Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
81
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Золоева Зарина Тамерлановна

Данная статья направлена на изучение влияния политики в сфере развития процесса цифровой трансформации, на правовое обеспечение в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF STATE POLICY ON LEGAL SUPPORT IN THE FIELD OF DIGITALIZATION DEVELOPMENT

This article is aimed at studying the impact of policy in the development of the digital transformation process, on legal support in this area.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

Информационное право

DOI 10.47643/1815-1337_2022_4_230 УДК 34

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ

THE IMPACT OF PUBLIC POLICY ON LEGAL SUPPORT IN THE FIELD OF DIGITALIZATION DEVELOPMENT

ЗОЛОЕВА Зарина Тамерлановна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права

ФГБОУ ВО «Северо-Кавказский горно-металлургический институт» (государственный технологический университет). 362021, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Николаева, 44. E-mail: 4noiabria@mail.ru;

ZOLOEVA Zarina Tamerlanovna,

Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law North Caucasus Mining and Metallurgical Institute (State Technological University). 362021, Republic of North Ossetia-Alania, Vladikavkaz, Nikolaeva str., 44. E-mail: 4noiabria@mail.ru

Краткая аннотация. Данная статья направлена на изучение влияния политики в сфере развития процесса цифровой трансформации, на правовое обеспечение в этой области.

Abstract. This article is aimed at studying the impact of policy in the development of the digital transformation process, on legal support in this

area.

Ключевые слова: государственная политика, цифровизация, цифровая трансформация, правовое обеспечение развития цифровых технологий.

Keywords: state policy, digitalization, digital transformation, legal support for the development of digital technologies.

Дата направления статьи в редакцию: 22.02.2022

Современный этап развития цивилизации сопровождается процессом цифровой трансформации происходящей в колоссальных масштабах и затрагивающей все континенты и страны. Важнейшие сферы жизни общества - государственное управление, экономика, бизнес, образование, банковская сфера, медицина и т.д. преобразуется в цифровую форму в период так называемой четвертой промышленной революции.

В настоящее время цифровая трансформация является модным термином, который получил широкое распространение, как в академической, так и в политической среде. Эти тенденции получили отражение в научных исследованиях, которых с каждым годом становится все больше и больше, и которые рассматривают процесс цифровой трансформации с позиций различных наук (философии, социологии, политологии, экономики, права и др.). Все это свидетельствует о чрезвычайной важности, и необходимости дальнейшего научного осмысления происходящих под влиянием новых цифровых технологий, изменений в жизни общества и государства.

Существенным образом цифровизация изменила отношения в сфере государственного управления, которые в современных условиях тоже стали цифровыми и появился термин «цифровое государственное управление». Все чаще наряду с термином «электронное правительство», употребляется термин «цифровое правительство», а зарубежные государства реализуют стратегии направленные на его развитие. Так, например, в США в качестве цели поставлено создание цифрового правительства XXI века, которое будет предоставлять лучшие цифровые услуги американскому народу.

Огромное влияние цифровизация оказала и на развитие бизнеса, для которого адаптация к технологиям оказалась благотворным фактором в развитии, и позволила предприятиям обеспечить мгновенную связь необходимую для работы онлайн. Граждане также довольно отчетливо почувствовали влияние цифровизации, например, в связи с применением биометрических технологий при идентификации, или в процессе получения государственных услуг.

Большое влияние цифровая трансформация оказала на развитие правовой системы, так, все важнейшие отрасли права, в той или иной мере восприняли это воздействие. В связи, с чем отрасли права, обогатились новым терминами и институтами (цифровые права, цифровые следы, цифровые доказательства и т.д.). Видится, что данный процесс не является завершенным и система права еще долгое время будет наполняться новыми терминами, характерными для постоянно развивающегося и эволюционирующего цифрового мира.

Особенно ярко влияние цифровых технологий проявилось в период пандемии COVID-19, что сопровождалось принятием огромного количества нормативных актов в РФ и ее субъектах. Данная тенденция характерна и для зарубежных государств, в связи, с чем можно сделать вывод о том, что пандемия COVID-19 подтолкнула, в определенной мере развитие правовых основ развития цифровизации.

Вопросы цифровой трансформации привлекают внимание и на уровне универсальных международных организаций. Так, в 2019 году Генеральному секретарю был представлен доклад на тему «Эпоха цифровой взаимозависимости», в котором отмечается что «цифровые технологии стремительно трансформируют общество, одновременно обеспечивая беспрецедентный прогресс в улучшении, условий жизни людей и порождая новые серьезные проблемы»[1].

