ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЕЙНЫХ РОЛЯХ ЛЮДЕЙ САНДРОГИННЫМ ТЕНДЕРОМ
THE FEATURES OF SELF-ESTEEM AND IDEAS ABOUT FAMILY ROLES OF PEOPLE WITH AN ANDROGYNE GENDER
О.В. Барканова, Е.В. Потапова O.V. Barkanova, E.V. Potapova
Гендер, гендерная идентичность, андрогинный, маскулинный, фемининный гендер, самооценка, представления о семейных ролях.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемой тендерной идентичности личности и особенностями самооценки и представлений о семейных ролях людей с андрогинным тендером в юношеском и взрослом возрасте. Проведено эмпирическое исследование в ряде организаций г. Красноярска по выявлению типов тендерной идентичности у работающих людей 18-40 лет, исследованы особенности их самооценки и представлений о семейных ролях. Результаты исследования, представленные в статье, подтвердили гипотезу о преобладании среди современных людей андрогинно-го тендера и наличии у андрогинов адекватной самооценки. По сравнению с другими гендерными типами у андрогинов более дифференцированы представления о семейных ролях и разделении семейных функций.
Проблема тендера в последнее время является популярным объектом зарубежных и отечественных научных исследований, хотя эти исследования имеют длинную историю. Широкий резонанс научные исследования по данной тематике стали приобретать в XIX веке с доминирующим вплоть до середины XX века представлением о биологической обусловленности психологического развития у представителей разного пола [Пашукова, Тер-Акопова, 2012]. В середине XX века, благодаря развитию науки и социальных институтов гражданского общества, психология половых различий концентрируется на изучении половых ролей и социально ожидаемых моделей поведения мужчин и женщин. В это же время оформляются такие базовые теоретические направления тендерных исследований, как психо-
Gender, gender identity, androgyne, masculine, feminine gender, self-esteem, ideas about family roles. The article deals with the issues connected with the problem of gender identity of a personality and the features of self-esteem and ideas about family roles of young and adult people with an androgyne gender. The empirical study conducted in a number of organizations in the city of Krasnoyarsk was aimed at revealing the types of gender identity among employed people aged 18-40 and also at studying the features of their self-esteem and ideas about family roles. The results of the study presented in the article confirmed the hypothesis about the prevalent androgyne gender among modern people and the availability of an adequate self-esteem among androgynes. Comparing to other gender types, androgynes have more differentiated ideas about family roles and the assignment of family functions.
аналитическое (3. Фрейд, P. Ассаджиоли, Э. Эрик-сон, Ж. Лакан и др.), когнитивное (Л. Кольберг, Г. Мартин и др.), теории социального научения (А. Бандура, X. Биллер, М. Вейнрауб и др.) [Кле-цина, 2001]. В результате многочисленных исследований формируются биогенетическая, биокультурная и социокульурная научные школы понимания тендера. Во второй половине XX века в науке появляется понятие тендера, впервые использованное Р. Столлером в работе «Пол и гендер» (1968), которое трактуется как психологическое и культурное образование, достаточно независимое от биологического пола. Такой подход в дальнейшем был поддержан многими учеными и положил начало новому научному направлению (так называемые «тендерные исследования») [Алешина, Волович, 1991; Бендас, 2001; Клецина, 2001].
<
са
Щ
УЗ
I ч
С
03
С
b
к
щ
ш m н
о
Рн < ^
CJ ^
О о
с Q
£
ы н К о
Рч
и
0
1
к
i и
«
и и
V S
ь
U
<с
Pi
и
в
S X
Н
U
W PQ
На современном этапе научных исследований по данной проблеме, учитывая огромное количество теорий, по-разному объясняющих причины тендерных различий, механизмы формирования тендерной идентичности и даже расходящихся в типологиях тендера (традиционно выделяют от двух до восьми тендерных типов), представляется сложным дать однозначное определение понятиям тендера и тендерной идентичности. Мы склонны придерживаться концепции, что тендерная идентичность представляет собой базовую структуру личной идентичности и может быть охарактеризована как социально-психологический феномен, продукт и процесс конструирования субъектом себя и социальной реальности посредством категорий маскулинности и феминности [Тёмки-на, 1996]. Относительно определения и сочетания последних категорий целесообразно упомянуть три современных научных подхода. Биполярный подход предполагает жесткую дифференциацию тендерной идентичности по признаку пола: мужчины обладают исключительно маскулинными характеристиками, женщины -фемининными. В рамках андрогинного подхода утверждается, что мужчины и женщины не обязательно должны соответствовать традиционным полеролевым моделям и могут сочетать в своем поведении как маскулинные, так и фемининные характеристики, вбирая в себя лучшее из обеих половых ролей. Мультиполярная модель тендерной идентичности сформировалась как компромисс между биполярным и андро-гинным подходами и содержательно включает в себя учет факторов биологического пола, маскулинность, феминность и андрогинность как особые психологические характеристики личности [Пашукова, Тер-Акопова, 2012].
