Научная статья на тему 'Влияние физической подготовленности студентов Тувинского государственного университета на уровень здоровья'

Влияние физической подготовленности студентов Тувинского государственного университета на уровень здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
108
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая подготовленность / уровни здоровья / студенты / кардиореспираторная система / physical fitness / health levels / students / cardiorespiratory system

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Красильникова Вера Александровна

В статье приводятся результаты исследований физической подготовленности и состояния физического здоровья студентов-первокурсников Тувинского государственного университета. Рассматривается взаимосвязь между физической подготовленностью и уровнем здоровья студенческой молодежи. Выявлены половые различия в развитии физических качеств и физической подготовленности исследуемых. Функциональные резервы дыхательной и сердечно-сосудистой системы указывают на неоднозначность функционального состояния разных студенческих групп. Интегральная оценка физического здоровья показала, что довольно обширная группа юношей и девушек находится в переходном состоянии между здоровьем и болезнью. В группах с высокой физической подготовленностью не выявлены представители с низким уровнем здоровья, что указывает на более высокие адаптационные возможности этой группы обследуемых. Связь физической подготовленности с уровнями здоровья в большей степени выражена у юношей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Красильникова Вера Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF PHYSICAL STATE OF THE TUVAN STATE UNIVERSITY STUDENTS ON THEIR HEALTH

The results of study on physical state of first-year students of Tuvan State University and their health level assessment are presented in the paper. The correlation between physical fitness and health levels of student youth is studied. Gender differences in physical attributes and physical state are shown. Functional reserves of respiratory and cardiovascular systems point to differences in functional state in different student groups. Integral assessment of physical health has shown that a fairly large group of males and females are in a transitional state between health and sickness. Groups with high physical fitness levels have no members with low health levels, which shows higher adaptation capabilities of those groups. The correlation between physical fitness and health levels is more expressed in males.

Текст научной работы на тему «Влияние физической подготовленности студентов Тувинского государственного университета на уровень здоровья»

УДК 796:378

doi 10.24411/2221-0458-2020-10039

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ТУВИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА НА УРОВЕНЬ

ЗДОРОВЬЯ

Красильникова В.А.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

INFLUENCE OF PHYSICAL STATE OF THE TUVAN STATE UNIVERSITY STUDENTS ON THEIR HEALTH

V.A. Krasilnikova Tuvan State University, Kyzyl

В статье приводятся результаты исследований физической подготовленности и состояния физического здоровья студентов-первокурсников Тувинского государственного университета. Рассматривается взаимосвязь между физической подготовленностью и уровнем здоровья студенческой молодежи. Выявлены половые различия в развитии физических качеств и физической подготовленности исследуемых. Функциональные резервы дыхательной и сердечно-сосудистой системы указывают на неоднозначность функционального состояния разных студенческих групп. Интегральная оценка физического здоровья показала, что довольно обширная группа юношей и девушек находится в переходном состоянии между здоровьем и болезнью. В группах с высокой физической подготовленностью не выявлены представители с низким уровнем здоровья, что указывает на более высокие адаптационные возможности этой группы обследуемых. Связь физической подготовленности с уровнями здоровья в большей степени выражена у юношей.

Ключевые слова: физическая подготовленность; уровни здоровья; студенты; кардиореспираторная система

The results of study on physical state of first-year students of Tuvan State University and their health level assessment are presented in the paper. The correlation between physical fitness and health levels of student youth is studied. Gender differences in physical attributes and physical state are shown. Functional reserves of respiratory and cardiovascular systems point to differences in functional state in different student groups. Integral assessment of physical health has

shown that a fairly large group of males and females are in a transitional state between health and sickness. Groups with high physical fitness levels have no members with low health levels, which shows higher adaptation capabilities of those groups. The correlation between physical fitness and health levels is more expressed in males.

