Научная статья на тему 'Влияние факторов риска и психопатологической почвы на формирование аддиктивного поведения у подростков'

Влияние факторов риска и психопатологической почвы на формирование аддиктивного поведения у подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
648
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПАВ / ФАКТОРЫ РИСКА / ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЧВА / КОМОРБИДНОСТЬ / ADDICTIVE BEHAVIOR / ADOLESCENTS / SUBSTANCE ABUSE / RISK FACTORS / PSYCHOPATHOLOGICAL SOIL / COMORBIDITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андрусенко Анатолий Анатольевич, Обросов Иван Фёдорович

Рассмотрены социально-средовые и психопатологические факторы риска употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте и определены терапевтические «мишени». На основе анализа патологических факторов риска выделены три разновидности аддиктивного поведения несовершеннолетних

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Андрусенко Анатолий Анатольевич, Обросов Иван Фёдорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Describes the socio-environmental and psychopathological risk factors of substance use in adolescence and defined therapeutic «targets». Based on the analysis of pathological risk factors highlighted three types of addictive behavior of minors.

Текст научной работы на тему «Влияние факторов риска и психопатологической почвы на формирование аддиктивного поведения у подростков»

РАЗДЕЛ 2. КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 616.8:159.922.6

Андрусенко Анатолий Анатольевич

доцент кафедры психиатрии

Обросов Иван Фёдорович

профессор, зав.кафедрой психиатрии

Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера Минздрава России, Пермь, Россия, e-mail: psyho-pgma@mail.ru

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ РИСКА И ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЧВЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

У ПОДРОСТКОВ

Anatoliy A. Andrusenko

associate Professor of psychiatry

Ivan F. Obrosov

Professor, head.the Department of psychiatry

Perm State Medical University, Perm, Russia, e-mail: psyho-pgma@mail.ru

THE INFLUENCE OF RISK FACTORS AND PSYCHOPATHOLOGY SOIL ON THE FORMATION OF ADDICTIVE BEHAVIOR IN ADOLESCENTS

Аннотация. Рассмотрены социально-средовые и психопатологические факторы риска употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте и определены терапевтические «мишени». На основе анализа патологических факторов риска выделены три разновидности аддиктивного поведения несовершеннолетних.

Ключевые слова: аддиктивное поведение; подростки; злоупотребление ПАВ; факторы риска; психопатологическая почва; коморбидность.

Abstract. Describes the socio-environmental and psychopathological risk factors of substance use in adolescence and defined therapeutic «targets». Based on the analysis of pathological risk factors highlighted three types of addictive behavior of minors.

Key words: addictive behavior; adolescents; substance abuse; risk factors; psychopathological soil; comorbidity.

© Андрусенко А.А., Обросов И.Ф., 2014

От того, в каких условиях находится подрастающее поколение сегодня, напрямую зависит будущее страны. Одной из вызывающих тревогу особенностей современного российского общества продолжает оставаться приобщение несовершеннолетних к употреблению психоактивных веществ (ПАВ). Проблему взаимосвязи аддиктивного поведения подростков с патологической «почвой», на основе которой оно формируется, трудно назвать новой, но она по-прежнему остаётся актуальной. Являясь группой риска развития других социальных девиаций и генерализованных форм социальной дезадаптации, последующего формирования алкогольной и наркотической зависимости, эти дети заслуживают специального изучения. Аддиктивное поведение детей и подростков - это «саморазрушающее» поведение, которое определяется повторяющимися действиями, направленными на систематическое употребление ПАВ с целью изменения своего психического состояния, с развитием выраженных первичных социальных, психологических и медицинских последствий, наступающих прежде чем сформировалась зависимость [1]. Проводимые на протяжении последних десятилетий исследования показывают, что раннее появление аддиктивного поведения редко выступает в изолированном виде, чаще всего оно сочетается с нарушениями психического развития и психической патологией пограничного уровня [2]. Наряду с биологическими факторами, социальное окружение ребёнка оказывает существенное влияние на его развитие и психическое состояние. Неблагополучная семья, проявляя недостаточную заботу о своих детях, нередко сама создаёт условия, несовместимые с развитием ребёнка, порой даже опасные для его жизни [3].

