Научная статья на тему 'Влияние идеологического фактора на социализацию детей в годы Великой Отечественной войны'

Влияние идеологического фактора на социализацию детей в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
319
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF IDEOLOGICAL FACTOR ON CHILDREN’S SOCIALIZATION DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The Great Patriotic War did not change the essence of the USSR state system. On the contrary, it was the favorable period for strengthening the centralization of authority and I.V. Stalin’s regime. Orders, decisions, the decrees of the government accepted during the wartime, had been aimed at bringing up in people patriotism, preventing panic and treachery. Children were the integral part of the Soviet society so the current changes in the country directly influenced their socialization. Propaganda, mass media, art, school, the Pioneer and Komsomol organizations which activity was coordinated by the government of the country played a big role in patriotic education of children.

Текст научной работы на тему «Влияние идеологического фактора на социализацию детей в годы Великой Отечественной войны»

H.A. МАЛЫШЕВА (Магнитогорск)

ВЛИЯНИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ДЕТЕЙ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Великая Отечественная война изменила жизнь всей страны. Но не менялась сущность системы государственного устройства СССР. Напротив, она послужила благоприятным периодом для усиления централизации власти и укрепления режима правления И.В. Сталина. Указы, постановления, решения принятые правительством были нацелены на то, чтобы не допустить всеобщей паники, расхлябанности, предательства в военное время. Ужесточался политический и идеологический контроль над жизнедеятельностью населения страны, в том числе и детей, которые были неотъемлемой частью советского общества. В суровые годы войны необходимо было воспитывать в людях патриотизм и преданность Родине. Гибель родных и близких, голод, эвакуация, свойственные для военного времени не могли не сказаться на поведении населения страны. Некоторые люди в первые дни войны находились в растерянности, страхе, не понимая, как они будут жить дальше. Но большинство были решительно настроены помогать Отчизне в отпоре врага, следствием чего явилась массовая мобилизация на фронт и производство, создание народного ополчения. Лозунг «Все для фронта! Все для Победы!» был главным в жизни и быте каждого советского человека. Здесь необходимо отметить, что наряду с личной инициативой, большую роль в складывании патриотизма у народа сыграла пропаганда, средства массовой информации, искусство, а для детей и школа, контролируемые правительством.

Идеологический фронт возглавлял и направлял Центральный Комитет ВКП(б), который сразу же после нападения Германии на Советский Союз перевел работу агитационно-пропагандистских органов на военный лад. В директиве СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г. содержался призыв к партийным и советским организациям, в котором предлагалось отрешиться от настроений мирного времени, повысить бдительность и дисциплину, проявить выдержанность и гражданскую ответственность. Руководство предупреждало, что необходимо не поддаваться на провокации коварного и хитрого врага. От советских людей требовалось реально расценивать противника, не допускать паники, непримиримо относиться к болтунам и распространителям слухов1. Правительство понимало всю мощь врага и то, что военные действия будут продолжительными. В дальнейших своих решениях и резолюциях Коммунистическая партия поставила задачу для идеологической работы с массами: создание морально-психологического настроя в стране, рассчитанного на ведение длительной и кровопролитной борьбы с врагом. Говоря о силе противника, необходимо было строго придерживаться допустимых рамок, чтобы у советских граждан не возникло чувство непобедимости. Работники идеологического фронта должны были в своей повседневной воспитательной и разъяснительной работе заострять внимание на правильном понимании народом сложившейся обстановки и укреплять уверенность в победе над врагом. 24 июля 1941 г. совместно ЦК партии и Совнаркомом было принято решение создать Советское Информационное Бюро, которое должно было освещать важнейшие события на фронте и в тылу2. Сводки Сов-информбюро стали издаваться в печати и оглашались по радио.

На Южном Урале идеологической работой были заняты не только партийные организации. В связи с масштабной мобилизацией на фронт ряды агитаторов поредели, в связи, с чем было принято решение привлечь для агитации интеллигенцию. Преподаватели, врачи, журналисты, сельские специалисты организовывали митинги, собрания, индивидуальную и групповую агитацию на производстве, в эвакопунктах, на призывных пунктах3.

Большую агитационную и пропагандистскую работу в годы войны вели средства массовой информации. Первые полосы как в центральных, так и в местных газетах зани-

мали сводки информбюро, указы и резолюции правительства. Необходимо отметить, что первостепенное место «Правда» уделяла положению на фронтах. Активно велась пропаганда боевых подвигов советских воинов. Освещалось политическое и экономическое положение страны. На ее страницах помещались материалы в поддержку различных форм социалистического соревнования, патриотических начинаний в пользу фронта и т.д. В местных газетах часто печатали статьи «Правды»4. В газетах Южного Урала можно было встретить эпиграфы, нацеленные на патриотический подъем населения. Например, в газете «Магнитогорский рабочий» от 8 января 1944 г. было помещено высказывание Председателя Президиума Верховного Совета М.И. Калинина: «... для полной победы над врагом всем нам необходимо как на фронте, так и в тылу, следуя призыву вождя, напрячь все силы, энергию и волю для достижения этой цели». В газетах печатались статьи, посвященные историческим датам с целью показать героическое прошлое страны, народное ополчение5.