Большое внимание вопросам цифровой трансформации уделяется и в рамках Европейского Союза, для которого цифровая трансформация является одним из приоритетных направлений политики. Так в ЕС реализуется Цифровая стратегия ЕС, связанная с реализацией до-

рожной карты «Формирование цифрового будущего Европы», в которой содержится призыв продолжать решать проблемы, связанные с переходом к цифровым технологиям, и особенно использовать возможности единого цифрового рынка, совершенствовать использование искусственного интеллекта и поддерживать цифровые инновации и навыки. Кроме того в ЕС приняты такие важные документы как «Цифровой компас до 2030 года», и Декларация о европейских цифровых правах и принципах, которая направлена на разъяснение общих политических намерений, и не только напоминает о наиболее важных правах в контексте цифровой трансформации, но также и о том что они должны служить ориентиром для бизнеса и других соответствующих субъектов при разработке и внедрении новых технологий.

Вопросы цифровой трансформации выходят на повестку дня и в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Так, в 2017 году ОЭСР запустила новый глобальный проект - «Going Digital», преследующего цель - «помочь директивным органам лучше понять происходящую цифровую трансформацию и создать политическую среду, которая позволит их экономике и обществу, процветать в мире, который все больше оцифровывается и управляется данными»[2].

Видится что удаление столь большого внимания вопросам цифровой трансформации на международном уровне, обусловлено пониманием того, что в современных условиях цифровые технологии являются неотъемлемой частью жизни общества, предопределяющей его развитие, организацию экономического сектора, бизнеса и других отраслей. Во многом цифровизация приобрела глобальные тенденции, и вероятно станет одним из ключевых глобальных трендов в ближайшей перспективе.

Все развитые государства, в настоящее время, признавая неизбежный характер развития цифровых технологий, реализуют государственную политику в этой сфере. Современная политика государств в сфере развития цифровизации, связана с принятием концепций и стратегий цифровой трансформации, это например Цифровая стратегия Швейцарии, Цифровая стратегия Великобритании, Стратегия построения цифрового правительства США, Стратегия развития информационного общества РФ и т.д. В этих документах государства отражают общие направления и ориентиры государственной политики в сфере развития цифровых технологий.

Так, например, согласно Цифровой стратегии Швейцарии(2020), она базируется на принципах выдвижения людей на передний план, предоставления возможностей для развития, содействия структурным изменениям, создания сетей для формирования процессов трансформации^]. Кроме того государственная политика Швейцарии в сфере развития цифровизации получила отражение в таких документах как: Стратегия электронного правительства Швейцарии 2020-2023, Стратегия Швейцарии eHealth 2.0 2018 - 2022, Стратегия Критической инфраструктуры 2018-2022 и др. Данные документы свидетельствуют о том, что политическое руководство, осознает важность новых цифровых технологий, что и получило отражение в принимаемых документах.

Цифровая стратегия Великобритании принятая в 2017 основывается на реализации политики в семи направлениях: создание цифровой инфраструктуры мирового класса для Великобритании; предоставление каждому доступа к необходимым цифровым навыкам; развитие цифрового сектора, который сделает Великобританию лучшим местом для начала и развития цифрового бизнеса; помощь каждому британскому бизнесу стать цифровым бизнесом; сделать Великобританию самым безопасным местом в мире для жизни и работы в Интернете; развитие цифрового правительства и экономики данных[4].

Политика Великобритании в исследуемой сфере получила воплощение также в таких документах как: Национальная стратегия в области данных(2022), Закон о цифровой экономике (2017), Кодекс электронных коммуникаций(2013) и др. Важно также отметить, что с 2013 Правительство Великобритании начало реализовать политику «Сначала облако» для всех технологических решений, согласно которой облачные решения должны рассматриваться в качестве приоритетных, при закупке новых или в процессе использования уже имеющихся технологий, организациями государственного сектора.

Основные принципы, зафиксированные в стратегиях отражают направления реализации государственной политики в сфере развития цифровых технологий и, соответственно, развития законодательства.

В России развитие цифровизации осуществляется также на основе стратегического документа, содержащего основные направления политики государства - Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, а также связано с реализацией государственных программ «Информационное общество». Как видно, в отличие от зарубежных государств, в России нет специализированного политико-правового документа посвященного развитию цифровизации, однако в Стратегии развития информационного общества отмечается, что она направлена на реализацию, следующих национальных интересов: развитие человеческого потенциала; обеспечение безопасности граждан и государства; повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве; развитие свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия граждан и организаций, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления; повышение эффективности государственного управления, развитие экономики и социальной сферы; формирование цифровой экономики[5]. Таким образом, можно заключить, что многие из этих приоритетов совпадают с провозглашенными в зарубежных странах.

