Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АССОЦИАЦИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НА УСТОЙЧИВОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ'

ВЛИЯНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АССОЦИАЦИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НА УСТОЙЧИВОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / АССОЦИАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ / ТИРАЖИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАКТИК / РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каппушева Т.Л.

Нестабильность развития российской экономики от мировых потрясений в хозяйственной и политической сферах требуют поиска и научного обоснования новых ориентиров в экономической политике государства и его регионов. Модернизация национальной экономики России, акцент на разрешение ключевых проблем повышения жизненного уровня населения относятся к приоритетным направлениям развития экономики. Степень их практической реализации во многом зависит от повышения качества управления в муниципальных образованиях во всех регионах Российской Федерации. В России в настоящее время развивается федеральная модель функционирования ассоциаций муниципальных образований. Проведенный выборочный анализ показателей муниципального развития Свердловской области за последние 3 года показал, что, несмотря на активную работу ассоциации СМО региона, многие ключевые показатели муниципального развития, особенно в условиях пандемии 2020 г., пошли на спад. Активная работа ассоциаций муниципальных образований дает и другие положительные результаты, в частности, позволяет муниципальным образованиям обеспечивать положительную динамику социально-экономического развития на своих территориях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Каппушева Т.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF THE FUNCTIONING OF ASSOCIATIONS OF MUNICIPALITIES ON SUSTAINABLE REGIONAL ECONOMIC DEVELOPMENT

Abstrtact. Instability development of Russian economy from global shocks requires the search and scientific justification of а new guidelines in economic policy of the state and regions. Modernization of the national economy of Russia, emphasis on solving the key problems of improving the living standards of the population are among the priority areas for economic development. The degree of practical implementation largely depends on improving the quality of management in municipalities in all regions of Russian Federation. In Russia, a federal model for the functioning of associations of municipalities is currently being developed. The analysis of indicators of municipal development of the Sverdlovsk region over the past 3 years showed that, despite the active work of the association of municipalities in the region, many key indicators of municipal development, especially in the context of the 2020 pandemic, began to decline. The active work of associations of municipalities gives other positive results, in particular, it allows municipalities to ensure positive dynamics of socio-economic development.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АССОЦИАЦИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НА УСТОЙЧИВОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

В Свердловской области на протяжении 2021 года конкуренция за рабочие места держалась на уровне 3 резюме на одну вакансию, что подтверждает довод о важности повышения квалификации либо переквалификации жителей региона, остававшихся временно без работы.

Основные рекомендации по повышению качества осуществления деятельности службы занятости населения:

1. повышение информированности общественности по вопросам трудовых отношений, нарушениях работодателей, деятельности трудовых инспекций по восстановлению нарушенных прав работников;

2. повышение удовлетворенности работников работой инспекций труда в части своевременного предоставления ответов обратившимся работникам; контроль фактического размещения ответов региональных инспекций труда на портале «Онлайнинспекция.РФ»);

3. разработка дополнительных материалов для электронного сервиса «Электронный инспектор» в части разработки и размещения дополнительных проверочных листов;

4. сокращение сроков рассмотрения обращений (отслеживать сроки ответов инспекции с помощью портала «Онлайнинспекция.РФ»);

5. улучшение условий ожидания при личном приеме (внедрение предварительной записи; увеличение числа посадочных мест; популяризация электронного способа подачи обращения).

Следует отметить, что от состояния региональной экономической среды зависит стратегия и политика развития предпринимательства. Например, благоприятные условия для предпринимателей рынок создает благодаря высокому обороту капитала. Это позволяет вовлекать множество предприятий в данную сферу деятельности, обеспечивая занятость населения в малый бизнес и способствуя росту среднего класса. Если говорить о факторах, которые влияют на динамику занятости населения, то к ним относят социальные, экономические, демографические и организационно-правовые. Политика в сфере занятости должна учитывать влияние ключевых факторов, должна быть взаимосвязана с дифференцированной экономической политикой, что будет способствовать ее эффективности. Что касается определения трансформации занятости населения, то это качественное изменение структуры занятости населения.

Конкурентоспособность и устойчивость развития экономических систем определяются их способностью к эффективному использованию человеческого потенциала. Однако на сегодняшний день в нашей стране рынок труда не является стабильным.

