Вестник Смоленской медицинской академии, 2003, № 4
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
УДК 376.36
ВЛИЯНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПРЕДДОШКОЛЬНОГО И
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Е. А. Харитонова, А. Н. Лобырь
Витебский государственный университет имени П. М. Машерова, Республика Беларусь
The authors show the role of playing activity in the development of children's speech of under school age on the base of analysis of investigations of last years in the work.
Впервые положение о том, что развитие речи в онтогенезе непосредственно зависит от становления и развития предметно-практической деятельности детей, было выдвинуто Л.С. Выготским и учеными его школы (П. Я. Гальпериным, А. В. Запорожцем, А. Р. Лурия, Д. Б. Элькониным). В игре проявляется связь речи и деятельности в дошкольном возрасте. Играя, дети учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться знаниями и все это выражать словами. Игра является активирующим средством речевого развития и речевого общения. Развитие речи детей в значительной мере определяется созданием потребности в пользовании языком [1, 16, 23]. Ребенок учится языку потому, что ему надо участвовать в совместной деятельности с другими людьми, а для этого ему надо понимать, что ему го-ворят и говорить самому [12].
Шведский психолог С. Стремквист [24] изучал пути применения языка трехлетними детьми при игре в куклы. Автор указывает, что исследователи детского языка, уделяя внимание особенностям речи детей, абстрагируются от той ситуации общения, в которой находится ребенок, в то время как высказывания ребенка тесно связаны с его деятельностью. Поэтому в работе ставится задача получения данных относительно взаимосвязи языка, его содержания и функций, с одной стороны, и ситуации общения, с другой. Однако С. Стрем-квист ограничивается чисто лингвистическим описанием особенностей речевого поведения детей в сюжет-но-ролевой игре, отмечая, что его исследование проведено в русле теоретической лингвистики и не касается проблем психологии речи. А. К. Маркова [9], изучая развитие функций речи ребёнка, развивала подход к процессу усвоения языка как средства общения. Включённость речи в разные виды деятельности определяет её функции, и таким образом от особенностей деятельности ребёнка зависят функциональные характеристики речи. Е.И. Тихеева [21] , разработавшая методику развития речи, в основу которой положены виды деятельности ребёнка, а не специальные занятия по развитию речи, подчеркивала, что нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Кукла-человек, как член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь-игру в слове. Она отмечала, что игрушки создают многогранные возможности для закрепления как тех представлений, которые дети опытным путём добыли в жизни, так и обусловленных ими словесных форм. Разработанные Е.И. Тихеевой виды сюжетно-ролевых и дидактических игр по развитию речи до сих пор представляют большую ценность для дошкольного воспитания.
Многие исследователи (Я. Бердыхова, О.Р. Голецыова и др.и др.) отмечают возможности игры для речевого развития ребёнка на всём протяжении дошкольного детства. В процессе действия ребёнка раннего возраста с предметами и игрушками у него происходит развитие словесных обобщений [3,8,18]. Ребёнок, овладевая в игре условными действиями, переходит от обобщений практических к обобщениям речевым [13,14]. В игре ребёнка создаются благоприятные условия для развития основных стадий эгоцентрической речи: сопровождающей, констатирующей, планирующей. Ф. И. Фрадкиной [7] установлено, что одновременно с развитием игровых действий у ребёнка преддошкольного возраста происходит процесс отделения слов от действий, и постепенно речь начинает выступать как самостоятельная деятельность внутри игры. В процессе становления игры возникают начатки планирующей речи. Вначале для ребёнка характерны бессловесные игры. Однако в ответ на вопрос взрослого ребёнок может назвать действие. Вопрос помогает подвести ребёнка к умению отделять слово от действия. Далее слово в самостоятельной игре ребенка отделяется от действия и завершает его, что, по мнению Ф.И. Фрадкиной, является шагом к планированию. Возникает обращение к кукле с приказаниями, самостоятельная констатация действия куклы после выполнения его ребенком. При наличии вопросов взрослого слово уже предваряет игровую ситуацию. К концу раннего детства слово начинает предшествовать отдельному действию в реальной предметной ситуации игры. После его выполнения ребенок называет себя именем взрослого, дает ролевые наименования кукле и игровое название предметам-заместителям, т.е. слово, завершающее действие, обобщает воображаемую ситуацию, созданную в действии. Это является предпосылкой к игре, в которой воображаемая ситуация предшествует игровому действию.
