- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -
УДК 159.9.072
Н. В. Матвеева
Влияние гаджетов на развитие памяти у младших школьников
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия
Аннотация. Актуальность развития памяти возрастает с каждым годом. Это все объясняется тем, что на современного ребенка наваливается все большее количество новой информации. Особенно этот вопрос актуален для младших школьников. Наш современный мир непрерывно и быстро меняется. С самого рождения дети сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Интерактивные игрушки, компьютерные игры - это все повседневное занятие современных детей. Как влияет весь этот технический прогресс на всеобщее развитие и психику ребенка? Это самый волнующий вопрос на сегодня, которым всерьез озадачены педагоги и психологи. Существуют различные специально разработанные сайты для развития познавательных процессов и получения новых умений и навыков. А из минусов стоит отметить то, что излишнее увлечение может негативно воздействовать на физическое развитие и здоровье ребенка. Одним из основных условий эффективности обучения детей младшего школьного возраста является учет возрастных и индивидуальных особенностей памяти. Поэтому со стороны педагогов, психологов в период начального обучения должно уделяться самое пристальное внимание развитию памяти.
Ключевые слова: младшие школьники, память, гаджеты, развитие, учеба, успеваемость, познаватель-ность.
N. V. Matveeva
The influence of gadgets on the development of memory in young schoolchildren
M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia
Abstract. The relevance of memory development is increasing every year. This is all due to the fact that more and more new information is piled on the modern child. This issue is especially relevant for younger students. Our modern world is constantly changing rapidly. From birth, children are confronted with modern high-tech advances. Interactive toys, computer games are all the daily activities of modern children. How does all this technical progress affect the general development and psyche of the child? This is the most exciting question for today, which teachers and psychologists are seriously puzzled by. There are various specially designed sites for the development of cognitive processes and the acquisition of new skills and abilities. And of the minuses, it is worth noting that - excessive hobby can negatively affect the physical development and health of the child. One of the main conditions for the effectiveness of teaching children of primary school age is taking into account the age and individual characteristics of memory. Therefore, on the part of teachers, psychologists, during the period of initial training, memory should be given the utmost attention.
Keywords: young schoolchildren; memory; gadgets; development; study; academic performance; cognition.
МАТВЕЕВА Наталья Васильевна - ст. преп. Института психологии, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия. E-mail: [email protected]
MATVEEVA Natalia Vasilievna - senior lecturer, Institute of Psychology, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.
Введение
В чем же заключаются вред и польза гаджетов для здоровья и развития ребенка? Гаджеты могут стать таким же развивающим инструментом, как более традиционные игрушки [1]. Во-первых, гаджеты являются помощниками в развитии детей. Во-вторых, они служат карманной библиотекой. Современные электронные «читалки» способны заменить целое книгохранилище [2]. Вам нужно только скачать интересующие книги из интернета. Тем самым, вы приучите ребенка к мысли, что всемирная сеть - это не только источник развлечения, но и средоточием полезной информации. В-третьих, незаменимый помощник в учебе. Существуют различные специально разработанные сайты для развития познавательных процессов и получения новых умений и навыков. А из минусов стоит отметить то, что, во-первых, излишнее увлечение может негативно воздействовать на физическое развитие и здоровье [3]. Во-вторых, неполное освоение информации. Особенно малышам в раннем возрасте необходимо воздействовать все каналы восприятия. Ребенку важно потрогать, покрутить, осмотреть со всех сторон, чтобы понять предмет [4]. В-третьих, пониженная творческая активность. Ни один компьютер, ноутбук или смартфон не заменит детям настоящей работы с различными материалами, радость от создания чего-то нового своими руками. Таким образом, задача родителей, педагогов и психологов состоит в том, чтобы научить ребенка пользоваться с умом всеми этими благами цивилизации.
Как отмечает известный психолог Е. О. Смирнова, «подрастает первое поколение «экранных детей» [5]. Она делает малоутешительные выводы о психическом развитии детей. С другой стороны, ребенка XXI века невозможно представить без электронного гаджета, смартфона, планшета, нетбука и интернета. Нет в мире ничего однозначно хорошего или плохого. Нужно найти баланс. Гаджет можно сделать своим союзником и уделять ему столько же времени, что и спорту, играм, общению со сверстниками и творчеству. Впрочем, пользу гаджетов нельзя переоценивать. Пользуясь гаджетами, ребенок учится анализировать, сосредотачивать внимание, а также тренирует зрительное и слуховое восприятие [6].
