ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
ПОДРОСТКОВ
Фань Цзяхао, аспирант
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы (Россия, г. Уфа)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-11-1-209-213
Аннотация. В данной статье рассмотрены вопросы влияния физической активности на психическое здоровье подростков. Изучено положительное воздействие физических упражнений на организм подростков. Автором отмечено негативное влияние компьютерных игр на психическое здоровье ребенка. Определена тесная взаимосвязь между физическим здоровьем ребенка и психическим состоянием. Автором предложены рекомендации по повышению уровня физической активности подростков с целью улучшения их психического состояния.
Ключевые слова: подростки, психическое здоровье, спорт, физическая активность, влияние, школа.
В настоящее время здоровье человека является неоспоримой ценностью в обществе. Поэтому перед современной школой стоит задача укрепление здоровья подростков, уделяя при этом внимание психологической составляющей. Как показывает практика психологическое здоровье играет важную роль в поведении подростков, их способности к обучению, развитию, а также достижение положительных результатов в различных сферах деятельности. Кроме того, психологическое здоровье влияет на настроение подростка, уровень стресса, состояние психологического равновесия и многие другие параметры. Следовательно, проблема изучения влияния физической активности на психическое здоровье подростков имеет важное актуальное значение.
Под психическим здоровьем следует понимать состояние полного душевного равновесия или баланса, при котором челом развивается, реализует свои планы и действия в жизни, достигает определенных положительных результатов, а также противостоит стрессам, конфликтным ситуация, беспокойству [3, с. 20].
На психическое здоровье подростков влияет целый ряд внутренних и внешних факторов, среди которых можно отметить:
1) семья, в которой воспитывается ребенок;
2) близкое окружение (друзья, знакомые);
3) уровень физического здоровья;
4) восприятие окружающего мира;
5) условия жизни (культура, социум).
Подростковый период является наиболее
уязвимым отрезком времени, когда происходит становление и развитие ребенка под воздействием большого количества внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на его физическое и психологическое здоровье. Характерные особенности подросткового возраста представлены на рисунке 1. Помимо этого, в силу физиологических особенностей природы организм подростка претерпевает изменения, что отражается на его поведении и настроении. Поэтому в данный период необходимо оказать существенную поддержку ребенку на всех этапах развития и осуществления деятельности. Считаем, что в этом должны принять участие родители, школа, а также государство.
Рис. 1. Особенности подросткового возраста
В современном обществе дети испытывают недостаток двигательной активности, много времени проводят за компьютером, что негативно сказывается на уровне их физического и психического здоровья. Гиподинамия в свою очередь приводит к появлению раздражительности, тревожности, замкнутости, развитию агрессии, стрессу и т.д. Такое поведение также может проявляться в общении со сверстниками и друзьями. Подростки могут проявлять вспыльчивость, конфликтность, что в свою очередь нарушает гармонию и взаимоотношения в обществе.
Негативное влияние на психическое здоровье подростка оказывает интернет-зависимость. Очень часто дети просиживают часами за компьютерами, увлекаясь компьютерными играми, большинство из которых оказывает деструктивное влияние на психику. Это в свою очередь вызывает агрессивное поведение у них, появление чувства раздражительности, стресса. Поэтому перед современным обществом и школой в настоящее время стоит задача поиска механизмов сокращения времяпровождения подростка за экраном монитора. Считаем, что сделать это можно путем вовлечения их в спортивные мероприятия и активизацией желания заниматься регулярными физическими упражнениями [2, с. 303].
Важно отметить, что существует очень тесная взаимосвязь между физическим и психическим здоровьем подростка. Так, физические упражнения напрямую влияют на психи-
ческое здоровье ребенка посредством достижения внутреннего комфорта и стабильности, а нормальный уровень психического состояния определяет желание заниматься физической активностью и спортом.
В целом влияние физической активности на психическое здоровье подростков проявляется в следующем:
1) повышается уровень настроения подростка посредством выработки эндорфинов;
2) снижается уровень тревожности и стресса;
3) достигается внутренняя гармония и баланс;
4) снимается внутренне напряжение, что приводит к психическому расслаблению;
5) способность к самоконтролю внутреннего состояния;
6) развитие психических процессов;
7) улучшение качества сна;
8) повышение уровня уверенности, психической стабильности;
9) умение принимать правильные решения в спокойном психическом состоянии;
10) достижение стабильности и уменьшение паники и т.д.
Регулярные занятия физическими упражнениями положительно сказываются на психическом здоровье подростков. Это позволяет избежать тяжелых форм депрессии и психического расстройства, повысить концентрацию внимания и работоспособность, сформировать чувство ответственности и самодисци-
плины, а также в целом укрепить физическое здоровье.
Как показывает практический опыт девочки подростки проявляют более активный интерес к регулярным занятиям физической
культурой и спорту по сравнению с мальчиками этого же возраста. Наиболее популярные виды спорта среди школьниц представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Наиболее популярные виды спорта среди девочек подростков
Можно заметить, что самым популярным видом спорта среди представительниц прекрасного пола является художественная и спортивная гимнастика (30%). На втором месте располагаются спортивные танцы (22%). На третьем месте популярность завоевало фигурное катание (15%).
