Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА МОТОРНУЮ АСИММЕТРИЮ ЮНОШЕЙ-КИБЕРСПОРТСМЕНОВ 16–18 ЛЕТ'

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА МОТОРНУЮ АСИММЕТРИЮ ЮНОШЕЙ-КИБЕРСПОРТСМЕНОВ 16–18 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
99
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компьютерный спорт / юноши / комплекс физических упражнений / моторная асимметрия / психомоторные функции / функциональная асимметрия / computer sports / young men / a set of physical exercises / motor asymmetry / psychomotor functions / functional asymmetry

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Макаров Алексей Артемович, Смит Дмитрий Вячеславович, Гураль Оксана Николаевна

Оценено влияние нагрузки различной направленности на моторную асимметрию юношей, занимающихся компьютерным спортом, предложен эффективный комплекс физических упражнений для сглаживания данного показателя. Доказана эффективность разработанных комплексов физических упражнений из атлетической гимнастики аэробной, анаэробной и комбинированной направленности на сглаживание моторной асимметрии киберспортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Макаров Алексей Артемович, Смит Дмитрий Вячеславович, Гураль Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF PHYSICAL EXERCISES OF DIFFERENT DIRECTIONS ON MOTOR ASYMMETRY OF ADOLESCENCE AGED 16 TO 18 YEARS OLD ENGAGED IN E-SPORTS

The influence of loads of various orientations on the motor asymmetry of young men involved in computer sports was assessed, and an effective complex of physical exercises was proposed to smooth this indicator. The effectiveness of the developed complexes of physical exercises from athletic gymnastics of aerobic, anaerobic and combined focus on smoothing the motor asymmetry of cybersportsmenhas been proved.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА МОТОРНУЮ АСИММЕТРИЮ ЮНОШЕЙ-КИБЕРСПОРТСМЕНОВ 16–18 ЛЕТ»

УДК 796.011:379.828 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-1-80-88

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ РАЗЛИЧНОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ НА МОТОРНУЮ АСИММЕТРИЮ

ЮНОШЕЙ-КИБЕРСПОРТСМЕНОВ 16–18 ЛЕТ

А.А. Макаров, Д.В. Смит, О.Н. Гураль

Оценено влияние нагрузки различной направленности на моторную асиммет-

рию юношей, занимающихся компьютерным спортом, предложен эффективный ком-

плекс физических упражнений для сглаживания данного показателя. Доказана эффек-

тивность разработанных комплексов физических упражнений из атлетической гимна-

стики аэробной, анаэробной и комбинированной направленности на сглаживание мо-

торной асимметрии киберспортсменов.

Ключевые слова: компьютерный спорт, юноши, комплекс физических упраж-

нений, моторная асимметрия, психомоторные функции, функциональная асимметрия.

INFLUENCE OF PHYSICAL

EXERCISES OF DIFFERENT

DIRECTIONS ON MOTOR ASYMMETRY

OF ADOLESCENCE AGED 16 TO

18 YEARS OLD ENGAGED

IN E-SPORTS

Makarov A.A., post-graduate student, a.ma-

karov@lesgaft.spb.ru, Russia, Saint-Peters-

burg, Lesgaft National State University of

Physical Education, Sport and Health, St. Pe-

tersburg,

Smit D.V., president of federation, info@

resf.ru, Russia, Moscow, Russian Esports

Federation,

Gural O.N., director of scientific department,

info@resf.ru, Russia, Moscow, Russian Es-

ports Federation

The influence of loads of various orientations

on the motor asymmetry of young men in-

volved in computer sports was assessed, and

an effective complex of physical exercises

was proposed to smooth this indicator. The ef-

fectiveness of the developed complexes of

physical exercises from athletic gymnastics of

aerobic, anaerobic and combined focus on

smoothing the motor asymmetry of cybers-

portsmenhas been proved.

Key words: computer sports, young men, a set

of physical exercises, motor asymmetry, psy-

chomotor functions, functional asymmetry.

