Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ В УПРАВЛЕНИИ КРУПНЫМИ СТРОИТЕЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ В КИТАЕ'

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ В УПРАВЛЕНИИ КРУПНЫМИ СТРОИТЕЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
231
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / СОЦИАЛИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / CONSTRUCTION PROJECTS / SOCIALISM / STATE SYSTEM / POLITICAL SYSTEM / MODERNIZATION / PROJECT MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лю Южэнь, Зуб А.Т.

Современная политическая система Китая - это политическая система, введенная в континентальном Китае после основания Китайской Народной Республики в 1949 году. Для китайцев единство является общечеловеческой ценностью, государство и индивид находятся в прямой зависимости друг от друга. В 1992 году на очередном съезде КПК была объявлена официальная цель строительства «социалистической рыночной экономики». На сегодняшний день Китай занимает первое место по темпу строительства небоскребов, дорог, моста и высокоскоростной железной дорог, входит в тройку стран по количеству расходов на опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы. Такой экономический прорыв и возможность реализации крупных строительных проектов стал возможным только при участии действующего политического режима, государственного строя. В статье автором проанализировано влияние государственного строя на развитие экономики, на управление крупными строительными проектами в Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Лю Южэнь, Зуб А.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE STATE SYSTEM IN THE MANAGEMENT OF MAJOR CONSTRUCTION PROJECTS IN CHINA

The modern Chinese political system is a political system introduced in mainland China after the founding of the people's Republic of China in 1949. For the Chinese, unity is a universal value, the state and the individual are directly dependent on each other. In 1992, at the next CPC Congress, the official goal of building a "socialist market economy" was announced. Today, China ranks first in the rate of construction of high-rise buildings, roads, bridges and high-speed Railways, and is among the top three countries in terms of spending on development and research. Such an economic breakthrough and the possibility of implementing major construction projects became possible only with the participation of the current political regime and the state system. In the article, the author analyzes the influence of the state system on the development of the economy, on the management of large construction projects in China.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ В УПРАВЛЕНИИ КРУПНЫМИ СТРОИТЕЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ В КИТАЕ»

Влияние государственного строя в управлении крупными строительными проектами в Китае

Лю Южэнь

аспирант, факультета государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, kasuo.king0607@gmail.com

Зуб Анатолий Тимофеевич

доктор философских наук, профессор, зам. декана факультета государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, ZubAT@spa.msu.ru

Современная политическая система Китая - это политическая система, введенная в континентальном Китае после основания Китайской Народной Республики в 1949 году. Для китайцев единство является общечеловеческой ценностью, государство и индивид находятся в прямой зависимости друг от друга. В 1992 году на очередном съезде КПК была объявлена официальная цель строительства «социалистической рыночной экономики». На сегодняшний день Китай занимает первое место по темпу строительства небоскребов, дорог, моста и высокоскоростной железной дорог, входит в тройку стран по количеству расходов на опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы. Такой экономический прорыв и возможность реализации крупных строительных проектов стал возможным только при участии действующего политического режима, государственного строя. В статье автором проанализировано влияние государственного строя на развитие экономики, на управление крупными строительными проектами в Китае. Ключевые слова: строительные проекты, социализм, государственный строй, политическая система, модернизация, управление проектами.

Современная политическая система Китая - это политическая система, введенная в континентальном Китае после основания Китайской Народной Республики в 1949 году. По большей части она включает в себя социалистическую систему (основанную на руководящей роли рабочего класса, союза рабочих и крестьян), института собрания народных представителей, института национальной районной автономии, систему самоуправления широких масс, самоуправление, самообразование, (самообслуживание, самоконтроль) и институт многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством Коммунистической Партии Китая. Особенностями современного государственного строя Китая являются своеобразная универсальная идеологическая система, сформированная путем обобщения истории и мирового опыта на пути национального развития, которая присуща почти всем китайцам, о понимании, как должна выглядеть страна. Для китайцев единство является общечеловеческой ценностью, государство и индивид находятся в прямой зависимости друг от друга. Правительство Китая уделяет большое внимание безопасности и поддержанию порядка, в истории человечества безопасность и порядок являются дефицитным ресурсом, который очень трудно держать на уровне.

Большинство процессов модернизации во многих странах опираются на перенесение противоречий вовне или на колониальную экспансию для привлечения ресурсов для поддержки модернизации и индустриализации. В процессе проведения политики реформ, открытости и индустриализации Китай стал редкой страной, которая проводит модернизацию не посредством масштабного перенесения противоречий и войн вовне, строго контролируя капитал в стране, только так возможно поддержание единства страны.

