Научная статья на тему 'Радиовещание для детей и подростков в годы Великой Отечественной войны'

Радиовещание для детей и подростков в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1168
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЕ РАДИОПЕРЕДАЧИ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ / CHILDREN'S RADIO WARTIME AGES CHILDREN'S AUDIENCE / ВОЗРАСТНЫЕ КАТЕГОРИИ ДЕТСКОЙ АУДИТОРИИ / ИГРОВЫЕ ФОРМЫ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЮНОГО ПОКОЛЕНИЯ / PATRIOTIC AND MORAL EDUCATION OF THE YOUNGER GENERATION / GAME FORMS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Руденко Ирина Анатольевна

В статье рассматривается деятельность радиовещания для детей и подростков во время Великой Отечественной войны, когда радио было единственным средством массовой информации, обращенным к юной аудитории нашей страны. Анализируется содержание, тематика, формы подачи материала детских радиопередач военного времени, способы контакта с аудиторией. Исследуются два периода в развитии детской журналистики военной поры (1941-1943, 1943-1945), различные по своим задачам и функциям. Показывается, что в начале войны (1941-1943) объем детских передач существенно сократился, преобладало художественное вещание, которое воспитывало в ребятах мужество и стойкость. Высоко патриотичные передачи для подростков помогали им выстоять, не сломиться в тяжелую годину войны. В 1943-1945 гг. основную роль стали играть общественно-политические, научно-популярные и развлекательные передачи, резко увеличилось количество общеобразовательных тем, вновь появились передачи для дошкольников, младших школьников и подростков, возникли новые формы детских передач. Детская редакция радио стала все активнее привлекать самих слушателей для участия в передачах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Radio broadcasting for children and teenagers during the Second World War

The article discusses the activities of broadcasting for children and under-shoots during the Great Patriotic War, when radio was the only media outlet facing the young audiences in our country. Its analysis of the content, themes, presentation of children's wartime radio broadcasts, modes of contact with the audience. We study the two periods in the development of wartime children's journalism (1941-1943, 1943-1945), different in their tasks and functions. It is shown that in the beginning of the war (1941-1943) the amount of children's programs has declined significantly, the prevailing artistic broadcasting that brings up guys courage and perseverance. Highly patriotic gear for teenagers helped them survive, not broken in the difficult years of the war. In 1943-1945 began to play the main role of socio-political, non-fiction and entertainment programs dramatically increased the number of educational topics reappeared transmission for preschoolers, primary school children and teenagers, new forms of children's programs. Children of Radio has become increasingly involve themselves listeners to participate in the programs.

Текст научной работы на тему «Радиовещание для детей и подростков в годы Великой Отечественной войны»

УДК 070:654.19-053.5(470) DOI 10.17150/2308-6203.2015.4(1).20-28

Руденко Ирина Анатольевна

старший научный сотрудник, факультет журналистики, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова,

125009, Российская Федерация, г. Москва, ул. Моховая, 9, e-mail: irinarudenko2007@yandex.ru

Irina A. Rudenko

Lomonosov Moscow State University, 9 Mokhovaya St., 125009, Moscow, Russian Federation, e-mail: irinarudenko2007@yandex.ru

РАДИОВЕЩАНИЕДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Аннотация. В статье рассматривается деятельность радиовещания для детей и подростков во время Великой Отечественной войны, когда радио было единственным средством массовой информации, обращенным к юной аудитории нашей страны. Анализируется содержание, тематика, формы подачи материала детских радиопередач военного времени, способы контакта с аудиторией. Исследуются два периода в развитии детской журналистики военной поры (1941-1943, 1943-1945), различные по своим задачам и функциям.

Показывается, что в начале войны (1941-1943) объем детских передач существенно сократился, преобладало художественное вещание, которое воспитывало в ребятах мужество и стойкость. Высоко патриотичные передачи для подростков помогали им выстоять, не сломиться в тяжелую годину войны.

В 1943-1945 гг. основную роль стали играть общественно-политические, научно-популярные и развлекательные передачи, резко увеличилось количество общеобразовательных тем, вновь появились передачи для дошкольников, младших школьников и подростков, возникли новые формы детских передач. Детская редакция радио стала все активнее привлекать самих слушателей для участия в передачах.