Дети также находились под прессингом пропаганды. В общеобразовательных учреждениях Южного Урала создавались всевозможные стенды, такие как «Последние известия», «Боевые эпизоды», на которые ежедневно вывешивались газеты «Комсомольская правда», «Пионерская правда»6. Данные газеты партийные организации рассматривали как средство агитации детей и подростков. Но в начале войны газета «Пионерская правда» вывешивалась не во всех школах: «из-за невнимательности и халатности руководителей» свежие номера этой газеты залеживались в школах и дети не имели возможности ее читать. В результате городской отдел народного образования предложил под ответственность директоров школ или их заместителей обеспечить доставку свежих номеров не только в школы, но и в детские лагеря, пионерские форпосты, на летние площадки, во дворы и колхозы, т.е. везде, где находились дети. Вывешивать газету рекомендовалось на видные места, либо предлагалось устраивать коллективные чтения7. В местных газетах публиковались обращения к ребятам, в которых пионеры и школьники призывали хорошо учиться, собирать металлолом и денежные средства в помощь фронту. Данные статьи были строго выверены и имели определенную структуру, например в «Магнитогорском рабочем» пионеры призывали собрать средства для строительства танка. Начиналась статья с обращения к детям: «Дорогие ребята-тимуровцы Урала! В нашей свободной стране, как нигде в мире дети живут счастливо. На счастье советских ребят посягнули кровавые разбойники, детоубийцы-гитлеровцы». Затем следовал призыв «отдать все силы на укрепление нашей Родины, на борьбу с заклятым врагом советских детей — кровавым Гитлером, который грозит превратить в пепел наши просторные школы, наши светлые пионерские дворцы, нашу солнечную жизнь». В третьей части воздействие на патриотический подъем детей подкреплялся упоминанием о И.В. Сталине и воюющих отцах и братьях, которые «под руководством самого мудрого и самого любимого друга и учителя [.] раздавят ядовитую змею — фашизм»8.

В качестве механизма пропаганды использовалось радиовещание. С началом войны значительно увеличилось количество выпусков «Последних известий», в которых регулярно передавались сводки информбюро. Популярными были выпуски «Письма с фронта и на фронт». Звучали литературные и музыкальные программы, передачи военно-патриотического характера, рассчитанные на массового слушателя. Когда начинало работать радио, у репродукторов, установленных на улицах и площадях г. Магнитогорска мгновенно образовывались толпы людей. Каждый оставался там, где его настигли слова диктора и внимательно слушал последние известия с фронта9. Специально для детей г. Магнитогорска в годы войны проводились радиомитинги, на которых выступали с патриотическими призывами не только школьники, но и пионервожатые, учителя, директора школ, заведующие городского отдела народного образования10.

Но, тем не менее, на всем протяжении войны, а особенно в первый ее период, существовала дозированность информации. Ни в газетах, ни по радио особо не распространялась точная информация о положении на фронтах, освещались потери противника, при этом умалчивалось о своих, искажалась характеристика тыла, которая не соответствовала

реальному развитию военных действий. Отдельные средства массовой информации вводили в заблуждение читателей, характеризовали нападение Германии как вылазку. Газеты и журналы, публиковавшие обзоры западной печати, тщательно отбирали материал, однобоко информируя население, уделяя внимание негативным настроениям в немецком тылу, недовольству германского народа11. Все средства массовой информации и органы пропаганды следовали поставленной правительством задаче: население не должно было знать реального положения на фронтах и на оккупационных территориях, чтобы не пошатнуть его веру в несокрушимость Советского Союза. Однако люди понимали, что их не точно информируют. Иногда они узнавали о происходящем не из газет и радио, а от очевидцев событий. В результате стало возникать недоверие к газетам. Отсюда появлялись всевозможные слухи, что в свою очередь вызывало панику среди населения12.

Социализация детей происходила во время прочтения газет и прослушивания радио. Пропаганда и средства массовой информации имели такое же идеологическое воздействие на них, как и на взрослых. Ребята, со свойственной их возрасту любознательностью, интересовались событиями, происходящими на фронте. Не понимая политическую терминологию, они слушали известия по радио, читали статьи газет и задавали вопросы взрослым, стремясь как можно больше узнать о происходящем. Вследствие чего, у них, как и у родителей, крепла уверенность в непобедимости Красной Армии и ненависть к врагу. Однако из вышесказанного видно, что не все взрослые разделяли эту точку зрения. Соответственно, родители своими опасениями делились с детьми, что в свою очередь вызывало у последних новых поток вопросов, но уже непосредственно связанных с растерянностью взрослых: «Почему Красная Армия отступает, вместо того чтобы наступать? Где наши прославленные маршалы — Ворошилов, Тимошенко, Буденный? Где наши танки, самолеты, кавалерия? Ответа нет. Есть лишь сухие информационные сводки Информбюро об оставленных боях и о количестве сбитых немецких самолетов и танков. Сколько же у них еще самолетов и танков, если они при таких потерях все еще стремительно рвутся вперед?»13.

