Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПОВСЕДНЕВНУЮ ЖИЗНЬ СТУДЕНТОВ'

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПОВСЕДНЕВНУЮ ЖИЗНЬ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ОТНОШЕНИЕ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлев Андрей Вячеславович, Иванова Вероника Игоревна

В статье раскрывается значение физической культуры в жизни студентов, также здесь рассматривается влияние физических нагрузок на психологическое состояние студента, кроме того, здесь представлены положительные результаты регулярных занятий физической культурой и спортом, определена роль преподавателя на этапе формирования отношения студентов к активному образу жизни и необходимости посещения занятий. На основе изученной научной литературы и проведенного опроса, даны рекомендации, которых следует придерживаться, прививая интерес к физической культуре у студентов. В статье содержится информация о том, какие формы занятий существуют и как можно разнообразить пары по данной дисциплине. Кроме того, в ней прописаны обязанности студента во время прохождения курса по физической культуре для получения зачета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журавлев Андрей Вячеславович, Иванова Вероника Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF PHYSICAL CULTURE ON THE DAILY LIFE OF STUDENTS

The article reveals the importance of physical culture in the life of students, it also examines the influence of physical activity on the psychological state of the student, in addition, it presents the positive results of regular physical education and sports, the role of the teacher is determined at the stage of forming students' attitude to an active lifestyle and the need to attend classes. Based on the studied scientific literature and the survey, recommendations are given that should be followed, instilling interest in physical culture among students. The article contains information about what forms of classes exist and how you can diversify couples in this discipline. In addition, it spells out the obligations of the student during the course in physical education for credit.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПОВСЕДНЕВНУЮ ЖИЗНЬ СТУДЕНТОВ»

УДК 159.91

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПОВСЕДНЕВНУЮ ЖИЗНЬ СТУДЕНТОВ THE INFLUENCE OF PHYSICAL CULTU RE ON THE DAILY LIFE OF STUDENTS

Журавлев Андрей Вячеславович

старший преподаватель кафедра физической культуры Северный Арктический федеральный университет имени М. В. Ломоносова

г. Архангельск, Россия Zhuravlev Andrey Vyacheslavovich

senior lecturer department of physical culture Northern Arctic federal university named after M. V. Lomonosov

Arkhangelsk, Russia

Иванова Вероника Игоревна

студент

Северный Арктический федеральный университет имени М. В. Ломоносова

г. Архангельск, Россия Ivanova Veronika Igorevna student

Northern Arctic federal university named after M. V. Lomonosov

Arkhangelsk, Russia

Аннотация. В статье раскрывается значение физической культуры в жизни студентов, также здесь рассматривается влияние физических нагрузок на психологическое состояние студента, кроме того, здесь представлены положительные результаты регулярных занятий физической культурой и спортом, определена роль преподавателя на этапе формирования отношения студентов к активному образу жизни и необходи-мости посещения занятий. На основе изученной научной литературы и проведенного опроса, даны рекомендации, которых следует придерживаться, прививая интерес к физической культуре у студентов. В статье содержится информация о том, какие формы занятий существуют и как можно разнообразить пары по данной дисциплине. Кроме того, в ней прописаны обязанности студента во время прохождения курса по физической культуре для получения зачета.

Abstract. The article reveals the importance of physical culture in the life of students, it also examines the influence of physical activity on the psychological state of the student, in addition, it presents the positive results of regular physical education and sports, the role of the teacher is determined at the stage of forming students' attitude to an active lifestyle and the need to attend classes. Based on the studied scientific literature and the survey, recommendations are given that should be followed, instilling interest in physical culture among students. The article contains information about what forms of classes exist and how you can diversify couples in this discipline. In addition, it spells out the obligations of the student during the course in physical education for credit.

Ключевые слова: психологическое и физическое здоровье; физическая культура; спорт; отношение к физической культуре; педагогическая составляющая.

Keywords: psychological and physical health; physical culture; sports; attitude to physical culture; pedagogical component.

Физическая культура - это совокупность тех культурных ценностей и знаний, что направлены на физическое и интеллектуальное развитие, социальную адаптацию человека посредством физического воспитания, физической подготовки [1]. Физические нагрузки оказывают благоприятное воздействие на нервную систему, повышают общую работоспособность организма, кроме того, они способствуют эффективному освоению студентами профессиональных знаний и умений, а также стабилизируют эмоциональное состояние и помогают в борьбе со стрессом, значительно снижают риск появления многих проблем психологического характера. Процесс физического воспитания оказывает непосредственное воздействие на внутренний мир человека, на его сознание и поведение. В современном мире человек сталкивается с огромным количеством проблем и задач, на решение которых он тратит множество энергии и ресурсов. С преимущественным использованием умственного труда, связанного со скачком научно-технического прогресса, ни для кого не секрет, что уровень физической подготовки стал гораздо ниже. Однако это влечет за собой ряд последствий, в особенности, для психики. Малоподвижный образ жизни сказывается на работе мозга - уменьшается трудоспособность, увеличиваются риски развития депрессии и усталость.

