Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ'

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / УПРАВЛЕНИЕ / ФАКТОРЫ / ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА / ВНЕШНЯЯ СРЕДА / УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пырх Е.В.

В статье рассматривается влияние факторов внешней и внутренней среды организации на формирование организационной структуры управления образовательного учреждения. В связи со спецификой объекта наблюдения исследуются только определенные факторы и степень их влияния на структуру университета, процессы ее реструктуризации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF FACTORS OF EXTERNAL AND INNER ENVIRONMENT ON FORMATION OF ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF MANAGEMENT

The article examines the influence of external factors on the formation of the organizational structure of the management of an educational institution. In connection with the specific of the object of observation, only certain factors and the degree of their influence on the structure of the university, the processes of its restructuring are investigated.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ»

УДК 378.11

Пырх Е.В. студент 3 курса

факультет «Корпоративной экономики и предпринимательства»

Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» научный руководитель: Разомасова Е.А., к. э.н.

доцент

кафедра корпоративного управления и финансов

Россия, г. Новосибирск ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ

УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация:

В статье рассматривается влияние факторов внешней и внутренней среды организации на формирование организационной структуры управления образовательного учреждения. В связи со спецификой объекта наблюдения исследуются только определенные факторы и степень их влияния на структуру университета, процессы ее реструктуризации.

Ключевые слова: организационная структура, управление, факторы, внутренняя среда, внешняя среда, университет.

Pyrkh E. V. student

3year, Faculty of "Corporate Economics andEntrepreneurship" Novosibirsk State University of Economics and Management "NINH"

Russia, Novosibirsk Scientific adviser: Razomasova E.A. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department

of Corporate Governance and Finance INFLUENCE OF FACTORS OF EXTERNAL AND INNER ENVIRONMENT ON FORMATION OF ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF MANAGEMENT

Annotation:

The article examines the influence of external factors on the formation of the organizational structure of the management of an educational institution. In connection with the specific of the object of observation, only certain factors and the degree of their influence on the structure of the university, the processes of its restructuring are investigated.

Keywords: organizational structure, management, factors, internal environment, external environment, university.

Формирование организационной структуры управления является актуальной задачей менеджеров любых хозяйствующих субъектов. В процессе построения иерархии, распределения функциональных задач и

обязанностей внутри организации происходит делегирование прав и полномочий, определение взаимодействия органов управления и работников. В этой связи, необходимо прийти к четкому пониманию, что собой представляет организационная структура как архитектурная композиция и каковые истинные возможности сложившейся структуры, противостоять факторам внешней среды опираясь на внутренний потенциал организации.

Организационная структура по мнению В.А. Баринова - это один из основных элементов управления организацией, деятельность которого заключается в распределении целей и задач между подразделениями и работниками организации. [1]

Соглашаясь с мнением автора, можно сделать вывод, что под организационной структурой управления (далее ОСУ) следует понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности, обеспечивающих взаимосвязь между управляемой и управляющей системой.

При формировании ОСУ следует учитывать ряд факторов. Обратимся к опыту действующей образовательной организации «Новосибирский государственный университет экономики и управления» (далее НГУЭУ) для рассмотрения значимых, индивидуальных факторов внешней и внутренней среды, способных оказать влияние на ОСУ.

К факторам внутренней среды, влияющим на ОСУ данной организации, отнесем персонал, стратегию, цели, задачи, миссию, разнообразие видов деятельности, финансовое состояние организации, технологии. [2] Ключевыми на мой взгляд являются персонал, стратегия, разнообразие видов деятельности, технологии. Рассмотрим некоторые из них более подробно, с учетом особенностей выбранного объекта наблюдения.

Стратегия организации. Стратегия - это долгосрочное определение развития организации, касающееся взаимодействия во внутренней и внешней среде. Именно стратегия определяет основные направления деятельности предприятия. В НГУЭУ разработана стратегия развития до 2025 года. Данный документ включает в себя несколько направлений развития, например: «Приоритеты воспитательной деятельности и молодежной политики», «Приоритеты научно-исследовательской и инновационной деятельности», «Приоритеты образовательной деятельности», «Приоритеты управленческой и кадровой деятельности» и др. [3] Исходя из этого были образованы такие элементы ОСУ, как управление молодежной политики, управление кадровой политики, управление научной политики и исследований, учебно-методическое управление.