Ключевые слова. Детские радиопередачи военного времени, возрастные категории детской аудитории, игровые формы, патриотическое и нравственное воспитание юного поколения.

Информация о статье. Дата поступления 9 декабря 2014 г.; дата принятия к печати 22 декабря 2014 г.; дата онлайн-размещения 30 января 2015 г.

RADIO BROADCASTING FOR CHILDREN AND TEENAGERS DURING THE SECOND WORLD WAR

Abstract. The article discusses the activities of broadcasting for children and under-shoots during the Great Patriotic War, when radio was the only media outlet facing the young audiences in our country. Its analysis of the content, themes, presentation of children's wartime radio broadcasts, modes of contact with the audience. We study the two periods in the development of

wartime children's journalism (1941-1943, 1943-1945), different in their tasks and functions.

It is shown that in the beginning of the war (1941-1943) the amount of children's programs has declined significantly, the prevailing artistic broadcasting that brings up guys courage and perseverance. Highly patriotic gear for teenagers helped them survive, not broken in the difficult years of the war.

In 1943-1945 began to play the main role of socio-political, non-fiction and entertainment programs dramatically increased the number of educational topics reappeared transmission for preschoolers, primary school children and teenagers, new forms of children's programs. Children of Radio has become increasingly involve themselves listeners to participate in the programs.

Keywords. Children's radio wartime ages children's audience, game forms, patriotic and moral education of the younger generation.

Article info. Received December 9, 2014; accepted December 22, 2014; available online January 30, 2014.

В 2015 г. наша страна отметит 70-летие победы в Великой Отечественной войне. В связи с этим представляется необходимым обратиться к опыту работы радиовещания Детской редакции ВГТРК в военные годы, показать ту роль, которую оно сыграло в деле воспитания и образования подрастающего поколения, оценить его значение в моральной поддержке детей, волею судьбы оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации. В годы войны детское радио проявляло постоянную заботу о миллионах детей, родители которых были призваны в армию или заняты на производстве.

Кроме того, во время войны оно было единственным СМИ, которое непосредственно обращалось к юной аудитории, в том числе и на оккупированных территориях (1 июля 1941 г. по постановлению Бюро ЦК ВЛКСМ был временно прекращен выпуск всех детских газет).

Война не прервала развития системы образования. Детское радио, несмотря на трудности военного времени, активно помогало детям и подросткам овладеть всем богатством знаний; воспитывало в них чувство патриотизма и гражданского долга, мужество и стойкость. Во время войны детское радио выполняло широкие агитационно-пропагандистские и

образовательные функции, хотя их содержание в новых условиях существенно изменилось.

При анализе детского радиовещания военного времени были изучены тексты многих передач (1941 — 1945), находящихся в Государственном архиве Российской Федерации и в архиве ВГТРК. Все они представлены в машинописном варианте с рукописными пометками для дикторского чтения. Для написания статьи автор воспользовался таким методом научного исследования, как типология средств массовой информации [6].

Можно выделить два этапа в развитии детского радиовещания во время войны; передачи каждого из них заметно отличаются по своему содержанию и формам. На первом этапе (1941—1943) особое значение приобрели агитационно-пропагандистская и организационная функции радио. На втором этапе (1943—1945), наряду с ними, ведущее место заняли образовательная, воспитательная и просветительская функции радио. «Это был период формирования главных направлений вещания для детей в условиях Великой Отечественной войны, период разработки основных принципов, определяющих содержание и формы организации детского вещания. Был разработан репертуар

художественных передач, в том числе репертуар детского радиотеатра, возобновлены некоторые довоенные формы и созданы новые формы и жанры детского вещания» [1, с. 206].

Творческий опыт, накопленный в предвоенные годы, позволил детскому радиовещанию быстро перестроиться на военный лад, быть и в новых условиях действенным средством воспитания, образования, организации. При подготовке детских передач применялся широкий арсенал средств и методов радиоработы. Радио использовало многие довоенные и создавало новые формы вещания, в том числе и такие, в которых детям сообщались элементы военных знаний.

ДЕТСКОЕ РАДИОВЕЩАНИЕ В 1941-1943 гг.

