Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ ВЕЛИКОБРИТАНИИ'

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ ВЕЛИКОБРИТАНИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
577
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ ВЕЛИКОБРИТАНИИ»

Т.В. Черноморова

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

В силу исторических условий политика развития городов и региональная политика в Великобритании тесно связаны между собой и основываются на экономическом неравенстве различных географических районов страны. Дело в том, что развитие одних регионов шло гораздо более быстрыми темпами, чем других, и самой главной из постоянно существующих проблем был уровень безработицы. В течение длительного исторического периода Лондон рассматривался как прототип «primate city», города такого размера, который доминирует в своей стране. В ХХ столетии это привело к политической идентификации «региональных проблем» как естественного следствия такого первенства и к тому, что государство было вынуждено принимать стратегические планы региональной политики. Ожидалось, что политика «кнута (регионального регулирования) и пряника (субсидий)» приведет к сбалансированному экономическому положению регионов страны, однако эта политика не привела к созданию экономического противовеса Лондону. В начале нового столетия отмечалось возрождение британских провинциальных городов, что происходило, в частности, в связи с принятием правительством двух новых программ региональной политики - Core Cities Programme и Nothern Way Initiative, поскольку предыдущие программы регионального развития потерпели фиаско из-за того, что они не предусматривали радикальных изменений в экономике этих городов.

Для ответа на вопрос о том, почему это происходило, необходимо учитывать экономико-географические процессы, которые

привели к различиям в развитии регионов, которыми было так обеспокоено правительство страны. Экономическая стратификация регионов, разработанная Д. Мэсси в 1984 г., показала, что в периоды, когда экономическое положение регионов было хорошим, в них направлялись и большие инвестиции, но как только положение ухудшалось, инвестиции также сокращались. Поскольку основные северные города Британии были еще метрополиями Викторианской эпохи, то они привлекали достаточное количество инвестиций и даже в течение определенного периода времени (приблизительно от времени существования «Манчестерской школы» либералов до тарифной реформы Бирмингема) служили балансом политической и экономической власти Лондона. Однако это положение изменилось в ХХ в. Прежде всего из-за перенаправления потоков инвестиций сначала в более северные районы страны, а затем и в Мид-лендз, что оставило без средств регионы со «старыми отраслями промышленности». Тем временем Лондон и его окрестности процветали, хотя потоки инвестиций варьировались от года к году. Никакая политика «кнута и пряника» не могла повлиять на дисбаланс в британской экономике регионов.

Однако сейчас экономическая глобализация в корне изменила все эти процессы. Как считает Кастельс, промышленное общество было заменено информационным, поэтому «пространство мест» (промышленные регионы как основные экономические акторы) постепенно заменяется пространством информационных потоков (связи между городами), что привело к образованию новых «глобальных городов», являющихся центрами глобальной экономики (1). По определению Тейлора, Лондон и является таким архитипичным глобальным городом. Самое большое влияние как на понимание общих вопросов глобализации, так и на формирование глобальных городов оказала книга С. Сассен «Глобальные города». Сассен выделяет три основных города - Нью-Йорк, Лондон и Токио. Она определяет их как центры, занимающие стратегическое положение в мировой экономике за счет концентрации функций управления и контроля, а также специализирующиеся в области профессиональных бизнес-услуг. Это «города, имеющие наиболее интернационализированную экономику и социальную структуру»

(5).

Ожидалось, что глобализация окажет благоприятное воздействие и на развитие огромных метрополитенских зон, однако сейчас новые глобальные процессы стимулируют развитие городов в

гораздо более широких масштабах, чем узкий выбор глобальных городов, сделанный С. Сассен. Именно сейчас старые города Викторианской эпохи стали развиваться.

Виртуализация информационных потоков и обмен знаниями способствовали развитию трансграничных финансовых, деловых и профессиональных сетей, связывая города вне зависимости от политических или юридических границ. Как отмечает С. Сассен, одновременное географическое рассеивание и в то же время концентрация деятельности в сетевых организациях (черта развитой экономики сервиса) приводят к агломерации деятельности узкопрофессиональных компаний в кластерах глобальных городов. Например, связи между базирующимися в лондонском Сити офисами компаний сферы финансов или бизнеса стали осуществлять компании, специализирующиеся на предоставлении профессиональных услуг. Этот сектор получил название «Развитые продюсерские услуги» (Advanced producer services - APS), стал частью инфраструктуры различных городов, и в нем заняты высококвалифицированные и мобильные специалисты-профессионалы (23).

APS компании были выделены С. Сассен как важный элемент современной организации работы городов. Традиционно лишь отдельные города были сосредоточением APS компаний определенного направления. Процесс глобализации привел к тому, что эти компании стали открывать свои отделения по всему миру, с тем чтобы приблизить свои службы к клиентам. В результате города с существующей сетью «глобальных услуг» - центры глобальных услуг - обладают такой профессиональной инфраструктурой, которая в состоянии поддерживать процессы экономической глобализации. Основным узлом в этой сети является Лондон, однако и другие британские города также становятся частью процесса глобализации.

С. Сассен рассматривала APS компании как индикатор роста глобальных городов. Но, будучи важной частью экономической жизни городов, они все же являются относительно небольшими акторами и поэтому часто рассматриваются как индикаторы экономического здоровья городов и способности к переменам. Если этот, как правило, консервативный экономический сектор переходит к многогородней (multi-city) практике, это свидетельствует о том, что на него оказывают сильное влияние размеры экономических потоков. В результате связи между офисами сами становятся компонентами новых потоков, которые стимулируют экономиче-

ский рост. Таким образом, создание связей между офисами коммерческих юридических и других APS компаний свидетельствует о новых инвестициях для организации этой работы. Города, не имеющие отделений различных компаний, менее интегрированы в новый экономический процесс, чем города, в которых располагаются такие отделения. Таким образом, можно сказать, что большое количество различных APS компаний свидетельствует о наличии экономических потоков в региональном пространстве.

Региональное планирование в Великобритании

Наиболее важной целью регионального планирования правительств страны в течение всего послевоенного периода было обеспечение занятости, точнее, снижение уровня безработицы или миграции из районов развития. Региональная экономическая политика была направлена на повышение эффективности промышленности, увеличение регионального продукта в расчете на одного рабочего или каждого жителя региона, улучшение распределения регионального дохода и пр.

В послевоенный период в экономике регионального и городского развития Великобритании произошли значительные изменения. Промышленность стала перемещаться из перенаселенных городов в пригороды, где развивались новые технологии, новое значение приобрел малый бизнес, невероятно расширилась сфера услуг, в том числе и сфера развитых услуг. Все эти изменения требовали больших финансовых вложений, и специфика этих вложений состояла в том, что большую их часть обеспечивали региональные и городские власти разных уровней.

Закон 1945 г. о размещении промышленности предусматривал создание новых промышленных предприятий не в процветающих районах страны, а в районах, пораженных депрессией. В Британии к ним относятся большая часть севера Англии, включая каменноугольные бассейны Нортумберленда и Дарэма, устья рек Тайна и Тиси, а также северное плоскогорье Пенин и промышленный район Западного Камберленда, Центральная Шотландия и Южный Уэльс. Бывшие базовые отрасли промышленности - угледобыча, судостроение и тяжелое машиностроение - в 30-х годах пришли в упадок, что привело к росту безработицы и снижению доходов. В послевоенный период большая часть этих регионов была объявлена районами развития. Промышленники, решавшие раз-

местить свои предприятия в этих районах, получали от государства различные льготы (специально построенные для предприятий здания, возможность арендовать готовые предприятия за низкую плату, субсидии на установку нового оборудования и государственные кредиты). После 1945 г. занятость в производственных отраслях практически стабилизировалась, основной рост занятости происходил за счет сферы услуг.

