Научная статья на тему 'Влияние фактора нестабильности внешней среды на стратегию взаимодействия государства и бизнеса в высокотехнологичных сферах российской экономики'

Влияние фактора нестабильности внешней среды на стратегию взаимодействия государства и бизнеса в высокотехнологичных сферах российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
496
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕЦЕССИЯ / RECESSION / СТАГНАЦИЯ / STAGNATION / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / ИННОВАЦИОННАЯ СФЕРА / INNOVATIVE LIFT / ИННОВАЦИОННЫЙ ЛИФТ / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баранов Вячеслав Викторович, Зайцев Александр Владимирович, Карпова Варвара Борисовна, Мурадов Александр Александрович

Рассмотрены виды нестабильного состояния макроэкономической среды, влияющие на формирование стратегии развития государства и бизнеса. Применительно к высокотехнологичным отраслям экономики исследованы формы государственно-частного партнерства. Предложена структура организационных задач, возникающих в сфере создания и эффективного развития государственно-частного партнерства, решение которых минимизирует действие негативных факторов внешней среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF FACTORS UNSTABLE ENVIRONMENT ON THE STRATEGY OF INTERACTION BETWEEN STATE AND BUSINESS IN HIGH-TECH SECTORS RUSSIAN ECONOMY

The types of the unstable state of the macroeconomic environment affecting the strategy of forming government and business. Applied to high-tech industries studied forms of public-private partnerships. The structure of the organizational problems that arise in the creation and development of effective public-private partnership whose solution minimizes the negative effects of environmental factors.

Текст научной работы на тему «Влияние фактора нестабильности внешней среды на стратегию взаимодействия государства и бизнеса в высокотехнологичных сферах российской экономики»

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРА НЕСТАБИЛЬНОСТИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА СТРАТЕГИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ СФЕРАХ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

УДК 330.322.16

Вячеслав Викторович Баранов,

д.э.н., профессор, заведующий кафедрой управления и информатики

в технических системах ФГБОУ ВПО «Московский государственный

технологический университет «Станкин» (г. Москва, Россия),

Тел: (495) 755-02-28

Эл. почта: yar.baranow@gmail.com

Александр Владимирович Зайцев,

доктор философии, к.т.н., Текстильный институт им. А.Н. Косыгина,

ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет дизайна и

технологии» (г. Москва, Россия),

Тел: (495) 222-87-47

Эл. почта: az-inform@mail.ru

Варвара Борисовна Карпова,

преподаватель, ФГБОУ ВПО «Московский государственный технологический университет «Станкин» (г. Москва, Россия), Тел: (495) 614-58-16 Эл. почта: karpova.varvara.inf@yandex.ru

Александр Александрович Мурадов,

к.ф.-м.н., с.н.с., ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет

нефти и газа имени И.М. Губкина» (г. Москва, Россия)

Тел: (499) 713-85-60

Эл. почта: konkurs@gubkin.ru

Рассмотрены виды нестабильного состояния макроэкономической среды, влияющие на формирование стратегии развития государства и бизнеса. Применительно к высокотехнологичным отраслям экономики исследованы формы государственно-частного партнерства. Предложена структура организационных задач, возникающих в сфере создания и эффективного развития государственно-частного партнерства, решение которых минимизирует действие негативных факторов внешней среды. Ключевые слова: рецессия, стагнация, государственно-частное партнерство, инновационная сфера, инновационный лифт.

Vyacheslav V. Baranov,

Doctor of Science, Economics, Professor; Head of sub-department «Control and Informatics in Technical Systems» of Moscow State Technological University «STANKIN», (Moscow, Russia) Tel.: (495) 755-02-28 E-mail: yar.baranow@gmail.com

Alexander V. Zaytsev,

PhD., Candidate of Science, Technical, Textile Institute «A.N. Kosygin», Moscow State University of Design and Technology (Moscow, Russia) Tel.: (495) 222-87-47 E-mail: az-inform@mail.ru

Varvara B. Karpova,

Lecture, Moscow State Technological University «STANKIN», (Moscow, Russia)

