Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС'

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
245
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мощенков Андрей Дмитриевич, Харитонов Владимир Борисович, Акулова Татьяна Николаевна, Плаксина Надежда Викторовна, Смирнова Елена Валерьевна

В статье рассматривается взаимообусловленная связь физической культуры и когнитивных функций человека. Авторами проведено исследование на определение уровня осведомленности студенческой молодежи о наличии прямой зависимости между эмоциональным состоянием и периодичности включения в физическую деятельность. Результаты исследования представлены в материалах статьи. Интерпретированные результаты опроса легли в основание итоговых выводов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мощенков Андрей Дмитриевич, Харитонов Владимир Борисович, Акулова Татьяна Николаевна, Плаксина Надежда Викторовна, Смирнова Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION’S INFLUENCE ON THE MENTAL FUNCTIONS AND EMOTIONAL CONDITION

In the present the relationship between physical education and mental functions of human is observed. An investigation about determination of awareness level of student youth about presence of straight dependency between emotional condition and periodicity of physical activity. The results of investigation are presented in article materials. Interpreted results of poll formed the basis of final conclusions.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС»

УДК 796.011.1 (796.071.424.4)

Мощенков А.Д., Харитонов В.Б., Акулова Т.Н., Плаксина Н.В., Смирнова Е.В., Баканов М.В.

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС

Мощенков Андрей Дмитриевич, студент 3 курса специалитета факультета ВХК РАН Email lifandrey@,yandex.ru

Харитонов Владимир Борисович студент 3 курса специалитета факультета ВХК РАН Email kharitonov55@yandex. ru

Акулова Татьяна Николаевна, доцент кафедры физического воспитания, Email: takulova@muctr. ru Плаксина Надежда Викторовна, старший преподаватель кафедры социологии, психологии и права Смирнова Елена Валерьевна, к.т.н., старший преподаватель кафедры социологии, психологии и права Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия

Баканов Максим Викторович, начальник отдела государственного регулирования деятельности спортивных федераций Департамента государственного регулирования в сфере спорта Минспорта России, профессор кафедры ТиМФКиС, к.п.н., Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Россия

В статье рассматривается взаимообусловленная связь физической культуры и когнитивных функций человека. Авторами проведено исследование на определение уровня осведомленности студенческой молодежи о наличии прямой зависимости между эмоциональным состоянием и периодичности включения в физическую деятельность. Результаты исследования представлены в материалах статьи. Интерпретированные результаты опроса легли в основание итоговых выводов.

Ключевые слова: физическая культура, эмоциональное состояние, когнитивные функции

PHYSICAL EDUCATION'S INFLUENCE ON THE MENTAL FUNCTIONS AND EMOTIONAL CONDITION

Moshchenkov Andrey Dmitrievich, 3nd year student of specialist programme of HCC RAS Kharitonov Vladimir Borisovich, 3nd year student of specialist programme of HCC RAS Akulova Tatiana Nikolaevna, professor of department of physical education Plaksina Nadezhda Viktorovna, senior teacher of department of sociology

Smirnova Elena Valeryevna, PhD in Engineering, MUCTR security chief, senior lecturer of department of department of sociology, psychology and law

D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia

Bakanov Maxim Viklorovich, candidate of pedagogical sciences, professor, State Social and Humanitarian University, Kolomna, Russia

In the present the relationship between physical education and mental functions of human is observed. An investigation about determination of awareness level of student youth about presence of straight dependency between emotional condition and periodicity ofphysical activity. The results of investigation are presented in article materials. Interpreted results ofpoll formed the basis offinal conclusions. Keywords: physical education, emotional condition, mental functions.

Проблемы единства телесного и душевного обозначились еще в древности. Великие мыслители того времени обозначили эту связь в своих трактатах (Аристотель, Гиппократ), отечественные

психофизиологии и врачи уделяли постоянное внимание вопросам взаимообусловленности физического состояния и душевной организации человека (Павлов И. П, Сеченов И. М.). На современном этапе разработки концепции влияния души тела не теряют своей актуальности. Пропаганда здорового образа жизни ведется с достойным постоянством, особенно приобретая важное значение в развитии и воспитании студенческой молодежи. Достаточно сказать, что проблемы снижения физической активности среди населения рассматриваются на государственном уровне.