Начиная с 50-х годов наивысший уровень безработицы постоянно отмечался в таких регионах, как север Англии, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия, и был обусловлен сокращением рынков сбыта традиционно производимой в этих регионах продукции - угля, текстиля и судов, поэтому помощь со стороны правительства все эти годы, как правило, шла именно данным регионам.

До 1960 г. региональная экономическая политика в этих районах была стабильна. Закон 1960 г. о местной занятости ликвидировал районы развития, заменив их округами развития. К ним были отнесены территории, в которых в течение нескольких месяцев сохранялся уровень безработицы, равный 4,5%.

В 1965 г. лейбористское правительство создало новую организацию координации национального/регионального планирования. За основу была взята французская система экономического планирования, которая действовала во Франции с 1946 г. и хорошо подходила для смешанной экономики Великобритании, имеющей государственный и частный секторы. Эта система основывалась на координации государственных и частных капиталовложений, осуществляемой различными комитетами и советами. В Белой книге 1966 г. о стимулировании капиталовложений и Законе 1966 г. о промышленном развитии правительство ликвидировало округа развития и снова заменило их районами развития. Толкование районов было настолько широким, что к ним были отнесены и районы, не нуждающиеся в помощи. К новым районам развития отнесли Северную Англию, всю Шотландию (кроме Эдинбурга), весь Уэльс (кроме Кардиффа, Ньюпорта и Флинтшира), Северный Девон, северный Корнуолл и Мерсисайд.

Закон 1966 г. устанавливал, что фирмы, переносящие свою деятельность в районы развития, получают наличными субсидии в размере 40% суммы капиталовложений в предприятие или оборудование (против 20%, выдаваемых в другие места). Это положение закона вызвало критику: появилось опасение, что субсидии привлекут в районы развития фирмы с высокоавтоматизированным

производством, которые не только не обеспечат значительный рост занятости, но в ряде мест могут ее понизить. Учитывая такие опасения, правительство в 1967 г. предложило новый подход к решению проблемы. Был введен селективный налог на занятость, целью которого было перераспределение рабочей силы из сферы обслуживания в производственную. Этим налогом облагались все предприятия и организации третичного сектора. Наряду с этим налогом была введена премия за региональную занятость. Производственные отрасли в районах развития не только освобождались от налога, но и получали субсидию в размере 100 ф.ст. за каждого трудоустроенного рабочего-мужчину. Это стало мощным средством привлечения промышленности в районы развития.

До начала 70-х годов, несмотря на тесную взаимосвязь региональной и городской политик развития, можно было провести относительно четкую границу между практикой их проведения. Региональная политика концентрировалась в основном на выравнивании уровней экономического развития регионов, причем особое внимание уделялось вопросам безработицы, а в политике городского развития основной упор делался на планировании строительства и реконструкции старых городов.

К концу 70-х годов характер региональных проблем стал меняться. Все более усиливались различия между старыми конурбациями (независимо от того, находились ли они в районах развития или нет) и их пригородами, а также отдельными малыми городами. Внутренние города в огромных масштабах теряли население и рабочие места, причем не столько в связи с перемещениями предприятий, сколько в связи с их закрытием. Региональной помощи внутренние города практически не получали.

Вскоре после выборов 1979 г. новое консервативное правительство приступило к радикальному изменению структуры региональной помощи. Размеры районов, которым она оказывалась, были сокращены: если ранее в них проживало 43% населения Соединенного Королевства, то теперь - только 25%. Затем было принято решение об отмене необходимости получения разрешительного сертификата промышленного развития для всех предприятий, производственная площадь которых не превышала 4645 кв. м (такими было большинство строящихся предприятий). Всего в результате новой политики было сэкономлено более одной трети 609-миллионного бюджета на 1982-1983 гг. С 1984 г. региональная

помощь стала концентрироваться в юго-восточных районах страны.

Следует отметить, что региональные проблемы всегда являлись одними из основных в экономической политике как консервативного, так и лейбористского правительств Великобритании. Эта политика была нацелена либо на облегчение положения наиболее экономически отсталых районов, либо на стимулирование местного развития с помощью правительственных субсидий. Экономическое неравенство регионов стало отчетливо проявляться еще с 30-х годов ХХ в. Уже тогда остро стояли проблемы развития районов Северной Англии, части районов Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии, обусловленные сокращением рынков сбыта традиционно производимой в этих регионах продукции - угля, текстиля и судов.

Регионы, в которых расположены крупные городские агломерации, теряют рабочие места быстрее и создают их медленнее, чем новые промышленные районы. В отличие от США, где за последние 20 лет произошли значительные сдвиги в географическом распределении отсталых регионов, в Великобритании за последние 50 лет положение мало изменилось (в северных регионах отмечается высокий уровень безработицы, а в быстрорастущих южных регионах - низкий). Некоторые исключения из этой тенденции были весьма краткосрочными. Даже имевшее место выравнивание уровня безработицы по всем регионам, отмечавшееся в начале 90-х годов, уже прекратилось, уступив место хорошо знакомому географическому распределению занятости (хотя и с меньшей разницей в показателях уровня безработицы по сравнению с 80-ми годами).

В Белой книге 1983 г. «Региональная промышленная политика» отмечалась необходимость «облегчения процесса перемен в районах, зависимых от находящихся в упадке отраслей промышленности, и стимулирования развития в них нового бизнеса» (13, с. 56). В эти годы в региональной политике произошли изменения: она стала более селективной, государственное финансирование было сокращено, и был сделан упор на стимулирование развития конкурентоспособности компаний.

Государственная помощь стала оказываться меньшему числу районов и компаний. В 1982 г. государственная помощь оказывалась лишь районам с высоким уровнем безработицы. С 1984 г. направление этой помощи стало постепенно сдвигаться на юго-

восток страны, а с 1989 г. средства, выделяемые для финансирования регионов, были уже гораздо меньше средств, направляемых правительством на развитие городов (Urban Aid), хотя большая часть финансирования поступает в города, входящие в зону региональной помощи.

Центральное правительство, однако, не является единственным спонсором регионального развития. В Великобритании действуют восемь Агентств регионального развития (АРР), образованных согласно Закону 1998 г.: Шотландское агентство развития, Совет по развитию горной и островной части Шотландии, Агентство развития Уэльса, Совет по промышленному развитию Северной Ирландии, Корпорация экономического развития Манчестера, Предпринимательство в Ланкашире, Совет по предпринимательству Мерсисайда, Совет по предпринимательству Западного Мид-лендса, Совет по предпринимательству Западного Йоркшира. Девятое АРР Лондона было создано в июле 2000 г. вслед за образованием Совета Большого Лондона. Только первые три из этих региональных агентств финансируются из средств центрального правительства и из доходов от своей деятельности, а остальные, как правило, из средств местных органов власти и, за некоторым исключением, из частных источников (14, с. 1676).

Основная задача АРР заключается в том, чтобы стимулировать экономическое развитие своего региона, координировать действия, направленные на обновление промышленного производства, повышение его конкурентоспособности и сокращение дисбаланса, существующего как внутри региона, так и между различными регионами страны. Местные правительства и другие органы власти призваны осуществлять на практике все решения, принимаемые АРР. Управления политики и финансов (городские и региональные отделения АРР) координируют выполнение Региональной экономической стратегии в соответствии с планами правительства.