Цель настоящего исследования - изучение связи между факторами риска, возрастной психопатологией и формами аддиктивного поведения (злоупотребление ПАВ с вредными последствиями и расстройствами поведения - Б1х.1 МКБ-10) у подростков.

Материал и методы. Патобиографически и клинико-психопатологически обследовано 40 подростков (14-17 лет), госпитализированных в детско-подростковое отделение Пермской краевой клинической наркологической больницы. Подростки (9 девочек и 31 мальчик) были направлены в стационар в связи с эпизодическим/систематическим употреблением алкоголя, летучих растворителей, курительных смесей («спайс») или полисубстантным потреблением ПАВ, совершением опасных и противоправных действий в состоянии опьянения, антидисциплинарным поведением со снижением интереса к учёбе и обучаемости, конфликтными отношениями со взрослыми и сверстниками. В исследование не включались подростки, основная тяжесть психического состояния которых определялась симптоматикой психотического регистра, умственной отсталостью или грубым органическим психическим дефектом (слабоумие). Статистическая обработка проводилась в соответствии с общепринятыми критериями.

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

Результаты и обсуждение. Выявлено, что все подростки являлись выходцами из неблагополучных семей, для которых были характерны наследственная отягощённость по алкоголизму и психическим заболеваниям, нарушенная структура (неполная семья) и низкий социально-профессиональный статус родителей, семейная нестабильность и низкий уровень семейного дохода, несоблюдение членами семьи социальных норм и правил, дисфункциональные стили воспитания с высоким уровнем семейного стресса. Подростки, проживающие вне семьи (35 %), воспитывались в детских домах и школах-интернатах и направлялись на обследование из центров временного содержания несовершеннолетних. Часть обследуемых (15 %) воспитывалась в патронатных семьях или близкими родственниками, с которыми не складывались взаимоотношения. Выделено 2 группы детей: оставшиеся без родителей и проживающие в условиях «социального сиротства». Дети первой группы (35 %) остались без попечения единственного или обоих родителей, в связи с их отсутствием или лишением родительских прав, ограничением в правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в местах лишения свободы, отказом взять своих детей из воспитательных учреждений и учреждений социальной защиты. Для родителей детей второй группы (50 %) было свойственно нравственное неблагополучие и педагогическая некомпетентность, уклонение от воспитания, защиты прав и интересов детей, ненадлежащее исполнение обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию, конфликтность, жестокое обращение с детьми, злоупотребление спиртными напитками и противоправное поведение.

Образование по общей программе получали 75 % обследованных, из них по разным причинам 42,5 % дублировали классы, 25 % процентов обучались по облегчённой программе (для детей с ЗПР). Всем подросткам были свойственны асоциальные формы поведения в образовательных учреждениях, школьная неуспеваемость и конфликтные отношения с педагогами и соучениками. Продолжали школьное обучение на момент обследования 35 % подростков, остальные временно или продолжительно отказывались от посещения школы

Злоупотребление ПАВ у подростков исследуемой группы отличалось полисубстантным тип потребления ПАВ в динамике (начало курения в 9-11 лет, что было обычно связано с реакцией группирования, в 12-14 лет употребление алкоголя и одурманивающих веществ в опьяняющих дозах, в 1416 лет - эпизодическое употребление наркотических средств). Основные проявления зависимости былине оформлены и не дифференцированы, с характерной нечёткостью, рудиментарностью и редуцированностью основных синдромальных образований (измененной реактивности и психологической зависимости), отсутствием типичных личностных и мотивационых расстройств, затруднением субъективного восприятия ПАВ (описания этапов, выделения

наиболее притягательных симптомов). Подросткам были свойственны экстремальные способы употребления ПАВ, более длительные постинтоксикационные состояния, но несмотря на это у них длительно не формировались признаки зависимости, отсутствовали серьёзные токсические поражения внутренних органов, нервной системы и выраженные психические расстройства, вызванные интоксикацией (развёрнутые состояния отмены, интоксикационные и постинтоксикационные психозы).

