Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
196
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ПРОДУКТИВНОСТЬ / ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЭМПАТИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вайсберг Виктория Вячеславовна

Проблема адаптации студентов к новой для них учебной среде, людям и правилам поведения остро стоит в постоянно меняющихся условиях современного мира. Для понимания и выявления подходящих методик работы с абитуриентами и студентами важно выяснить, как влияют различия в эмоциональном интеллекте юношей и девушек на их процесс адаптации. В данной статье проведен краткий анализ публикаций по теме изучения проблемы эмоционального интеллекта и его влияния на адаптацию студентов, обозначена сущность понятия «эмоциональный интеллект», раскрыто его содержание и приведены результаты собственного исследования эмоционального интеллекта студентов женского и мужского пола с 1-го по 4-й курс Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, проведен статистический анализ полученных данных и выявлены некоторые закономерности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вайсберг Виктория Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF GENDER DIFFERENCES IN EMOTIONAL INTELLIGENCE ON THE ADAPTATION PROCESS OF STUDENT YOUTH

The adaptation of students to a new learning environment, people and rules of behaviour is today marked in the constantly changing conditions of the modern world. Suppose we want to understand and identify suitable methods of working with applicants and student. In that case, it is essential to find out how differences in the emotional intelligence of young men and women affect their adaptation process. This article presents a brief analysis of publications on the theme of exploring issues of emotional intelligence and its impact on the students’ adaptation, the essence of the concept of emotional intelligence, explains its contents and the results of the study emotional intelligence of students male and female from 1 to 4 course of Financial University under the Government of the Russian Federation, carried out a statistical analysis of the obtained data and revealed some patterns.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

социология, история, философия / sociology, history, philosophy

оригинальная статья

УДК 316.023.5(045) © Вайсберг В. В., 2021

Влияние тендерных различий эмоционального интеллекта на процесс адаптации студенческой молодежи

Виктория Вячеславовна Вайсберг, студентка Факультета социальных наук и массовых коммуникаций, Финансовый университет, Москва, Россия Victoria V. Weisberg, student, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University, Moscow, Russia viktoriaweissberg@gmail.com

АННОТАЦИЯ

Проблема адаптации студентов к новой для них учебной среде, людям и правилам поведения остро стоит в постоянно меняющихся условиях современного мира. Для понимания и выявления подходящих методик работы с абитуриентами и студентами важно выяснить, как влияют различия в эмоциональном интеллекте юношей и девушек на их процесс адаптации. В данной статье проведен краткий анализ публикаций по теме изучения проблемы эмоционального интеллекта и его влияния на адаптацию студентов, обозначена сущность понятия «эмоциональный интеллект», раскрыто его содержание и приведены результаты собственного исследования эмоционального интеллекта студентов женского и мужского пола с 1-го по 4-й курс Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, проведен статистический анализ полученных данных и выявлены некоторые закономерности. Ключевые слова: эмоциональный интеллект; продуктивность; гендерная социализация; эмпатия

Для цитирования: Вайсберг В. В. Влияние тендерных различий эмоционального интеллекта на процесс адаптации студенческой молодежи. Научные записки молодых исследователей. 2021;9(2):68-75.

original paper

Influence of Gender Differences in Emotional Intelligence on the Adaptation Process of Student Youth

ABSTRACT

The adaptation of students to a new learning environment, people and rules of behaviour is today marked in the constantly changing conditions of the modern world. Suppose we want to understand and identify suitable methods of working with applicants and student. In that case, it is essential to find out how

Научный руководитель: Максимова О.И., старший преподаватель Департамента английского языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет, Москва, Россия /Scientific Supervisor: O.I. Maksimova, Senior Lecturer, Department of English Language for Professional Communication, Financial University, Moscow, Russia.

differences in the emotional intelligence of young men and women affect their adaptation process. This article presents a brief analysis of publications on the theme of exploring issues of emotional intelligence and its impact on the students' adaptation, the essence of the concept of emotional intelligence, explains its contents and the results of the study emotional intelligence of students male and female from 1 to 4 course of Financial University under the Government of the Russian Federation, carried out a statistical analysis of the obtained data and revealed some patterns. Keywords: emotional intelligence; productivity; gender socialisation; empathy

For citation: Weisberg V. V. Influence of gender differences in emotional intelligence on the adaptation process of student youth. Nauchnye zapiski molodykh issledovatelei = Scientific notes of young researchers. 2021;9(2):68-75.