Искусство в Советском Союзе в годы Великой Отечественной войны, как и в предвоенный период, рассматривалось как элемент идеологического воздействия на население страны и правительство широко использовало данный рычаг влияния на массы. У детей преобладает эмоционально-образное мышление, соответственно искусство играло важную роль в формировании у них восприятия окружающего мира. Вышестоящие инстанции ставили перед деятелями искусства следующие задачи: вызвать в людях посредством своего творчества чувство патриотизма и гражданского долга, уверенность в непобедимости советских воинов, ненависть к врагу. Контроль со стороны правительственных органов над творчеством писателей и поэтов существовал на всем протяжении войны. В декабре 1943 г. принято постановление ЦК ВКП(б) «Об усилении партийного контроля над литературно-художественными журналами», в котором говорилось о повышении идейно-художественного уровня литературных произведений. Вся деятельность Совета писателей подвергалась цензуре партийно-государственных органов, которые направляли творческий процесс в нужное идеологическое русло14. В первые годы войны писатели обращались к событиям прошлого, повествовали о героических сражениях с иноземными захватчиками. В последующие периоды начали изображать события современности, где героем художественных произведений был бесстрашный боец, самоотверженный труженик, патриот-партизан. В общей массе литературных произведений, созданных в годы войны, роман занимал незначительное место. Преобладали малые формы литературного творчества -рассказы и публицистические очерки15. В детской литературе были популярными сюжеты о героях-пионерах, юных партизанах, таких как Зоя Космодемьянская, Андрей Матросов и т.д. Читая рассказы и повести, рассказывающие о событиях Великой Отечественной войны, дети стремились быть похожими на героев произведений. Находясь далеко от передовой, дети совершали героические поступки: перевыполняли планы на полях совхозов, собирали тоннами металлолом и т.д.

Для детской аудитории наиболее доступными для понимания были произведения живописи, так как изобразительное искусство наглядно показывало происходящие события. Правительство с первых месяцев войны уделяло пристальное внимание развитию живописи. Обращение Правления областного Союза советских художников от 5 июля 1941 г. к южноуральским работникам изоискусства призывало сосредоточить все силы на создании произведений, обладающих предельной мобильностью. Возможно, связано данное предложение было с тем, что наглядную агитацию необходимо было создать в короткий срок и в большом количестве. А также предлагало передать всю деятельность художников в руки местным партийным организациям. Например, в г. Магнитогорске исполком городского Совета депутатов трудящихся предложил попросить отдел агитации и пропаганды ГК ВКП(б) дать тематику для художников по оформлению зданий16. Популярным средством наглядной пропаганды в годы войны был плакат. В конце 1942 г., говоря о плакате, М.И. Калинин отмечал: «Плакат — это массовое искусство. Его влияние рассчитано на широкие массы. Как же плакат может быть не нужен, да еще в военное время? если позволительно такое сравнение, то я бы сказал, что картина — это пропаганда, а плакат — агитация»17. На страницах областных местных газет, в агитвитринах, в фойе кинотеатров периодически помещались плакаты, такие как «Враг будет разбит, победа будет за нами!» М.И. Ткачева, «Родина-мать зовет!» И. То-идзе, «Чем ты помог фронту?» Д. Мора. Плакаты имели огромную мобилизующую силу. Они оставляли глубокий след в сознании человека, способствуя укреплению стремления победить врага. В военное время плакаты выпускались различного формата. На заседании бюро Челябинского обкома ВКП(б) 10 сентября 1941 г. среди наиболее действенных средств наглядной агитации были отмечены политические плакаты, выполняющиеся вручную с помощью трафаретной техники, которые создавали документальные зарисовки из жизни фронта и тыла, так называемые «Окна ТАСС»18.

В киноискусстве в годы войны преобладали документальные и короткометражные фильмы. На экраны кинотеатров выходили картины созданные как в предвоенный период, так и в годы войны. Соответственно, фильмы военной поры были посвящены непосредственно борьбе с врагом. Необходимо отметить, что не все ленты, которые шли в кинотеатрах Южного Урала, имели оборонную тематику. Причиной тому, вероятно, было то, что людей интересовали не только фильмы, посвященные обороне страны. Они не хотели расставаться с мыслью о мирной жизни с ее переживаниями и событиями. Да и правительственные органы понимали, что населению необходимо было демонстрировать фильмы о мире, о любви, о человеческом счастье. Если фильмы, отображающие войну, показывали, как бороться против захватчиков, то фильмы не военной тематики демонстрировали ради чего бороться. Например, в г. Магнитогорске в кинотеатре «Магнит», Центральном клубе металлургов, в Клубе Железнодорожного транспорта, в театре им. А.С. Пушкина в годы войны показывали следующие фильмы: «Антоша Рыбкин», «Жди меня», «Перед рассветом», «Парень из тайги», «Богдан Хмельницкий», «Мечта», «Юность», «Новые похождения Швейка», «Два бойца»19. Необходимо заметить, что в некоторых кинолентах, посвященных борьбе советского народа против фашистских захватчиков, ход исторических событий искажался, что было связано с идеологической подоплекой данных картин. К примеру, русские солдаты, несмотря на кровопролитный бой, почти всегда оставались целыми. Если у наших воинов были ранения, то они были незначительными по сравнению с ранами врага. В военной технике небольшие потери, тогда как у противника огромные. И, конечно же, никакой паники и сумятицы в рядах советских бойцов20. Зритель видел на экранах кинотеатров мужество солдат, героический труд рабочих тыла, несокрушимость Красной Армии. После просмотра фильмов у людей крепла вера в скорейшую победу над врагом. Помимо показа фильмов патриотического характера, уральские партийно-государственные органы в целях той же агитационно-пропагандистской работы оборудовали всевозможные выставки агитплакатов, фотодокументов, повествующих о войне в фойе кинотеатров. Для детской аудитории в кинотеатрах делали специально подборку фильмов, которые были рассчитаны на их воз-

раст. Популярностью у ребят пользовался фильм «Тимур и его команда». Перед просмотром фильма проводились беседы с педагогами, врачами, фронтовиками.

