Научная статья на тему 'Влияние геополитических концепций Рудольфа Челлена на внешнюю политику Швеции в 1920-1930-е гг'

Влияние геополитических концепций Рудольфа Челлена на внешнюю политику Швеции в 1920-1930-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
668
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУДОЛЬФ ЧЕЛЛЕН / ИСТОРИЯ ШВЕЦИИ / РЕГИОН БАЛТИЙСКОГО МОРЯ / RUDOLF KJELLéN / HISTORY OF SWEDEN / BALTIC SEA REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гехт А.Б.

Статья посвящена рассмотрению влияния научной деятельности шведского учёного Рудольфа Челлена, одного из основоположников классической геополитики, на внешнюю политику Швеции в период между двумя мировыми войнами. В ней освещены основные работы ученого и сформулирована суть его взглядов, оказавших большое влияние на основные направления внешней политики Швеции в 1920-1930-е гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние геополитических концепций Рудольфа Челлена на внешнюю политику Швеции в 1920-1930-е гг»

Г ехт А.Б. ©

Аспирант, кафедра истории и регионоведения Санкт-Петербургский университет телекоммуникаций им. проф. М. А.Бонч-Бруевича

ВЛИЯНИЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ РУДОЛЬФА ЧЕЛЛЕНА НА ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ ШВЕЦИИ В 1920-1930-Е ГГ.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению влияния научной деятельности шведского учёного Рудольфа Челлена, одного из основоположников классической геополитики, на внешнюю политику Швеции в период между двумя мировыми войнами. В ней освещены основные работы ученого и сформулирована суть его взглядов, оказавших большое влияние на основные направления внешней политики Швеции в 1920-1930-е гг.

Ключевые слова: Рудольф Челлен, история Швеции, регион Балтийского моря.

Keywords: Rudolf Kjellen, history of Sweden, the Baltic Sea region.

В основе многих внешнеполитических доктрин различных государств определенных периодов лежали идеи тех или иных учёных, специализировавшихся на области знаний, получившей название «геополитика». Так, несомненно влияние воззрений Ф. Ратцеля на формирование дальнейшей концепции внешней политики Германии первых десятилетий XX в. или Х. Маккиндера -на внешнюю политику США периода середины и второй половины XX в.

Изучая внешнеполитический курс Швеции в период между двумя мировыми войнами (1920-1930 -е гг.), нельзя не обратить внимание на научное наследие шведского учёного Рудольфа Челлена (шв.Rudolf Kjellen). Настоящая статья преследует целью проследить влияние его геополитических концепций в особенностях внешней политики Швеции в период между двумя мировыми войнами, ранее не рассматривавшееся в отечественной историографии.

Р. Челлен родился в 1864г. в Швеции в семье викария. Окончив привилегированную гимназию, в 1880 г. он поступил в Упсальский университет. После получения научной степени он был приглашен Упсальским университетом на должность доцента науки о государстве, но вскоре перешёл в Гётеборгскую высшую школу для преподавания этого предмета [11, р.41]. Помимо работы преподавателем и научной деятельности, Р. Челлен принимал участие в государственной жизни Швеции: с 1905 по 1908г. и с 1911 по 1917 гг. он состоял членом второй палаты риксдага. В 1916г. учёный был вновь приглашен в Упсальский университет, в котором работал до самой смерти. В Упсальском университете ученый провел последние жизни - 22 декабря 1922г. он скончался от болезни сердца в возрасте 58 лет.

Научно-литературная деятельность Р. Челлена была разнообразна. Будучи по образованию юристом, Р. Челлен со временем отошёл от юридического подхода к науке. Он выработал новую схему, согласно которой при изучении государства на первом месте вместо государственного права должна быть под названием „политики" или „науки о государстве" поставлена новая наука, изучающая государство во всех его проявлениях и прежде всего как организацию власти, проявляющуюся как внутри страны, так и вне ее, и опирающаяся в своей деятельности на историю и географию [9, s.147]. Именно Р. Челлен впервые стал использовать термин «геополитика» в своих работах, оказав большое влияние на дальнейшее развитие этой науки.