Следовательно проблемы, связанные с особенностями развития отечественного рынка труда, снижением занятости и ростом безработицы, регулированием рынка труда и его региональными аспектами -являются в настоящее время весьма актуальными. Именно поэтому в условиях сложившейся в Российской Федерации геополитической ситуации особую роль приобретают рациональные механизмы регулирования рынка труда. В то же время рынок труда, как подсистема рыночной экономики, в современных социально-экономических условиях развития общества не может нормально существовать и развиваться без эффективного управления на региональном уровне.

Источники:

1. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 19.11.2021) «О занятости населения в Российской Федерации» [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный, дата обращения: 27.10.2022.

2. Савченко П.В. Системный метод исследования социально-трудовых отношений: человек как доминанта развития. - Москва: ИН-ФРА-М, 2021. - 446 с.

3. Чекмарев О.П., Ильвес А.Л., Конев П.А. Потенциал занятости и безработицы в России в условиях санкций 2022 года // Экономика труда. - 2022. - Том 9. - № 4. - С. 765-780.

4. Френкель А.А. Многофакторные корреляционные модели производительности труда. Изд. 2, стереотип. - М.: URSS. 2022. - 100 с.

5. Труд и занятость в России в 2021 году [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Trud_2021.pdf, свободный, дата обращения: 27.10.2022.

6. Департамент по труду и занятости населения Свердловской области. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://szn-ural.ru/, свободный, дата обращения: 27.10.2022.

EDN: MZERFR

Т.Л. Каппушева - к.э.н., генеральный директор ООО «Финансовые партнеры», Черкесск, Россия, kap-pushewa.tamara@yandex.ru,

T.L. Kappusheva - candidate of economic sciences, General Director of Financial Partners LLC, Cherkessk, Russia.

ВЛИЯНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АССОЦИАЦИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НА УСТОЙЧИВОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ IMPACT OF THE FUNCTIONING OF ASSOCIATIONS OF MUNICIPALITIES ON SUSTAINABLE REGIONAL

ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация. Нестабильность развития российской экономики от мировых потрясений в хозяйственной и политической сферах требуют поиска и научного обоснования новых ориентиров в экономической политике государства и его регионов. Модернизация национальной экономики России, акцент на разрешение ключевых проблем повышения жизненного уровня населения относятся к приоритетным направлениям развития экономики. Степень их практической реализации во многом зависит от повышения качества управления в муниципальных образованиях во всех регионах Российской Федерации. В России в настоящее время развивается федеральная модель функционирования ассоциаций муниципальных образований. Проведенный выборочный анализ показателей муниципального развития Свердловской области за последние 3 года показал, что, несмотря на активную работу ассоциации СМО региона, многие ключевые показатели муниципального развития, особенно в условиях пандемии 2020 г., пошли на спад. Активная работа ассоциаций муниципальных образований дает и другие положительные результаты, в частности, позволяет муниципальным образованиям обеспечивать положительную динамику социально-экономического развития на своих территориях.

Abstrtact. Instability development of Russian economy from global shocks requires the search and scientific justification of а new guidelines in economic policy of the state and regions. Modernization of the national economy of Russia, emphasis on solv-

ing the key problems of improving the living standards of the population are among the priority areas for economic development. The degree of practical implementation largely depends on improving the quality of management in municipalities in all regions of Russian Federation. In Russia, a federal model for the functioning of associations of municipalities is currently being developed. The analysis of indicators of municipal development of the Sverdlovsk region over the past 3 years showed that, despite the active work of the association of municipalities in the region, many key indicators of municipal development, especially in the context of the 2020 pandemic, began to decline. The active work of associations of municipalities gives other positive results, in particular, it allows municipalities to ensure positive dynamics of socio-economic development.

Ключевые слова: региональная экономика, ассоциации муниципальных образований, тиражирование муниципальных практик, развитие малого предпринимательства, социально-экономическое развитие регионов.

Keywords: regional economy, associations of municipalities, replication of municipal practices, development of small business, socio-economic development of regions.

Статус муниципальных образований в регионах строится на территории, населении, властных полномочиях и публично значимых функциях. Муниципальное образование отличается наличием символики, наличием публичной собственности и иными аналогичными компонентами. Во всей этой совокупности скрывается юридическая сущность муниципального образования, предоставляющего свои услуги в соответствии с установленными законодательством правовыми нормами, что дает ему возможность состоять в правоотношениях с народом, организациями и другими органами, осуществляющими государственную власть. основными направлениями деятельности органов местного самоуправления в сфере улучшения качества жизни являются реализация муниципальной политики в сфере экономики, муниципальных финансов, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, охраны окружающей среды, жилищного хозяйства и коммунально-бытового обслуживания населения, градостроительства, а также осуществление работы с детьми и молодежью. Муниципальные образования -это особые территориально организованные социальные структуры, социальные общности людей, проживающих на одной небольшой территории, способные решать вопросы местного значения [2].