Tel.: (495) 614-58-16

E-mail: karpova.varvara.inf@yandex.ru

Alexander A. Muradov,

Senior Researcher Russian State University of Oil and Gas named after IM Gubkin, (Moscow, Russia). Те!.: (499) 713-85-60 E-mail: konkurs@gubkin.ru

INFLUENCE OF FACTORS UNSTABLE ENVIRONMENT ON THE STRATEGY OF INTERACTION BETWEEN STATE AND BUSINESS IN HIGH-TECH SECTORS RUSSIAN ECONOMY

The types of the unstable state of the macroeconomic environment affecting the strategy of forming government and business. Applied to high-tech industries studied forms of public-private partnerships. The structure of the organizational problems that arise in the creation and development of effective public-private partnership whose solution minimizes the negative effects of environmental factors.

Keywords: recession, stagnation, public-private partnership, innovation, innovative lift.

1. Введение

Стратегической задачей, стоящей перед Россией на современном этапе развития, является перевод нашей страны в разряд ведущих мировых держав с конкурентоспособной, диверсифицированной экономикой, основанной на инновационных факторах развития. Однако такие факторы, как финансово-экономический кризис мировой экономики в целом, введение в отношении России рядом стран секторальных санкций негативно отразились на динамике развития отечественной макроэкономической системы. Существенным образом снизились возможности доступа России к мировым рынкам капитала, новым технологиям и т. д.

Подобные изменения внешней среды привели к необходимости кардинальной коррекции стратегии экономического развития страны в целом и отдельных отраслей ее народного хозяйства. Стала еще более очевидной бесперспективность ориентации российской экономики на экспортно-сырьевую модель развития. В разряд приоритетных направлений развития выдвинулось решение задачи импортозаме-щения, в первую очередь это касается стратегически важных отраслей, обеспечивающих национальную безопасность государства.

В этой связи возросла актуальность достижения сформулированных в доктрине, известной как «Стратегия 2020», стратегических целей экономического развития России. В первую очередь необходимо проведение мероприятий по ускорению процессов модернизации различных отраслей народного хозяйства и переходе к экономике знаний, базирующейся на инновационных факторах развития и высоком уровне интеллектуального потенциала общества. Достижение этих целей призвано, устранив сырьевую направленность российской экономики, повысить ее энергоэффективность и наукоемкость производимой продукции [1]. Активизация в отечественной макроэкономической системе инновационных импульсов развития, решая ряд важных экономических и технологических задач, должна способствовать устранению научных, образовательных и социальных проблем российского общества [2].

2. Рецессия и стагнация как возможные фазы неустойчивого состояния макроэкономической системы

Негативные процессы, порожденные переменами в глобальной экономике, воздействуют не только на факторы повышения конкурентоспособности и ус-

тойчивость национальной экономики, но и на функционирование системообразующих предприятий различных отраслей. Поэтому особое значение для устойчивого развития отечественной макроэкономической системы приобретают гибкость методов управления субъектами предпринимательской деятельности, адаптивность к изменению факторов внешней среды, креативность персонала отечественных предприятий, стремление вести инновационную деятельность, осуществляя разработку различных объектов интеллектуальной собственности и доведение полученных результатов интеллектуальной деятельности до практического использования.

Однако, учитывая тот факт, что для российской экономики сейчас характерен высокий уровень нестабильности, обусловленный турбулентностью внешней среды, инструменты достижения стратегических целей должны быть адекватны изменениям, происходящим в этой среде. Неустойчивое состояние внешней среды может означать фазу рецессии, которая при определенных условиях может перейти в фазу стагнации.

Рецессия предполагает падение объемов валового внутреннего продукта (ВВП). Для того чтобы экономический спад можно было характеризовать как фазу рецессии экономики, тенденция падения объемов ВВП должна сохраняться на протяженном временном интервале. Продолжительность этого интервала составляет как минимум полгода. Поэтому не каждый спад экономической активности можно характеризовать как фазу рецессии. Наступление рецессии означает, что экономика начала адаптироваться к новым реалиям внешней среды. Подобная адаптация происходит путем «сжатия» экономической деятельности. Для некоторых видов экономической деятельности это означает снижение их объемов производства, реализации товаров и услуг, а для других - полную ликвидацию бизнеса. В конечном итоге формируется новая структура макроэкономической системы, обеспечивающая подъем экономики и ее дальнейшее развитие.