Разнообразие видов деятельности определяет количество уровней иерархии, т.е. чем масштабнее деятельность предприятия, тем, при прочих равных условиях, в ней больше подразделений, а также многочисленнее взаимодействия между ними. Рассматривая деятельность НГУЭУ, можно

сделать вывод, что университет обладает большим количеством подразделений. Это связано, в первую очередь, с тем, что обучение студентов происходит по большому количеству образовательных программ разного профиля: экономическому, юридическому, информационно-техническому, социально-гуманитарному. Это обусловило создание 5 факультетов, в том числе и факультет базовой подготовки. Факультеты в свою очередь подразделяются на кафедры. Всего в университете 30 кафедр. Также в университете реализуются программы дополнительного образования. Большое количество элементов ОСУ ведет к её усложнению.

Технологии - это набор определенных методов и способов, благодаря которым входящий элемент преобразуется в выходящий. При обучении в НГУЭУ студенты работают с компьютерными технологиями, мультимедийными. В учебных аудиториях, оборудованных компьютерами, имеется доступ в Интернет, а также все компьютеры университета соединены в единую локальную сеть. Студенты имеют доступ к электронной библиотеке университета. Отсюда следует, что данными технологиями необходимо управлять, координировать и контролировать, а значит это влечет за собой создание дополнительных элементов в организационной структуре университета.

По мнению классиков, к факторам внешней среды, влияющим на ОСУ выделяют конкурентов, поставщиков, законы и государственные органы, потребителей, состояние экономики, социокультурные факторы, политические факторы, отношение с местным населением. [2] Рассмотрим наиболее значимые факторы для организационной структуры НГУЭУ, а это: законы, потребители, географическое положение, конкуренты.

Законы. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», учреждение высшего образования должно соблюдать ряд правил для своего функционирования. Так, например, в Законе указано, что в область компетенций университета входит «создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации». [4] Соответственно, это накладывает на университет определенные обязательства, которые влекут за собой создание элементов управления: управление эксплуатации (комбинат питания) и управление безопасности.

Потребители (рынок труда). В настоящий момент рынок труда столкнулся с проблемой его перенасыщения специалистами в области экономики и менеджмента. Таким образом, за университетом остается право приостанавливать набор абитуриентов по выбранным специальностям. Это ведет к устранению или объединению определенных кафедр, соответственно, происходит сокращение элементов управления, происходит упрощение структуры.

Географическое положение может привести организацию к необходимости создания региональных подразделений, руководителям которых делегируются определенные полномочия. В НГУЭУ ежегодно

поступает большое количество студентов из других регионов России. Лидирующие позиции занимают Кемеровская область, Алтайский край, Республика Алтай, Республика Хакасия. Чтобы поддерживать данную тенденцию и повышать уровень конкурентоспособности университета, было принято решение создать представительства НГУЭУ в вышеуказанных регионах. В данных представительствах возможны различные консультации по правилам приема в университет, подача документов, сдача вступительных испытаний. Также проводятся различные мероприятия.

Конкуренты. На рынке города Новосибирска представлено достаточное число образовательных учреждений высшего образования, занятых подготовкой специалистов в области экономики и менеджмента. Для того, чтобы привлечь выпускников школ и иных заинтересованных слушателей в течение предшествующего зачислению учебного года в НГУЭУ ведется активная маркетинговая политика. Для этого в университете был реструктуризирован отдел организации приемной комиссии, который осуществляет и координирует работу с потенциальными абитуриентами, выделяя конкурентные преимущества исследуемого образовательного учреждения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на организационную структуру НГУЭУ оказывают серьезное влияние, такие факторы. как: стратегия организации, разнообразие видов деятельности, технологии, законы, потребители (рынок труда), географическое положение, конкуренты.

Использованные источники:

1. Баринов В.А. Организационное проектирование: Учебник / В.А. Баринов. -М.: ИНФРА-М, 2005. - С. 399

2. Мескон Майкл Основы менеджмента / Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури - М.:Вильямс, 2017. - С. 672

3. Стратегия Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ» до 2025 года [Электронный ресурс] URL: https://nsuem.ru/university/facts-and-figures/strategy/

4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс] URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.