УДК 61 Петров К.Б., Мухултдинова И.И., Елисеева Е.В.
Петров К.Б.
студент,
Ижевская государственная медицинская академия (г. Ижевск, Россия)
Мухултдинова И.И.
студент,
Ижевская государственная медицинская академия (г. Ижевск, Россия)
Научный руководитель: Елисеева Е.В.
канд. мед. наук,
Ижевская государственная медицинская академия (г. Ижевск, Россия)
ВЛИЯНИЕ ГИПОДИНАМИИ НА КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ
Аннотация: в работе показана зависимость влияния гиподинамии на когнитивные способности и стрессоустойчивость студентов.
Ключевые слова: гиподинамия, адаптационный резерв, когнитивные способности, стрессоустойчивость.
Физическая активность и отсутствие регулярных тренировок становятся обыденностью для многих людей, что приводит к серьезным последствиям для организма. По данным ВОЗ в России на 2018 год около 20 миллионов взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Поэтому исследование влияния
гиподинамии на когнитивные способности и стрессоустойчивость, имеет прямое практическое значение для профилактики и лечения заболеваний малоподвижного образа жизни.
Целью работы было изучить влияние гиподинамии на когнитивные способности и стрессоустойчивость студента.
Задачи исследования:
1) Выделить среди студентов три группы с разным уровнем физической активностью.
2) Оценить влияние уровня физической активности на когнитивные способности и стрессоустойчивость.
В исследовании приняли участие 30 студентов Ижевской Государственной медицинской Академии. Мы разделили студентов на 3 группы с разной физической активностью:
1 группа: Отсутствие физической активности.
2 группа: Средняя физическая активность (посещение только занятий физкультуры).
3 группа: Высокая физическая активность (занимаются различными видами спорта в свободное время, помимо занятий физкультуры).
Далее проводилось исследование когнитивных способностей при помощи теста Айзенка, тревожности методом Спилбергера-Ханина и адаптационного резерва по индексу Кердо.
Тест Айзенка на определение уровня когнитивных способностей студентов.
Тестирование состоит из 40 вопросов, где процент выполненных заданий показывает уровень когнитивных способностей: (0-40 % - низкий, 40-70 % -средний и 70-100 % - высокий уровень). После чего было определено среднее значение каждой группы: 1 группа: 58,8 % (р<0,05), 2 группа: 68,75 % (р<0,05), 3 группа: 81,25 % (р<0,05).
Влияние физической активности на стрессоустойчивость.
Была проведена диагностика уровня тревожности методом Спилбергера-Ханина: у студента из каждой группы измерили Индекс Кердо в 2 состояниях: в спокойном и за 1-2 часа до проверочной работы.
Диагностика Спилбергера - Ханина - методика, которая позволяет дифференцировано измерять тревожность, связанную с текущей ситуацией по следующим результатам: 20-30 баллов - низкая ситуативная тревожность, 31-44 балла - средняя ситуативная тревожность, 45-80 баллов - высокая ситуативная тревожность.
Получены следующие результаты: у 1 группы в спокойном состоянии: 43,3 балла (р<0,05), перед проверочной работой 71,2 балла (р<0,05). У 2 группы в спокойном состоянии: 39,3 балла (р<0,05), перед проверочной работой 54,1 балла (р<0,05). У 3 группы 34,7 балла (р<0,05), перед проверочной работой 41,8 балла (р<0,05).
Влияние физической активности на стрессоустойчивость.
Индекс Кердо - показатель, использующийся для оценки деятельности вегетативной нервной системы. Его вычисляют, исходя из результатов определения диастолического давления и частоты сердечных сокращений, используя формулу: К1=(1-ё/р) х 100, где ё -диастолическое давление, р - частота пульса. Мы определяли следующие значения: от -10 до +10- нормотония, 10 и более- ваготония, -10 и менее- симпатокотония.
При помощи индекса Кердо можно определить адаптационный резерв, который свидетельствует о стрессоустойчивости студента. Были получены следующие результаты: 1 группы: -11.06 (р<0,05), 2 у группы: -9,29 (р<0,05), у 3 группы: -7,08 ( р<0,05).
Выводы.
1) У студентов с низкой физической активностью уровень когнитивных способностей в среднем значении ниже по сравнению со средней и высокой физической активностью.
2) Студенты, обладающие низкой физической активностью имеют более высокий показатель уровня тревожности и меньший адаптационный резерв, тогда как студенты с высокой физической активностью менее подвержены стрессу.
Таким образом, результаты исследования подтверждают важное значение физической активности для поддержания здоровья мозга, улучшения когнитивных способностей и повышения стрессоустойчивости у человека. Рекомендуется интегрировать регулярную физическую активность в повседневную жизнь для достижения оптимальных результатов в поддержании психоэмоционального здоровья
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гиподинамия и сердечно-сосудистая система / Панферова Н.Е-260с- 1967.-С. 65-72;
2. Гиподинамия и здоровье человека/Качелаева Ю.В., Тахаутдинов Р.Р.//Мир научных открытий 2010;
3. Гиподинамия болезнь цивилизации/ Кардозу В. М.,Фернандеш Д.М.//Научная статья 2014.Т. 4.№ 5. С.704;
4. Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья. Всемирная организация здравоохранения, 2010 г
Petrov K.B., Mukhultdinova I.I., Eliseeva E. V.
Petrov K.B.
Izhevsk State Medical Academy (Izhevsk, Russia)
Mukhultdinova I.I.
Izhevsk State Medical Academy (Izhevsk, Russia)
Scientific advisor: Eliseeva E.V.
Izhevsk State Medical Academy (Izhevsk, Russia)
EFFECT OF PHYSICAL INACTIVITY ON COGNITIVE ABILITIES AND STRESS TOLERANCE
Abstract: the paper shows the dependence of the influence of physical inactivity on the cognitive abilities and stress resistance of students.
Keywords: physical inactivity, adaptive reserve, cognitive abilities, stress resistance.