Актуальность исследования

Проблема факторов, способствующих академической успеваемости студентов в учебных заведениях, по-прежнему интересует ученых и преподавателей-практиков. Результаты и выводы многочисленных исследований, проведенных в этой области, выявляют целый ряд факторов: 10 студентов, социально-экономический статус, мотивацию, отношения сверстников, отношения преподавателя и учащегося, участие родителей и личность самого учащегося. Среди всех этих факторов 10 обычно использовался в качестве определяющего и ассоциировался с академическим успехом. Однако недавние исследования показывают, что 10 сам по себе не является надежным предиктором академической успеваемости студентов. В своей книге «Эмоциональный интеллект: почему он может иметь большее значение, чем 10» Д. Гоулман утверждает, что только 20% успеха человека можно отнести к 10. Это утверждение побуждает многих исследователей выявлять и изучать другие факторы, которые на 80% способствуют успеху человека [1, с. 57-65].

Помимо своего вклада в академический успех, человек с высоким эмоциональным интеллектом также лучше функционирует как работник. Становится все более очевидным, что работодатели в настоящее время больше не ищут работников только с хорошими оценками, но они больше заинтересованы в кандидатах, которые могут адаптироваться к постоянно меняющемуся окружению и потребностям своей организации.

Введение

Термин «эмоциональный интеллект» впервые стал известен широкому кругу читателей, когда исследователь Д. Гоулман ввел этот термин в своей книге «Эмоциональный интеллект». В дополнение к «10»

появляется «Е0» (эмоциональный коэффициент). Оказалось, что эмоциональный интеллект играет важную роль. В этой статье мы познакомим вас с конструктом «эмоциональный интеллект» и особенностями его влияния на процесс адаптации студентов.

Д. Гоулман описывает эмоциональный интеллект как меру социальной компетентности человека. Сюда входят следующие компоненты:

• осведомленность о личных чувствах, способность воспринимать себя;

• контроль над собственными чувствами в смысле саморегуляции;

• сочувствие к другим людям;

• умение строить социальные отношения и использовать их положительно;

• умение мотивировать себя;

• умение направлять и таким образом контролировать собственные эмоции.

Долгое время показатель интеллекта (10) считался критерием успеха. Однако согласно последним данным эмоциональный интеллект (Е0) человека имеет гораздо большее значение для его личного и профессионального успеха, чем 10. Эмоциональный интеллект тесно связан с более рациональным интеллектом. Они не могут быть отделены друг от друга. Первая форма интеллекта определяет возможность того, как человек может использовать свои способности, включая и способности эмоционального интеллекта. Оба показателя важны для профессионального и личного успеха [2, с. 197-215].

Некоторые авторы представляют эмоциональный интеллект как противоположность классической концепции интеллекта. По сути, речь идет о расширении классической концепции интеллекта, в которой только когнитивные и чисто академические навыки рассматриваются как предпосылка успеха в жизни.

В плотном графике посещения уроков, учебных занятий, тренингов, сдачи заданий и экзаменов большинство студентов не только не понимают эмоции других, но и забывают заботиться о собственном психическом здоровье и эмоциях.