Keywords: physical fitness; health levels; students; cardiorespiratory system

Одной из актуальных проблем современности является определение связи между состоянием здоровья населения и факторами окружающей среды [1]. Деятельность студентов в процессе обучения связана с усиленной умственной нагрузкой на организм, и влияния таких негативных факторов, как гиподинамия, нехватка времени и т.п., в результате наблюдается снижение функциональных резервов и работоспособности [2]. Взаимосвязь между физической подготовленностью, состоянием здоровья и работоспособностью человека показана в многочисленных исследованиях [3]. Что послужило основанием к суждению, что высокая физическая подготовленность может быть основным признаком

здоровья [4].

Поэтому целью нашего исследования стал анализ зависимости между уровнем физического здоровья и физической подготовленности студентов ТувГУ.

Было обследовано всего 255 человек, средний возраст 18,8 лет. Из них 95 юношей и 160 девушек.

Физическая подготовленность

человека характеризуется степенью развития основных физических качеств, таких как сила, выносливость, гибкость, быстрота, ловкость и координация.

Для определения уровня физической подготовленности студентов применялся метод поперечного исследования. Физическая подготовленность студентов определялась по методике Айзмана Р.И. и др. [4] с помощью тестов: для оценки быстроты - бег на 100 м; для оценки силы -сгибание, разгибание рук в висе на перекладине у мужчин (подтягивание); сгибание, разгибание рук, в упоре лежа (отжимание) у женщин; для оценки скоростно-силовых возможностей -упражнение вис на шведской стенке, подъем прямых ног в угол 90°(мужчины); подъем туловища из положения, лежа на спине (женщины); прыжок в длину с места; для оценки гибкости - наклоны туловища вперед-вниз из положения стоя; тестирование выносливости - бег на 1000 (женщины) и 2000 (мужчины) метров. Каждому тестовому упражнению определены пограничные результаты.

Тестирование по определению физической подготовленности студентов проводилось на занятиях по физической культуре, за что выражаем благодарность преподавателям по физической культуре Тувинского государственного университета.

Интегральную оценку общей физической подготовленности студента определяли как среднее арифметическое значение показателей в шести контрольных испытаниях, выраженных в баллах. Выделяли пять уровней общей физической подготовленности: «низкий» (0-1,4 баллов), «ниже среднего» (1,5-1,9 баллов), «средний» (2,0-2,9 баллов), «выше среднего» (3,0-3,4 баллов), «высокий» (более 3,5 баллов).

Для количественной оценки уровня физического здоровья студентов ТувГУ мы использовали методику комплексной бальной оценки уровня здоровья [4], для чего определяли морфофункциональные показатели студентов.

Морфофункциональные показатели определяли с использованием стандартных методик.

Антропометрические параметры: длину (ДТ), массу (МТ) тела, обхват грудной клетки (ОГК) определяли при помощи ростомера, медицинских весов и сантиметровой ленты. Рассчитывали индекс Кетле (ИК), равный МТ (кг)/(ДТ (м))2; индекс стении (ИС) = ДТ, см / (2 х

МТ, кг + ОГК, см). 2) Определение функционального состояния дыхательной системы проводили по следующим показателям: жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ), определяли при помощи воздушного спирометра. Для определения объема вдыхаемого воздуха,

приходящегося на единицу массы тела, вычисляли жизненный индекс (ЖИ) по формуле: ЖЕЛ (мл) / МТ (кг). 3) Функциональное состояние сердечнососудистой системы оценивали по следующим показателям: ЧСС, АДС, АДД вариабельность этих показателей определяли в условиях физиологического покоя и после нагрузки. Экономичность деятельности сердечно-сосудистой системы в условиях относительного покоя оценивали по двойному произведению (ДП): ДП = (САД х ЧСС) / 100, где: САД -систолическое артериальное давление, мм рт.ст., ЧСС - частота сердечных сокращений, уд./мин.; качество реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку - по показателю эффективности кровообращения (ПЭК): ПЭК = (САД / ЧСС) х 100 [5].

Статистическая обработка проводилась с использованием стандартного пакета программ STATISTICA 6.0.

