Научная статья на тему 'Влияние фактора инфляции на построение системы управления финансами'

Влияние фактора инфляции на построение системы управления финансами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
567
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
управление финансами / проактивное управление / влияние инфляции на управление / фактор инфляции. Раздел: (04) экономика. / financial management / proactive management / impact of inflation on management / inflation factor.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барбашова Светлана Александровна, Атякшева Юлия Геннадьевна

В статье рассматривается цель финансовой политики, методы управления финансовыми ресурсами, влияние внешних факторов на финансовые результаты предприятий, проактивное построение системы управления финансами с учетом влияния фактора инфляции на примере АО ПО «Электроприбор».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of the inflation factor on the construction of a finance management system

The article discusses the purpose of financial policy, methods of financial resources management, the influence of external factors on the financial results of enterprises, the proactive construction of a finance management system, taking into account the influence of the inflation factor, with the example of JSC Electropribor.

Текст научной работы на тему «Влияние фактора инфляции на построение системы управления финансами»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Барбашова С. А., Атякшева Ю. Г. Влияние фактора инфляции на построение системы управления финансами//Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 6 (июнь). - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/194042.htm.

ART 194042 DOI 10.24411/2304-120X-2019-14042 УДК 336.748.12

Барбашова Светлана Александровна,

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики и финансов Пензенского филиала ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Пенза ссИпГО[email protected]

Атякшева Юлия Геннадьевна,

студентка Пензенского филиала ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Пенза Уи!-а1уаквИеуа[email protected]

Влияние фактора инфляции на построение системы управления финансами

Аннотация. В статье рассматривается цель финансовой политики, методы управления финансовыми ресурсами, влияние внешних факторов на финансовые результаты предприятий, проактивное построение системы управления финансами с учетом влияния фактора инфляции на примере АО ПО «Электроприбор». Ключевые слова: управление финансами, проактивное управление, влияние инфляции на управление, фактор инфляции. Раздел: (04) экономика.

Основная цель финансовой политики предприятия - это построение наиболее эффективной системы управления финансовыми ресурсами, минимизация рисков и достижение основных стратегических и тактических целей.

Система управления финансами может использовать реактивные и проактивные методы работы. Реактивное управление представляет собой принятие управленческих решений как реакция на текущие проблемы. Она характеризуется глубокими внутренними противоречиями между интересами производства и финансовой службы; предприятия и фискальных государственных органов; рентабельностью производства и финансовых рынков и т. д. Сущность проактивного принципа работы состоит в использовании того инструмента, который способен: свести к минимуму возможные неблагоприятные ситуации, прогнозировать и разрабатывать заранее возможное противодействие рискам. Проактивное управление - это управленческая парадигма, позволяющая эффективно развиваться в изменяющихся рыночных условиях, в том числе и под влиянием инфляции [1]. Этим обусловлена актуальность рассматриваемой темы. В основе этого типа управления лежит использование современных инструментов работы с данными, сбора, консолидации данных первичного учета, моделирования, прогнозирования и т. д.

Одним из важных недостатков системы финансового управления на сегодняшний момент является учет влияния только внутренних факторов деятельности предприятия, что снижает достоверность показателей финансовой отчетности. Одним из ведущих внешних факторов, которые оказывают существенное влияние на финансовые результаты деятельности предприятия, является инфляция. Она во многом определяет контур системы бухгалтерского учета, так как показатели одной и той же статьи во временном разрезе выражаются в денежных единицах различной покупательной способности [2]. Соответственно, полученные данные становятся ложно сопоставимыми, снижается правильность принятия управленческих решений. В системе управ-

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Барбашова С. А., Атякшева Ю. Г. Влияние фактора инфляции на построение системы управления финансами//Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 6 (июнь). - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/194042.htm.

ления финансами необходимо внедрение учетно-аналитического блока, включающего показатели влияния инфляции. На сегодняшний момент существуют некоторые формы учета в условиях инфляции, они представлены на рис. 1.