Стагнация предполагает длительное негативное состояние экономики. Это состояние характеризуется тем, что темпы экономического роста несущественно отличаются от нуля. Фаза стагнации не характеризуется общепризнанным временным горизонтом. Переход экономики в фазу устойчивой стагнации означает, что адаптации макроэкономической системы к изменениям внешней среды не происходит. Это означает, что процесс функционирования макроэкономической системы осуществляется по замкнутому кругу. При этом в ней воспроизводятся неэффективные модели функционирования системы, не имеющие перспектив развития.

3. Корректирующие воздействия в макроэкономической системе как инструмент снижения влияния возмущающих факторов внешней среды

В этой ситуации стратегия перевода России на инновационную модель развития должна быть скорректирована с учетом усиливающегося влияния на макроэкономическую систему негативных факторов внешней среды. В системе управления экономикой эти факторы представляют собой возмущающие воздействия, которые снижают запас устойчивости системы. Поэтому необходимо соответствующим образом отреагировать на эти изменения, вводя в систему управления регулирующие сигналы. Подобные регуляторы могут приводить к оптимизации затрат, реструктуризации отраслей и отдельных производственных систем, переходу на ресурсосберегающие инновационные технологии и т.д.

Тем не менее, для перевода страны на инновационную модель необходимо укрепление фундамента развития бизнеса. Такой основой является динамичный рост финансово-экономического состояния рыночных структур. При оценке внешней среды, изучая спектр возмущающих воздействий, инновационные процессы, и предлагая методы управления инновациями, разработчики стратегий и программ до-

статочно редко рассматривают инновационные изменения рыночных структур. Поэтому в современных условиях необходимо детальное изучение состояния инновационного развития рыночных структур. Это во многом обусловлено тем, что государство, должно сформировать адекватную реакцию на воздействие негативных факторов внешней среды в конкретной (на данный момент времени) макроэкономической системе. По этой причине важным фактором, обеспечивающим эффективность инновационной деятельности народного хозяйства в целом, становится формирование конкурентной среды в национальном масштабе. Это обусловлено тем, что в глобальной экономике устойчивое развитие отечественных предприятий, обеспечивающее их конкурентоспособность, возникнет только лишь при условии стремления государства к совершенствованию конкурентной среды [3].

4. Использование государственно-частного партнерства в стратегии перехода отечественной макроэкономической системы на инновационную модель развития

В решении задач формирования и совершенствования конкурентной среды важным инструментом реагирования макроэкономической системы на возмущающие воздействия внешней среды становится концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях научно-технического и технологического развития страны. В этой ситуации необходимы организационные формы, которые позволяли бы аккумулировать эти ресурсы и наилучшим образом их использовать.

Одной из таких форм является государственно-частное партнерство (ГЧП) [4]. Механизмы ГЧП, зародившись в Великобритании, стали использоваться сначала в европейских странах, США, Японии, а затем и в России. Ключевую роль в этой модели аккумулирования ресурсов играет государство, выступающее, во-первых, как инициатор

Таблица 1

Эволюция государственно-частного партнерства в странах ЕС в период 1990-2009 гг.

Год Количество проектов Сумма проектов, (млн. евро)

1990 2 1386,6

1991 1 73,0

1992 3 610,0

1993 1 454,0

1994 3 1148,4

1995 12 3264,9

1996 26 8488,2

1997 33 5278,0

1998 66 19972,4

1999 77 9602,6

2000 97 15018,5

2001 79 13315,3

2002 82 17436,2

2003 90 17357,1

2004 125 16879,9

2005 130 26794,3

2006 144 27129,2

2007 136 29597,9

2008 115 24198,0

2009 118 15740,4

Общая сумма 1340 253744,9

Источник: Kappeler A., Nemoz M. Public-Private Partnerships in Europe - Before and During the Recent Financial Crisis. [5]

формирования инновационных путей развития различных отраслей экономики, а во-вторых, как гарант выполнения поставленных задач. В таблице 1 приведены данные реализации инвестиционных проектов с использованием различных форм ГЧП в странах ЕС в период 1990— 2009 гг.