Наше образование всегда делало упор на академические результаты, но разве это все, что нам нужно для достижения успеха в жизни? Почему ученики очень хорошо учатся в школах и получают лучшие оценки, но оказываются совершенно не способными справиться с давлением нового студенческого общества? Очевидно, эмоции влияют на процесс обучения. Осознание эмоций и реакции на них помога.т справиться со стрессом. Поняв свои эмоции, человек становится более продуктивным [3, с. 8]. Познание эмоционального состояния, умение осознать и проанализировать переживания позволяют адекватно выстраивать отношения с окружающим миром: создавать правильные отношения в коллективе, обладать способностью к командной работе, уметь адаптироваться к постоянно меняющимся ситуациям и обстоятельствам [4].

Эмоциональный интеллект важен для каждого учащегося, который стремится развивать свою личность, навыки межличностного общения и технические навыки. Позитивная характеристика ЭИ проявляется в мотивации себя и окружающих, укреплении уверенности и доверия, разрешении конфликтов и сдерживании гнева. Эти качества эффективно усваиваются, и им способствует развитие эмоционального интеллекта у учащихся. Эмоциональный интеллект, вероятно, даже важнее для успеваемости в школе, чем аналитические способности и трудолюбие.

Команда под руководством К. Макканн из Сиднейского университета проанализировала данные более чем 160 исследований с участием 42 000 студентов. В период с 1998 по 2019 г. опросы проводились в 27 преимущественно англоязычных странах и охватывали все возрастные группы от начальной школы до колледжа [5, с. 151].

Выявилась четкая тенденция: ученики с более высоким уровнем эмоционального интеллекта успевали лучше, чем те, кто были очень умными, а также трудолюбивыми, но в большей степени зависели от собственных чувств. К. Макканн дает этому простое объяснение: «Учащиеся с более высоким эмоциональным интеллектом лучше справляются с негативными чувствами, такими как страх, скука или разочарование, которые быстро мешают академическому успеху. Они также лучше ладят со

своим социальным окружением, включая учителей, родителей и одноклассников. Это важно для успеха в школе» [5, с. 172].

Основная часть

Автором статьи был проведен опрос среди учащихся 1-4-го курсов Финансового университета при Правительстве РФ. Было опрошено 102 респондента, среди них 57 студенток и 45 студентов. Респондентам был предложен список из 28 утверждений, которые они должны были расположить в порядке от наиболее соответствующих их описанию самих себя к наименее (см. Приложение). Проанализировав данные с использованием критерия хи-квадрат Пирсона, мы выяснили, что результаты ответов женщин существенно отличаются от результатов ответом мужчин (табл. 1).

Вывод: эмоциональный интеллект студенток существенно отличается от студентов. Это может быть объяснено следующими факторами:

• различия в социализации, начиная с детства;

• различия в ожиданиях от самих себя;

• влияние стереотипов гендерного поведения [6, с. 920-934].

В дальнейшем мы проведем анализ ответов респондентов на основе четырехветвленной модели эмоционального интеллекта:

• Восприятие - способность обнаруживать и расшифровывать эмоции на лицах, изображениях, голосах и культурных артефактах. Также включает в себя способность определять собственные эмоции.

• Фасилитация - способность использовать эмоции для различных познавательных действий, таких как мышление и решение проблем, а также взаимодействие с другими.

• Понимание - способность обрабатывать язык эмоций и понимать, почему кто-то, в том числе и он сам, может испытывать определенные чувства.

• Менеджмент - способность управлять своими эмоциями, а также управлять эмоциональными отношениями с другими.

Анализ ответов женщин

Большинство женщин были склонны ставить на первые позиции суждения, описывающие выражение и осознание собственных эмоций собственных эмоций. Это может быть обусловлено тем, что от женщин в большинстве случаев ожидается большая выразительность эмоций. Женщины лучше выража-