Научные построения Р. Челлена получили выражение в ряде его книг. В этом отношении прежде всего следует назвать работу 1914 г. „Современные великие державы [6]. Будучи тесно связанной с предыдущими работами автора о великих державах, она строилась на том анализе, который в них был дан в отношении многочисленных противоречий между великими державами в разных частях земного шара и в своем обострении приведших к мировой войне. Наряду с этим ученый продолжал работать и над дальнейшим развитием и уточнением

©

Гехт А.Б., 2014 г.

теоретической формулировки своих взглядов. Этим вопросам была посвящена выпущенная в 1916г. книга „Государство как форма жизни» [7]. Наиболее законченную систематическую форму учение P. Челлена о государстве получило в его последней работе, озаглавленной „Основы системы политики", которая, по оценке американского исследователя А. Дорпалена может считаться логическим завершением построенной ученым теории [4, р. 52-53].

Таким образом, Р. Челлен разработал геополитическую концепцию, опиравшуюся на географическое положение Швеции и проистекающую из него политическую ситуацию вокруг государства. Политическое окружение Швеции Р. Челлен рассматривалл в виде “треугольника трех центров силы”, которые составляли Россия (позднее СССР), Великобритания и Г ермания [11, p.81]. Малые европейские державы (например, Скандинавские страны) в силу особенностей своего географического положения и исторического развития должны в своей политике ориентироваться на крупные экспансивные государства, которые исходя из языкового и культурного родства, будут формировать вокруг себя общее политическое, культурное и экономическое пространство. Согласно Р. Челлену, формирование такого «комплекса» в Европе - задача Германии, на которую Швеция должна ориентироваться в своей внешней политике [6, s.91].

Начало XX в. ознаменовалось распадом Шведско-норвежской унии, заключенной в 1814 г. и расторгнутой из-за внутренних противоречий в 1905 г. Распад унии, в соответствии с концепцией Р. Челлена, ущемлял геополитические интересы Швеции. Территориальные потери Швеции (которые она понесла в результате обретения Норвегией независимости) делали её вытянутой в меридиональном отношении, в то время как идеальной пространственной формой государства должен быть круг, обеспечивающий благоприятные условия его

функционирования. Такие взгляды Р. Челлена на совместное развитие Швеции и Норвегии диктовались рядом факторов международных отношений и мировой политики того времени. В своём стремлении к независимости Норвегия стремилась проводить пробританскую политику, что могло привести к её попаданию в британскую сферу влияния и, в итоге, негативно сказаться на Швеции. Р. Челлен видел угрозу Швеции в британской политике «открытых дверей», направленной на максимально возможный доступ на рынки других стран с целью сбыта произведённых в Британии товаров. Согласно представлениям Р. Челлена, вопрос экономической самодостаточности государства - не столько экономическая, как политическая проблема, т. к. государство, которое зависит от импорта, никогда не может быть независимым. Государство и народ выступают как единое экономическое хозяйство, и автаркия -важный элемент в защите государством своего суверенитета [6, s.99-100].

Таким образом, экономическая опасность со стороны британской внешней торговли направляла внешнюю политику Швеции в сторону противника Великобритании, Германии. По мнению Р. Челлена, лишь последняя могла защитить Швецию от угроз (явных или мнимых) и со стороны Российской Империи. Длительное русско-шведское соперничество в регионе Балтийского моря и многочисленные войны между двумя странами сформировали в Швеции отрицательный образ России. Р. Челлен разделял подобные взгляды и считал Россию потенциально опасной для Швеции страной. Подтверждением экспансионистских намерений России, с точки зрения шведского геополитика, служили политика русификации и ограничение финской автономии, проводимые российским правительством в начале XX века [10, s. 199-202].

