Зарубежный опыт стратегий развития цифровой экономики
сч сч
£
Б
а
2 ©
Суханова Полина Андреевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры Мировой и региональной экономики, экономической теории. Пермский государственный национальный исследовательский университет, [email protected]
Независимо от политических или экономических условий и сектора или страны, в которой живет человек, скорость развития и влияние цифровых технологий все больше ощущаются во всех сферах.
Появляющиеся новые возможности, которые дает интернет, открывают новые горизонты от искусственного интеллекта до интернета вещей и внедрения блокчейна. Но с прогрессом возникают и новые проблемы, которые требуют адаптивного и гибкого управления. Правительства многих стран уже реализуют программы циф-ровизации, цифровой экономики. Переход к циф-ровизации дает огромные преимущества правительствам, стремящимся повысить производительность экономики, будь то за счет более эффективной поддержки роста в высокотехнологичных фирмах или за счет поддержки внедрения цифровых технологий в традиционных отраслях для преобразования их процессов и бизнес-моделей.
Опыт различных стран показывает, что управленческие подходы изменяются и адаптируются в зависимости от появляющихся обстоятельств. В Российской Федерации программа цифровой экономики принята в 2017 году и зарубежный опыт может быть полезен при разработке региональных программ цифровой экономики. В статье автор рассматривает основные принципы стратегий цифрового развития и приводит примеры их успешной реализации. Ключевые слова: цифровая экономика, цифро-визация, цифровая трансформация, многосторонняя модель управления, цифровое правительство, кибербезопасность
Цифровая экономика - это экономика 21 века. Технологический прогресс влияет на изменение глобальных экономических моделей. Этот мировой тренд уже существенно повлиял на структуру экономики многих развитых стран. По всему миру цифровизация проникает в различные сферы. Страны-лидеры с наиболее развитой цифровой экономикой, или «цифровые лидеры» сегодня, - это Норвегия, Швеция, Швейцария, Дания, Финляндия, Сингапур, Южная Корея, Великобритания, Гонконг, США. При этом Китай, который относят к развивающимся странам, имеет долю цифровой экономики, сопоставимую с США (10,9%) [3, с. 8].
В Европейском союзе цифровую экономику понимают как наиболее значимый драйвер для инноваций, повышения конкурентоспособности и развития в современном мире. Цифровая трансформация характеризуется сочетанием новейших технологий и инновационных бизнес моделей через взаимодействие [7]. Цифровая экономика по определению G20 относится к широкому спектру экономических видов деятельности и предполагает использование цифровой информации и знаний как ключевого фактора производства, современные информационные сети как важное пространство взаимодействия, эффективное использование ИКТ технологий как драйвер роста производительности и экономической структурной оптимизации. Цифровая экономика выходит за пределы электронной коммерции и электронного бизнеса и включает само осуществление бизнеса, коммуникации и предоставление услуг во всех секторах, включая транспорт, финансовые услуги, производство, образование, здравоохранение, сельское хозяйство, продажи, медиа и развлечения через использование цифровых технологий[10]. Цифровая экономика пронизывает все сферы общества, включая способ взаимодействия между людьми, экономический ландшафт, навыки, которые необходимы для получения хорошей работы и даже политические решения. Развивающаяся цифровая экономика может генерировать новые научные исследования и открытия, появление рабочих возможностей, экономический рост и повышение качества жизни [16].
В Российской Федерации в 2017 году принята программа «Цифровая экономика Российской Федерации»[1] где цифровая экономика определена как экономика, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, что повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет^, с. 1]. Данная программа направлена на создание условий для развития общества знаний, повышение благосостояния и качества жизни граждан путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности, улучшения доступности и качества государственных услуг для граждан, а также безопасности как внутри страны, так и за ее пределами[1, с. 1]. Программа связана со Стратегией развития информационного общества [2].
Зарубежный опыт развития цифровой экономики отличается комплексным подходом к поддержке, стимулированию развития цифровых технологий и может быть полезен для создания и реализации региональных программ цифровой экономики в РФ. Поддержка создания и внедрения инноваций, стимулирование МСБ и крупных компаний к внедрению цифровых технологий, формирование цифрового рынка, цифровизация государственного сектора, умные города и др. формируют цифровую экономику как отдельных европейских государств, так и Европейского союза в целом.