Как выявили педагоги, портрет современного ребенка таков: из положительных характеристик: развитый, умный, любознательный, эрудированный, раскрепощенный, свободный; из отрицательных: гиперактивный, агрессивный, требовательный, импульсивный. Отчетливо проявляется замедление развития способности к обобщению, анализу, поиску причинно-следственных связей, образно-логического мышления; наблюдается повышение переключаемости внимания наряду со снижением способности к концентрации (в соотнесении с имеющимися на сегодняшний день возрастными нормами); недостаточный уровень развития аудиального восприятия и слуховой памяти [7].
Цель исследования: изучить влияние развития памяти на учебную успеваемость младших школьников.
Объект исследования: память младших школьников.
Предмет исследования: влияние развития памяти на учебную успеваемость.
Гипотеза: предполагаем, что, развивая память, можно повысить учебную успеваемость младших школьников.
В соответствии с предметом, целью, гипотезой были определены следующие задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме влияния памяти на успеваемость младших школьников, охарактеризовать особенности развития памяти младших школьников;
2) провести диагностику памяти детей младшего школьного возраста и проанализировать полученные результаты;
3) провести повторное диагностическое обследование младших школьников с целью анализа эффективности проведенной развивающей работы.
В экспериментальной работе нами использовались следующие методики: методика А. Р. Лу-рия «Заучивание 10 слов», «Оперативная память» и Д. Векслера «Заучивание образов».
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; экспериментальное исследование; математическая обработка данных.
Экспериментальная база исследования: МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 31 с углубленным изучением отдельных предметов» ГО «город Якутск». Выборка исследования представлена младшими школьниками в количестве 30 человек.
Влияние гаджетов на всеобщее развитие и психику ребенка
На первом этапе опытно-экспериментальной деятельности мы выявили уровень развития памяти у младших школьников. Для решения поставленной задачи нами были применены психодиагностические методики: методика А. Р. Лурия «Заучивание 10 слов», «Оперативная память» и Д. Векслера «Заучивание образов».
По результатам диагностического исследования нами были разработаны и подобраны комплексы занятий и электронных сайтов, которые направлены на улучшение качества запоминания и развития памяти.
На этапе контрольного эксперимента использованы те же диагностические методики, что и на этапе констатирующего эксперимента. Основной целью опытно-экспериментальной деятельности является определение влияния комплекса занятий и специально подобранных интернет-игр на развитие памяти.
Для определения уровня развития памяти младших школьников была создана экспериментальная выборка, включающая учеников четвертого класса в общем количестве 30 человек. Для решения этой задачи был применен эмпирический психодиагностический метод.
Для получения данных использовался следующий психодиагностический инструментарий, состоящий из трех методик:
1) методика А. Р. Лурия «Заучивание 10 слов»;
2) методика «Оперативная память»;
3) методика Д. Векслера «Заучивание образов».
Для сравнительного анализа и определения успешности проведенного тренинга мы разделили эксперимент в три этапа:
1) констатирующий - выявление начального уровня развития памяти младших школьников;
2) формирующий - реализация комплекса занятий, подбор электронных площадок, направленные на развитие памяти младших школьников;
3) контрольный - выявление эффективности программы развития памяти младших школьников.
По результатам методики А. Р. Лурия «Заучивание 10 слов» было выявлено, что на констатирующем этапе при первом предъявлении у 56,66% опрошенных наблюдается высокий уровень, у 40% респондентов средний уровень, у 3,33% - низкий уровень запоминания. В результате третьего предъявления у 53,33% опрошенных наблюдается средний уровень, у 40% респондентов высокий уровень, у 6,66% - низкий уровень запоминания. По результатам пятого предъявления 50% опрошенных показали высокий уровень, у 46,66% респондентов средний уровень, у 3,33% - низкий уровень запоминания.
низкий средний высокий
■ 1 повт ■ 3 повт ■ 5 повт
Рис. 1. Показатели исследования памяти по методике заучивания десяти слов А. Р. Лурия
на констатирующем этапе
По результатам методики «Оперативная память» на констатирующем этапе 33,33% опрошенных показали норму, 66,66% респондентов ниже нормы.
66,66%
норма не норма
Рис. 2. Показатели исследования оперативной памяти на констатирующем этапе
По результатам методики Д. Векслера «Заучивание образов» на констатирующем этапе 70% опрошенных показали норму, 30% респондентов - ниже нормы.
70%
30%
норма не норма
Рис. 3. Показатели исследования зрительной памяти на констатирующем этапе
По результатам констатирующего этапа на формирующем этапе нами был разработан и реализован комплекс занятий, включающий упражнения и игры. Также мы создали подборку электронных сайтов, направленных на развитие памяти младших школьников.