Исследователи указывают, что создание ассоциаций муниципальных образований как добровольных объединений может иметь несколько ключевых целей, в частности:

- защиту коллективных прав на местном публичном уровне власти;

- координацию деятельности муниципальных образований в тех или иных сферах;

- более эффективное осуществление прав и интересов жителей территориальных сообществ в составе муниципальных образований.

Н.В. Петров, Ю.А. Рожкова и Д.С. Савенко отмечают, что количественный состав, а также роль ассоциаций муниципальных образований в представлении и отстаивании интересов различных муниципалитетов на конкретных территориях (в конкретных регионах или на межрегиональном уровне) особенно повышается в условиях демократизации общественной жизни [6].

Как высказываются сами представители муниципальных образований, во многих случаях создание ассоциаций и союзов муниципальных образований в России является не просто желанием, а острой необходимостью для муниципалитетов, работающих на той или иной территории, потому что перед ними стоит много схожих социальных и экономических задач, требующих выработки единого алгоритма решений. Для этого необходимо создавать пространство для активного взаимодействия муниципальных образований с региональными, окружными и федеральными структурами по самым разным вопросам и проектам. Среди них, в частности, такие вопросы, как:

- оказание помощи малоимущим;

- создание комфортной городской среды;

- реализация проектов инициативного бюджетирования, градостроительства;

- обмен успешными муниципальными практиками и др.

Важно, что создание ассоциаций и союзов муниципальных образований должно быть добровольным делом [1].

В настоящее время в России уже действует не один десяток ассоциаций муниципальных образований. Они решают множественные задачи, которые актуальны для разных муниципалитетов, в частности, решение проблем и трудностей, с которыми сталкиваются муниципальные сообщества страны, развитие гражданской инициативы и ответственности в решении вопросов местного значения, формирование площадок для эффективного, конструктивного общения власти и обществ [4].

Сверхзадачей деятельности различных ассоциаций муниципальных образований в Российской Федерации сегодня является задача расширения и укрепление взаимодействия между муниципальными образованиями разных типов. Для этого в работе ассоциаций муниципальных образований реализуются следующие ключевые направления деятельности:

- развитие межмуниципального сотрудничества;

- консультирование представителей муниципальных образований, должностных лиц органов местного самоуправления и специалистов, депутатов представительных органов муниципального образования по правовым, организационным, юридическим вопросам;

- совершенствование муниципальной нормативно-правовой базы и законодательства о местном самоуправлении;

- проведение правовой и юридической экспертиз проектов нормативных правовых актов, направляемых органами государственной власти;

- подготовка экспертных заключений по вопросам правоприменительной практики, актуальной для различных муниципальных образований Российской Федерации в целом или действующих на определенных территориях;

- оказание информационно-аналитической и методической поддержки муниципальным образованиям;

- правовая защита и представление в судах интересов муниципальных образований;

- участие в работе межведомственных рабочих групп, комиссий, советов по вопросам осуществления полномочий органов местного самоуправления;

- мониторинг практики взаимодействия контрольно--надзорных органов с органами местного самоуправления;

- мониторинг, систематизация и тиражирование лучших муниципальных практик, в том числе в аспекте реализации национальных проектов;

- организация обмена опытом работы по вопросам местного самоуправления с советами (ассоциациями) муниципальных образований других регионов и др.

Если рассматривать их укрупненно, то все вышеперечисленные направления деятельности ассоциаций муниципальных образований можно объединить в несколько крупных, комплексных направлений:

- организация взаимодействия муниципальных образований-членов ассоциации с органами государственной власти и общественными организациями;

- ведение правовой и экспертно-аналитической деятельности;

- ведение организационно-методической работы;

- осуществление межмуниципального сотрудничества и др.

