ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА СТАНОВЛЕНИЕ
ЛИЧНОСТИ
Портная Светлана Анатольевна
психолог, муниципальное автономное учреждение центр «Спектр» РФ,
г. Хабаровск E-mail: [email protected]
INFLUENCE OF GENDER IDENTITY ON THE FORMATION OF
PERSONALITY
Svetlana Portnaya
psychologist of municipal autonomous institution center "Spektr", Russia
Khabarovsk
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена влиянию гендерной идентичности на становление личности. В статье идет речь о возможных деформациях гендрной идентичности. Приведена взаимосвязь гендерной идентичности с автобиографической памятью, которая может служить ресурсом для формирования гендерной идентичности.
ABSTRACT
The article is dedicated to the influence of gender identity on the formation of personality. The question stated in the article is about possible deformations of gender identity. There is shown an interconnection of gender identity with autobiographical memory, which could serve as a source for gender identity formation.
Ключевые слова: идентичность; личность; социализация; автобиографическая память.
Keywords: identity; personality; socialization; autobiographical memory.
Процесс становления личности всегда очень сложный, многофакторный и противоречивый. Он включает в себя множество компонентов, взаимоотношений, мотивов. Это длительный процесс, который всегда связан с конкретными условиями, в которых существует человек, с особенностями его
общения, познания и деятельности. При этом очень важно, какую роль в этом процессе играет сам человек. Ведь для успешного своего существования он должен быть субъектом своего жизненного конструирования. Именно субъектом, то есть автором своего жизнестроительства.
Не для кого не секрет, что человек социальное существо. И от того, каким образом он научится взаимодействовать с другими, будет зависеть то, насколько успешным будет его жизненный путь в целом. Личностные качества, развивающиеся у человека в онтогенезе, проявляются только во взаимодействии с социуумом. С самого раннего детства ребенка окружают взрослые люди, без которых процесс его становления как личности невозможен. Воспитывая и обучая ребенка, взрослые тем самым оказывают влияние на его развитие, на то, каким он вырастит, на его социализацию в целом. Социализация предполагает «процесс, посредством которого индивид приобретает знания, ценности, социальные навыки и социальную чувствительность, которые позволяют ему интегрироваться в общество и вести себя там адаптивно» [2, с. 283].
В процессе социализации формируется идентичность человека (в том числе и гендерная) и необходимость сохранения ее в современном обществе становится весьма актуальной. В связи с тем, что современный человек вынужден существовать в условиях постоянных преобразований (социальных, экономических, политических и др.) для него особое значение приобретает возможность сохранения своего истинного «Я». Человек осознает необходимость сохранения своей автономности, бытийности, чтобы успешно взаимодействовать и уверенно себя ощущать.
Важным условием становления идентичности человека является его социальное окружение. И в первую очередь это самое близкое окружение — та семья, в которой человек находится с момента своего рождения. Социальное окружение влияет и на формирование гендерной идентичности, главными характеристиками которой можно назвать мужественность и женственность.
С момента рождения ребенка у супругов появляются новые социальные роли — отца и матери. Освоение молодыми родителями новых для них социальных ролей и функций оказывает влияние на становление ребенка как личности. Приемы, методы и стиль воспитания по отношению к сыну или дочери сказываются на всей дальнейшей жизни человека. Причисление новорожденного ребенка к одному из двух классов пола на всю жизнь определяет особенности его поведения и воспитания. Именно в семье ребенок получает свой первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в соответствии с мужской или женской ролью.
Парадоксальным, на наш взгляд, является тот факт, что у считающих себя грамотными и все знающими о воспитании родителей, может вырасти ребенок с нарушенной гендерной идентичностью. Мы склонны отнести это к самому раннему периоду развития, когда родители полагают, что их ребенок еще совсем мал и ничего не понимает. Однако мы считаем, что это не так. Все нюансы воспитания, даже самые незначительные, способны в дальнейшем «сказать свое веское слово».
