Бакулина Татьяна Ивановна, Вычеров Дмитрий Александрович
РОЛЬ "ПИОНЕРСКОЙ ПРАВДЫ" В ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Статья посвящена вкладу газеты "Пионерская правда" в воспитание школьников в годы Великой Отечественной войны. Выясняются изменения в структуре издания, анализируются функции и тематическая направленность газеты в годы войны, характеризуются ее особенности, выявляется роль газеты как идеологического транслятора и организатора диалога с читателем по вопросам патриотического воспитания. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/1077.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 10(72) C. 35-39. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/10/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
остальных мусульман. Итак, он исторически обосновал мифологию, созданную Э. Мухаммадом, который именно таким образом был вынужден использовать свои уникальные методы для обращения афроамерикан-цев в ненормативный афроамериканский ислам [Ibidem, p. 427].
В 1977 г. между Варит дин Мухаммадом и Л. Фарраханом произошел раскол по идейным соображениям. Верх взял Л. Фаррахан, который приложил немало усилий для воссоздания «Нации ислама» с ее традиционной идеологией. Фаррахан возвеличил расу черных, отстаивая ее превосходство над другими расами в рамках мифологии Э. Мухаммада [Ibidem, p. 418].
Подводя итоги эволюции деятельности «Нации ислама», можно констатировать, что практически все теологические, мифотворческие и политические постулаты этой организации в большей степени связаны с расово-этническими, а не традиционно религиозными вопросами, так как идеологи «Нации ислама» утверждали приоритет расы и нации, имеющий важнейшее значение для самоидентификации афроамериканцев по сравнению с религией. Этой точки зрения они придерживаются и сегодня. В свою очередь, классический ислам принципиально отвергает разделение людей по расовому признаку и постоянно декларирует, что все члены мусульманского сообщества равны вне зависимости от их расовой и национальной принадлежности.
Список литературы
1. Gardell M. In the Name of Elijah Muhammad: Louis Farrakhan and The Nation of Islam (The C. Eric Lincoln Series on the Black Experience). Duke University Press Books, 1996. 496 p.
2. Lincoln E. Black Muslims in America. Boston, 1994. 284 p.
3. Lomax L. When the Word Is Given: A Report on Elijah Muhammad, Malcolm X, and the Black Muslim World. Cleveland: World Publishing, 1963. 236 p.
4. Malcolm X. The Speeches of Malcolm X at Harvard / ed. Archie Epps. N. Y.: Morrow, 1968. 191 p.
5. Malcolm X., Haley A. The Autobiography of Malcolm X. N. Y.: One World, 1992. 460 p.
6. Muhammad E. Message to the Blackman in America. Chicago: Muhammad's Temple № 2, 1965. 355 p.
7. Tsoukalas S. The Nation of Islam: Understanding the "Black Muslims". Phillipsburg, New Jersey: P & R Publishing, 2001. 211 p.
ORGANIZATION "NATION OF ISLAM" - RADICAL RIGHT WING IN MOVEMENT FOR AFRO-AMERICANS' CIVIL RIGHTS (THE 1950-1970S)
Akhmetshin Ramil' Il'gizovich
Kazan (Volga Region) Federal University [email protected]
The article analyzes the ideology and functioning of the radical right wing in the movement for Afro-Americans' civil rights in the period of its most intensive activity (the 1950-1970s). The "Nation of Islam" phenomenon becomes one of the central problems in the USA racial and ethno-confessional history. The organization's political and cultural activity is a great contribution into the process of the USA social evolution, which only recently started to attract historians' interest.
Key words and phrases: "Nation of Islam"; movement for Afro-Americans' civil rights; separatism; nationalism; the USA racial and ethno-confessional history.
УДК 070(091)
Исторические науки и археология
Статья посвящена вкладу газеты «Пионерская правда» в воспитание школьников в годы Великой Отечественной войны. Выясняются изменения в структуре издания, анализируются функции и тематическая направленность газеты в годы войны, характеризуются ее особенности, выявляется роль газеты как идеологического транслятора и организатора диалога с читателем по вопросам патриотического воспитания.
Ключевые слова и фразы: советский патриотизм; средства массовой информации; детская газета; военно-патриотическое воспитание; историческая память; образ врага; совершенствование военной и физической подготовки; идеологическое влияние; коммуникативная функция прессы.