Однако в сравнении со странами ЕС применение механизмов ГЧП в экономике нашей стране было недостаточно активным. В российской макроэкономической системе наибольшее распространение получили такие формы ГЧП, как концессионные соглашения, соглашения о разделе продукции, особые экономические зоны, технопарки, технополисы, технологические платформы, инновационные кластеры.

Концессионные соглашения [6] предполагают строительство и эксплуатацию за свой счет частным бизнесом объекта, собственником которого в дальнейшем будет являться государство. В этой форме ГЧП расходы частного бизнеса покрываются за счет платежей, осуществляемых либо населением, либо государством. Соглашения о разделе продукции [7] представляют собой инвестиционный договор, согласно которому Российская Федерация предоставляет на возмездной основе и на определенный срок отечественному или иностранному инвестору исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении.

В России шло активное формирование объектов инновационной инфраструктуры, включая особые экономические зоны, технопарки, технополисы, технологические платформы, инновационные кластеры. Особые экономические зоны [8] являются территориями, на которых действует система льгот для бизнеса, в частности режим облегченного налогообложения. Технопарк представляет собой имущественный комплекс, который формируется для осуществления деятельности в сфере высоких технологий. В настоящее время в России реализуется Государственная программа «Создание в Российской Федерации

технопарков в сфере высоких технологий» [9]. Программа нацелена на объединение предприятий высокотехнологичных отраслей экономики, в том числе предприятий, специализирующихся на разработке нано-, био-, информационных и ряда других направлений, относящихся к сфере высоких технологий, а также научных организаций и высших учебных заведений в единую научно-производственную систему.

Технологические платформы, как инструмент ГЧП, способствуют интеграции управленческого опыта бизнеса, знаний, генерируемых научными учреждениями, а также финансовых ресурсов и административных возможностей государства. Важнейшие направления создания технологических платформ в российской экономике связаны с ядерной энергетикой, аэрокосмическими и информационными технологиями, биотехнологиями, фотоникой, разработкой лазерных технологий и производством светодиодов, созданием новых композиционных материалов. Создание территориально-производственных кластеров,

способствующих наилучшей реализации конкурентного потенциала российских территориальных образований, а также формирование в России инновационных высокотехнологичных кластеров предусматривается Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года [10].

На Деловом саммите форума АТЭС 10 ноября 2014 года, проходившего в Пекине, Президент РФ В.В. Путин заявил, что «На Дальнем Востоке мы планируем создать целую сеть территорий опережающего развития с льготными налоговыми условиями, упрощёнными административными процедурами. Предприятия, которые планируется здесь разместить, будут ориентированы на узкий экспорт несырьевых товаров, прежде всего для зоны Азиатско-Тихоокеанского региона» [11]. Таким образом, в рамках развития инновационной инфраструктуры руководством нашей страны было определено направление реализации новой формы ГЧП. Основной целью создания территорий

опережающего развития является увеличение инвестиционной привлекательности субъектов предпринимательской деятельности российских регионов.

Предполагается, что механизм функционирования территории опережающего развития должен базироваться на активизации финансово-экономических интересов инвесторов, а не на инициативе региональных властей, как это происходит при создании особой экономической зоны. В этой связи можно ожидать появление в отечественной экономике качественно новых направлений инновационной деятельности, которые могут быть эффективно реализованы в условиях ГЧП. Территориям опережающего развития, сформированным в восточной части России, отводится значимое место, поскольку намечается расширение географии экспорта, повышение доли производства несырьевых и высокотехнологичных товаров.

