ВЛИЯНИЕ ФЕНОМЕНА ИРРАДИАЦИИ НА ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ РЕСТАВРАЦИИ
Луцкая Ирина Константиновна, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой терапевтической стоматологии Белорусской медицинской академии последипломного образования, Минск
Lutzkaya I. K.
Belarusian Medical Academy of Post-Graduate Education, Minsk The influence of irradiation phenomenon on visual perception of aesthetic restoration
Резюме. Описаны и проанализированы особенности визуальной оценки цвета, формы, размеров предмета, связанные с физиологическими и психологическими механизмами зрительного восприятия. Приведен клинический пример использования феномена преобладания вертикального размера над горизонтальным при зрительном восприятии фигуры с размытыми контурами, которые создаются широким прозрачным слоем. Подчеркивается, что знание стоматологом источников формирования зрительных иллюзий позволяет врачу свести к минимуму ошибки и осложнения при изготовлении конструкций, что играет немаловажную роль в эстетической стоматологии.
Ключевые слова: эстетическая стоматология, оценка цвета, зрительное восприятие, визуальные иллюзии, моделирование эстетических реставраций.
Современная стоматология. - 2015. - №1. - С. 42-44.
Summary. There are described and analyzed the peculiarities of visual perception of the color, shape and the sizes of the subject connected with physiological and psychological mechanisms of visual perception. There is a phenomenon of predominance of the vertical size over the horizontal one in visual perception of the figure with the blurred contours that are created with a wide clear layer. In the article there is a clinical example of the mentioned phenomenon. It is underlined that the knowledge of the sources of visual illusions formation lets to reduce mistakes and complications in production of structures, which is very important in aesthetic dentistry.
Keywords: aesthetic dentistry, color assessment, visual perception, visual illusions, modeiing of aesthetic restorations.
Sovremennaya stomatologiya. - 2015. - N1. - P. 42-44.
Особенности визуальной оценки цвета, формы, размеров предмета зависят от физиологических и психологических механизмов зрительного восприятия. При выборе оттенков цвета и моделировании эстетических реставраций работу врача-стоматолога затрудняет ряд оптических иллюзий, функциональной основой которых является первичный анализ (отвечают рецепторы глаза) и аналитико-син-тетическая деятельность мозговых звеньев анализатора. Вследствие ориентировочно-исследовательской работы органов чувств образуются перцептивные образы, которые служат эталоном деятельности, поскольку максимально приближаются к объективной реальности. Таким образом, восприятие реальной величины и формы предметов является длительным процессом сочетан-ного воздействия зрительных, осязательных и мышечно-двигательных ощущений. Системой перцептивных действий можно овладеть только в процессе целенаправленной практической тренировки.
Содержание и характер восприятия объекта зависят от установки, отличия в опыте, интересах, общей направленности личности. Следовательно, конкретный образ изобразительного плана у различных людей отличается своеобразием. В ряде случаев человек вместо объективного образа воспринимает предмет таким, как ему хочется или предлагается.
Влияние опыта человека, его интересов, объема знаний, объективности или адекватности поведения на содержание восприятия называется апперцепцией. Это одно из важнейших свойств, характеризующих индивидуальное отношение человека к предметам, его субъективную оценку реальности.
Особенности зрительной рецепции цвета и формы порождают иллюзии, связанные с взаимодействием фона и объекта (контрасты, рефлексы, последовательные образы), влиянием освещенности (светотени, метамеризм) и цвета на восприятие пространственных параметров (иррадиация).
Иллюзии размеров, формы, объема иллюстрируются следующими примерами: из двух прямоугольников одинаковой ширины более низкий выглядит шире (рис. 1). Это положение справедливо и в отношении зубов (рис. 2). Ткань в поперечную полоску полнит, а продольная полоска создает видимость более стройной фигуры. Это объясняется тем, что большинство людей
преувеличивают вертикальные линии по сравнению с горизонтальными.
Иллюзию преобладания вертикального размера над горизонтальным демонстрирует рис. 3. Благодаря размытым вертикальным контурам фигуры ее высота кажется большей, чем ширина. Белый круг, четко очерченный на фоне квадрата, выглядит крупнее, чем такой же круг, очерченный нечетко (рис. 4).
Иллюзии объема или формы могут возникать при наличии контраста оттенков цвета: теплые цвета (желтые - оранжевые) кажутся выступающими, холодные (голубые) - отступают в глубину; светлые - выступают, темные - удаляются. Кажущееся изменение формы и размеров от цвета и светлоты носит название иррадиации. Так, белое пятно кажется крупнее, чем темное. На рис. 5 светлые участки зрительно воспринимаются выступающими, темные - уплощаются (явление иррадиации).
Феномен изменения величины и формы поверхности в зависимости от цвета и светлоты
Рис. 1. Иллюзия восприятия размеров Рис. 2. Влияние формы зубов на восприятие их размеров
42
1ННАЯ ©ТОМАТОШШЯ N1
15
Рис. 3. Иллюзия преобладания вертикального размера над горизонтальным. Рис. 4. Четко очерченный белый круг выглядит крупнее, чем нечетко очерченный. Рис. 5. Светлые участки зрительно воспринимаются выступающими. Рис. 6. Конструкция светлых тонов воспринимается объемной, крупной. Рис. 7. Наличие широкого промежутка между центральными резцами (диастема). Рис. 8. Нанокомпозит Grandio ^ОСО). Рис. 9. Тотальное протравливание отпрепарированных эмали и дентина. Рис. 10. Нанесен слой текучего материала. Рис. 11. Нанесен опаковый слой. Рис. 12. Моделирование симметричного зуба. Рис. 13. Готовая реставрация
приводит к тому, что светлые участки, в том числе зуба или реставрации, воспринимаются как более крупные. Теплые тона создают иллюзию выпуклости - выступают вперед. Светлые тона производят такой же эффект, как и теплые цвета, а темные - аналогично холодным отступают. В результате конструкции светлых, теплых тонов воспринимаются объемными, крупными, выступающими. Голубоватый зуб покажется плоским, расположенным орально (рис. 6).
