Научная статья на тему 'Влияние физических и умственных нагрузок на показатели вегетативной регуляции студенток'

Влияние физических и умственных нагрузок на показатели вегетативной регуляции студенток Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
185
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕГЕТАТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ СЕРДЕЧНОГО РИТМА / VEGETATIVE REGULATION OF A CORDIAL RHYTHM / ФИЗИЧЕСКИЕ И УМСТВЕННЫЕ НАГРУЗКИ / EXERCISE AND MENTAL STRESSES / ДЕВУШКИ / GIRLS / СТУДЕНТКИ / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кириллова Татьяна Георгиевна, Ефимова Татьяна Николаевна

В работе представлены результаты изучения показателей вегетативной регуляции сердечного ритма в условиях воздействия физической и умственной нагрузок у студенток Академии физической культуры и спорта Южного федерального университета. Показано, что в условиях умственной нагрузки отмечается напряжение показателей вегетативной регуляции сердечного ритма. При этом выполнение физической нагрузки способствует благоприятной динамике изменений показателей вегетативной регуляции сердечного ритма у девушек студенток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кириллова Татьяна Георгиевна, Ефимова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF EXERCISE AND MENTAL STRESSES ON INDICATORS OF THE STUDENTS’ VEGETATIVE REGULATION

In work results of studying of indicators of a vegetative regulation of a cordial rhythm in the conditions of influence of physical and mental loads at students of Academy of physical culture and sport of Southern Federal University are presented. It is shown that in the conditions of a mental load the strain of indicators of a vegetative regulation of a cordial rhythm becomes perceptible. At the same time performance of an exercise stress promotes favorable dynamics of changes of indicators of a vegetative regulation of a cordial rhythm at girls of students.

Текст научной работы на тему «Влияние физических и умственных нагрузок на показатели вегетативной регуляции студенток»

УДК: 612.766

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И УМСТВЕННЫХ НАГРУЗОК НА ПОКАЗАТЕЛИ ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТОК

Т. Г. Кириллова, Т. Н. Ефимова1

В работе представлены результаты изучения показателей вегетативной регуляции сердечного ритма в условиях воздействия физической и умственной нагрузок у студенток Академии физической культуры и спорта Южного федерального университета. Показано, что в условиях умственной нагрузки отмечается напряжение показателей вегетативной регуляции сердечного ритма. При этом выполнение физической нагрузки способствует благоприятной динамике изменений показателей вегетативной регуляции сердечного ритма у девушек студенток.

Ключевые слова: вегетативная регуляция сердечного ритма, физические и умственные нагрузки, девушки, студентки.

В настоящее время в научной литературе представлено достаточно большое количество результатов исследований, изучающих показатели вегетативной регуляции сердечного ритма в условиях выполнения физической нагрузки [1, 5]. Показатели функциональной активности регуляторных систем и их резервные возможности, обеспечивающие необходимую адаптацию организма к физической нагрузке, используются в оценке тренированности [2, 3, 6]. Однако вариативность показателей сердечного ритма очень велика и объективная оценка возможна в условиях лонгитюдного наблюдения за состоянием регуляторных систем конкретных групп людей в определенных условиях жизнедеятельности. Обучение в вузе предполагает, в первую очередь, влияние умственных нагрузок на организм молодых людей. Поэтому, знание особенностей степени напряжения регуляторных систем на основе анализа вариабельности сердечного ритма позволит эффективно решать задачи оперативного педагогического и врачебного контроля над ходом и планированием учебного процесса [4].

Целью исследования явилось изучение влияния физических и умственных нагрузок на показатели вегетативной регуляции сердечного ритма у студенток 1 курса Академии физической культуры и спорта ЮФУ.

1 Кириллова Татьяна Георгиевна — Академия физической культуры и спорта, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Ефимова Татьяна Николаевна — Академия физической культуры и спорта, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Оценку показателей вегетативной регуляции сердечного ритма проводили с помощью аппарата «Варикард». Исследования проводились на базе Академии ФКиС. В исследовании приняли участие 30 девушек — студенток 1 курса.

Показатель SI характеризует состояние центрального контура регуляции сердечно-сосудистой системы и отражает степень напряжения регуляторных механизмов в процессе адаптации организма.

