Научная статья на тему 'Гендерная идентичность личности и динамика ее формирования в юношеском возрасте'

Гендерная идентичность личности и динамика ее формирования в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5488
538
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГЕНДЕРНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хасанова Светлана Альбертовна

Цель настоящей статьи изучение особенностей формирования гендерной идентичности в юношеском возрасте. Гендерная идентичность, являясь частью социальной идентичности личности, предполагает самоидентификацию с определенным полом; единство сознания и поведения индивида, относящего себя к тому или иному полу. Юношеский возраст, а именно завершающий этап юности, является решающим периодом развития гендерной идентичности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендерная идентичность личности и динамика ее формирования в юношеском возрасте»

УДК 159.9:316.356

Хасанова Светлана Альбертовна

старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса Нефтекамского филиала Башкирского государственного университета svetlana. khasanova@mail. ru Svetlana А. Khasanova senior Lecturer Department of Criminal Law and Procedureof Higher Education Bashkir State University, Neftekamsky branch Neftekamsk svetlana.khasanova@mail.ru

Тендерная идентичность личности и динамика ее формирования в юношеском возрасте

Gender identity of the personality and dynamics of her formation at youthful age

Аннотация. Цель настоящей статьи - изучение особенностей формирования гендерной идентичности в юношеском возрасте. Гендерная идентичность, являясь частью социальной идентичности личности, предполагает самоидентификацию с определенным полом; единство сознания и поведения индивида, относящего себя к тому или иному полу. Юношеский возраст, а именно завершающий этап юности, является решающим периодом развития гендерной идентичности личности.

Ключевые слова: личностная идентичность, социальная идентичность, гендерная идентичность, гендерная дифференциация.

Abstract. The purpose of this article - to study the features of gender identity in adolescence. Gender identity, as part of the social identity of the person, involves self-identification with a particular sex; the unity of consciousness and behavior of the individual who consider themselves to one or other sex. Adolescence, namely, the final stage of adolescence is a critical period in the development of gender identity of the individual.

Keywords: personal identity, social identity, gender identity, gender differentiation.

Осознание своей гендерной принадлежности является частью «Образа Я» (англ. «self» - мое я, собственная личность) и неразрывно связано с развитием самосознания, как интериоризированного социального сознания. Интеграция самосознания ведет к осознанию себя в единстве всех проявлений (идентификация, идентичность), к осознанию своей особенности,

уникальности (дифференциация), и, наконец, к появлению суждений в отношении себя и самооценке своей личности (рефлексия).

Идентичность - существенное, постоянное, внутреннее, субъективное понятие человека о себе, позволяющее рассмотреть сходство с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости [1, с.11]. Идентичность человека развивается всю жизнь, может идти как в прогрессивном, так и регрессивном направлении. При определенных, неблагоприятных обстоятельствах процесс формирования идентичности может задерживаться или может происходить возвращение к более ранним, примитивным её формам. Имеется заключение [7] о том, что на возникновение нарушений идентичности влияют психотравмирующие ситуации в детстве. В качестве причин, способствующих развитию негативной гендерной идентичности, например, у подростков, отмечается развод родителей [8]. Фактором, способствующим формированию негативной идентичности, является интернализация подростками негативного имиджа родителей. Кризис гендерной идентичности может создавать предпосылки для развития личностных расстройств и различных форм отклоняющегося поведения.

Социальная идентичность понимается как принадлежность к той или иной группе, включенность в какую-либо социальную категорию, как «поиск своего места в жизни» [1, с.141]. Размышляя об идентичности и идентификации, Э. Эриксон исходил из того, что «психологическая идентичность развивается из постепенной интеграции всех идентификаций» [10, с.544]. Данное понятие понимается как принятие и отождествление себя в мужской или женской роли и включает в свою структуру гендерную идентичность и собственно полоролевую идентичность - усвоение и выполнение ролей мужчины и женщины. Идентификация как психический процесс лежит в основе естественного стремления перенять черты социальной группы или конкретного человека, чтобы ощущать себя защищенным, сопричастным, согласованным с другими. В некоторых своих вариантах, гендерная идентификация может проявлять себя в виде конформизма, в процессе изменения аттитюдов, мнения, восприятия человека в сторону согласия с мнением или позицией других людей.

