Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА СТРАТЕГИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СОТОВОЙ СВЯЗИ'

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА СТРАТЕГИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СОТОВОЙ СВЯЗИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТОВАЯ СВЯЗЬ / СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ / РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильева Е.А.

Эффективность стратегического управления во многом зависит от состояния окружающей экономической среды и ее воздействия на деятельность предприятия. В статье показано факторное воздействие внешней среды на реализацию стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятий сотовой связи. Рассмотрены более подробно некоторые наиболее влиятельные факторы, а именно потенциальная свободная ёмкость рынка, уровень цены и его влияния на стратегии, уровень потребления услуги, потенциальный спрос, уровень доходов, показатель степени удовлетворённости потребителей, чувствительность пользователей к изменению цены, ценность потребителя, мотивация пользователей к потреблению, уровень рыночной концентрации, тенденции интеграции в отрасли, напряжённость конкурентной борьбы, наличие потенциальных услуг-заменителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА СТРАТЕГИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СОТОВОЙ СВЯЗИ»

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА СТРАТЕГИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СОТОВОЙ СВЯЗИ

INFLUENCE OF FACTORS OF THE ENVIRONMENT ON STRATEGY OF COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISES OF CELLULAR COMMUNICATION

Е.А. ВАСИЛЬЕВА,

ассистент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Поволжский государственный университет сервиса

E.A. VASILEVA,

the assistant to chair «Book keeping, the analysis and audit» Volga region State University of Service

Аннотация

Эффективность стратегического управления во многом зависит от состояния окружающей экономической среды и ее воздействия на деятельность предприятия. В статье показано факторное воздействие внешней среды на реализа-

цию стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятий сотовой связи. Рассмотрены более подробно некоторые наиболее влиятельные факторы, а именно: потенциальная свободная емкость рынка, уровень цены и его влияния на стратегии, уровень потребления услуги, потенциальный спрос, уровень доходов, показатель степени удовлетворенности потребителей, чувствительность пользователей к изменению цены, ценность потребителя, мотивация пользователей к потреблению, уровень рыночной концентрации, тенденции интеграции в отрасли, напряженность конкурентной борьбы, наличие потенциальных услуг-заменителей.

Abstract

Efficiency of strategic management in many respects depends on a condition of the surrounding economic environment and its influence on enterprise activity. In article factorial influence of an environment on realization of strategy of maintenance of competitiveness of the enterprises of cellular communication is shown. Some most influential factors, namely a potential free market capacity, level of the price and its influence on strategy, a service consumption level, a potential demand, level of incomes, an exponent of satisfaction of consumers, sensitivity of users to price change, value of the consumer, motivation of users to consumption, level of market concentration, the tendency of integration into branches, intensity of competitive struggle, presence of potential services-substitutes are considered in more details. 134

Ключевые слова

1. Сотовая связь

2. Стратегия управления

3. Внешние факторы

4. Реализация стратегии обеспечения конкурентоспособности

Keywords

1. Cellular communication

2. Management strategy

3. External factors

4. Realisation of strategy of maintenance of competitiveness

Отрасль сотовой связи является одним из лидеров по динамичности развития в области сферы услуг. В то же время условия жесткой конкуренции, быстрая смена ситуации на рынке, возрастающие требования к качеству услуг сотовой связи при необходимости удерживать ее цену приводят руководителей предприятий сотовой связи к пониманию того, что необходимо активизировать деятельность по стратегическому управлению предприятием.

Стратегическое управление - это управление развитием предприятия в постоянно изменяющейся рыночной среде, которое обеспечивает долгосрочную конкурентоспособность.

Соответственно, по мнению автора, стратегия конкурентоспособности - это целенаправленные действия и приемы, определяющие поведение предприятия на рынке сотовой

135

связи, которые направлены на то, как вести конкурентную борьбу и как развивать и выявлять собственные конкурентные преимущества, а также создавать круг лояльных потребителей услуг сотовой связи.

Так, анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение не только его сильных и слабых сторон, но и факторов, которые вызывают изменение уровня конкурентоспособности предприятия и эффективности его деятельности. Все факторы на предприятии сотовой связи можно разделить на внешние и внутренние.

Внутренние факторы - это объективные явления и процессы, которые определяют возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности.

