Научная статья на тему 'Влияние финансово-экономического кризиса 2008 г. На ведущие книжные рынки мира'

Влияние финансово-экономического кризиса 2008 г. На ведущие книжные рынки мира Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
41
4
Поделиться
Ключевые слова
КНИЖНЫЙ РЫНОК / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ОБЪЕМ ПРОДАЖ / КНИЖНАЯ ПРОДУКЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Ординарцев И. И.

Мировая экономика находится под влиянием экономического кризиса, и книгоиздательская индустрия затронута им наряду с другими отраслями. Все издательства сегодня стремятся к сокращению затрат посредством выстраивания более оперативной и эффективной системы управления, сокращения штатов и излишних расходов, в том числе на рекламу, сокращения издательского репертуара. Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, многие издательства несут убытки. Единственным прибыльным сегментом книжной индустрии является рынок электронных изданий, хотя он составляет пока лишь незначительную долю книжного рынка. Кризис по-разному влияет на положение в книжном бизнесе в отдельных странах.

INFLUENCE OF FINANCIAL AND ECONOMIC CRISIS OF 2008 ON THE LEADING BOOK MARKETS OF THE WORLD

The world economy is under the influence of an economic crisis, and the publishing industry is mentioned by it along with other branches. All publishing houses aspire today to reduction of expenses by means of forming of more operative and effective control system, staff reduction and excessive expenses, including on advertizing, reduction of publishing repertoire. However, despite the undertaken efforts, many publishing houses incur losses. A unique profitable segment of the book industry is the market of electronic editions though it makes while only insignificant share of the book market. Crisis differently influences position in book business in the separate countries

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Влияние финансово-экономического кризиса 2008 г. На ведущие книжные рынки мира»

ВЛИЯНИЕ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 2008 Г. НА ВЕДУЩИЕ КНИЖНЫЕ РЫНКИ МИРА

И.И. ОРДИНАРЦЕВ, научный сотрудник НИИ образования и науки

qwertyuiop217@mail.ru 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством Научный руководитель доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук,

профессор Н.Д. ЭРИАШВИЛИ

Аннотация. Мировая экономика находится под влиянием экономического кризиса, и книгоиздательская индустрия затронута им наряду с другими отраслями. Все издательства сегодня стремятся к сокращению затрат посредством выстраивания более оперативной и эффективной системы управления, сокращения штатов и излишних расходов, в том числе на рекламу, сокращения издательского репертуара. Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, многие издательства несут убытки. Единственным прибыльным сегментом книжной индустрии является рынок электронных изданий, хотя он составляет пока лишь незначительную долю книжного рынка. Кризис по-разному влияет на положение в книжном бизнесе в отдельных странах.

Ключевые слова: книжный рынок, финансово-экономический кризис, объем продаж, книжная продукция.

INFLUENCE OF FINANCIAL AND ECONOMIC CRISIS OF 2008 ON THE LEADING BOOK MARKETS

OF THE WORLD

I.I. ORDINARCEV the Research Institute of Education and Science

Annotaion. The world economy is under the influence of an economic crisis, and the publishing industry is mentioned by it along with other branches. All publishing houses aspire today to reduction of expenses by means of forming of more operative and effective control system, staff reduction and excessive expenses, including on advertizing, reduction of publishing repertoire. However, despite the undertaken efforts, many publishing houses incur losses. A unique profitable segment of the book industry is the market of electronic editions though it makes while only insignificant share of the book market. Crisis differently influences position in book business in the separate countries.

Key words: the book market, financial and economic crisis, sales volume, book production.

В США отмечается рост числа людей, читающих книги, но книжные магазины уже несут убытки и сокращают свои торговые площади. На их финансовое состояние оказывает серьезное влияние сокращение числа наименований и несвоевременные поставки. Несмотря на панику среди многих издателей и книготорговцев относительно состояния бизнеса, данные «Nielsen BookScan» показывают, что объем книжных продаж в количественном выражении снизился в 2008 г. лишь на 0,2%, до 756 млн. экз. В то же время, в продажи книг для детей и подростков в 2008 г. выра-осли на 6,2%.

«Nielsen BookScan» отслеживает примерно 70% всех книжных продаж в США. Эти данные свидетельствуют о том, что в 2008 г. количество проданных экземпляров коммерческих изданий в обложке выросло на 2%, а продажи книг в обложке для массового рынка

увеличились на 2,4%, при этом продажи книг в переплете упали на 3,6% '.