В 21 веке человечество находится в стадии активного технологического и социального развития.

Стремительно расширяются границы коммуникаций людей, чему комплексно содействует развитие технологий. Многие ученые отмечают, что столь бурные темпы изменения жизни могут отрицательно сказываться на эволюционном пути человека, предел адаптации которого с физической и психологической точки зрения к такому открытому и сложному миру не безграничен. Вследствие этого человеческая психика и физические показатели постоянно угнетаются. Кроме того, на основании масштабного исследования, проведенного на 110 тысячах добровольцев, ученые сделали вывод о том, что в обществе идет отрицательный генетический отбор, и в большинстве своем потомки оказываются физически слабее и ментально неустойчивее своих предков [1]. Разумеется, эта разница невелика в рамках одного-двух поколений, однако в будущем это серьезная проблема.В то же время, спорт может

оказаться ключом к нормализации состояния людей. Физические упражнения могут не только помочь компенсировать недостатки тела, но и тренировать психику людей.

Общеизвестно, что многие физические дефекты можно купировать и даже излечить при регулярном выполнении специальных упражнений, тем не менее, роль физических упражнений в поддержании когнитивных функций и нормализации психического состояния многие до сих недооценивают или абсолютно не верят в существование такого влияния.

В рамках общей осведомленности авторы обозначают основные семантические единицы темы исследования:

Когнитивные функции организма представляют собой сложные функции головного мозга. Приоритетную функциональность когнитивности имеет процесс рационального познания мира и окружающей действительности. К когнитивным функциям относят:

• мышление - установление причинно-следственных связей (способность человека отражать объективную действительность в суждениях, представлениях, понятиях);

• поведение - механизм взаимодействия с окружающей средой;

• гнозис (восприятие информации) -способность к распознаванию и анализу информации в структуре сенсорных связей;

• память - запоминание и хранение информации;

• праксис - деятельность, направленная на достижение цели;

• внимание - сосредоточенность сознания, избирательная направленность на что-либо, имеющее значение;

• речь - способность к вербальной коммуникации (понимание обращенной речи, построение собственного речевого высказывания, чтение и письмо);

• интеллект -совокупность способностей (сопоставлять информацию, находить общее и различия, выносить суждения и умозаключения

Хорошо известно, что когнитивные способности взрослых здоровых лиц весьма различны, так как большинство когнитивных функций имеют условно-рефлекторный механизм и развиваются после рождения под воздействием окружающего социума. В процессе взросления и обучения происходит дальнейшее совершенствование когнитивных функций, пока они не достигнут своего пика, индивидуального для каждого человека. Физическое совершенствование как активная деятельность, направленная на приобретения формы, здоровья, мышечной структуры, наиболее полно раскрывает связь формирования когнитивных свойств и качеств при безусловном их взаимодействии. Постоянное и систематическое включение в интеллектуальную деятельность физической активности балансирует

продуктивность физической и умственной деятельности.

Все познавательные процессы приобретают свою продуктивность и эффективность при условии активной физической нагрузки, т.к. «физика» усиливает все внутренние процессы организма и является обязательным ресурсом для активации мозговой деятельности. Цепочка связи может определять следующим образом: активность -физическая культура и спорт - настроение -продуктивная жизнь.

Возникает необходимость определить

механизмы, отвечающие за нормализацию психики и когнитивных функций. Говоря о функциях мозга, становится очевидно, что физические нагрузки способствуют в первую очередь улучшению кровообращения, а, следовательно, улучшается снабжение мозга кислородом. Это улучшает возможность концентрироваться, развивает память, помогает быстрее воспринимать информацию. Помимо этого, научно доказано, что совершение физических упражнений способствует образованию новый нейронных связей в мозге [2]. Это в свою очередь позволяет людям продлевать период активной работы своего мозга в масштабах жизни.