Сравнительный анализ показателей физической подготовленности студентов указывает на их неоднозначность.

По результатам тестирования было определено, что средние значения силовых показателей и у юношей (10,5 усл. ед.) и у девушек (12,8 усл. ед.) соответствуют среднему уровню (табл.1). Однако, юношей с хорошо развитыми силовыми качествами на 34,6% больше по сравнению с девушками (таблица 2). При оценке силы мышц брюшного пресса (поднимание ног в висе за одну минуту) - юноши, (наклоны туловища за одну минуту) - девушки, средние значения юношей соответствовали результату «очень хорошо», у девушек «плохо». Прыжки в длину отражают развитие скоростно-силовых способностей [6]. Средние значения данного показателя у юношей оцениваются как «низкие», а у

Таким образом, как видно из представленных показателей у студентов первого курса не все физические качества имеют достаточно хорошее развитие. Кроме того, разные физические качества у юношей и девушек развиты по-разному. У юношей лучше развиты силовые и

девушек как «ниже среднего». Анализ средних показателей гибкости у юношей первого курса, несмотря на более высокие показатели девушек, свидетельствует о среднем развитии этого физического качества. У девушек средние показатели гибкости соответствуют уровню ниже среднего. Средние значения быстроты (бег на 100 м) у юношей оцениваются как отличные, у девушек как удовлетворительные. Оценка средних значений выносливости показала, что у юношей (бег на 2000 м) это физическое качество находится на низком уровне, у девушек (бег на 1000 м) на уровне ниже среднего (таблица 1).

Таблица 1

скоростные качества, у девушек выносливость, что вероятно обусловлено половыми особенностями. Наши данные о половом диморфизме развития физических качеств подтверждаются и другими исследователями [7].

Оценка физической подготовленности студентов 1 курса ТувГУ

Тестовые упражнения Пол (M±m) Достоверность различий

юноши(п=95) девушки (n=160)

Подтягивание на перекладине/сгибание разгибание рук в упоре на скамейке, кол-во раз 10,5±0,05 12,8 ±0,04 р<0,03

Поднимание ног в висе, кол-во раз 12,0±0,1 24,4±0,07 р<0,001

Прыжок в длину с места, в м. 217,0±0,2 156,6±0,09 р<0,001

Гибкость вперед (из положения стоя), см. 10,6±0,09 14,5±0,03 р<0,001

Бег на 1000/2000 м., мин, сек 9,5±0,1 5,8±0,01 р<0,001

Бег на 100 м, сек. 13,4±0,05 17,9±0,01 р<0,001

Таблица 2

Интегральная оценка физической подготовленности студентов

Уровень, в % Пол Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Средние значения, усл. ед.

юноши 8,4±3,7 3,2±2,3 53,7±6,7 15,7±4,9 19±5,3 2,7±0,01

девушки 27,5±3,8 13,8±2,9 31,8±3,9 15,0±3,1 11,9±2,8 2,3±0,01

Интегральная оценка физической подготовленности показала, что юношей с высоким и выше среднего уровнями больше, чем девушек на 7,8%. Девушек с низким уровнем физической

подготовленности больше на 19,1%, а с уровнем ниже среднего на 10,6%. Средний балл по физической подготовленности соответствует среднему уровню в обеих половых группах, но у юношей он выше на 0,4 усл. единиц. Таким образом, физическая подготовленность юношей несколько лучше по сравнению с девушками (таблица 2).

Физическое здоровье определяется морфологическими и функциональными показателями, которые указывают на состояние основных жизненно важных систем организма [8]. Кроме того, известно, что многие показатели физического развития и сердечнососудистой системы являются характерны ми качествами функционального состояния организма, отражая особенности обмена веществ [9].

Для оценки физического здоровья используют главным образом

функциональные

показатели кардиореспираторной системы [9]. При оценке функционального состояния респираторной системы чаще всего используется жизненный индекс (ЖИ), поскольку он объективно отражает способность организма насыщать ткани кислородом.

