоко квалифицированных пожарных (г. Челябинск), которая ранее прошла целевое обследование с помощью СМИЛ. Определялось допустимое распределение психической адаптивности в группе по критериям «в границах нормы - ниже нормы». Были получены результаты: «70% - 30%». В нашем примере данному условному показателю в наибольшей мере соответствует группа крановщиков.

Выявление количества работников, имеющих психическую адаптивность «ниже нормы», имеет цель корректной переориентации региональных компонен-тов стандарта дополнительного профессионального образования специалис-тов на разработку специализированных программ развития профессионализма личности и позитивной реализации этих программ в квалификационном процессе.

Наиболее сложный и наиболее ответственный аспект оценки качества подготовки специалистов в учреждении дополнительного профессионального образования - оценка психологической готовности работника к обслуживанию опасных производственных объектов. Оценка психологической готовности работника к прохождению программ в учреждении дополнительного профессионального образования, последующее поэтапное изучение профессионально значимых личностных черт специалиста в процессе курсовой подготовки позволяет обосновать проблему психологического отбора учащихся к эксплуатации опасных производственных объектов по завершении цикла обучения в системе дополнительного профессионального образования.

Таблица 2

В подгруппах с психической адаптивностью ниже нормы (в процентах от общего состава группы) в процессе оценки выявлены следующие проблемные области:

■ крановщики (33, 3 %): 1 - невротический сверхконтроль; 3 -эмоциональная лабильность; 4 - импульсивность; 8 - индиви-дуалистичность (итого: 4 из 8 шкал);

■ сварщики (50 %): 1 - невротический сверхконтроль; 4 - импульсивность; 7 - тревожность; 8 - индивидуалистичность; 9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- неадекватный оптимизм (итого: 5 из 8 шкал);

■ операторы котельных (47, 6 %): 1 - невротический сверхконтроль; 4 - импульсивность; 6 - ригидность; 7 - тревожность; 8

- индивидуалистичность (итого: 5 из 8 шкал);

■ лифтеры (45, 4 %): 1 - невротический сверхконтроль; 3 -эмоциональная лабильность (итого: 2 из 8 шкал);

■ пожарные (30 %): 4 - импульсивность; 7 - тревожность;

Библиографический список

1. Бодров, В. А. Психология профессиональной пригодности: учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2001.

2. Дюк, В.А. Компьютерная психодиагностика / В.А. Дюк. - М.: Братство, 1994.

3. Зеер, Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Уральский ГППУ, 2000.

4. Климов, Е.А. Пути в профессионализм (психологический взгляд): учебное пособие / Е.А. Климов. - М.: Моск. психолого-социальный ин-т Флинта, 2003.

5. Корытов, В.А. Система педагогической оценки качества подготовки специалистов в учреждении дополнительного профессионального образования: монография / В. А. Корытов. - Уфа: Башк. гос. пед. ун-т, 2007.

6. Корытов, В.А. Методы педагогического исследования. Анализ, оценка и представление результатов: учебное пособие / В.А. Корытов, Л.М. Кустов. - Уфа: НОУ «Межотраслевой ин-т», 2008.

7. Кузьмина, Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища / Н.В. Кузьмина. -М.: Высшая школа, 1989.

8. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища / Н.В. Кузьмина. - М.: Высшая школа, 1990.

9. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Знание, 1996.

10. Носкова, О.Г. Психология труда: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.Г. Носкова; под ред. Е.А. Климова. - М.: Академия, 2004.

11. Собчик, Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики / Л.Н. Собчик. - СПб: Речь, 2003.

12. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. - М.: Академический проект, 2008.

13. Шмелев, А. Г. Психодиагностика личностных черт / А. Г. Шмелев. - СПб.: Речь, 2002.

Статья поступила в редакцию 5.05.09

УДК 377.3: 331.43

В.А. Корытов, канд. пед. наук, докторант БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа, E-mail: bmipk-asp@mail.ru

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВА УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(из опыта работы НОУ «Межотраслевой институт», г. Уфа)

В статье рассматривается опыт развития дополнительного профессионально-технического образования за истекшие 15 лет на примере работы НОУ «Межотраслевой институт». Предлагаются новые методы управления качества учреждения дополнительного профессиональнотехнического образования при реализации новых образовательных программ. Также предлагается вносить изменения во всю систему образования, начиная со школьного.

Ключевые слова: управление, качество, учреждение дополнительного профессионально-технического образования, технология, разработка, образовательная программа, метод, реализация, педагогический процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.