Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЕЙНЫХ РОЛЯХ'

ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЕЙНЫХ РОЛЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
106
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чеботарева В.А.

В статье представлены данные исследования представлений подростков о семейных ролях с разными типами гендерной идентичности. Выявлены возрастно-психологические особенности формирования гендерной идентичности, и факторы, влияющие на формирование представлений подростков о семейных ролях. Приведены результаты эмпирического исследования влияния типа гендерной идентичности на представления подростков о семейных ролях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чеботарева В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF GENDER IDENTITY OF ADOLESCENTS ON THEIR REPRESENTATIONS ON FAMILY ROLES

The article presents the research data on the representations of sub-shoots about family roles with different types of gender identity. Revealed psychological characteristics of the formation of gender identity, and factors that influence the formation of teenagers' views about family roles are revealed. The results of an empirical study of the influence of the type of gender identity on the representations of adolescents about family roles are presented.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЕЙНЫХ РОЛЯХ»

p 1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D 1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1 %82%D1%8B/938.

9.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 кл.) [утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413]. // Министерство образования и науки РФ. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--

p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1 %82%D1%8B/2365.

УДК 159.9

Чеботарева В.А. студент магистратуры 1 курс, факультет «Психолого-педагогического

и социального образования» ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

Россия, г. Волгоград Chebotareva V.A. postgraduate 1 course, faculty «Psycho-pedagogical and social education» Volgograd State Socio-Pedagogical University

Russia, Volgograd ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЕЙНЫХ РОЛЯХ INFLUENCE OF GENDER IDENTITY OF ADOLESCENTS ON THEIR REPRESENTATIONS ON FAMILY ROLES Аннотация: в статье представлены данные исследования представлений подростков о семейных ролях с разными типами гендерной идентичности. Выявлены возрастно-психологические особенности формирования гендерной идентичности, и факторы, влияющие на формирование представлений подростков о семейных ролях. Приведены результаты эмпирического исследования влияния типа гендерной идентичности на представления подростков о семейных ролях.

Ключевые слова: гендерная идентичность, распределение ролей, семейные роли, подростки.

Summary: the article presents the research data on the representations of sub-shoots about family roles with different types of gender identity. Revealed psychological characteristics of the formation of gender identity, and factors that influence the formation of teenagers' views about family roles are revealed. The results of an empirical study of the influence of the type of gender identity on the representations of adolescents about family roles are presented.

Key words: gender identity, distribution of roles, family roles, adolescents.

Происходящие в обществе глобальные процессы трансформации ведут за собой ряд определённых общечеловеческих проблем. Среди них отдельно выделяется тема перехода традиционных представлений о семейных ролях к альтернативным формам уклада семейной жизни. Современное молодое поколение оказалось в ситуации столкновения традиционных стереотипов гендерного поведения и семейной жизни их родителей, и современных представлений, навеянных временем, модой и СМИ. В этих условиях подросткам сложнее найти баланс между гендерными традициями и инновациями.

Проанализировав некоторое количество социально-психологической литературы, было замечено, что на данный момент подобных исследований не так много, в то время как актуальность данной темы растёт. В гендерной психологии наиболее известными являются исследования Т.В. Бендас, Е. Маккоби и К. Джаклин, а также В.Е. Каган, в которых описаны полоролевые установки и стереотипы мужественности-женственности у подростков. Образы мужчин и женщин в сознании подростков так же проанализированы в работах В.В. Абраменковой и Т.И. Юферевой. Они подчеркивают, что настоящей причиной различий между полами является не половая принадлежность сама по себе, а те различия (в социальном статусе и полоролевой позиции), которые заданы исторически сложившимися в культуре формами взаимоотношений у мужчин и женщин, нашедших своё отражение и в поведении современных детей. И.С. Клецина и О.А. Воронина наблюдают переоценку «гендерных» ценностей в современном обществе. Большой вклад в развитие гендерных исследований внёс И.С. Кон, который отслеживал, как нормативный канон маскулинности и реальные (или приписываемые им) психические черты мужчин трансформируются в мире, и каковы особенности протекания этих процессов в России.

Актуальность данной проблематики определила цель этого исследования - выявление взаимосвязи между гендерной идентичностью подростков и их представлениями о распределении семейных ролей. Объект исследования - представления подростков о семейных ролях. Предметом является гендерная идентичность как фактор формирования представлений о семейных ролях.

Приступая к исследованию, было предположено, что тип гендерной идентичности влияет на представления подростка о семейных ролях: чем ярче выражены характеристики традиционных типов гендерной идентичности (маскулинности и фемининности), тем более классическими будут их представления о семейных ролях.

Гендерная идентичность понимается как аспект самосознания личности, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола1, чувствует себя человек мужчиной или женщиной2.

1 Клецина И. С. Практикум по гендерной психологии. СПб.: Питер, 2003.

2 Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994.

Содержательные составляющие раскрываются через категории «маскулинность» (мужественность) и «фемининность» (женственность). Это поло-специфичные характеристики личности, которые выступают базовыми категориями при анализе гендерной идентичности.

Маскулинность - ожидаемая модель поведения, которую общество предписывает представителям мужского пола. Чаще ассоциируется с такими характеристиками, как независимость, активность, самоуверенность, рациональность, эмоциональная сдержанность.

Феминность - это предписываемая обществом и ожидаемая модель поведения от представительниц женского пола. Чаще ассоциируется с такими характеристиками как зависимость, неуверенность, пассивность, эмоциональность, сентиментальность и т.д.3

Существует и андрогинный (смешанный) тип. Концепция андрогинии разработана психологом С. Бем. Этот термин характеризует людей, успешно сочетающих в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества. Данная концепция основана на идее примирения полов. Она уходит от определений феминности и маскулинности и призывает к личностным проявлениям, отличающимся своим своеобразием и оригинальностью.