Формирование физической культуры личности - цель физического воспитания студентов. Для ее достижения необходимо решать следующие задачи:

1) повышение уровня физической подготовленности;

2) формирование потребности в поддержании высокого уровня умственной и физической работоспособности;

3) освоение студентами теоретических основ для реализации их потребностей в двигательной активности;

4) освоение студентами практических знаний и навыков;

5) создание условий для реализации потребностей студентов в активности, а также их творческих способностей [2].

Нами был проведен опрос среди студентов третьего курса, который показал, что лишь 23,6 % понимают взаимосвязь между физическим и психологическим здоровьем. В результате опроса выяснилось, что многие люди, занимаясь спортом, в первую очередь думают о том, как изменить внешность. Они не задумываются о том, что регулярные тренировки повышают: концентрацию внимания; улучшают качества сна и память - благодаря эндорфинам и действию нервной системы, которое стимулирует рост новых клеток мозга, повышают концентрацию и облегчают направление внимания; повышают иммунитет - снижается гормон стресса (корти-зол), нарушающий иммунный ответ организма. Стоит отметить, что у 57,4 % опрошенных нет мотивации заниматься спортом. Это связано с непониманием причин-но-следственной связи активности и здоровья, негативным опытом занятий физи-ческой культурой в школе, а также стойкими представлениями о том, что после заня-тий ты чувствуешь еще большую усталость. Результаты ответа на вопрос: «Мотиви-рованы ли Вы на регулярные занятия физической культурой и спортом?» представ-лены на располо-женном ниже рисунке 1.

Нет мотивации

57%

Есть мотивация 43%

Рис. 1. Мотивированы ли Вы на регулярные занятия физической культурой и спортом?

Лишь у 27,8 % студентов физические нагрузки присутствуют регулярно. Они делают зарядку по утрам, ходят в спортзал или на танцы. Также студенты прокомментировали, по каким причинам они пропускают занятия:

1) нерационально составленное расписание;

2) неудобство ношения формы по аудиториям;

3) нет разнообразия форм проведения занятий.

Велика роль преподавателя на этапе формирования положительного отношения студентов к занятиям физической культурой. Обращаясь к результатам опроса, необходимо отметить, что занятия физической культурой должны начинать-ся не с разминки, а с донесения до студентов информации о важности посещения пар и регулярных тренировок. Стоит отметить, что педагогу нужно находиться в процессе непрерывного саморазвития, подходить к составлению программы обучения с творчеством, делать занятия более разнообразными. Например, игры, подобранные в соответствии с возрастом и физической подготовкой, будут не только укреплять косно-мышечный аппарат, развивать быстроту и ловкость, но и сни-мать стресс и напряжение. В этом и заключается ценность подвижных игр, которые оказывают влияние как на физическое развитие, так и на психологическое. Игры бывают малой, средней и высокой степени интенсивности, их также можно поделить на летние и зимние, командные и без разделения на команды. Кроме того, игры подбираются в зависимости от места их проведения: спортивный зал, спортив-ная площадка, база.

Физическая культура в ВУЗе выполняет следующие функции:

1) обеспечивает движение необходимого уровня физического развития;

2) объединяет студентов для совместной спортивной деятельности;

3) стимулирует творческие способности учащихся, самопознание, саморазвитие и самоутверждение;

4) расширяет теоретические, методические и практические знания области данной дисциплины;

5) оказывает влияние на восстановление и сохранение психического равновесия.

Все студенты проходят комплексную оценку состояния здоровья, критериями которой являются:

- уровень физического развития и степень его гармоничности;

- наличие или отсутствие хронических болезней;

- наличие или отсутствие функциональных расстройств органов и систем организма;

- степень сопротивляемости организма неблагоприятным факторам среды.

Для оптимизации учебного процесса студенты делятся на группы: основная,

подготовительная, специальная «А» и специальная «Б». Студенты, относящиеся по состоянию здоровья к первой группе, выполняют все упражнения в полном объеме в соответствии с нормативами. Во второй группе состоят обучающиеся, которые часто и длительно болеют, но не имеют хронических заболеваний. В третьей суще-ствует ряд ограничений в выполнении упражнений, которые связаны с хроничес-кими заболеваниями в стадии ремиссии. Студентам, у которых стоит третья группа здоровья, разрешаются занятия оздоровительной физической культурой. Обучающиеся с четвертой группы имеют часто обостряющиеся хронические заболевания, которые в определенной мере ограничивают возможность обучения. Им необходимо заниматься в специальных отделениях лечебной физической культуры медицинских учреждений.

Занятия по физической культуре в вузе делятся на теоретические и практические. Теоретические направлены на приобретение студентами знаний по словам методики, теории и организации физического воспитания. Здесь также происходит формирование понимания необходимости в регулярных занятиях спортом. На практических студенты овладевают двигательными навыками и умениями, развивают физические качества. Вся работа со студентами строится на основе различных образовательных технологий, например:

- технологии проблемного и проектного обучения;

- технологии обучения в сотрудничестве - парная, командная или групповая работа;

- информационно-коммуникационные технологии.

