УДК 615.753.2-099-038.12-07:616.154.8-074-092-9
влияние хронического действия малых концентраций толуола на систему ацетилхолина
в крови кроликов
И. Л. Кулинская
Украинский институт усовершенствования врачей, Харьков
/ и мм
2 и мм
8
ГО t
Уже на ранних стадиях хронической интоксикации бензолом и его гомологами возникают функциональные нарушения в центральной нервной системе с явлениями вегетативной дистопии, иногда развиваются поражения периферической нервной системы в форме вегетативных полиневритов. Изменения функционального состояния нервной системы при интоксикации ароматическими углеводородами могут предшествовать изменениям в других системах организма. Для выявления ранних признаков отравления малыми дозами толуола нам представлялось интересным изучить изменения системы ацетилхолина (АХ) — чувствительного показателя функционального состояния нервной системы. Сдвиги, происходящие в этой системе при хроническом воздействии бензола, были определены ранее (И. Л. Кулинская). -7
Хроническое действие малых 0 концентраций промышленных веществ на организм сопровождается изме-нением его общей реактивности -д (И. Г. Фридлянд). Поэтому мы про- 'О водили затравку подопытных живот- -/о ных в сочетании с иммунизацией 'О брюшнотифозной вакциной. Такой ме- -// тод позволяет выявлять сдвиги им-Ю мунобиологической реактивности — -/¿> наиболее тонкого и чувствительного /О показателя общей реактивности (В. К. -/J Навроцкий).
Опыты поставлены на 24 кро- -/4 ликах, разделенных на 3 серии. Мы Ю изучали действие 2 концентраций -/s толуола: 0,1 и 1 мг/л; III серия жи- 'О вотных была контрольной. Затравку производили в течение 9 месяцев при ежедневной 2-часовой экспозиции. На протяжении этого срока кроликов дважды иммунизировали подкожно брюшнотифозной вакциной (1,5 млрд. микробных тел в 1 мл). Повторную иммунизацию производили только при полном снижении титра агглютининов в крови. Каждые 2 недели в крови кроликов определяли концентрацию АХ биологическим методом на изолированном легком лягушки (Korsten; X. С. Хамитов), активность ацетилхолинэстеразы (АХЭ) методом Fleisher и Pope в модификации М. М. Эйдельман и активность псевдохолинэстеразы, или бутирилхолинэстеразы (БХЭ), с использованием в качестве субстрата бутирилхолина. Данные подвергали статистической обработке с использованием сравнения дисперсий — критерий F и средних— критерии t и d (Н. Бейли). Концентрации АХ обрабатывали в логарифмической форме. Различия считали значимыми при Р > 0,05.
Концентрация АХ в крови кроликов контрольной серии в первые 2 месяца наблюдения не изменилась, а через 2—3 недели после иммунизации, особенно после 2-й, снизилась. Через l'/г — 3 месяца после 1-й иммунизации наблюдалось кратковременное повышение уровня АХ. К концу наблюдения (с 7-го по 9-й месяц) он не отличался от исходного (рис. 1).
При затравке толуолом через l'/г—2 месяца содержание АХ в крови значительно возросло. Экспериментальные животные, как и контрольные, реагировали на иммунизацию снижением концентрации АХ, но степень снижения была несколько меньше. В период З'/г—4'/г и 7'/г—8'/г месяцев уровень АХ в крови был значительно выше исходного. Только к концу затравки (8'/г—9 месяцев) содержание АХ в крови экспериментальных кроликов обеих серий значительно снизилось (см. рис. 1).
Активность АХЭ крови у контрольных животных была несколько снижена через 1'/г месяца после 1-й иммунизации, затем она повысилась и через 2'/г месяца (4'/г месяца наблюдения) значительно превысила исходный уровень. Проведенная в этот пе-
Рис. 1. Динамика концентрации ацетилхолина (в г/мл) в крови при хроническом действии толуола.
По оси абсцисс — срок затравки в месяцах; по оси ординат — концентрация ацетилхолина в крови (логарифмическая шкала); 1 — контроль; 2 — толуол в концентрации 1 мг/л; 3 — толуол в концентрации 0,2 мг/л Вертикальные стрелки указывают время иммунизаций.
риод 2-я иммунизация привела к снижению активности АХЭ до того состояния, которое отмечалось к началу опыта. В остальное время наблюдения она не отличалась от исходной величины (рис. 2).
При затравке толуолом в концентрации 1 мг/л уже через 2 месяца активность АХЭ крови немного повысилась. 1-я иммунизация вызвала кратковременное снижение ее до исходного уровня, но вскоре (к 4-му месяцу) под влиянием продолжающейся 7О 1_
ео so
40
зо го ю
/ имм
\
г
2 и мм.
в
Рис. 2. Динамика активности ацетилхолинэстеразы крови
при хроническом действии толуола. По оси ординат — активность ацетилхолинэстеразы (в микромолях ацетилхолина, разрушенного в 1 мл крови за 1 час). Остальные обозначения те же. что на рис. 1.
