Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ МАКРОСРЕДЫ НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КЛАСТЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ МАКРОСРЕДЫ НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КЛАСТЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

364
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / АНАЛИЗ / КЛАСТЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОТРАСЛЬ / ЭКОНОМИКА / МАКРОСРЕДА / ПРЕДПРИЯТИЯ / РАНЖИРОВАНИЕ / ВЕСОВОЙ КОЭФФИЦИЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романенко М.И.

В статье конкретизированы факторы макросреды, воздействующие на деятельность и функционирование кластера в условиях развивающегося экономического кризиса в Европе, снижения темпов роста производства во всех отраслях экономики России. Выявлены факторы, влияние которых наиболее значительно может повлиять на функционирование кластерного образования: наличие инфляционных процессов в экономике, уровень финансовой безопасности, налоговая политика, возможность использования НИОКР в производстве, использования новых технологий, гибкая структура управления, развитие стратегий, возможность проведения маркетинговых исследований с точки зрения потребителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Романенко М.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF MACRO FACTORS ON THE FUNCTIONING OF THE CLUSTER FORMATION

The article specified the macro factors affecting the activities and functioning of the cluster in the developing economic crisis in Europe, slowing growth in production in all sectors of the Russian economy. Factors, which influence most significantly can affect the functioning of the cluster formation: the presence of inflationary processes in the economy, the level of financial security, tax policy, the use of R & d in production, use of new technologies, flexible management structure, development strategies, the possibility of marketing research from the point of view of the consumer.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ МАКРОСРЕДЫ НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КЛАСТЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 338.45

Влияние факторов макросреды на функционирование кластерного образования

Романенко М.И., Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Ключевые слова: факторы, анализ, кластерное образование, отрасль, экономика, макросреда, предприятия, ранжирование, весовой коэффициент.

В статье конкретизированы факторы макросреды, воздействующие на деятельность и функционирование кластера в условиях развивающегося экономического кризиса в Европе, снижения темпов роста производства во всех отраслях экономики России. Выявлены факторы, влияние которых наиболее значительно может повлиять на функционирование кластерного образования: наличие инфляционных процессов в экономике, уровень финансовой безопасности, налоговая политика, возможность использования НИОКР в производстве, использования новых технологий, гибкая структура управления, развитие стратегий, возможность проведения маркетинговых исследований с точки зрения потребителя.

The impact of macro factors on the functioning of the cluster formation

Romanenko M.I., Penza State University of Architecture and Construction

Keywords: factors, analysis, cluster education, industry, economy, macro-environment, enterprises, ranking, weighting factor.

The article specified the macro factors affecting the activities and functioning of the cluster in the developing economic crisis in Europe, slowing growth in production in all sectors of the Russian economy. Factors, which influence most significantly can affect the functioning of the cluster formation: the presence of inflationary processes in the economy, the level of financial security, tax policy, the use of R & d in production, use of new technologies, flexible management structure, development strategies, the possibility of marketing research from the point of view of the consumer.

Многие авторы в своих трудах представляют предприятия, фирмы и холдинги как социально-экономические системы, развивающиеся в постоянно изменяющихся внешних и внутренних условиях.

Вводимые экономические, политические санкции по отношению к России создают как неблагоприятные, так и стимулирующие условия для функционирования предприятий. Не поддается контролю со стороны предприятия макросреда - сфера, которая обеспечивает предприятие ресурсами, необходимыми для формирования и

Таблица 1

Оценка степени влияния факторов на деятельность кластера

Эксперты сз я

Факторы Направленность влияния Я те «л Г) 40 00 Г) о Я Я Я Я Э14 «л я 40 Я Э17 00 Я Я о Г) Средняя оцеш Весовой коэфс} циент

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Наличие инфляционных процес- - 5 5 5 5 5 4 5 5 5 4 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 4,9 0,06