Внешние факторы - различного рода отношения, позволяющие предприятию производить услуги, более привлекательные по ценовым и неценовым характеристикам.

Анализ развития предприятий сотовой связи позволяет выделить основные внешние факторы, которые проявляют себя при реализации стратеги обеспечения конкурентоспособности оператора связи.

Так, к основным потребительским факторам целесообразно отнести: уровень потребления услуги, уровень доходов клиентов, уровень потенциального спроса, гомогенность потребительских предпочтений, уровень осведомленности потребителей об услугах, потенциал развития потребностей, чувствительность пользователей к изменению цены, цен-136

ность потребителя, мотивация пользователей к потреблению и другие.

Среди рыночных факторов выделяются потенциальная свободная емкость рынка, рост и сокращение рынка, барьеры доступа и ухода с рынка, минимальный уровень критической массы, уровень цен, рентабельность рынка, степень разнообразия услуг, продолжительность и стадии жизненного цикла услуг.

Среди конкурентных и партнерских факторов наиболее основными являются уровень рыночной концентрации, тенденции интеграции, напряженность конкурентной борьбы, присутствие услуг-заменителей.

По мнению автора, следует более подробно остановиться на нескольких наиболее влиятельных факторах.

Надо отметить, что в отрасли связи важно видеть не только потенциальное количество абонентов или пользователей, которые не удовлетворены либо удовлетворяются с определенными недостатками, но важно четко определить характеристики возможных информационных потоков. Именно потенциальная свободная емкость рынка отражает реальные потребности рынка.

При оценке уровня цены и его влияния на стратегии следует принимать во внимание то, что он может отражать не только напряженность конкуренции, но и возможность получения доходов.

Уровень потребления услуги отражает то, как клиенты пользуются теми или иными услугами на определенный мо-

137

мент, воспринимается он во взаимосвязи со спросом. Однако потенциальный спрос показывает то, каким количеством услуг в состоянии пользоваться потребители, то есть это реальное представление возможностей со стороны клиента, и значение этого фактора, конечно же, может по тем или иным причинам не совпадать с фактическим уровнем потребления, что побуждает к выявлению и анализу этих самых причин. [4]

Уровень доходов расценивается как один из важных факторов. Его правильная оценка позволяет сделать вывод о целесообразности развития той или иной услуги. Особенно это важно, применительно к отрасли связи, для принципиально новых услуг и наполнения услуг новыми компонентами.

Показатель степени удовлетворенности потребителей весьма важен в силу того, что отражает реальные настроения и мнения пользователей относительно продукта.

Чувствительность пользователей к изменению цены также привлекает достаточно большое внимание при анализе факторного воздействия. На основе этого выстраивается схема работы с потребителями, диапазон допустимых или же приемлемых действий с позиций наибольшей эффективности. Оцениваются реально возможные последствия динамики тарифов. Очень важным в этом плане является тонкий подход к анализу, так как цена стоит очень часто на первом месте в ряду факторов решающего действия или выбора в потребительских предпочтениях в отрасли связи, поэтому вопросы ценообразования и тарифной политики всегда играют доста-138

точно большую роль при стратегическом планировании деятельности операторов связи. [4]

Ценность потребителя определяется целым комплексом характеристик, такими как налаженные связи с клиентами, количество имеющейся информации, накопленный опыт взаимодействия. Особо привлекает внимание потенциальная ценность потребителя, связанная с постоянством, частотой и продолжительностью пользования, и, соответственно, величиной получаемых доходов.

Мотивация пользователей к потреблению отражает реальные желания потребителей, основанные на их личных потребностях и условиях пользования, в том числе и на самих характеристиках услуги. Она может меняться в зависимости от моды, разного рода тенденций, системы взглядов субъектов и ряда других параметров.

Следует отметить важность эффективного анализа факторов, отражающих характер взаимодействия предприятий на рынке, которые могут выступать в качестве конкурентов или возможных партнеров.

