Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ'

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
424
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ / МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вайнер А.С.

В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном экономики. Предприятие - это самостоятельный, хозяйствующий субъект, созданный в соответствии с действующим законодательством для производства и продажи продукции или оказания услуг, с целью удовлетворения потребностей потребителей и получения прибыли. Любое предприятие существует в окружении внешней среды, а также имеет внутреннюю среду, факторы которых могут существенного повлиять на его конкурентоспособность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

© Вайнер А.С.1

Новосибирский государственный университет экономики и управления -«НИНХ», г. Новосибирск

В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном экономики. Предприятие - это самостоятельный, хозяйствующий субъект, созданный в соответствии с действующим законодательством для производства и продажи продукции или оказания услуг, с целью удовлетворения потребностей потребителей и получения прибыли. Любое предприятие существует в окружении внешней среды, а также имеет внутреннюю среду, факторы которых могут существенного повлиять на его конкурентоспособность.

Ключевые слова: факторы внешней и внутренней среды, маркетинговая среда, конкурентоспособность предприятия.

Предприятие любой сферы деятельности и масштаба функционирует под воздействием внешней и внутренней маркетинговой среды. Маркетинговая среда включает факторы, оказывающие влияние на способности предприятия устанавливать и поддерживать эффективные связи с рынком. Она формируется как из внешней микро-, и макросреды, так и внутренней среды.

Макросреда представляет собой совокупность факторов, не поддающихся влиянию со стороны руководства компании, но их можно и нужно учитывать. Предприятие и его микросреда функционируют в окружении более обширной макросреды, которая как открывает новые возможности, так и грозит новыми опасностями.

Макросреда включает следующие основные элементы [3]: 1) демографическая среда, ее основными характеристиками являются численность и плотность населения, миграция;

1 Старший преподаватель кафедры Сервиса и организации коммерческой деятельности.

2) экономическая среда, в первую очередь, это общая покупательная способность населения, которая связана с уровнем текущих доходов, цен, сбережений и доступностью кредита, уровнем безработицы.

3) технико-экологическая среда, руководство предприятия должно отслеживать основные тенденции в этой сфере, к которым относятся ускорение научно-технического прогресса, рост вложений на исследования и разработки, ужесточение государственного контроля.

4) природная среда, изменения в окружающей среде сказываются и на товарах, которые предприятия производят и предлагают рынку.

5) политическая среда, представленная законами, нормативными документами государственных учреждений, требованиями групп общественности, которые оказывают влияние на различные организации и отдельных лиц и ограничивают свободу их действий.

6) культурная среда, т.е. основные взгляды, культурные ценности и нормы поведения, определяющие взаимоотношения людей друг с другом. На принятии маркетинговых решений могут сказаться особенности культурного уклада стран - приверженность населения основным культурным ценностям и наличие субкультур в рамках единой культуры.

Таким образом, становится очевидным, что предприятие не может существовать без влияния различных факторов. Недостаточное внимание к факторам окружения может привести к нежелательным последствиям, а также проигрышу в конкурентной борьбе. Кроме того, внимание к макросреде позволяет своевременно воспользоваться преимуществами, которые она предлагает и эффективно принимать решения относительно важнейших вопросов управления.

В свою очередь, микросреда - это совокупность факторов, на которые руководство предприятия должно воздействовать для того, чтобы устанавливать и поддерживать с потребителями отношения сотрудничества.

К микросреде традиционно относятся следующие элементы:

1) предприятие;

2) поставщики;

3) маркетинговые посредники;

4) клиентура;

5) конкуренты;

6) контактные аудитории.

Предприятие - это самостоятельный, хозяйствующий субъект, созданный в соответствии с действующим законодательством для производства и продажи продукции, оказания услуг или выполнения работ, с целью удовлетворения потребностей потребителей и получения прибыли. Это внутренние группы организации, такие, как руководство фирмы, финансовая служба, служба НИОКР, служба материально-технического снабжения, производственные подразделения, бухгалтерия и др.

Поставщики. К ним относятся фирмы и отдельные лица, которые обеспечивают предприятие материальными ресурсами, необходимыми для производства или продажи конкретных товаров или услуг. События в «среде поставщиков» могут серьезно повлиять на маркетинговую деятельность предприятия. Рост цен на закупаемые материалы ведет к повышению цен и на готовую продукцию. Нехватка тех или иных материалов и иные причины могут нарушить регулярность поставок и график отгрузки товаров. В итоге могут быть упущены возможности сбыта и подорвана репутация предприятия.

Маркетинговые посредники - фирмы, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров среди клиентуры. К ним относятся:

- торговые посредники;

- фирмы-организаторы товародвижения;

- агентства по оказанию маркетинговых услуг;

- кредитно-финансовые организации.

Клиентура. Выделяют пять типов клиентурных рынков [2]:

1. Потребительский рынок - отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товары и услуги для личного потребления;

2. Рынок предприятий - организации, приобретающие товары и услуги для использования их в процессе производства;

3. Рынок промежуточных продавцов - организации, приобретающие товары и услуги для их последующей реализации с прибылью;

4. Рынок государственных учреждений - государственные организации, приобретающие товары и услуги либо для последующего их использования в сфере коммунальных услуг, либо для передачи этих товаров и услуг тем, кто в них нуждается;

5. Международный рынок - это все типы покупателей за рубежом. Каждому типу рынка присущи свои специфические черты.