Как видно из таблицы 3 среди обследованных студентов имеются группы и с высокими и с низкими функциональными резервами дыхательной системы. Однако среди юношей больше всего представителей с высоким уровнем (43,2%), среди девушек с уровнем выше среднего (37,5%). С низкими значениями ЖИ (13,7%) больше юношей, с ниже среднего (21,3%) девушек. Средние значения ЖИ у юношей

и девушек соответствуют уровню выше среднего.

Таблица 3

Оценка функциональных показателей студентов

Показатели Пол Кол-во студентов с уровнем в % Среднее значение

низкий ниже среднего средний выше среднего высокий

ЖИ юноши 13,7±3,5 13,7±3,5 15,7±3,7 13,7±3,5 43,2±5,1 64,0±0,1

девушки 2,5±1,2 21,3±3,2 22,5±3,3 37,5±3,8 16,2±2,9 53,4±0,2

ДП юноши 11,6±3,3 16,8±3,8 24,2±4,4 34,7±4,8 12,6±3,2 87,0±0,3

девушки 29,4±3,6 15,0±2,8 6,3±1,9 38,0±3,8 11,3±3,0 88,2±0,1

ПЭК юноши 61,0±5,0 11,6±3,2 9,5±3,0 5,3±2,2 12,6±3,4 157,7±0,5

цевушки 26,2±3,5 8,8±2,2 16,3±2,9 14,3±2,6 34,3±3,7 121,4±0,4

Показатели эффективности

деятельности сердечно-сосудистой системы могут использоваться для оценки и прогноза возможных нежелательных (неблагоприятных) адаптационных

изменений организма.

Индекс Робинсона, или двойное произведение - дает представление об энергопотенциале сердечно-сосудистой системы. Чем больше этот показатель, тем большую работу производит сердечная мышца. Соответственно, чем ниже ДП в покое, тем выше максимальные аэробные возможности организма, и следовательно уровень соматического здоровья человека [10].

Оценка индекса Робинсона обследованных студентов показала, что средние значения этого показателя соответствуют среднему уровню и не выходят за пределы нормы в обеих половых группах. В то же время, как среди юношей (34,7%), так и среди девушек (38,0%) преобладающая часть имела показатели выше среднего уровня. Однако довольно много девушек (29,4%) имела

низкий уровень ДП, что свидетельствует о низких функциональных резервах сердца этой группы обследованных. И дальнейшее снижение ДП может свидетельствовать о начале развития коронарной патологии

[11]. Юношей с низкими функциональными резервами меньше на 7,8%, чем девушек.

Характер реакции сердечнососудистой системы на стандартную физическую нагрузку играет очень большое значение в оценке функционального состояния организма. Увеличить количество данных о реагировании сердечно-сосудистой системы можно с помощью показателя эффективности кровообращения (ПЭК)

[12].

Анализ полученных данных позволил определить, что эффективность кровообращения у большей части юношей - 61,0% находится на низком уровне. Высокий и выше среднего уровни отмечены лишь у 17,9% юношей. У девушек же, наоборот, у большей части обследованных -48,6% отмечены высокий и выше среднего уровни эффективности кровообращения. Имеются также представительницы с

низким уровнем эффективности

кровообращения, но их меньше на 34,8% по сравнению с юношами (таблица 3). Средние значения ПЭК значительно превышают оптимальные у юношей и превышают их на 32,7 усл. ед., что указывает на затруднения в работе сердца и

Интегральная оценка физического

утомлении [13]. Таким образом, эффективность кровообращения намного лучше у девушек, по сравнению с юношами. Это возможно связано с образом жизни, вредными привычками, которые в большей степени распространены среди юношей.

Таблица 4 овья студентов-первокурсников ТувГУ

Пол Количество студентов в % с разными уровнями здоровья Средние значения усл.ед.