Местным органам власти предоставлено право расходовать 2% своего дохода на экономическое развитие, и они направляют эти средства на стимулирование промышленного производства, строительство офисных и производственных помещений для малых фирм. Совместно с региональными органами они разрабатывают планы смягчения последствий массовых увольнений (например, при сокращении производства в компаниях «British Coal Enterprise», «British Steel Industries» и др.) путем предоставления

увольняемым различных льгот, с тем чтобы они могли создавать свои малые предприятия.

С 1983 г. в регионах традиционной помощи (Шотландии, Уэльсе, Северной Англии и Северной Ирландии) занятость увеличивалась быстрее, чем в 60-е годы, чему немало способствовал и приток иностранных инвестиций, за счет которых к 1991 г. было создано около 83 тыс. новых рабочих мест (почти столько же, сколько и на базе британского капитала, - 90 тыс.) (13, с. 59).

Определенную роль в этом сыграл и Евросоюз, направлявший в Великобританию существенные финансовые средства при проведении своей региональной политики. ЕС предпочитал вкладывать свои средства непосредственно в региональные и местные организации (включая местные советы) для того, чтобы стимулировать их активность в развитии экономики и градостроительства своих регионов и районов (10, c. 1013).

Программы регионального развития Шотландии

По числу организаций и агентств, занимающихся планированием и исполнением программ городского и регионального развития, конурбация Клайдсайда (регион Глазго) занимает первое место в Великобритании. Работа этих организаций и местных правительств проходит на двух уровнях. Высший - это региональный совет Стратклайда, управляющий территорией, намного превышающей конурбацию Клайдсайда, и распространяющийся на всю западную часть Среднешотландской низменности. В сферу деятельности этого совета, помимо стратегического планирования региона, входят вопросы образования, транспорта, полиции и пожарных служб, социальных служб. Нижний уровень - это одиннадцать районных советов, деятельность которых охватывает всю территорию конурбации Клайдсайда.

Большинство центральных министерств Великобритании имеют в Шотландии свои отделения, расположенные, как правило, в Эдинбурге, но управляющие всей Шотландией, и среди них -Министерство по вопросам окружающей среды. В 1996 г. решением Парламента Великобритании Шотландия была разделена на 32 области, а в 1999 г. был восстановлен Шотландский парламент.

Основной организацией, занимающейся вопросами стратегического планирования регионального и городского развития этого региона, является Шотландское агентство развития (Scottish Devel-

opment Аgency), созданное в 1975 г. В дополнение к этой официальной организации в начале 80-х годов были образованы и другие структуры, участвующие в процессе городского развития.

В Шотландии разработка местных планов подчинена местным органам власти. Планы не утверждаются другими государственными организациями, за исключением тех случаев, когда представления плана требует Государственный секретарь или региональный орган власти. Региональные власти вмешиваются в разработку местных планов лишь в следующих случаях: 1) если требуется обязательное выполнение комплексных планов; 2) если районный совет не принял местный план; 3) если местный план не удовлетворяет требованиям комплексного плана; 4) если реализация данного местного плана будет мешать выполнению другого местного плана этого же района. Местные планы в Шотландии, в отличие от Англии и Уэльса, являются обязательными в соответствии с мандатом для местных органов власти.

В 1976 г. была разработана программа обновления восточного района Глазго (Glasgow eastern area renewal project - GEAR). Это был первый географически ориентированный проект, разработанный и координируемый Шотландским агентством развития (ШАР). К моменту принятия этой программы в восточной части Глазго проживала наиболее бедная часть населения. В этой части города было много брошенных земель и пустующих помещений, его традиционная экономическая база рухнула, а новые компании не желали там обосновываться. За 1961-1976 гг. численность жителей сократилась с 105 тыс. до 45 тыс. человек. После сноса старых домов жители переезжали в другие районы, в поисках работы молодежь уезжала в новые, перспективные города конурбации. В районе закрывались предприятия традиционных отраслей промышленности. Так, в частности, был закрыт чугунолитейный завод, обеспечивающий основную занятость местного населения. Процент одиноких, хронически больных стариков там был выше, чем во всем Глазго. Росла преступность, жители теряли надежду на какое-либо улучшение своей жизни.

Для расширения экономической активности района ШАР разработало программу под названием «Развитие деловой активности в районе», в которой были предусмотрены меры по стимулированию инициатив новых фирм-работодателей, предоставлению производственных и служебных помещений для малых и средних предприятий, продаже на льготных условиях земельных участков,

созданию консультационной и информационной служб. Бюджет программы, имевшей не только экономические, но и социальные цели, составлял 120 млн. ф. ст. Важное значение придавалось подготовке и переподготовке рабочей силы, сохранению рабочих мест с помощью новых инвестиций.

ШАР приобрело около 190 га земли и 62 тыс. кв. м строений. Было построено 500 тыс. кв. м новых производственных помещений, из них 107 единиц площадью до 1 тыс. кв. м каждое и 10 -площадью более 1 тыс. кв. м; 36 старых зданий были реконструированы таким образом, чтобы их могли занять офисы, маленькие цеха и небольшие фабрики (21, с. 146).

Спрос на производственные помещения был настолько велик, что, например, после реконструкции первых 6 тыс. кв. м делового центра Темплтон, расположенного в красивом здании Викторианской эпохи (раньше там помещалась ковровая фабрика), возникла срочная необходимость начать второй этап реконструкции оставшихся площадей центра.

Улучшение экологической обстановки в районе было достигнуто как за счет строительства общественных мест отдыха -парков и спортивных площадок, так и за счет простой расчистки дворов и улиц, а также проведенных ландшафтных работ и перемещения промышленных предприятий с вредными выбросами в микрорайон Камбусланг, ставший промышленным ядром района. С 1977 по 1983 г. на благоустройство и ландшафтные работы было истрачено около 8,3 млн. ф. ст., 2,1 млн. ф. ст. пошли на улучшение работы городского транспорта. Эта деятельность не прекращалась и в последующие годы.

В рамках этой Программы развития проводилось и жилищное строительство. За период с 1977 по 1982 г. были реконструированы 4 тыс. муниципальных и 1800 частных жилищ, построены 1668 новых муниципальных квартир, на что ушло около 30 млн. ф. ст., причем половину этих средств выделил районный совет и половину - Ассоциация жилищного строительства Шотландии. В последующие годы строительство за недостатком средств несколько сократилось, но все равно продолжалось. В 1982 г. более 300 квартир были проданы частным лицам, а в 1985 г. число построенных в частном секторе квартир возросло до 2 тыс. В целом число новых и отремонтированных жилищ составило 13 тыс.; в них жили 60% всего населения района. Опрос, проведенный сотрудниками Университета Глазго, показал, что новые

квартиры в частном секторе приобретались, как правило, молодыми людьми, имеющими стабильные заработки и впервые покупающими себе квартиру или дом.

Стратегия жилищного строительства привела к желаемым результатам - отток населения из района уменьшился и в 19811985 гг. составил всего 2%, в то время как в целом по Глазго в этот период численность населения уменьшилась на 3%.

Рассчитанная на 10 лет Программа создала условия для экономического роста района, но не привела к сокращению безработицы и оказалась слишком дорогостоящей. К марту 1985 г. общие затраты на восстановление района составили 412 млн. ф. ст., из которых 39% было предоставлено частным сектором (21, с. 154).