На наш взгляд, значимую роль в исследованиях тендерной идентичности играют работы С. Бем, которая предположила, что половая дифференциация и типизация являются результатом гендерно-схематизированной переработки информации, связанной с маскулинностью и феминностью. Автор выделяет три типа тендерной идентичности (маскулинный, феминный, ан-
дрогинный) и дает подробный перечень черт, характерных для каждого тендера. Типично маскулинные черты включают независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе. К типично фемининным чертам относятся уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сопереживанию. Андрогины не обязательно являются носителем четко выраженной психологической маскулинности или фемининности, в личности могут быть на паритетных началах представлены существенные черты обоих типов, причем эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо, что повышает адаптивные возможности андрогинного типа [Bern, 1975].
Следует отметить, что в современном постиндустриальном обществе наблюдаются существенные изменения социальных, профессиональных и семейных ролей, в связи с чем возросли требования к адаптивным качествам личности, ее способности быть многофункциональной и ресурсной [Москвич, Диев, 2013]. В этой связи мы разделяем идею С. Бем, что андрогин-ный тендер является одной из важных характеристик личности, обеспечивающей гибкость и высокую адаптивность личности в современном социуме. Соответственно, на фоне стремительных изменений в обществе и сопутствующей перестройки личности стремительное увеличение количества людей с андрогинным тендером представляется нам вполне закономерным.
С целью поверки предположения о преобладании среди современных людей андрогинного тендера нами было организовано исследование (О.В. Барканова, Е.Ю. Пухова, 2013-2015). В исследовании участвовали 320 человек (150 мужчин и 170 женщин) юношеского и взрослого возраста (от 18 до 40 лет) [Пухова, 2014]. Большинство испытуемых - подчиненные, работающие по договору - 82 %, остальные 18 % - руководители разного звена; состоят в браке - 38 %, холостые - 41 %, разведены - 21 %.
Также в рамках исследования нами проверялось предположение о наличии у андрогинов адекватной самооценки и была исследована вза-
имосвязь самооценки с представлениями о семейных ролях у андрогинов. При этом использовались методики: «Полоролевой опросник» С. Бем и авторская методика исследования тендера Е.Ю. Пуховой, «Методика диагностики самооценки и уровня притязаний Т.В. Дембо - С.Я. Рубинштейн в модификации A.M. Прихожан», методика «Кто Я?» М. Куна и Т. Макпартленда, опросник «Распределение ролей в семье» Ю.Е. Алешиной, П.Я. Гозмана, Е.М. Дубовской.
Исследование тендера у мужчин и женщин показало преобладание у современных людей, независимо от пола, андрогинного тендера: по данным за 2014 г., 82 % мужчин и 85 % женщин -андротины. Лиц с фемининным тендером среди мужчин 1 %, среди женщин - 13 %; лиц с маскулинным тендером среди мужчин 17 %, среди женщин -2%. Примечательно наличие небольшой динамики в плане роста андрогинии и снижения других тендеров у данной выборки испытуемых (срезы 2013-2014). Количество андрогинов за год увеличилось у мужчин на 1 %, у женщин - на 4 %; количество лиц с фемининным тендером снизилось у мужчин на 0,3 %, у женщин - на 2,4 %; количество лиц с маскулинным тендером снизилось у мужчин на 1,3 %, у женщин - на 1,6 %.