Формирование гендерной идентичности начинается с раннего детства. В подростковый период приобретает особую значимость, так как это время анализа полученного социального опыта и формирования на его основе образов будущей семьи. Юноши и девушки, выстраивая собственную картину окружающего мира, свой собственный образ «Я», не ограничиваются пассивным принятием гендерных норм и ролей, и стремятся самостоятельно и активно осознавать, осмысливать, формировать свою гендерную принадлежность. Половое развитие ребенка тесно связано с его общим развитием и происходит непрерывно, с момента рождения.

Подростковый возраст является переломным моментом в становлении гендерной идентичности, который приближает человека к своеобразной личностной завершенности4. В этот период закрепляются «мужские» и «женские» стили поведения у обоих полов, формируется собственная сексуальная ориентация. Развиваются качественно-новые взаимоотношения с представителями противоположного пола, которые начинают осуществляться в соответствии с общественно заданными гендерными ролями. Расширяется содержание ядра гендерной идентичности, и таком образом почти все компоненты её компоненты представлены в сознании человека к этому периоду.

Как один из важнейших институтов социализации, семья оказывает непосредственное влияние на формирование образа мира подростка и, в частности, на становление представлений о браке. Значительное влияние на

3 Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998.

4 Перегудина В.А. Особенности возрастного становления гендерной идентичности // Известия Тульского государственного университета, №1. Тула: ТулГУ, 2008.

формирование представлений о семейных ролях и укладе будущей семейной жизни подростка оказывают и современные культурные тенденции, в которых находит свое отражение смешение традиционных и новаторских взглядов на построение семейных отношений. Кроме того, на представления подростка о браке и семейных ролях оказывают влияние образовательные учреждения, сверстники и СМИ.

В рамках поставленных задач была разработана программа эмпирического исследования. Для выявления преобладающего типа гендерной идентичности было решено использовать модифицированный вариант опросника С. Бэм. Для исследования представлений подростков о семейных ролях выбран опросник «Распределение ролей в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская) и опросник «Пословицы» И.С. Клециной.

При анализе результатов по опроснику С.Бэм, у подавляющего большинства группы был выявлен андрогенный тип гендерной идентичности, который совмещает в себе мужские и женские роли.

По результатам опросника «Пословицы» было выявлено, что большинство респондентов придерживаются традиционных представлений в распределении семейных ролей. Была обнаружена некоторая тенденция к тому, что юноши больше подвержены традиционным взглядам в распределении семейных ролей, чем девушки. Так же было обнаружено, что некоторые роли, традиционно принадлежащие одному полу, взяли на себя представители другого пола.

В результате обработки данных статистического анализа были выявлены значимые связи у подростков с разным типом гендерной идентичности по трём показателям: представления о распределении семейных ролей в целом (методика «Пословицы»); представления о реализации семейной роли «воспитание детей»; представления о реализации семейной роли «организатора семейной субкультуры». Это говорит о том, что тип гендерной идентичности влияет на представления подростка о некоторых семейных ролях. В частности, на представление о распределении ролей в воспитании детей и организации семейной субкультуры. Однако относительно распределения остальных ролей такой взаимосвязи выявлено не было.

Таким образом, данные статистического анализа частично подтверждают выдвинутую гипотезу, так как характеризуют выборку подростков в большей степени с андрогинным типом гендерной идентичности.

На основе полученных результатов была разработана программа сопровождения процесса формирования гендерной идентичности подростков, ориентированная на расширение представлений и осознание собственной гендерной идентичности, и способов ее проявления, в том числе в области семейных отношений и распределении семейных ролей.

Использованные источники:

1.Бадертдинов Р.Р. Гендерная самоидентификация в современной молодежной среде // Материалы международной заочной научно-практ. конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. Новосибирск, 2013.

2.Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998.

3.Клецина И.С. Развитие гендерных исследований в психологии на Западе // Иной взгляд: Международный альманах гендерных исследований. Минск, 2001. № 3.

4.Клецина И. С. От психологии пола - к гендерным исследованиям в психологии // Вопросы психологии. 2003. № 1.

5.Клецина И. С. Практикум по гендерной психологии. СПб.: Питер, 2003.

6.Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1988. №2. 7Перегудина В.А. Особенности возрастного становления гендерной идентичности // Известия Тульского государственного университета, №1. Тула: ТулГУ, 2008.

8Радина Н.К., Терешенкова Е.Ю. Возрастные и социокультурные аспекты гендерной социализации и гендерной идентичности подростков // Вопросы психологии. 2006. № 5. 9.Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994.

УДК 336.027

Чернова Е. С. студент

4 курс, кафедра «Менеджмент» Научный руководитель: Николаева Н.А. Поволжский государственный университет сервиса

Россия, г. Тольятти ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИБЫЛЬНОСТИ И

РЕНТАБИЛЬНОСТИ БАНКА В статье рассматривается классификация прибыли, внутренние и внешние (которые в свою очередь состоят из интенсивных и экстенсивных, рыночных и административных) факторы, влияющие на формирование показателей прибыльности и рентабельности.

Ключевые слова: показатель прибыли, показатель рентабельности, классификация прибыли, внутренние и внешние факторы, основные факторы роста доходов.

Chernova E. S. Student

4th year, Department of Management Supervisor: Nikolaeva N.. Volga region state University of service

Russia, Tolyatti

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.