Помимо развития восточного района Глазго ШАР разработало и осуществило в 80-е годы еще несколько проектов подобного рода, хотя и не таких дорогостоящих, для старых промышленных городков, ставших частью Глазго. В частности, это был Клайдбэнк, получивший статус «зоны предпринимательства». Клайдбэнк, подобно восточному району Глазго, также требовал обновления и реконструкции. Экономика городка, где доминировала обрабатывающая промышленность, пришла почти в полный упадок.

Для разработки программы экономического развития Клайд-бэнка была создана специальная рабочая группа, куда вошли представители центрального правительства, ШАР, Регионального совета и двух районных - Клайдбэнка и Глазго. Рабочая группа в короткие сроки определила круг первоочередных задач в области экономики, экологии и промышленной демократии. Инфраструктура Клайдбэнка давала широкие возможности для деятельности этой рабочей группы.

Комиссия по трудовым ресурсам должна была не только трудоустроить уволенных из закрывшихся компаний «Зингер», «Джон Браун», судостроительной верфи «Марафон» и других, но и обеспечить их переобучение новым специальностям, на которые существовал спрос, при этом в качестве учителей были привлечены безработные квалифицированные рабочие. Рабочая группа также предложила создать специальный предпринимательский фонд, который мог бы вкладывать «рисковые» капиталы в новые предприятия, создаваемые в «предпринимательской зоне» Клайдбэнка. По ее рекомендациям и при помощи средств, полученных от ШАР и Банка Шотландии, этот предпринимательский фонд предоставил

кредиты 16 венчурным компаниям на сумму более 200 тыс. ф. ст. для работы на территории Клайдбэнка.

В результате проводимой программы Клайдбэнк, подобно восточному району Глазго, преобразился, деловая жизнь в нем оживилась. Благодаря предоставлению различных льгот, включая налоговые, создание новых малых и средних предприятий в «предпринимательской зоне» Клайдбэнка шло быстрыми темпами, и вскоре там уже действовали 285 новых компаний, создавшие около 3 тыс. рабочих мест (21, с. 169). Расходы Рабочей группы в 19801985 гг. составили 23 млн. ф. ст., из которых 14 млн. ф. ст. были затрачены на строительство и ремонт производственных помещений и 3 млн. ф. ст. - на улучшение экологической ситуации в городе. Кроме того, частные инвестиции составили 18 млн. ф. ст. Общая площадь подготовленных производственных помещений составила около 800 тыс. кв. м (19, с. 157).

В 90-е годы правительство Шотландии продолжало принимать меры, направленные на оздоровление конурбации Клайдсайда, куда помимо Глазго входят и несколько окружающих его городов. Так, в частности, в апреле 1991 г. было организовано специальное агентство под названием «Scottish enterprise». За период 1991-1992 гг. агентству удалось привлечь иностранные инвестиции на сумму 381 млн. ф. ст., что позволило создать в Шотландии 5 тыс. новых рабочих мест и сохранить 1 тыс. старых. Бюджет агентства составлял 446 млн. ф. ст. Оно имело право принимать финансовое участие в развитии шотландских компаний путем приобретения акций и предоставления субсидий и займов. В 19911993 гг. им было инвестировано более 7 млн. ф. ст. в сотню шотландских предприятий.

Следует отметить, что в области стратегического планирования и развития экономики региона местные органы Глазго как на региональном, так и на районном уровнях играли в то время лишь вспомогательную роль по отношению к созданным на национальном уровне организациям.

Стремление местных властей изменить внешний вид Глазго и его репутацию города, где процветали жесткость и насилие, пьянство и нищета, путем культурного развития центра города, привело к созданию организации под названием «Глазго экшн». Это государственно-частная коалиция, поставившая своей целью создание «очагов культуры» и центров ночных развлечений, которые должны были сделать город привлекательным для туристов.

В течение всего 1990 г. лейбористское руководство города проводило фестиваль культуры в рамках общеевропейской программы. Глазго даже был назван «европейским городом культуры».

К сожалению, как отмечают некоторые британские аналитики, все программы, направленные на превращение Глазго и всей конурбации Клайдсайда в экономически «здоровые», пока еще не привели к желаемым результатам.

Программа развития Уэльса

В 1993 г. по инициативе Института Уэльса была принята программа долгосрочного экономического развития Уэльса до 2010 г. под названием «Уэльс - земля предпринимательства». В этой программе особо подчеркивалось, что рост экономики Уэльса зависит от развития малых и средних предприятий, и поэтому для достижения этой цели крайне необходимо создать на территории климат, благоприятный для предпринимательства. Создание предпринимательской зоны в Кардиффском заливе должно было привлечь различные компании Уэльса.

Корпорация развития зоны Кардиффского залива была образована в 1988 г. В плане ее действий предусматривалась реконструкция 2700 акров портовой зоны. Для этого были выделены средства в размере 400 млн. ф. ст. Частью этого плана было создание дамбы в устье залива, для того чтобы образовать бесприливное пресноводное озеро. Против этого, однако, выступили защитники окружающей среды и некоторые другие общественные организации, поэтому все действия Корпорации были адаптированы к политической и социально-экономической обстановке Уэльса.

К 1992 г. на строительство этой зоны и дамбы было истрачено 150 млн. ф. ст. Агентство развития Уэльса полагало, что эта зона будет притягивать не только местные компании, но и иностранные инвестиции. Две компании - японская «Nippon electric glasses» и германская «Schott Glaswerke» - сообщили о том, что намерены разместить в этой зоне свои заводы площадью 500 тыс. кв. м и стоимостью 200 млн. ф. ст. Это позволило бы создать 750 рабочих мест в течение пяти лет. Для того чтобы привлечь в эту зону как можно больше местных компаний, в 1994 г. были проведены специальные конференции и семинары для молодежи в возрасте от 16 до 25 лет с целью обучения их культуре предпринимательства и тому, как начать свой собственный бизнес. В Уэльсе считали, что

именно молодежь должна обеспечить возрождение экономики региона, и для профессионального обучения молодежи там действовали специальные программы по начальному обучению бизнесу. Агентство регионального развития предоставило молодежи специальные гранты и займы под низкие проценты для организации своего бизнеса (8, с. 30).

Агентство развития Уэльса уделяло особое внимание и развитию туризма. Туризм всегда являлся важной частью экономики этого региона, однако до последнего времени он ограничивался лишь семейным отдыхом в традиционных курортных местах на северном или южном побережье. Необходимо было привлечь туристов и в национальные парки Центрального Уэльса и на западное побережье. Для этого требовалось не только подготовить эти районы для посещения туристами, но и стимулировать создание в них местными жителями (оставшимися без работы в результате свертывания традиционных отраслей) небольших туристических агентств.

За первые пять лет действия программы, принятой Советом по туризму Уэльса, в развитие этой отрасли было вложено 23 млн. ф. ст. государственных средств и привлечено частных инвестиций на 171 млн. ф. ст., что позволило создать в ней 3,5 тыс. полных рабочих мест. В настоящее время роль туризма постоянно возрастает, число занятых в этом бизнесе достигло более 95 тыс. человек (9% от общей занятости), ежегодная прибыль государственной казны составляет 1,3 млн. ф. ст. Число туристов достигает

9 млн. человек в год. Была принята программа «Туризм-2000», ставившая своей целью увеличить занятость в этой отрасли еще на

10 тыс. человек и довести ее прибыльность до 2 млрд. ф. ст. ежегодно, привлекая туристов не только в летний период, но и круглый год (9, с. 102).

В 1997 г. была создана Национальная ассамблея Уэльса, имеющая право вносить поправки в законы, которые принимает парламент Великобритании, а в 2006 г. был принят второй закон об управлении Уэльсом, согласно которому полномочия Ассамблеи были расширены.