Важнейшей формой ГЧП, которая активно развивалась в России, была государственная поддержка значимых инвестиционных проектов. Крупные проекты поддерживались за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации либо в форме прямого софинанси-рования проектов, либо в форме участия государства в акционерном капитале структуры, которая реализует проект, либо в форме государственных гарантий. Финансирование инновационных проектов осуществлялось за счет средств Российской венчурной компании (РВК). Являясь государственной структурой, объединяющей совокупность венчурных компаний, РВК на конкурсной основе проводит отбор управляющих компаний, приобретая паи венчурных фондов, создаваемых этими компаниями. РВК инвестирует средства в инновационный сектор экономики, используя частный венчурный капитал и предоставляя каждому из них 49% от объема инвестиционных ресурсов.

Инновационные проекты, реализуемые в сфере информационно-коммуникационных технологий, на начальном этапе выполнения под-

держивались за счет средств Российского инвестиционного фонда информационно-коммуникационных технологий (Росинфокомин-вест). В финансировании инновационных программ и проектов в области нанотехнологий активную роль играла Российская корпорация нанотехнологий (РОСНАНО).

Использование в России инструментов ГЧП сдерживается рядом факторов. Это недостаточный опыт в формировании механизмов эффективного взаимодействия государства и бизнеса, несовершенство нормативно-законодательной базы, регламентирующей процессы подобного взаимодействия. Существенными негативными факторами являются отсутствие системы в предоставлении налоговых льгот структурам ГЧП, создающим объекты интеллектуальной собственности и осуществляющим их коммерциализацию, а также слабое экономическое стимулирование потребителей технологических инноваций.

5. Создания условий эффективного развития государственно-частного партнерства в России

Кроме перечисленных нами факторов, характерных для глобальной экономики, на современное пред-

приятие продолжают действовать и традиционные возмущения нестабильной внешней среды, в том числе колебания спроса и цен на потребляемые ресурсы (материальные, финансовые и интеллектуальные) и производимую продукцию. В несовершенной конкурентной среде совокупность этих факторов, оказывая постоянное влияние, порождает в условиях кризиса мировой экономики и геополитики мультипликативное действие негативных факторов на функционирование финансово-банковской системы и всего народного хозяйства.

Таким образом, использование форм и механизмов реализации ГЧП для активизации инновационной деятельности необходимо начинать с создания макроэкономического равновесия и конкурентной рыночной среды. Поэтому перед государством возникает проблема формирования комплекса организационных задач, решение которых позволит обеспечить эффективное развитие народного хозяйства и национальную безопасность в условиях влияния факторов нестабильности внешней среды [12]. Пример подобной структуры организационных задач представлен на рисунке 1.

В условиях повышения уровня неопределенности и турбулентности внешней среды необходимо со-

Рис. 1. Структура организационных задач создания условий эффективного развития государственно-частного партнерства с целью противодействия негативным факторам внешней среды

вершенствование методологии взаимодействия государства и бизнеса. Это особенно актуально для сферы инновационной деятельности.

В настоящее время в России идет формирование системы налоговых льгот для структур, созданных в рамках ГЧП. Так, например, сокращен срок признания расходов на НИОКР с трех лет до одного года. Для целей налогообложения можно относить на расходы 100% затрат на НИОКР вне зависимости от результативности этих работ. Для структур, созданных в рамках взаимодействия государства и бизнеса в сфере информационно-коммуникационных технологий, снижены ставки социальных взносов. Эту меру целесообразно распространить и на другие сектора отечественной экономики.

Важным инструментом развития в отечественной экономике ГЧП является совершенствование механизмов «инновационного лифта», который обеспечивает эффективное сопровождение инновационных проектов путем их передачи от одних институтов развития другим по мере перехода реализуемых проектов на следующую стадию развития.

