Научная статья на тему 'Влияние глобализации на общемировые процессы'

Влияние глобализации на общемировые процессы Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
14
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / СТРУКТУРИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА / ФЕНОМЕН / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР / НОРМЫ / ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ СВЯЗЬ / КУЛЬТУРНЫЕ ГРАНИЦЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Овсянникова А. Н.

The object of the research is social-cultural preconditions of formation of global processes. The aim consists of complex analyses in studying problems, which connected with difficulty in determination of the phenomenon of globalization in condition of the social-cultural and national reaction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of globalization on the world-wide processes

The object of the research is social-cultural preconditions of formation of global processes. The aim consists of complex analyses in studying problems, which connected with difficulty in determination of the phenomenon of globalization in condition of the social-cultural and national reaction.

Текст научной работы на тему «Влияние глобализации на общемировые процессы»

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ОБЩЕМИРОВЫЕ ПРОЦЕССЫ

А.Н. Овсянникова

глобализация, трансформация, структурирование пространства, феномен, взаимодействие культур, нормы, ценности, социальная связь, культурные гриницы, национальная идентичность

Человечество сегодня переживает новую эпоху, которая почти полностью изменила облик современного мира, а также систему взаимодействия людей, стран.

Существует много литературы, где рассматриваются теоретические и практические аспекты глобализационных процессов. Очень часто можно увидеть несогласованность и внутреннюю противоречивость интерпретации понятия «глобализация», что зачастую является препятствием для выделения характерных предпосылок возникновения глобализации и её идеологического фундамента. Из-за этого возникает трудность в познании глобализации, так как отсутствие четкости и универсальности не позволяют добиться сути самого явления.

Выделяется множество точек зрения на процессы глобализации. Одной из них является трактовка Джона Кавано из вашингтонского Института политических исследований: «глобализация - это процесс, заставляющий приносить выгоду меньшинству за счёт большинства, маргинализируя две трети населения планеты» [1]. Г.Померанц трактует глобализацию как процесс, углубляющий неравенство и социальное расслоение людей в сложившемся мироустройстве, которое трансформируется в систему, где господствует глобальный корпоративный капитализм [2]. Дилигенский понимает глобализацию как трансформацию общественных отношений, социальной и политической структуры общества, институтов, а также условий жизни людей, эти общества составляющих [3].Другие исследователи говорят о глобализации как о качественно новом процессе, с помощью которого стираются границы стран, социальных систем и культурных общностей.

Глобализация (от лат. globus - шар) - это постоянный процесс структурирования пространства существующих всех локальных сообществ, структурирования мира как целого, а также глобального места взаимодействия людей, как принципиально новой системы.

Глобализация представляет определенный вызов времени, она могла бы создать новый путь устойчивого развития для всего чело-

вечества или втянуть общество в мировые войны и катастрофы. Она развивается в условиях перенасыщенности общества информацией, причем само информационное поле стало общепланетарного масштаба [4].

Существуют трудности, связанные с подменой понятий феномена глобализации. Так, процессы глобализации в политической сфере подразумевают создание политического сообщества с единой структурой, формирование социальных отношений, базирующихся на единой системе ценностей и норм, характерных для данного общества, учитывая социальную иерархию. Для сферы экономики выделяется понятие неоколониализм как системы управления мировым хозяйством на расстоянии с помощью небольшой группы людей [5], включая перераспределение и использование экономических ресурсов. В социальной сфере глобализация предстает как процесс дифференциации, разделения общества по различным признакам. Это взаимозависимый процесс культур, структур и объектов в мировом масштабе, который размывает географические границы социокультурных нормативов и сопровождается растущим осознанием этого[6]. Все действия человека становятся вторичными по отношению к феномену глобализации, но, в силу этого, воспринимаются людьми как неотъемлемая часть процесса глобализации, ее элемент, и благодаря воздействию СМИ происходит подмена понятий: идентификация глобализации со всеми процессами, происходящими в мире.

Процессы глобализации меняют не только политический и экономический, но и социокультурный ландшафт, формируют новый тип личности. Социокультурное пространство является необходимым условием для обеспечения развития индивида.