Сложность внедрения учета влияния факторов инфляции в финансовом учете состоит в том, что на сегодняшний момент положения по бухгалтерскому учету не содержат стандарта, нормативно устанавливающего правила внедрения и составления отчетности в условиях инфляции. Российские компании имеют возможность использовать международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 29 «Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике», в этом случае у компании появится возможность минимизировать рискованность вложений и, соответственно, привлечь больше инвесторов [3].

Рис. 1. Формы учета в условиях инфляции: сравнительная характеристика

В основе определения управленческой отчетности лежит единая база подходов к ее содержанию и назначению, несмотря на расхождения в терминах и формулах. Она представляет собой детальную и конкретную информацию о капитале, имуществе, доходах и расходах, обязательствах, результатах выполнения хозяйственных процессов, внешних и внутренних факторов, которые оказывают на них влияние [4]. На базе отчетности формируются показатели эффективности хозяйственной деятельности, финансовой устойчивости и платежеспособности, составляются планы и бюджеты.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Барбашова С. А., Атякшева Ю. Г. Влияние фактора инфляции на построение системы управления финансами//Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 6 (июнь). - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/194042.htm.

Гибкие бюджеты направлены на принятие решений в изменяющихся условиях внешней среды. Анализ изменений фактических результатов от запланированных помогает выяснить, какие именно факторы оказали на это влияние. Пример отклонений от запланированного («жесткого») бюджета под влиянием инфляции для АО ПО «Электроприбор» представлен в таблице.

Анализ возникших отклонений от статичного бюджета АО ПО «Электроприбор»

из-за влияния инфляции

Наименование показателей Ед. изм. Фактические данные Отклонения от статичного бюджета (+; -) Статичный бюджет

Выручка от продаж Тыс. руб. 4 062 463 0 4 062 463

Валовая прибыль Тыс. руб. 73 199 -6 222 79 421

EBITDA Тыс. руб. 218 283 -18 554 236 837

Чистая прибыль Тыс. руб. 61 582 -4 311 65 893

Среднемесячная заработная плата Руб. 30 804 2 618 28 186

Из таблицы видно, что произошло снижение прибыли из-за роста затрат под влиянием инфляции; составим диаграмму с финансовыми результатами деятельности организации и уровнем инфляции по данным Росстата.

4500000 4000000 3500000 3000000 2500000 2000000 1500000 1000000 500000 0

- 20,00%

40624 18,00% 16,00% 14,00% 12,00% 10,00% 8,00% 6,00% 4,00% % 2,00% 0,00%

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

•Выручка от продаж

•Уровень инфляции

Индекс потребительских цен

Рис. 2. Динамика уровня инфляции, индекса потребительских цен и выручки от продаж

АО ПО «Электроприбор»

Согласно рис. 2 и проведенному корреляционно-регрессионному анализу связь между факторами очень слабая и обратная (коэффициент корреляции -0,047), прямой зависимости не наблюдается. Необходимо отметить тот факт, что показатели уровня инфляции 2017 г., согласно данным Росстата, неоднократно вызывали критику и признавались экспертами заниженными. Вопрос об уровне инфляции и индексе потребительских цен [5] в России в 2017-2018 гг., его методах расчета является остродискуссионным до сих пор [6], ведь от уровня инфляции зависит индексация заработной платы бюджетным учреждениям, объем государственных расходов и т. д. Кроме того, наблюдается несоответствие между уровнем инфляции и размером ключевой ставки ЦБ [7]. Оценка уровня инфляции носит не только экономический, но и общественно-политический характер. Кроме того, инфляция рассчитывается в среднем, в

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Барбашова С. А., Атякшева Ю. Г. Влияние фактора инфляции на построение системы управления финансами//Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 6 (июнь). - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/194042.htm.

то время как регионы России развиваются неравномерно, доходы населения неоднородны, соответственно, неоднороден и рост цен. Достигнутое в 2017 г. значение 2,5% является минимальным значением в истории современной России. Рассмотрим зависимость, оставив уровень 2017 г. на уровне 12%, а также 2012-2016 гг., исключив аномально низкое значение.

4500000

4000000

3500000

3000000

2500000

2000000

6,45%

2439463

- 14,00%

4062463 12% 12,00%

10,00%

- 8,00%

6,00%

4,00%

1500000

2,00%

2012 г.