В конце июля 1941 г. в связи с сокращением объема передач отдел детского вещания был реорганизован в группу при литературно-музыкальном отделе. Как самостоятельная единица в системе Всесоюзного комитета по радиофикации и радиовещанию отдел был восстановлен только в январе 1943 г. В него вошли редакции художественных, научно-популярных и школьно-пионерских передач. В зависимости от характера аудитории отдел организовывал свои программы по возрастному принципу: специальные передачи готовились для дошкольников и для детей младшего и среднего школьного возраста.

Отметим, что специфика детской журналистики определяется четко выраженной возрастной ориентированностью на детскую и юношескую аудиторию. В связи с этим в ней применяются особые, специфические приемы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы, способы взаимодействия с аудиторией. Возрастные

особенности юной аудитории и своеобразие работы с каждой из возрастных групп к тому времени определили возникновение трех типов передач — для дошкольников, младших школьников и подростков. Передачи для еще одной группы детской аудитории — старшеклассников — появились лишь в 1963 г. [4, с. 188].

В 1941 — 1942 гг. в радиопрограмме преобладали передачи для подростков. Ведь именно в подростковом возрасте появляется интерес к различным аспектам взрослой жизни, касающихся новостей с фронтов, моральных, нравственных проблем становления личности. Из эфира полностью исчезли игровые передачи, столь близкие и понятные ребятам в довоенное время.

Особенностью радиовещания для детей и подростков всегда были высокая степень его эмоциональности, широкое использование в передачах литературы и музыки, образных и художественных выразительных средств. В программах для детей военного периода был особенно велик удельный вес художественного вещания. Из 2-х часов 10 минут, отведенных в дневной сетке для детских передач, более полутора часов приходилось на художественные передачи. В 1941 — 1943 гг. важной задачей художественного вещания было создание радиопостановок, в которых рассказывалось о жизни страны в военную пору. В передачах особое место занимал рассказ о подвигах людей на фронтах и в тылу врага. Слушателям рассказывали об армейских героях, о патриотизме детей, их подвигах, о жизни, учебе, труде школьников. К сентябрю 1944 г. отдел детского вещания подготовил 23 радиопостановки, создал много чтецких, научно-популярных передач. Среди них — драматургическая поэма М. Светлова «Лиза

Чайкина», постановка по сценарию Л. Кассиля «Твои защитники» и др. Наряду с созданием передач на современные темы отдел подготовил немало передач по истории государства. Этому были посвящены радиопостановки по романам А. Фадеева «Разгром», Н. Островского «Как закалялась сталь» и др.

Постоянно беседовали с ребятами по радио, читали у микрофона свои новые произведения В. Бианки, М. Пришвин, Е. Благинина и др. Особенно интересными из чтецких передач были «Военная почта» С. Маршака, «Огнеопасный груз» Л. Кассиля, «Никита» А. Барто, «Капитан Гастелло» Л. Квитко. 23 августа 1941 г. в эфире прозвучал рассказ А. Гайдара «Мост», присланный писателем из действующей армии.

Заметное место в детской радиожурналистике военной поры отводилось передачам, где рассказывалось о патриотизме советских детей, о совершенных ими подвигах. Великая Отечественная война, как ни одна из войн в истории человечества, выявила множество юных героев. Ребята становились сыновьями полков, дивизионов, эскадрилий, партизанских отрядов, юнгами военных кораблей. Воспитываясь в воинских частях, они нередко участвовали в боях, проявляли чудеса храбрости. О подвигах юных героев рассказывалось в выпусках «Пионерской зорьки», во многих художественных передачах.

Большое место в детском вещании во время войны, так же как и в мирное время, отводилось передачам, в которых принимали участие сами ребята. Они рассказывали о том, чему были свидетелями: о концентрационных лагерях, в которых они оказались, о том, как в городах и селах, еще не освобожденных нашей армией, немцы мучили и убивали взрослых и детей. 17 мая 1943 г.

в эфире прозвучала знаковая передача «Ненавидеть и мстить»1, составленная из документальных рассказов детей о войне.

Радиожурналистика сохранила и донесла до наших дней документальные страницы истории — передачи с участием детей, очевидцев событий.

В годы Великой Отечественной войны ежедневно звучала в эфире радиогазета «Пионерская зорька». В начале войны ее выпуски целиком состояли из рассказов, стихов, очерков известных писателей и поэтов, сопровождавшихся небольшим конферансом. В этот период материалы публицистического характера были основным содержанием радиогазеты (стихотворение С. Михалкова «Рассказы майора», очерк Б. Горбатова «Современники» и т.д.).

