Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ГИПОДИНАМИИ НА КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ'

ВЛИЯНИЕ ГИПОДИНАМИИ НА КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
гиподинамия / адаптационный резерв / когнитивные способности / стрессоустойчивость / physical inactivity / adaptive reserve / cognitive abilities / stress resistance

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Петров К.Б., Мухултдинова И.И., Елисеева Е.В.

В работе показана зависимость влияния гиподинамии на когнитивные способности и стрессоустойчивость студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Петров К.Б., Мухултдинова И.И., Елисеева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF PHYSICAL INACTIVITY ON COGNITIVE ABILITIES AND STRESS TOLERANCE

The paper shows the dependence of the influence of physical inactivity on the cognitive abilities and stress resistance of students.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ГИПОДИНАМИИ НА КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ»

УДК 61 Петров К.Б., Мухултдинова И.И., Елисеева Е.В.

Петров К.Б.

студент,

Ижевская государственная медицинская академия (г. Ижевск, Россия)

Мухултдинова И.И.

студент,

Ижевская государственная медицинская академия (г. Ижевск, Россия)

Научный руководитель: Елисеева Е.В.

канд. мед. наук,

Ижевская государственная медицинская академия (г. Ижевск, Россия)

ВЛИЯНИЕ ГИПОДИНАМИИ НА КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ

Аннотация: в работе показана зависимость влияния гиподинамии на когнитивные способности и стрессоустойчивость студентов.

Ключевые слова: гиподинамия, адаптационный резерв, когнитивные способности, стрессоустойчивость.

Физическая активность и отсутствие регулярных тренировок становятся обыденностью для многих людей, что приводит к серьезным последствиям для организма. По данным ВОЗ в России на 2018 год около 20 миллионов взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Поэтому исследование влияния

гиподинамии на когнитивные способности и стрессоустойчивость, имеет прямое практическое значение для профилактики и лечения заболеваний малоподвижного образа жизни.

Целью работы было изучить влияние гиподинамии на когнитивные способности и стрессоустойчивость студента.

Задачи исследования:

1) Выделить среди студентов три группы с разным уровнем физической активностью.

2) Оценить влияние уровня физической активности на когнитивные способности и стрессоустойчивость.

В исследовании приняли участие 30 студентов Ижевской Государственной медицинской Академии. Мы разделили студентов на 3 группы с разной физической активностью:

1 группа: Отсутствие физической активности.

2 группа: Средняя физическая активность (посещение только занятий физкультуры).

3 группа: Высокая физическая активность (занимаются различными видами спорта в свободное время, помимо занятий физкультуры).

Далее проводилось исследование когнитивных способностей при помощи теста Айзенка, тревожности методом Спилбергера-Ханина и адаптационного резерва по индексу Кердо.

Тест Айзенка на определение уровня когнитивных способностей студентов.

Тестирование состоит из 40 вопросов, где процент выполненных заданий показывает уровень когнитивных способностей: (0-40 % - низкий, 40-70 % -средний и 70-100 % - высокий уровень). После чего было определено среднее значение каждой группы: 1 группа: 58,8 % (р<0,05), 2 группа: 68,75 % (р<0,05), 3 группа: 81,25 % (р<0,05).

Влияние физической активности на стрессоустойчивость.

Была проведена диагностика уровня тревожности методом Спилбергера-Ханина: у студента из каждой группы измерили Индекс Кердо в 2 состояниях: в спокойном и за 1-2 часа до проверочной работы.

Диагностика Спилбергера - Ханина - методика, которая позволяет дифференцировано измерять тревожность, связанную с текущей ситуацией по следующим результатам: 20-30 баллов - низкая ситуативная тревожность, 31-44 балла - средняя ситуативная тревожность, 45-80 баллов - высокая ситуативная тревожность.

Получены следующие результаты: у 1 группы в спокойном состоянии: 43,3 балла (р<0,05), перед проверочной работой 71,2 балла (р<0,05). У 2 группы в спокойном состоянии: 39,3 балла (р<0,05), перед проверочной работой 54,1 балла (р<0,05). У 3 группы 34,7 балла (р<0,05), перед проверочной работой 41,8 балла (р<0,05).

Влияние физической активности на стрессоустойчивость.

Индекс Кердо - показатель, использующийся для оценки деятельности вегетативной нервной системы. Его вычисляют, исходя из результатов определения диастолического давления и частоты сердечных сокращений, используя формулу: К1=(1-ё/р) х 100, где ё -диастолическое давление, р - частота пульса. Мы определяли следующие значения: от -10 до +10- нормотония, 10 и более- ваготония, -10 и менее- симпатокотония.

При помощи индекса Кердо можно определить адаптационный резерв, который свидетельствует о стрессоустойчивости студента. Были получены следующие результаты: 1 группы: -11.06 (р<0,05), 2 у группы: -9,29 (р<0,05), у 3 группы: -7,08 ( р<0,05).

Выводы.

1) У студентов с низкой физической активностью уровень когнитивных способностей в среднем значении ниже по сравнению со средней и высокой физической активностью.

2) Студенты, обладающие низкой физической активностью имеют более высокий показатель уровня тревожности и меньший адаптационный резерв, тогда как студенты с высокой физической активностью менее подвержены стрессу.

Таким образом, результаты исследования подтверждают важное значение физической активности для поддержания здоровья мозга, улучшения когнитивных способностей и повышения стрессоустойчивости у человека. Рекомендуется интегрировать регулярную физическую активность в повседневную жизнь для достижения оптимальных результатов в поддержании психоэмоционального здоровья

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гиподинамия и сердечно-сосудистая система / Панферова Н.Е-260с- 1967.-С. 65-72;

2. Гиподинамия и здоровье человека/Качелаева Ю.В., Тахаутдинов Р.Р.//Мир научных открытий 2010;

3. Гиподинамия болезнь цивилизации/ Кардозу В. М.,Фернандеш Д.М.//Научная статья 2014.Т. 4.№ 5. С.704;

4. Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья. Всемирная организация здравоохранения, 2010 г

Petrov K.B., Mukhultdinova I.I., Eliseeva E. V.

Petrov K.B.

Izhevsk State Medical Academy (Izhevsk, Russia)

Mukhultdinova I.I.

Izhevsk State Medical Academy (Izhevsk, Russia)

Scientific advisor: Eliseeva E.V.

Izhevsk State Medical Academy (Izhevsk, Russia)

EFFECT OF PHYSICAL INACTIVITY ON COGNITIVE ABILITIES AND STRESS TOLERANCE

Abstract: the paper shows the dependence of the influence of physical inactivity on the cognitive abilities and stress resistance of students.

Keywords: physical inactivity, adaptive reserve, cognitive abilities, stress resistance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.