Бакулина Татьяна Ивановна, к.и.н., доцент Вычеров Дмитрий Александрович
Тюменский государственный университет [email protected]; [email protected]
РОЛЬ «ПИОНЕРСКОЙ ПРАВДЫ» В ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Великая Отечественная война стала своеобразной проверкой сформировавшейся к середине 1930-х гг. идеологической концепции «советского патриотизма». Именно в те годы закладывались основы нового советского сознания у детей. Важную роль в этом процессе играли средства массовой информации и особенно
детская периодическая печать. В годы войны продолжилось издание журналов «Вожатый», «Пионер», «Костер», «Дружные ребята», «Мурзилка» и газеты «Пионерская правда». Основанная в 1925 г., «Пионерская правда», по мысли создателей, была призвана помогать пионерской организации и школе в коммунистическом воспитании подрастающего поколения, одновременно прививая детям идеалы дружбы, товарищества, взаимопомощи, любви к Родине, добра и справедливости. Несмотря на значимость, до настоящего времени роль «Пионерской правды» в воспитании подрастающего поколения в годы Великой Отечественной войны не стала объектом специального исследования. А это представляется важным, поскольку раскрывает одно из направлений идеологической работы в стране, которая способствовала победе советских людей в войне.
К моменту начала Великой Отечественной войны «Пионерская правда» пользовалась большой популярностью у несовершеннолетних. В самом начале войны стоимость одного номера газеты равнялась 5 копейкам [4], к маю 1945 г. номер газеты продавался за 10 копеек [19]. В военные годы произошли изменения с периодичностью выпуска издания: из газеты, выходившей 3 раза в неделю (по вторникам, четвергам и субботам), она превратилась в еженедельную.
Характер чрезвычайной ситуации побудил руководство значительно трансформировать структуру и тематику газеты. На первой странице постоянно размещалась рубрика «От Советского информбюро», публиковались приказы и постановления советского правительства, а в рубрике «Всемирный телеграф» печатались международные политические новости. Весомое место на первой странице отводилось различным пропагандистским лозунгам и материалам, в которых рассказывалось о социально значимых инициативах несовершеннолетних, например сборе вещей для бойцов Красной Армии и нуждающегося населения, денежных средств на постройку танковой колонны «Пионерия» и т.д. С определённой периодичностью, в частности перед началом учебного года и перед проверочными испытаниями, на первой странице помещалась информация, рассказывающая об основных обязанностях детей, главная из которых заключалась в успешной учёбе. Подобная структура сохранялась на протяжении всей войны. Исключение составляли номера газеты, посвящённые особо значимым праздникам и юбилейным датам. Таковыми являлись годовщина Октябрьской революции, Новый год, 23 февраля и Международный день труда 1 Мая, годовщины создания пионерской организации.
Военно-патриотическое воспитание стало главным направлением работы газеты еще в 1930-е годы. Уже тогда появлялись сюжеты, посвящённые военной подготовке и улучшению физического развития школьников, защите своей Родины и героическим поступкам детей. Во второй половине 1930-х гг. на страницах газеты постепенно формируется образ врага, сначала абстрактного, а затем, после начала войны с Финляндией, и конкретного. И как контраст этому - образ Родины-защитницы, единственной страны, которая взяла на себя груз борьбы с врагом, желающим покорить весь мир. Состояние сопричастности к великому делу спасения мира и справедливости активно формировалось на страницах газеты. Такой подход к воспитанию патриотизма у детей был характерен не только для СССР, но и для ряда других государств и в целом являлся отражением духа того времени.
Вторжение немецко-фашистских войск на территорию СССР также нашло отражение на страницах «Пионерской правды». В номере газеты, вышедшем 24 июня 1941 года, было размещено обращение народного комиссара иностранных дел В. М. Молотова к гражданам Советского Союза. Были приведены факты о действиях фашистов на советской земле, об их отношении к детям и детским учреждениям. Газета призывала несовершеннолетних быть дисциплинированными, помогать взрослым, сохранять спокойствие, а также изучать противовоздушную и противохимическую оборону [3], то есть создавала атмосферу сопричастности детей к делу защиты Отечества.