Важное значение, как документ отражающий принципы государственной политики в исследуемой сфере, имеет программа «Цифровая экономика Российской Федерации», в которой, в числе стратегического направления закреплено развитие цифровизации в важнейших отраслях и формирование необходимых правовых основ. Таким образом, указанная программа дает импульс для развития законодательства (напр. были приняты федеральные законы: «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 № 259-ФЗ; «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 258-ФЗ и др.). Характеризуя в целом правовое обеспечение процесса цифровизации, можно констатировать, что оно находится в процессе формирования и обновления.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 4(208)

Мы полностью разделяем точку зрения А.В. Малько, О.Л. Солдаткиной о том «что процесс цифровизации права имеет два аспекта: с одной стороны, это как раз разработка «сопровождающего» права, новое познание и осмысление его элементов (объектов, субъектов, прав) с точки зрения цифровой эпохи, с другой - автоматизация правовой отрасли, так называемые LegalTech (программы искусственного интеллекта, боты), призванные алгоритмизировать юридические процессы и нормотворчество[6, с.8]. Несомненно, в ближайшей перспективе произойдут коренные изменения, в результате которых изменится и само право и его природа. В этой связи А.В. Минбалеев, справедливо отмечает, что в современных условиях «правовое регулирование и его модели в тех случаях, когда речь идет об информационных системах и информационных и цифровых технологиях, может осуществляться только на основе и с учетом теории и методологии информатики»[7,с.34].

Одним из направлений проводимой в настоящее время государствами политики, выступает обеспечение информационной безопасности. В этой связи, представляется важным подчеркнуть, что данный аспект получил отражение в ст.71 Конституции РФ в п. «м» которой устанавливается отнесение к ведению РФ обеспечения «...безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных»[8]. В государствах принимаются стратегии в данной сфере это, например Стратегия кибербезопасности Соединенного Королевства(2022), Национальная стратегия защиты Швейцарии от киберрисков(2012), Стратегия национальной безопасности Российской Федерации(2021). В данных документах отражаются основные векторы государственной политики. Однако, как показывает анализ, для зарубежных стран характерно использование термина кибербезопасность, что по нашему мнению является более узким, по сравнению с подходом, используемым в РФ - информационная безопасность.

Обобщая проводимую государствами политику на современном этапе, можно сделать вывод, что государства пытаются стимулировать развитие цифровизации, при помощи политико-правовых инструментов. В этой связи представляется важным отметить, что как в зарубежных странах, так и в России, принимаются документы, направленные на стимулирование развития конкретных цифровых технологий. Это, например, Национальная стратегия искусственного интеллекта Великобритании (2021), Национальная стратегия развития искусственного интеллекта в России на период до 2030 года(2019) и др.

В подвергнутых анализу государствах имеются специализированные органы, отвечающие за реализацию политики в сфере цифровой трансформации: Федеральный департамент экономики, образования и исследований Швейцарии, Центральный офис цифровых технологий и данных Великобритании, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Большое значение для успеха мероприятий в сфере развития цифровизации имеют экономические аспекты. Так как, даже при наличии продуманных и современных политико-правовых документов, но при отсутствии средств для приведения их жизнь, политика окажется нежизнеспособной, а законы не эффективными.

Таким образом, на основе изложенного можно заключить, что реализация государственной политики в сфере развития цифровых технологий является движущей силой развития цифровой трансформации. Анализируя опыт России и зарубежных стран мы пришли к выводу, о том, что политика предопределяет развитие права. Данный процесс развивается как на международном, так и на национальном уровне. Государства, в современных условиях осознают, что дальнейшее развитие государственно-правовой реальности связано именно с цифровыми технологиями. Большой импульс их развитию был дан в период пандемии COVID-19. Видится, что политика государств в исследуемой сфере должна, в большей мере, носить прогностический характер, так как цифровые технологии развиваются в очень быстром темпе. Так, Т.А. Полякова, оценивая состояние правового обеспечения в исследуемой сфере отмечает необходимость в корректировке стратегического планирования, как составляющей правовой политики, но и правового регулирования во всех сферах жизнеобеспечения[9,с.208].

В настоящее время, произошло осознание того что использование технологических достижений уже не просто конкурентное преимущество^, с. 250].

Политика в исследуемой сфере должна основываться на стимулировании развития инноваций в целом, и цифровых технологий в частности, по нашему мнению, именно такой подход является наиболее эффективным. Эффективность реализуемой государственной политики, и формируемых в соответствии с ней правовых основ, во многом зависит от квалификации кадров занимающихся этими вопросами. Видится, что в современных условиях нужны узкоспециализированные специалисты, обладающие компетенциями, как в сфере юриспруденции, так и в технической сфере, по нашему мнению это необходимо для понимания сущностных характеристик процесса цифровизации. Только при таком подходе станем возможным формирование правовых основ на перспективу, а не «в догонку» непрерывно развивающимся цифровым технологиям.