Региональные программы развития севера Англии

Северная часть Англии является полицентричным регионом, где расположены такие крупные промышленные города Виктори-

анской эпохи, как Манчестер, Бирмингам, Лидс, Ливерпуль, Ньюкасл и Шеффилд.

В конурбации Большого Манчестера (2,6 млн. жителей) и Мерсисайде с центром в Ливерпуле (1,5 млн. жителей) и протянувшейся между ними вдоль Манчестерского канала зоне сосредоточена вся промышленность экономического района Ланкашира. По плотности населения Ланкашир уступает только Большому Лондону. Ланкашир сыграл выдающуюся роль в развитии мировой хлопчатобумажной промышленности, во внедрении в эту отрасль машинного производства.

Несмотря на то что первые поселения людей на территории нынешнего Манчестера возникли почти 2 тыс. лет назад, сам город стал строиться в XXVIII в., а уже в середине XIX в. промышленная революция сделала его всемирно известным. Манчестер стал синонимом хлопка, торговли и хорошо развитой промышленности. Однако с начала ХХ в. по мере промышленного развития других европейских городов начинается постепенное снижение роли Манчестера в мировом производстве и торговле хлопком, а после 1950 г., когда спад в хлопчатобумажных отраслях текстильной промышленности превратился в полный коллапс, экономика этого города стала целиком базироваться на других отраслях промышленности и развитии сферы услуг. Помимо машиностроения здесь развиты химическая, атомная промышленность, цветная металлургия, каменноугольная, пищевая промышленность и другие. Из текстильных производств осталась лишь отделка тканей и швейная промышленность. Соединенный Манчестерским каналом с морем, порт Манчестера импортирует сырье, а экспортные грузы идут через Ливерпуль.

Общий структурный кризис экономики страны привел к тому, что за период с 1961 по 1983 г. в Манчестере было ликвидировано более 150 тыс. рабочих мест в машиностроительной промышленности, закрылась примерно четверть промышленных предприятий. Одновременно, однако, отмечался рост занятости в сфере услуг, хотя он и не покрывал число потерянных рабочих мест в машиностроении. К 1985 г. только 23% рабочей силы было занято в промышленности и 4% в строительстве. Из 73% занятых в сфере услуг 22% составляли занятые в системе здравоохранения и образования, 14 - в сфере распределения, 11 - в финансовых институтах и 9% - в системе городского транспорта и коммуникаций (16, с. 51). Но даже занятость в сфере услуг не была надежной. Наибо-

лее характерной чертой двадцатилетия с 1960 по 1980 г. был отток населения из центральной части города в пригороды и города-спутники, что привело и к сокращению числа офисов коммерческих фирм в деловой части Манчестера с 40% в 1974 г. до 33% в 1982 г.

Однако, несмотря на упадок основных отраслей промышленности, Манчестер все еще сохраняет свою доминирующую роль в промышленном регионе Ланкашира, оставаясь основным поставщиком коммерческих, финансовых, страховых и транспортных услуг. Местные компании, даже самые крупные, могут обращаться за финансированием в банки Манчестера, не прибегая к услугам Лондонского Сити.

В 1994 г. основным сектором, обеспечивающим занятость в Манчестере, оставался «небанковский сектор услуг». Следом за ним шли транспорт, телекоммуникации, банки и финансовые институты и затем торговля, гостиницы и компании, занимающиеся ремонтом. Промышленное производство оставалось на четвертом месте. Размер средней заработной платы в регионе Большого Манчестера показывает, что «белые воротнички» получают гораздо больше, чем лица, занимающиеся физическим трудом, а мужчины - в полтора раза больше, чем женщины. Наибольшая оплата труда - в так называемом «управленческом секторе», за которым следует сектор профессионалов - специалистов высокой квалификации. Самый низший уровень зарплаты - у клерков и секретарей.

Уровень безработицы в Манчестере в 1994 г. составлял 15,7% и являлся следствием нисходящей тенденции, пик которой пришелся на 1985 г., когда она составляла более 23%. Наивысшее число самозанятых приходится на строительство и розничную торговлю. Доля занятых в частных компаниях в секторе прочих услуг в 1991 г. составляла 35,3% от общей занятости в городе. На долю обрабатывающих отраслей промышленности в этот год приходилось лишь 6,3%, и эта цифра имела постоянную тенденцию к снижению, хотя и постепенно замедляющуюся (18, с. 109).

Очень важным сектором в экономике Манчестера являются малые и средние предприятия. Компании с занятостью 49 человек и менее составляют примерно 92% от всех зарегистрированных компаний в городе. Лишь 1,3% всех компаний являются крупными, с числом служащих более 200 человек, и, естественно, в плане занятости они играют большую роль, чем МСП.

Таким образом, структура занятости в Манчестере отражает сложившиеся диспропорции в промышленности этого региона. Рабочая сила в Манчестере трансформировалась, и большинство работников физического труда в обрабатывающих отраслях стали занятыми неполный рабочий день в сфере услуг.

Развитие сектора услуг и розничной торговли стало ведущим в экономическом возрождении Манчестера. Превращение его из «места промышленного производства» и «сердца» хлопчатобумажной и текстильной промышленности в «город потребления» заняло довольно длительный период времени. В настоящее время Манчестер находится на пути полного превращения в «постиндустриальный город», где основной акцент делается на развитие сектора услуг, хотя некоторые усилия прилагаются и к реструктуризации как самого города, так и его экономики.

Основой деловой активности в секторе услуг Большого Манчестера является деловой центр города. По мнению многих исследователей, деловой центр любого города определяется следующими характеристиками: концентрацией основных предприятий розничной торговли, как мелких магазинов, так и крупных универмагов с большим оборотом капитала; большим числом офисов различных компаний; концентрацией в этом месте самых высоких зданий в городе, большой плотностью вертикальной застройки; сосредоточением большого числа пешеходов; максимальной напряженностью дорожного движения, так как именно в этом месте, как правило, сходятся все коммуникации; самой высокой в городе стоимостью земельных площадей и, соответственно, арендной платой.

Следует отметить, что центр Манчестера далеко не идеально отвечает всем этим характеристикам, хотя его структура является гораздо более комплексной, чем описано выше. В этом районе наивысшая стоимость торговых и офисных площадей. Высокая стоимость земли и аренды стимулировала строительство многоэтажных домов. Доля пустующих помещений в этом районе минимальна, поэтому доход от сдачи помещений в аренду очень высок. Крупные универмаги арендуют обычно все здания целиком, а более мелкие магазины занимают один-два этажа, остальные же этажи арендуются различными фирмами под свои офисы. Это, как правило, фирмы сектора услуг; услуги, в свою очередь, подразделяются на «производственные» и «розничные».

К сфере «производственных» услуг относятся компании, которые предоставляют определенные услуги другим предпринимателями или производителям, - страховые компании, банки, финансовые институты, рекламные компании, юридические конторы, аудиторские фирмы и компании, занимающиеся исследованием конъюнктуры рынков. Иногда деятельность «производственных» и «розничных» компаний пересекается. В общее число компаний, входящих в сектор услуг, относятся и гостиницы, рестораны и предприятия общественного питания, и фирмы, занимающиеся организацией отдыха и развлечений. Несмотря на спад промышленного производства, машиностроение все еще остается важной отраслью в регионе Манчестера и поэтому стимулирует деятельность компаний сферы «производственных» услуг, причем промышленные предприятия расположены вне города, а компании сферы услуг - в центре. К сожалению, как уже упоминалось, сфера услуг, несмотря на свое активное развитие, не смогла в полной мере компенсировать занятость, потерянную в результате свертывания машиностроения.