Для исследования взаимосвязи тендерной идентичности, самооценки и представлений о семейных ролях использовался метод ранговой корреляции Ч. Спирмена (статистическая программа Statgraphics Plus v.5.0.). Достоверно выявлено, что уровень самооценки напрямую связан с тендером: (г=+0,21, р=0,0004) по методике С. Бем и (т=+0,16, р=0,0071) по методике Е. Пуховой. Это показывает, что люди с маскулинным тендером склонны иметь заниженную самооценку, люди с фемининным тендером - завышенную, а андротины - адекватную самооценку, что подтверждает наше предположение.
Исследование не выявило значимых связей представлений о семейных ролях с самооценкой и тендером. Есть лишь тенденция к положительной взаимосвязи уровня самооценки и роли хозяина / хозяйки в семье (т=+0,11, р=0,0646), а это значит, что представление о наличии роли
хозяики у жены напрямую коррелирует с высокой или даже завышенной самооценкой, и наоборот, отсутствие такой роли в репертуаре коррелирует с заниженной самооценкой.
Выявлены положительные высокодостоверные взаимосвязи ряда семейных ролей:
-роль воспитателя детей напрямую связана с обеспечением эмоционального климата (ролью психотерапевта) в семье (т=+0,31, р=0,0000) и ролью хозяина / хозяйки (т=+0,31, р=0,0000);
- роль «добытчика» (материальное обеспечение семьи) напрямую связана с ролью сексуального партнера (т=+0,22, р=0,0002);
- роль психотерапевта в семье напрямую связана с ролью хозяина (г=+0,36, р=0,0000), сексуального партнера (г=+0,14, р=0,0205) и организатора семейной субкультуры (г=+0,14, р=0,0142);
- роль организатора развлечений напрямую взаимосвязана с ролями хозяина (г=+0,17, р=0,0042), сексуального партнера (г=+0,23, р=0,0001), организатора семейной субкультуры (г=+0,17, р=0,0033).
Полученные данные означают, что, независимо от тендера, в представлениях современных людей практически все роли напрямую связаны друг с другом: если они видят жену в одной из названных ролей, то и во всех остальных ролях тоже, либо же все эти роли должны быть реализованы мужем. Можно предположить, что современные люди рассуждают по принципу «все или ничего» и либо они активны и во всех сферах «тянутодеяло на себя», либо пассивно перекладывают все обязанности на партнера.
Также нами было проведено исследование взаимосвязи самооценки и представлений о семейных ролях только на выборке андрогинов. Значимых связей самооценки и представлений о семейных ролях у андрогинов не выявлено. А положительные высокодостоверные взаимосвязи ряда семейных ролей дублируют картину, свойственную всей исследуемой выборке: обнаружены прямые взаимосвязи ролей сексуального партнера, «добытчика» (т=+0,19, р=0,0049) и организатора развлечений (т=+0,18, р=0,0079); организатора развлечений и организатора семейной субкультуры (г=+0,13, р=0,0490). Так-
<
аз
Щ
УЗ
I ч
С
03
С
b
к
щ
ш m н
о
Рн
<
CJ ^
О о
с Q
£
ы н К о
Рч
и
0
1
к
i и
«
и и
V S
ь
U
<с
Pi
и
в
S X
Н
U
W PQ
же есть тенденция к положительной взаимосвязи ролей психотерапевта и хозяина в семье (г=+0Д2, р=0,0717).
Однако при этом у андрогинов выявлены обратная взаимосвязь ролей воспитателя детей и организатора развлечений (г=-0Д5, р=0,0266) и тенденция к обратной взаимосвязи ролей психотерапевта и «добытчика» семьи (г=-0Д2, р=0,0650), то есть в представлении андрогинов эти роли должны быть реализованы в семье разными партнерами. Налицо некоторая гибкость в распределении семейных ролей и функционала по сравнению с данными по общей выборке.