Резюмируя, важно отметить, что реализация политики в сфере развития цифровизации, должна осуществляться сквозь призму соблюдения и уважения права и свобод человека, и сопровождаться дальнейшим развитием демократических начал российского государства [11, с.10] и институтов гражданского общества.

Библиогра фия:

1. The age of digital interdependence. Report of the UN Secretary-General's High-level Panel on Digital Cooperation. Р.4. URL:https://www.un.org/en/pdfs/DigitalCooperation-report-for%20web.pdf (дата обращения: 20. 02.2022).

2. Going Digital: Shaping Policies, Improving Lives. URL:https://www.oecd-ilibrary.org/deliver/9789264312012-en.pdf?itemId=%2Fcontent%2Fpublication%2F9789264312012-en&mimeType=pdf(дата обращения: 20. 02.2022).

3. Strategie Digitale Schweiz URL:https://www.bakom.admin.ch/dam/bakom/de/dokumente/informationsgesellschaft/strategie/strategie_digitale_schweiz.pdf.download.pdf/Strategie-DS-2020-De.pdf(дата обращения: 20. 02.2022).

4. UK Digital Strategy 2017 URL:https://www.gov.uk/government/publications/uk-digital-strategy/uk-digital-strategy(дата обращения: 20.02.2022).

5.Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" // Собрание законодательства РФ. 15.05.2017. № 20. Ст. 2901.

6. Малько А.В., Солдаткина О.Л. Приоритеты российской правовой политики и изменения права в условиях цифровизации // Журнал российского права. 2019.

№ 9. С. 5-19.

7.Минбалеев А.В. Трансформация регулирования цифровых отношений // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 12 (64). С. 31-36.

8.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020. (дата обращения: 20.02.2022).

9.Полякова Т.А. Правовое обеспечение информационной безопасности и стратегия развития искусственного интеллекта в условиях пандемии // В сборнике: Социально-экономическое развитие и качество правовой среды. Сборник докладов VIII Московского юридического форума (XIX Международной научно-практической конференции). В 5-ти частях. Москва, 2021. С. 205-209.

10. Золоева З.Т. Правовые основы цифровой трансформации в Канаде // Аграрное и земельное право. 2019. № 12 (180). С. 248-250.

11. Койбаев Б.Г., Золоева З.Т. Актуальные проблемы противодействия экстремистским проявлениям в условиях развития цифровизации. Владикавказ, 2021.

192 с.

References:

1. The age of digital interdependence. Report of the UN Secretary-General's High-level Panel on Digital Cooperation. p.4. URL:https://www.un.org/en/pdfs/DigitalCooperation-report-for%20web.pdf (date of application: 20. 02.2022).

2. Going Digital: Shaping Policies, Improving Lives. URL:https://www.oecd-inbraryorg/deliver/9789264312012-en.pdf?itemId=%o2Fcontent%o2FpuNication%o2F9789264312012-en&mimeType=pdf(accessed date: 20. 02.2022).

3. Strategie Digitale Schweiz URL:https://www.bakom.admin.ch/dam/bakom/de/dokumente/informationsgesellschaft/strategie/strategie_digitale_schweiz.pdf.download.pdf/Strategie-DS-2020-De.pdf( date of application: 20. 02.2022).

4. UK Digital Strategy 2017 URL:https://www.gov.uk/government/publications/uk-digital-strategy/uk-digital-strategy (date of application: 20. 02.2022).

5.Decree of the President of the Russian Federation dated 09.05.2017 N 203 "On the Strategy for the development of the information society in the Russian Federation for 2017-2030" // Collection of the Legislation of the Russian Federation. 15.05.2017. No. 20. St. 2901.

6. Malko A.V., Soldatkina O.L. Priorities of Russian legal policy and changes in law in the conditions of digitalization // Journal of Russian Law. 2019. No. 9. pp. 5-19.

7.Minbaleev A.V. Transformation of regulation of digital relations // Bulletin of the O.E. Kutafin University (MGUA). 2019. № 12 (64). Pp. 31-36.

8.The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020) // Official Internet portal of legal information http://www.pravo.gov.ru , 04.07.2020. (date of application: 20. 02.2022).

9. Polyakova T.A. The legal provision of information security and the strategy for the development of artificial intelligence in a pandemic // In the collection: Socioeconomic development and the quality of the legal environment. Collection of reports of the VIII Moscow Legal Forum (XIX International Scientific and Practical Conference). In 5 parts. Moscow, 2021. pp. 205-209.

10. Zoloeva Z.T. Legal foundations of digital transformation in Canada // Agrarian and land law. 2019. No. 12 (180). pp. 248-250.

11. Koibaev B.G., Zoloeva Z.T. Actual problems of countering extremist manifestations in the conditions of digitalization development. Vladikavkaz, 2021. 192 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.