В процессе экономического и социального развития особенности китайской системы, определяющие согласованность национальной политики, полимерность государственного силы, и жажду государственного капитального строительства, привести к неизбежному взаимодействию государства и бизнеса в сфере промышленного развития. В этом контакте государственный механизм (гос. организация) играет решающую роль на процессы управления крупными проектами, обеспечивающими большие успехи мегапроектов.

Государство в Китае является собственником и основным управляющим государственной землей на основании Конституции КНР (1982 г.), тем самым именно государство обладает правом получения дохода от земельного имущества городов. Национализировав городские земли, правительство страны имеет возможность эффективной концентрации доходов от права собственности на государственную землю.

Управление деятельностью человека, в частности управление проектами в Китае имеет тысячелетнюю историю, на протяжении которой можно наблюдать эффективный опыт управления, сопровождающийся все новыми научными знаниями в области теории управления проектами (Великая китайская стена служит живым

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м о

о см о см

о ш т

X

3

<

т О X X

примером этому). Управление строительными проектами включает в себя: использование методов и навыком, подходящие под конкретный вид деятельности и изучение этого вида деятельности, а также грамотный подбор необходимых ресурсов, как в нормальных условиях, так и в условиях дефицита/профицита ресурсов. Строительство различных объектов, его управление происходит согласно заказу владельца данного проекта. До 1984 г. министерства и местные управы руководили строительными концернами, после чего Министерство Строительства Китая опубликовало несколько реформаторских программ, которые должны были повысить эффективность государственных концернов и в целом строительной промышленности в стране. В 1994 году при Ассоциации Строительной Промышленности Китая был образован Комитет по Управлению проектами в Строительстве. В Китае для всех строительных проектов задачи одинаковы для всех:

• четко оговоренные сроки начала и завершения строительного проекта;

• соответствие результата строительного проекта с заявленными нормами безопасности;

• повышение качества строительных работ;

• сокращение срока строительства;

• стабильное повышение эффективности выполнения задач строительства;

• в обязательном порядке завершение всех поставленных задач по данному строительному проекту.

В 50-х годах двадцатого века огромное влияние на Китай имел СССР, между ними был заключен Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи сроком на 30 лет, его советская модель была скопирована в стране во всех сферах, в частности также были пятилетки, поощрялся усиленный темп (подхлестывание), промышленность национализировалась, не обошлось и без репрессий. После смерти И. Сталина, наблюдая за изменениями, происходящими в СССР, Китай стал постепенно уходить от полного копирования советской политической модели.

После распада СССР, Китай находился в некотором оцепенении, консервативно настроенные политики видели причину дестабилизации политики и угрозу государственного переворота в экономических реформах, развитии частного предпринимательства и бизнеса. Поэтому все громче звучали призывы к централизованному правительству и государственной экономике. Выйти из оцепенения Китаю помог Дэн Сяопин, в 1992 году, посещая успешные экономические зоны на юге Китая, он призвал не равнять плановую экономику к социализму, отмечая, что социализм раскрепощает и развивает производительные силы, а для этого можно и нужно использовать частную инициативу, рынок ценных бумаг и акционирование [1]. В том же году на очередном съезде КПК была объявлена официальная цель строительства «социалистической рыночной экономики».

На сегодняшний день Китай занимает первое место по темпу строительства небоскребов, дорог, моста, метрополитен и высокоскоростной железной дорог, только за последние 40 лет были реализованы такие крупные строительные проекты как: высокоскоростная железная дорога Пекин-Шанхай, общей протяженностью 1318 км (самая быстрая коммерческая железная дорога в мире), мост Гонконг-Чжухай-Макао (самый протяженный мост в мире), «Три ущелья», ГЭС «Байхэтань» (входит в десятку крупнейших в мире), аэропорт «Дасин» и др. Даже

сейчас, несмотря на пандемию вируса, в Китае возводится шестой по вместимости в мире футбольный стадион.

За счет чего стал возможен такой подъем в строительной отрасли? Как мы считаем, за счет грамотно проведенной политики, за счет того, что правительство активно влияет на всю экономику. В частности, его решением стало активная поддержка образования, благодаря чему каждый год выпускаются миллионы рабочих высокого класса. Стоит отметить, что государство всем помогает в трудоустройстве, заранее продумывая и создавая необходимое количество рабочих мест. За счет того, что строительная сфера Китая активно развивается, стало очень много иностранных инвестиций, которые в свою очередь внесли положительный вклад в развитие. Следующим положительным решением правительства можно отметить ставку на технологии, активно идет модернизация и импорт технологий. Развитие происходило под лозунгом «доступ к рынку в обмен на технологии». В стране усиленный контроль за налогами, каждый год налоговыми органами контролируются все предприятия по факту уплаты налогов, уровня цен и других финансовых вопросов. Штраф за неуплату налогов в стране очень высок, поэтому их платят все, что положительно сказывается на бюджете страны.