Уровень рыночной концентрации показывает то, как распределена рыночная власть среди различных участников экономических отношений. Она зависит от той доли, которой обладает то или иное предприятие в общем объеме реализации услуг на рынке, количества абонентов или пользователей сети у каждого оператора, общего количества предприятий, предоставляющих услуги в определенной области. При оценке этого па-

139

раметра учитываются также размеры рынка и совокупная потребность в услугах. Равномерное распределение рыночных приоритетов способствует более гармоничному развитию рынка на условиях конкуренции, а большая степень диспропорций, напротив, вносит на рынок проявления негативного характера и создает высокую вероятность произвола явных лидеров в отношении мелких компаний. [4]

Тенденции интеграции в отрасли оцениваются по степени готовности и проявлению намерений предприятий к интеграции, при этом во внимание принимаются фирмы, реально выступающие в качестве объектов потенциально эффективного партнерства.

В последнее время наиболее популярной является интеграция сетей фиксированной и мобильной связи. Интеграция подобного рода влияет на услуги, которые оказываются абоненту, и на инфраструктуру, которую строит оператор. Для абонентов интеграция в данном случае означает доступ к услугам и информации по различным сетям. Для операторов услуг связи данная интеграция связана с инвестициями и модификацией процесса выхода на рынок.

Конкурирующие предприятия сотовой связи оказывают конкурентное давление друга на друга, создавая тем самым напряженность конкурентной борьбы, которая зависит от стиля, концепций поведения компаний, их намерений и отношения к стратегиям и, в общем, от всей рыночной ситуации, складывающейся вокруг противостоящих предприятий. 140

Опасность конкуренции может исходить также от существующих или потенциальных услуг-заменителей, способных переключить на себя внимание потребителей и склонить их к пользованию. В отрасли связи это возможно с развитием новых технологий и услуг.

Таким образом, конкурентоспособность предприятия представляет собой совокупность характеристик самого предприятия и внешних по отношению к нему факторов.

Следовательно, для определения и реализации стратегии конкурентоспособности необходимо иметь углубленное представление о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней предприятием. Это позволит вскрыть угрозы и возможности, которые предприятие сотовой связи должно учитывать при определении своих целей и способов их достижения.

Библиографический список

1. Бакман Ю.А. Рынок сотовой связи России: от экстенсивного развития к интенсивному [Текст] / Ю.А. Бакман,

B.С. Панфилов // Проблемы прогнозирования. - 2008. - № 5. -

C.36-54.

2. Виханский О. С. Стратегическое управление: учеб. для вузов по спец. и направл. «Менеджмент» / О.С. Виханский. -Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Экономист, 2008. - 294 с.

3. Гапоненко А. Л. Стратегическое управление: учеб. для вузов по спец. «Менеджмент организации» / А. Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. - 2-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2QQ6. - 464 с.

4. Дектярев С.В. Формирование портфеля стратегий при планировании деятельности оператора связи: Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук по спец. Q8.QQ.Q5: Новосибирск, 2QQ3. - 2Q1a

5. Лагунова Е. Стратегическое управление предприятием: внешние и внутренние факторы // Проблемы теории и практики управления. - 2QQ7. - №9. - С. 9Q-98.

Bibliographical list

1. Bakman J.A. Market of cellular communication of Russia: from extensive development to intensive [Text] / J.A. Bakman, V.S. Panfilov // Orecasting problems. - 2QQ8. - № 5. - Р. 36-54.

2. Vihansky O.S. Strategic management: studies. For high schools on «Management» / O.S. Vihansky. - М: the Economist, 2QQ8. - 294 р.

3. Gaponenko A.L. Strategic management: studies. For high schools on «Organisation Management» / A.L. Gaponenko and P. Pankruhin. - М: Omega-l, 2QQ6. - 464 р.

4. Dektjarev S.V. formation of a portfolio of strategy at planning of activity of a communication statement: the Dissertation on competition of a scientific degree of Cand. Econ. Sci. on Q8.QQ.Q5: Novosibirsk, 2QQ3. - 2Q1 с.

5. Lagunova E. Strategic operation of business: external and internal factors // Problems of the theory and management practice. - 2007. - № 9. - Р. 90-98.

Контактная информация

г. Тольятти, Поволжский государственный университет сервиса, ул. Гагарина, 4. Тел. 22-91-96. Моб. тел. 8 (927) 774-43-83.

Contact links

Tolyatti, Volga region State University of Service,

Gagarin's Street, 4.

Tel. 22-91-96.

МоЬ. tel. 8 (927) 774-43-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.