Таблица 1

№ женщины Мужчины разность Квадрат разности Квадрат разности к эталону

1 2 18 -16 256 128,00

2 1 2 -1 1 1,00

3 3 3 0 0 0,00

4 4 4 0 0 0,00

5 7 5 2 4 0,57

6 5 6 -1 1 0,20

7 12 7 5 25 2,08

8 8 8 0 0 0,00

9 9 10 -1 1 0,11

10 11 11 0 0 0,00

11 13 13 0 0 0,00

12 11 16 -5 25 2,27

13 14 12 2 4 0,29

14 15 14 1 1 0,07

15 16 15 1 1 0,06

16 17 9 8 64 3,76

17 23 22 1 1 0,04

18 19 17 2 4 0,21

19 22 19 3 9 0,41

20 21 20 1 1 0,05

21 20 27 -7 49 2,45

22 24 22 2 4 0,17

23 25 25 0 0 0,00

24 26 24 2 4 0,15

25 27 26 1 1 0,04

26 6 1 5 25 4,17

27 28 21 7 49 1,75

28 18 28 -10 100 5,56

Хи-квадрат эмпирический (то, что мы рассчитали; исходя из наших реальных данных) 153,41

Хи-квадрат критический [табличное значение. При p (вероятность) = 0,95 и п (степени свободы) = 27] 40,11

Источник: составлено автором.

ли свои эмоции и немного лучше предсказывали общие чувства, чем мужчины.

В табл. 2 приведены моды ответов женщин в распределении по курсам.

Мы можем видеть, что студентки 1-го и 2-го курсов выделяют суждения относительно понимания своих эмоций и способности к самоанализу, в то время как студентки 3-го и 4-го курсов фокусируют внимание на понимание эмоций окружающих их

людей и эмпатию. Это может свидетельствовать об успешной адаптации, которая способствовала сближению учебных коллективов и повышению интереса студенток к окружающим людям. Также можно предположить, что предметы, связанные с коммуникацией и групповой работой (социальная психология, основы массовых коммуникаций) поспособствовали выработки коммуникативных навыков у студентов и развитию эмпатичности.

Таблица 2

№ общая 1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс

1 2 2 2 9 10

2 1 1 1 7 7

3 3 3 3 11 13

4 4 4 4 1 9

5 7 7 10 12 6

6 5 5 5 3 3

7 12 12 12 4 11

8 8 8 8 5 12

9 9 9 9 13 17

10 11 11 11 6 16

11 13 13 13 2 1

12 11 10 21 18 18

13 14 14 14 8 15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 15 15 15 14 19

15 16 16 16 10 21

16 17 17 17 19 22

17 23 23 23 23 23

18 19 19 19 21 4

19 22 22 22 22 24

20 21 21 6 23 20

21 20 20 20 24 8

22 24 24 24 16 26

23 25 25 25 25 14

24 26 26 26 26 27

25 27 27 27 27 28

26 6 6 7 15 2

27 28 28 28 28 25

28 18 18 18 17 5

Источник: составлено автором.

В табл. 3 приведен анализ ответов в четырех-ветвенной модели.

Вывод: девушки успешно проходят процесс адаптации в университете, однако нуждаются в изучении технологий по развитию у себя навыков по продуктивному применению эмоционального интеллекта в учебной деятельности и при менеджменте эмоционального состояния других людей.

Анализ ответов мужчин

Большинство мужчин были склонны ставить на первые позиции суждения, описывающие контроль и управление эмоциями других людей. Они выражают склонность к контролю своих эмоций, способны управлять ситуациями, когда важно скрывать свое эмоциональное состояние. Можно предположить, что студенты мужского пола более продуктивны в управлении стрессом.

Особенности социализации мужчин приводят к тому, что их выражение эмоций не подчеркнуто; поэтому они теряются при определении своих собственные и чужих эмоций. Причина этого может быть в том, что мужчин с детства учат быть напористыми, стрессоустойчивыми и уверенными в себе. Проявление эмоций считается «немужественным» [6, с. 920-934].

В табл. 4 приведены моды ответов мужчин в распределении по курсам.