Выделим основные принципы, лежащие в основе стратегий цифрового развития ряда стран, успешно реализующих трансформацию традиционных экономических систем.
1. Многосторонние подходы к управлению имеют решающее значение для устойчивых цифровых стратегий. Появление множества заинтересованных сторон в цифровой экономике - это результат естественного развития беспрестанно повы-
шающейся сложности общества. Присущая интернету сложность, скорость изменений и отсутствие централизованного контроля требуют от всех заинтересованных сторон согласования общих принципов и протоколов, которые смогут учитывать целый ряд технических, коммерческих, социальных и политических проблем с их нюансами и контекстуальной релевантностью[5, с. 10].
Важное значение для балансирования конкурирующих интересов в интернете имеет принятие многосторонней модели управления. Этот подход уникален по своей эффективности, многообразию сотрудничества, вовлеченности и способам учета конкурирующих интересов. Бразилия, в частности, является ярким примером того, как Бразильский Комитет по Интернету (O Comite Gestor da Internet no Brasil CGI.br) успешно применяет концепцию многосторонней модели управления [5, с. 12]. Инновационный многосторонний характер CGI.br уникален во многих отношениях.
Бразилия разработала многостороннюю модель управления интернетом таким образом, чтобы она действительно охватывала различные секторы, включая гражданское общество, правительство, научные круги и деловые круги. Эта модель является хорошим примером для любой страны, стремящейся создать эффективный подход к управлению развитие цифровой экономики, учитывающий интересы множества сторон [5, с. 11].
Программа цифровой стратегии Швейцарии [6] фокусируется на создании сетевых процессов трансформации через диалог. В ней описаны основные принципы для действий правительства и указывается, где и как органы власти, научные круги, частный сектор, гражданское общество и политика должны работать вместе, чтобы осуществить процесс цифровой трансформации на благо всех. Программа предполагает сотрудничество между всеми федеральными уровнями управления и частным сектором, гражданским обществом и академическими кругами имеет решающее значение для использования возможностей цифровой трансформации.
2. Для решения проблемы цифровой инфраструктуры многие страны используют государственно-частное партнерство (ГЧП). Эффективное регулирование и ГЧП сочетаются в целях стимулирования частных инвестиций для обеспечения всеобщего и недорогостоящего доступа к интернету. При этом, важно не только иметь доступ к интернет-услугам,
но и обеспечить качество, скорость и надежность, которые необходимы для различных видов услуг в режиме реального времени. Если будет обеспечен доступ, но скорость и качество будут недостаточными, то воздействие цифровизации в экономике не реализуется [5, с. 11].
3. Появление умных обществ во главе с цифровыми правительствами очевидно [5, с. 22]. Это ставит вопрос о том, готовы ли к этому правительства и как лучше всего осуществлять цифровые изменения. В то время как цифровую революцию традиционно относят прежде всего к частному сектору, дальновидные правительства берут на себя новую роль в оказании влияния на этот процесс, и, во многих случаях, внедряют инновационные услуги в государственный сектор. Ключевым фактором для этого внедрения является снижение затрат на оказание услуг и повышение качества оказываемых услуг. Это способствует большей эффективности и созданию общественного предложения. Программы цифровой экономики способствуют развитию «умных» обществ.
Для построения устойчивых цифровых обществ требуется приверженность целенаправленному планированию и координации, а также поэтапное внедрение. Существуют две общие модели электронного правительства. Признавая, что каждое правительство имеет уникальную структуру, гибрид этих двух моделей, как правило, применяется на практике.