На социализацию детей влияла и школа. Начавшаяся война потребовала внести некоторые коррективы в организацию патриотического воспитания детей в общеобразовательных учреждениях. Председатель Президиума Верховного Совета М.И. Калинин утверждал: «Политически близорук, ограничен и просто болтун тот, кто хоть на минуту подумает, что сейчас «не до детей». Рассуждать так сегодня — не видеть дальше своего носа, не жить интересами своей Родины. Надо неослабно воспитывать в наших детях, в нашей смене священную ненависть к фашизму, к врагам советской отчизны и всего трудового человечества» 1. Значение контроля правительственных органов над работой учебных заведений в годы войны возросло. В первый год войны инспектирование школ в основном касалось лишь материально-бытовой и организационно-хозяйственной работы. Причиной тому, возможно, послужило то, что с начавшейся войной шла реорганизация работы общеобразовательных учреждений. В тылу многие школы занимали эвакогоспитали, руководители учебных заведений и учителя призывались на фронт, менялись учебные планы. В результате, не все принятые решения в центре сразу исполнялись в местных школах. Часто проверки приводили к неудовлетворительным результатам. Например, при проверке школы № 14 г. Магнитогорска было выявлено, что в здании грязь и беспорядок, на партах лежал слой пыли, на стенах и потолках была копоть, на полу разбросана бумага, а в одном из классов организована свалка22. Вероятно причиной такого положения в школе было то, что учителям не хватало времени заниматься бытовыми вопросами. Несмотря на то, что заведующие гороно призывали направлять «кипучую энергию» детей на овладение твердыми знаниями, в учебно-воспитательной деятельности учителей также наблюдались недостатки в связи с вышеперечисленными причинами. Так, в некоторых школах наблюдалась низкая трудовая дисциплина со стороны педагогического коллектива, начиная с директора и заканчивая учителями, которые систематически опаздывали, иногда и пропускали уроки23. Соответственно и дисциплина школьников на уроках и переменах требовали желать лучшего.

16 октября 1943 г. был принят приказ «Об улучшении контроля за работой школ и учителей и постановки учета знаний учащихся». В нем говорилось об обеспечении на

местах регулярного посещения занятий в общеобразовательных учреждениях инспекторами народного образования и руководителями школ, а так же рекомендовалось обра-

щать особое внимание на качество работы учителей и проверку знаний учащихся.

Инспекторы стали более внимательно оценивать уровень знаний учеников, соответствие темы и содержания урока, учитывали малейшие расхождения с планом. Если работа учителей была неудовлетворительной, даже в незначительной степени, то следовало

серьезное разбирательство не только на педсовете в кабинете директора школы, но и на

страницах периодической печати, которая в военное время являлась рупором общест-

венного порицания.

Правительственные органы контролировали и само содержание учебно-воспитательных программ. Перед школой в годы войны были поставлены следующие задачи: усиление идейно-политического и патриотического воспитания учащихся, укрепление учебной дисциплины, улучшение военно-физической подготовки, оказание помощи фронту, промышленности, аграрному сектору и семьям фронтовиков со стороны учеников. Общеобразовательная и практическая подготовка школьников должна была совпадать с интересами обороны страны. В 1942 г. Наркомпрос Российской Федерации издал новый учебный план на 1942/1943 учебный год. Например, в программу по литературному чтению включались произведения, транслирующие опыт борьбы русского народа с внешними врагами («Война и мир» Л.Н. Толстого и др.), в старших классах был введен обзор «Советские писатели в дни Великой Отечественной войны». Преподаватели истории рассказывали на уроках о героическом прошлом народов СССР, где особо заострялось внимание детей на войнах «справедливых и несправедливых», прививая сочувствие ко всем, кто ведет справедливую войну с захватчиками чужой территории. На уроках не-

мецкого языка изучалась военная терминология; на уроках русского — подбирались тексты для диктантов из газет и журналов, для сочинений задавались следующие темы

«Что я сделал для достижения победы над врагом», «Юный партизан» и т.д. На уроках

физики рассказывали о военной технике и т.д. 24 Но чаще всего проходимый материал увязывался с событиями войны лишь на уроках русского языка, истории и географии.

Однако и на них учителя не всегда связывали тему урока с современностью, например «преподаватель Маркова говорит о плотности населения центра Европейской части СССР и не упоминает о том, что сейчас эта плотность населения значительно ниже вследствие эвакуации населения»25. Причиной тому было то, что катастрофически не хватало методической литературы, географических карт, дети занимались по старым учебникам. Однако необходимо отметить, что ребята с живым интересом знакомились с военной техникой, событиями войны. Многие из них мечтали стать героями.

Идейно-политическое воздействие на детей в годы войны осуществлялось всей совокупностью средств учебного процесса. Сильнейшим фактором его являлась патриотическое воспитание школьников, формы и методы которого были разнообразны. Помимо увязки поурочного плана школьных предметов с событиями военного времени, на классных часах и переменах проводились политинформации, на которых учащихся знакомили с обстановкой на фронтах, с самоотверженным трудом в тылу. Для этого учителя-политинформаторы получали еженедельные консультации в ГОРКОМе ВКП(б)26. Большое влияние на школьников оказывала наглядная агитация. В школах пионеры под руководством классных руководителей выпускали различного рода стенгазеты, боевые листки, лозунги. Так, в школе № 46 г. Магнитогорска учеников встречал лозунг «Готовя дома урок, подумайте о том, что в это время ястребок сражается с врагом» . Но в некоторых школах наглядной агитации не было, имелись лозунги и стенгазеты, но и они выпускались нерегулярно28.