На контрольном этапе были выявлены следующие данные:
На этом этапе наблюдается положительная динамика уровня запоминания материала респондентов. Таким образом, при первом предъявлении у 96,66% опрошенных наблюдается высокий уровень, у 3,33% респондентов - средний уровень запоминания. В результате третьего предъявления у 70% опрошенных наблюдается высокий уровень, у 30% респондентов - средний уровень запоминания. По результатам пятого предъявления 83,33% респондентов показали высокий уровень, у 16,66% респондентов - средний уровень запоминания. После реализации комплекса занятий и подбора интернет-сайтов, направленных на развитие памяти младших школьников, у респондентов не наблюдается низкий уровень запоминания. Достоверность различий проверялась попарным сравнением показателей до и после упражнений с помощью критерия анализа номинативных данных Мак-Немара. Численность испытуемых с высоким и средним уровнем памяти после упражнений по методике 10 слов статистически достоверно выше, чем до упражнений (р<0,05).
96,66%
Н 83,33%
70% 1
30%
16,66%
0% 0% 0% 3,33%
низкий средний высокий
■ 1 повт ■ 3 повт ■ 5 повт
Рис. 4. Показатели исследования памяти по методике заучивания десяти слов А. Р. Лурия
на контрольном этапе
На контрольном этапе по методике «Оперативная память» у 56,66% опрошенных наблюдается норма, у 43,33% респондентов - ниже нормы. Таким образом, по результатам методики «Оперативная память» мы выявили, что на контрольном этапе наблюдается положительная динамика показателей оперативной памяти респондентов. Статистическая проверка различий показателей по данной методике с помощью критерия анализа номинативных данных Мак-Немара показала, что доля испытуемых с уровнем оперативной памятью «норма» после упражнений статистически значимо увеличилась (р<0,07).
56,66% 43,33%
норма не норма
Рис. 5. Показатели исследования оперативной памяти на контрольном этапе
По результатам методики Д. Векслера «Заучивание образов» мы выявили, что на контрольном этапе наблюдается положительная динамика показателей зрительной памяти респондентов. Таким образом, на констатирующем этапе 70% опрошенных показали норму, 30% респондентов - ниже нормы. На контрольном этапе у всех (100%) опрошенных наблюдается норма. Статистическая проверка различий показателей с помощью критерия анализа номинативных данных Мак-Немара по методике «Заучивание образов» показала, что доля испытуемых с уровнем зрительной памяти «норма» после упражнений статистически значимо увеличилась (р<0,001).
Рис. 6. Показатели исследования зрительной памяти по методике Д. Векслера «Заучивание образов»
на контрольном этапе
По результатам корреляционного анализа с помощью непараметрического критерия Спир-мена мы выявили взаимосвязь результатов респондентов по методике «Оперативная память» на констатирующем этапе исследования и средним баллом по дисциплинам за 2 четверть: математика, литературное чтение, окружающий мир, родной язык, родная литература, ОРК-СЭ, иностранный язык, музыка, физкультура, технология, ИЗО. Таким образом, оперативная память на констатирующем этапе исследования имеет прямую пропорциональную связь со средним баллом по математике (при г=0 ,582**, р=0,001), русскому языку (при г=0 ,470**, р=0,009), ОРКСЭ (при г=0,422*, р=0,002), музыке (при г=0 ,408*, р=0,0025), ИЗО (при г =
Рис. 7. Корреляционная плеяда оперативной памяти на констатирующем этапе со средним баллом
по дисциплинам за 2 четверть
Взаимосвязь результатов по методике «Оперативная память» (после) и средним баллом по дисциплинам за 3 четверть.
Рис. 8. Корреляционная плеяда оперативной памяти на контрольном этапе со средним баллом
по дисциплинам за 3 четверть
С помощью непараметрического критерия Спирмена мы выявили взаимосвязь результатов по методике «Оперативная память» на контрольном этапе исследования и средним баллом по дисциплинам за 3 четверть: математика, литературное чтение, окружающий мир, родной язык, родная литература, ОРКСЭ, иностранный язык, музыка, физкультура, технология, ИЗО. Таким образом, оперативная память на контрольном этапе исследования имеет прямую пропорциональную связь со средним баллом по математике (при г=0,471*, р=0,009), русскому языку (при г=0,458*, р=0,011), окружающему миру (при г=0, 502**, р=0,005), родному языку (при г=0,392*, р=0,0032), ИЗО (при г=0,486**, р=0,006) за 3 четверть.