В современном обществе различные культуры постоянно вступают во взаимодействие, при этом одни проникают в другие. Поэтому существующие процессы самоидентификации [7] личности тоже разнообразны. Но в самой структуре личности можно выделить несколько оснований, таких как принадлежность к определенной группе, социальной системе, создание собственных стереотипов поведения, - все они формируются под влиянием национальной культуры. В условиях глобализирующегося, мультикультурного мира должно происходить взаимодействие индивидов, актуализироваться традиционная культура, которая и становится основанием для сохранения национального и культурного многообразия.

Принятие новых норм и ценностей - это процесс саморазвития культуры, поэтому можно говорить о том, что любая культура не монолитна, а заимствует определённые черты из других культур.

Глобализационные процессы способствуют не только унификации существующих предпочтений в мире, но и в какой-то степени усиливают дифференциацию, поэтому человек находится не в силах найти свое место в строго определенных ячейках общества.

Одним из важнейших факторов, характеризующих происходящие трансформации глобализационных процессов, является усиление протяженности и многообразия социальных связей людей. Современная социокультурная ситуация нестабильна, что придает нелинейность событиям, связанным с разрушением традиций для отдельно взятого общества.

Наиболее активно обсуждаемой в научных кругах является тема национальной идентичности. Формирование личностной идентичности происходит за счет идентичности социальной: только так человек может осознать себя и сопоставить с группой индивидов в процессе выделения приоритетов и реализации своих целей. В последнее время утверждается, что глобализационные процессы порождают угрозу национальной и цивилизационной идентичности [8]. В связи с этим можно выделить ряд феноменов:

- Глобализация способствует более глубокому проникновению социальных отношений в сферу государственного управления. Это определяет разрушение национально-государственной идентичности, ослабляет связи людей.

- Происходит размывание культурных границ и вместе с тем усваивание норм, ценностей, образцов поведения происходит на порядок ниже. Человек не может развиваться духовно, потеряв свои исторические корни и приобщаясь к идеалам других культур.

Индивиды, группы, непосредственно вовлеченные в глобализационные процессы, становятся носителями нескольких культур одновременно. В это же время стоит говорить и о формировании «глобальной» культуры, подразумевая под этим широкое распространение идеалов и ценностей по всему миру.

Более всего сопротивляется тенденциям глобализации духовная сфера, так как национальный менталитет сохраняет свою сущность и представляет собой канал культурного восприятия действительности.

Самой вероятной реакцией на угрозу национальной и культурной идентичности могут являться вспышки национализма и религиозного фундаментализма. Выражая свои культурные и религиозные ценности, люди демонстрируют свою целостность, единое сознание, сопоставляемое с другими людьми, не приемлют новых влияний «извне», упрочивают связи с традиционными устоями.

Многочисленные практические исследования доказывают, что одновременно происходит не только ужесточение существующих этнонациональных и культурных установок, но и усиление толерантности по отношению к другим народностям и государствам. Решение подобных конфликтов можно решить путём культурного синтеза, который подразумевает эволюцию традиционных ценностей в изменяющихся условиях современного мира. При этом не происходит коренной ломки приоритетов, старые нормы и ценности позволяют человеку формировать свои взгляды и очерчивать философскую позицию, а новые - ориетировать поведение в обществе.

К.Ясперс, говоря о выходе человечества из кризисной ситуации, определял культуру как «необходимый духовный механизм, способствующий проявлению сверхполитической силы». Одной из таких характеристик он считал нравственность, которая включает понятие «диалог», то есть духовную форму общения между двумя взаимодействующими субъектами. Он связывает людей в единое пространство для общения, что способствует их ассимиляции и объединению целей и интересов.

Применяется диалог на разных уровнях, все зависит от социальных ролей участников и самой ситуации, так, межличностные проблемы разрешаются с помощью нравственного диалога, а политические - с помощью диалогов государств, наций, этносов. Тенденции развития современного общества подразумевают превращение политических отношений в субъектно-объектные, а значит - в диалогические.

На данный момент идея диалога цивилизаций принята людьми доброй воли всех стран и народов мира в качестве безальтернативной, как идея многополярного мира в конечном счете является безальтернативной по отношению к любым другим моделям глобального мироустройства. Человечество сегодня выбирает между конфликтным или бесконфликтным вариантами «многополярного мира».