Классными руководителями, комсомольскими и пионерскими организациями организовывались митинги школьников по поводу конкретных знаменательных событий, встречи с героями войны и передовиками производства. Ученики создавали агитбригады, лекторские группы и лектории, участники которых читали лекции об историческом прошлом СССР, героизме фронтовиков, трудовом подвиге тыла не только для школьников, но и выступали перед населением города и села. Наиболее востребованными были темы лекций: «Как фашисты издеваются над русскими людьми», «Расовая теория немецкого фашизма», «Ленин и Сталин — вожди партии, государства, армии»29. Исключительно эффективным средством патриотического воспитания была переписка школьников с фронтовиками. Писали на фронт школы, классы и отдельные учащиеся. Письма

были адресованы не только героям войны, но и просто неизвестным солдатам. Для усиления идеологического воздействия на развитие патриотических настроений у детей такие письма печатались в центральных и местных газетах30. В ответ приходили письма с

фронта, которые производили неизгладимое впечатление на школьников. Лейтмотивом всех ответов бойцов было — «Наше дело правое, мы победим!», что вселяло в ребят веру в скорейшую победу над врагом. Впрочем, необходимо отметить, что работа школы не всегда соответствовала поставленным перед ней задачам. К примеру, в проведении политинформаций были обнаружены случаи неудовлетворительной подготовки и проведения их. Инспектирующие органы отмечали, что многие преподаватели на консультациях не записывали отдельные характерные места, в связи с чем недостоверно излагали факты, «тогда как дети слушая информации» старались записать отдельные факты, цифры, «чтобы передать дома родителям». Проведение политинформации с показом на карте совсем не практиковалось .

В годы войны перед классными руководителями стояла задача создать кружки как одну из форм воспитательной работы32, чаще всего это были хоровые, физкультурные, противопожарной охраны и т.д. Но работа кружков в школах Южного Урала была организована не повсеместно. Их вообще либо не создавали, либо они работали не систематически, а лишь начинали действовать перед каким-либо социалистическим

33

праздником . Причиной такой неорганизованности кружков, возможно, было халатное

отношение некоторых учителей к данной деятельности, кто-то из них, вследствие загруженности, просто не успевал заниматься внеклассной работой. Несмотря на строгий

контроль со стороны учителей, руководства школ, пионеров и комсомольцев дисциплина в учебных заведениях была не всегда удовлетворительной. Как замечает заведующая гороно г. Магнитогорска А.Панарина в феврале 1943 г. «на улице, в общественных местах, в трамвае некоторые учащиеся становятся неузнаваемыми. Здесь они проявляют грубость, здесь десятилетний малыш курит, в трамвае никаких правил и т.п. Все эти

факты говорят о том, что воспитание сознательной дисциплины ведется еще подчас

формально, не затрагивает сознания ребенка»34. Правительственные органы не могли не принять строгих мер по пресечению плохой дисциплины. В августе 1943 г. СНК РСФСР утвердило «Правила для учащихся». Оно являлось программой воспитания школьников. В ученическом билете, который выдавали всем учащимся 5-10 классов, были перечислены нормы поведения. В самих «Правилах» было изложено 20 пунктов, определяющих требования к учащимся в отношении посещения занятий в школе, поведения на уроках, в общественных местах и дома, подготовке домашнего задания. Контроль над соблюдением этих норм поведения проводился по всей стране. Это позволяло устранять недисциплинированность, безответственность, плохое поведение по отношению к учителям и простым гражданам. «Правила для учащихся» и ученический билет выражали государственные требования к нормам поведения учащихся. Главное было воспитать в ребенке патриотические чувства, социалистический гуманизм и коллективизм35. Военное время жестко поставило вопрос о дисциплине. «Пусть установится известное единство требований, предъявляемых к учащимся, — говорил В.П. Потемкин в начале 1943г. На одном из выступлений. — Побольше требовательности, поменьше интеллигентского либерализма, конец системе упрашивания и уговаривания!... Нужно уметь приказывать ученику, когда требуется, и наказывать строптивого и нарушителя порядка»36. В результате чего в некоторых школах имело место неправильное поведение учителей по отношению к своим ученикам. Так как учителя и воспитатели должны были в своей работе строго следовать плану, утвержденному «сверху», то они иногда доводили до абсурда следование ему, стремясь обезопасить себя от неприятностей, которые могли возникнуть со стороны государственных органов в связи с несоответствием, либо расхождением с ним. Многие педагоги и руководители школ не применяли соответствующих мер взысканий за проступки37, либо применяли армейскую дисциплинарную практику, которая оскорбляла достоинство учеников. Контролирующие инстанции, как и в прежние времена, следили за учебно-воспитательным процессом и детально сообщали «наверх» о чрезвычайных ситуациях в учебных заведениях. В некоторых случаях о таких происшествиях узнавали из газет: «Правильно поступает коллектив 31-й Магнитогорской средней школы: здесь не сюсюкаются с детьми, здесь предают проступки отдельных школьников широкой гласности. Перед лицом всего пионерского отряда, перед всем коллективом учащихся отвечает школьник за свое поведение. Никакой расхлябанности!»38. Но, тем не менее, дисциплина в годы войны в некоторых общеобразовательных учреждениях не всегда

была удовлетворительной. Для разрешения сложившейся ситуации стали организовывать шефство отличников над неуспевающими детьми, развернули в школах социалистическое соревнование на лучшую успеваемость. Классные руководители пропагандировали хорошую дисциплину и успеваемость, делая акцент на то, что в тылу ученики хорошей учебой «приближают победу»39. В результате ребята стали более ответственно относиться к учебе и вести себя хорошо.