Макаров Алексей Артемович, аспирант,

a.makarov@lesgaft.spb.ru, Россия, Санкт-Петербург, На-

циональный государственный Университет физической

культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-

Петербург,

Смит Дмитрий Вячеславович, президент фе-

дерации, info@resf.ru, Россия, Москва, Федерация компь-

ютерного спорта России,

Гураль Оксана Николаевна, директор науч-

ного департамента, info@resf.ru, Россия, Москва, Федера-

ция компьютерного спорта России

На сегодняшний день в мире су-

ществует большое количество различных

видов спорта, в каждом из которых своя

специфика тренировочной и соревнова-

тельной деятельности. Вид спорта может

предъявлять повышенные требования к

физической подготовке спортсмена и ха-

рактеризоваться повышенной двигатель-

ной активностью (легкая атлетика, гим-

настика и др.), а может и вовсе не требо-

вать от спортсмена проявления значимых

физических усилий (шахматы, бильярд,

компьютерный спорт и т. д.). Однако во

всех видах спорта одним из важнейших

факторов, определяющих результатив-

ность тренировочной и соревновательной

деятельности, является функциональная асимметрия.

Под функциональной асимметрией понимают распределение пси-

хических функций между левым и правым полушариями мозга, которые

работают во взаимосвязи, определяя специфику работы мозга и индивиду-

альные психологические особенности человека. Различают три вида функ-

циональной асимметрии: моторную, сенсорную и психическую (табл. 1).

Функциональная асимметрия определяет такие понятия в спорте, как веду-

щая рука или ведущий глаз [1, 3, 5], в зависимости от специфики двига-

тельных действий в конкретном виде спорта и превалирования конкрет-

ного полушария мозга в формировании двигательного поведения

(левша/правша).

Таблица 1

Виды функциональной асимметрии, определения, функции

Функциональная асимметрия

моторная сенсорная психическая

Неравенство функций, фор-

мирующих двигательное

поведение

Руки, ноги, лицо, тело

Функциональное неравен-

ство правой и левой части

органов чувств

Зрительные анализаторы;

слуховые анализаторы;

обонятельные анализато-

ры; вкусовые анализаторы

Неравенство функций по-

лушарий мозга в формиро-

вании целостной нервно-

психической деятельности

Психосенсорная функция;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

психомоторная функция

Функциональная асимметрия негативно влияет на технику соревно-

вательных упражнений в видах спорта, где необходимо выполнение сим-

метричных упражнений и является лимитирующим фактором спортивной

работоспособности [6, 7], – для таких видов спорта предпочтительно сгла-

живать функциональную асимметрию. Если вид спорта предполагает

выполнение несимметричных упражнений, предпочтительно усиливать

функциональную асимметрию.

Компьютерный спорт нельзя отнести к циклическим или ацикличе-

ским видам спорта, так как в нем нет значимой двигательной активности в

процессе тренировочной и соревновательной деятельности, в большей сте-

пени он относится к интеллектуальным видам спорта, наряду с шахматами

[2, 4]. У киберспортсменов проявляется моторная асимметрия в движениях

рук, в связи с тем, что управление игровым процессом происходит посред-

ством двух различных устройств – клавиатуры и компьютерной мыши.

Для киберспортсменов предпочтительно сглаживать моторную асиммет-

рию, так как в этом виде спорта важна слаженная работа рук, каждая из ко-

торых выполняет свою конкретную задачу.

Усиление или сглаживание моторной асимметрии достигается за

счет выполнения упражнений, создающих дополнительную нагрузку для

неведущей конечности (сглаживание), либо упражнений, в которых неве-

дущая конечность выполняет вспомогательную функцию (усиление) [8].

Таким образом, выполнение упражнений с равномерным распределением

нагрузки позволит сгладить моторную асимметрию у юношей 16–18 лет,

увлекающихся компьютерным спортом. На данный момент проблеме

сглаживания моторной асимметрии с использованием физических упраж-

нений в компьютерном спорте уделяется недостаточное внимание, а также

не рассматривается предпочтительная направленность тренировки для

воздействия на этот показатель. Все это обусловливает актуальность

нашего исследования.