Содержание дисциплины разработано так, чтобы обеспечивалось поэтапное формирование компонентов компетенции. Во время ее освоения студенты также имеют обязанности, которые им необходимо соблюдать:

1) систематически посещать занятия;

2) выполнять требования требования и нормы, совершенствовать физическое мастерство;

3) иметь спортивную форму, соответствующую виду занятий;

4) сдавать все нормативы и зачеты в установленные сроки.

На занятиях физической культурой развиваются такие качества, как: гибкость, выносливость, быстрота, сила. Выносливость здесь занимает особое положение, это связано с тем, что развитие других качеств возможно только при многократном повторении тех или иных действий, для чего и нужна выносливость. У выносливых людей развита кровеносная система и дыхательная, а также все мышцы тела. Именно

они помогают справиться со стрессовыми ситуациями и с повторяющимися действиями. Выносливость помогает улучшить концентрацию внимания, поэтому студенты, тренирующиеся регулярно, быстрее и лучше сосредотачиваются во время экзамена. Быстроту можно развить с помощью плавания, бега с нарастающей ско-ростью, игр, которые требуют быстрой реакции движений. В упражнениях на силу обычно используются мячи разного веса и экспандеры [3].

Кроме того, стоит отметить, что физическое воспитание студентов может осуществляться во внеучебное время, то есть вне обязательных занятий в следующих формах: утренняя гимнастика, физкультурные паузы, а также дополнительные групповые и индивидуальные занятия. Последние проводятся под контролем преподавателя и направлены на подготовку студентов, у которых возникают проблемы со сдачей нормативов. Самостоятельные занятия способствуют лучшему усвоению учебного материала, ускоряют процесс физического совершенствования. Они также обеспечивают непрерывность физического воспитания личности. В настоящее время студентам предоставляются разные способы получить зачет по физической культуре. Например, они могут заменить обычные тренировки в спортивном зале на тренажерный или бассейн. Такое разнообразие дает возможность каждому выбрать занятие по душе, что ведет к повышению мотивации регулярно тренироваться.

Исходя из анализа научной литературы по теме и результатов опроса, мы пришли к выводу, что при внедрении в жизнь студентов регулярных занятий физической культурой и спортом следует придерживаться следующих принципов:

1) проводить вводные лекции для студентов о необходимости вести активный образ жизни;

2) применять различные формы проведения занятий;

3) интегрировать в образовательный процесс теоретические курсы по теории спорта и истории олимпийского движения, олимпийское образование и воспи-тание;

4) создавать условия для комфортных занятий;

5) обращать внимание на индивидуальные особенности студентов при составлении учебного плана и при сдаче нормативов;

6) учитывать интересы студентов.

Таким образом, мы пришли к выводу, что физическая культура выступает как предпосылка успешной учебно-профессиональной деятельности. Регулярное выполнение физических нагрузок позволяет эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность, а также помогает снизить уровень тревожности, улучшить психическое состояние. Анализ научной литературы и опрос студентов свидетельствуют о том, что физическое воспитание студентов не лишено серьезных недостатков. Поэтому, содержательная сторона физического воспитания в вузах нуждается в существенной модернизации на основе гуманизации учебно-воспитательного процесса.

Литература

1. Физическая культура как часть культуры общества и личности / Т. Н. Акулова [и др.] // Журнал успехи в химии и химической технологии. 2017. Т. 31 № 14 (195). С. 101-103.

2. Тлеужев М. К. Значение, цель и задачи физического воспитания студентов // Наука молодых-будущее России : сборник научных статей 6-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых. (г. Курск, 09-10 декабря 2021 года). Курск: Юго-Западный государственный университет. 2021. С. 207-209

3. Кочетова С. В. Физические качества студента, формируемые в процессе заня-тия физической культурой // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 8-1. С. 89-91.

References

1. Akulova T. N. [et al.]. Fizicheskaya kul'tura kak chast' kul'tury obshchestva i lichnosti [Physical culture as part of the culture of society and personality]. Zhurnal uspekhi v khimii i khimicheskoy tekhnologii - Journal of success in chemistry and chemical technology, 2017, vol. 31, no. 14 (195), pp. 101-103.

2. Tleuzhev M. K. [The meaning, purpose and objectives of physical education of students]. Nauka molodykh-budushchee Rossii: sbornik nauchnykh statey 6-y Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii perspektivnykh razrabotok molodykh uchenykh. (g. Kursk, 09-10 dekabrya 2021 g.) [Science of the young-the future of Russia. Collection of scientific articles of the 6th International Scientific Conference of promising developments of young scientists (Kursk, December 09-10, 2021)]. Kursk, Southwest State University Publ., 2021, pp. 207-209. (In Russia).

3. Kochetova S. V. Fizicheskie kachestva studenta, formiruemye v protsesse zanyatiya fizichesko1 kul'turo? [Physical qualities of a student formed in the process of engaging in physical culture]. Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk - International Journal of Humanities and Natural Sciences, 2019, no. 8-1, pp. 89-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.