Большой вклад в патриотическое и идейно-политическое воспитание подрастающего поколения внесли пионерская и комсомольская организации. Ориентиром для пионеров

были решения и деятельность ВЛКСМ. Комсомольцам принадлежала инициатива в организации тимуровского движения, они призывали ребят оказывать помощь раненым

бойцам, собирать теплые вещи и материальные средства в фонд Красной Армии, участвовать в воскресниках и др. В начале войны в Домах пионеров были проведены семина-

ры со старшими пионервожатыми по вопросам о перестройке пионерской работы на военный лад. Комсомольцы с пионервожатыми занимались вопросом организации тимуровских команд и команд юных патриотов, по поводу чего в некоторых школах были проведены консультации. Пионеры проводили организационные работы по привлечению детей в тематические кружки, такие как драматический, ансамбль фортепиано, мас-совозатейный. Они помогали семьям красноармейцев, собирали подарки для Красной Армии, металлолом и лекарственные травы, выступали в госпиталях и т.д. Для патриотического воспитания в пионерских отрядах проходили звеньевые сборы на тему «Знания нужны как винтовка в бою», «Проверка соцсоревнований», «О символике и атрибу-тике»40. Однако необходимо заметить, что работа пионерской организации в начале войны была неудовлетворительной. В некоторых Домах пионеров г. Кургана в октябре

1941 г. были организованы занятия по политической пропаганде с лекторами-специалистами, которые срывались из-за непосещения данных занятий пионервожатыми, имелись школы, где пионерская работа вообще не велась41. Пионерские сборы проводились неудовлетворительно: к ним не достаточно готовились, отсутствовал общий график работы, да и вожатые посещали их нерегулярно. Руководство школ отмечало, что одной из причин неудовлетворительной работы пионерского движения являлась слабая помощь пионерам со стороны учительства42. Положение изменилось с принятием 15 сентября

1942 г. постановления Бюро ЦК ВЛКСМ «О крупных недостатках в работе пионерской организации и мерах по исправлению этих недостатков». Постановление напоминало об ответственности комсомола за правильное воспитание пионеров в духе «боевых традиций партии». Пути достижения этой задачи заключались в определении более четкого содержания и совершенствования форм пионерской работы, в организационном укреплении пионерского движения, в усилении руководства им со стороны комсомола и учителей43. После принятия данного постановления работа пионерской организации на Южном Урале улучшилась. Систематически стали проходить заседания штаба дружины, улучшилась дисциплина и успеваемость среди пионеров. А так же отмечалось, что с

тех пор как пионерами и школьниками стали заниматься, понизилось количество приво-

44

дов в детскую комнату .

В годы Великой Отечественной войны существовала целая система агитации и вовлечения детей в какое-нибудь общественное мероприятие. Важное место в патриотическом воспитании младших школьников занимало тимуровское движение. В организации данного движения не последнюю роль сыграли правительственные органы. Так, 22 июля 1941 года было принято постановление обкома ВКП(б) «Об организации и работе тимуровских команд в военное время», которое распространялось в областные и районные отделы народного образования. В постановлении предлагалось организовать тимуровские команды, в которые рекомендовалось вовлекать как можно больше учащихся, пионеров и комсомольцев. Были выделены и основные задачи тимуровских команд: помощь семьям красноармейцев, работа на полях, сбор металлолома и лекарственных трав и др. Старшим ребятам предлагалось изучение сельскохозяйственной техники, чтобы при необходимости они могли заменить взрослых, которые ушли на фронт45. Возглавляли тимуровские команды в основном классные руководители и комсомольцы. Иногда организацией команд занимались люди пожилого возраста, например 73-летняя женщина А.П. Рычкова создала тимуровскую команду из детей школьников, в которой насчитывалось 72 человека. За проделанную работу тимуровцы Рычковой А.П. получили телеграмму с благодарностью от И.В.Сталина, ЦК ВЛКСМ наградил тимуровцев именной серебряной шкатулкой и грамотой 46. Имели место случаи, когда дети, увидев кино-

фильм или прочитав произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», самостоятельно организовывали команды 47. В результате данным движением была охвачена вся страна. В тимуровских командах участвовало более 2 млн человек. В выступлениях по радио, в периодической печати широко обсуждалось тимуровское движение. Для мотивации вовлечения детей в тимуровское движение и улучшения работы уже существующих команд в областных газетах создали Доску почета тимуровских команд, в которые заноси-