Гендерная идентичность - часть социальной идентичности личности. Она предполагает самоидентификацию с определенным полом; единство сознания и поведения индивида, относящего себя к тому или иному полу. Необходимо понимание основных свойств гендерной идентификации: устойчивость-изменчивость, традиционность-мобильность, динамичность-стереотипность.

Большинство характеристик и свойств, образующих гендерную идентичность, культурно обусловлены. Можно отметить каналы, наиболее значимые для формирования гендерной идентичности:

1. Семейно-бытовые обычаи (включая половые роли и ожидания в отношении супружества и родительства).

2. Религиозно-бытовые традиции.

3. Предметно-вещная культура.

4. Образовательные учреждения.

5. Средства массовой информации.

В процессе своего становления гендерная идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с возрастными этапами психического и физического развития человека. Первичная идентификация человека происходит в соответствии с биологическим полом и формируется на врожденной основе через подражание взрослому, примерно в возрасте около первого года жизни. Первичная половая дифференциация - идентификации отличительных признаков мужчин и женщин, возникает в возрасте до двух лет жизни.

Первое понимание стабильности и изменяемости внешних признаков, особенностей поведения мужчин и женщин происходит до трехлетнего возраста. После трех лет происходит формирование образа тела и отношение к нему, ребенок имеет интерес к телесной конструкции человека, в том числе к половым различиям. Половой диморфизм в строении тела, различия в выполняемых функциях в семье, обществе определяет для себя гендерную дифференциацию и идентификацию личности.

Начальный этап формирования полоролевых позиций происходит в дошкольном детстве. Основным механизмом формирования идентичности является идентификация со значимыми людьми. Сюжетно-ролевая игра, как ведущая деятельность, позволяет освоить механизм идентификации [4]. Половая идентификация к концу дошкольного детства сформирована практически у всех детей, однако в ее основе чаще всего лежат внешние половые признаки. Более существенные половые признаки (интересы, деятельность, физиологические особенности и др.) в большинстве случаев (70 %) дети этого возраста не осознают.

В подростковом возрасте отмечаются значительные биологические преобразования в организме, внешний облик подростка и его физические черты начинают волновать подростка, происходит появление вторичных половых признаков, причем физическое развитие мальчиков значительно отстает от развития девочек. Соответствие физического развития ребенка стандартам, принятым в группе его сверстников, становится определяющим фактором в его социальном признании, положении в группе. Экспериментально доказано, что восприятие физического облика другого человека в сознании подростка затем переносится и на восприятие подростком самого себя, возможна гиперболизация представлений о людях своего и противоположного пола. Для того, чтобы пользоваться успехом у противоположного пола, подростки должны соответствовать традиционным половым нормам. Осознание своей внешности влияет на формирование многих качеств личности [5]. Результаты исследования формирования идентичности в раннем и среднем подростковом возрасте позволили сформулировать парадигму формирования идентичности, основанную на подчеркивании им значимости интра- и интерперсональных аспектов взаимодействий [6]. Интимно-личностное общение способствует самоидентификации и презентации себя как полноценного представителя

своего пола, определенной социальной группы, способствующей признанию со стороны референтной группы людей, если поведение подростка не соответствует ожидаемому, происходит конфликт между личностью и группой.