Изменение политического климата в Великобритании в 8090-е годы создало более благоприятные условия для оживления экономики Манчестера. Создание в 1987 г. Корпорации городского развития (КГР) Центрального Манчестера и центра по профобуче-нию и предпринимательству стимулировало увеличение роли частного сектора и, соответственно, частных инвестиций в городское развитие. Кроме того, городские власти Манчестера принимали активное участие в таких государственных программах, как «City Pride» и «City Challenge» (17, с. 162).

В начале 80-х годов политическая структура управления Манчестером, принятая городским советом, была сравнима с «муниципальным» социализмом, существовавшим в те годы в Шеффилде и даже в Лондоне. Политики левого крыла, преобладавшие в городском совете, оказывали непосредственное влияние на экономическое развитие города. Совет проводил интервенционистскую политику, делая упор на защиту местных интересов и интересов наиболее ущемленных слоев населения. Основной задачей совета было сохранение рабочих мест в условиях свертывания традиционных отраслей промышленности за счет использования бюджетных средств. Кроме того, особое внимание уделялось вопросам образования, жилищного строительства и социальной сфере. Это, однако,

приводило к конфронтации с центральным правительством консерваторов в вопросах расходования бюджетных средств.

Поскольку Манчестер является центром большого региона и состоит из целого ряда небольших городов и поселков, городское управление им всегда было довольно сложным и фрагментирован-ным по своей структуре, в связи с чем дважды подвергалось реорганизации. До 1974 г. органы управления регионом состояли из целого ряда советов - Совета графства, нескольких двухъярусных районных советов и целого ряда более мелких, включая советы всех городов, входящих в регион Большого Манчестера и Сэлфор-да. Первая реорганизация 1974 г. упростила эту систему, создав Совет по управлению Большим Манчестером (Greater Manchester Council - GMC) и 10 советов по управлению входящими в зону Большого Манчестера городами, причем в эту систему вошло и управление Центральным Манчестером, ранее существовавшее автономно.

Следующая реорганизация, имевшая место в 1986 г., упразднила GMC и вместо двухъярусной системы управления создала единую, передав функции GMC местным органам власти, что ослабило влияние существовавшего в то время лейбористского большинства в городском правительстве (при центральном правительстве консерваторов) и формировании экономической политики города и региона. Этому также способствовала деятельность Корпорации развития Центрального Манчестера и Советов по профессиональному обучению.

В 90-е годы положение изменилось. Несмотря на лейбористское большинство в своем составе, Совет стал проводить более прагматичную политику, создавая условия для развития частного сектора, привлекая к сотрудничеству квазиавтономные неправительственные организации (Quangos), и установил наконец рабочие отношения с центральным правительством.

Такое положение явилось частью общей тенденции в стране - «от местного правительства - к местному правлению», т.е. к переходу от сосредоточения всей местной власти только в руках муниципалитетов к совместному управлению городским хозяйством и развитием не только муниципалитетами, но и другими различными правительственными и неправительственными организациями. Основными органами помимо городского совета в Манчестере стали Комитет представителей компаний частного сек-

тора, известный как «Манчестер 2000», и Комитет представителей бизнеса Северо-Западного региона.

«Манчестер-2000» был организован представителями городских деловых кругов для координации действий по участию города в конкурсе на место проведения Олимпийских игр 2000 г., однако и после неудачи не прекратил своего существования. В настоящее время Комитет осуществляет связь между городским советом и частным сектором, распространяя свою деятельность и на региональный уровень. Партнерство между компаниями укрепилось и позволило Манчестеру выиграть тендер на проведение игр Сообщества в 2002 г. Только подготовка к этим двум конкурсам позволила комитету привлечь около 400 млн. ф. ст. частных инвестиций в развитие городской инфраструктуры (20, с. 302).

Все эти комитеты, однако, не занимались разработкой формальной экономической стратегии. Это было делом специализированных комиссий и комитетов. Некоторые из проектов, разработанных комиссиями, оказались успешными, некоторые потерпели фиаско. Однако с их помощью Манчестеру удалось привлечь большой объем инвестиций со стороны как национальных, так и европейских инвесторов и осуществить значительное число восстановительных проектов.

Развитие сферы услуг сильно изменило городской ландшафт Манчестера и вдохнуло новую жизнь в старые заводские здания, превратив их не только в новые офисные помещения, но и в объекты «промышленного» туризма. Манчестер стал одним из целого ряда европейских городов, активно использующих развитие городского туризма для своего восстановления. Рост этого нового вида туризма объясняется целым рядом факторов. Интерес к промышленному наследию городов стал наблюдаться лишь в последние десятилетия и вызвал очевидный успех у таких «промышленных» музеев, как Айронбридж в Шропшире, Бимиш в Дарэме и Уиган Пайр в Ланкашире.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Упадок традиционного машиностроения в странах как Западной, так и Восточной Европы привел к тому, что стали изыскиваться новые формы занятости и инвестиций. Туризм и отдых после сферы услуг и стал в последние годы таким сектором, который не только увеличил занятость, но и привлек к себе столь необходимые капиталы.

В середине 90-х годов семь крупных городов этого региона -Бирмингем, Лидс, Манчестер, Ньюкасл и Шеффилд - объедини-

лись в стратегический альянс под названием «The Core Cities» и приняли программу развития экономики для увеличения конкурентоспособности этого региона как в масштабе страны, так и за рубежом. В 2001 г. к группе присоединился Ноттингем. Целью этой инициативы было не перераспределение доходов между богатым регионом юго-востока страны, а общее усиленное развитие национальной экономики, где все регионы могли бы полностью использовать свой потенциал при помощи кооперации и расширения межрегиональных связей (15).

В 2004 г. по инициативе Г. Брауна и Дж. Прескота была принята уже национальная программа развития этого региона -«The Nothern Way», охватывающая восемь городов-регионов -Центральный Ланкашир, Халл и Хамбер портс, Ливерпуль, Манчестер, Шеффилд, долины рек Тис, Тайн и Уэр, расположенных в виде двух коридоров от Ливерпуля на западе через Манчестер, Лидс и Шеффилд до Халла на востоке и от Ньюкасла на севере до Шеффилда на юге. Здесь проживает 90% всего населения Севера и производится более 90% ВВП этого региона. В выполнении программы участвуют три Агентства регионального развития - СевероВосточное, Северо-Западное и Йоркширское. Цели программы перекликаются с целями инициативы «The Core Cities» - укрепление межрегиональных, межгородских и международных связей с целью повышения конкурентоспособности региона.

Подводя предварительные итоги выполнения программы «The Nothern Way», научные сотрудники университета Лафборо П. Тейлор, М. Хойлер, Д. Эванс и Дж. Харрисон пишут, что поли-центричный мегасити-регион Манчестера пока не может конкурировать с Лондоном при любых будущих сценариях экономической глобализации, однако тенденция к сбалансированности экономики все же присутствует. Нынешнее положение Лондона свидетельствует об успешной его адаптации к экономической глобализации, а другие города-регионы страны вполне могут найти себе новые ниши и использовать преимущества Лондона как глобального города в своих собственных целях и для своих перспектив (25).

Глобальный «суперрегион» - Юго-Восток Англии

«Большой Юго-Восток» Англии - это глобальный «сити-регион», протянувшийся от Портсмута на юге страны до Пи-терборо на северо-востоке, включающий в себя фактически три

региона - Юго-Восток, Восток и Лондон - и, соответственно, управляющийся тремя Агентствами регионального развития (АРР). Эти три региона значительно отличаются от всех остальных регионов Великобритании большой плотностью населения, развитой экономикой с высоким уровнем инноваций и быстрым ростом производительности труда.