Централизованная модель обычно применяется для небольших правительств, а более децентрализованная версия работает для больших правительств. Например, Сингапур адаптировал модель программы Умная Нация (Smart Nation), и трансформировал руководящее ведомство в Ведомство Инфо-коммуникацион-ных Средств Развития (Info-communications Media Development Authority), и центральное исполнительное агентство - Правительственное Агентство по Технологиям (Government Technology Agency) [5, с. 22]. В Эстонии, например, в каждом Министерстве есть руководитель по информации, который координирует свою работу с центральным офисом по информации [8]. С другой стороны, более крупные страны создают отдельные электронные правительственные ведомства (например, Единое Идентификационное Ведомство Индии). Эти цифровые власти будут полагаться на многоуровневые экосистемы, которые предполагают участие частного сектора.
Во всех случаях культурный фон важен для успешной трансформации цифрового правительства. Внимание к цифровой грамотности, гендерному равенству являются важным элементом для умного общества. Общество, которое понимает преимущества интернета и знает, как улучшить качество жизни, является источником роста и развития.
Первый шаг на пути к цифровому правительству начинается с компьютеризации и создания общей инфраструктуры для продвижения всех государственных услуг в интернете.
Второй шаг - это переход на единую платформу оказания государственных услуг. Основной акцент делается на мобильность и упрощение опыта гражданина / пользователя. Эстония и Индия приступили к созданию единой системы цифровой идентификации, в рамках которой граждане используют единую идентификацию для многочисленных государственных (а позднее и частных) услуг [5, с. 22]. Несмотря на различия в культуре, масштабах и сферах применения, системы предполагают совместимость и интеграцию в различных технологических средах. Это требует скоординированных усилий по регулированию нормативно-правовой среды доменов, кросс-секторального сотрудничества и планирования "открытой культуры" (например, открытые стандарты, открытый исходный код, и т. д.).
Последний шаг - это пример Сингапурской инициативы Правительственных технологий (Singapore's GovTech). Инициатива ставит граждан в центр проектирования и предоставления услуг, используя такие технологии, как искусственный интеллект, робототехника и блокчейн для проведения прогнозной поведенческой аналитики, для определения наиболее выгодных продуктов и услуг для граждан и лучших средств сквозной доставки. Здесь новые кадры цифровых лидеров активно продвигают инициативы через органический рост снизу-вверх (а не через традиционный подход сверху-вниз) [5, с. 22].
Так, Сингапур стал мировым лидером в предоставлении цифровых государственных услуг. Цифровое правительство является основной опорой цифровой экономики. Руководство страны ставит задачу создания ориентированных на граждан и персонализированных цифровых услуг через анализ данных пользователей и прогнозирование их поведения, а также нацелено на укрепление сотрудничества между правительством и гражданами [5, с. 24].
О
3
в
S
V 2
сч cJ
£
Б
а
2 ©
Эстония сформировала культуру долгосрочной поддержки развития информационно-коммуникационных технологий, подчеркивая необходимость юридически признаваемых услуг цифровой идентификации [5, с. 27]. Страна добилась больших успехов, в долгосрочном инвестировании в распределенные информационные технологии для оказания государственных услуг. Эстония инвестировала средства в создание возможностей для всех своих граждан, а также в правовую инфраструктуру, которая лежит в основе использования технологий цифровой идентификации для финансовых услуг, здравоохранения и выборов [8].
Создание интегрированного и надежного комплекса эффективных и работающих государственных услуг на основе внедрения цифровых технологий является непростой задачей. Она требует иногда очень сложных систем, возможностей и установок, чтобы слаженно и динамично работать. Во всех случаях поддержка со стороны высшего уровня государственной власти является важной предпосылкой для трансформации цифрового правительства и создания «открытой культуры», которая приобретает черты частного сектора.
Первостепенное значение в программах цифровой экономики имеет также готовность страны к созданию инфраструктуры, без которой правительства сталкиваются с риском быстрой потери выгод от инвестиций. Например, Индийская система идентификации Aadhaar опирается на интегрированные системы в целом ряде основных и периферийных социально-экономических технологий, таких как электронная система Знай своего покупателя (Know Your Customer), цифровой ключ, Единая платежная система и онлайн аутентификация [5, с. 22].