Очень важным для становления личности является факт принятия ребенка взрослыми, в первую очередь родителями, таким, какой он есть. К сожалению, сегодня можно встретить родителей, которые еще до момента рождения ребенка, мечтают о появлении на свет малыша определенного пола. Но что происходит, когда их ожидания не оправдываются и, например, вместо запланированной девочки рождается мальчик. Родители, казалось бы, горячо любящие и проявляющие заботу к своему ребенку, наивно полагают, что он в силу своего раннего возраста не способен осознавать происходящее, могут, к примеру, примерять на сына девичьи вещи и украшения, полагая, что это никак не скажется на его развитии, так как он еще совсем маленький. А ведь такое поведение родителей может продолжаться вплоть до поступления ребенка в школу... Ведь никто точно не определяет, в какой именно момент ребенок перестает быть маленьким и становится большим. Хочется отметить, что
родители, прежде всего, должны видеть в ребенке личность и уважать эту личность в соответствии с принадлежностью к определенному полу.
Становление личности обладает и такой особенностью как самобытность, и огромное влияние на это становление оказывает автобиогрфическая память. «Воспоминания детства подобно зеркалу; в них человек в позднейшие годы видит первые представившиеся ему образы. Первые впечатления навсегда останутся с ребенком» [6, с. 44]. В дальнейшем, войдя в мир взрослых, личностные проявления будут зависеть и от того, как ребенок себя идентифицировал, с каким гендером.
На наш взгляд, гендерная идентичность коррелирует с таким понятием, как автобиографическая память. Автобиографическая память включает в себя воспоминаниями о личностно значимых событиях и состояниях и помогает ощутить тождественность самому себе. Воспоминания необходимы человеку; на их основе происходит осмысление жизни. Нарушения и искажения в автобиографической памяти могут привести к различным проблемам и деформациям. В свою очередь многие проблемы и деформации связаны с нарушением идентичности. Примером такого нарушения может стать полоролевая идентичность. Характеризуясь как единство поведения и самосознания индивида, относящего себя к определенному полу и действующего в соответствии с требованиями к соответствующей половой роли, полоролевая идентичность является базовым источником социализации. Социализация представляет собой процесс вхождения личности в социальную среду и продолжается в течение всей жизни человека. Как известно личностью не рождаются, а становятся, и формирование гендерной идентичности может оказать существенное влияние на развитие всей личности в целом.
Лишь естественное развитие ребенка не может гарантировать, что он вырастит мужчиной или женщиной с точки зрения социально-психологических характеристик. В современной психологической науке наряду с понятием биологический пол, ученые выделяют понятие «психолоический пол». Последний связан с половой идентичностью, с возможностью проигрывать
мужскую или женскую роль. По утверждению Л.Б. Шнейдер, половая роль — это «некоторая система предписаний, модель поведения, которую должен усвоить и которой должен соответствовать индивид, чтобы его признали мужчиной или женщиной» [7, с. 38].
Известно, что к 1,5—2 годам ребенок уже знает о своей принадлежности к определенному полу, к 5—7 годам у него формируется гендерная идентичность. На этом этапе главную роль играет близкое окружение ребенка — семья. Именно в семье ребенок получает первый опыт социального взаимодействия, первые представления о своем и противоположном поле. По утверждению Э. Эриксона «...между полами имеется глубокое различие в восприятии человеческого тела. Речь здесь скорее о склонностях и предпочтениях, нежели об исключительной способности, ибо и мальчики и девочки (одного возраста и примерно одинакового развития) быстро научаются имитировать пространственные модели противоположного пола» [8, с. 287].
Сегодня мы вынуждены признать, что в обществе растет явление андрогинии, то есть сглаживание половых различий. Да, возможно, в каких-то ситуациях это оправдано и даже необходимо. Но если заглянуть вглубь проблемы, то это приводит к различным деформациям, которые мы можем наблюдать все чаще. Одной из таких деформаций, на наш взгляд, является приобретение негативной гендерной идентичности.
Для развития ребенка с правильной гендерной идентичностью важными являются гендерные характеристики родителей, стиль их воспитания, характер взаимоотношений в семье. Однако, как указывает М.Н. Зыкова «...процессы изменения в институте семьи, смены ролей в браке, как следствие — изменение стереотипов воспитания также могут затруднить формирование половой самоидентификации и полового поведения ребенка и подростка» [3, с. 116].