Указание Ф. И. Фрадкиной на факты выделения слова из действия и использования его как заместителя предмета или действия, возникновения начатков речевого планирования в игре детей свидетельствует о важности формирования игровой деятельности у дошкольников с тяжелым недоразвитием речи. М. И. Попова [17] отмечает богатые возможности игровой деятельности для развития инициативной речи у детей преддо-школьного возраста. Автор выделяет два вида инициативной речи, которой пользуется ребенок в игре, в зависимости от ее направленности: обращенную (к игрушкам, детям, взрослому) и необращенную (сопровож-
дающую его действия с игрушками или возникшую при наблюдении за окружающим, рассматривании картинок и др.). В исследовании установлена зависимость речевой активности ребенка от уровня его игры, показано влияние обучения ребенка специфическим способам действий с игрушками на развитие его речи. М.И. Попова отмечает, что в результате такого обучения речь ребенка, обращенная к игрушке и другим детям, значительно активизируется. Расширяются поводы общения его со сверстниками: ребенок использует речь для при-влечения внимания другого ребенка к игрушке, предложения игрушки, запрещения или, наоборот, требования выполнить то или иное действие, сообщения сверстнику о выполненном действии, призыва его к совместной игре, оценочных суждений о выполненных действиях и т.д.. Это способствует развитию речевого общения детей в игре и увеличению словарного запаса.
Н.С. Пантина [15] также связывает возможности игры для развития речи ребенка с уровнем его игровой деятельности. Автор отмечает, что в сюжетной игре, в отличие от манипулятивной, у ребенка возникает потребность в речевом общении, связанная с необходимостью обозначения производимых движений, конца одного и начала другого действия, замысла, в соответствии с которым будет строиться игра. Н. С. Пантина подчеркивает важность формирующейся в игре ребенка элементарной деятельности планирования, имеющей огромное значение для его умственного развития. Она указывает, что условия сюжетно-ролевой игры способствуют тому, что дети молчаливые, трудно входящие в контакт, инертные в игре становятся разговорчивыми, активными. В исследовании Н. В.Кудыкиной [5] отмечаются большие возможности для формирования лексики дошкольников в сюжетно-ролевой игре. Предпосылки для формирования словаря дошкольников в игре заложены в предметно-чувственной и коммуникативной деятельности играющих. Предметно-чувственная деятельность способствует развитию практического анализа и синтеза, а на их основе - формированию элементов словесного мышления, базирующегося на обобщающей функции слова. Общение детей друг с другом и со взрослыми во время игры является одним из важнейших условий обогащения и активизации словарного запаса дошкольников. На увеличение словарного запаса в процессе игровой деятельности указывают и Д. В. Менджерицкая [10], А.Д.Саар [19]. Работа М.А.Степановой [20] посвящена изучению динамики развития функций и форм речи в игровой деятельности на протяжении дошкольного возраста. Автором установлено, что в рамках игры как ведущей деятельности дошкольника происходит интенсивное формирование всех сторон речи, в том числе форм и функций речи. В исследовании зафиксировано повышение речевой активности детей в сюжетно-ролевой игре в связи с ее развитием: чем выше уровень развития сю-жетно-ролевой игры, тем чаще и в более разнообразных формах дети обращаются к речевым средствам в процессе игры. Повышение речевой активности детей связывается не только с развитием самой игровой деятельности, но и с совершенствованием их опыта речевого общения.
Изучение речевого развития дошкольников осуществлялось в двух планах игры: в сюжетно-ролевых отношениях и в отношениях по поводу игры. Было выявлено, что на долю сюжетно-ролевых отношений приходилось больше высказываний, чем на долю отношений по поводу игры. Обнаружилось также, что в сюжетно-ролевых отношениях и в отношениях по поводу игры актуализировались разные речевые функции: в сю-жетно-ролевых отношениях речь ролевая и комментирующая, в отношениях по поводу игры - регулирующая: оценивающая, корректирующая и планирующая. Материалы исследования показали, что по форме речь детей в сюжетно-ролевой игре носила диалогический характер. Это, по мнению автора, определялось спецификой игрового общения, представляющего собой обмен репликами между играющими детьми по поводу игровой ситуации. Адекватным средством осуществления диалогического общения в сюжетно-ролевой игре являлась ситуативная речь.
Результаты проведенных М.А.Степановой экспериментов обнаружили существование двусторонней зависимости между уровнем развития игровой деятельности и степенью овладения детьми речевыми средствами. С одной стороны, для того, чтобы начать игру, необходима определенная мера овладения речью, и ее развитие ведет к совершенствованию игры. С другой стороны, повышение уровня развития игрового поведения стимулирует усвоение новых навыков речевого общения. Л.Н.Усачева [22] исследовала возможности коррек-ционного воздействия на речь дошкольников с глубоким недоразвитием речи в процессе формирования их игровой деятельности. Было выявлено, что создание педагогических условий для формирования у детей сю-жетно-ролевой игры способствует обогащению лексики, развитию смысловой стороны речи, а также инициативности в использовании речевых средств.
