Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКОВ'

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
243
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Калашникова Раиса Викторовна, Бомин Вадим Анатольевич, Ермакова Полина Игоревна, Зайцева Елизавета Сергеевна

В статье рассматриваются закономерности изменений психоэмоционального и физического состояния у подростков и юношей от 14 до 17 лет, и какие факторы влияют на их психическое состояние. Анализируются данные материалов взаимосвязи психоэмоциональных и физических нагрузок. В статье подробно изучается психосоматическое состояние и расстройства у подросткового и юношеского возраста, а также рассматриваются вопросы физического состояния этой возрастной категории 9-11 классов. В рамках статьи предлагается комплекс мер психологического и физического воздействия на уровень адаптации подросткового возраста при психических расстройствах. В практической части исследования было выявлено, что большая часть исследуемых респондентов испытывают стресс, который в основном связан с учебным процессом. Результаты показали, что межличностные отношения складываются сложно в 9 классе. Выводы говорят о том, что при нарушениях нервно-психического здоровья серьезно страдает физическое здоровье и в большинстве случаях возможны возникновения серьезных заболеваний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPREHENSIVE ASSESSMENT OF PHYSICAL HEALTH AND PSYCHO-EMOTIONAL STATE OF SCHOOLCHILDREN

The article examines the patterns of changes in the psycho-emotional and physical condition of adolescents and young men from 14 to 17 years old and what factors affect their mental state. The data of the materials of the relationship of psychoemotional and physical loads are analyzed. The article studies in detail the psychosomatic state and disorders among the adolescences, and it also discusses the physical condition of this age group of grades 9-11. The article proposes a set of measures of psychological and physical impact on the level of adaptation of adolescence in mental disorders. In the practical part of the study, it was revealed that most of the respondents under study experience stress, which is mainly related to the educational process. The results showed that interpersonal relationships are difficult in the 9th grade. The findings suggest that in cases of neuropsychiatric health disorders, physical health seriously suffers and in most cases serious diseases are possible.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 371.72+371.78

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Раиса Викторовна Калашникова, старший преподаватель, Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск; Вадим Анатольевич Бомин, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный аграрный университета, Иркутск; Полина Игоревна Ермакова, студентка, Елизавета Сергеевна Зайцева,

студентка, Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск

Аннотация

В статье рассматриваются закономерности изменений психоэмоционального и физического состояния у подростков и юношей от 14 до 17 лет, и какие факторы влияют на их психическое состояние. Анализируются данные материалов взаимосвязи психоэмоциональных и физических нагрузок. В статье подробно изучается психосоматическое состояние и расстройства у подросткового и юношеского возраста, а также рассматриваются вопросы физического состояния этой возрастной категории 9-11 классов. В рамках статьи предлагается комплекс мер психологического и физического воздействия на уровень адаптации подросткового возраста при психических расстройствах. В практической части исследования было выявлено, что большая часть исследуемых респондентов испытывают стресс, который в основном связан с учебным процессом. Результаты показали, что межличностные отношения складываются сложно в 9 классе. Выводы говорят о том, что при нарушениях нервно-психического здоровья серьезно страдает физическое здоровье и в большинстве случаях возможны возникновения серьезных заболеваний.

Ключевые слова: психоэмоциональный стресс, психоэмоциональное состояние, физическое здоровье, тревожность, подростки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p163-167

COMPREHENSIVE ASSESSMENT OF PHYSICAL HEALTH AND PSYCHO-EMOTIONAL STATE OF SCHOOLCHILDREN

Raisa Viktorovna Kalashnikova, the senior teacher, Irkutsk State Medical University, Irkutsk;

Vadim Anatolyevich Bomin, the candidate of pedagogical sciences, docent, Irkutsk State Agrarian University named after A.A. Yezhevsky, Irkutsk; Polina Igorevna Ermakova, the student, Elizaveta Sergeevna Zaitseva, the student, of Irkutsk State Medical University, Irkutsk

Abstract

The article examines the patterns of changes in the psycho-emotional and physical condition of adolescents and young men from 14 to 17 years old and what factors affect their mental state. The data of the materials of the relationship of psychoemotional and physical loads are analyzed. The article studies in detail the psychosomatic state and disorders among the adolescences, and it also discusses the physical condition of this age group of grades 9-11. The article proposes a set of measures of psychological and physical impact on the level of adaptation of adolescence in mental disorders. In the practical part of the study, it was revealed that most of the respondents under study experience stress, which is mainly related to the educational process. The results showed that interpersonal relationships are difficult in the 9th grade. The findings suggest that in cases of neuropsychiatric health disorders, physical health seriously suffers and in most cases serious diseases are possible.