Строительство в Китае происходит с невероятной быстротой, к примеру, дороги «производят» со скоростью 750 м в час, мостов «производят» со скоростью 21 тысяча в год [2], за несколько дней возводят дома. Причиной такой мега-скорости является высокий уровень строительной индустрии, большое количество специализированной техники, большие объемы производства строительных материалов. Стоит отметить насколько продуманно правительство Китая подошло к этому вопросу - все необходимое оборудование производится в самом Китае, экономика не зависит в этом плане от курса доллара или чьих то санкций.

Немаловажную роль играет организация, работа ведется почти что круглосуточно, каждый работник четко знает где, как и чем он должен заниматься. Труд оплачивается соответственно, к примеру, при срочном строительстве в 2020 году больнице в Ухане рабочие получали 170 дол. за одну смену, не на срочных работах -50-60 дол. за смену. В Китае многомиллионное население, все мотивированы, не хотят потерять свою работу, так как отлынивание, нарушение дисциплины повлечет за собой увольнение, желающие на место всегда найдутся. К порядку и дисциплине призывают также постулаты действующей партии.

Если раньше Китай жил по принципу - сделать больше за меньшую сумму, то сейчас упор идет на качество. Большое внимание на обучение привело к тому, что сейчас в Китае работают профессионалы своего дела, прошедшие стажировку в строительных компаниях по всему миру, проектировщики теперь не учатся у иностранных коллег, а могут сами поделиться опытом. Многое поменялось, но главное в Китае осталось - это жёсткий государственный контроль и отсутствие множества далеко не всегда необходимых препятствий к действительно скоростному осуществлению строительных проектов. В Китае наращивают усилия по борьбе с коррупцией и обманом, социальная и индивидуальная кредитная система постепенно улучшается. Социализм строит Великую страну и возводит Великие строительные объекты, самые высокие и самые большие в мире.

Сегодня Китай входит в тройку стран по количеству расходов на опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы. Такой экономический прорыв и возможность реализации крупных строительных проектов стал возможным только при участии действующего политического режима, государственного строя. Упор на образование, создание новых рабочих мест, жесткий контроль за налогами, развитие новых технологий, модернизация производства, привлечение иностранных инвестиций - все это помогло стать Китаю ведущей державой мира в строительном плане и не только.

Литература

1. Интервью с Доктором исторических наук, профессором РАН, заместителем директора по научной работе Института мировой экономики и международных отношений известный китаевед Александром Ломановым. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://stimul.online/articles/sreda/predpriimchivyy-kitayskiy-sotsializm/

2. (Статистический бюллетень развития транспортной отрасли Китая в 2019 году). [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://xxgk.mot.gov.cn/2020/jigou/zhghs/202006/t20200630 _3321335.html

3. Bao He. Китай отказался от глобализации // Экономическое возрождение Китая. - 2009.

4. Закон КНР о строительстве. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://asia-business.ru/law/law3/building/

5. Чжоу Е. Недвижимость в мире - стабильность и престиж // Экономическое возрождение мира. - 2006.

Influence of the state system in the management of major construction projects in China

Liu Youren, Zub A.T.

Lomonosov Moscow State University

The modern Chinese political system is a political system introduced in mainland China after the founding of the people's Republic of China in 1949. For the Chinese, unity is a universal value, the state and the individual are directly dependent on each other. In 1992, at the next CPC Congress, the official goal of building a "socialist market economy" was announced. Today, China ranks first in the rate of construction of high-rise buildings, roads, bridges and high-speed Railways, and is among the top three countries in terms of spending on development and research. Such an economic breakthrough and the possibility of implementing major construction projects became possible only with the participation of the current political regime and the state system. In the article, the author analyzes the influence of the state system on the development of the economy, on the management of large construction projects in China.

Keywords: construction projects, socialism, state system, political system, modernization, project management.

References

1. Interview with Alexander LOMANOV, Doctor of historical Sciences, Professor of the Russian Academy of Sciences, Deputy Director for research at the Institute of world economy and international relations. [Electronic resource]. - Mode of access: https://stimul.online/articles/sreda/predpriimchivyy-kitayskiy-sotsializm/

2. Statistical Bulletin of China's Transport Industry development in

2019, [Electronic resource]. - Mode of access:

http://xxgk.mot.gov.cn/2020/jigou/zhghs/202006/t20200630_3

321335.html

3. Bao He. China has abandoned globalization // China's economic

revival. - 2009.

4. The law of the people's Republic of China on construction.

[Electronic resource]. - Mode of access: https://asia-business.ru/law/law3/building/

5. Zhou E. real Estate in the world-stability and prestige // Economic

revival of the world. - 2006.

X X О го А С.

X

го m

о

м о м о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.