Согласно данным Бюро переписей США (US Census Bureau), в январе 2009 г. продажи в американских книжных магазинах сохранились на том же уровне, что и в январе 2008 г., составив 2,28 млрд. долл. В сравнении с падением в январе 2009 г. общего розничного товарооборота США на 8,3% в положение дел в книжной торговле выглядит заметно лучше.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Однако за благополучными показателями макроэкономической статистики скрываются серьезные проблемы отдельных операторов рынка, связанные с кризисом неплатежей. Один из крупных дистрибьюторов — компания «Anderson News» — не вернула издательствам значительные суммы за поставленные книги, и в феврале 2009 г. фактически прекратила свою деятельность. Долги компании из-

дательствам составили 37,5 млн. долл., в связи с чем издательские группы «Hachette», «HarperCollins», «Random House», «Simon & Schuster» подали в суд иск о принудительном банкротстве компании «Anderson News». Представители дистрибьютора, в свою очередь, заявили издателям, что те могут вообще ничего не получить, если будут чинить препятствия ее заключительным операциям. Кроме того, «Anderson News» выдвинула встречный иск против ряда издателей, предъявив обвинения в монопольном сговоре2.

Не осталась в стороне издательская индустрия и от волны сокращений. Уже в 2008 г. издатели ликвидировали как минимум 2000 рабочих мест (в целом в Соединенных Штатах в 2008 г. было сокращено около 2,7 млн. рабочих мест). Эта цифра включает только те сокращения, которые были подтверждены журналом «Publishers Weekly». Наиболее серьезные сокращения произошли в издательстве «McGraw-Hill Education», где в 2008 г. было ликвидировано 445 рабочих мест. Другое издательство — «Scholastic» — сократило персонал примерно на 300 должностей. Существенное сокращение затронуло также издательство «Thomas Nelson» (114 человек), а при объединении в 2008 г. издательств «Houghton Mifflin» и «Harcourt» было сокращено 700 рабочих мест.

Компания «Random House» опубликовала свой новый план ведения бизнеса в кризисных условиях. Она, как и многие другие, также приступила к сокращению штатов и предприняла попытки объединения издательских подразделений в более крупные группы с целью более эффективного управления. Компания надеется выйти из кризиса с мощной управляющей командой и налаженной системой внутрифирменного менеджмента.

Продолжаются сокращения персонала и в книжной торговле в США. Вторая по величине в США книготорговая сеть «Borders» объявила о новых увольнениях. В начале марта 2009 г. было принято решение о сокращении 742 должностей — около 3% штата. Как следует из сообщения компании «Borders», сокращения персонала будут связаны, главным образом, с управленческим уровнем. Ранее сетью «Borders» уже было сокращено более 150 должностей на корпоративном уровне.

Согласно данным Ассоциации книгоиздателей Великобритании, в 2008 г. британскими издателями было продано 855 млн. книг. Объем продаж по ценам, указанным в счетах, составил 2 990 млн. фунтов и сохранился на уровне 2007 г.

Однако, ведущие издатели Великобритании уже высказали свою обеспокоенность по поводу последствий наступающего кризиса. Так, генеральный директор «HarperCollins UK» В.Барнсли (Victoria Barnsley) отметила, что удовлетворительные продажи держались только до Рождества 2008 г. Затем началось

их существенное падение, особенно в сегменте художественной литературы. «Нам приходится учиться по мере развития ситуации, — отмечает В.Барнсли. — Никто из нас прежде не сталкивался с чем-либо, подобным существующему положению».

В числе первых пострадавших от кризиса оказалась группа «Woolworths». Проблемы возникли у принадлежавших группе дистрибьютора «EUK» и оптовика «Bertrams». Угроза банкротства «EUK» накануне Рождества создала хаос. Супермаркеты и другие ритейлеры на главных улицах, зависимые от «EUK» в продвижении ассортимента бестселлеров, старались, как могли, оформить новые соглашения, однако время для продаж было безнадежно потеряно. Потери издательства «HarperCollins», по имеющимся данным, составили около 4 млн. фунтов. Издательские группы «Hachette UK» и «Random House иК»потеряли примерно по 3 млн. фунтов каждая.

Перед Рождеством издательская компания «Penguin» объявила о замораживании зарплаты сотрудников, зарабатывающих более 30 000 фунтов в год, однако сокращения не планировались. Группа «HarperCollins UK» объявила о подобном же замораживании заработной платы в сочетании с 5% сокращением персонала. Группа «Random House UK» также заявила о 5% сокращении.

Руководители издательских и книготорговых компаний пытаются определить протяженность и глубину рецессии. Генеральный директор крупнейшей издательской группы Великобритании «Hachette UK» Т.Хатчинсон (Tim Hely Hutchinson), полагает, что видит свет в конце туннеля: «Деньги, вкачанные в экономику, — огромны: 150 млрд. фунтов, что равнозначно 5000 фунтов в расчете на каждого налогоплательщика. С какого-то момента люди начнут покупать». Однако, некоторые из его коллег опасаются, что свет может исходить от приближающегося поезда. Относительно объема российского книжного рынка в 2008 г. у экспертов нет единой точки зрения. На сегодняшний день это один из, пожалуй, самых сложных вопросов в условиях отсутствия единой концепции статистики рынка. Оценки экспертов в пересчете на доллары США колеблются в диапазоне от 2,2 до 3,0 млрд. долл. Существует также мнение, что объем книжного рынка превысил эти цифры.