Анализ результатов проведенных нами исследований указывают на то, что только у 20% девушек отмечаются показатели стресс-индекса, свидетельствующие о динамическом равновесии отделов вегетативной регуляции сердечного ритма. Наши данные указывают на то, что в 10% случаев наблюдается выраженное преобладание симпатического отдела вегетативной нервной системы, что указывает на неэкономный тип регуляции организма первокурсниц. При этом у большей части (70% случаев) студенток 1 курса в период адаптации к обучению в вузе доминирует парасимпатический отдел в регуляции сердечного ритма. Трофотропный тип регуляции в состоянии функционального покоя преобладает у людей, профессионально занимающихся спортом. Таким образом, механизмы вегетативной регуляции, сформированные в результате долговременной адаптации к физической нагрузке, обеспечивают и адаптацию к учебной деятельности.

При анализе показателей ВСР на выполнение активной ортостатической пробы профессором Н. И. Шлык предложено разграничивать 4 варианта вегетативной реакции [7]:

1. Происходит увеличение значений Ж и SI, вместе с тем уменьшается суммарная площадь (ТР) и всех его составляющих (ОТ, LF, VLF, ULF );

2. Отмечается увеличение показателей Ж и SI, активность вазомоторного центра при снижении показателей Ж;

3. При увеличении ЧСС снижается стресс индекс и Ж, но увеличиваются LF, VLF, ULF-волны.

4. Возрастает ЧСС, снижается SI и все показатели спектра Ж, LF, VLF, ULF. Первый вариант реакции оптимален, а остальные три варианта парадоксальны.

Именно первый вариант вегетативной реакции мы и наблюдаем в результате исследования девушек-студенток. Данная реакция является оптимальным вариантом для развития адаптивных процессов в организме.

Показатели активности регуляторных систем (ПАРС) мы изучали в условиях воздействия умственной нагрузки.

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что донозологическое состояние выявлено в 40% случаев. Представленные данные свидетельствуют о напряжении функциональных резервов возможностей обследованных нами девушек.

В 50% случаев отмечается выраженное напряжение систем регуляции и свидетельствует о неблагоприятных механизмах регуляции, в 10% случаев выявлено

истощение регуляторных систем, что свидетельствует о срыве механизмов регуляции.

Результаты исследований показателя адаптивности регуляторных систем после выполнения физической нагрузки свидетельствуют о перераспределении девушек по показателям их функционального состояния. Так, после выполнения физической нагрузки в нашем исследовании выявлены девушки с данными, свидетельствующими о нормальном функциональном состоянии в 20% случаев, выявлено уменьшение количества девушек с показателями напряжения и перенапряжения (в 30% и в 40%), в 10% отмечается существенное нарушение в состоянии регуляторных систем.

Таким образом, выполнение физической нагрузки способствует нормализации функционального состояния и вызывает более благоприятные реакции в показателях вегетативной регуляции сердечного ритма у девушек студенток.

У большинства обследованных девушек выявлен трофотропный тип вегетативной регуляции сердечного ритма, что свидетельствует об экономизации функций организма, связанной с адаптивными механизмами к профессиональной деятельности занятиями физической культурой и спортом.

В условиях информационной нагрузки зарегистрировано напряжение и перенапряжение функциональных резервов регуляции сердечного ритма в обследованной группе студенток. При этом в условиях выполнения физической нагрузки наблюдается нормализация функционального состояния, свидетельствующая об удовлетворительной адаптации сердечно-сосудистой системы.

Механизмы реакции вегетативных систем у девушек студенток, занимающихся профессионально спортом, свидетельствуют об экономичности и совершенности процессов регуляции в ответ на физическую нагрузку

Обучение в вузе закономерно сопровождается увеличением статической и информационной нагрузки на организм. Анализ показателей вегетативной регуляции у девушек студенток Академии физической культуры и спорта свидетельствует о проявлении механизмов срочной адаптации у них в ответ на эти нагрузки. Физическая активность выступает при этом в качестве корригирующего фактора функционального состояния организма спортсменок первокурсниц.

Благоприятная динамика изменений показателей вегетативной регуляции сердечного ритма у большей части студенток Академии ФКиС свидетельствует об эффективности организации образовательной среды. Оптимальное сочетание информационной и физической нагрузки обеспечивает адекватную реакцию организма студенток на нее.

Литература

1. Блинков, С. Н. Влияние физических нагрузок различной направленности на состояние регуляции вегетативных функций организма школьниц 7-17 лет //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2012. — № 2 (84). — С. 22-26.

2. Жужгов, А. П. Вариабельность сердечного ритма у спортсменов различных видов спорта : дис. ... канд. биол. наук : 03.00.13 /Жужгов А.П.: Казань, 2003. — 184 е.