Уровни физического здоровья Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий

Юноши 4,2±2,1 15,8±3,7 42,0±5,1 34,7±4,9 3,2±1,8 12,1±0,05

Девушки 8,1±2,2 24,4±3,4 49,4±3,9 15,6±2,9 2,5±1,2 13,0±0,01

Итого: 255 6,2±2,0 20,1±3,6 45,7±4,5 25,2±3,9 2,9±1,5 12,6±0,03

Интегральная оценка физического здоровья показала, что юношей с низким уровнем здоровья на 0,7%, а с уровнем ниже среднего на 19,1% больше, по сравнению с девушками. С высоким на 3,9% и выше среднего на 8,6% уровнями здоровья больше девушек. Средние значения показателей здоровья соответствуют среднему уровню и у юношей и у девушек, достоверных различий между ними не обнаружено (таблица 4). Таким образом, здоровье у студентов в обследованной группе не имеет половых различий.

По нашим данным, (таблица 4) в группе со средним уровнем здоровья находится 45,7% студентов, это указывает на то, что у этой части студентов могут

наблюдаться начальные признаки нарушения функций, то есть проявление патологического процесса. У студентов с низким -2,9% и ниже среднего - 25,5% уровнями здоровья вероятно наличие каких-либо хронических заболеваний или низкие адаптационные возможности организма.

Для того, чтобы определить влияет ли физическая подготовленность на здоровье студентов Тувинского государственного университета, мы провели оценку уровней здоровья у студентов с разной физической подготовленностью. Как видно из рисунка 1 в группе юношей у студентов с высоким и выше среднего уровнями физической подготовленности не были зафиксированы индивиды с низким уровнем здоровья.

120

низкии

ниже

среднег

о

средни

и

выше

среднег

о

низкая ниже среднего средняя выше среднего высокая Физическая подготовленность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 1 . Распределение юношей с разной физической подготовленностью по уровням здоровья, в %

Студенты с уровнем здоровья ниже среднего отмечены во всех группах, но в группе с высокой физической подготовленностью их меньше, чем в остальных группах: на 6,6% чем с уровнем выше среднего, на 28% со средним, на 92,3% с ниже среднего, на 12,3% с низким уровнем физической подготовленности.

Высокий уровень здоровья отмечен только в двух группах юношей с высокой и средней физической физической подготовленностью. Но в группе с высокой физической подготов-ленностью юношей с уровнем здоровья выше среднего больше на 8,8%, чем в группе с физической подготовленностью выше среднего и на 12,4%, чем в группе со средней физической 70

к

£ 60 а 50

£ 40 5 30 т 20 о. 10 * 0

подготовленностью (рисунок 1), причем в группе с высокой физической подготовленностью таких студентов больше на 11,8%. С уровнем здоровья выше среднего имеются студенты в трех группах: с высокой, выше среднего и средней

В группе девушек с высокой физической подготовленностью также не зафиксировано представительниц с низким уровнем здоровья, однако в группе с уровнем физической подготовленности выше среднего девушек с низким уровнем здоровья больше, чем в остальных группах. С высоким уровнем здоровья больше всего девушек из группы с высокой физической подготовленностью.

низкии

ниже

среднего

средний

низкая ниже средняя выше высокая среднего среднего

Физическая подготовленность

Рисунок 2. Распределение девушек с разной физической подготовленностью по уровням здоровья, в %

Выводы:

Связь физической подготовленности с уровнями здоровья в большей степени выражена у юношей, нежели у девушек. Так, у юношей с низкой и ниже среднего физической подготовленностью не определено представителей с высоким и выше среднего уровнями здоровья. У девушек же независимо от физической подготовленности во всех группах присутствуют представительницы с высо -ким и выше среднего уровнями здоровья.

Библиографический список:

1. Зачиняева, А. В. Влияние антропогенных факторов на здоровье населения севера России / А. В. Зачиняева, Я. В. Зачиняев. - Текст : непосредственный // Экология человека. - 2005. - № 9. - С. 54-56.

2. Менхин, А. В. Рекреативно-оздоровительная гимнастика : учебное пособие / А. В. Менхин. - Москва : «Физическая культура», 2007. - 160 с. - Текст : непосредственный.