Целью исследования является оценка влияния комплексов уп-

ражнений различной направленности на моторную асимметрию у юношей

16–18 лет, увлекающихся компьютерным спортом.

Организация и методы исследования. Исследование проводилось в

течение 6 месяцев на базе тренировочного центра «ProBros». Для экспери-

мента были сформированы четыре группы по 10 юношей в каждой (n=40),

увлекающихся компьютерным спортом (2–3-й годы обучения своей игро-

вой дисциплине) и не занимавшихся ранее систематической физической

нагрузкой; возраст испытуемых – 16–18 лет. Уровень подготовки по своей

игровой дисциплине не имел статистических различий на начало экспери-

мента. Первые три группы экспериментальные, занимались с применением

комплекса физических упражнений различной направленности: аэробной –

ЭГ-1 (А); анаэробной – ЭГ-2 (АН); комбинированной – ЭГ-3 (К). Кон-

трольная группа (КГ) выполняла комплекс упражнений, взятый из прило-

жения № 5 к типовой инструкции по охране труда для пользователей пер-

сональными электронно-вычислительными машинами. Данный выбор обу-

словлен тем, что составлен с учетом специфики сидячей работы за компь-

ютером и включает различные упражнения для профилактики гиподина-

мии и гипокинезии у пользователей персональными компьютерами. Ком-

плекс физических упражнений, применяемый в экспериментальных груп-

пах, был одинаковым для всех и включал упражнения из атлетической

гимнастики. Фрагмент тренировочной программы представлен в табл. 2.

Таблица 2

Тренировочная программа испытуемых экспериментальной групп

без указания интенсивности нагрузки в отдельных группах

День

недели

Месяцы

1–2-й 3–4-й 5–6-й

Пн.

Подтягивания

с отягощением;

приседание со штангой

на плечах;

жим от груди сидя

в тренажере

Приседание со штангой

на плечах;

разгибание ног сидя

в тренажере;

сгибание ног лежа

в тренажере

Гиперэкстензия;

приседание со штангой

на плечах;

Сведение/разведение

ног в тренажере

Окончание табл. 2

День

недели

Месяцы

1–2-й 3–4-й 5–6-й

Ср.

Пт.

Жим лежа

на горизонтальной

скамье;

Отжимание на брусьях

с отягощением;

жим стоя

Становая тяга с плинтов;

Сведение и разведение

рук с гантелями сидя;

шраги с гантелями

Жим лежа

на горизонтальной

скамье;

тяга верхнего блока

к груди;

сведение и разведение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рук в блочном тренажере

Становая тяга с плинтов;

подъем гантелей

на бицепс;

шраги с гантелями

Жим лежа

на горизонтальной

скамье;

жим гантели

из-за головы;

разгибания рук

в блочном тренажере

Становая тяга;

отжимание на брусьях

с отягощением;

тяга штанги в наклоне

Необходимая направленность тренировки достигалась за счет

повторного максимума, различного для каждой группы испытуемых.

Объем и интенсивность нагрузки в экспериментальных группах представ-

лена в табл. 3.

Таблица 3

Объем и интенсивность нагрузки в экспериментальных группах

Параметры

Количество основных

упражнений

Скорость выполнения

упражнений

Количество повторений

Количество подходов

Отягощение, % от ПМ

Тип интервала отдыха

(время стандартизировано

2–4 мин)

Количество занятий

в неделю

Диапазон частоты сердечных

сокращений, уд/мин

Наполненность крови

кислородом (сатурация), %

Разминка

Заминка

ЭГ-1 (А)

Внешние

3

Высокая

30

Субкомпенсаци-

онные (неполные)

Внутренние

140–160

> 85

Стандартизована

Стандартизована

ЭГ-2 (АН)

3

Низкая

До «отказа»

1–2-й месяцы – 2;

2–4-й месяцы – 3;

5–6-й месяцы – 4

70

Компенсаци-

онные (полные)

3

160–180

< 85

Стандартизована

Стандартизована

ЭГ-3 (К)

3

Высокая / низкая

30 / 70

Субкомпенсаци-

онные (неполные) /

компенсационные

(полные)

140–160; 160–180

> 85 / < 85

Стандартизована

Стандартизована

Оценка соответствия выполняемой физической нагрузки необходи-

мой направленности проводилась с помощью специального мягкого пуль-

соксиметра, крепящегося на палец и не создающего помех при выполнении

упражнения.