Выделяют три основные модели создания ассоциаций муниципальных образований. Первая модель - консолидированная. Для консолидированной модели характерно, что она, как правило, реализуется в небольших, унитарных государствах с единой объединенной сетью муниципалитетов. Созданная по консолидированной модели ассоциация муниципальных образований носит национальный характер и охватывает все типы муниципалитетов, действующих на территории страны. Такая модель широко распространена за рубежом и встречается в 11 европейских странах, в т.ч. в Чехии, Нидерландах, Латвии, Литве и др. [3].

Вторая модель создания ассоциаций муниципальных образований - биполярная. Такую модель можно найти в целом ряде стран с одновременно действующими двумя ассоциациями муниципальных образований, отдельно представляющих интересы городов и городских районов либо городов и объединенных городских и сельских муниципалитетов.

Биполярная модель ассоциаций муниципальных образований действует, например, в Италии, где созданы Национальная Ассоциация итальянских муниципалитетов и Национальный союз горных городов и сообществ. В настоящее время обе ассоциации начали движение к интеграции.

Третья модель функционирования в стране ассоциаций муниципальных образований - федеративная. Ее можно найти в странах, где ассоциации муниципальных образований формируются на разных уровнях: межмуниципальном (первый уровень), региональном (уровне субъектов федерации - второй уровень) и федеральном (уровень всей федерации -третий уровень). Это самый сложный тип моделей организации ассоциаций муниципальных организаций в стране. Примеры реализации федеративной модели ассоциаций муниципальных образований дают такие страны, как Германия, Бельгия и Австрия.

В России в настоящее время развивается федеральная модель функционирования ассоциаций муниципальных образований.

В целом можно говорить о том, что значимость и необходимость существования сегодня ассоциаций муниципальных образований определяется тем, что в рамках деятельности таких ассоциаций у муниципалитетов появляются дополнительные возможности по привлечению наиболее активных и прогрессивных людей, экспертов в органы местного самоуправления, получения квалифицированных консультаций и экспертных заключений по вопросам осуществления местного самоуправления и др.

Как правило, ассоциации муниципальных образований открыты для сотрудничества со всеми, кто может принести практическую помощь и поддержку в деятельности муниципальных образований, входящих в состав ассоциации [5].

Анализ показывает, что количественный состав муниципальных образований в Свердловской области за последние годы не изменился. Формирования новых муниципальных образований не происходит (рисунок 1 [9]).

Рисунок 1 - Количество муниципальных образований в Свердловской области, по данным Росстата за 2019-2021 гг., ед.

Положительно то, что количество муниципальных образований в Свердловской области, несмотря на активный отток сельского населения в города, за последние 3 года не сократилось. Количественный состав муниципальных образований в регионе остается неизменным - 94 ед., в том числе не меняется структура муниципальных образований региона. Доминируют и численно преобладают муниципальные образования, являющиеся городскими округами - их на территории области 68 ед. или 72,3 % от общего числа. Еще 5 муниципальных образований имеют статус городских поселений (5,3 %). Следовательно, Свердловская область продолжает развиваться как высокоурбанизованная территория, где доля муниципальных образований, имеющих статус сельских поселений, невелика и составляет 17,0 % (16 ед.) [9].

На фоне других регионов, входящих в состав УрФО, ситуация в Свердловской области выглядит лучше. Это проявляется в том, что, несмотря на то, что новых муниципальных образований в регионе не появилось (нет количественного роста), но при этом и не происходит ликвидации существующих, чего нельзя сказать, например, о Курганской области, ЯНАО и Тюменской области (рисунок 2 [9,10,11,12]).

Курганская Свердловская ХМАО ЯНАО Тюменская Челябинская

область область область (без область

округов)

Рисунок 2- Количество муниципальных образований в регионах, входящих в состав УрФО, по данным Росстата за 2019-2021 гг., ед.

Однако на фоне других регионов УрФО очевидна и негативная сторона муниципального развития Свердловской области: общий невысокий численный состав муниципальных образований в регионе. Несмотря на то, что Свердловская область характеризуется высоким уровнем промышленно-экономического развития, общее количество муниципальных образований в ней в 3-4 раза ниже, чем в целом ряде других регионов в составе УрФО, в том числе такого депрессивного региона, как Курганская область (количество муниципальных образований здесь максимальное в УрФО и составляет 393 ед. на 2021 г.). По общему числу муниципальных образований показатели Свердловской области ниже, чем даже у такого северного региона, как ХМАО, что следует оценивать негативно. В целом территория области слабо охвачена муниципальными образованиями.