Keywords: psychoemotional stress, psychoemotional state, physical health, anxiety, adolescents.

ВВЕДЕНИЕ

Состояние здоровья подрастающего поколения является весьма актуальной экопа-тологической проблемой. Так как за последнее время наблюдается тенденция к развитию

соматической патологии среди подросткового и юношеского возраста на фоне психоэмоционального стресса и нерациональных физических нагрузок. Так окружающая среда является одним из существенных факторов, оказывающих влияние на здоровье, причем это влияние не ограничивается моментом воздействия, а сказывается и на дальнейшем его развитии и формировании [3]. Поэтому возникла необходимость данного исследования.

В настоящее время все большую распространенность приобретают психосоматические расстройства среди подросткового и юношеского возраста. Такие расстройства являются одними из преобладающих среди заболеваний неинфекционного характера. Переживание ежедневного множества стрессовых ситуаций приводит к перенапряжению работы и функции жизненно важных систем организма человека, и если не удается к ним адаптироваться, то возникают различные соматические и психические расстройства. Исследование причин подобных заболеваний позволяет диагностировать: эмоциональное напряжение, тревогу и т. д. По данным Всемирной организации здравоохранения тревожное расстройство развивается у 3,6% подростков 12-14 лет и у 4,6% юношей 15-17 лет. Депрессия встречается у 1,1% подростков в возрасте 12-14 лет и у 2,8% юношей в возрасте 15-17 лет [2].

Физическое здоровье и психоэмоциональное состояние, безусловно, находятся в тесной взаимосвязи. Известно, что высокий уровень физического здоровья ребенка позволяет быть более резистентным к факторам окружающей среды, быть психоэмоционально устойчивым, более обучаемым и иметь предпосылки для дальнейшего благоприятного развития личности. Однако, когда сила эмоционального и физического напряжения или тревоги достигает такой степени, то это становится причиной стресса [2].

Эмоциональные стрессы по своему происхождению, как правило, социальны. Их частота нарастает по мере развития научно-технического прогресса, ускорения темпа жизни, информационных перегрузок, нарастающей урбанизации, экологического неблагополучия. Таким образом, значительность изменений в организме под влиянием эмоционального стресса велика. Устойчивость к нему различна у разных людей. Одни более предрасположены, другие - весьма устойчивы. Однако развитие клинически выраженных нервных или соматических заболеваний зависит от ряда условий. Такими условиями следует считать психические и биологические особенности индивида, социальное окружение и характеристики событий, вызывающих серьезные эмоциональные реакции [2].

Основу умственной работоспособности составляют психоэмоциональные качества индивида. Таким образом, психическое здоровье, психоэмоциональное состояния и физическое здоровье выступают в качестве важнейшего фактора, обуславливающего успешность и продуктивность деятельности человека в сфере труда, общения, познания, оказывает существенное влияние на эффективность и качество различных видов деятельности, на существование человека как личности [2].

Поэтому так актуально наблюдать и следить за развитием подростков и юношей, особенно подростков, которые еще только начинают приспосабливаться к взрослой жизни, чтобы их дальнейшая взрослая жизнь не приносила проблем.

Цель исследования: изучить закономерности изменений нервно-психического состояния у подростков и юношей старшего школьного возраста, выяснить, как факторы внешней среды влияют на их психическое состояние, а также провести анализ существующих материалов на тему взаимосвязи психоэмоциональных состояний и уровня физической нагрузки.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследования по оценке психосоматических состояний подросткового и юношеского возраста 9, 10 и 11 классов (от 14 до 17 лет соответственно) МБОУ СОШ №4 г. Ше-лехова проводилось в стандартных условиях: через 2-3 часа после приема пищи, во вре-

менном интервале между 11 и 13 часами дня, на базах МБОУ СОШ №4 г. Шелехова. Общее число обследованных 289 человек. Проведено анкетирование по тестам: «Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина», «Самооценочная шкала депрессии Цунга», «Нервно-психической адаптации И. Н. Гурвича», «субъективная оценка здоровья» (В. П. Войтенко), «самооценка по Г. Айзенку», интегральная оценка уровня физического здоровья по методике Г.Л. Апанасенко, которые помогли определить и оценить психосоматическое и физическое состояние испытуемых, а также определить уровень стресса и наиболее часто встречаемые заболевания у них. Статистическая обработка материала проведена с использованием прикладной программы Windows (Excel).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Установлено, что старшеклассники в 75% случаев испытывают стресс. Учащиеся 9 и 10 классов испытывают стрессовые ситуации гораздо реже.

