ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ
Молдажиев А.И.
соискатель Института государства и права Национальной академии наук КР ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ СЕТЕЙ НА КЫРГЫЗСТАН
Аннотация: с активным внедрением средств информатизации в обществе, с учетом широких возможностей коммуникативного общения в интернет-пространстве создаются благоприятные условия для проявлений экстремистско-террористической деятельности на различных сайтах, в том числе и в социальных сетях.
Развитие информационных технологий существенно расширило возможности террористических организаций не только по разработке новых технических инструментов террористической деятельности, но и по созданию и широкому применению технологий манипулирования сознанием населения в террористических целях.
Ключевые слова: цифровизация, дилемма баланса, кибертерроризм, медиастратегия, инвестиции, программы, криптография, идеология, пропаганда, безопасность
Обширное количество цифровых данных - мобильные и интернет-данные, записи видеокамер, информация с кредитных карт - позволяет собирать много данных о каждодневной жизни людей. Последние теракты снова обострили дилемму баланса между безопасностью и личной жизнью.
В разных странах разное отношение к конфиденциальности личных данных. В Европе право на цифровую конфиденциальность считают фундаментальным правом человека. Законодателями рассматривается законопроект, запрещающий электронную слежку.
Всемирно известная газета «Вашингтон Пост» опубликовала результаты развернутого журналистского расследования о том, как работодатели следили за федеральными служащими. Согласно сообщению газеты, вовсю применяется шпионское программное обеспечение, которое тщательно следит за тем, чем занимаются сотрудники госслужб на работе. Эта программа, именуемая БреСог, будучи установлена на компьютере, сразу же узнает все о деятельности его владельца. Перехват сообщений в социальных сетях, отслеживание посещенных сайтов, снимки с экрана в нужный момент и даже логика нажатий клавиш во время набора текста - все это сохраняется в специальные скрытые папки на жестком диске и потом становится известно властям США.
В то же время примеров использования компьютерных и телекоммуникационных технологий в деструктивных целях множество: шпионаж, кибертерроризм, который, кстати, как и шпионаж, может работать в диверсионном направлении.
Уже неоднократно и на экспертном, и на государственном уровне говорилось о том, что современный терроризм становится все более мобильным и вовсю использует все возможности компьютерного и интернет-пространства.
Рекрутирование новых боевиков с каждым днем все больше переходит с улиц в интернет-сообщества.
Любая компания, холдинг или государственная организация в нынешнее время старается максимально компьютеризироваться, так как это удобно и быстро. Организации, у которых обширная база данных (типа Госрегистра) или множество финансовых операций (Минфин, Нацбанк), вообще не могут существовать без специализированных программ. Такие организации зачастую нанимают компьютерных специалистов по рекламе или по тендеру, не имея никаких данных об этих людях. Вроде бы охраняемое учреждение, куда доступ посторонним запрещен. В случае серьезной поломки компьютерной системы, где не справляется штатный компьютерщик, вызывают специалиста со стороны, открывая перед
ним все двери и доверяя все компьютеры. Ясно, что у нас отсутствует система предварительной проверки людей для доступа к рабочим компьютерам или базам данных. Нет государственных компаний, заточенных для выполнения госзаказов, имеющих статус служебного или секретного пользования.
Их применение позволяет злоумышленнику: несанкционированно перехватывать чужую информацию; осуществлять экономический и политический шпионаж; получить несанкционированный доступ к банковским данным и счетам; получить несанкционированный доступ к системам криптографии пользователя персонального компьютера — открытым и закрытым ключам, парольным фразам; получить несанкционированный доступ к авторотационным данным кредитных карточек и т.д.
Как видно, вопросы кибербезопасности являются головной болью не только развитых стран. Эта проблема принимает глобальные масштабы, которой физические границы и дистанции не являются препятствием. Необходимо принимать и усиливать меры по обеспечению безопасности страны, при этом, не нанося вреда личной жизни граждан.
Анализ существующих медиастратегий по предотвращению распространения идеологии насильственного религиозного экстремизма в Интернете указывает на необходимость внедрения мер, направленных на устранение причин повышенного внимания к пропагандистским материалам и роста доверия в обществе.
Решением судов Кыргызской Республики в 2019 г. были запрещены и заблокированы 97 веб-сайтов и 300 аккаунтов в социальных сетях, а опубликованные там информационные материалы признаны экстремистскими и террористическими [2].
Годом ранее за пропаганду экстремизма блокировке поверглись 139 веб-сайтов и 220 интернет-аккаунтов [1], а в 2017 г. количество запрещенных и заблокированных ресурсов составляло — 159.
Динамика указывает на ежегодный рост интернет-страниц, признаваемых запрещёнными, несмотря на то, что декларируется деятельность по борьбе с экстремистской пропагандой, а государственные органы и общественные структуры принимают программы, разрабатывают стратегии, создают центры реагирования.