По мнению ряда авторов, к концу юношеского возраста происходит завершение формирования полоролевых позиций.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для изучения особенностей формирования гендерной идентичности в юношеском возрасте нами была применена методика «Кто я» авторов М.Куна и Т. Мак-Партленда [9, с.180-187]. Всего приняли участие в исследовании 165 респондентов-добровольцев, из них 50 мужчин и 115 женщин. Мы включили в исследование респондентов, достигших 18-23 лет (поздняя юность или начало зрелости - Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Д. И.Фельдштейн) и респондентов, имеющих возраст старше 23 лет (зрелый возраст) с целью проведения анализа динамики формирования гендерной идентичности лиц юношеского возраста.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Полученные данные обрабатывались методом контент-анализа. Для выявления самооценки гендерной идентичности мы включили дополнительные процедуры, предлагая оценить респондентам обозначенные качества или черты по баллам от «-5» (худшее проявление качества или черты), до «+5» (как лучшее проявление черты).

Таблица

Распределение ответов по методике «Кто Я»

категории юношеский возраст 18-23 год (51 % от числа опрошенных) зрелый возраст от 24 лет (49 % от числа опрошенных)

юно ши средн яя оцен ка девуш ки средн яя оцен ка мужчи ны средн яя оцен ка женщи ны средн яя оцен ка

обозначение своего пола напрямую 6% 4 60% 4,5 28% +5 35% +5

косвенное обозначение своего пола через социальные роли 8% +4 80% +4,3 62% +4,8 57% +4,8

обозначение своего пола отсутствует вовсе 44% - 11% - 39% - 19% -

сексуальност ь и сексуальная роль 6% +5 4,7% +4,3 5% +5 6% +5

маскулинные качества 56% +4 8% +1 55% +4,7 9% +4.7

феминные качества 4% +4,6 60% +4 23% +4,7 95% +4,7

проблемная гендерная идентичность 20% - 0 - 0 - 0 -

перспективно е Я» 4% +5 13% +5 5% +5 13% +5

описание своих физических данных 32% +3,5 10% +3,5 5% +5 9% +5

указанные пристрастия в еде 0 - 14% +3,8 0 - 3% +4

принятие своей привлекатель ности 36% +4,6 82% +3,5 16% +4,5 31% +4,2

На основании проведенного анализа эмпирических данных выявлено, что 60% девушек в конкретных словах напрямую обозначают свой пол, юношей же, напрямую обозначающих свой пол (парень, мужик, мужчина), только 16%. Обозначение своего пола отсутствует вовсе у 44% юношей и 11% девушек. Девушки в большей степени идентифицируют себя в семейно-поколенческих терминах (дочь, сестра, внучка, племянница) - 80%, чем юноши - 28%. Свою сексуальную роль и сексуальность (любовник, половой гигант) чаще указывают юноши (16%), чем девушки (4,7%). Только у юношей были ответы, связанные с проблемной гендерной и социальной идентичностью (дед, Халк, человек-паук, мозг, будущий президент, Князь всея Руси, птица). Оценивалась также физическая идентичность, включающая в себя описание своих физических данных (сильный, спортивный, стройный, длинноногий, толстый и пр.), пристрастий в еде. Признак принятия своей привлекательности (элегантный, красивый, привлекательный и пр.) проявился у 82% девушек и 36% юношей.

При измерении категории «Перспективное Я» у 13% девушек и 4% юношей имеются семейная перспектива: пожелания, намерения, мечты, связанные с семейным статусом (будущая жена, будущая мать, будущий отец). Маскулинные качества (защитник, сильный, уверенный, наглый, злой, энергичный и пр.) указали 56% юношей и 8% девушек. Феминные качества

(нежность, заботливость, скромность, послушность, ранимость) подчеркнули 56% юношей и 8% девушек.

В ответах респондентов зрелого возраста проблемная гендерная идентичность не выявлена. У мужчин в ответах в шесть раз чаще присутствовали ответы, что они обладают феминными качествами. Женщины в 95% ответах подчеркивали, что обладают феминными качествами, но в четыре раза реже указали на свою привлекательность.

ВЫВОДЫ

Таким образом, идентичность не дается индивиду сразу при рождении, а формируется в результате суммы общей сложности взаимодействия его природных задатков и социализации. Гендерная идентичность - часть социальной идентичности личности, предполагающая самоидентификацию с определенным полом; единство сознания и поведения индивида, относящего себя к тому или иному полу. Гендерная идентичность человека начинает формироваться в младенчестве, проходя ряд этапов. Дестабилизация социально значимых отношений неизбежно приводит к кризису гендерной идентичности.

