УДК 796.011:379.828 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-1-80-88
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ РАЗЛИЧНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ НА МОТОРНУЮ АСИММЕТРИЮ
ЮНОШЕЙ-КИБЕРСПОРТСМЕНОВ 16–18 ЛЕТ
А.А. Макаров, Д.В. Смит, О.Н. Гураль
Оценено влияние нагрузки различной направленности на моторную асиммет-
рию юношей, занимающихся компьютерным спортом, предложен эффективный ком-
плекс физических упражнений для сглаживания данного показателя. Доказана эффек-
тивность разработанных комплексов физических упражнений из атлетической гимна-
стики аэробной, анаэробной и комбинированной направленности на сглаживание мо-
торной асимметрии киберспортсменов.
Ключевые слова: компьютерный спорт, юноши, комплекс физических упраж-
нений, моторная асимметрия, психомоторные функции, функциональная асимметрия.
INFLUENCE OF PHYSICAL
EXERCISES OF DIFFERENT
DIRECTIONS ON MOTOR ASYMMETRY
OF ADOLESCENCE AGED 16 TO
18 YEARS OLD ENGAGED
IN E-SPORTS
Makarov A.A., post-graduate student, a.ma-
[email protected], Russia, Saint-Peters-
burg, Lesgaft National State University of
Physical Education, Sport and Health, St. Pe-
tersburg,
Smit D.V., president of federation, info@
resf.ru, Russia, Moscow, Russian Esports
Federation,
Gural O.N., director of scientific department,
[email protected], Russia, Moscow, Russian Es-
ports Federation
The influence of loads of various orientations
on the motor asymmetry of young men in-
volved in computer sports was assessed, and
an effective complex of physical exercises
was proposed to smooth this indicator. The ef-
fectiveness of the developed complexes of
physical exercises from athletic gymnastics of
aerobic, anaerobic and combined focus on
smoothing the motor asymmetry of cybers-
portsmenhas been proved.
Key words: computer sports, young men, a set
of physical exercises, motor asymmetry, psy-
chomotor functions, functional asymmetry.
Макаров Алексей Артемович, аспирант,
[email protected], Россия, Санкт-Петербург, На-
циональный государственный Университет физической
культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-
Петербург,
Смит Дмитрий Вячеславович, президент фе-
дерации, [email protected], Россия, Москва, Федерация компь-
ютерного спорта России,
Гураль Оксана Николаевна, директор науч-
ного департамента, [email protected], Россия, Москва, Федера-
ция компьютерного спорта России
На сегодняшний день в мире су-
ществует большое количество различных
видов спорта, в каждом из которых своя
специфика тренировочной и соревнова-
тельной деятельности. Вид спорта может
предъявлять повышенные требования к
физической подготовке спортсмена и ха-
рактеризоваться повышенной двигатель-
ной активностью (легкая атлетика, гим-
настика и др.), а может и вовсе не требо-
вать от спортсмена проявления значимых
физических усилий (шахматы, бильярд,
компьютерный спорт и т. д.). Однако во
всех видах спорта одним из важнейших
факторов, определяющих результатив-
ность тренировочной и соревновательной
деятельности, является функциональная асимметрия.
Под функциональной асимметрией понимают распределение пси-
хических функций между левым и правым полушариями мозга, которые
работают во взаимосвязи, определяя специфику работы мозга и индивиду-
альные психологические особенности человека. Различают три вида функ-
циональной асимметрии: моторную, сенсорную и психическую (табл. 1).
Функциональная асимметрия определяет такие понятия в спорте, как веду-
щая рука или ведущий глаз [1, 3, 5], в зависимости от специфики двига-
тельных действий в конкретном виде спорта и превалирования конкрет-
ного полушария мозга в формировании двигательного поведения
(левша/правша).
Таблица 1
Виды функциональной асимметрии, определения, функции
Функциональная асимметрия
моторная сенсорная психическая
Неравенство функций, фор-
мирующих двигательное
поведение
Руки, ноги, лицо, тело
Функциональное неравен-
ство правой и левой части
органов чувств
Зрительные анализаторы;
слуховые анализаторы;
обонятельные анализато-
ры; вкусовые анализаторы
Неравенство функций по-
лушарий мозга в формиро-
вании целостной нервно-
психической деятельности
Психосенсорная функция;
психомоторная функция
Функциональная асимметрия негативно влияет на технику соревно-
вательных упражнений в видах спорта, где необходимо выполнение сим-
метричных упражнений и является лимитирующим фактором спортивной
работоспособности [6, 7], – для таких видов спорта предпочтительно сгла-
живать функциональную асимметрию. Если вид спорта предполагает
выполнение несимметричных упражнений, предпочтительно усиливать
функциональную асимметрию.