Очевидно, что студенты 1-го и 2-го курсов имеют навыки управления эмоциями других людей, они также способны идентифицировать свои собственные эмоции и понимают причины возникновения тех или иных эмоций. Студенты 3-го курса проявляют склонность к контролю эмоций, они реже выбирают суждения, которые описываю эмпатичное поведение. Наименее характерно для них понимание причин,

Таблица 3

1-й курс 2-й курс 3-й курс

Восприятие Наиболее явно выражено Явно выражено Наиболее явно выражено

Фасилитация Неявно выражено Неявно выражено Неявно выражено

Понимание Явно выражено Наиболее явно выражено Явно выражено

Менеджмент Совершенно не выражено Совершенно не выражено Совершенно не выражено

Источник: составлено автором.

Таблица 4

общая 1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс

1 18 26 15 18 10

2 2 1 2 15 8

3 3 2 3 19 24

4 4 5 18 20 11

5 5(4) 4 13 25 4

6 6(23) 6 10 23 18

7 7 7 14 3 19

8 8 8 8 12 27

9 10 9 9 10 15

10 11 10 20 11 28

11 13 11 27 13 20

12 16 12 1 14 21

13 12 13 11 16 13

14 14(8) 14 7 8 26

15 15 15 4 24 3

16 9 16 23 9 1

17 22 17 24 22 9

18 17 18 17 17 14

19 19 19 19 21 7

20 20 20 6 26 5

21 27 21 25 27 22

22 22 22 26 7 17

23 25 23 22 6 16

24 24(5) 24 28 5 6

25 26 25 16 4 23

26 1 3 5 1 2

27 21 27 21 28 25

28 28(12) 28 12 2 12

Источник: составлено автором.

Таблица 5

1-й курс 2-й курс 3-й курс

Восприятие Наиболее явно выражено Неявно выражено Явно выражено

Фасилитация Неявно выражено Явно выражено Неявно выражено

Понимание Явно выражено Явно выражено Явно выражено

Менеджмент Совершенно не выражено Совершенно не выражено Наиболее явно выражено

Источник: составлено автором.

которые формируют эмоции окружающих людей. Студенты 4-го курса выделяют эмпатию и умение контролировать и управлять эмоциями окружающих.

В табл. 5 приведен анализ ответов в четырех-ветвенной модели.

Вывод: студенты-мужчины демонстрируют явно выраженное развитие лидерских и менеджерских аспектов эмоционального интеллекта в процессе обучения. Можно предположить, что у них возникает меньше, чем у женщин, проблем, связанных с адаптацией к студенческой среде и она проходит плавнее.

Выводы

Основное ограничение исследования - неравное соотношение мужчин и женщин, принявших участие в опросе, и неточность использования ранжиро-

вания. Однако очевидно, что женщины и мужчины обладают одинаковым потенциалом эмоционального интеллекта, но из-за различий в социализации, влияния стереотипов и моделей гендерного поведения у них преобладают различные направленности ЭИ.

Что касается влияния эмоционального интеллекта на адаптацию студентов к учебной среде, этот вопрос требует дальнейших исследований. Очевидно то, что более высокий уровень эмпа-тичности способствует более продуктивному процессу адаптации у женщин, когда у мужчин адаптация проходит практически незаметно, в меньшей степени влияет на изменение выраженности различных характеристик эмоционального интеллекта.

Список источников

1. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта. Вопросы психологии. 2007;(5):57-65.

2. Майер Дж.Д., Саловей П., Карузо Д. Эмоциональный интеллект: теория, выводы и последствия. Психологическое исследование. 2004;15(3):197-215.

3. Михаэлис Н. Влияния эмоционального интеллекта в учительской профессии. Дисс. ... маг. пед. наук: 050700 -Hamburg. URL: https://pub-data.Leuphana.de/frontdoor/deLiver/index/docId/647/fiLe/Masterarbeit_MichaeLis.pd (дата обращения: 30.11.2020).

4. Максимова О. И. О некоторых аспектах эмоционального интеллекта и его использования в вузе. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021;(2):114-119.