Диалог цивилизаций есть путь утверждения модели преимущественно бесконфликтного многополярного мира на основе совместного решения общечеловеческих проблем.

Сегодняшняя ситуация крайне парадоксальна, с одной стороны, зачастую о диалоге цивилизаций ведут речь силы, не имеющие однозначной привязки к своим культурно-историческим корням, то есть ренегаты собственных цивилизаций. С другой стороны, выдвигается тезис о невозможности диалога между «фундаменталистами», т.е. лицами, сознательно и плодотворно осваивающими и реализующими собственную идентичность. Диалог цивилизаций не может быть бессубъектным. В него могут вступать лишь те субъекты и их объе-

динения, которые имеют для этого культурно-исторические основания. В противном случае диалог цивилизаций может не состояться[9].

Существуют и другие принципы взаимодействия участников диалога:

а) принцип предметности {предполагает обсуждение в ходе диалога цивилизаций только тех вопросов, которые возникают на уровне действия коллективных субъектов и могут быть решены только совместными действиями всех стран и народов);

б) принцип продуктивности (участники диалога должны быть сконцентрированы на достижении его конкретных совокупных результатов, выражающихся в разрешении конкретных мировых проблем, приемлемом для максимального числа представителей мирового сообщества).

Проблема интерпретации текстов других культур - одна из самых спорных в процессе гуманитарного диалога. Каждая цивилизация как самореферентная система может себя наблюдать и описывать, создавая текст своей культуры. С одной стороны, это значительно облегчает коммуникацию с иными цивилизациями, с другой стороны, необыкновенно усложняет ее, поскольку существует феномен «тавтологии и парадоксов в самоописаниях современного общества» [10].

Каждый по-своему искажает символы и ценности культуры. Множественность внутренних самоориетаций в культуре приводит к их конфликту. Поэтому текст современных цивилизаций трудно читать: он зашифрован идеологическими наслоениями и ложными ценностями. Вместе с тем, многочисленные случаи взаимовлияний и культурного обмена в нем создают не особую, заново скроенную культуру мира, а систему взаимодействий, позволяющую конструктивно интегрировать и использовать достижения различных культур. Всемирная культура в строгом смысле слова предстает здесь не как особая структура ценностей, обязательная для всех, а как система выявлений соответствий между разными ценностями и целыми системами ценностей.

Таким образом, идеи, принципы и нормы в диалоге цивилизаций основаны на необходимости признания всеми общечеловеческих ценностей, общности исторических судеб, к каким бы нациям, религиям и культурам не принадлежали люди, народы, страны. Этот диалог дает шанс для преодоления угроз, которые несут миру цивилизационные конфликты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лунгани П. Глашатай глобализации // Финансы и развитие,- сентябрь 2004. - С.52

2. Померанц Г. Культ этики или диалог культур? // Глобализация - вызовы и ответы. - М:. Восточная литература РАН. - 1999.

3. Дилигенский Г. Человек перед лицом глобальных процессов// Грани глобализации. - Горбачев-Фонд. М., 2003. - С. 329.

4. Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира: монография. М., 2005. - С.17.

5. Глобализация, мир, космополитизм.// Космополис. - № 2 (8), 2004. - С. 127.

6. Martin W. С., Beitel М. Toward a Global Sociology?// Evaluating Current Conceptions, Methods, and Practices // The Sociological Quart. 1999. Vol. 39. № 1. P. 131—143.

7. Леонова О.Г. Вызовы глобализации и роль молодежных политических организаций в сохранении национальной самобытности. //Globalization and national originality. - секция «Общество, молодежь, политика». - 2007.

8. Бек У. Что такое глобализация. М., - 2001.- С.45.

9. Волобуев С.Г. Диалог цивилизаций: его принципы и повестка дня в современном мире//Тезисы для круглого стола «Пространство диалога народов и цивилизаций», СПб., - 05. - С. 50.

10. Тагиров Э.Р. Культура мира - идеология развития человечества - Казань: 000 Центр оперативной печати, 2004.- С. 68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.