В мировой практике термином «Противодействие насильственному терроризму и экстремизму» обычно называют подходы с применением различных стратегий и тактик в сфере медиа и коммуникаций.
К тому моменту, во многих государствах уже имелись медиастратегии, которые корректировались лишь в плане реакций на текущую повестку дня — борьбу с экстремистской и террористической пропагандой, ведущей к насилию. В основном это был подход, включающий реализацию программы «три в одном», которая использует тесную взаимосвязь разных видов медиа, инструментов предотвращения конфликтов и техник миростроительства.
Посредством этих методов, как обнаружили, например, исследователи из Института мира США [3] (United States Institute of Peace) можно также замерить влияние превентивных стратегий на насильственный экстремизм и его пропаганду, а также оценить эффективность используемых подходов.
Воздействие медиа [влияние на снижение уровня экстремистской пропаганды] пропорционально реализуемым стратегиям, которые используются для этого влияния, утверждали исследователи Шелдон Химелфарб и Меган Чабаловски (Sheldon Himelfarb; Megan Chabalowski) в своей работе «Медиа, предотвращение конфликтов и миростроительство: картирование границ», опубликованной еще в 2008 г. [3].
Эта идея нашла применение в европейских практиках, особенно в период всплеска терроризма и экстремизма, начиная с 2015 г.
Стратегические рамки для таких моделей обычно базируются на нескольких элементах:
— внедрении в средства массовой информации новых форм журналистики решений, построенной на инструментах журналистики мира и конфликта с фокусом на текущий спрос местной аудитории;
— развитии миротворческих гражданских медиа и коммуникаций, включающих способы, средства, методы, формы и типы коммуникаций между властью, СМИ и обществом, а также ряд инструментов для достижения целей медийной стратегии;
— предотвращения пропаганды религиозного экстремизма через развитие социального маркетинга для создания и формирования отношений с представителями целевых аудиторий чтобы удовлетворить их потребности;
— поощрения инструментов регулирования в медиасфере для противостояния нетерпимости, которая может содействовать распространению пропаганды насилия и экстремизма.
Кыргызстан принял первую программу по противодействию экстремизму и терроризму в 2017 г. Она рассчитана на пять лет. Среди большого комплекс мер упоминается «совершенствование информационно-разъяснительной работы в сфере противодействия экстремизму и терроризму...с акцентом на содействие в повышении религиозной грамотности и освещение государственной политики в области противодействия экстремизму и терроризму».
Центр по реагированию на компьютерные инциденты, созданный при Государственном комитете национальной безопасности (ГКНБ), среди прочих задач также занимается отслеживанием несанкционированного доступа к различным ресурсам в Интернете, чтобы обнаружить, удалить или заблокировать доступ к контенту.
Ранее, в 2014 г, правительство КР приняло Концепцию государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере, а в 2012 г. - Концепцию национальной безопасности.
Однако ни в одном из документов нет конкретного упоминания о каких-либо медиастратегиях.
Кыргызстан является членом военно-политического блока Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ), курируемого Москвой, а также наряду с Китаем, Россией, Казахстаном и другими странами входит в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Поэтому все подходы по противодействию пропаганды насильственного экстремизма и терроризма страна чаще всего перенимает от своих партнеров.
Анализ используемых в Кыргызстане стратегий показал, что чаще всего они сконцентрированы на религиозной сфере.
Сюда можно отнести введение предмета по истории религиозной культуры в учебный план образовательных учреждений, поддержку и активное участие НПО в исследовательской деятельности, участие представителей гражданского общества и религиозных организаций в проводимых тренингах и конференциях.
На сегодняшний день каналом внешних коммуникации религиозных организаций Кыргызстана, исламских ученых стали социальные сети и собственные веб-сайты; многие теологи обрели популярность благодаря социальным медиа.
Их действия можно рассматривать как маленькую часть медиастратегии при строительстве взаимоотношений между религиозными лидерами и религиозной общественностью.
С одной стороны, это правильно и оправдано, однако для достижения поставленных целей нужна вовлеченность и других людей, которые хотят потреблять информацию из
светских источников и быть информированными в вопросах пропаганды религиозного экстремизма и насилия, и вносить свой вклад.
Согласно результатам исследования, который провели аналитики на основе открытых источников, в КР более двадцати некоммерческих организаций реализовали проекты в области противодействия терроризму и экстремизму.
Было выявлено, что практически все гражданские институты миростроительства в Кыргызстане имеют сходные проблемы и ограничения. Это нормативная неопределённость статуса, порядка деятельности, координации и взаимодействия в системе противодействия терроризму и экстремизму, что значительно сужает компетентности ресурс этих организаций.
Фокус групповые дискуссии в гражданском секторе и интервью обнаружили, четыре основные проблемы:
— дублирование проектов, поскольку отсутствует их общестрановой мониторинг;
— нехватка финансирования в местных сообществах гражданских инициатив, которые могут быть хорошим инструментом по противодействию экстремисткой пропаганде;
— слабый кадровый потенциал в гражданском обществе на специалистов в области противодействия терроризму и экстремизму;
— трудности взаимодействия между государственными органами и НКО в регионах.