Необходима также поддержка малых инновационных предприятий, функционирующих в сфере научно-технической деятельности. Основными формами такой поддержки могут быть, во-первых, участие государства в финансировании расходов предприятий на патентование, а во-вторых, субсидирование из федерального бюджета региональных фондов венчурных инвестиций, финансирующих малые предприятия, деятельность которых охватывает научно-техническую сферу. Совокупность этих мероприятий позволит организовать финансовое сопровождение процессов функционирования малых предприятий на различных этапах их жизненного цикла. В конечном итоге это снизит риски инновационной деятельности и положительно отразится на показателях финансовой устойчивости системы управления малыми инновационными предприятиями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитию концепции ГЧП и повышению эффективности ее внедрения в сферу инновационной деятельности будет способствовать формирование полноценного рынка инноваций и инвестиций. Это произойдет, во-первых, за счет повышения степени прозрачности механизма привлечения инвестиций в венчурные фонды и высокотехнологичные компании с невысоким уровнем капитализации, а во-вторых, за счет упорядочения звеньев инвестиционной цепочки, начиная от финансирования инновационных компаний на ранней стадии создания инноваций и заканчивая стадией подготовки компаний к выходу на IPO (Initial Public Offering).

В настоящее время для поддержки процессов инвестирования в инновационные компании с малой и средней капитализацией в рамках Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) уже создан новый биржевой сегмент - рынок инноваций и инвестиций. Этот сегмент включает в себя три составляющие, рассчитанные на компании различной степени зрелости и капитализации, а также различные группы инвесторов.

Первая составляющая сегмента ориентирована на зрелые инновационные компании, которые имеют возможность проводить публичные размещения акций. Это могут быть как IPO (Initial Public Offering), так и SPO (Secondary Public Offering). В дальнейшем ценные бумаги подобных компаний могут допускаться к вторичному обращению во всех режимах торгов на ММВБ.

Вторая составляющая ориентирована на инновационные компании, имеющие средний уровень капитализации. Для этих компаний предполагается использование биржевого листинга в специальном режиме переговорных сделок с инвесторами. Третья составляющая охватывает инновационные компании, находящиеся на ранних стадиях развития, которые не готовы к проведению полноценного публичного размещения акций. Привлечение финансовых ресурсов этими компаниями осуществляется путем внебиржевого размещения ценных бумаг.

Эффективность формирования моделей взаимоотношений государства и частного бизнеса во многом зависит от тех элементов, которые привносятся участниками в систему партнерства. В условиях высокой нестабильности внешней среды возрастает роль государственных гарантий, государственного заказа и льгот, предоставляемых государством бизнесу, включая льготы по налоговым, кредитным, арендным и лизинговым платежам. Именно эти элементы становятся определяющими инструментами снижения риска деятельности структур, создаваемых в рамках ГЧП. Кроме того, важными инструментами снижения риска становятся элементы, привносимые в партнерство частным бизнесом. Это интеллектуальные активы, включая нематериальные активы, знания и навыки, умения и опыт, как в профессиональных областях, так и в сфере менеджмента, информационные ресурсы, повышающие оперативность принятия управленческих решений и т.д. Объединение всех этих элементов в единую систему и создает в рамках взаимодействия государства и бизнеса эффект синергии, становясь важным инструментом управления ГЧП, обеспечивая эффективное противодействие возмущающим факторам внешней среды.

В этом случае должны быть усилены целеполагающая и контрольная функции государства, являющегося носителем общественно значимых интересов. В условиях нестабильности внешней среды, дефицита инвестиционных ресурсов возрастает заинтересованность государства, как участника партнерства, во-первых, в достижении народно-хозяйственной эффективности проектов реализуемых на условиях ГЧП, а во-вторых, в достижении бюджетного эффекта. Частный партнер, как эффективный собственник, заинтересован в наилучшем достижении целей максимизации прибыли, высокого уровня капитализации бизнеса. В этой ситуации частный бизнес, участвуя в партнерстве, более ответственно подходит к выбору проектов, распределению рисков, стремясь полу-

чить максимальную выгоду от реализуемых проектов.

6. Заключение

Таким образом, исследование факторов, определяющих уровень нестабильности внешней среды, является важной составляющей формирования стратегии инновационного развития страны. Проведенный анализ позволил оценить возможные состояния российской макроэкономической системы. В результате были сформулированы спектр мероприятий и совокупность корректирующих воздействий, снижающих уровень влияния возмущающих факторов внешней среды на макроэкономическую систему. В качестве одного из таких мероприятий нами рассматривается государственно-частное партнерство, способствующее эффективному переходу отечественной макроэкономической системы на инновационную модель развития.