Эксперимент состоял из трех этапов. На первом этапе проводилась

оценка исследуемого показателя путем компьютерного тестирования в

комплексе «Cyber10». Данный комплекс разработан сотрудниками НГУ

им. П.Ф. Лесгафта для оценки специальных психомоторных способностей

киберспортсменов. Тестирование представляет собой игровую область на

экране, где расположены две небольшие площадки (слева и справа) и ша-

рик (посередине). Одна площадка управляется с помощью клавиатуры

(клавиши W и S) левой рукой, вторая – правой рукой с помощью компью-

терной мышки. После начала тестирования шарик приходит в движение и

перемещается из правой стороны в левую с рикошетом от площадок и от

верхней и нижней границ игровой области. Основная задача испытуемого

– как можно дольше удерживать шарик в игровой зоне, не дав ему проле-

теть мимо площадки.

На втором этапе испытуемые тренировались с использованием

предложенного комплекса физических упражнений, сочетая занятия физи-

ческой подготовкой с тренировками на компьютере по своей игровой дис-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

циплине. Время занятий в атлетическом зале составляло 1,5 часа в день

(включая разминку и заминку). Тренировочные сессии по своей игровой

дисциплине у испытуемых на компьютере составляли 12 часов в недель-

ном микроцикле.

На третьем этапе проводилась повторная оценка исследуемого

показателя и статистическая обработка полученных данных до и после

эксперимента, а также выявление наиболее эффективного комплекса физи-

ческих упражнений для сглаживания моторной асимметрии у испытуемых.

Результаты исследования и их обсуждение. На рисунке представ-

лены результаты в контрольном тестировании моторной асимметрии до и

после эксперимента.

Выявлено, что комбинированная нагрузка оказывает наиболее бла-

гоприятное воздействие на моторную асимметрию испытуемых (p≤0,001),

в меньшей степени – аэробная (p≤0,01) и анаэробная (p≤0,001), наблюдался

практически идентичный результат, полученный в ходе эксперимента.

В контрольной группе не выявлено достоверно значимых сдвигов в иссле-

дуемом показателе (p>0,05). Общий прирост по результатам эксперимента

составил: 7,44 % – в группе, занимавшейся с применением комплекса

упражнений аэробной направленности, 8,27 % – у испытуемых, исполь-

зовавших комплекс упражнений с анаэробной направленностью, 17,22 % –

в группе, чередовавшей направленность нагрузки (1-я нед. – аэробная,

2-я нед. – анаэробная и т. д.), 1,27 % – самый низкий процент прироста в

контрольной группе.

60.00

57.05

55.00

52.20 52.32

ДДооэкэскпспереиримменентата

ППоослслееэкэскесрпиермиемнтеанта

50.00 48.58

48.32

48.71

48.30

48.91

45.00

40.00

ЭГ 1 (А) ЭГ 2 (АН) ЭГ 3 (К) КГ (ОРУ)

Показатели моторной асимметрии до и после эксперимента, с

Далее было проведено сравнение результатов тестирования экспе-

риментальных групп относительно контрольной. Данные представлены

в табл. 4.