С 1943 г. выпуски «Пионерской зорьки» стали более разнообразными по темам и жанрам. В то время «Пионерскую зорьку» готовили всего восемь журналистов — шестеро в Москве, по одному в Ленинграде и Ташкенте [3, с. 116]. С их помощью в радиогазете появились разделы: «Хроника школьной и пионерской жизни», «Календарь знаменательных дат», «Знаешь ли ты?», «Спрашивай — отвечаем», «Вести с фронтов Великой Отечественной войны» (материалы военных корреспондентов

A. Галенковского, Л. Рогачевского,

B. Ермилова2), «Письма юных корреспондентов». В радиогазете впервые появился раздел «Обзор газеты "Пионерская правда"», обращавший внимание слушателей на важные общественно-политические материалы печати. Этот раздел был организован в связи с тем, что тираж «Пионерской правды» был ограничен, а ее достав-

1 ГАРФ (Госархив России). Ф. 6903. Оп. 16. Д. 22.

2 Там же. Д. 53. Л. 38.

ка на места часто опаздывала или была недоступной. Взаимодействие печати и радио помогало ребятам быстрее узнавать о событиях, лучше в них разбираться.

По призыву радио тимуровцы выращивали овощи для детских домов, собирали металлолом, необходимый для изготовления оружия, организовывали бригады в госпиталях, работали в доменных цехах и на полях. Радио побуждало ребят к действиям, становилось своего рода организационным штабом их разнообразных дел.

ДЕТСКОЕ РАДИОВЕЩАНИЕ В 1943-1945 гг.

С января 1943 г. в детском радиовещании произошли большие изменения. Как отмечалось выше, в это время был восстановлен отдел детского вещания, в который вошли редакции художественных, научно-популярных и школьно-пионерских передач. В детском радиовещании получил дальнейшее развитие принцип возрастной дифференциации аудитории, опиравшийся на достижения педагогики и психологии, на богатый опыт детского радиовещания предвоенных лет. В эфире вновь появились передачи для дошкольников и младших школьников.

Популярной у дошкольников была передача «Угадай-ка», созданная в апреле 1944 г. (автор текстов — С. Богомазов). Эта передача широко использовала игровые формы, активизирующие восприятие слушателей, привлекающие ребят к участию в передачах. В детских радиопередачах создавались игровые ситуации, максимально приближенные к жизни детей. В них участвовали постоянные персонажи, популярные в детской аудитории.

Значение игры для развития и воспитания детей во все времена было

уникальным. Известно, что игра влияет на жизненное самоопределение, на становление эмоциональной стабильности, коммуникативной неповторимости личности, ее способности включаться в ролевой динамизм общества [5, с. 119].

Игровые элементы, прежде чем войти в повседневную практику журналистики для детей, стать ее важным структурным элементом, прошли длительный путь развития. На этом пути были поиски и находки, успехи и неудачи.

Принцип игры, в которой важная роль принадлежит ведущим, был использован в ряде передач детского радио, появившихся в годы войны. Одной из них была «Угадай-ка».

В передаче участвовали постоянные персонажи — весельчак Боря, его мама и Ведущий, которые рассказывали ребятам увлекательные истории, загадывали новые загадки, читали письма ребят с ответами. Передача имела несложную диалогическую структуру, в каждом выпуске был новый, динамично построенный сюжет. Особенно много в передаче было загадок на военные темы — о машинах, которые могут пройти через лес, или о том, каким оружием один разведчик может уничтожить сотни немцев и т.д.

Загадки придумывали известные писатели и поэты К. Чуковский, Н. Найденова, Н. Кончаловская, Е. Чарушин и др. На рисунках ребят, присланных на радио во время войны, были изображены танки и гранаты, самолеты и корабли, города и села, разрушенные фашистами.

В передаче тесно переплетались события военной и мирной жизни. Так, постоянный персонаж передачи — мальчик Боря в каждом выпуске отмечал на географической карте города, освобожденные от фашистских захватчиков, и города,

из которых ему пришли письма от сверстников1.

0 популярности передачи свидетельствовали письма. К сентябрю 1944 г. она получила 2086 писем от юных слушателей2.