Компьютерный спорт нельзя отнести к циклическим или ацикличе-
ским видам спорта, так как в нем нет значимой двигательной активности в
процессе тренировочной и соревновательной деятельности, в большей сте-
пени он относится к интеллектуальным видам спорта, наряду с шахматами
[2, 4]. У киберспортсменов проявляется моторная асимметрия в движениях
рук, в связи с тем, что управление игровым процессом происходит посред-
ством двух различных устройств – клавиатуры и компьютерной мыши.
Для киберспортсменов предпочтительно сглаживать моторную асиммет-
рию, так как в этом виде спорта важна слаженная работа рук, каждая из ко-
торых выполняет свою конкретную задачу.
Усиление или сглаживание моторной асимметрии достигается за
счет выполнения упражнений, создающих дополнительную нагрузку для
неведущей конечности (сглаживание), либо упражнений, в которых неве-
дущая конечность выполняет вспомогательную функцию (усиление) [8].
Таким образом, выполнение упражнений с равномерным распределением
нагрузки позволит сгладить моторную асимметрию у юношей 16–18 лет,
увлекающихся компьютерным спортом. На данный момент проблеме
сглаживания моторной асимметрии с использованием физических упраж-
нений в компьютерном спорте уделяется недостаточное внимание, а также
не рассматривается предпочтительная направленность тренировки для
воздействия на этот показатель. Все это обусловливает актуальность
нашего исследования.
Целью исследования является оценка влияния комплексов уп-
ражнений различной направленности на моторную асимметрию у юношей
16–18 лет, увлекающихся компьютерным спортом.
Организация и методы исследования. Исследование проводилось в
течение 6 месяцев на базе тренировочного центра «ProBros». Для экспери-
мента были сформированы четыре группы по 10 юношей в каждой (n=40),
увлекающихся компьютерным спортом (2–3-й годы обучения своей игро-
вой дисциплине) и не занимавшихся ранее систематической физической
нагрузкой; возраст испытуемых – 16–18 лет. Уровень подготовки по своей
игровой дисциплине не имел статистических различий на начало экспери-
мента. Первые три группы экспериментальные, занимались с применением
комплекса физических упражнений различной направленности: аэробной –
ЭГ-1 (А); анаэробной – ЭГ-2 (АН); комбинированной – ЭГ-3 (К). Кон-
трольная группа (КГ) выполняла комплекс упражнений, взятый из прило-
жения № 5 к типовой инструкции по охране труда для пользователей пер-
сональными электронно-вычислительными машинами. Данный выбор обу-
словлен тем, что составлен с учетом специфики сидячей работы за компь-
ютером и включает различные упражнения для профилактики гиподина-
мии и гипокинезии у пользователей персональными компьютерами. Ком-
плекс физических упражнений, применяемый в экспериментальных груп-
пах, был одинаковым для всех и включал упражнения из атлетической
гимнастики. Фрагмент тренировочной программы представлен в табл. 2.
Таблица 2
Тренировочная программа испытуемых экспериментальной групп
без указания интенсивности нагрузки в отдельных группах
День
недели
Месяцы
1–2-й 3–4-й 5–6-й
Пн.
Подтягивания
с отягощением;
приседание со штангой
на плечах;
жим от груди сидя
в тренажере
Приседание со штангой
на плечах;
разгибание ног сидя
в тренажере;
сгибание ног лежа
в тренажере
Гиперэкстензия;
приседание со штангой
на плечах;
Сведение/разведение
ног в тренажере
Окончание табл. 2
День
недели
Месяцы
1–2-й 3–4-й 5–6-й
Ср.
Пт.
Жим лежа
на горизонтальной
скамье;
Отжимание на брусьях
с отягощением;
жим стоя
Становая тяга с плинтов;
Сведение и разведение
рук с гантелями сидя;
шраги с гантелями
Жим лежа
на горизонтальной
скамье;
тяга верхнего блока
к груди;
сведение и разведение
рук в блочном тренажере
Становая тяга с плинтов;
подъем гантелей
на бицепс;
шраги с гантелями
Жим лежа
на горизонтальной
скамье;
жим гантели
из-за головы;
разгибания рук
в блочном тренажере
Становая тяга;
отжимание на брусьях
с отягощением;
тяга штанги в наклоне
Необходимая направленность тренировки достигалась за счет
повторного максимума, различного для каждой группы испытуемых.