Причем, больше половины респондентов стрессовые ситуации испытывают в связи с учебным процессом, не зависимо от этапа обучения

Влиять на нервно-психическое здоровье учащихся могут материальные и жилищные условия. Отвечая на данный вопрос, только незначительная часть учащихся не удовлетворена данными элементами. 92% оценивают свои жилищные и материальные условия как хорошие и удовлетворительные.

Обращаем внимание, что межличностные отношения между учениками 9 классов складываются негативные в 40% случаев. В 10, 11 классах в большинстве случаев дружеские отношения хорошие или нейтральные.

При определении уровня нервно-психического здоровья определено, что 44% обучающихся 9 и 10 классов относятся к категории «здоровы или практически здоровы», в 11 классе ситуация меняется и показатель снижается примерно в 2 раза. Процент с явными психическими патологиями к старшему классу увеличивается и достигает 38%.

На следующем этапе наших исследований мы определили уровень личностной и реактивной тревожности по шкале Спилбергера-Ханина, так как, по нашим предположениям, именно это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. По результатам исследования было выявлено, что обучающие старших классов более тревожны (42% умеренно тревожны и 58% высоко тревожны), чем 9 и 10 классов.

В дополнение интересно было оценить ситуативную тревожность, склонность воспринимать любую ситуацию как угрожающую. Наибольшая степень тревожности наблюдается у учащихся 11 класса в 48% случаев. По литературным данным такая высокая тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, срывами и с психосоматическими заболеваниями. Вероятнее всего учащиеся находятся в определенной ситуации неизвестности обучения и предстоящими экзаменами.

При оценке депрессивного состояния по шкале депрессии Цунга установлено, что вне зависимости от этапа обучения, в основном преобладает нормальное состояние и депрессия, протекающая в легкой форме. Количество учащихся 10 и 11 классов с тяжелым уровнем депрессии абсолютно одинаково. Девятиклассники же практически в 100% случаев пребывают в состоянии легкой депрессии.

Так как стресс, тревожность и даже легкая депрессия может влиять на душевное равновесие, то мы также решили определить способность его восстановления. В целом, опять же, вне зависимости от этапа обучения учащиеся способны восстанавливать свое душевное равновесие, что говорит о большей стабильности НС.

Все те же факторы могут вызывать повышение агрессии, а вследствие значительной агрессивности могут возникать психологические трудности. У обучающихся в старших классах уровень агрессии высок, в то время как на предыдущих этапах обучения уровень агрессии снижается. Нам были интересны вопросы о перспективах в дальнейшей жизни, и мы опросили школьников насчет выбранной ими профессии. 66% определились

с выбором.

При оценке состояния физического здоровья обучающихся, выяснили, что школьники оценивают свое состояние, как отличное, хорошее и удовлетворительное.

Несмотря на это, отмечается высокая заболеваемость среди школьников. Они страдают хроническими заболеваниями в 80%, 82% и 84% случаях соответственно.

В половине процентов случаев респонденты связывают свои болезни со стрессовым фактором.

При этом на первом месте школьники отмечают расстройства пищеварительной системы, и их отмечают 75% опрошенных, из них у 38% гастрит или язвенная болезнь, страдают частыми головными болями 60%, имеются проблемы со сном в 53% случаев, у 45% наблюдается избыточный вес, у 30% дисменорея и др.

На следующем этапе наших исследований мы провели интегральную оценку уровня физического здоровья по методике Г.Л. Апанасенко, оценивая физическое здоровье во время регистрации ряда стандартных физиологических, антропометрических показателей и показателей физической подготовленности. Интегральный показатель рассчитывался как среднее арифметическое из полученных результатов по каждой методике.

При данной объективной оценке физического здоровья полученные данные свидетельствуют, что средний уровень физического здоровья у мальчиков составляет всего лишь 23%, а ниже среднего и низкий 37% и 29% соответственно. Уровень выше среднего и высокий соответствует 11%. При интегральной оценке уровня физического здоровья у девочек средний уровень составил 26%, а уровень ниже среднего и низкий составил 30% и 38% соответственно.

На основании этого можно сделать вывод, что самооценка уровня физического здоровья не является объективной, и мониторинг интегральных показателей будет способствовать более достоверной оценке физического здоровья.

ВЫВОДЫ

1. Школьники испытывают устойчивое нервно-психическое напряжение, связанное с образовательным учебным процессом.