Развитие и становление личности ребенка проходит не само по себе, он является активным субъектом в этом процессе. Анализ жизненных ситуаций, обобщение результатов деятельности и собственного поведения — вот
немаловажные характеристики личностного развития, которые становятся возможными благодаря наличию автобиографической памяти.
Не вызывает сомнения, что автобиографические воспоминания отличаются избирательностью. Соответственно содержание воспоминаний отражает направленность личности, эмоционально-волевую и потребностно-мотивационную сферы личности.
Влияние автобиографической памяти на становление личности трудно переоценить. Человек постоянно «оглядывается» на свое прошлое, рефлексирует свой жизненный путь, и благодаря этому имеет возможность своего дальнейшего успешного развития. Прошлое — составная часть личности. Целостная личность невозможна без прошлого.
Событие жизни, которое запечатлено в автобиографической памяти является особо ценным для человека, а, следовательно, будет оказывать существенно влияние на последующее развитие личности. В связи с этим, автобиографическую память можно представить в качестве ресурса формирования гендерной идентичности.
Уже в подростковом возрасте появляется возможность осознания себя мужчиной или женщиной во взаимодействии биологических и социальных детерминант. В случае несовпадения биологических и социальных факторов гендерная идентичность может быть нарушена.
Еще одним важным этапом социализации является юношеский возраст, в котором человек размышляет о смысле жизни, своем предназначении. У него формируется собственное мировоззрение, которое (наряду с профессиональным становлением, выбором спутника жизни) также связано с формированием своего внутреннего образа «Я» как представителя определенного пола. Образ себя как мужчины или женщины, на наш взгляд, влияет на всю жизнь человека, определяет жизненный путь личности и возможность самоакутализации. Осознание человеком своей принадлежности к определенному полу и соответствие мужскому или женскому поведению влияет на удовлетворенность или неудовлетворенность своей гендерной ролью и жизнью в целом.
Следовательно, гендерная идентичность влияет на возможность самореализации человека.
Таким образом, гендерная идентичность — является важнейшим условием становления личности, которая характеризует человека как представителя мужской или женской роли.
В течение всей своей жизни человек сталкивается с разнообразными событиями: важными, яркими, значимыми. Некоторые из них могут стать поворотными в жизни человека и изменить его мировосприятие. С.Л. Рубинштейн, уделяя внимание понятию «жизненный путь», представляет его как некую целостность, но, в тоже время, состоящую из этапов, каждый из которых может стать поворотным в жизни личности. Каждый возрастной этап развития человека играет важную роль в жизненном пути личности. По С.Л. Рубинштейну, человек может изменить собственную историю с помощью своих поступков и действий. Такого рода изменения будут являться «поворотными этапами» в жизни человека. Это узловые моменты, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется дальнейший жизненный путь человека [5].
Подводя итог сказанному, следует отметить, что удовлетворенность собой как мужчиной или женщиной в зрелой жизни закладывается в детстве и в будущем дает возможность успешного развития и самореализации. Существенную роль на становление личности оказывает гендерная идентичность, которую можно охарактеризовать как осознание своей связи с представителями своего пола.
Список литературы:
1. Бем С.Л. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М.: Издательство: Российская политическая энциклопедия, 2004. — 336 с.
2. Большой толковый психологический словарь. Т. 2. (П-Я); Пер. с англ. /Ребер Артур. ООО «Издательство АСТ», 2001. — 560 с.
3. Зыкова М.Н. Фольклоротерапия. М.: Издательство Моковского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 160 с.
4. Идентичность: Хрестоматия/ Сост. Л.Б. Шнейдер. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 272 с.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, 4-издание, СПб.: «Питер», 2004. — 678 с.
6. Смайлс С. Сочинения: В 2 т. Т. 1: Характер/ Пер. с англ. С. Майковой; Предисл. А. Никольской. М.: Терра, 1997. — 336 с.
7. Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. — 128 с.
8. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис: пер. с англ./ Э. Эриксон. 2-е изд. М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. — 352 с.