лись лучшие команды, отдельные учителя, комсомольцы и пионервожатые по представлению районных и городских комитетов комсомола48. На протяжении всей войны тимуровцы проделали колоссальную работу. Например, в 1942/43 учебном году 3133 тимуровские команды Челябинской области помогли 15 тыс. семей фронтовиков, завезли и распилили 9800 кубометров дров, школьники дежурили в госпиталях, писали письма по просьбе раненых, выступали с концертами, собирали металлолом, активно участвовали в сборе средств в фонд обороны. Только за три года войны учащиеся Челябинской области собрали примерно 10,5 млн рублей49. Деньги направлялись на строительство танковых колонн, звеньев самолетов и т.д. Вышестоящие органы по возможности через средства СМИ поощряли ребят. В газетах печатали благодарственные телеграммы и письма И.В. Сталина, адресованные отличившимся школьникам, где помимо похвальных слов размещались призывы продолжить помогать стране в трудное для нее время. После прочтения таких строк дети еще с большим энтузиазмом собирали денежные средства на строительство военной техники, в фонды помощи армии, собирали металлолом и лекарственные травы и т.д.50

Таким образом, годы Великой Отечественной войны для населения страны с лишениями и потерей близких принесли с собой ужесточение политического и идеологического контроля со стороны правительственных органов. Приказы, постановления, указы, принятые политическими организациями, были нацелены на то, чтобы воспитать в людях патриотизм, не допустить паники и предательства в военное время. Так как дети являлись неотъемлемой частью советского общества, то происходящие изменения в стране непосредственно влияли на их социализацию. Большую роль в патриотическом воспитании народа сыграли пропаганда, средства массовой информации и искусство, работа которых координировалась правительством страны. Наглядная агитация, печать и радио, следуя предложениям вышестоящих органов, однобоко, не полно раскрывали события, умалчивая об истинных масштабах военных действий. В результате чего люди, в том числе и дети, верили в несокрушимость Красной Армии и скорую победу над врагом. Как и в предвоенный период в годы Великой Отечественной партия считала школу органом политического воспитания молодежи. Поэтому идеологическая направленность правительственных решений не обошли стороной ее работу. Военное время потребовало общей мобилизации всех ресурсов. Каждый должен был принять участие в общем деле — разгроме врага. Дети могли приблизить победу хорошей учебой в школе, помощью промышленности и сельскому хозяйству. Для воспитания патриотизма в ребятах учителя на уроках и переменах показывали героизм, мужество, стойкость русского народа на полях сражения и у рабочего станка. Для педагогов, руководства школ, детских и юношеских организаций, используя при этом все способы агитации (периодическую печать, радио, кино, литературу, изобразительное искусство и т.д.). В результате чего в военные годы приняла широкие масштабы организация тимуровских команд, ребята помогали семьям красноармейцев, выступали с концертами в госпиталях, собирали металлолом и лекарственные травы, помогали колхозам в уборке урожая и т.д.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 7. М., 1985. С. 221-223.

2. КПСС в резолюциях и решениях съездов... Т.6. М., 1985. С.14.

3. Акулова Т.Л. Идейно-политическая и агитационно-пропагандистская деятельность интеллигенции Чкаловской области в первые месяцы войны // Война. Культура. Победа: материалы Уральского научного форума: в 2 ч. Челябинск. Ч.1. 2005. С. 168-169.

4. Магнитогорский рабочий. 1942. 26 марта.

5. Магнитогорский рабочий. 1944. 7 января; Магнитогорский рабочий. 1944. 19 февраля.

6. Государственный архив Курганской области. Ф.Р-800. Оп.1. Д.17. Л. 210.

7. ГАКО. Ф. Р-800.Оп. 1. Д.19. Л.105.

8. Красный Курган. 1941. 15 августа.

9. Магнитогорский рабочий. 1944. 7 января.

10. Магнитогорский рабочий. 1943. 3 апреля.

11. Козлов Н.Д. Общественное сознание в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). СПб., 1995. С. 13-14.

12. Булах Т. Первые дни блокады // Нева.1992. № 1. С. 254.

13. Разумовский Л. Дети блокады // Нева. 1999. № 1. С. 12.

14. Культурное строительство в Оренбуржье: Документы и материалы, 1942-1987 / Сост.

B.И. Швыдченко, Т.В. Костова, А.Е. Акиньшина и др. Челябинск, 1989. С. 39.

15. Комков Г.Д. На идеологическом фронте Великой Отечественной. ..М., 1983. С. 202.

16. Объединенный государственный архив Челябинской области. Ф. Р- 914. Оп. 1. Д. 195. Л. 39-40; МУ Магнитогорский городской архив. Ф. 10. Оп. 1. Д.356. Л. 46.

17. Комков Г.Д. На идеологическом фронте. С. 204.

18. ОГАЧО. Ф. ПФ-288. Оп.4. Д. 94. Л. 70.

19. Магнитогорский рабочий. 1942. 15 августа; Магнитогорский рабочий. 1943. 16 февраля.

20. Кузнецова М. Если завтра война // Историк и художник. 2005. № 2. С. 20.

21. Калинин М.И. Статьи и речи о коммунистическом воспитании 1925-1945 гг. М. 1951.

C. 145.

22. ГАКО. Ф. Р-800. Оп. 1. Д. 17. Л.82; Магнитогорский рабочий. 1942. 9 апреля; Магнитогорский рабочий. 1942. 17 июня; Магнитогорский рабочий. 1943. 28 марта.

23. ГАКО. Ф. Р- 800. Оп. 1. Д. 18. Л. 38.

24. ГАКО. Ф. Р-800. Оп. 1. Д. 18. Л. 46; ГАКО. Ф. Р-800. Оп. 1. Д. 18. Л. 186.

25. ГАКО. Ф. Р-800. Оп. 1. Д. 18. Л. 38.