2013 г. 2014 г.

• Выручка от продаж

2015 г.

2016 г.

2017 г.

■Уровень инфляции

Рис. 3. Динамика уровня инфляции и выручки от продаж АО ПО «Электроприбор»

Согласно корреляционно-регрессионному анализу связь (линейный коэффициент корреляции 0,92) прямая и весьма высокая, аналогичный показатель возникает при анализе данных 2012-2016 гг. Инфляция оказывает значительное влияние на текущее инвестиционное положение предприятия и его инвестиционные возможности: вызывает убытки по денежным активам, ведет к значительным изменениям в стоимости активов и пассивов и т. д. В ходе построения системы управления финансами нужно провести оценку того, какие факторы влияют на аналитическую информацию, каков характер зависимости между факторами, какова теснота связи, как повлияет данный фактор на долгосрочное развитие организации, ее инвестиционный потенциал, а также имеющееся имущество и обязательства [8].

Для анализа влияния инфляции на финансовые результаты АО ПО «Электроприбор» рассчитаем значение коэффициентов.

1. Показатель удельного веса денежных активов в валюте баланса:

ДА

К

В '

где ДА - денежные активы; В - валюта баланса.

1771438

К

■ = 0,26.

1(2017) 6934294

2. Показатель удельного веса денежных обязательств в валюте баланса:

К2=ДП,

2 В '

issn 2304-120X Барбашова С. А., Атякшева Ю. Г. Влияние фактора инфляции на построе-

I II | III ние системы управления финансами//Научно-методический электронный

I—I I 1J I I I журнал «Концепт». - 2019. - № 6 (июнь). - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-

I I 1—I I I cept.ru/2019/194042.htm.

научно-методический электронный журнал

где ДП - денежные пассивы; В - валюта баланса.

_ 3359963 _ п 4о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Показатель соотношения денежных активов и денежных пассивов организации:

Кз=ДА.

3 ДП

_ 1771438 _ Q 53 3(2017) = 3359963 ' .

Для минимизации отрицательного влияния инфляции на результаты деятельности компании необходимо снижать показатель Ki в разумных пределах и увеличивать показатель К2. При этом необходим контроль за финансовой устойчивостью организации. Показатель Кз указывает не только на показатель общей ликвидности, но и на направления воздействия инфляции на результаты деятельности компании.

Так как показатель Кз, по данным отчетности 2017 г. АО ПО «Электроприбор», меньше 1, то расходы на замещение неденежных активов будут покрываться за счет смешанного финансирования. Инфляция сохраняет покупательскую способность, в процессе корректировки финансовых результатов будет возникать скрытая инфляционная премия, что является благоприятным фактором для деятельности компании. Аналитический показатель К3 - это своеобразный инфляционный рычаг в том случае, когда известны достоверные показатели динамики процесса в стране. После вычисления рычага необходимо рассчитать балансовую модель прироста и внедрить положения концепции поддержания финансового капитала, изложенные в Принципах подготовки и представления финансовой отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов. Оценивая потери, необходимо использовать допущение равномерного возникновения денежных активов и пассивов в течение года. Кроме того, инфляция влияет и на неденежные активы, которые также нуждаются в переоценке, анализе обесценивания с учетом коррективов воздействия изменяющейся покупательской способности.

При принятии управленческих решений, разработке системы управления финансами, в том числе и с учетом влияния фактора инфляции, необходимо осуществить всесторонний анализ внешней и внутренней среды, учесть качество представленной информации, ее достоверность; именно от этого зависит результат анализа при принятии решения, оценка уровня прибыли, рыночной стоимости компании, альтернативного выбора при оценке инвестиционных проектов, финансовых инструментов инвестирования и в конечном итоге построения эффективно функционирующей системы управления финансами.

Ссылки на источники

1. Грищенко Ю. И. Инфляция: оценка влияния на финансовые результаты компании // Справочник экономиста. - URL: https://www.profiz.ru/se/3_2011/inflacia_vlianie_na_fin/

2. Рощектаева У. Ю. Методы учета влияния инфляции на показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of kubsau. - 2016. - № 120. - С. 15-19.