Распространенным инструментом в сфере профилактики экстремистских идеологий и насилия в среде НКО считается использование интернета, поэтому большая часть проектов была направлена на реализацию такой деятельности - создание тематических страниц, блогов, распространение информации и тренинги для пользователей.
Если проанализировать, какая антипропаганда экстремизма ведется со стороны правительства, то можно увидеть, что она больше карательная и пугающая. Транслируется устрашение, рассказывается о статьях уголовного кодекса, по которым могут быть привлечены к ответственности люди, занимающиеся чтением, просмотром или распространением контента, который может быть признан незаконным.
«Если обобщить исследования медиасферы и Интернета [Кыргызстана] за последние лет пять, то мы не увидим ощутимой разницы в принципах подачи [журналистских] материалов, несмотря на то, что техники в эпоху терроризма сильно изменились, — говорит она. — Единственное чего стало больше в СМИ и Интернете, так это информаций на религиозную тематику. Конечно, они просвещают, но это не то, что может противостоять пропаганде насильственного экстремизма».
Поскольку медиа и методы коммуникации могут влиять на отношение и поведение людей, в том числе и подверженных влиянию пропаганды экстремизма, одной из основных мер противодействия является помощь СМИ. Но лишь тогда, когда они — независимые, инклюзивные и ответственные и способствуют обществу, которое отвергает насилие, предубеждение и разделение.
Изучение глобального опыта медиастратегий и внесение в местные практики некоторых инициатив могут помочь Кыргызстану работать на опережение и реализовывать более качественную профилактику экстремизма и насилия.
Эксперты говорят, что потребуются интервенции на всех уровнях, а также инвестиции и некоторое время. Такой целостный подход устранит ряд причин напряженности в обществе, которые могут заставлять людей, особенно молодых, искать ответы на волнующие их вопросы в экстремистских контентах.
На данном этапе необходимо усовершенствовать коммуникационные стратегии по работе с населением и интернет-пользователями.
Однако сотрудничество должно быть подкреплено реальным воплощением обещаний. Это могут быть различные решения, затрагивающие социальные, общественно-значимые вопросы на местных уровнях.
Литература:
1. В 2018 году по решению судов были заблокированы 220 интернет-аккаунтов. URL: http://kant.kg/2019-04- 17/v-2018-godu-po-resheniyu-sudov-byli-zablokirovany-220-internet-akkauntov/ (дата обращения: 1.06.2024).
2. В Кыргызстане в 2019 году заблокировали 97 сайтов и 300 аккаунтов за пропаганду экстремизма// Барометр. URL: https://barometr.kg/v-kyrgyzstane-v-2019-godu-zablokirovali-97-sajtov-i-300-akkauntov-za-propagandu-ekstremizma (дата обращения: 1.06.2024).
3. Media, Conflict Prevention and Peacebuilding: Mapping the Edges. URL: https://www.usip.org/publications/2008/10/media-conflict-prevention-and-peacebuilding-mapping-edges(дата обращения: 1.06.2024).
References:
1. V 2018 godu po resheniyu sudov byli zablokirovany 220 internet-akkauntov. URL: http://kant.kg/2019-04-17/v-2018-godu-po-resheniyu-sudov-byli-zablokirovany-220-internet-akkauntov/ (data obrashcheniya: 1.06.2024).
2. V Kyrgyzstane v 2019 godu zablokirovali 97 sajtov i 300 akkauntov za propagandu ekstremizma// Barometr. URL: https://barometr.kg/v-kyrgyzstane-v-2019-godu-zablokirovali-97-sajtov-i-300-akkauntov-za-propagandu-ekstremizma (data obrashcheniya: 1.06.2024).
3. Media, Conflict Prevention and Peacebuilding: Mapping the Edges. URL: https://www.usip.org/publications/2008/10/media-conflict-prevention-and-peacebuilding-mapping-edges(data obrashcheniya: 1.06.2024).
THE IMACT OF GLOBAL TERRORIST NETWORKS ON KYRGYZSTAN
Moldazhiev A.I.
applicant at the Institute of State and Law National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic
Abstract: with the active introduction of information technology in society, taking into account the wide possibilities of communicative communication in the Internet space, favorable conditions are created for the manifestation of extremist and terrorist activities on various sites, including social networks.
The development of information technology has significantly expanded the capabilities of terrorist organizations not only to develop new technical tools for terrorist activities, but also to create and widely use technologies for manipulating the consciousness of the population for terrorist purposes. Key words: digitalization, balance dilemma, cyber terrorism, media strategy, investments, programs, cryptography, ideology, propaganda, security
Для цитирования: Молдажиев А.И. Влияние глобальных террористических сетей на Кыргызстан// Архонт, 2024. № 3(42). С. 31-35.