Проведенный анализ показал, что в психолого-педагогической литературе содержатся в основном отрывочные сведения о влиянии игры на те или иные качества речи. Так, например, в работе Е.В.Зворыгиной и С. Л. Новоселовой [2] содержится мысль о влиянии обучающих игр на развитие речи дошкольника. А. К. Маркова [9] и Н.Г.Морозова [11] говорят о значении игры для развития планирующей речи ребенка. Н.И.Кузина [6] в овладении ребенком умением объяснить игры видит путь к усвоению общей логики построения объяснений. Имеющиеся в изученных нами исследованиях данные со всей очевидностью показывают большое значение игры для развития речи ребенка преддошкольного и дошкольного возраста, что позволяет предполагать о высоком ее коррекционном потенциале и в отношении детей с нарушениями речи.
Литература
1. Аркин Е.А. Ребёнок в дошкольные годы / Под ред. А. В.Запорожца и др.- М.,-Просвещение, 1967.
2. Зворыгина К., Новосёлова С.Л.Руководство формированием игры //Дошкольное воспитание.-1981,С.31-33.
3. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М., Изд-во М: Советская Россия. - 1979,-192 с.
4. Косова Г. В. Игра //Воспитание и обучение детей с расстройствами речи /Под ред. С. С. Ляпидевского, В.И.Селиверстова.- М.: Просвещение, 1986,-С. 93-124.
5. Кудыкина Н. В. Формирование словаря в сюжетно-ролевой игре (старший дошкольн. возраст). Автореф.
дис... канд. пед.наук. НИИ педагогики УССР.- Киев, 1980.- 21с.
6. Кузина Н.И. Воспитание общественной активности у старших дошкольников в игре - один из эффектив ных способов улучшения их подготовки к школьному обучению// Психолого-педагогические вопросы воспитания детей дошкольного возраста. Сб. статей. Кишинев: НИИ педагогики, 1981.- С. 53-57.
7. Лехтман-Абрамович Р.Я,, Фрадкина Ф.И. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве /Под ред. Н. М. Щелованова и др. М.: Медгиз, 1949. - С.41-73.
8. Люблинская А. А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. - 415 с.
9. Маркова А. К. Психология усвоения языка как средства общения. М.: Педагогика, 1974. - 239 с.
10. Менджерицкая Д.В. Творческие игры в детском саду. Методическое письмо. М.: Учпедгиз, 1947, - 48 с.
11. Морозова H. Развитие речи в младшем школьном возрасте /Очерки психологии детей./Ред. А. К. Леонть ева и др. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.- С. 100-124,
12. Негаевицкая Е. И. и др. Язык и дети. - М: Наука, 1981 .-111 с.
13. Новоселова С. К вопросу о возрастных особенностях развития содержания игры как деятельности //Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. / Ред. А. В. Запорожец и др. М.; НИИ ОП АПН СССР, 1978,-С. 41-46.
14. Новоселова С. Л., Зворыгина Е. В. Развивающая функция игры и во-просы руководства ею в раннем воз расте // Педагогические и психологич. проблемы руководства игрой дошкольника.- М., 1979.-С. 38-43.
15. Пантина Н. С. Умственное развитие ребенка младшего дошкольного возраста в процессе возникновения сюжетной
игры// Воспитание детей третьего года жизни. М., 1965.- С. 176-199.
16. Педагогика раннего возраста: Учебное пособие./ Г. Г. Григорьева и др. Под ред. Г. Григорьевой, Н.П. Кочетовой и др. М.: Издательский центр «Академия», 1988. - 336 с.
17. Попова М. Развитие активной речи детей второго и третьего года жизни...// Дошкольное воспитание. -1974. -№ 10.
18. Розенгарт-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. М: Изд-во АПН РСФСР, 1963. - 96 с.
19. Саар А. Попытка исследовать роль дидактических игр в развитии лексики у 5-6-летннх детей // Формирование школьной зрелости ребенка. Тез. Респ.. конфер. /Т. Тулва , Таллин: Таллинский пединститут .1982.- С. 209-211.
20. Степанов М. А Развитие форм и функций речи дошкольника в игровой деятельности. Дис. канд. пси хол. наук. М., 1986.-238 с.
21 .Тихеева Е. И. Развитие речи детей. Пособие для воспитателей. / Ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвещение.-1981.-159 с.
22. Усачева Л. Н. Коррекционная направленность игровой деятельности дошкольников с общим недоразви тием речи (сюжетно-ролевая игра). Дис.. канд. пед. Наук. М., 1983. -195с.
23. Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1960.
24. Stomquist S. Make-believe through words. A linguistic study of children's play with doll's house. Department of Linguistics, University of Goteborg, 1984. - 217 p.