Объем и интенсивность нагрузки в экспериментальных группах представ-
лена в табл. 3.
Таблица 3
Объем и интенсивность нагрузки в экспериментальных группах
Параметры
Количество основных
упражнений
Скорость выполнения
упражнений
Количество повторений
Количество подходов
Отягощение, % от ПМ
Тип интервала отдыха
(время стандартизировано
2–4 мин)
Количество занятий
в неделю
Диапазон частоты сердечных
сокращений, уд/мин
Наполненность крови
кислородом (сатурация), %
Разминка
Заминка
ЭГ-1 (А)
Внешние
3
Высокая
30
Субкомпенсаци-
онные (неполные)
Внутренние
140–160
> 85
Стандартизована
Стандартизована
ЭГ-2 (АН)
3
Низкая
До «отказа»
1–2-й месяцы – 2;
2–4-й месяцы – 3;
5–6-й месяцы – 4
70
Компенсаци-
онные (полные)
3
160–180
< 85
Стандартизована
Стандартизована
ЭГ-3 (К)
3
Высокая / низкая
30 / 70
Субкомпенсаци-
онные (неполные) /
компенсационные
(полные)
140–160; 160–180
> 85 / < 85
Стандартизована
Стандартизована
Оценка соответствия выполняемой физической нагрузки необходи-
мой направленности проводилась с помощью специального мягкого пуль-
соксиметра, крепящегося на палец и не создающего помех при выполнении
упражнения.
Эксперимент состоял из трех этапов. На первом этапе проводилась
оценка исследуемого показателя путем компьютерного тестирования в
комплексе «Cyber10». Данный комплекс разработан сотрудниками НГУ
им. П.Ф. Лесгафта для оценки специальных психомоторных способностей
киберспортсменов. Тестирование представляет собой игровую область на
экране, где расположены две небольшие площадки (слева и справа) и ша-
рик (посередине). Одна площадка управляется с помощью клавиатуры
(клавиши W и S) левой рукой, вторая – правой рукой с помощью компью-
терной мышки. После начала тестирования шарик приходит в движение и
перемещается из правой стороны в левую с рикошетом от площадок и от
верхней и нижней границ игровой области. Основная задача испытуемого
– как можно дольше удерживать шарик в игровой зоне, не дав ему проле-
теть мимо площадки.
На втором этапе испытуемые тренировались с использованием
предложенного комплекса физических упражнений, сочетая занятия физи-
ческой подготовкой с тренировками на компьютере по своей игровой дис-
циплине. Время занятий в атлетическом зале составляло 1,5 часа в день
(включая разминку и заминку). Тренировочные сессии по своей игровой
дисциплине у испытуемых на компьютере составляли 12 часов в недель-
ном микроцикле.
На третьем этапе проводилась повторная оценка исследуемого
показателя и статистическая обработка полученных данных до и после
эксперимента, а также выявление наиболее эффективного комплекса физи-
ческих упражнений для сглаживания моторной асимметрии у испытуемых.
Результаты исследования и их обсуждение. На рисунке представ-
лены результаты в контрольном тестировании моторной асимметрии до и
после эксперимента.
Выявлено, что комбинированная нагрузка оказывает наиболее бла-
гоприятное воздействие на моторную асимметрию испытуемых (p≤0,001),
в меньшей степени – аэробная (p≤0,01) и анаэробная (p≤0,001), наблюдался
практически идентичный результат, полученный в ходе эксперимента.
В контрольной группе не выявлено достоверно значимых сдвигов в иссле-
дуемом показателе (p>0,05). Общий прирост по результатам эксперимента
составил: 7,44 % – в группе, занимавшейся с применением комплекса
упражнений аэробной направленности, 8,27 % – у испытуемых, исполь-
зовавших комплекс упражнений с анаэробной направленностью, 17,22 % –
в группе, чередовавшей направленность нагрузки (1-я нед. – аэробная,
2-я нед. – анаэробная и т. д.), 1,27 % – самый низкий процент прироста в
контрольной группе.