Исходя из изложенных представлений Р. Челлена, не удивительно, что во время Первой мировой войны симпатии ученого были на стороне Германии. В предисловии к своей работе 1915 г. «Политические проблемы мировой войны» он рассуждает следующим образом: «Как искатель истины, я убедился, что не Германия хотела войны, что Германия требовала не более как равноправия с другою стороною при решении будущей участи мира, и что ее народ морально ни в чем не стоит ниже (а в некоторых совершенно определенных отношениях стоит выше своих противников). А в качестве шведа я должен желать сильной Германии, как оплота против могущества востока, от которого исходит угроза культуре и государственной целости моей страны.» [8, s.7-8] Считая, что Швеция неизбежно попадёт в сферу интересов какой-либо великой державы, Р. Челлен делал выбор в пользу Германии. По этому поводу он писал: «Война Германии - есть одновременно и война за Швецию, но, к сожалению, этого никак

нельзя втолковать некоторой части нашего народа. Мы должны помнить, что мы не можем без конца опираться на чужой меч» [Цит. по: 3, с.45-48]. В августе 1915 г. шведский ученый призвал соотечественников вступить в войну против России, аргументируя свою точку зрения тем, что благодаря победам германского оружия начался процесс распада Российской империи, он также ожидал в перспективе восстания в Финляндии [3, с.45-48]. Позднее он изменил свою позицию и пришел к выводу, что прогерманский нейтралитет являлся более выгодным для Швеции, чем вступление в войну.

После смерти Р. Челлена в 1922 г. осталось его большое научное наследие, изложенное в лекциях для студентов и представленное в ряде известных научных работ. В значительной степени, на представлениях ученого формировались взгляды политиков, вставших во главе Швеции в период между двумя мировыми войнами.

Окончание Первой мировой войны стало началом нового периода во внешней политике Швеции, адаптировавшейся к новым условиям международных отношений в Европе. Значительно ослабленные войной Россия и Германия не представляли собой тех непосредственных центров силы в регионе Балтийского моря, о которых писал Р. Челлен. Своего рода буфером между Швецией и Россией стали объявившие о своем суверенитете Финляндия и Эстония, Латвия и Литва. Новым актором стала независимая Польша, некоторым образом усилилась Дания, которой удалось вернуть в свой состав территории северного Шлезвига. Карта региона Балтийского моря существенно изменилась и теперь представляла собой палитру большого количества новых и политически непрочных стран или ослабленных войной ранее мощных государств.

Положение Швеции в первое послевоенное десятилетие оказалось очень благоприятным. Не принимавшая участия в Первой мировой войне, она на время оказалась самым мощным государством на Балтике. Итоги мировой войны предоставили Швеции возможность утвердиться в роли регионального лидера. Возможный вариант развития событий предполагал реализацию значительных политических целей - концентрацию вокруг себя недавно образованных государств Прибалтики и Финляндии, а также объединение под стран Скандинавии вокруг себя. Таким образом, Швеция вернула бы себе утраченный еще в XVIII веке статус великой державы, контролирующей Балтийское море. Стремление к внешнеполитической экспансии объяснялось Р. Челленом следующим образом: «...сильные, жизнеспособные государства, имеющие ограниченное пространство, подчиняются

категорическому императиву расширения своего пространства путем колонизации, слияния или завоевания» [7, s.46]. Но рассматривая интерес Швеции к распространению своего влияния на соседние страны скандинавские страны, важно учитывать, что их объединяет не только географическое положение, но и историко-экономическое развитие, близость языков и культур. Всё это отвечает представлениям Р. Челлена о формировании «комплексов» родственных стран вокруг экспансивной державы, становящейся центром нового образования.

В результате, на протяжении 1920-х и 1930-х гг. именно Швеция, несмотря на уже долгую к этому времени традицию сохранения нейтралитета, выступала инициатором создания системы коллективной безопасности в регионе Балтийского моря, важную роль в которой должен был лежать шведско-финский оборонительный союз. Позднее, в период советскофинской войны 1939-1940 гг. Швеция оказывала поддержку Финляндии, продиктованную геополитическими интересами. Для Шведского королевства Финляндия оставалась естественным союзником в регионе Балтийского моря. Многовековое нахождение Финляндии в составе Швеции также сказывалось на настроениях как шведского общества, так и высших политических кругов. Такое отношение сохранялось, несмотря на ряд заметных противоречий в двусторонних отношениях этих государств, в первую очередь по вопросу суверенитета Аландских островов [См. подр.: 1, с. 384-387].