Таблица 4

Оценка эффективности экспериментальных комплексов физических

упражнений с различной направленностью относительно результатов

контрольной группы в тестировании моторной асимметрии

Статистические

характеристики

M±m

P

M±m

P

Группа испытуемых

ЭГ-1 (А) ЭГ-2 (АН) ЭГ-3 (К) КГ

До эксперимента

48,58±1,8 48,32±2,50 48,71±2,75 48,30±2,46

>0,05 >0,05 >0,05 –

После эксперимента

52,20±1,31 52,32±1,35 57,05±1,55 48,91±1,49

≤0,001 ≤0,001 ≤0,001 –

Из табл. 4 следует, что на начало эксперимента между контрольной

и экспериментальными группами не было выявлено статистически значи-

мых различий (p>0,05), после эксперимента выявлена достоверно значимая

динамика в исследуемом показателе во всех трех экспериментальных

группах (p≤0,001), что свидетельствует о положительном влиянии всех

экспериментальных комплексов вне зависимости от направленности.

Дополнительно было проведено сравнение между собой экспери-

ментальных групп с комбинированной и анаэробной направленностью

тренировки, показавших наилучшую динамику в исследуемом показателе

(табл. 5).

Таблица 5

Сравнение экспериментальных групп с аэробной

и анаэробной направленностью относительно группы

с комбинированной направленностью

Статистические

характеристики

M±m

P

ЭГ-1 (А)

52,20±1,31

p≤0,001

ЭГ-2 (АН)

52,32±1,35

p≤0,001

ЭГ-3 (К)

57,05±1,55

В процессе сравнительного анализа были выявлены достоверно

менее значимые сдвиги в тестировании «Моторная асимметрия» (p≤0,001)

у групп, тренировавшихся с аэробной и анаэробной направленностью,

относительно группы с комбинированной направленностью нагрузки. Это

позволяет говорить о том, что данный комплекс физических упражнений

является наиболее эффективным для сглаживания моторной асимметрии.

Полученные в ходе эксперимента данные позволяют сделать сле-

дующие выводы:

– разработанный комплекс на основе упражнений атлетической

гимнастики наиболее эффективен для сглаживания оцениваемого показа-

теля моторной асимметрии у юношей 16–18 лет, увлекающихся компью-

терным спортом;

– использование комплекса физических упражнений с различной

направленностью позволило выявить разную степень влияния на иссле-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дуемый показатель в экспериментальных группах, однако полученные

результаты достоверно выше, чем в контрольной группе;

– высокой эффективностью обладает экспериментальный комплекс

физических упражнений с применением нагрузки комбинированной

направленности, который может также использоваться в тренировочном

процессе юношей-киберспортсменов 16–18 лет для сглаживания моторной

асимметрии;

– комплексы физических упражнений с анаэробной и аэробной

направленностью могут быть использованы в тренировочном процессе для

сглаживания показателя моторной асимметрии как вспомогательные, а

также при наличии противопоказаний для выполнения комбинированного

комплекса.

Список литературы

1. Вареников Н.А., Попова И.Е., Семенов Е.Н. Двигательные асим-

метрии в различных видах спорта // Медико-биологические и педагогиче-

ские основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа

жизни: сб. науч. статей VII Всерос. заоч. науч.-практ. конф. с междунар.

участием. Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2018. С. 479–483.

2. Михайлова И.В., Махов А.С. Шахматы как полноправный вид

спорта: современная проблематика и методологические аспекты // Ученые

записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 6 (124). С. 132–140.

3. Москвин В.А., Москвина Н.В. Психофизиология индивидуаль-

ных различий в спорте высших достижений // Психология физической

культуры и спорта: сб. материалов сотр. каф. психологии за 2009–2015 гг.

М.: АнитаПресс, 2015. С. 111–119.

4. Скаржинская Е.Н., Новоселов М.А., Сурконт К.В. Компьютерный

спорт (киберспорт) – вид спорта? // Компьютерный спорт (киберспорт):

проблемы и перспективы: сб. материалов III Всерос. науч.-практ.конф.

(в формате интернет-конф.). М.: Изд-во РГУФКСМиТ, 2015. С. 76–83.

5. Таймазов В.А., Бакулев С.Е. Значение функциональной асиммет-

рии как генетического маркера спортивных способностей // Ученые

записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2006. №. 22. С. 74–82.