60.00
57.05
55.00
52.20 52.32
ДДооэкэскпспереиримменентата
ППоослслееэкэскесрпиермиемнтеанта
50.00 48.58
48.32
48.71
48.30
48.91
45.00
40.00
ЭГ 1 (А) ЭГ 2 (АН) ЭГ 3 (К) КГ (ОРУ)
Показатели моторной асимметрии до и после эксперимента, с
Далее было проведено сравнение результатов тестирования экспе-
риментальных групп относительно контрольной. Данные представлены
в табл. 4.
Таблица 4
Оценка эффективности экспериментальных комплексов физических
упражнений с различной направленностью относительно результатов
контрольной группы в тестировании моторной асимметрии
Статистические
характеристики
M±m
P
M±m
P
Группа испытуемых
ЭГ-1 (А) ЭГ-2 (АН) ЭГ-3 (К) КГ
До эксперимента
48,58±1,8 48,32±2,50 48,71±2,75 48,30±2,46
>0,05 >0,05 >0,05 –
После эксперимента
52,20±1,31 52,32±1,35 57,05±1,55 48,91±1,49
≤0,001 ≤0,001 ≤0,001 –
Из табл. 4 следует, что на начало эксперимента между контрольной
и экспериментальными группами не было выявлено статистически значи-
мых различий (p>0,05), после эксперимента выявлена достоверно значимая
динамика в исследуемом показателе во всех трех экспериментальных
группах (p≤0,001), что свидетельствует о положительном влиянии всех
экспериментальных комплексов вне зависимости от направленности.
Дополнительно было проведено сравнение между собой экспери-
ментальных групп с комбинированной и анаэробной направленностью
тренировки, показавших наилучшую динамику в исследуемом показателе
(табл. 5).
Таблица 5
Сравнение экспериментальных групп с аэробной
и анаэробной направленностью относительно группы
с комбинированной направленностью
Статистические
характеристики
M±m
P
ЭГ-1 (А)
52,20±1,31
p≤0,001
ЭГ-2 (АН)
52,32±1,35
p≤0,001
ЭГ-3 (К)
57,05±1,55
–
В процессе сравнительного анализа были выявлены достоверно
менее значимые сдвиги в тестировании «Моторная асимметрия» (p≤0,001)
у групп, тренировавшихся с аэробной и анаэробной направленностью,
относительно группы с комбинированной направленностью нагрузки. Это
позволяет говорить о том, что данный комплекс физических упражнений
является наиболее эффективным для сглаживания моторной асимметрии.
Полученные в ходе эксперимента данные позволяют сделать сле-
дующие выводы:
– разработанный комплекс на основе упражнений атлетической
гимнастики наиболее эффективен для сглаживания оцениваемого показа-
теля моторной асимметрии у юношей 16–18 лет, увлекающихся компью-
терным спортом;
– использование комплекса физических упражнений с различной
направленностью позволило выявить разную степень влияния на иссле-
дуемый показатель в экспериментальных группах, однако полученные
результаты достоверно выше, чем в контрольной группе;
– высокой эффективностью обладает экспериментальный комплекс
физических упражнений с применением нагрузки комбинированной
направленности, который может также использоваться в тренировочном
процессе юношей-киберспортсменов 16–18 лет для сглаживания моторной
асимметрии;
– комплексы физических упражнений с анаэробной и аэробной
направленностью могут быть использованы в тренировочном процессе для
сглаживания показателя моторной асимметрии как вспомогательные, а
также при наличии противопоказаний для выполнения комбинированного
комплекса.
Список литературы
1. Вареников Н.А., Попова И.Е., Семенов Е.Н. Двигательные асим-
метрии в различных видах спорта // Медико-биологические и педагогиче-
ские основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа
жизни: сб. науч. статей VII Всерос. заоч. науч.-практ. конф. с междунар.
участием. Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2018. С. 479–483.
2. Михайлова И.В., Махов А.С. Шахматы как полноправный вид
спорта: современная проблематика и методологические аспекты // Ученые
записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 6 (124). С. 132–140.
3. Москвин В.А., Москвина Н.В. Психофизиология индивидуаль-
ных различий в спорте высших достижений // Психология физической
культуры и спорта: сб. материалов сотр. каф. психологии за 2009–2015 гг.
М.: АнитаПресс, 2015. С. 111–119.
4. Скаржинская Е.Н., Новоселов М.А., Сурконт К.В. Компьютерный
спорт (киберспорт) – вид спорта? // Компьютерный спорт (киберспорт):
проблемы и перспективы: сб. материалов III Всерос. науч.-практ.конф.