Можно выделить несколько тем, которые неизменно присутствовали в каждом номере газеты. Первая посвящена совершенствованию военной и физической подготовки детей и подростков. Еще в 1930-е гг. формируется образ нового советского человека. Это был человек выносливый, смелый, имеющий элементарные военные навыки, которые ему могли пригодиться в будущих войнах с капиталистическим окружением. Изначально этой тематике отводилось не так много места на страницах газеты, и в большинстве случаев она была представлена информацией о родах войск в составе Красной Армии, инструкциями по обращению с оружием, результатами различных военно-спортивных соревнований. Но со временем начинает появляться всё больше сюжетов, в результате чего к концу войны этой теме отводилось значительное место в каждом номере газеты. В статьях рассказывалось о силовых упражнениях, об обучении рукопашному бою, противовоздушной и противохимической обороне, о пользе различных видов спорта и успехах в них детей и подростков. Некоторые сюжеты были преобразованы в постоянные рубрики. Так, в «Военном словарике пионера» и «Знаешь ли ты, что...» давалась расшифровка терминов, относящихся к военным действиям, и приводились интересные факты на эту тему. Например, в номере от 16 сентября 1941 г. рубрика была посвящена артиллерийским снарядам. Приведём небольшой отрывок из текста: «Артиллеристы стреляют разнообразными снарядами: гранатами, картечью, шрапнелью; дымовыми, зажигательными, ослепительными. Гранаты делятся на фугасные, осколочные и бронебойные...» [6]. Блок «Два приятеля» был представлен карикатурами, в которых присутствовало два героя. Вася олицетворял собой образ «отличника военной и физической подготовки», а Петя -того, кто халатно относится к овладению этими навыками. Каждый рисунок сопровождался небольшим стихотворением. Например: «Я гранату, - молвил Петя, - брошу лучше всех на свете. Что случилось? Что за чудо? Целил в холмик за сосной. Замахнулся он не худо, а граната. за спиной» или «Планка на землю упала. Может, планку скинул ветер? Только ветру дела мало, - Это просто прыгал Петя. И с земли, смотря на Васю, говорит он виновато: "Силы много есть в запасе, ноги вот тяжеловаты"».
Особо следует выделить рубрику, посвящённую популяризации среди детей военных игр, таких как «Защитники города», «Разведчики», «Кукушка», «Следопыты», «Ложная тревога» и т.д. Значимое место занимали игры под названием «Рейд в тыл врага» и «На разгром», главная цель которых заключалась в захвате
или «уничтожении» противника. Под руководством «Пионерской правды» в стране проводились соревнования по военным играм. Участие в них могли принять учащиеся 5-х, 6-х, 7-х и 8-х классов [9]. В ходе подготовки ребята устраивали лыжные походы, учились кидать гранаты, ходить строем, ползать по-пластунски, составлять карту местности, обращаться с оружием [14]. В целом во всех сюжетах этой тематики неоднократно подчёркивалась важность обучения и совершенствования знаний и навыков, которые в дальнейшем пригодятся на военной службе в рядах Красной Армии. Такая позиция «Пионерской правды» значительно влияла на формирование у несовершеннолетних положительного образа служения Родине.
Важным направлением деятельности газеты было возрождение исторической памяти. На смену революционному патриотизму первых советских лет с отрицанием значимости дореволюционного прошлого страны приходит возвращение к своим традициям, к признанию величия всей ее истории. Этому в значительной степени способствовало восстановление преподавания истории в школе в 1934 г., обращение к героическим страницам борьбы русского народа против захватчиков на страницах различных периодических изданий, в том числе и детских. В «Пионерской правде» в годы войны публиковались статьи о Бородинском сражении, деятельности великого русского флотоводца адмирала Нахимова и др. Газета организовала интеллектуальную военно-историческую игру «Три великих полководца», посвящённую Александру Македонскому, Александру Невскому и Александру Суворову. Игра проходила в формате викторины: читателям необходимо было ответить на 6 вопросов из жизни этих полководцев. Участникам необходимо было нарисовать карту похода, схему сражения, изобразить оружие, разобраться в исторических документах, указать даты событий и т.д. Так, в номере газеты от 17 марта 1943 г. содержались задания по биографии Александра Македонского: «Александр Македонский установил в своей армии новый строй и ввёл новое оружие - длинные копья. Его армия, благодаря этому, стала сильной, подвижной и стойкой среди всех современных ей армий. Начертите основной строй, принятый в армии Александра и расскажите о вооружении его воинов» [15].