3. Аверчиева Ю. В. Влияние инфляции на финансовые результаты деятельности организаций // Студенческий научный форум. - URL: https://files.scienceforum.ru/pdf/2016/24697.pdf.

4. Хахонова Н. Н. Идентификация и классификация методов учета влияния инфляции // Финансовые исследования. - 2016. - № 2 (51). - С. 87.

5. Индекс потребительских цен // Федеральная служба государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/rates/79a3cc004a41fc37bdd8bf78e6889fb6.

6. Емельянов М. В. Инфляция 2018 // Материалы Круглого стола «Денежно-кредитная политика ЦБ РФ и развитие российской экономики». - URL: http://www.spravedlivo.ru/9336010.

7. Сулашкин С. С. Инфляция в 4% // Экспертная аналитика. - URL: http://rusrand.ru/analytics/inflyaciya-v-4.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Барбашова С. А., Атякшева Ю. Г. Влияние фактора инфляции на построение системы управления финансами//Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 6 (июнь). - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/194042.htm.

8. Крутских Р. В. Необходимость внедрения в систему учетно-аналитического обеспечения коммерческой организации показателей, учитывающих влияние инфляции // Учет и статистика. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neobhodimost-vnedreniya-v-sistemu-uchetno-analiticheskogo-obespecheniya-kommercheskoy-organizatsii-pokazateley-uchityvayuschih.

Svetlana Barbashova,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of Economics and Finance Chair, Penza branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Penza [email protected] Yulia Atyaksheva,

Student, Penza branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Penza [email protected]

Influence of the inflation factor on the construction of a finance management system Abstract. The article discusses the purpose of financial policy, methods of financial resources management, the influence of external factors on the financial results of enterprises, the proactive construction of a finance management system, taking into account the influence of the inflation factor, with the example of JSC Electropribor. Key words: financial management, proactive management, impact of inflation on management, inflation factor. References

1. Grishchenko, Yu. I. "Inflyaciya: ocenka vliyaniya na finansovye rezul'taty kompanii", Spravochnik ekonomista. Available at: https://www.profiz.ru/se/3_2011/inflacia_vlianie_na_fin/ (in Russian).

2. Roshchektaeva, U. Yu. (2016). "Metody ucheta vliyaniya inflyacii na pokazateli buhgalterskoj (finansovoj) otchetnosti", Nauchnyj zhurnal KubGAU - Scientific Journal of kubsau, № 120, pp. 15-19 (in Russian).

3. Averchieva, Yu. V. "Vliyanie inflyacii na finansovye rezul'taty deyatel'nosti organizacij", Studencheskij nauchnyj forum. Available at: https://files.scienceforum.ru/pdf/2016/24697.pdf (in Russian).

4. Hahonova, N. N. (2016). "Identifikaciya i klassifikaciya metodov ucheta vliyaniya inflyacii", Finansovye issledovaniya, № 2 (51), p. 87 (in Russian).

5. "Indeks potrebitel'skih cen", Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/rates/79a3cc004a41fc37bdd8bf78e6889fb6 (in Russian).

6. Emel'yanov, M. V. "Inflyaciya 2018", Materialy Kruglogo stola "Denezhno-kreditnayapolitika CB RFirazvi-tie rossijskoj ekonomiki". Available at: http://www.spravedlivo.ru/9336010 (in Russian).

7. Sulashkin, S. S. "Inflyaciya v 4%", Ekspertnaya analitika. Available at: http://rusrand.ru/analytics/inflya-ciya-v-4 (in Russian).

8. Krutskih, R. V. "Neobhodimost' vnedreniya v sistemu uchetno-analiticheskogo obespecheniya kommerch-eskoj organizacii pokazatelej, uchityvayushchih vliyanie inflyacii", Uchet i statistika. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/neobhodimost-vnedreniya-v-sistemu-uchetno-analiticheskogo-obespecheniya-kommercheskoy-organizatsii-pokazateley-uchityvayuschih (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 07.04.19 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.05.19

Принята к публикации Accepted for publication 20.05.19 Опубликована Published 30.06.19

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Барбашова С. А., Атякшева Ю. Г., 2019

www.e-koncept.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.