Политика, проводимая в настоящее время этими тремя АРР, предполагает, что этот регион - нечто гораздо большее, чем просто совокупность городов, сконцентрированных вокруг Лондона. Напротив, это чрезвычайно интегрированный полицентричный «суперрегион», характеризующийся сетью множественных центров, имеющих свою собственную специализацию, которая усиливает экономическую мощь как Лондона, так и всего региона в целом. Некоторые исследователи полагают, что необходимо определить новые рамки национальной политики для этого региона, заменив или, по крайней мере, дополнив существующие ныне. Тем не менее простое сведение этих трех регионов в рамки единой административной политики не приведет к автоматическому созданию «суперрегиона». Для этого Юго-Восток должен функционировать как единая городская система (сеть) с существующими функциональными связями между различными ее районами.

Несмотря на наличие в настоящее время тенденций в политике британского правительства к передаче полномочий и децентрализации регионального управления, многие исследователи полагают, что Вестминстер и Уайтхолл все же еще не готовы передать управление почти половиной населения и экономическим «двигателем» страны лишь одному региональному правительству. Однако недавно три АРР Юго-Востока расширили свое сотрудничество по улучшению координации межрегиональных проектов и по более сильному позиционированию своего «суперрегиона» на международной сцене. В качестве примера такого сотрудничества можно привести инициативу «On Your Mark Initiative», над которой все АРР работали совместно для того, чтобы получить субсидию в 15 млн. ф. ст. из Европейского социального фонда. Эти же АРР недавно опубликовали совместное исследование под названием «Британский двигатель роста и процветания: Целевые инвестиции в Юго-Восток» (12).

Кроме того, «План устойчивого развития местных сообществ», разработанный центральным правительством, включает в себя и межрегиональные центры роста, находящиеся на территории

Юго-Востока, например Темз-Гейтуэй. Другие последние публикации центрального правительства, такие как, например, «Рамочная программа для сити-регионов», изданная кабинетом заместителя премьер-министра, демонстрируют сдвиг в направлении политики в сторону децентрализации управления сити-регионами. Большой Юго-Восточный «суперсити-регион» также упомянут в этой Программе. «План развития Лондона» и территориальные экономические стратегические планы центрального правительства и АРР Юго-Востока уделяют особое внимание экономике этого региона. Кроме того, стратегии АРР Востока и АРР Юго-Востока отмечают различные центры роста внутри своих регионов, стимулируют создание полицентричной сети между ними. Отсюда совершенно ясно, что, имея экономические связи между собой, эти центры роста связаны и с Лондоном, и с остальными городами «суперрегиона».

Идентификация экономики Большого Юго-Востока строится на презумпции, что этот регион является интегрированной региональной сетью городов, характеризующейся межрегиональными личными, социальными и деловыми связями. Следует отметить, что концепция «сетей» в последнее время стала широко использоваться в таких научных дисциплинах, как география, экономика и планирование. Понятие «сетей» как различных территориальных и социальных масштабных образований помогает осознать все сложности региональной экономики, существующей в настоящее время в условиях глобализации.

Помимо преимуществ традиционной агломерации (экономика, обусловленная масштабом производства) экономисты все чаще определяют преимущества сетей (т.е. связи между компаниями или связи между компаниями и университетами) как чрезвычайно важные для роста компаний. Эти сети не обязательно являются региональными, но они связаны с преимуществами агломерации сити-регионов. Например, инновации, требующие личного общения при производстве, могут осуществляться на региональном уровне, в то время как продукция, не требующая высокой квалификации, может быть произведена внутри сетей национального или даже глобального масштаба.

При составлении региональных планов развития все больше внимания уделяется развитию сетей, использующих преимущества больших агломераций, в частности рынков труда и недвижимости, наличие аэропортов и морских портов. Кроме того, город и окружающий его регион должны стать новой территорией международ-

ной конкуренции. В публикуемых в последнее время научных статьях все чаще отмечается, что преимущества, возникающие в связи с использованием транспорта, коммуникационных технологий, глобализации или индивидуализации производства, оказывают серьезное влияние даже на территориальную конфигурацию регионов. На местном уровне это означает, что города начинают развиваться из моноцентричных городских образований в поли-центричные, что в ближайшем будущем приведет к растущей взаимозависимости и более тесным связям между городами и регионами, сформировав таким образом полностью интегрированную экономику (12, с. 3).

Регион Юго-Востока пока еще не является территориально интегрированной городской системой, его экономика состоит из целого ряда так называемых «локальных» экономик. Более всего с Лондоном связана западная часть этого региона. Однако по сравнению с другими полицентричными регионами Западной Европы (например, регион Рейн-Рура в Германии или регион Ранштада в Нидерландах) Юго-Восток Англии все же имеет лишь ограниченные функциональные связи, которые бы не направлялись из Лондона (23). Следует отметить значительный уровень миграции населения внутри этого региона, обусловленный наличием многих рынков труда. Поиски работы в нынешний период кризиса приводят к тому, что люди ищут работу не только в Лондоне, но и в других городах региона. Многие компании сейчас вынуждены переводить свои офисы из Лондона в места с более низкими арендными ставками. К сожалению, внутри региона недостаточно транспортных коридоров (железных и автомобильных дорог), обеспечивающих потоки миграции населения.

Анализ тенденций за последние 20 лет показывает, что более полицентричная структура Юго-Восточного региона могла бы улучшить его конкурентоспособность на мировом рынке. Более всего выгод от полицентричности получают инновационные технологии и рынок знаний, однако они занимают лишь небольшую и очень специфичную часть экономики региона. Более тесное сотрудничество между действующими здесь правительственными организациями было бы более эффективным, чем создание единого управления.

* * *

Английское правительство полагает, что принципы, на которых основана региональная политика в Великобритании, должны быть базисом для реформы региональной политики всего Евросоюза. Правительственная стратегия регионального развития базируется на следующих принципах:

- макроэкономическая стабильность, обеспечивающая стабильный базис для планирования и инвестирования в регионы, ранее недополучавшие инвестиции;

- макроэкономические реформы, разрешающие проблемы на рынке труда на национальном, региональном и местном уровнях, сконцентрированные на ключевых двигателях экономического роста;

- децентрализация и передача полномочий, дающая регионам ресурсы и необходимую гибкость для проведения локальной политики в рамках необходимой ответственности.

Правительство уже передало регионам значительную власть. Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия имеют право разрабатывать свою собственную политику, а через ряд делегированных полномочий - и право поддерживать региональное развитие, определять его приоритеты. Решения принимаются демократически избранными представителями, которые отвечают перед местными жителями. Создание других региональных образований, включая Большой Лондон и агентства регионального развития, означает, что политика во всех регионах Соединенного Королевства все больше руководствуется местными нуждами. Это также сочетается с возрастанием гибкости и свободы в использовании выделяемых финансовых средств при их ясной подотчетности - для более эффективного использования денег налогоплательщиков.