На страницах «Пионерской правды» осуждались «зверства» захватчиков и воспевались героические подвиги советских людей. Так, в номере от 18 февраля 1942 г. была напечатана статья «Пионеры никогда не забудут героиню-партизанку Зою» [11], посвященная подвигу Зои Космодемьянской, а 7 и 28 февраля 1942 г. -сюжеты о Шуре Чекалине. Больший акцент газета сделала на освещении биографии школьника и пионера из города Лихвин, поскольку образ подростка-героя был более близок остальным детям в силу его возраста и мог служить примером для подражания. Статья «Жизнь Шуры Чекалина - пример для вас, ребята!» заканчивалась словами: «Таким жадным к знанию, таким трудолюбивым, упорным, деятельным, таким любящим Родину, как этот благородный юноша-герой, должен стремиться быть каждый из вас» [12]. Подобную цель преследовали опубликованные статьи о Маше Пыренко [8], которую казнили за сотрудничество с партизанами и убийство немецкого военнослужащего; о Мише Давыдове, убитом за деятельность против оккупантов [13]; о Косте Кравчуке, которого наградили орденом Красного Знамени «за сохранение двух полковых знамён частей Красной Армии в период немецкой оккупации города Киева» [18].
Большое место в газете занимало участие детей в помощи фронту. Определенное время на страницах газеты печаталась рубрика «Пионерская копилка металлолома», в которой содержалась информация о количестве собранного детьми металла. Нашли своё отражение в газете трудовая деятельность несовершеннолетних на производстве и их участие в подсобных работах, таких как ловля рыбы, ремонт школы, сбор лекарственных растений и т.д. Большое внимание в «Пионерской правде» уделялось освещению сюжетов о помощи детей колхозам, где спектр их работ был весьма обширен. Отдельный блок статей и рисунков носил название «Краткосрочные курсы юных огородников» и был посвящён развитию «индивидуального огородничества». В нём содержались рекомендации и советы по посадке овощей, уходу за участком и уборке урожая. Огородничество в годы войны стало характерной чертой не только сельской, но и городской жизни. В городах под огороды использовали все свободное от застройки пространство. Взрослое население в тылу большую часть времени было занято на производстве, поэтому фактически «хозяевами» таких огородов становились дети, которые не обладали соответствующими знаниями и навыками. В этой работе «Пионерская правда» оказывала им помощь.
С определённой периодичностью в газете публиковались материалы об учебной деятельности. В них акцент делался на решение таких основных проблем осуществления всеобуча в военное время, как нехватка учебников и канцелярских принадлежностей, провалы на экзаменах, низкая успеваемость и невысокая посещаемость. До 1944 г. количество статей на эту тему существенно уступало числу сообщений о совершенствовании военно-физической подготовки и помощи фронту. По мере освобождения территории страны от немецко-фашистских захватчиков внимание к теме учебы усиливается. В годы войны был принят ряд важных постановлений по проблемам школы. Постановлением СНК РСФСР от 2 августа 1943 г. были утверждены «Правила для учащихся» [2, с. 178], 5 августа того же года для учащихся с пятого класса был введен ученический билет определенного образца, в январе 1944 г. знания и поведение учащихся стали оцениваться по пятибалльной шкале. И все эти решения нашли отражение на страницах газеты «Пионерская правда». Дети, участвуя в помощи фронту и выполняя взрослую работу, порой старались перенять взрослую манеру поведения и внешний вид. В «Правилах поведения для учащихся» особо говорилось об обязательности скромного поведения школьников, о запрете на употребление бранных и грубых выражений, курения, азартных игр. В годы войны считалось неприличным обращать много внимания на свой внешний вид. Так, в номере газеты от 29 февраля 1944 г. была помещена карикатура, высмеивающая семиклассниц, которые своей внешности уделяли больше внимания, чем учебе. Изображение сопровождалось следующей подписью: «Отметки плохие, зато причёски отличные (от всех других)» [14]. Осуждалась и девочка, которая «часами сидит перед зеркалом, загибает ножом ресницы, а волосы в это время у неё накручены на вилку или карандаш» [17]. Газета
неоднократно на своих страницах проводила мысль, что взрослость должна проявляться, прежде всего, не во внешнем виде, а в делах. «Быть взрослой, - писала газета, - это значит больше работать, лучше учиться и заботиться о своей школе. Быть взрослой - это значит любовно заботиться о малышах, держать себя скромно и вежливо со всеми окружающими. Быть взрослой - это значит никогда не сидеть без дела, не увиливать от общественных заданий, а, наоборот, с радостью браться за них и выполнять на совесть» [Там же].