сов в экономике

Дефицит оборотных средств - 3 3 3 2 3 4 4 3 3 3 3 3 4 3 2 3 3 3 3 3 3,1 0,04

2. ФИНАНСОВЫЕ ФАКТОРЫ

Дефицит инвестиционных - 4 5 4 5 5 4 5 4 3 4 4 4 4 4 3 4 4 4 4 5 4,15 0,05

средств

Финансовая налоговая политика + 4 4 4 3 5 5 4 4 5 4 4 4 4 4 4 4 5 5 5 4 4,25 0,05

Уровень финансовой безопас- 4 5 4 5 5 4 5 4 5 4 4 4 4 4 5 4 4 4 5 4 4,35 0,06

ности

Создание грантовой и про- + 3 4 3 4 4 3 3 4 3 3 3 3 4 3 3 3 3 3 3 3 3,25 0,04

граммной поддержки пред-

приятий.

3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Налоговая политика + 5 5 5 5 4 4 5 5 5 4 5 4 5 5 4 4 5 5 4 4 4,6 0,06

Законодательная база + 4 4 4 5 4 4 3 4 4 4 4 3 4 4 4 4 4 4 5 4 4,0 0,05

Уровень политической стабиль- + 3 4 3 4 4 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3,15 0,04

ности

и я о я

0 2 3 X в

1

о я

¥ £ ьо

О) ьо

ьо о

0>

Окончание Таблицы 1

4. ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Возможность использования НИОКР в производстве + 4 4 4 4 5 5 4 4 5 4 4 4 4 5 4 4 5 5 5 5 4,4 0,06

Возможность использования новых технологий + 5 4 4 5 5 5 4 4 5 4 4 4 4 4 5 4 5 5 5 5 4,5 0,06

Гибкая структура управления + 5 4 5 4 5 4 5 4 4 5 4 4 5 4 5 5 4 5 4 5 4,5 0,06

Развитие стратегий + 5 5 5 5 5 5 5 5 4 4 5 5 5 4 5 5 5 5 4 5 4,8 0,06

Трудовые ресурсы + 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 4 3 3 4 3 3 3 3 4 3,15 0,04

5. СОЦИАЛЬНО-УПРАВПЕНЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Возможность проведения маркетинговых исследований с точки зрения потребителя + 4 4 4 4 5 5 4 4 5 4 4 4 4 4 4 4 5 5 5 4 4,3 0,06

Спрос-предложение на продукцию и услуги для потребителя + 4 4 5 4 4 5 4 4 4 4 5 4 4 4 4 4 4 4 5 4 4,2 0,05

Наличие специализированной административной и информационной сети + 2 2 3 3 2 1 1 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 3 3 2,05 0,03

6. ПРИРОДНЫЕ ФАКТОРЫ

Природно-климатические факторы деятельности предприятия + 4 4 4 5 4 4 5 4 4 4 4 5 4 4 4 4 4 4 5 5 4,25 0,05

Ресурсный потенциал + 3 3 4 3 3 2 3 4 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3,05 0,04

Эффективность использования природных ресурсов + 3 3 3 3 2 3 3 3 2 3 3 2 3 3 3 3 3 3 2 3 2,8 0,04

ИТОГО 77,75 1

Я о я о 2

3 -

С? п X

я

I

в

X

о

и

3

с?

3 3

в а

Я ■а

в |

з *

в

■VI

СЛ

поддержания потенциала. Но компании могут и обязаны реагировать на нее и своевременно корректировать стратегию своего развития.

Основные факторы внешней среды, которые воздействуют на развитие отраслей - экономические, финансовые, политические, производственно-технологические, социально-управленческие, природные. Их роль в развитии промышленности и в частности строительства была рассмотрена следующими авторами: Гилфасон Т., Чигрин А.Д., Шувалов И.И., Бекетов Н.В., Незамайкин ВН.

Целью работы является определение внешних факторов и выявление влияния каждого из них на функционирование кластера в условиях развивающегося экономического кризиса.

Оценка и прогноз развития макросреды осуществляется за счет использования следующих методов: прогнозирование тенденций и событий, сценарный и факторный анализы, имитационное моделирование и экспертные методы. Указанные методы на данный момент не получили широкого распространения [1, 2].

Для анализа влияния факторов внешней среды на отрасль и деятельность предприятий кластера нами выбран один из известных методов - PEST (STEP)-анализ. Это стратегический анализ экономических, финансовых, политических, производственно-технологических, социально-управленческих, природных факторов внешней среды организации.