Патологическое аддиктивное поведение в исследуемой группе подростков не являлось изолированной формой и определялось в 92,5 % случаев сочетанием злоупотребления ПАВ с психическими расстройствами и нарушениями возрастного психического развития. Коморбидными к аддиктивному поведению выступали: органические психические расстройства с парциальными задержками и расстройствами психического развития; синдром дефицита внимания с гиперактивным поведением; расстройства личности и расстройства поведения; посттравматическое стрессовое расстройство как следствие жестокого воспитания и длительного насилия в отношении ребёнка; стёртые и атипичные дисфорические и дистимические депрессивные расстройства, которые чаще всего проявлялись поведенческими эквивалентами и принимали форму непослушания, лени, неуспеваемости, убегания из дома, школьных фобий, драчливости, а также ипохондрических и соматических симптомов.

Было выделено три основных варианта аддиктивного поведения, коморбидного с психическими расстройствами. Первая группа (57,5 %) определялась взаимодействием органических психических расстройств непсихотического характера, включающих различную степень выраженности когнитивного дефицита и органических личностных нарушений, проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивным поведением и различных проявлений ретардированного (задержанного) и дизонтогенетического развития, включая психический инфантилизм, поздний пубертатный криз и патологически протекающий пубертатный криз с признаками непсихотического гебоидного расстройства и болезненно мотивированного аддиктивного поведения.

Для подростков второй группы (35 %) было характерно наличие незначительного резидуального церебрально-органического фона (вредности протекания беременности и родов) и временных нарушений развития (асинхрония созревания либо дисгармоничность развития), которые усугублялись в условиях микросоциально-педагогической запущенности и проявлялись в формировании аномально-личностных свойств (эмоционально-неустойчивые, диссоциальные, истерические черты), дисгармоничном протекании пубертатного криза и нарушениях поведения в форме оппозиционного, делинквентного и аддиктивного.

Определяющими признаками третьей группы (7,5 %) являлись черты личностной деформации по асоциальному типу с плохим контролем потребностей, побуждений и желаний, особенно в сфере нравственности,

148

различными формами делинквентной и аддиктивной активности без сопутствующих психических расстройств или нарушений возрастного психического развития.

Таким образом, анализ патологических факторов риска злоупотребления ПАВ подростками позволил выделить три клинические разновидности аддиктивного поведения: 1) злоупотребление ПАВ, связанное с органическим психическим расстройством; 2) злоупотребление ПАВ, связанное с формирующимися личностными расстройствами; 3) злоупотребление ПАВ, связанное с личностным реагированием в структуре деформации личности по асоциальному типу. Среди социально-средовых факторов риска аддиктивного поведения ведущая роль принадлежит дисфункциональной семье. Выявленные «мишени» предиспозицииаддиктивного поведении у подростков позволяют разработать и внедрить программы целевых лечебных и профилактических мероприятий.

Список литературы

1. Организационно-методические основы психотерапевтической и психокоррекционной работы с детьми группы риска употребления психоактивных веществ: метод. рекомендации / Н.В. Вострокнутов, А.Л. Игонин, Н.К. Харитонова, Л.О. Пережогин. - М.: ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, 2004. - 38 с.

2. Пятницкая И.Н., Найдёнова Н.Г. Подростковая наркология. -М.: Медицина, 2002. - 256 с.

3. Руководство по аддиктологии / под ред. В.Д. Менделевича. - СПб.: Речь, 2007. - 768с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.