Постоянной газетной колонкой вплоть до начала 1944 г. была сатирическая рубрика «На штыке», которая появилась сразу после начала войны и пользовалась огромной популярностью у читателей. Она состояла из пословиц, поговорок, стихотворений, рассказов, фельетонов, а также карикатур и небольших подписей к ним. Например: «Юный фриц, любимец мамин, в класс идёт держать экзамен. Задают ему вопрос: "Для чего фашисту нос?". Отвечает фриц мгновенно: "Чтоб вынюхивать измену и строчить на всех донос. Вот зачем фашисту нос!"» [5] или «Этот страшный "кочегар" свой народ уничтожает. Фюрер лишь одно желает - поддержать войны пожар» [7]. Материал для газеты брался из других периодических изданий, создавался самими сотрудниками газеты, школьниками и известными творческими личностями, в число которых входили С. Я. Маршак, М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов и другие. Трое последних являлись художниками, которые создали коллектив «Кукрыниксы». С февраля 1942 г. в эту рубрику иногда помещали фрагменты сборника «Бойцы смеются», выпущенного издательством «Молодая гвардия». Например: «Близок Ленинград, да не укусишь»; «К Ленинграду пойдёшь - на тот свет попадёшь», «Повадился фашист о Ленинграде тужить, тут ему голову и сложить» [10]. Подобный формат и юмористические сюжеты были характерны для взрослых газет. Таким образом, произошло некоторое сближение периодических изданий, предназначенных для взрослых и для детей, в результате чего «Пионерская правда» «выросла».
Тема досуга также несла на себе оттенок военного времени. В газете несколько раз упоминается отдых детей в пионерских лагерях и на детских площадках. Однако и этот вид времяпрепровождения включал в себя элементы, связанные с чрезвычайной ситуацией, такие как сбор лекарственных растений и металлолома, военно-физическая подготовка, помощь колхозам и т.д. С одной стороны, такая трансформация потребовала от детей и подростков совершения деловых поступков, а с другой - серьёзным образом повлияла на более требовательное отношение к ним со стороны старших. В результате этого такие составляющие периода детства, как развлечения, непосредственность, отсутствие осознания ответственности, зависимость от родителей и др., отошли на второй план и были заменены противоположными характеристиками, которые присущи взрослому населению.
Периодически в газетах отводилось место литературным произведениям, предназначенным для детей и воспитывающим в них положительные чувства и черты характера, такие как любовь к Родине, доброта, отзывчивость, ответственность и т.д. Некоторые персонажи книг, например Тимур из книги А. П. Гайдара, стали некими эталонами поведения и получили своих продолжателей в реальной жизни.
Редакция газеты не забывала о значении коммуникативной функции прессы и поддерживала постоянную связь с читателями. Частым явлением было размещение на её страницах детских писем, содержащих послания сверстникам из стран - союзниц по антигитлеровской коалиции или из оккупированных государств, стихи, обращения к советским детям и т.д. Такая форма была очень важна, она существенно влияла на популярность газеты и была своеобразным признанием обществом социально значимых поступков несовершеннолетних, что побуждало последних к более активной деятельности.
Таким образом, на страницах «Пионерской правды» нашли своё отражение многие актуальные проблемы «детства военных лет». Сотрудниками газеты были выработаны новые приемы и формы подачи материала, в результате чего сложился своеобразный характер взаимодействия с читателем.
Во время войны по инициативе Института психологии развернулось исследование под общим названием «Дети и Отечественная война». Перед учеными была поставлена задача сбора конкретного материала по изменению психики детей в условиях войны и выявлению влияния коммунистического воспитания на формирование детей - современников войны. Конкретно под этой рубрикой изучались вопросы о характере и формах героизма детей в Великой Отечественной войне, формы участия детей в общественно-полезном труде, психологические основы тимуровского движения, понимание детьми событий войны [1, с. 21]. В этом плане «Пионерская правда» была неоценимым источником для ученых, поскольку она выполняла самые разнообразные функции. Она была не только средством идеологического воздействия на молодежь, своеобразным идеологическим транслятором, ориентированным на детскую аудиторию, но и организатором диалога со школьниками, воспитателем важных человеческих качеств. В годы войны каждой социальной группе населения были определены основные задачи, выполнение которых стояло на первом месте. Если в довоенное время для детей и подростков они заключались в том, чтобы слушаться взрослых, быть патриотом своей страны, хорошо учиться, то в годы Великой Отечественной войны их масштаб значительно расширился и включал в себя некоторые элементы более старших периодов жизни. Под влиянием этого произошло серьёзное взросление информации, предназначенной для несовершеннолетних. Такое преобразование привело к схожести структуры и тематики «Пионерской правды» и взрослой прессы. За большую работу в годы войны в 1945 г. газета «Пионерская правда» была награждена Орденом Трудового Красного Знамени.