интоксикации она вновь поднялась. 2-я иммунизация вызвала падение активности фермента намного ниже исходного уровня. Через 1 '/г месяца после иммунизации она начала нарастать и к 7'/г месяцам значительно превысила его. После 8 месяцев интоксикации активность АХЭ стала опять падать и к Э'/г месяцам снизилась на 44% по сравнению с исходным уровнем (см. рис. 2).
Активность АХЭ крови у кроликов, затравливаемых толуолом в концентрации 0,2 мг/л, в течение 5'/г месяцев изменялась почти параллельно контролю, но к 6 месяцам интоксикации превысила исходную величину «а 12% и оставалась на таком уровне до конца наблюдения.
Активность БХЭ крови в контрольной группе и при хроническом воздействии малых концентраций толуола значительно колебалась на протяжении 9 месяцев; эти колебания не были статистически значимыми. Только к самому концу ^ 2 затравки (9 месяцев) толуолом ^ в концентрации 1 мг/л активность БХЭ крови снизилась на 49% (рис. 3). _1_ Характер изменений сис-
3 О
?о
ю
! им/ч _I_
2 им/И
7
8
Рис. 3. Динамика активности бутирилхолинэстеразы
крови при хроническом действии толуола. По оси ординат — активность бутирилхолинэстеразы (в микромолях бутирилхолина, разрушенного в I мл крови за 1 час). Остальные обозначения те же. что на рис. 1.
3 £ темы АХ различен в экспериментальных сериях. При концентрации толуола 1 мг/л уже в ранние сроки (2 месяца) АХ крови значительно возрастал. Активность АХЭ несколько повышалась, а к концу затравки содержание медиатора и активность обоих ферментов падали. При меньшей концентрации толуола (0,2 мг/л) содержание АХ в ранние сроки повышалось меньше, а активность АХЭ не изменялась; к концу интоксикации содержание медиатора снижалось, но активность АХЭ была высокой. Таким образом, сдвиги в системе АХ прямо связаны с интенсивностью интоксикации.
В динамике системы АХ в крови при хроническом воздействии толуола можно выделить 3 периода: 1-й период — первые 2—4 месяца, характеризующиеся повышением содержания АХ в крови при нормальной или слегка повышенной активности АХЭ;
2-й период — 6—8 месяцев от начала затравки, характеризующиеся повышением содержания АХ и активности АХЭ; 3-й период — 87г—9 месяцев, характеризующиеся снижением АХ, а при большей концентрации толуола и падением активности обоих ферментов.
Следовательно, изменения концентрации АХ в крови появляются уже на ранних этапах неблагоприятного воздействия на организм — раньше, чем возникают изменения активности разрушающего его фермента. Поэтому при изучении хронических интоксикаций нецелесообразно ограничиваться исследованием активности АХЭ, а нужно проводить параллельно определение концентрации АХ.
Накопление АХ в крови и повышение активности АХЭ в 1-м и 2-м периодах хронической интоксикации свидетельствуют о повышении функциональной активности нервной системы (Д. Е. Альперн), снижение же показателей медиаторного обмена в 3-м периоде говорит о ее возможной недостаточности (фаза гуморальной декомпенсации). Наши данные подтверждают развиваемую В. К. Навроцким общую концепцию, что в процессе развития хронического отравления функции различных систем вначале усиливаются, а затем по мере истощения компенсаторных возможностей организма ослабевают.
ЛИТЕРАТУРА
Альперн Д. Е. Холинергические процессы в патологии. М., 1963. — Ку-линская И. Л. В кн.: Вопросы гигиены труда. Киев, 1965, с. 45. — Навроцкий В. К. Вести. АМН СССР, 1960, № 3, с. 57. — Ф р и д л я н д И. Г. Гиг. и сан., 1959, № 8, с. 55.— Хамитов X. С. Казанск. мед. ж., 1960, № 4, с. 48. — Эйдель-ман М. М. Лабор. дело, 1963, № 10, с. 29. — Бейли Н. Статистические методы в биологии. М., 1962.— Fl ei she г Y. Н„ Pope Е. Y„ Arch, industr. Hyg., 1954, v. 94, p. 323. — Korsten M. Pflüg. Arch. ges. Physiol., 1940, Bd 244, S. 281.
Поступила 20/1 1966 г.
СЪЕЗДЫ СОВЕЩАНИЯ КОНФЕРЕНЦИИ
НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА
-- —-
УДК 614.73(063)(477)«1966»
iii украинская республиканская научно-практическая конференция по радиационной
гигиене
И. Е. Мухин (Киев)
III Украинская республиканская научно-практическая конференция по радиационной гигиене происходила в 1966 г. в Киеве. На пленарных и секционных заседаниях было заслушано более 100 докладов по 4 основным проблемам: 1) организация и проведение контроля за радиоактивностью среды обитания человека, обусловленной глобальными выпадениями, с широким обобщением полученных материалов за последние годы; 2) условия труда лиц, работающих на энергетических установках и с источниками ионизирующих излучений в различных отраслях народного хозяйства и медицинской практике; 3) биологическое действие малых концентраций радионуклидов, а также