Таким образом, работа ассоциации СМО Свердловской области в направлении поддержки малого предпринимательства оказалась неэффективной, действенной поддержки со стороны ассоциации СМО сектор малого предпринимательства в регионе не получил. Более того, на уровне ассоциации СМО Свердловской области не было сформулировано никакого критического видения тех жестких санитарных мер, которые предпринимались в регионе. Безусловное одобрение этих мер представителями ассоциации вопреки жалобам и обращениям предпринимателей привело падению показателей развития сектора малого бизнеса [8].

Еще одна негативная тенденция в муниципальном развитии за анализируемый период - это объем инвестиций в основной капитал. На 2019 г. объем инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций Свердловской области составил 318,01 млрд. рублей (99,3 % к предыдущему периоду в сопоставимых ценах). На 01.01.2020 г. объем инвестиций в основной капитал вырос до 450,4 млрд рублей (110,1 % в сопоставимых ценах), однако на 2021 г. снова упал до 381,1 млрд. рублей, составив лишь 90,1 % к уровню предыдущего года.

Таким образом, муниципальным образованиям в пандемический период 2020 г. не удалось поддержать объем инвестиций на стабильном и тем более растущем уровне, что следует оценивать негативно с позиций муниципального развития. Введенные в начале 2020 года карантинные меры, направленные на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции, привели к снижению экономической активности, что в итоге способствовало сокращению инвестиционной деятельности. Не только организации сокращали свои инвестиционные программы, но и осуществление инвестиционных проектов замораживалось на неопределенный срок [9].

Проведенный выборочный анализ показателей муниципального развития Свердловской области за последние 3 года показал, что, несмотря на активную работу ассоциации СМО региона, многие ключевые показатели муниципального развития, особенно в условиях пандемии 2020 г., пошли на спад. В целом можно говорить, что главам муниципальных образований не хватило управленческих навыков сдержать падение муниципальной экономики в условиях новых рисков.

Предпринимая определенные шаги по нормализации и улучшению ситуации, в частности, в сфере МСП, муниципальные образования одновременно активно поддерживали и продвигали те меры, которые приводили к приостановке или полному прекращению деятельности многих предприятий на их территории. Это касается, прежде всего, жестких санитарных мер, которые нанесли непоправимый урон сектору малого предпринимательства.

Подводя итоги проведенной оценке, можно составить развернутую матрицу SWOT - анализа для определения перспективных стратегических направлений обеспечения устойчивого экономического развития Свердловской области.

Таблица 1 - Развернутая матрица SWOT - анализа перспектив обеспечения устойчивого экономического развития муниципальных образований регионов

Возможности Угрозы

Сильные стороны СИВ Необходимо активизировать политику привлечения малого и среднего бизнеса в экономику, особенно, это касается депрессивных муниципальных образований в целях сокращения ресурсоза-висимости и наращивания валового регионального продукта. СИУ Наращивание налоговых доходов бюджета за счет повышения деловой предпринимательской активности в регионах.

Слабые стороны СЛВ Повышение качества жизни в регионе за счет развития социальной инфраструктуры, инфраструктуры благоустройства, сокращение безработицы и социального самочувствия населения. СЛУ Наращивание участия бизнес-сообщества в улучшении инвестиционного климата не только в производственной, но и в социальной сферах.

Таким образом, по результатам выполненного SWOT-анализа перспектив и возможностей обеспечения устойчивого развития можно заключить, что приоритетной целью разрабатываемых стратегий на уровне региона должно стать повышение деловой активности, создание благоприятного предпринимательского климата, а также повышение качества жизни в регионе.

Также важно, чтобы муниципальные образования Свердловской области посредством активного участия ассоциации СМО Свердловской области разработали обновленный комплекс мер по поддержке сектора малого предпринимательства, который бы касался не только имущественной поддержки (предоставления в аренду муниципального имущества субъектам

малого предпринимательства), но и включал в себя иные меры поддержки. Опираясь на лучшие практики, можно рекомендовать:

- рассмотреть возможность оказания помощи субъектам МСП в выводе их продукции на электронные торговые платформы, стимулирования онлайн-торговли, помощи в развитии сервисов доставки, как это было сделано Центром «Мой бизнес» в Тверской области;

- по опыту Забайкальского края разработать механизм предоставления субсидий предприятиям МСП, например, субсидии 30 % на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства предприятий и субъектов малого предпринимательства наиболее пострадавших отраслей; субсидий на приобретение оборудования при создании более 7 рабочих мест в размере 35 % от стоимости оборудования; субсидии в размере 50 % первоначального взноса по лизингу или процентную ставку при создании более 7 рабочих мест; субсидии на приобретение оборудования и инвентаря в сфере туризма в размере 45 % от стоимости оборудования и др.