5. Макканн К., Цзян И., Браун Л. Э.Р. Эмоциональный интеллект предсказывает академическую успеваемость: метаанализ. Американская психологическая ассоциация. 2020;146(2):150-186. URL: https://www.apa.org/pubs/ journaLs/reLeases/buL-buL0000219.pdf (дата обращения: 30.11.2020).

6. Франке Г, Краун Д., Спейк Д. Тендерные различия в этическом восприятии деловой практики: перспектива теории социальной роли. Журнал прикладной психологии. 1997;(82):920-934.

7. Царева Н.А., Ерохин А. К. Эмоциональная компетенция сотрудника и ее оценка: Роттердамская шкала эмоционального интеллекта (REIS). Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018;7(2(23):417-420.

References

1. Andreeva I. N. Prerequisites for the development of emotional intelligence. Voprosypsikhologii. 2007;(5):57-65. (In Russ.).

2. Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. Emotional intelligence: theory, findings and implications Psikhologicheskoye issledovaniye. 2004;15(3):197-215. (In Russ.).

3. Michaelis N. Einfluss der emotionalen Intelligenz im Lehrerberuf: dis. Magier. PED. Wissenschaften: 050700. Hamburg. URL: https://pub-data.leuphana.de/frontdoor/deliver/index/docId/647/file/Masterarbeit_Michaelis.pdf (accessed on 30.11.2020). (In German).

4. Maksimova O. I. About some aspects of emotional intelligence and its use in higher education. Gumanitarnyye nauki. VestnikFinansovogo universiteta. 2021;(2):114-119. (In Russ.).

5. McCann Carolyn, Yixing Jiang, Luc E. R. Brown Emotional intelligence predicts academic achievement: a metaanalysis. Psychological Bulletin. 2020;146(2):150-186. URL: https://www.apa.org/pubs/journals/releases/bul-bul0000219.pdf (accessed on 30.11.2020).

6. Franke G., Crown D., Spak D. Gender differences in ethical perceptions of business practices: the perspective of social role theory. Zhurnal prikladnoy psikhologii. 1997;(82):920-934. (In Russ.).

7. Tsareva N. A. Erokhin A. K. Emotional competence of the employee and assessment: Rotterdam, the scale of emotional intelligence (REIS). Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya. 2018;7(2(23):417-420. (In Russ.).

Приложение [7, с. 419]:

1. Я всегда знаю, какие эмоции испытываю.

2. Я могу идентифицировать свои собственные эмоции.

3. Я знаю о своих собственных эмоциях.

4. Я понимаю, почему испытываю данные эмоции.

5. Я понимаю, какие эмоции испытываю.

6. В основном я в состоянии точно объяснить, как я себя чувствую.

7. Я могу судить правильно, если события затрагивают меня эмоционально.

8. Я знаю об эмоциях людей, окружающих меня.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Я знаю, какие эмоции испытывают другие.

10. Когда я смотрю на других людей, я вижу, что они чувствуют.

11. Я могу сочувствовать людям, окружающим меня.

12. Я понимаю, почему другие люди испытывают те или иные чувства.

13. Я могу различить эмоции других людей.

14. Я могу судить, если события затрагивают других эмоционально.

15. Я контролирую свои собственные эмоции.

16. Я могу легко подавить свои эмоции.

17. Я не позволяю своим эмоциям выйти наружу.

18. Я показываю свои эмоции, только когда это требуется.

19. Даже если я сердит, я могу оставаться спокойным.

20. Если я хочу, я могу не демонстрировать никаких эмоций.

21. Я управляю своими эмоциями при необходимости.

22. Я могу заставить кого-то чувствовать по-другому.

23. Я могу изменить эмоциональное состояние другого человека.

24. Я могу повысить или снизить накал эмоций.

25. Я оказываю сильное влияние на то, как другие себя чувствуют.

26. Я знаю, что сделать, чтобы улучшить настроение других.

27. Я знаю, как влиять на людей эмоционально.

28. Я в состоянии успокоить других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.