В конце 2009 года Индия создала Aadhaar, свою программу идентификации, которая обеспечивает уникальную идентичность каждому жителю. Правительство выдало удостоверения личности более чем 1,15 миллиарда жителей Индии и обеспечивает цифровую инфраструктуру идентификации, которая используется различными организациями для эффективного предоставления услуг жителям. Aadhaar, одна из крупнейших в мире биометрических систем цифровой идентификации, предоставляет правительству и частному сектору возможность ориентации услуг на граждан и предоставление инновационных платформ для цифровых транзакций[14].Цифровая
идентификация как услуга, предлагаемая правительством, облегчает организациям государственного и частного секторов принятие и использование идентификационных сервисов[13].
4. Предвосхищающая нормативно-правовая среда является ключевым фактором, способствующим своевременному и согласованному выводу на рынок новых цифровых услуг. Это требует признания новых технологий и четкого руководства по использованию данных, а также неослабевающего внимания к управлению вопросами защиты конфиденциальности и кибербезопасности, обеспечивая правильные инициативы правильным позиционированием, создание оснований для сотрудничества, чтобы избежать нежелательного экономического поведения.
Пример Швеции показывает, что политическая и экономическая культура страны способствует созданию благоприятной среды для предпринимателей [9]. Это, наряду с наследием правительственных программ, направленных на расширение доступа шведских граждан к персональным компьютерам в конце 1990-х годов, позволило этой относительно небольшой стране создать ряд технологических компаний с глобальным охватом, конкурирующих с компаниями Силиконовой долины. Достижение значительного и устойчивого эффекта от инвестиций налогоплательщиков в цифровую экономику рассматривается как долгосрочное [5, с. 41].
Сотрудничество между различными секторами экономики, важная роль государства в качестве заказчика технологий хорошо прослеживается на примере Соединенного Королевства. Правительство Соединенного Королевства серьезно повлияло на развитие своего внутреннего рынка технологий благодаря инструменту государственных закупок. Правительство Соединенного Королевства использовало финансовые и властные полномочия, чтобы связать цифровой бизнес с другими секторами экономики [5, с. 36]. Государственная поддержка была оказана через министерскую поддержку секторов, государственное финансирование исследований и разработок (R&D), через инновационные государственно-частные партнерства и политику государственных закупок[15].
5. Открытый, безопасный и надежный интернет является предпосылкой для развития надежной цифровой экономики. При разработке национальной цифровой политики правительства должны
рассматривать безопасность и конфиденциальность как основополагающие факторы [5, с. 48]. Безопасность и конфиденциальность не противоречат друг другу, но в то же время являются двумя сторонами одной медали.
Например, Федеральное правительство Австралии разработало всеобъемлющую новую стратегию [4], создало новые политические и гражданские службы, выделило новые финансовые средства и осуществило ряд правительственных изменений в целях повышения уровня кибербезопасности и укрепления потенциала цифровизации.
Правительство Израиля определило видение страны как ведущей в способности использовать киберпространство в качестве двигателя экономического роста, социального обеспечения и национальной безопасности [5, с. 52]. Стратегия кибербезопасности Израиля направлена в первую очередь на сохранение киберпространства в качестве безопасной среды, инвестирование в противодействие киберугрозам и снижение общего риска, присущего этой сфере [12].
Япония рассматривает кибербезопас-ность в качестве экономической инвестиции для компаний, а межсекторальное двустороннее и трехстороннее сотрудничество в качестве средства укрепления кибербезопасности и расширения обмена оперативными данными [11].
Стратегия Кибербезопасности Германии сосредоточена на ориентированной в будущее политике кибербезопасности для обеспечения свободы и безопасности [5, с. 56]. Закон Об ИТ-безопасности расширил защиту критической инфраструктуры через установку устойчивых к кибератакам ИТ, где операторы критической инфраструктуры обязаны сообщать о киберинцидентах.
Систематизируем основные приоритеты программ цифровизации различных стран в таблице (Таблица 1). Безусловно, национальные программы цифровизации, это комплексные программы, при этом каждая страна формирует перечень своих собственных приоритетов исходя из целей развития, социальных и экономических условий.
Как видно из таблицы, страны выбирают несколько приоритетных направлений для национальных стратегий по цифровизации. Основными приоритетами являются предвосхищающая и стимулирующая нормативно-правовая среда и кибербезопасность и конфиденциальность. Можно определить эти направления как обеспечивающие условия для раз-
Таблица 1.