Он применяется в процессе стратегического планирования и управления крупными компаниями, а также для оценки инвестиционных рисков [3, 4]. Общая схема проведенного PEST-анализа представлена ниже.

1. Разработан перечень факторов макроокружения, имеющих высокую вероятность реализации и воздействия на функционирование кластера.

2. Выбраны компетентные эксперты из разных сфер деятельности в составе 20 человек (руководители крупных предприятий деревообрабатывающего строительного комплекса, финансисты, представители венчурных компаний, менеджеры рекламных агентств по продвижению товаров на рынки услуг и транспортно-логистических фирм). Задача экспертов заключается в оценке степени влияния различных факторов внешней среды на предприятия, входящих в кластерное образование.

3. Отобраны основные факторы для оценки их влияния на предприятия.

4. Представлена экспертная оценка степени влияния (как положительного, так и негативного) каждого фактора на стратегию развития кластера.

5. Оценена экспертами степень влияния факторов на деятельность кластера по пятибалльной шкале, где 1 - наименьшее влияние, 5 - наибольшее.

6. Проведен расчет средней оценки по каждому из факторов.

7. Выявлена значимость каждого события для предприятий кластера путем присвоения ему весового коэффициента.

8. Осуществлен выбор и ранжирование наиболее важных факторов (средняя оценка от 3,5 до 5), которые располагаются в порядке убывания степени влияния.

9. Сделан анализ влияния выбранных факторов на отрасль и на функционирование кластера.

Первые семь выше перечисленных пунктов из схемы проведения анализа макросреды отражены в таблице 1.

Исходя из анализа полученных данных (таблица 1), наибольший весовой коэф-

фициент соответствует следующим факторам: наличие инфляционных процессов в экономике; уровень финансовой безопасности; налоговая политика; возможность использования НИОКР в производстве; возможность использования новых технологий; гибкая структура управления; развитие стратегий; возможность проведения маркетинговых исследований с точки зрения потребителя.

Показатели оценки развития кластера должны наиболее полно и достоверно отражать степень влияния факторов как в количественном, так и в качественном выражении [5 - 7]. Факторы с целью их сопоставимости и удобства экономической интерпретации сгруппированы по степени влияния. Позиция в конкуренции внешних факторов определяется как сильная (в пределах 3,5 - 5 баллов), средняя (2,5 - 3,5), слабая (менее 2,5 баллов). Для нас наиболее важными являются те, которые имеют сильную оценку в пределах от 3,5 до 5,0. По этим показателям была построена таблица 2. В результате группировки нами было выявлено влияние этих факторов на кластерное образование.

Использование РЕ8Т-анализа макросреды позволило нам:

- провести мониторинг неподконтрольных событий для организации, которые могут повлиять на стратегию развития;

- сформировать основной внешний факторный базис, действующий на предприятия кластерного образования;

- оценить влияние каждого фактора и определить степень неоднородности экономики;

- показать взаимосвязи на каждом уровне факторной модели экономического пространства;

- провести ранжирование внешних факторов по степени их влияния на экономику кластера.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка макросреды среды - один из важных процессов для определения стратегии и концепции предприятия. При анализе необходима концентрация усилий на динамике изменений состояния среды.

Библиография

1. Бабанова Ю.В. Стратегический менеджмент: учебное пособие - Челябинск, 2007.

2. Баронин С.А. Особенности менеджмента энерго- и ресурсосберегающих инноваций / С.А. Баронин, В.А. Андреев // Известия Юго-Западного государственного университета, 2011. - № 5. - С. 291.

3. Романенко М.И. Анализ инвестиционной привлекательности предприятий строительного комплекса - М. //

Экономика и предпринимательство, 2014. - № 12 (ч. 2). - С. 601-604.

4. Хрусталев Б.Б. Влияние факторов риска на уровень образования потерь в деятельности предприятий строи-

тельного комплекса / Б.Б. Хрусталев, А.А. Моисеева, Н.А. Вяцкова, М.Н. Стремин // Современные проблемы науки и образования, 2014. - № 5. - С. 348.