26. ГАКО. Ф. Р-800. Оп. 1. Д.18. Л.51.

27. Магнитогорский рабочий. 1943. 4 сентября.

28. ГАКО. Ф.Р-800. Оп.1. Д. 18. Л. 143.

29. ГАКО. Ф.Р-800. Оп. 1. Д.18. Л. 38.

30. Магнитогорский рабочий. 1943. 4 сентября.

31. ГАКО. Ф. Р-800. Оп. 1. Д. 18. Л.118.

32. ГАКО. Ф. Р-800. Оп.1 Д.34. Л.38.

33. ГАКО. Ф. Р-800. Оп.1. Д.18. Л.151.

34. Магнитогорский рабочий. 1943. 18 февраля.

35. Народное образование. Основные постановления, приказы и инструкции. М., 1948. С. 131-132.

36. Потемкин В.П. Статьи и речи по вопросам народного образования. М., 1965. С. 164-165.

37. ГАКО. Ф.Р-800. Оп. 1. Д. 18. Л.143; Магнитогорский рабочий. 1942. 9 апреля.

38. Магнитогорский рабочий. 1942. 18 января.

39. ГАКО. Ф.Р-800. Оп. 1. Д.34. Л. 38.

40. ГАКО. Ф.Р-800. Оп.1. Д. 17. Л.207; ГАКО. Ф. Р-800. Оп.1. Д.17. Л. 209.

41. ГАКО. Ф.Р-800. Оп. 1. Д. 18. Л.148.

42. ГАКО. Ф. Р-800. Оп. 1.д. 18. Л.117.

43. Черник С.А. Советская общеобразовательная школа в годы Великой Отечественной войны. М., 1984. С. 168-169.

44. ОГАЧО. Ф. П-485. Оп. 1. Д. 909. Л. 64-65.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

45. ГАКО. Ф. Р-800. Оп. 1. Д. 19. Л.104; ОГАЧО. Ф. П-485. Оп. 1. Д. 768. Л. 493.

46. ОГАЧО. Ф. П-288-к. Оп. 1. Д. 44. Л. 2-3; ОГАЧО. Ф. П-485. Оп. 1. Д. 996. Л. 34-35.

47. Красный Курган. 1941. 14 августа.

48. ОГАЧО. Ф. П-485. Оп. 1. Д. 770. Л. 188.

49. Черник С.А. Советская общеобразовательная школа в годы Великой Отечественной войны. М. 1984. С. 172.

50. Магнитогорский рабочий. 1943. 3 апреля.

N.A. MALYSHEVA.

INFLUENCE OF IDEOLOGICAL FACTOR ON CHILDREN'S SOCIALIZATION DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The Great Patriotic War did not change the essence of the USSR state system. On the contrary, it was the favorable period for strengthening the centralization of authority and I.V. Stalin's regime. Orders, decisions, the decrees of the government accepted during the wartime, had been aimed at bringing up in people patriotism, preventing panic and treachery. Children were the integral part of the Soviet society so the current changes in the country directly influenced their socialization. Propaganda, mass media, art, school, the Pioneer and Komsomol organizations which activity was coordinated by the government of the country played a big role in patriotic education of children.

И.О. КОЛДОМАСОВ (Магнитогорск)

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОНТАКТЫ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ АНТИГИТЛЕРОВСКОЙ КОАЛИЦИИ В ГОДЫ ВОЙНЫ

Антигитлеровская коалиция в составе двух сильнейших держав Запада и Советского Союза выполнила свою главную задачу — уничтожение фашизма, продемонстрировав согласованные действия в политической, экономической и военной сферах. Однако эти взаимодействия затрагивали в основном лишь властные структуры и военные штабы союзных государств. Между тем, достаточно широко известно, что общественное мнение стран-союзниц поддерживало идею более тесных контактов между американцами, англичанами и гражданами СССР. Реализация этих связей должна была быть представлена в социокультурной сфере, и в действительности состоялась в отношениях между Англией и Америкой. Ситуация во взаимодействиях западных стран и СССР оказалась не столь однозначной.

Желание создать прочную систему культурных контактов с советским союзником было изначально ограничено рядом условий. Первое из них заключалось в языковом барьере между странами, который отсутствовал при взаимодействии англичан и американцев. Очень важно учитывать и общекультурный уровень советского общества перед войной и по ходу ее. А он, как известно, сильно отличался от уровня образованности общества царской России, где любой грамотный человек более-менее сносно знал хотя бы один иностранный язык (правда, необязательно английский). Другое дело, что количество грамотных не превышало четверти населения, в то время как к 1926 г. она по официальной статистике достигла 51%, но при этом образовательный уровень оставался крайне низким: в середине 30-х гг. средняя продолжительность школьного обучения рабочих составляла 3,5 года (при минимальном нормативе в 4 года), а по жителям деревни официальную статистику вывести вообще невозможно1. Кроме этого, акценты в образовании ставились все же на технические прикладные и специализированные дисциплины, а никак не на гуманитарные науки, поэтому разница в языках была серьезным препятствием для ограничения контактов.

Другим условием, ограничивающим сферу культурного взаимодействия между государствами антигитлеровской коалиции, была собственно военная обстановка. В начальный период войны она совершенно не располагала к культурным связям, поскольку вопрос ставился о выживании Советского Союза и сохранении его суверенных границ. Не могло быть и речи о широких культурных контактах между странами по причине физи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.