Взаимосвязь результатов по методике «10 слов» (1 диагностика, 1, 3, 5 прочтение) и средним баллом по дисциплинам за 2 четверть.
По методу непараметрического критерия Спирмена мы выявили взаимосвязь результатов по методике «Заучивание десяти слов» А. Р. Лурия 1, 3, 5 предъявления на констатирующем этапе исследования и средними баллами по дисциплинам за 2 четверть:
1) показатели 1 предъявления на констатирующем этапе исследования имеют прямую связь со средним баллом по родной литературе за 2 четверть (при г=0,365*, р=0,048);
2) показатели 3 предъявления на констатирующем этапе исследования имеют прямую связь со средним баллом по литературному чтению за 2 четверть (при г=0,367*, р=0,046) и со средним баллом по окружающему миру за 2 четверть (при г=0,454*, р=0,012).
Рис. 9. Корреляционная плеяда результатов по методике «10 слов» А. Р. Лурия 1, 3, 5 предъявления на констатирующем этапе и средним баллом по дисциплинам за 2 четверть
Взаимосвязь результатов по методике «10 слов» (2 диагностика, 1, 3, 5 прочтение) и средним баллом по дисциплинам за 3 четверть.
По методу непараметрического критерия Спирмена мы выявили взаимосвязь результатов по методике заучивания десяти слов А. Р. Лурия 1, 3, 5 предъявления на контрольном этапе исследования и средними баллами по дисциплинам за 3 четверть: показатели 3 предъявления на контрольном этапе исследования имеют прямую связь со средним баллом по литературному чтению за 3 четверть (при г=0,419*, р=0,021), со средним баллом по музыке за 3 четверть (при г=0,476*, р=0,008).
Рис. 10. Корреляционная плеяда результатов по методике заучивания десяти слов А.Р. Лурия 1, 3, 5 предъявления на контрольном этапе исследования и средними баллами по дисциплинам за 3 четверть
После проведенных исследований по развитию памяти младших школьников мы получили следующие данные:
Методика «Заучивание 10 слов»:
1) средний показатель по первому прочтению уровня запоминания увеличился на 4.44%;
2) средний показатель по третьему прочтению развития кратковременной слуховой памяти увеличился на 30%;
3) средний показатель по пятому прочтению уровня развития долговременной памяти увеличился на 34%.
96,66%
1 повт 3 повт 5 повт 1 повт 3 повт 5 повт Констатирующий Контрольный
□ низкий □ средний ■ высокий
Рис. 11. Показатели исследования памяти по методике заучивания десяти слов А. Р. Лурия на констатирующем и контрольном этапах
По методике «Оперативная память» учащиеся с показателем «норма» увеличились на 23%.
33,33% 66,66% 56,66% 43,33%
констатирующий контрольный □ норма □ не норма
Рис. 12. Показатели исследования оперативной памяти на констатирующем и контрольном этапе
Методика «Заучивание образов»:
По результатам методики Д. Векслера «Заучивание образов» мы выявили, что на контрольном этапе наблюдается положительная динамика показателей зрительной памяти респондентов. Таким образом, на констатирующем этапе 70% опрошенных показали норму, 30% респондентов - ниже нормы. На контрольном этапе у всех (100%) опрошенных наблюдается норма.
Для того, чтобы проверить гипотезу о том, что, развивая память, можно повысить учебную успеваемость младших школьников, мы сравнили средние баллы учащихся за 2 и 3 четверти. И по результатам получили следующие данные по предметам:
Математика - уровень успеваемости повысился в среднем на 0.1 балл;
Русский язык - на 0.2;
Литературное чтение - на 0.3;
Окружающий мир - на 0.2;
Родной язык - на 0,2; Родная литература - на 0.21; ОРКСЭ - на 0.19; Иностранный язык - на 0.3; Физкультура - на 0.2; Музыка - на 0; Технология - на 0.05; Изо - на 0.1.
70%
30%
100%
констатирующий
контрольный
□ норма □ не норма
0
Рис. 13. Показатели исследования зрительной памяти по методике Д. Векслера «Заучивание образов»
на констатирующем и контрольном этапах
Исходя из результатов, мы обнаружили, что больше всего уровень успеваемости повысился по предметам: литературное чтение, иностранный язык, родная литература. И меньше всего связей обнаружено предметом «музыка» - 0 баллов.