Для более глубокого исследования взаимосвязей данные были подвергнуты кластер-
ному анализу (рис. 1, 2). На рис. 1 присутствуют все тендерные типы. Наблюдается наличие трех кластеров: 1-й кластер образуют самооценка и тендер (показатели 1, 2, 10); 2-й кластер образуют семейные роли «добытчика», сексуального партнера, организатора развлечений и семейной субкультуры (показатели 4, 6, 8, 9); 3-й кластер образуют показатели воспитателя детей, хозяина и психотерапевта в семье (показатели 3, 5, 7). Эти три кластера можно обозначить условно как «личностная идентификация», «активность и организация», «обеспечение тыла».
На рис. 2 представлены данные только по выборке андрогинов.
Ш О С
го
ч—I
сп Q
600 500 400 300 200 100 0
Dendrogram
Ward's Method,Squared Euclidean
C\l
00 CO O) CO LO
Рис. 1. Дендрограмма кластерного анализа (показатель 1 - уровень самооценки; 2,10-гендер по методикам С. Бем и Е.Ю. Пуховой; 3-9 - семейные роли)
0) О С
го "go О
Dendrogram
Ward's Method,Squared Euclidean
Рис. 2. Дендрограмма кластерного анализа, выборка андрогинов (показатель 1 - уровень самооценки; 2-8 - семейные роли)
Результаты кластерного анализа показали наличие трех кластеров: 1-й кластер образуют самооценка, роли организатора семейной субкультуры и «добытчика» (показатели 1, 3, 8); 2-й кластер образуют семейные роли организатора развлечений и сексуального партнера (показатели 5, 7); 3-й кластер образуют показатели хозяина семьи, психотерапевта и воспитателя детей (показатели 2, 4, 6). Эти три кластера можно условно обозначить как «обеспечение и сохранение», «получение удовольствия», «обеспечение тыла». Очевидно, у андрогинов разделены получение удовольствия, психотерапевтическая функция и роль добытчика и стратега, при этом самооценка связана с материальным обеспечением и организацией субкультуры в семье.
Таким образом, по результатам исследования подтвердились гипотезы о преобладании среди современных людей андрогинного ген-дера и о наличии у андрогинов более адекватной самооценки по сравнению с другими тендерными типами. В представлениях о семейных ролях у андрогинов по сравнению с другими тендерными типами наблюдается больше дифференциации ролей и функционала в семье. Полученные результаты и выводы могут быть использованы в личностном и семейном консультировании, ассессменте, социологических исследованиях.
Библиографический описок
1. Алешина Ю.Е., Волович A.C. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 74-82.
2. Бендас Т.В. Тендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 87-95.
3. Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты тендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии 2000. № 2. С. 65-69.
4. Клецина И.С. Развитие тендерных исследований в психологии на Западе // Иной взгляд: междунар. альманах тендерных исследований 2001. Март. С. 18-21.
5. Клецина И.С. Самореализация личности и тендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. А.А. Реана, Л.А. Коростылевой. СПб.,1998. Вып. 2. С. 188-202.
6. Москвич Ю.Н., Диев B.C. Образование на пути к новым берегам: поиски ответа на глобальные вызовы // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013 № 2. С. 14-23.
7. Пашукова Т. И., Тер-Акопова А.С. Теоретический анализ становления понятий тендера и тендерной идентичности в психологии // Вестник МГЛУ. 2012. № 640 С. 122-132.
8. Пухова Е.Ю. Взаимосвязь представлений о семейных ролях и самооценки людей с ан-дрогинным тендером: дис. ... магистр. / Краснояр. гос. пед ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. 137 с.
9. Тёмкина А.А. Женский путь в политику: тендерная перспектива // Тендерное измерение социальной и политической активности в переходный период: труды Центра независимых социальных исследований. СПб.: ЦНСИ, 1996. Вып. 4. С. 19-32.
10. Bern S.L. Sex role adaptability - one consequence of psychological androgyny // J. of Pers. and Soc. Psychol. 1975. No. 31. P. 634-643.
11. Bern S.L. The measurement of psychological androgyny // J. of Consulting and Clin. Phy-schology. 1974. No. 42. P. 155-162.
<
¡2 tS
I
4
с
03
С
b
к
щ
ш m н
о
Рн
<
CJ ^
О о
с Р
£
ы н К о
Рч
и
0
1
к
i и
«
и и
V S
ь
U
<с
Pi
и
и
S
т
н
и
W PQ