Конкуренты. Различают четыре разновидности конкурентов:

а) Желания-конкуренты - потребности, связанные с одной нуждой. Потребитель обычно рассматривает несколько вариантов действий.

б) Товарно-родовые - различные способы удовлетворения какого-либо конкретного желания.

в) Товарно-видовые - разновидности одного и того же товара, способные удовлетворить конкретное желание покупателя.

г) Марки-конкуренты - это разные марки одного и того же товара.

Контактные аудитории. Это любые группы, которые проявляют реальный или потенциальный интерес к организации или оказывают влияние на ее способность достигать поставленных целей. Контактная аудитория может способствовать либо противодействовать усилиям предприятия. По характеру их подразделяют на благотворные, искомые и нежелательные аудитории. Благотворная аудитория - группа, интерес которой к организации носит благотворный характер (например, спонсоры). Искомая аудитория -группа, чью заинтересованность следует искать (например, средства массовой информации). Нежелательная аудитория - группа, внимание которой лучше не привлекать, но с которой придется считаться, если она каким-то образом проявит себя.

Таким образом, микросреда фирмы - это совокупность непосредственных контактов необходимых для осуществления ее деятельности. Говоря простым языком это понятие разграничивает тех, кто помогает осуществлять производственный процесс, фирмы предлагающие аналогичные услуги и товары и кем данный товар или услуга потребляется.

Комплекс маркетинга (товар, цена, распределение и продвижение) и внешние факторы, влияющие на деятельность предприятия на определенном целевом рынке, представлены на рисунке 1.

Демографи чески е и экономические фактор ы П оср едн ики Технол огические и природные , факторы

То ва р

/ Поставщики (и (и ^ (и ч: (и СЬ-1= о 05 ! Потребители 1 1 (целевой рынок) 1 Продвижение \ Обществен- \ со ^ V ^ \ ность N Г У (контактные / / аудитории)

Политико-право вы е факторы Конкуренты Социально-культурные факторы

Рис. 1. Макро- и микросреда предприятия

Внутренняя среда организации - это ситуационные факторы внутри организации. Информация о внутренней среде фирмы необходима, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации. Важно то, что помимо производства продукции, оказания услуг организация обеспечивает возможность существования своим работникам, создает определенные социальные условия для их жизнедеятельности.

Анализ внутренней среды проводят по следующим направлениям: - производство: объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции предприятия; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования, система контроля запасов; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности, техническая эффективность мощностей; местонахождение производства и наличие инфраструктуры; экология

производства; контроль качества, издержки и качество технологий; патенты, торговые марки и т.п.;

- персонал: структура, потенциал, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников;

- организация управления: организационная структура, система управления; уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства; фирменная культура; престиж и имидж фирмы; организация системы коммуникаций;

- маркетинг: товары, произведенные фирмой, доля на рынке; возможность собирать необходимую информацию о рынках; каналы распределения и сбыта; маркетинговый бюджет и его исполнение; маркетинговые планы и программы; нововведения; имидж, репутация и качество товаров; стимулирование сбыта, реклама, ценообразование;

- финансы и учет: финансовая устойчивость и платежеспособность; прибыльность и рентабельность (по товарам, регионам, каналам сбыта, посредникам); собственные и заемные средства и их соотношение; эффективная система учета, в том числе учета издержек, формирования бюджета, планирования прибыли [1].

Можно сказать, что все вышеперечисленные факторы заслуживают внимания, учитывая их влияние на развитие малого предприятия. Производственные факторы, касающиеся непосредственного производства продукта необходимо учитывать для сокращения издержек, улучшения качества и, следовательно, увеличения прибыли. Поставщики, конкуренты, потребители немаловажные аспекты осуществления производственной деятельности. От них зависит слаженность производственного процесса и сбыта. В соответствии с условиями среды необходима непосредственная корректировка стратегии для того чтобы наиболее выгодно использовать преимущества и избежать негативного влияния.

Список литературы:

1. Виссема Х. Менеджмент в подразделении фирмы. - М.: Инфра-М, 1996.

2. Миронов М.Г. Ваша конкурентоспособность. - М.: АльфаПресс, 2004. - 160 с.

3. Портер М.Ю. Конкуренция. Обновленное и расширенное издание / М.Ю. Портер. - Издательство Вильямс, 2010. - 592 с.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ»

© Глухов К.Е.1, Фролова О.Н.2

Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород

В данной публикации представлены результаты анализа терминологических аспектов понятия «Система управления на транспорте» и «Система управления на речном транспорте».

Ключевые слова: система управления на транспорте, система управления на речном транспорте.

Транспорт играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Транспортная система определяет условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения [5, с. 182].

Рассматривая понятие «Система управления на транспорте» необходимо сделать акцент на том, что саму систему управления на транспорте можно рассматривать, как совокупность отдельных подсистем, также сама система будет являться подсистемой другой, более крупной системы - транспортной системы. В системе управления на транспорте, как и в любой социально-экономической системе, есть несколько составляющих: механизмы

1 Студент-бакалавр (направление подготовки «Менеджмент»)

2 Декан факультета Экономики и управления, доцент кафедры Экономики и менеджмента, кандидат экономических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.