- по примеру Ивановской области организовать работу по обеспечению поставок продукции местных производителей и товаров первой необходимости (повышенного спроса) в торговые сети, что для субъектов МСП очень проблематично сделать самостоятельно;

- по опыту Магаданской области - предусмотреть установление компенсации перевозчикам по межмуниципальным и муниципальным маршрутам недополученных в период пандемии доходов;

- по опыту Москвы рассмотреть возможность введения субсидирования до 50 % расходов (не более установленного лимита) предприятий МСП на продвижение товаров и услуг на торговых интернет-площадках и оплату услуг онлайн-сервисов по доставке еды, при условии, что размер вознаграждения агрегаторов не превышает 20 % от стоимости размещенного товара или услуги.

Также с учетом проведенного анализа следует обратить внимание ассоциации СМО Свердловской области на необходимо направление работы, которое пока не реализовано в деятельности ассоциации, - на поддержку в муниципальных образованиях Свердловской области процесса формирования и развития территориального общественного самоуправления. Соблюдение принципов бюджетной системы Российской Федерации в плановом периоде 2025 года является приоритетным в процессе решения основных проблем бюджетного финансирования.

По результатам выполненного SWOT-анализа перспектив и возможностей обеспечения устойчивого экономического развития можно заключить, что приоритетной целью разрабатываемых стратегий на уровне региона должно стать повышение деловой активности, создание благоприятного предпринимательского климата, а также повышение качества жизни в регионе.

Эти и другие меры, поддержанные ассоциацией СМО Свердловской области, позволят более эффективно, чем сугубо имущественные решения, поддержать сектор малого бизнеса в муниципальных образованиях региона. Эти меры актуальны и сегодня в условиях, когда проведение спецоперации на Украине негативно влияет на и так кризисно работающий малый и средний бизнес региона.

Источники:

1. Гагарина Г.Ю., Чайникова Л.Н., Архипова Л.С. Роль анализа устойчивого развития регионов России в стратегическом планировании. Федерализм. 2019;(4):5-21.

2. Зарецкий В.О., Кулак А.Г. Национальные особенности мониторинга целей устойчивого развития // Вестник Белорусского государственного экономического университета. 2021. №1 (144). С. 5 - 16.

3. Макеева Е. Ю., Ивашковская И. В., Ружанская Л. С., Попов К. А. Взаимосвязь социально-экономического развития регионов и корпоративных рейтингов российских компаний // Экономика региона. 2021. Т. 17, вып. 1 С. 86-102.

4. Маркварт Э., Петухов Р.В., Иванова К. А. Институциональные основы местного самоуправления: Учеб, по-собие / Э. Маркварт, Р.В. Петухов, К. А. Иванова. - М.: Издатель-ство «Проспект», 2019. - 344 с.

5. Местное самоуправление в единой системе публичной власти. Вектор и последствия конституционной реформы в Российской Федерации: монография / под общ. ред. Л.Т. Чихладзе, А.А. Ларичева, Е.Н. Хазова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - с. 343.

6. Петров Н.В., Рожкова Ю.А, Савенко Д.С., Чуб Н.В. Право муниципальных образований на ассоциации и союзы: особенности реализации в субъекте РФ // Права человека: история, теория, практика; 2016 - С. 158-161.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Пузанкова Е.А. Методики оценки социально-экономического положения регионов // Актуальные проблемы менеджмента, экономики и экономической безопасности : материалы III Междунар. науч. конф. (Костанай, 1 нояб. 2021 г.) / редкол.: Ж.Т. Кульчикова [и др.] - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - С. 110-113.

8. Официальный сайт Ассоциации «Совет муниципальных образований Свердловской области» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://smo.midural.ru/ свободный, дата обращения: 27.10.2022.

9. Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://sverdl.gks.ru/ свободный, дата обращения: 27.10.2022.

10. Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://tumstat.gks.ru/ свободный, дата обращения: 27.10.2022.

11. Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской [Электронный ресурс] - Режим доступа: области https://chelstat.gks.ru/ свободный, дата обращения: 27.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.