По мнению генерального директора издательства «Эксмо» О.Новикова, с которым согласны представители многих издательств и книготорговых компаний, объем рынка книгоиздательской продукции в России в 2008 г. (в розничных ценах с НДС) составил около 3,0 млрд. долл. При этом, по экспертным оценкам, с 2003 г., рынок вырос в своем объеме приблизительно на 87,5% (см. рис. 1). К сожалению, рост книжного рынка происходит во многом за счет роста цен на книги.

3,5

3

2,5

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

3 2

& 1,5

* 1

0,5

0

2,3

1,6

1,8

2,0

2003 2004 2005 2006 2007

Рис. 1

Объем рынка книжной продукции в России 2003-2008 гг., млрд. долл.

Источник: экспертная оценка ведущих издательств и книготорговых организаций России.

Директор Торгового Дома «Библио-Глобус» Б.Есенькин оценивает оборот книжного рынка России в размере 2,5 млрд. долл.

В соответствии с оценкой Г.Лямина, объем книжного рынка России в 2008 г. составил:

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Ф по книжным продажам с использованием результатов исследования компании «Топ книга» — 2,2 млрд. долл.

Ф по потреблению с использованием потребительских панелей «Комкон» — 2,3 млрд. долл.

В целом этот разнобой в показателях оценки объема российского книжного рынка только подтверждает общее мнение специалистов о непрозрачности российского книжного рынка. При этом в силу непрозрачности книжного рынка затрудняется и прогнозирование ситуации на нем.

Тем не менее, перспективы развития российского книжного рынка не совсем пессимистичные. Как отмечает О. Бартенев3, у финансового кризиса примени -тельно к книжной отрасли имеются и положительные стороны. Во-первых, в условиях кризиса люди вновь начинают позволять себе совершать покупки, которые связаны с получением удовольствия. Поэтому, по его мнению, продажи книг в условиях кризиса могут даже возрасти. Во-вторых, если на других рынках будет происходить закрытие торговых предприятий, то это приведет к освобождению торговых площадей, и следовательно, сдаваться в аренду они будут по более низкой ставке, что может способствовать развитию книжной торговли.

В похожем ключе рассуждают западные специалисты, представляющие ведущие книжные рынки. По мнению А. Бридта (Andrew Breedt), аналитика из Nielsen BookScan, «люди читали, и они продолжат читать, чтобы ни случилось». Эта устойчивость была в особенности заметной в континентальной Европе. Количество книг, проданных во Франции, выросло на 2% в декабре 2008 г. в сравнении с аналогичным

периодом предшествую-3,0 щего года, и на 2,4% в ян-

2,6 > варе 2009 г. Аналогичная

тенденция наблюдалась в 87,5 % Германии, где количество проданных книг увеличилось на 2,3% в январе 2009 г. Аналитики отмечают, что многие другие европейские рынки также показали рост. В Соединенных Штатах и Ве-2008 ликобритании книжные

продажи были немного меньшими. Продажи в Соединенных Штатах снизились примерно на 1% в течение первых 10 недель 2009 г. Тем не менее, учитывая, что многие другие индустрии сталкиваются с падением продаж, исчисляемым двузначными цифрами, даже эти показатели выглядят достаточно хорошо.

Относительно тезиса, что в кризисное время люди будут больше читать, имеются аргументы не только в пользу оптимистического сценария, но и в пользу пессимистического. Так, на долю постоянных потребителей книг, большинство из которых женщины, приходится около 35-40% активного дееспособного населения страны. Именно эта прослойка может пострадать от кризиса: потерять работу, сбережения. В результате их потребительская активность неминуемо пойдет на спад. При выборе, приобрести ли новую книгу или продукты, одежду для семьи, выбор будет сделан в пользу того, без чего нельзя обойтись. Ограничители потребительского спроса на книги в условиях усиливающегося экономического кризиса будут еще более жесткими, поэтому прогнозы по поводу роста чтения в кризисное время представляются неоднозначными. В результате, осуществится, вероятно, какой-то гибридный сценарий. Кто-то из читателей в результате кризиса перестанет быть покупателем книг. Но, возможно, их место займут другие — те, кто с детства обладает склонностью к чтению, но в последнее время, ввиду огромной занятости расстались с этой привычкой. Можно допустить, что в условиях кризиса, когда у них появится больше времени и будет меньше денег на другие более дорогие развлечения, они решат вновь обратиться к этому занятию.

Литература

1. Бартенев О.: «Мы проиграли этот рынок навсегда»// Книжная Индустрия, 2011. № 7. С. 3.

2. http://publishit.ru

1 Источник: «Publishers Weekly»

2 http://publishit.ru

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

3 Бартенев О.: «Мы проиграли этот рынок навсегда»// Книжная Индустрия, 2011. № 7. С. 3.