Динамика формирования гендерной идентичности личности в юношеском возрасте имеет психологические особенности. У девушек усиливается интерес к своей внешности, возникает завышенная оценка ее значения, рост самооценки, увеличением потребности нравиться противоположному полу. У юношей же возникает фетишизация силы и мужественности. В зрелости человек сам является объектом для подражания, женщины и мужчины спокойнее относятся к своим физическим особенностям и ориентируются больше на конструктивное взаимодействие между полами. Юношеский возраст, а именно завершающий этап юности, является решающим периодом развития гендерной идентичности личности. Дальнейшие изменения представляют уже не развитие и формирование, а трансформацию в зависимости от условий жизнедеятельности конкретного человека: наличие семьи, детей и взаимоотношений с противоположным полом и иных факторов.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М: Издательская группа «Прогресс»., 1996 - 344 с.

[2] Tajfel, H., & Turner, JC (1986). The social identity theory of intergroup behaviour. In S. Worchel & WG Austin (Eds.),Psychology of Intergroup Relations (- Р. 7-24). Chicago, IL: Nelson-Hall.

[3] Phinney, J. S., & Rotheram, M. J, (1987). Children's ethnic socialization: Pluralism and development. Newbury Park.

[4] Развитие социальных навыков детей 5-7 лет: познавательно-игровые занятия /Авт.-сост. О.Р. Меремьянина. - 2-е изд. , 2013. - С. 87.

[5] Психология подростка. Крутецкий В.А, Лукин Н.С. Гос. учебно-педагог. Изд-во, 1959 - 238 с.

[6] Ильин Е.П. Пол и гендер. СПб.: Питер, 2010. - 688 с.

[7] Espin, Espin, OM (2006). Gender, sexuality, language, and migration.In R. Mahalingam (Ed.), Cultural psychology of immigrants (- Р. 241-258).

[8] Hanna Malewska-Peyre:Marginalites et troubles de la socialisation (Psychologie d'aujourd'hui) (1993)

[9] Кун М., Макпартленд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология. Тексы / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровский. М., 1984. -С.180-187.

[10] Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко . — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.

REFERENCES

[1] Erickson E. Identity: Youth and Crisis. M: Publishing Group ""Progress"., 1996 - 344p.

[2] Tajfel, H., & Turner, JC (1986). The social identity theory of intergroup behaviour. In S. Worchel & WG Austin (Eds.), Psychology of Intergroup Relations (- Р. 7-24). Chicago, IL: Nelson-Hall.

[3] Phinney, J. S., & Rotheram, M. J, (1987). Children's ethnic socialization: Pluralism and development. Newbury Park,

[4] The development of social skills of children 5-7 years: cognitive-game classes / Avt.-status. OR Meremyanina. - 2-e ed. , 2013 - Р. 87.

[5] Psychology teen Krutetskiy VA, Lukin NS State. teaching and teacher. Publishing House, 1959 - 238p.

[6] EP Ilyin Sex and gender. Petersburg.: Peter, 2010 - 688p.

[7] Espin, Espin, OM (2006). Gender, sexuality, language, and migration.In R. Mahalingam (Ed.), Cultural psychology of immigrants (- Р. 241-258).

[8] Hanna Malewska-Peyre: Marginalites et troubles de la socialisation (Psychologie d'aujourd'hui) (1993)

[9] Kun M. McPartland T. An empirical study of the individual units themselves // Modern foreign social psychology. Tex / Ed. G.M. Andreeva, N.N. Bogomolova, LA Petrovsky. M., 1984, - Р.180-187.

[10] Mescheryakov B. ZinchenkoV. Significant psychological dictionary / Comp. And Society. Ed. B. Mescheryakov V. Zinchenko. - St. Petersburg .: prime EVROZNAK, 2004 - 672р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.