Основные приоритеты национальных программ цифровизации по странам мира.
Много- Государ- Цифро- Цифро- Целевая Предвосхи Кибербез
сторон- ственно- вое вая государ- щаюздая и опас-
няя частное прави- иденти- ственная стимулиру ность И
модель партнер- тель- фикация и поддержи ющая конфи-
управлен ство для ство, цифро- а (МСЕ) нормативно денци-
ия развития ориентир вые -правовая альность
цифровой ован-ное государ- cpe;ia
инфра- на ственные
структу- пользо- услуги
ры вателя
Австралия +
Бразилия + + +
Великобрит + +
ания
Германия + + +
Израиль +
Индия + +
Сингапур + +
Швейцария + - +
Швеция +
Эстония + + -
Япония
вития следующих направлений цифровизации.
В связи с тем, что цифровизация социально-экономических сфер государств началась сравнительно недавно, то в приоритете национальных программ обозначают создание предвосхищающей и сту-мулирующей нормативно-правовой среды, и обеспечение национальной и персональной кибербезопасности и конфиденциальности. На примере рассмотренных стран прослеживается ключевая роль правительства для формирования и стимулирования развития цифровой экономики. Это отражается в приоритетах государственно-частного партнерства, цифрового правительства, предоставления цифровых государственных услуг потребителям, целевой государственной поддержке предпринимательских и инновационных компаний и осуществление государственных закупок.
Исследователи Всемирного экономического форума выделяют важные общие предпосылки, необходимые для формирования и развития цифровой экономики [5, с. 9]:
- важность приверженности политического руководства курсу реализации цифровых стратегий и инициатив;
- гибкость реагирования чрезвычайно важна для цифровой экономики. Страны пытаются разрабатывать управленские решения, которые будут адаптивными, инновационными и партнерскими при реализации;
- разработка и реализация комплексной стратегии развития цифровой экономики должна выходить за пределы технологического сектора и охватывать раз-
личные общественные и экономические сектора;
- создание полноценной управленческой структуры для обеспечения цифровой трансформации и защиты цифровой инфраструктуры, услуг и данных;
- приверженность многосторонней модели цифрового управления, которая отвечает запросам сложных сетевых взаимодействий обществ и экономик;
- активное партнерство - как важнейшая составляющая для ускорения появления положительных социально-экономических эффектов и для создания благоприятной правовой среды, особенно для улучшения коммуникационной инфраструктуры и создания цифровых общественных услуг.
Разработка сценария развития цифровой экономики зависит от многих факторов, таких как, демографический состав населения, экономические и политические условия. Опыт различных стран по формированию и развитию цифровой экономики может быть полезным примером принятых мер, которые сработали определенным образом в определенных обстоятельствах. Считаем, что необходимо учитывать успешный мировой опыт при разработке и реализации региональных программ цифрового развития.
Литература
1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.06.2017г. № 1632-р.
2. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стра-
тегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 -2030 годы»
3. Цифровая Россия: новая реальность // Digital, McKinsey. Июль 2017
4. Commonwealth of Australia, Department of the Prime Minister and Cabinet, Australia's Cyber Security Strategy, 2016 // https:// cybersecuritystrategy.pmc.gov.au/assets/ img/PMC-Cyber-Strategy.pdf
5. Digital Policy Playbook 2017: Approaches to National Digital Governance. White Paper // World Economic Forum. 2017
6. Digital Switzerland strategy // https:/ /www.bakom.admin.ch/bakom/en/ homepage/digital-switzerland-and-Internet/ strategie-digitaleschweiz/strategy.html
7. European Commission // https:// ec.europa.eu/growth/industry/policy/digital-transformation_en
8. Government CIO office // https://e-estonia.com/
9. Government Offices of Sweden: Ministry of Enterprise and Innovation // www.government.se/governmentof-sweden/ministry-of-enterprise-and-innovation/
10. G20 Digital Economy Development and Initiative // http://www.g20chn.com/ xwzxEnglish/sum_ann/201 609/ P020160912341422794014.pdf
11. Initiative for Cyber Security Information Sharing Partnership of Japan (J-CISP): Annual Activity Report FY 2012 // https://www.ipa.go.jp/files/000032417.pdf
12. Israel, Prime Minister's Office, National Cyber Bureau // http://www.pmo.gov.il/ English/PrimeMinistersOffice/ DivisionsAndAuthorities/cyber/Pages/ default.aspx
13. National Institute of Public Finance and Policy // http://www.nipfp.org.in/home-page/
14. Unique Identity - Aadhaar to all Residents of India. UIDAI // https:// uidai.gov.in/
15. UK Digital Strategy // www.gov.uk/ government/publications/uk-digital-strategy
16. World Economic Forum. The digital economy: what is it and how will it transform our lives? // https://www.weforum.org/ agenda/2016/11/the-digital-economy-what-is-it-and-how-will-it-transform-our-lives/
Basic principles of strategies for digital
development Sukhanova P.A.