Заключение
Память - это процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения того, что человек пережил [8]. Память лежит в основе формирования речи, мышления, эмоциональных реакций, двигательных навыков, творческих процессов. Современный ритм жизни вынуждает человека запоминать большое количество разной информации.
Выяснили, что память является основой обучения, успешность которого взаимосвязана с полнотой знаний, их закрепления в памяти и эффективного применения. Она создает условия для обучения и развития. В современном мире уже в начальной школе ребенку требуется знание компьютера. Гаджеты полезны в том случае, если пользоваться ими правильно. Обучающие программы, книги, игры оказывают положительное влияние на развитие мышления ребенка, развивают зрительную и образную память, слуховую память, эмоциональную сферу так же, как и обычные книги и настольные игры.
Исходя из результатов и сравнения 2 и 3 четвертей, мы обнаружили, что больше всего уровень успеваемости повысился по предметам: литературное чтение, иностранный язык, родная литература. И меньше всего связи обнаружено по предмету «музыка» - 0 баллов.
Таким образом, анализ полученных эмпирических данных свидетельствует о том, что развитие памяти влияет на учебную успеваемость младших школьников, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза частично подтверждена.
Литература
1. Фельдштейн, Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Текст : непосредственный // Бюллетень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации / Д. И. Фальдштейн. - 2010. № 4. - С. 20-32.
2. Керделлан, К. Дети процессора: как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых. Пер. с фр. А. Лущанова / К. Керделлан, Г. Грезийон. - Екатеринбург : У-Фактория, 2006. - 272 с. - Текст : непосредственный.
3. Развитие личности ребенка / Под ред. Л. А. Головей. - Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2010. -576 с. - Текст : непосредственный.
4. Самохвалова, А. Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция / А. Г. Самохвалова. - Санкт-Петербург : Речь, 2011. - 432 с. - Текст : непосредственный.
5. Смирнова, Е. О. Дошкольник в современном мире / Е. О. Смирнова, Т. В. Лаврентьева. - Москва : Дрофа. 2008. - 207 с. - Текст : непосредственный.
6. Юров, И. А. Использование современных гаджетов / И. А. Юров / Текст : непосредственный // Информационные технологии в подростковой среде, 2018. - № 1 (15). - С. 101-106.
7. Андреева, А. Д. Современный дошкольник: возрастные нормы и жизненные реалии / А. Д. Андреева / Текст : непосредственный // Психолог в детском саду. - 2010. - № 2.
8. Никитина, Т. Б. Как развить хорошую намять / Т. Б. Никитина. - Москва : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. - 137 с. - Текст : непосредственный.
References
1. Fel'dshtejn, D. I. Prioritetnye napravlenija psihologo-pedagogicheskih issledovanij v uslovijah znachimyh izmenenij rebenka i situacii ego razvitija / Tekst : neposredstvennyj // Bjulleten' Vysshej attestacionnoj komissii Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii / D. I. Fal'dshtejn. - 2010. № 4. - S. 20-32.
2. Kerdellan, K. Deti processora: kak Internet i videoigry formirujut zavtrashnih vzroslyh. Per. s fr. A. Lushhanova / K. Kerdellan, G. Grezijon. - Ekaterinburg : U-Faktorija, 2006. -272 s. - Tekst : neposredstvennyj.
3. Razvitie lichnosti rebenka / Pod red. L. A. Golovej. - Ekaterinburg : Rama Pablishing, 2010. - 576 s. -Tekst : neposredstvennyj.
4. Samohvalova, A. G. Kommunikativnye trudnosti rebenka: problemy, diagnostika, korrekcija / A. G. Samohvalova. - Sankt-Peterburg : Rech', 2011. - 432 s. - Tekst : neposredstvennyj.
5. Smirnova, E. O. Doshkol'nik v sovremennom mire / E. O. Smirnova, T. V. Lavrent'eva. -- Moskva : Drofa. 2008. - 207 s. - Tekst : neposredstvennyj.
6. Jurov, I. A. Ispol'zovanie sovremennyh gadzhetov / I. A. Jurov / Tekst : neposredstvennyj // Informacionnye tehnologii v podrostkovoj srede, 2018. - № 1 (15). - S. 101-106.
7. Andreeva, A. D. Sovremennyj doshkol'nik: vozrastnye normy i zhiznennye realii / A. D. Andreeva / Tekst : neposredstvennyj // Psiholog v detskom sadu. - 2010. - № 2.
8. Nikitina, T. B. Kak razvit' horoshuju pamjat' / T. B. Nikitina. - Moskva : AST-PRESS KNIGA, 2006. -137 s. - Tekst : neposredstvennyj.