5. Баронин С.А. Анализ развития крупнейших жилищных инвестиционностроительных корпораций России / С.А. Баронин, А.С. Коршунов, Н.К. Гогуа // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, 2008. - № 11. - С. 30-37.

6. Романенко М.И. Экономическое развитие региона на основе создания межотраслевого кластера в Пензен-

ской области / М.И. Романенко, И.И. Романенко, Б.Б. Хрусталев // Интеллект. Инновации. Инвестиции, 2014. - № 2. - С. 26-33.

7. Хрусталев Б.Б. Формирование стратегического развития предприятия / Б.Б. Хрусталев, И.В. Оськина // Перспективы развития науки и образования сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции: в 14 частях, 2012. - С. 94-97.

Таблица 2

Воздействие факторов на кластерное образование

Факторы Воздействие на кластер

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Наличие инфляционных процессов в экономике Для сферы распределения доходов: - Доход целесообразнее определять не по денежному показателю, а по продуктивному эквиваленту (покупательской способности населения). - Снижение покупательских свойств денежной единицы. Для сферы экономических отношений: - Неопределённость производителей по вопросам ценообразования. - Увеличение влияния бартерных операций. - Повышение спроса на товары длительного пользования, закупки товаров длительного хранения «впрок».

ФИНАНСОВЫЕ ФАКТОРЫ

Уровень финансовой безопасности - Определяет уровень развития рынка производных ценных бумаг. - Обеспечивает возможность использования альтернативных финансовых инструментов в процессе осуществления финансовых операций. - Обеспечивает стабильность коммерческих связей с покупателями продукции и услуг.

Дефицит инвестиционных средств - Замедляет темпы роста производительности труда и обновления продуктов и услуг.

Финансовая налоговая политика - Приоритетное развитие основных предприятий способствует развитию вспомогательных отраслей и предприятий.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Налоговая политика - Анализ среды может способствовать повышению эффективности процесса принятия решений и планирования.

Законодательная база - Фирмы вынуждены регулировать свою деятельность в соответствии со множеством законов и регулирующих актов.

ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Возможность использования НИОКР в производстве - Проведение плановой реконструкции предприятий с повышением качества выпускаемой продукции на перспективу.

Возможность использования новых технологий - Совершенствование производственного процесса. - Обновление ассортимента и номенклатуры продукции. - Снижение издержек и себестоимости продукции

Окончание Таблицы 2

Проведение маркетинговых исследований - Оценка соответствия результатов текущей деятельности запланированным целям. - Оказание влияния принятых законы на покупательную способность потребителей. - Наличие изменения системы ценностей потребителей и их стиля жизни. - Переподготовка управленческого и технологического персонала. - Создание возможности для замены оборудования.

Гибкая структура управления - Предприятия видоизменяются и приспосабливаются к новым условиям деятельности, целям, задачам.

Развитие стратегий - Стратегия развития бизнеса способна обеспечить долгосрочное развитие компании, реализацию потенциала команды в быстро изменяющейся деловой среде при нестабильных экономических и политических условиях.

СОЦИАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Проведение маркетинговых исследований - Оценка соответствия результатов текущей деятельности запланированным целям. - Оказание влияния принятых законы на покупательную способность потребителей. - Наличие изменения системы ценностей потребителей и их стиля жизни.

Уровень спроса-предложения на продукцию и услуги для потребителя - Регулирует объемы производства и ценообразование. - Формирует номенклатуру продукции и услуг.

ПРИРОДНЫЕ ФАКТОРЫ

Природно-климатические факторы деятельности предприятия - Воздействие на формирование качества сырьевой базы добывающих и перерабатывающих предприятий. - Ограниченность природных ресурсов позволяет создавать новые технологии заменяющие ресурсы. Следовательно, этот фактор позволит компании выйти на новые сегменты рынка.

Автор

Романенко Мария Игоревна, аспирант ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» (ПГУАС). Институт экономики и менеджмента (ИЭиМ), кафедра «Экономика, организация и управление производством» (ЭОиУП); e-mail: romanenko. masha@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.