3. Лубышева, Л. И. Современные подходы к формированию физкультурного знания у студентов вузов / Л. И. Лубышева. -Текст : непосредственный // Теория и практика физической культуры. - 1993. -№ 3. - С. 19-21.

4. Айзман, Р. И. Методика комплексной оценки физического и психического здоровья, физической подготовленности

Изучение уровней здоровья студентов и структуры здоровья групп с разной физической подготовленностью подтвердило положение о том, что физическая подготовленность - один из критериев здоровья. У студентов с высокой физической подготовленностью более высокие адаптационные возможности в результате в этой группе не отмечено студентов с низким уровнем здоровья.

студентов высших и средних профессиональных учебных заведений / Р. И. Айзман, Н. И. Айзман, А. В. Лебедев, В. Б. Рубанович. -Новосибирск, 2010. - 100 с. - Текст : непосредственный.

5. Баевский, Р. М. Вариабельность сердечного ритма : теоретические аспекты и возможности клинического применения / Р. М. Баевский, Г. Г. Иванов. - Текст

: непосредственный // Ультразвук и функциональная диагностика. - Москва : «Видар», 2001. - С. 108-127.

6. Волков, В. Л. Особенности формирования структуры физической подготовленности студентов педагогической специальности /В. Л. Волков. - Текст : непосредственный // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического

воспитания и спорта. - Харьков, 2007. -С. 41-45.

7. Доронина, Н. В. Физическая подготовка школьников первого-шестого классов на основе учета полового диморфизма : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Доронина Наталья Васильевна -Майкоп, 2001. - 20 с. - Текст : непосредственный.

8. Давиденко, Д. Н. Социальные и биологические основы физической культуры / Д. Н Давиденко, В. Е. Зорин, В. Е. Борилкевт и др.; ответственный редактор Д. Н. Давиденко. - Санкт-Петербург : СПбГУ, 2001 - 208 с. - Текст : непосредственный.

9. Аверьянова, И. В. Взаимосвязи соматометрических характеристик, показателей гемодинамики и капиллярного кровотока у юношей магаданской области / И. В. Аверьянова, А. Л. Максимов, А. В. Харин. - Текст : непосредственный // Экология человека. - 2018. - №3. — С. 45-50.

10. Баевский, Р. М. Проблема оценки и прогнозирования функционального организма и ее развитие в космической медицине / Р. М. Баевский. - Текст : непосредственный // Успехи

физиологических наук, 2006. - Т. 37, № 3. - С. 42-57.

11. Меерсон, Ф. З. Адаптация к физическим нагрузкам / Ф. З. Меерсон, М. Г. Пшенникова. - Москва : Медицина, 1996. - 156 с. - Текст : непосредственный.

12. Ендропов, О. В. К оценке некоторых данных физического развития и работоспособности детей школьного возраста / О. В. Ендропов, Н. С. Кончиц. - Новосибирск: [б. и.], 1977. - 13 с. -Текст : непосредственный.

13. Мусина, С. В. Физическая и умственная работоспособность студентов и влияние на нее различных факторов / С. В. Мусина, Е. В. Егорычева, М. К. Татарников. - Текст : непосредственный // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2008. - Т. 5, № 5. - С. 148-150.

References

1. Zachinyaeva A.V. Vliyanie antropogennykh faktorov na zdorov'e naseleniya severa Ross ii [Influence of anthropogenic factors on health of population of Russian north]. Ekologiya cheloveka, 2005, no 9, p . 54-56. (In Russian)

2.Menkhin A.V. Rekreativno-ozdorovitel'naya gimnastika. Ucheb. posobie. [Gymnastics for recreation and health]. Moscow,

Physical Culture, 2007, 160 p. (In Russian)

3.Lubysheva L. I. Sovremennye podkhody k formirovaniyu fizkul'turnogo z naniya u studentov vuzov [Modern approach to studying physical culture in higher vocational educational institution students]. Theory and Practice of Physical Culture, 1993, no. 3, p. 19-21. (In Russian)