Использование для центральных отделов желтоватых светлых оттенков, а для проксимальных участков и режущего края - холодных серо-голубых тонов придаст конструкции (виниру, коронке) объемность и выпуклость.
Знание источников формирования (появления) иллюзий позволяет стоматологу свести к минимуму ошибки и осложнения
при изготовлении конструкций, что играет немаловажную роль в эстетической стоматологии.
С другой стороны, использование механизмов иллюзорного восприятия объекта позволяет не только повысить качество реставраций, но и снизить степень инва-зивности воздействий (препарирования), расширить возможности техники реставрирования, воспроизвести индивидуальные особенности зуба в конструкциях.
Приведу клинический пример использования феномена преобладания вертикального размера над горизонтальным при зрительном восприятии фигуры с размытыми контурами, которые создаются широким прозрачным слоем. Клинический пример Наличие широкого промежутка между центральными резцами (диастема) оставля-
ет за стоматологом право выбора оттенков цвета, типа прозрачности, оптимальных размеров и форм (рис. 7).
Осуществляется механическое очищение всех поверхностей зубов от налета.
Для выбора оттенков композита необходимо сравнить вблизи режущий край зуба с эталоном, таким же образом оценить при-шеечный участок и область экватора, боковые поверхности зубов. Каждый раз зуб-эталон подбирается до полного совпадения его оттенка с конкретным сегментом зуба пациента.
Опаковый (ОА2) композит Grandio (УОСО) выбирается для заполнения основного объема реставраций (рис. 8). Материал объединяет качества композита с инновациями нанотехнологий: содержит 87% неорганического наполнителя в метакриловом матриксе, отверждается светом галогеновой лампы
1ШАЯ ©Т@МАТ@Л@ГИЯ
и показан для пломбирования полостей всех классов, изготовления фасеток, вкладок, накладок, коррекции цвета и формы зубов. Дентинный слой покроется подходящим по цвету эмалевым (А2). На мезиальной поверхности будет формироваться широкая зона (до 1,0 мм) прозрачным композитом.
При выборе оттенков зуба учитывается явление иррадиации. В данном случае широкий прозрачный слой на мезиальной поверхности и размытые границы опаковой зоны создадут иллюзию меньшей ширины резцов.
В медицинской карте указываются оттенки и предполагаемые изменения объемных параметров: увеличение мезио-дистальных размеров, перевод геометрической формы коронки из прямоугольной в квадратную.
Осуществляется минимальное препарирование 11-го и 21-го зубов: на вестибулярной поверхности от срединной линии до мезиального края выполняется скос эмали, который позволит замаскировать переход «зуб-пломба», препарируются также мезиальные поверхности центральных резцов. Вся «заинтересованная» поверхность обрабатывается мелкозернистым
алмазным бором, промывается струей воды, просушивается.
Следующий этап создания эстетической реставрации (использование адгезивных систем) осуществляется в соответствии с инструкцией. Тотальное протравливание отпрепарированных эмали и дентина кислотным гелем Vococid выполняется в течение 15 секунд на дентине и 30 секунд на эмали (рис. 9). Зуб тщательно промывается струей воды, просушивается струей обезжиренного воздуха (15-20 секунд). При помощи кисточки адгезив наносится тонким слоем и тщательно втирается в отпрепарированные поверхности, раздувается струей воздуха и отверждается галогеновой лампой. Наносится слой текучего материала Grandio Flow (рис. 10).
После его фотополимеризации начинается моделирование реставрации. Первая порция опакового материала (ОА2) гладилкой среднего размера наносится на мезиальный отдел 11-го зуба в области экватора, разглаживается от центра к периферии, «притирается» к отпрепарированной поверхности (рис. 11). Отверждается светом галогеновой лампы. Аналогично наносится вторая порция. На вестибулярных участках
зуба опак используется тонким слоем с целью перекрытия границы прозрачного участка, занимая такой объем, чтобы эмалевый слой составлял на вестибулярной поверхности 0,5 мм, а на мезиальной стенке - 1,0 мм. Затем подобным образом формируется опаковая основа на 21-м зубе (рис. 12). Эмалевыми оттенками (А2 и А1) моделируется индивидуальный макро- и микрорельеф: форма режущего края приближается к прямой линии, при-десневой контур отклоняется дистально, протяженность контакта мезиальных поверхностей - значительная. Прозрачный слой (I) покрывает опаковый и эмалевый оттеночный слои на толщину 0,5 мм. Ширина прозрачного слоя на мезиальной поверхности составляет 1,0 мм.
Обработка реставрации (снятие гибридного слоя, усиление контуров, полирование) и покрытие зубов фторлаком Bifluorid 12 выполняется обычным образом (рис. 13).
Использование в конструкции иллюзии восприятия размеров и формы позволяет свести к минимуму инвазивность воздействий (уменьшить объем препарирования зубов).
Поступила 27.07.2014
44 ©©ВРЕМЕННАЯ ©Т@МАТ©Л@ГИЯ N1 201