В 1944 г. появилась и другая игровая передача, адресованная младшим школьникам, «Колобок» (автор — Е. Благинина). Ее постоянным персонажем был любимец детворы — сказочный Колобок, который регулярно информировал ребят о событиях, происходящих в стране: подготовке к севу, строительстве новых клубов, восстановлении и ремонте школ и библиотек, разрушенных немецкими захватчиками. В каждом выпуске был новый сюжет, и Колобок оказывался в новом месте, знакомился с ребятами, рассказывал об их жизни. В «Колобке» звучали антифашистские частушки, детские стихи и песни.

В передачах для дошкольников наиболее часто использовался жанр сказки. «Сказка, являясь наиболее доступной для восприятия, глубоко западает в душу ребенка, вызывает наиболее устойчивый интерес» [2, с. 45].

К концу войны появились новые передачи для дошкольников и младших школьников. Передачи для этих возрастных групп были востребованы в довоенное время. В эфире звучали сказки «Репка», «Лисичка с лопот-ком», «Зимовье зверей», «Белочка-путешественница», «Про морского царя и Василису Премудрую» и др. Слушая сказки, дети получали первые представления о моральных категориях — честности, отваге, справедливости, добре. Репертуар вещания отбирался, с одной стороны, с учетом особенностей детского восприятия, с другой стороны, художественных особенностей самих сказок. Близки-

1 ГАРФ (Госархив России). Ф. 6903. Оп. 16. Д. 45. Л. 66.

2 Архив ЦНП ГКТР. Оп. 3. Ед. хр. 120. Л. 4.

ми радиоспецифике оказались те из них, в основе которых лежали развлекательные сюжеты и ситуации, связанные с жизнью людей или персонажей из мира животных.

Для малышей был также подготовлен цикл передач «Мифы древней Греции» (автор В.В. Смирнова).

Во все времена большое внимание в вещании для дошкольников уделялось рассказам о природе. 7 сентября 1944 г. в эфир вышла новая передача «Первое знакомство с миром животных». Ее автором и ведущим был кандидат биологических наук Г. Скребицкий, Специальные выпуски были посвящены рассказам о животных — собаке, кошке, ежу, лисице. В конце каждого выпуска ведущий обращался к ребятам с просьбой нарисовать животных, о которых рассказывалось в передачах.

Почти во всех детских радиопередачах военной поры участвовали выдающиеся актеры В. Качалов, А. Грибов, П. Садовский, В. Яхонтов. «Мы вышли из узкого круга "своих" актеров. Новым, возникшим в военное время, было то, что мы приглашали на роль Дон Кихота В.И. Качалова и знали, что ему будет интересно работать с нами»3.

Увеличилось количество передач для подростков, они стали разнообразнее по содержанию и формам подачи материала. С помощью радио ребята узнавали о лучших произведениях русской и мировой литературы, музыки, театра, об истории страны, о жизни и деятельности представителей искусства, культуры, науки. И это вполне объяснимо. Ведь именно в подростковом возрасте особенно заметно разделение аудитории по ее интересам. Несмотря на трудности военного времени у ребят была потребность в расшире-

3 Архив ЦНП ГКТР. Оп. 3. Ед. хр.1610.

нии кругозора и получении знаний в различных сферах деятельности.

29 ноября 1943 г. в эфире прозвучал первый выпуск передачи «У нас в гостях»1, построенный в форме беседы за круглым столом, столь популярной в наше время. Ведущий передачи Л. Кассиль в каждом выпуске представлял слушателям новых участников, поддерживал живую беседу с аудиторией. В передачах принимали участие герои Великой Отечественное войны, ученые, музыканты, писатели, артисты (С. Лемешев, И. Козловский, знаменитый клоун Карандаш — М. Румянцев и др.). В них звучали антифашистские частушки, песни, стихи, романсы, отрывки из опер. Передача пользовалась популярностью у юной аудитории. К сентябрю 1944 г. в ее адрес пришло 1454 письма от слушателей2.