Тем не менее, сформулированная Р. Челленом необходимость в ориентации Швеции на Германию в вопросах внешней политики не была забыта. По мере усиления позиций СССР и Германии в 1930-х гг. в регионе Балтийского моря снова стал возрождаться описанный Р. Челленом «Треугольник трёх центров силы», вынуждая шведское правительство осторожно лавировать между крупными державами с целью сохранения своего положения нейтрального

государства, о котором Швеция ещё раз заявила в 1938 г. В результате, Швецией был выбран курс на проведение сдержанно-дружеской политики в отношении Г ермании. Швеция проявляла большую осторожность в официальных высказываниях в отношении политического режима в Германии. В Швеции сохранялись симпатии к немецкому народу и стремление поддерживать активные торгово-экономические контакты. По-прежнему именно преемник Российской империи, СССР, рассматривался Швецией в качестве главного стратегического противника и политическое руководство государства, в духе идей Р. Челлена, видело в Германии альтернативу для взаимодействия и сотрудничества.

Являясь географом и историком, Р. Челлен строил свои концепции внешней политики Швеции исходя из устойчивых факторов, определявших положение этой страны в системе международных отношений в Европе. Поэтому возможно возникновение мнения, что шведские политики, принимая различные решения, руководствовались теми же положениями, которые были сформулированы и описаны Р. Челленом, безотносительно к его концепциям. Безусловно, говорить о повсеместном цитировании трудов ученого в речах и работах шведских политиков нельзя, как и говорить об исключительной роли воззрений Р. Челлена в

формировании и развитии шведских внешнеполитических концепций. Более того, шведское правительство регулярно принимало решения, вступающие в противоречие с воззрениями ученого. Ярким примером являются отход от проведения политики экономического изоляционизма и стремление поддерживать торговые отношения не только с важнейшими державами, но и с другими странами [2, с.245].

Тем не менее, многие шведские государственные деятели уделяли большое внимание именно учению Р. Челлена. К примеру, известный шведский политик Пер Альбин Ханссон отмечал, что формирование его позиций в вопросах функционирования государства происходило на основании изучения трудов геополитика. Будучи председателем шведской Социал-Демократической партии и премьер-министром Швеции с 1932 по 1946 гг., он в своих выступлениях подчеркивал, что испытал влияние идей великого шведского мыслителя на собственные представления о внешней политике королевства в отношении крупных европейских держав [5, s.292].

Р. Челлен - наиболее заметная фигура в истории шведской политической мысли в ряду теоретиков, не участвовавших в практической внешнеполитической деятельности. Как автор многочисленных трудов в области политических наук, он оказал заметное влияние на

формирование теоретической базы, на которую, в числе прочего, опиралось политическое руководство Швеции в период между двумя мировыми войнами. Не будет преувеличением считать, что внешняя политика Швеции долгое время, вплоть до Второй мировой войны, оставалась под определенным влиянием идей Рудольфа Челлена.

Литература

1. Гехт А. Б. Роль Аландского вопроса в отношениях Швеции и Финляндии в период между двумя мировыми войнами // Молодой ученый. — 2014. — №5.

2. Мелин Я., Юханссон А., Хеденборг С. История Швеции. - М.: Весь мир, 2002.

3. Новикова И.Н. Россия в геополитической системе Рудольфа Челлена // Геополитика и безопасность. Аналитический и научно-практический журнал. Вып. 2-3. Спб., 2009.

4. Dorpalen, A. The World of General Haushofer. New York. 1984.

5. Ekdal, N. Sveriges statsministrar under 100 ar : Per Albin Hansson. - Stockholm: Albert Bonniers forlag, 2009.

6. Kjellen, R. Samtidens Stormakter. Stockholm, 1914

7. Kjellen, R. Staten som livsform. Stockholm, 1916

8. Kjellen, R. Varldskrigets politiska problem. Stockholm,1915.

9. Lewin, L. Ideologi och strategi - svensk politik under 130 ar. Stockholm, 2002.

10. Soikkanen T. Kjellens geopolitik. Historisk Tidskrift for Finland. 1991. N 2.

11. Tunander, O. Swedish-German Geopolitics for a New Century - Rudolf Kjellen’s ‘The State as a Living Organism’, Review of International Studies, vol. 27, no. 3, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.