4.Aizman R. I. et al. Metodika kompleksnoi otsenki fizicheskogo i psikhic heskogo zdorov'ya, fizicheskoi podgotovlen nosti studentov vysshikh i srednikh professi onal'nykh uchebnykh zavedenii [Methods of complex evaluation of physical and psychological health, physical fitness of students of higher and secondary vocational educational institutions]. Novosibirsk, 2010, 100 p. (In Russian)

5.Baevsky R. M.and Ivanov G.G. Variabel'nost' serdechnogo ritma: teoreticheskie aspekty i vozmozhnosti klini cheskogo primeneniya [Cardiac Rhythm Variability: the Theoretical Aspects and the Opportunities of Clinical Application (Lecture)]. Ultrazvuk i funktsional'naya dia gnostika, Moscow, Vidar Publ., 2001, p. 108-127. (In Russian)

6.Volkov V. L. Osobennosti formirovaniya struktury fizicheskoi podgotovlennosti stud entov pedagogicheskoi spetsial'nosti [Devel opment features of physical fitness structure of pedagogical students]. Pedagogika,

psikhologiya i mediko-biologicheskie problemy fizicheskogo vospi taniya i sporta, Khar'kov, 2007, p. 4145. (In Russian)

7.Doronina N. V. Fizicheskaya podgotovka shkol'nikov pervogo-shestogo klassov na osnove ucheta polovogo dimorfizma. Avtoreferat dissertat sii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata p edagogicheskikh nauk [Physical fitness of school students of first to sixth grade with consideration of gender dimorphism: Cand.Ped.Sci.Diss.Abstr.]. Maikop, 2001, 20 p. (In Russian)

8.Davidenko D. N. et al. Sotsial'nye i biologicheskie osnovy fiziches koi kul'tury [Social and biological bases of physical culture] Saint-Petersburg, Saint-Petersburg State University, 2001, 208 p. (In Russian)

9. Aver'yanov I. V. et al. Vzaimosvyazi samotometricheskikh kharakteristik, pokaza telei gemodinamiki i kapillyarnogo krovoto ka u yunoshei magadanskoi oblasti [Interrel ations of somatometric characteristics, hemodynamic and capillary blood flow indices in young males of Magadan region]. Ekologiya cheloveka, 2018, no. 3, p. 45-50. (In Russian)

10. Baevsky R. M. Problema otsenki i prognozirovaniya funktsional'nogo organi zma i ee razvitie v kosmicheskoi meditsine [Problem of the estimation and forecasting

of the organisms functional state and its development in space medicine]. Uspekhi fiziologicheskikh nauk, 2006, vol. 37, no. 3, p. 42-57. (In Russian)

11.Meerson F. Z. and Pshennikova M.G. Adaptatsiya k fizicheskim nagruzkam [Ada ptation to physical strain]. Moscow, Medicine, 1996, 156 p. (In Russian)

12.Endropov O. V. and Konchits N.S. K otsenke nekotorykh dannykh fiziche skogo razvitiya i rabotosposobnosti detei sh kol'nogo vozrasta [Evaluating some data of

physical fitness and working capacity of school children]. Novosibirsk, 1977, 13 p. (In Russian) 13.Musina S. V. et al. Fizicheskaya i umstvennaya rabotosposobnost' studentov i vliyanie na nee razlichnykh faktorov [Phy sical and mental work capacity of students and the influence of different factors on it]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennog o tekhnicheskogo universiteta, 2008, vol. 5, no. 5, p. 148-150. (In Russian)

Красильникова Вера Александровна - кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Тувинского государственного университета, г. Кызыл, e-mail: verakras@gmail.com

Vera A. Krasilnikova - Candidate of Biological Sciences, Associate Professor at the Department of Anatomy, Physiology and Life Safety, Tuvan State University, Kyzyl, email: verakras@gmail.com

Статья поступила в редакцию 28.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.