С помощью радио подростки знакомились с лучшими произведениями русской и мировой литературы, музыки, театра, узнавали об истории страны, о жизни и деятельности представителей искусства, культуры, науки. Созданная в военные годы серия передач «Замечательные русские люди» (1943) была посвящена выдающимся русским ученым, изобретателям, зодчим. Ребята узнавали об огромном вкладе этих людей в сокровищницу русской и мировой науки и искусства. Цикл передач «Великие битвы русского народа» (1944) включал в себя беседы на темы: «Куликовская битва», «Бородинское сражение». В передаче рассказывалось о патриотизме и мужестве русских людей, благодаря которым были одержаны великие победы над врагом. «Лесная газета» В. Бианки (1944) знакомила с миром природы. В отличие от печатного вариан-

1 ГАРФ (Госархив России). Ф. 6903. Оп. 16. Д. 36. Л. 60.

2 Архив ЦНП ГКТР. Оп. 3. Ед. хр. 120. Л. 4.

та, в радиогазете рассказы писателя перемежались со стихами о природе Е. Баратынского, Ф. Тютчева, А. Фета. В цикле передач «Портреты композиторов» (1944) пропагандировалась музыкальная классика, звучали произведения выдающихся композиторов, написанные специально для детей, а также детские и патриотические песни.

В мировой истории не было государства, которое могло бы сочетать ведение войны с осуществлением плана строительства, восстановления разоренных врагом городов и сел. В нашей стране ликвидация последствий войны происходила в военное время. Именно поэтому в конце войны большое внимание в передачах уделялось рассказам об открытии в школах многих городов мемориальных досок, выставок и музеев боевой славы. Усилиями школьников удалось восстановить историю фронтовой жизни, подвигов миллионов советских воинов. В «Пионерской зорьке» постоянно звучали репортажи и очерки, посвященные этим темам.

В конце войны в детской радиопрограмме появлялось все больше передач, рассказывающих о мирной жизни школьников: их участии в ремонте школ, движении юных следопытов. В каждой передаче выражалась твердая уверенность в победе. 30 ноября 1944 г. в эфире прозвучала первая передача нового цикла «Дружное звено». В ней принимали участие учителя и фронтовики. Они отвечали на вопросы школьников, рассказывали о своем детстве, давали практические советы о том, как провести школьную олимпиаду, поход, игру3.

Во время войны с новой силой проявились все функции радиовещания: агитационно-пропагандистская, воспитательная, образовательная,

3 ГАРФ (Госархив России). Ф. 6903. Оп. 16. Д. 45. Л. 66.

просветительская, организационная, художественно-эстетическая. С 1943 г. главную роль выполняли воспитательная, образовательная, просветительская функции радиовещания, появились передачи с элементами развлечения.

Функциональная структура детских и подростковых изданий соответствовала их типологической структуре. По целевому назначении, на основе целей можно выделить следующие передачи, прозвучавшие в военные годы:

- информационно-публицистические передачи, цель которых состояла в том, чтобы сообщать об окружающем мире, влиять на выбор средств решения проблем, на сознательный выбор будущей профессии («Пионерская зорька», «Дружное звено»);

- научно-популярные передачи, популяризирующие науку, технику, искусство, литературу, расширяющие кругозор («Лесная газета», «Рассказы об элементах», «Вселенная вокруг нас»);

- художественные передачи, участвующие в эстетическом воспитании (произведения классики отбирались для передач в соответствии со школьными учебными планами и программами для внеклассного чтения. В эфире звучали «Бородино» М. Лермонтова, «Каштанка» А. Чехова, фрагменты из «Войны и мира» Л. Толстого);

- развлекательные передачи с доминирующими гедонистической и рекреативной функциями («Угадайка», «Колобок»).

По характеру информации передачи анализируемого периода можно разделить на универсально-тематические («Пионерская зорька») и монотематические, диапазон которых был достаточно широк («Замечательные русские люди», «Лесная газета»).

Все передачи представляли собой продукт деятельности профессиональных журналистов. В то время участие детей в них было незначительным. Хотя первый опыт общения с юной аудиторией был приобретен именно во время Великой Отечественной войны: загадки, которые должны были разгадать ребята, их письма с рассказами о себе, ответами и рисунками. Опыт интерактивного общения с юной аудиторией получил дальнейшее развитие в практике детского радиовещания.

10 мая 1945 г. выпуск «Пионерской зорьки» был целиком посвящен празднику Победы. В первом послевоенном выпуске принял участие академик С. Соболев, который призвал школьников направить все силы на учебу, овладение богатством знаний, «чтобы на месте руин, разграбленных и сожженных немецкими захватчиками сел и городов воздвигнуть чудесные дворцы, музеи, школы»1.