Perm State National Research University Regardless to political or economic conditions and the sector or country where a person lives, the speed of development and the impact of digital technologies are increasingly sensed in all areas.
О À
В
S
w 2
The emerging new opportunities offered by the Internet open up new horizons from artificial intelligence to the Internet of things and the introduction of blockchain. But with progress, there are new challenges that require adaptive and flexible management. Many governments are already implementing digitalization and digital economy programs. The shift to digitalization offers huge benefits to governments seeking to increase economic productivity, whether by better supporting growth in high-tech firms or by supporting the adoption of digital technologies in traditional industries to transform their processes and business models.
The experience of different countries shows that management approaches change and adapt according to the circumstances. In Russian Federation, the digital economy program was adopted in 2017 and foreign experience can be useful for regional digital economy programs.
In the article the author considers the basic principles of digital development strategies and gives examples of their successful implementation.
Key words: digital economy, digitalization, digital transformation, multilateral model of
management, digital government, cybersecurity References
1. The program "Digital Economy of the Russian
Federation" was approved by an order of the Government of the Russian Federation of June 28, 2017. No. 1632-r.
2. Decree of the President of the Russian
Federation of May 9, 2017 No. 203 «On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030»
3. Digital Russia: a new reality // Digital, McKinsey.
July 2017
4. 2016 Cyber ??Security Strategy, 2016 // https:/
/cybersecuritystrategy.pmc.gov.au/assets/img/ PMC-Cyber-Strategy.pdf
5. Digital Policy Playbook 2017: Approaches to
National Digital Governance. White Paper // World Economic Forum. 2017
6. Digital Switzerland strategy // http:// www.bakom.admin.ch/bakom/en/homepage/ digital-switzerland-and-Internet/strategie-digitaleschweiz/strategy.html
7. European Commission // https://ec.europa.eu/
growth/industry/policy/digital -transformation_en
8. Government CIO office // https://e-estonia.com/
9. Government Offices of Sweden: Ministry of
Enterprise and Innovation // www.government.se/governmentof-sweden/ ministry-of-enterprise-and-innovation/
10. G20 Digital Economy Development and Initiative // ??http://www.g20chn.com/xwzxEnglish/ sum_ann/201 609/ P020160912341422794014.pdf
11. Initiative for Cyber ??Security Information Sharing Partnership of Japan (J-CISP): Annual Activity Report FY 2012 // https:// www.ipa.go.jp/files/000032417.pdf
12. Israel, Prime Minister's Office, National Cyber ??Bureau // http://www.pmo.gov.il/English/ PrimeMinistersOffice/DivisionsAndAuthorities/ cyber/Pages/default.aspx
13. National Institute of Public Finance and Policy / / http://www.nipfp.org.in/home-page/
14. Unique Identity - Aadhaar to all Residents of India. UIDAI // https://uidai.gov.in/
15. UK Digital Strategy // www.gov.uk/government/ publications/uk-digital-strategy
16. World Economic Forum. Transform our lives? / / https://www.weforum.org/agenda/2016/11/ the-digital-economy-what-is-it-and-how-will-it-transform-our-lives/
сч cJ
£
Б
a
2 ©