В данной работе нами было проведено эмпирическое исследование, которое позволило определить уровень психического здоровья у подростков (определение уровня тревожно-
сти), которые регулярно выполняли физические упражнения и занимались физической активностью.
В исследовании приняли участие 64 человека (23 мальчика и 41 девочка), учащиеся СОШ «Центр Школа» в возрасте от 11 до 14 лет (учащиеся 5,6,7 классов).
Данный анализ проводился на основе социологического опроса подростков по методике А.Д. Андреевой. Основные результаты исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1. Исследование уровня тревожности среди подростков
Уровень тревожности Мальчики Девочки
1,2 2,2 1,1 2,1
Ситуативная 42,2 + 3,2 44,3 + 2,4 38,5 +/- 1,7 40,8 +/- 4,0
Личная 47,2 + 1,8 49,1 + 1,2 43,2 +/- 3,5 47,2 +/- 1,7
Проведенный анализ позволил выявить, что девочки являются менее тревожными и более психически устойчивыми воздействию внутренних и внешних факторов. Первая группа, которая занималась физическими упражнениями достигла показателей в диапазоне 38,5-23,2, что свидетельствует об умеренном психическом состоянии и уровне тревожности. У мальчиков, которые занимаются дополнительными физическими занятия уро-
вень тревожности выше. Так, данный показатель находится в диапазоне 42,2-47,2. Это связано с дополнительной нагрузкой и недостаточным временем для восстановления организма.
Хороший уровень психического здоровья является также показателем успешности подростка в учебе. Он достаточно легко справляется с поставленными целями и задачами, умеет найти верные решения в проблемных
ситуациях и правильно оценивает свои действия в той или иной сфере деятельности [4, с. 102].
Физические упражнения являются натуральным средством (подобным действию антидепрессантов) для лечения и профилактики стрессовых ситуаций и беспокойств. Доказано, что, достаточно хотя бы 15 минут в день занятий спортом для того, чтобы снизить уровень стресса на 30%.
Регулярные физические занятия помогают улучшить все физиологические процессы, протекающие в организме ребенка, улучшить питание и сон, и как следствие повысить психическое здоровье в целом. Кроме того, регулярные занятия физической культурой особенно на свежем воздухе способствуют выработке серотонина головным мозгом, что в целом питает клетки, улучшает мозговую циркуляцию и благоприятно влияет на психическое состояние подростков.
Однако, не следует забывать, что чрезмерные физические нагрузки могут вызвать обратный эффект в виде появление физической и психической усталости, напряжения, раздражительности. Поэтому тренером должна быть правильно подобрана физическая нагрузка исходя из индивидуальных особенностей и здоровья подростков.
В школах должны быть созданы все необходимые условия для занятия физическими упражнения детей. Должны быть спортивные залы, оборудованные необходимым инвентарем, тренажерами. Подростки должны также
культурой) для посещения спортивного зала или площадок. В качестве физических упражнений для подростков подойдут занятия на свежем воздухе, ходьба, прыжки, бег, подтягивание на турнике, приседания и другие [1, с. 19].
В данной работе предложены рекомендации по повышению уровня физической активности подростков с целью улучшения их психического состояния, к числу которых можно отнести следующие:
1) проведение регулярных занятий по физической культуре и спорту;
2) наблюдение за физическим и психическим состоянием подростков;
3) формирование ответственности и внимания подростков, родителей, руководства школы к физическому и психическому здоровью;
4) создание необходимых условий для занятия физическими упражнения и спортом в рамках учебного заведения;
5) использование зарубежного опыта в области физкультуры и спорта в учебных заведениях и т.д.
В целом можно сделать вывод, что необходимо признать значимость физических упражнений в достижении баланса и гармонии психического состояния подростков. Именно посредством физической активности у подростков формируется психическая стабильность, адекватность поведения в обществе, стрессоустойчивость, а также чувство уверенности в собственных силах.
иметь свободное время (помимо занятий физ-
Библиографический список
1. Игнатович С.С., Сотникова Т.В. Особенности социализации детей подросткового возраста // Педагогика: история, перспективы. - 2020. - № 1. - С. 19-26.
2. Столяров В.И. Теория и методология современного физического воспитания: состояние, разработки и авторская концепция. - Киев. 2018. - 702 с.
3. Султани Д.Э. Влияние физической культуры на формирование психологического здоровья учащихся // Наука и образование. - 2023. - № 5. - С. 20-31.
4. Шеина Т.П., Серганов С.Н. Особенности самоотношения и психологического состояния лиц, занимающихся оздоровительными видами физической культуры // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. - № 11 (89). - С. 102-109.
THE IMPACT OF PHYSICAL ACTIVITY ON THE MENTAL HEALTH OF ADOLESCENTS
Fan Jiahao, Postgraduate
Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla (Russia, Ufa)
Abstract. This article examines the impact of physical activity on the mental health of adolescents. The positive effect of physical exercises on the body of adolescents has been studied. The author noted the negative impact of computer games on the child's mental health. The close relationship between the child's physical health and mental state has been determined. The author offers recommendations on increasing the level ofphysical activity of adolescents in order to improve their mental state. Keywords: adolescents, mental health, sports, physical activity, influence, school.