6. Феномен «симметрии–асимметрии» с позиций тренеров в раз-

личных видах спорта / Е.М. Бердичевская [и др.] // Научно-педагогические

школы в сфере физической культуры и спорта: сб. материалов Междунар.

науч.-практ. конгресса, посв. 100-летию ГЦОЛИФК. М.: Изд-во РГУФК-

СМТ, 2018. С. 218–222.

7. Фокин В.Ф., Пономарева Н.В. Динамические характеристики

функциональной межполушарной асимметрии // Функциональная меж-

полушарная асимметрия: хрестоматия: гл. в кн. М.: Научный мир, 2004.

С. 515–538.

8. Функциональная асимметрия как биологический феномен, сопут-

ствующий спортивному результату / С.С. Худик [и др.] // Вестник Том-

ского государственного университета. 2017. №. 421. С. 193–202.

References

1. Varenikov N.A., Popova I.E., Semenov E.N. Dvigatel'nye asimmetrii v

razlichnyh

vidah sporta [Motor asymmetries in various kinds of sports] //

Medico-biological and

pedagogical bases of adaptation, sports activity and healthy lifestyle:

collection of articles.

scientific. articles VII All-Russia. correspondence course scientific-practical

conf. with

international participation. Voronezh: IPC "Scientific Book", 2018. P. 479–483.

2. Mihajlova I.V., Mahov A.S. Shahmaty kak polnopravnyj vid sporta:

sovremennaya problematika i metodologicheskie aspekty [Chess as a full-fledged

sport:

modern problems and methodological aspects] // Uchenye zapiski

universiteta im.

PF Lesgafta [Scientific notes of the University P.F. Lesgaft]. 2015. No. 6

(124). P. 132–140.

3. Moskvin V.A., Moskvina N.V. Psihofiziologiya individual'nyh razlichij v

sporte

vysshih dostizhenij [Psychophysiology of individual differences in the sport of

higher

achievements] // Psychology of physical culture and sport: collection of

articles. materials

sotr. department psychology for 2009–2015. M.: AnitaPress, 2015. P. 111–119.

4. Skarzhinskaya E.N., Novoselov M.A., Surkont K.V. Komp'yuternyj sport

(kibersport) – vid sporta? [Is computer sports (e-sports) a sport?] // Computer

sports (e-

sports): problems and prospects: collection of articles. materials III

All-Russia. scientific-

practical conference. (in the format of an internet conference). M.: Publishing

house

RGUFKSMiT, 2015. P. 76–83.

5. Tajmazov V.A., Bakulev S.E. Znachenie funkcional'noj asimmetrii kak

geneticheskogo markera sportivnyh sposobnostej [The value of functional

asymmetry as a

genetic marker of athletic abilities] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F.

Lesgafta

[Scientific notes of the University P.F. Lesgaft]. 2006. No. 22. P. 74–82.

6. Fenomen «simmetrii–asimmetrii» s pozicij trenerov v razlichnyh vidah sporta

[The phenomenon of "symmetry-asymmetry" from the point of view of trainers in

various

sports] / E.M. Berdichevskaya [et al.] // Scientific and pedagogical schools in

the field of

physical culture and sports: collection of articles. materials Intern.

scientific-practical con-

gress, dedicated. 100th anniversary of GTSOLIFK. M.: Publishing house RGUFKSMT,

2018.

P. 218–222.

7. Fokin V.F., Ponomareva N.V. Dinamicheskie harakteristiki funkcional'noj

mezhpolusharnoj asimmetrii [Dynamic characteristics of functional

interhemispheric

asymmetry] // Functional interhemispheric asymmetry: a reader: ch. in the book.

M.:

Scientific world, 2004. P. 515–538.

8. Funkcional'naya asimmetriya kak biologicheskij fenomen, soputstvuyushchij

sportivnomu rezul'tatu [Functional asymmetry as a biological phenomenon

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

accompanying

sports performance] / S.S. Hudik [et al.] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo

universiteta

[Bulletin of the Tomsk State University]. 2017. No. 421. P. 193–202.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.