Эмоциональная стабильность также во многом определяется состоянием физической активности. Сниженный фон настроения сопровождается физической атонией, замедлением функций эмоционального реагирования на объекты и явления. А в ситуации так называемой обратной связи поддержание мышечного тонуса благоприятно сказывается на настроении. Как известно, наше настроение определяют гормоны. Например, бета-эндорфин считается гормоном счастья, так как вызывает состояние эйфории, было установлено, что физическая активность, например, продолжительный бег вызывает его бурное выделение. Однако, это лишь один путь влияния физической активности на психологическое состояние. Всего можно выделить 4 типа влияния:

1. Гормональный - выделение гормонов счастья в процессе физической нагрузки, командной игры и т.д. помогает восстанавливать душевное равновесие, подавлять депрессивные состояния [3].

2. Тренировка устойчивости к стрессу. В силу того, что спорт сопряжен со стрессовыми ситуациями это не может не вырабатывать у человека общую стрессоустойчивость [4].

3. Отвлечение от посторонних мыслей. Занятие спортом помогает людям отвлечься от насущных проблем, сконцентрировавшись на выполнении упражнений или игре, что помогает восстановить душевный покой.

4. Через развитие коммуникации. Многие виды спорта подразумевают коммуникацию между спортсменами. Как известно, социализация благотворно влияет на эмоциональное состояние человека [5].

В данном исследовании цель состояла в выяснении уровня осведомленности студентов о

взаимосвязи физической активности с когнитивными функциями и эмоциональным состоянием. Также целью было установить, носит ли это влияние общий характер или же некоторые люди подвержены ему в меньшей степени.

Для исследования авторами был проведен опрос среди 100 респондентов. Процедура первого этапа опроса заключалась в разделении респондентов на две группы по частоте выполнения физических упражнений (пять и более раз в неделю и менее пяти раз в неделю). Распределение показало, что регулярно спортом занимается лишь 17 %, остальные студенты делают это реже.

После дифференциации студентам из обеих групп были заданы вопросы об изменении их настроения и способности мыслить после небольшой физической нагрузки, а также об общем уровне стрессоустойчивости и эмоциональной стабильности. Данные опроса свидетельствуют, что немногочисленная первая группа не испытывает проблем, связанных с перепадами настроения и депрессивными состояниями, респонденты отмечают, что после небольшой нагрузки их настроение улучшается, им легче осваивать новый материал. Анализ ответов второй группы выявил, что 94 % респондентов после небольших физических нагрузок также испытывают эмоциональный подъем и легче воспринимают информацию.

Помимо этого, обеим группам задавался вопрос об их осведомленности о влиянии спорта на мозг и психику. Оказалось, что даже среди первой группы были студенты, которые не знали или не верили в связь физического, духовного и интеллектуального здоровья, таких студентов оказалось 35 %. Во второй группе процент оказался выше - 47%.

Проанализировав результаты исследования и выделив 4 направления влияния физической активности на психологическое состояние человека, проведя опрос среди двух групп респондентов, разделенных по факту частоты физической активности, проиллюстрировали верность наших тезисов, изложенных выше. В дополнение к исследованию авторами среди ряда студентов была проведена разъяснительная работа по актуализации и

распространению знаний о всесторонней пользе физической культуры.

40

35

20

.Шш

Группа 1 Группа 2

Схема 1. Распределение студентов по осведомленности о влиянии физической культуры на психику и когнитивные функции среди двух групп

Список литературы

1. A. Kong, M. L. Frigge, G. Thorleifsson, H. Stefansson, A. I. Young, F. Zink, G. A. Jonsdottir, A. Okbay, P. Sulem, G. Masson, D. F. Gudbjartsson, A. Helgason, G. Bjornsdottir, U. Thorsteinsdottir, K. Stefansson Proceedings of the National Academy of Sciences 2017, 114, 727-732

2. Шпитцер М. Антимозг / М. Шпицер. - М.: АСТ, 2014 - 360 с.

3. Маглатюк Т. В. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции «РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ», 2017. - С. 295-297.

4. Бичев В. Г. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК, 2019, 8, 51-56

5. A. J. Benson, M. B. Evans, M. A. Eys Scandinavian Journal of Medicine and Science in Sports, 2016, 26, 463-473.

1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.