3. Классина, С. Я. Состояние центральной и вегетативной нервной систем человека в восстановительный период после отказа от интенсивной физической нагрузки / С.Я. Классина, Н.А. Фудин //Вестник новых медицинских технологий. — 2015. — Т. 22. — № 3. — С. 122-126.

4. Кириллова, Т. Г. Адаптационные механизмы к обучению в вузе студентов академии физической культуры и спорта /Т. Г. Кириллова, Т. Н. Ефимова // Таврический научный обозреватель. 2016. — № 11-3 (16). — С. 43-45.

5. Лысенко, А. В. Влияние занятий плаванием на функциональное состояние организма преподавателей вузов / А. В. Лысенко, Т. Г. Кириллова, Т. А. Степанова, Д. С. Лысенко, С. Я. Федорчук //Здоровье населения и среда обитания. — 2014. — № 3 (252). — С. 23-25.

6. Степаненко, Н. П. Динамика состояния вегетативной нервной системы и психоэмоционального статуса у детей, занимающихся сложнокоординационными видами спорта / Н. П. Степаненко, А. Б. Коновалов, О. В. Достовалова, Е. А. Матвеева, Е. В. Замулина //Сибирский медицинский журнал (г. Томск). — 2014. — Т. 29. — № 2. — С. 63-66.

7. Шлык Н. И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов. 2009. — 255с.

INFLUENCE OF EXERCISE AND MENTAL STRESSES ON INDICATORS OF THE STUDENTS' VEGETATIVE REGULATION

Kirillova T.G.1, Yefimova T.N.1

Southern Federal University, Rostov-on-Don

Abstract. In work results of studying of indicators of a vegetative regulation of a cordial rhythm in the conditions of influence of physical and mental loads at students of Academy of physical culture and sport of Southern Federal University are presented. It is shown that in the conditions of a mental load the strain of indicators of a vegetative regulation of a cordial rhythm becomes perceptible. At the same time performance of an exercise stress promotes favorable dynamics of changes of indicators of a vegetative regulation of a cordial rhythm at girls of students.

Keywords: vegetative regulation of a cordial rhythm, exercise and mental stresses, girls, students.

References

1. Blinkov, S.N. Vlijanie fizicheskih nagruzok razlichnoj napravlennosti na sostojanie reguljacii vegetativnyh funkcij organizma shkol'nic 7-17 let //Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. - 2012. - № 2 (84). - S. 22-26. (in Russian)

2. Zhuzhgov, A.P. Variabel'nost' serdechnogo ritma u sportsmenov razlichnyh vidov sporta : dis. ... kand. biol. nauk : 03.00.13 /Zhuzhgov A.P.: Kazan', 2003. — 184 c. (in Russian)

3. Klassina, S.Ja. Sostojanie central'noj i vegetativnoj nervnoj sistem cheloveka v vosstanovitel'nyj period posle otkaza ot intensivnoj fizicheskoj nagruzki / S.Ja. Klassina, N.A. Fudin //Vestnik novyh medicinskih tehnologij. — 2015. — T. 22. — № 3. — S. 122126. (in Russian)

4. Kirillova, T.G. Adaptacionnye mehanizmy k obucheniju v vuze studentov akademii fizicheskoj kul'tury i sporta /T.G. Kirillova, T.N. Efimova //Tavricheskij nauchnyj obozrevatel'. 2016. — № 11-3 (16). — S. 43-45. (in Russian)

5. Lysenko, A.V. Vlijanie zanjatij plavaniem na funkcional'noe sostojanie organizma prepodavatelej vuzov / A.V. Lysenko, T.G. Kirillova, T.A. Stepanova, D.S. Lysenko, S.Ja. Fedorchuk //Zdorov'e naselenija i sreda obitanija. — 2014. — № 3 (252). — S. 23-25. (in Russian)

6. Stepanenko, N.P. Dinamika sostojanija vegetativnoj nervnoj sistemy i psihojemocional'nogo statusa u detej, zanimajushhihsja slozhnokoordinacionnymi vidami sporta / N.P. Stepanenko, A.B. Konovalov, O.V. Dostovalova, E.A. Matveeva, E.V. Zamulina //Sibirskij medicinskij zhurnal (g. Tomsk). — 2014. — T. 29. — № 2. — S. 63-66. (in Russian)

7. Shlyk N.I. Serdechnyj ritm i tip reguljacii u detej, podrostkov i sportsmenov. 2009. — 255s. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.