Во время войны детское радиовещание, ни на минуту не прекращая работу, оперативно оповещало свою многомиллионную аудиторию о событиях на фронте и в тылу, в стране и мире. Благодаря радио юная аудитория имела возможность изо дня в день слышать голос Москвы. В детской радиопрограмме звучали корреспонденции из действующей армии, рассказы участников и очевидцев событий, в числе которых были и дети. Радио являлось инициатором многих патриотических начинаний детей.

В детском радиовещании гармонично сочетались военная и общеобразовательная тематика. Это позволяло ребятам, несмотря на трудности военного времени, получать новые знания, расширять свой кругозор.

1 ГАРФ (Госархив России). Ф. 6903. Оп. 16. Д. 36. Л. 62.

На боевую вахту у микрофонов детского радио встали самые известные в стране писатели и публицисты, артисты и музыканты, общественные деятели и ученые. Их яркие выступления укрепляли в ребятах уверенность в победе, помогали преодолеть все тяготы и трудности, призывали хорошо учиться, посильно участвовать в трудовой деятельности.

Практика функционирования детского радио в период войны имеет непреходящее историческое значение. Она обогатила детскую журналистику

высоким мастерством публицистики, умением успешно решать многие, сохраняющие и сегодня свою актуальность задачи патриотического, трудового и нравственного воспитания.

Деятельность детского радиовещания во время Великой Отечественной войны составляет незабываемую страницу истории нашей страны. Сегодня, когда особое значение приобретает патриотическое воспитание юного поколения, опыт и находки военного времени становятся вновь актуальными.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гуревич П.С. Советское радиовещание. Страницы истории / П.С. Гуревич, В.Н. Руж-ников. — М., 1976.

2. Добрынин Н. Возрастная психология / Н. Добрынин, А. Бардиан, Н. Лаврова. — М., 1965.

3. Лебедева Т.В. Детское радио: от расцвета до заката / Т.В. Лебедева // Актуальные проблемы ТВ и РВ. — Воронеж, 2008.

4. Руденко И.А. Детская и юношеская пресса / И.А. Руденко // Типология периодической печати : учеб. пособие / под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. — М., 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника / под ред. Г.Н. Филонова. — М., 1983.

6. Шкондин М.В. Периодическая печать: системные основы типологии // Типология периодической печати : учеб. пособие / под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. — М., 2007.

REFERENCES

1. Gurevich P.S., Ruzhnikov V.N. Sovetskoye radioveshchaniye. Stranitsy istorii. [Soviet radio. Pages of History]. Moscow, 1976.

2. Dobrynin N., Bardian A., Lavrova N. Vozrastnaya psikhologiya [Art psychology]. Moscow, 1965.

3. Lebedeva T.V. Children's Radio from flowering until sunset. Voronezh, Aktual'nyye problemy TV i RV [Contemporary Issues of TV and Radio]. Voronezh, 2008. (In Russian).

4. Rudenko I.A. Children and Youth press. In Shkondin M.V., Resnyanskoy L.L. (eds). Tipologiya periodicheskoy pechati [Typology periodicals]. Moscow, 2007. (In Russian).

5. Filonova G.N. (ed.). Formirovaniye lichnosti: problemy kompleksnogo podkhoda v protsesse vospitaniya shkol'nika [Formation of the person: the problem of an integrated approach in the process of educating the student]. Moscow, 1983.

6. Shkondin M.V. Periodicals: a systematic basis typology. In Shkondin M.V., Resnyanskoy L.L. (eds). Tipologiya periodicheskoy pechati [Typology periodicals]. Moscow, 2007. (In Russian).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Руденко И.А. Радиовещание для детей и подростков в годы великой отечественной войны / И.А. Руденко // Вопросы теории и практики журналистики. — 2015. — Т. 4, № 1. — С. 20-28. — DOI: 10.17150/2308-6203.2015.4(1).20-28.

REFERENCE TO ARTICLE

Rudenko I.A. Radio broadcasting for children and teenagers during the Second World War. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2015, vol. 4, no. 1, pp. 20-28. DOI: 10.17150/2308-6203.2015.4(1).20-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.