(в формате интернет-конф.). М.: Изд-во РГУФКСМиТ, 2015. С. 76–83.
5. Таймазов В.А., Бакулев С.Е. Значение функциональной асиммет-
рии как генетического маркера спортивных способностей // Ученые
записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2006. №. 22. С. 74–82.
6. Феномен «симметрии–асимметрии» с позиций тренеров в раз-
личных видах спорта / Е.М. Бердичевская [и др.] // Научно-педагогические
школы в сфере физической культуры и спорта: сб. материалов Междунар.
науч.-практ. конгресса, посв. 100-летию ГЦОЛИФК. М.: Изд-во РГУФК-
СМТ, 2018. С. 218–222.
7. Фокин В.Ф., Пономарева Н.В. Динамические характеристики
функциональной межполушарной асимметрии // Функциональная меж-
полушарная асимметрия: хрестоматия: гл. в кн. М.: Научный мир, 2004.
С. 515–538.
8. Функциональная асимметрия как биологический феномен, сопут-
ствующий спортивному результату / С.С. Худик [и др.] // Вестник Том-
ского государственного университета. 2017. №. 421. С. 193–202.
References
1. Varenikov N.A., Popova I.E., Semenov E.N. Dvigatel'nye asimmetrii v
razlichnyh
vidah sporta [Motor asymmetries in various kinds of sports] //
Medico-biological and
pedagogical bases of adaptation, sports activity and healthy lifestyle:
collection of articles.
scientific. articles VII All-Russia. correspondence course scientific-practical
conf. with
international participation. Voronezh: IPC "Scientific Book", 2018. P. 479–483.
2. Mihajlova I.V., Mahov A.S. Shahmaty kak polnopravnyj vid sporta:
sovremennaya problematika i metodologicheskie aspekty [Chess as a full-fledged
sport:
modern problems and methodological aspects] // Uchenye zapiski
universiteta im.
PF Lesgafta [Scientific notes of the University P.F. Lesgaft]. 2015. No. 6
(124). P. 132–140.
3. Moskvin V.A., Moskvina N.V. Psihofiziologiya individual'nyh razlichij v
sporte
vysshih dostizhenij [Psychophysiology of individual differences in the sport of
higher
achievements] // Psychology of physical culture and sport: collection of
articles. materials
sotr. department psychology for 2009–2015. M.: AnitaPress, 2015. P. 111–119.
4. Skarzhinskaya E.N., Novoselov M.A., Surkont K.V. Komp'yuternyj sport
(kibersport) – vid sporta? [Is computer sports (e-sports) a sport?] // Computer
sports (e-
sports): problems and prospects: collection of articles. materials III
All-Russia. scientific-
practical conference. (in the format of an internet conference). M.: Publishing
house
RGUFKSMiT, 2015. P. 76–83.
5. Tajmazov V.A., Bakulev S.E. Znachenie funkcional'noj asimmetrii kak
geneticheskogo markera sportivnyh sposobnostej [The value of functional
asymmetry as a
genetic marker of athletic abilities] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F.
Lesgafta
[Scientific notes of the University P.F. Lesgaft]. 2006. No. 22. P. 74–82.
6. Fenomen «simmetrii–asimmetrii» s pozicij trenerov v razlichnyh vidah sporta
[The phenomenon of "symmetry-asymmetry" from the point of view of trainers in
various
sports] / E.M. Berdichevskaya [et al.] // Scientific and pedagogical schools in
the field of
physical culture and sports: collection of articles. materials Intern.
scientific-practical con-
gress, dedicated. 100th anniversary of GTSOLIFK. M.: Publishing house RGUFKSMT,
2018.
P. 218–222.
7. Fokin V.F., Ponomareva N.V. Dinamicheskie harakteristiki funkcional'noj
mezhpolusharnoj asimmetrii [Dynamic characteristics of functional
interhemispheric
asymmetry] // Functional interhemispheric asymmetry: a reader: ch. in the book.
M.:
Scientific world, 2004. P. 515–538.
8. Funkcional'naya asimmetriya kak biologicheskij fenomen, soputstvuyushchij
sportivnomu rezul'tatu [Functional asymmetry as a biological phenomenon
accompanying
sports performance] / S.S. Hudik [et al.] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo
universiteta
[Bulletin of the Tomsk State University]. 2017. No. 421. P. 193–202.