Летом 2004 г. было опубликовано послание трех министров страны - Г. Брауна, бывшего тогда министром финансов, Дж. Прескота, заместителя премьер-министра, Патриции Хьюитт, министра торговли и промышленности, члена парламента о реформе региональной политики страны. В этом «Послании трех» говорилось, что правительство сосредоточило свои усилия на достижении стабильных уровней занятости и экономического роста. «Региональная политика находится в центре наших усилий по достижению этой цели, обеспечивая то, что экономическое процветание дойдет до самых отдаленных уголков страны, и каждый человек, где бы он ни жил, будет иметь шанс реализовать свой потенциал. Слишком долго и слишком многим нациям и регионам в Соединенном Королев-

стве было позволено оставаться позади; слишком долго существовал огромный разрыв в благосостоянии регионов», - пишут министры в своем «Послании» (6).

С 1997 г. лейбористское правительство Т. Блейра и затем Г. Брауна не только обеспечило рекордное возрастание инвестиций в жизненно важные для регионов секторы, но также и передало реальную власть нациям и регионам страны. Сбалансирование финансовых ресурсов в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии позволило их властям получить необходимые средства для решения проблем своих регионов. А передача власти в регионы позволила выбранным самими их жителями представителям местной власти принимать жизненно важные для них решения. Министры считают, что современная региональная политика должны быть локальной по своей направленности, что означает существенное перераспределение полномочий. Новая правительственная политика, использующая этот принцип, уже приносит свои плоды.

Пришло время модернизировать и общеевропейскую региональную политику, полагают министры. Расширение Евросоюза создало много возможностей для Великобритании - гарантировать демократию и стабильность в Восточной Европе и участвовать в создании крупнейшего рынка труда в мире. Однако пополнение Евросоюза новыми странами-членами, с их очень разными экономическими условиями, создает и новые разнообразные потребности. Поэтому расширение ЕС дает и дополнительный импульс модернизации европейской региональной политики для удовлетворения все более разнообразных потребностей его членов и для достижения целей, поставленных в Лиссабоне. Эти цели требуют новых принципов реформирования четырех ключевых направлений политики ЕС. Первое - реформы Структурного фонда и Фонда единства таким образом, чтобы страны-члены могли проводить эффективную политику регионального роста и развития человеческого капитала. Второе - реформы систем государственной помощи - для того чтобы создать эффективные, пропорциональные и удобные в применении правила, учитывающие все разнообразие мер, необходимых для проведения эффективной местной и региональной политики. Третье - реформы Европейского инвестиционного банка для наиболее эффективного использования его фондов и кредитования наименее развитых стран - членов ЕС. И наконец, четвертое - реформа общей сельскохозяйственной политики с целью проведения рыночно ориентированной и обоснованной политики.

Реформа Структурного фонда будет важной для Великобритании, поскольку средства, выделяемые из него, использовались для поддержки важных проектов по всей стране. Правительство лейбористов полагает, что без проведения реформ будет невозможно сократить неравенство между регионами.

Список литературы

1. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура: Развитые услуги, информационные потоки и глобальный город. - Режим доступа: http://polbu.ru/kastels_informepoch/ch50_all/html.

2. Клемешев А.П. Регион в условиях глобализации // Вестник ВГУ. Серия Гуманитарные науки. - Воронеж, 2005. - № 2. - С. 22-38.

3. Мозговая А.В. Концепция глобальной сети городов в современной европейской геополитике: Реальность и теоретический подход. - Режим доступа: http://www.ibci.ru/AGP/conferencia/statya36.htm.

4. Сассен С. Глобализированный город: Стратегический пункт, новый рубеж. -Режим доступа: http://www.optimistmag.ru/rus/issue/index.php?id=414.

5. Сассен С. Глобальные города: Постиндустриальные производственные площадки. - Режим доступа: http://www.journal.prognizis.ru/a/2005/04/10/44.html.

6. Современная региональная политика Великобритании. - Режим доступа: http://www.dialogs.org/ua/print.php?part=crossroad&m_id=1364.

7. Холл П. Городское и региональное планирование / Пер. с англ. Новикова Г .А.; под ред. Ильинского Г.В. - М.: Стройиздат, 1993. - 247 с.

8. Adburgham R. Springboard for prosperity // Financial times. - L., 1994. - Sept. 7. -P. 30.

9. Allmedinger P., Tewdwr-Jones M. Post-Thatcherite urban planning and politics: a Major change? // Intern. j. of urban a. reg. research. - Oxford, 1997. - Vol. 21, N 1. - P. 100-116.

10. Armstrong H., Izadi H. A comparison of the economic development policies of county, metropolitan a. non-metropolitan district councils // Applied economics. -L., 1994. - Vol. 26, N 10. - P. 1007-1020.

11. Baeten G. London - United Kingdom. The South Bank. - Mode of access: http://www.itresi.univ-lille1.fr/site/URSPIC/URSPIC/London/London.html.

12. Goei de B., Burger M., Oort van F., Kitson M. Testing the «Super-Region». - Mode of access: http://www.lboro.ac.uk/gawc/rb/rb296.html.

13. Gudgin G. Regional problems a. policy in the UK // Oxford rev. of econ. policy. -Oxford, 1995. - Vol. 11, N 2. - P. 18-63.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

Hall G., Lewis P. Development agencies a. the supply of finance to small firms // Applied economics. - Andover, 1988. - Vol. 20, N 12. - P. 1675-1687. Harrison J. From competitive regions to competitive city-regions: A new orthodoxy, but some old mistakes. - Mode of access: http://www.lboro.ac.uk/gawc/rb/ rb219.html.

Kidd A. The historical development of Manchester and its region // A comparative study of Lodz and Manchester: Geographies of Europ. cities in transition / Univ. of Lodz; Ed. prep.: Szymanska M.; Transl. by Gontar D. - Lodz, 1997. - P. 35-56. Lever J. The service sector in the centre of Manchester // Ibid. - P. 159-174. Lever J. Yong C. The economic structure of Manchester // Ibid. - P. 97-110. Lever W. The city of Glasgow: The urban economy of a city in transition // Social and economic changes in metropolitan areas: Problems a. experiences of the participant cities of Project Turin intern. / Ed. by Grundmann S. et al. - Vienne, 1989. -P. 133-162.

Millington S. Local governance and local economic development in Manchester // A comparative study of Lodz and Manchester: Geographies of Europ. cities in transition / Univ. of Lodz; Ed. prep.: Szymanska M.; Trasl. by Gontar B. - Lodz 1997. -P. 159-174.

Morison Y. The regeneration of local economies. - Oxford: Clarendon press, 1987. - 212 p.

Mullington S. Local governance and local economic development in Manchester // A comparative study of Lodz and Manchester: Geographies of Europ. cities in transition / Univ. of Lodz; Ed. prep.: Szymanska M.; Transl. by Gontar D. - Lodz, 1997. - P. 297-308.

Pain K. Examining «Core-periphery» relationship in a global city-region: The case of London and South East England. - Mode of access: http://www.lboro.ac.uk/gawc/ rb/rb220.html.

Peck J., Tickell A. Business goes local: dissecting the «Business Agenda» in Manchester // Intern. j. of urban a. reg. research. - Oxford, 1995. - Vol. 19, N 1. - P. 5578.

Taylor I., Evans K., Fraser. A tale of two cities: Global change, local feeling a. everyday life in the North of England: A study of Manchester and Sheffield. - L.: Routledge, 1996. - 391 p.

Taylor P., Aranya R. The UK's provincial cities: Using global network connectivities to assess claims of economic revival. - Mode of access: http://www.lboro.ac.uk/ gawc/rb/rb203.html.

Taylor P., Hoyler M., Evans D., Harrison J. Balancing London? A preliminary investigation of the «Core cities» and «Northern way» spatial policy initiatives using multi-city corporate and commercial law firms. - Mode of access: http://www.lboro.ac. uk/gawc/rb/rb224.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.