Список литературы
1. Барабанщиков А. В. Советская психология в годы Великой Отечественной войны // Вопросы психологии. 1985. № 2.
С. 12-22.
2. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сборник документов 1917-1973 гг. М.: Педагогика,
1974. 560 с.
3. Пионерская правда. 1941. 24 июня.
4. Пионерская правда. 1941. 5 августа.
5. Пионерская правда. 1941. 6 сентября.
6. Пионерская правда. 1941. 16 сентября.
7. Пионерская правда. 1941. 18 сентября.
8. Пионерская правда. 1941. 4 октября.
9. Пионерская правда. 1942. 31 января.
10. Пионерская правда. 1942. 14 февраля.
11. Пионерская правда. 1942. 18 февраля.
12. Пионерская правда. 1942. 28 февраля.
13. Пионерская правда. 1942. 4 марта.
14. Пионерская правда. 1942. 22 апреля.
15. Пионерская правда. 1943. 17 марта.
16. Пионерская правда. 1944. 29 февраля.
17. Пионерская правда. 1944. 14 марта.
18. Пионерская правда. 1944. 6 июня.
19. Пионерская правда. 1945. 22 мая.
ROLE OF "PIONERSKAYA PRAVDA (TRUTH FOR YOUNG PIONEERS)" IN EDUCATING SCHOOLCHILDREN IN THE YEARS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR
Bakulina Tat'yana Ivanovna, Ph. D. in History, Associate Professor Vycherov Dmitrii Aleksandrovich
Tyumen State University bakulina_t_i@mail. ru; vorcyl@mail. ru
The article is devoted to analyzing the contribution of the "Pionerskaya Pravda (Truth for Young Pioneers)" newspaper to schoolchildren's education in the years of the Great Patriotic War. The authors identify changes in the publication's structure, analyze the functions and thematic orientation of the newspaper in the war years, describe its peculiarities, and discover its role as an ideological transmitter and initiator of a dialogue with the reader on patriotic education problems.
Key words and phrases: Soviet patriotism; mass media; children's newspaper; military and patriotic education; historical memory; enemy image; improvement of military and physical training; ideological influence; periodicals' communicative function.
УДК 74
Философские науки
Статья посвящена исследованию ценностей постмодернистской художественной коммуникации. Рассматривается возможность философской трактовки контактов художника и зрителя вне субъектно-объектной парадигмы. В качестве такой интерпретации предстаёт интерсубъективность в художественной сфере. В центре внимания автора - причины кризиса ценностей постмодернистской художественной коммуникации. Анализируется специфика высших (духовных) и инструментальных (социальных) ценностей в постмодернистской художественной коммуникации, а также аксиологический аспект массовой культуры.
Ключевые слова и фразы: постмодернизм; ценность; трансцендентальные ценности; инструментальные (социальные) ценности; художественная коммуникация; субъективность; интерсубъективность; эстетика симуляции.
Бараш Любовь Александровна, к. филос. н.
Российский университет дружбы народов (филиал) в г. Сочи [email protected]
ЦЕННОСТЬ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ
В чём заключается тайна незримой нити, связывающей художника и зрителя? Быть может, она в самом произведении искусства? Или в магии взаимного притяжения друг к другу художника, призванного сказать своим искусством нечто важное, и другого человека, которому необходимо услышать и понять сказанное им? Эта незримая нить, соединяющая человеческие души - ценность художественной коммуникации, где слиты воедино и художественные достоинства произведения искусства, и процесс общения между художником и зрителем. Но вот на сцену выходит пианист, садится за рояль, вскидывает над клавишами руки и - тишина... Только тишина в течении 4 минут и 33 секунд. Это произведение Д. Кейджа «4. 33». Вот книга, и читать её можно с любого места, в любом порядке и последовательности. Роман американского писателя Р. Федермана так и называется - «На ваше усмотрение». Ещё один роман - «Барышня из А.» Ж. Ривэ: ни одного авторского слова, только 750 цитат из 408 источников. А вот произведение изобразительного, впрочем, может быть, неизобразительного искусства - «звуковая скульптура». Скульптуры как материального объекта нет, зато есть формирование пластики звука - электронного и акустического. Что это - искусство или неискусство? И если это не искусство, то можно ли говорить о ценности художественной коммуникации на основе этого «неискусства»?