Изучение условий эффективного развития государственно-частного партнерства в макроэкономической системе России дало возможность сформировать структуру взаимосвязанных организационных задач, решение которых позволит повысить эффективность управления экономической системой в условиях негативного действия факторов внешней среды.

Литература

1. Хозяйственные системы инновационного типа: Теория, методология, практика. / Под ред. А.Н. Фоло-мьева. - М.: Экономика, 2011. - 396 с.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ № 1662-р от 17.11.2008 г.

3. Особенности развития предприятия в инновационной экономике. Монография. / Под ред. Н.С. Иващен-ко и А.В. Зайцева. - М.: Креативная экономика, 2011. - 456 с.

4. Варнавский В.Г. Партнёрство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М.: Наука, 2006.

5. Kappeler A., Nemoz M. Public-Private Partnerships in Europe -Before and During the Recent Financial Crisis. - Economic and Financial Report 2010. - База данных Европейского инвестиционного банка, Люксембург (European Investment Bank database). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bei.europa.eu/ attachments/efs/efr_2010_v04_en.pdf (дата обращения: 05.02.2015).

6. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» № 115-ФЗ от 21.07.2005 г. (в ред. от 25.04.2012 г.).

7. Федеральный закон № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (в редакции от 19.07.2011 г.).

8. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» № 116-ФЗ от

22.07.2005 г. (в ред. от 04.03.2013 г.).

9. Государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». Утверждена распоряжением Правительства РФ № 328-р от

10.03.2006 г.

10. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ № 1662-р от 17.11.2008 г.

11. Выступление Президента РФ Путина В.В. на заседании сессии в рамках Делового саммита форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» на тему «Значение АТР для России». 10 ноября 2014 года, Пекин. http:// kremlin.ru/news/46988.

12. Николаев С.Д., Зайцев А.В., Баранов В.В., Крафт Й. Интеллект современного предприятия. Монография. - М.: Издательский Дом «Комсомольская правда», 2010. -252 с.

References

1. Economic systems of innovation type: Theory, methodology, practice. / Ed. A.N. Folomeva. - M.: Economics, 2011. - 396 p.

2. The concept of long-term socioeconomic development of the Russian

Federation for the period up to 2020. Approved by Decree of the Government of the Russian Federation № 1662-r from 17.11.2008.

3. Features of the development of the enterprise in the innovation economy. Monograph. / Pod red. N.S. Ivash-chenko i A.V. Zajceva. - M.: Kreativ-naya ekonomika, 2011. - 456 s.

4. Varnavskiy VG. The partnership of public and private sector: forms, projects, risks. M.: Nauka, 2006.

5. Kappeler A., Nemoz M. Public-Private Partnerships in Europe - Before and During the Recent Financial Crisis. - Economic and Financial Report 2010. - Database of the European Investment Bank, Luxembourg (European Investment Bank database). [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.bei.europa.eu/attach-ments/efs/efr_2010_v04_en.pdf (date accessed: 02/05/2015 ).

6. Federal Law «On Concession Agreements» № 115-FZ of21.07.2005 (in red. From 25.04.2012).

7. Federal Law № 225-FZ «On Production Sharing Agreements» (as amended on 19.07.2011).

8. Federal Law «On special economic zones in the Russian Federation» № 116-FZ of 22.07.2005 (in red. From 04.03.2013).

9. State program «Creation of technology parks in the Russian Federation in the field of high technology». Approved by Decree of the Government of the Russian Federation № 328-r dated 10.03.2006.

10. The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020. Approved by Decree of the Government of the Russian Federation № 1662-r from 17.11.2008.

11. Statement by the President of the Russian Federation Vladimir Putin at the meeting of the session within the Business Summit Forum «Asia-Pacif-ic Economic Cooperation» on «Value APR for Russia». November 10, 2014, Peking. http://kremlin.ru/news/46988.

12. Nikolaev S.D., Zaitsev A.V., Baranov V.V., Kraft J. Intellect modern enterprise. Monograph. - M.: Izdatelskij Dom «Komsomolskaya pravda», 2010. - 252 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.