2. При нарушениях нервно-психического здоровья серьезно страдает здоровье физическое. Возникают не только нервные расстройства, но и развиваются в большинстве случаев серьезные заболевания.

3. При распределении учеников по группам нервно-психического здоровья выявлено тревожное явление. Только в пределах 12% учащихся в 9 классов и 10 классов к 1 группе, а в 11 классах выявляется явное преобладание 5 группы здоровья, а именно 38%

4. При анализе всех категорий исследования установлено, что школьники, находясь под психологическим воздействием среды обитания, значительней реагируют на ее факторы, и пребывают в более выраженном стрессе и агрессии.

5. Необходима разработка и внедрение современных профилактических мероприятий для повышения уровня адаптации детей подросткового возраста к учебным, социальным и физическим нагрузкам, обусловленным увеличением интенсивности учебного материала, сложным человеческим отношениям. С использованием активного медицинского сопровождения.

Оценивая полученные результаты, мы достигли своей цели. То есть, в основном в процессе обучения в школе подростки находятся под достаточным и всё нарастающим эмоциональным прессингом, связанным с образовательным процессом, что в последующем может вызывать достаточно серьезные изменения в нервно-психическом состоянии и сказываться на физическом здоровье. Эта ситуация требует разработки комплекса профилактических мероприятий, способствующих более совершенной адаптации школьников к учебным, социальным и физическим нагрузкам, обусловленным увеличением интенсивности учебного материала, сложным человеческим отношениям, тревогой за свою

судьбу до поступления в высшее учебное заведение и после его окончания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бушманова В.Э. Исследование индивидуально-психологических особенностей подростка в процессе самореализации / В.Э. Бушманова, А.В. Родионова // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 6. - С. 53-57.

2. Всемирная организация здравоохранения. Психическое здоровье подростков. - URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/adolescent-mental-health (дата обращения: 15.05.2022).

3. Логвина Т.Ю. Организационно-методическая направленность процесса сохранения здоровья детей средствами физической культуры / Т.Ю. Логвина, Е.П. Врублевский, В.Ф. Костю-ченко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - №8 (138). - С. 64-72.

REFERENCES

1. Bushmanova, V.E. and Rodionova, A.V. (2012), "The study of individual psychological characteristics of a teenager in the process of self-realization", Theory and Practice of Physical. Culture, No. 6, pp. 53-57.

2. World Health Organization (2021), "Mental health of adolescents", available at: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/adolescent-mental-health (accessed by: 15 May 2022).

3. Logvina, T.Yu., Vrublevsky, E.P. and Kostyuchenko V.F. (2016), "Organizational and methodological orientation of the process of preserving the health of children by means of physical culyure", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (138), pp. 116-121.

Контактная информация: bva71@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.06.2022

УДК 796.8

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ У

РУКОПАШНИКОВ

Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических наук, профессор, Илья Николаевич Медведев, доктор медицинских наук, профессор, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Анастасия Александровна Жукова, ассистент, Финансовый университет при правительстве Российской Федерации; Эльмира Шамильевна Петина, преподаватель, Астраханский государственный медицинский университет,

Астрахань

Аннотация

Биологические резервы системы дыхания во многом определяют эффективность спортивных занятий. Особенно значимы функциональные особенности дыхательной системы для успешных занятий рукопашным боем. Цель исследования - определить состояние системы дыхания у ру-копашников, тренирующихся с разной частотой в течение недели. Методика и организация исследования. Работа проведена на 37 юных спортсменах-рукопашниках, которые в течение не менее 2 лет систематически занимались избранным видом спорта: тренировались 2 раза в неделю -12 юношей; тренировались 4 раза в неделю - 14 юношей; тренировались 6 раз в неделю - 11 юношей. Группа контроля состояла из 16 юношей, ведущих не связанный со спортом образ жизни. У всех юношей оценивали основные параметры системы дыхания с последующей статистической обработкой полученных результатов. Результаты исследования и их обсуждение. У посвятивших себя занятиям рукопашным боем имелись высокие значения объемных и скоростных характеристик системы дыхания. Особенно выраженное развитие этих параметров найдено у спортсменов, тренирующихся 6 раз в неделю. В этой связи становится ясно, что занятия рукопашным боем по мере увеличения числа тренировок на протяжении недели усиливают развитие мышц туловища и конечностей при увеличении диаметра бронхов. Выводы. В случае регулярных тренировок по рукопашному бою активно развивается бронхолегочная система и мускулатура, реализующая дыхание по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.