УДК 796
Перминова А,В.
студентка группы АФК-4701-51-24 Вятский государственный университет (г. Киров, Россия)
ВЛИЯНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-СРЕДОВЫХ ФАКТОРОВ НА ПРОЦЕСС АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация: в данной статье мы рассмотрим основные естественно-средовые факторы, влияющие на процесс адаптивного физического воспитания детей с задержкой психического развития.
Изучим существующие виды отклонений, причины их возникновения.
Ключевые слова: физическая культура, нетрадиционные методы лечения, естественно-средовые факторы, дети с задержкой психического развития, дети с ограниченными возможностями здоровья.
У детей с ограниченными возможностями здоровья имеются физические и (или) психические недостатки (дефекты), которые приводят к отклонениям в общем развитии.
По классификации, которую предложили В.А. Лапшин и Б.П. Пузанов различаются следующие группы детей с нарушениями в развитии: дети с нарушением слуха;
дети с нарушением зрения;
дети с тяжелыми нарушениями речи;
дети с соматическими заболеваниями;
дети с умственной отсталостью;
дети с задержкой психического развития;
дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
дети с расстройствами раннего детского аутизма.
Рассмотрим причины нарушения интеллекта. Недоразвитие интеллектуальных функций может возникнуть вследствие множества самых разнообразных явлений, влияющих на созревание мозга ребенка.
1. Наследственные факторы, в том числе неполноценность генеративных клеток родителей (умственная отсталость родителей, нарушения хромосомного набора, алкоголизм, наркомания);
2. Патология внутриутробного развития (различные инфекционные, гормональные заболевания матери в период беременности, интоксикации, травмы);
3. Патологические факторы, действующие во время родов и в раннем возрасте ребенка:
родовая травма и асфиксия;
нейроинфекции и различные соматические заболевания ребенка (особенно первых месяцев жизни, сопровождающиеся обезвоживанием и дистрофией, что наиболее патогенно для мозга ребенка); травмы мозга.
В науке приняты классификации интеллектуальных нарушений. Рассмотрим одну из них. В настоящее время в практической работе психиатры используют международную классификацию (МКБ-10) по степени глубины интеллектуального дефекта. Умственная отсталость подразделяется на формы: легкую (10 в пределах 50-69), умеренную (10 в пределах 35-49), тяжелую (10 в пределах 20-34),
глубокую (10 ниже 20).
Таким образом, рассмотрев основные виды нарушений интеллекта детей, можно сделать вывод, что данный процесс может как подлежать коррекции, но есть и такие нарушения, которые исправить будет сложно. В процессе изучения, нами было выяснено, что данный факт очень распространен в наше время и детей с нарушением интеллекта становится все больше. Поэтому мы решили рассмотреть в чем же причины нарушения интеллекта у детей.
Этиология выделяет следующие особенности проявления интеллектуальных нарушений.
При нарушениях интеллекта ведущими неблагоприятными факторами являются слабая любознательность и замедленная обучаемость ребенка, т.е. его плохая восприимчивость нового. Эти первичные нарушения оказывают влияние на развитие этих детей с первых дней жизни. У многих из них сроки развития задерживаются не только в течение всего первого, но и второго года жизни. Наблюдается отсутствие или позднее проявление интереса к окружающему и реакций на внешние раздражители, преобладание вялости и сонливости, что не исключает крикливости, беспокойства и т.п. У умственно отсталых детей не возникает со временем:
эмоциональное общение со взрослыми, «комплекс оживления» отсутствует или неполноценен;
интерес к игрушкам, подвешенным над кроваткой или находящимся в руках взрослого;
новая форма общения - жестовое общение, возникающее на основе совместных действий со взрослыми;
умение различать своих и чужих людей.
Таким образом, можно сделать вывод, что причинами нарушения интеллекта могут являться как физиологические, так и биологические факторы влияющие на организм детей. Рассмотрев данные причины, мы смогли
выделить некоторые профилактические меры, способствующие сохранению интеллекта у детей школьного возраста.
Профилактика нарушения интеллекта направлена на всестороннее развитие ребенка как личности и сохранение его здоровья.
Теория психического развития, которую Л.С. Выготский разработал,
изучая
развитие нормального ребенка, легла в основу исследований аномального детства. Ученый обнаружил, что общие законы развития ребенка прослеживаются в развитии особых детей. Установление единства систему сопровождения этих групп детей в единстве диагностики и коррекции. В работе с детьми с особыми возможностями здоровья очень важным считаю комплексный системный подход, который включает в себя согласованную работу всех специалистов.
Таким образом, воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта имеет ряд общих задач. К ним относятся: создание специальных условий, стимулирующих физическое развитие ребенка в целом; профилактика простудных и инфекционных заболеваний; осуществление системы коррекционно-восстановительных мероприятий, направленных на развитие и совершенствование основных движений, физических качеств и на предупреждение вторичных отклонений в физическом развитии.
В системе начального общего образования, по данным официальной статистики, за последние три года в Российской Федерации увеличилось количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Младший школьный возраст является сенситивным для развития ряда
физических качеств: ловкости, быстроты, координационных способностей, что позволяет при рациональной методике обучения легко овладевать разнообразными двигательными навыками (Л.Д. Глазырина, 2001).
В заключение можно сделать вывод, что дети с нарушениями интеллекта испытывают трудности при переключении с одного задания на другое. Им характерна слабость активного, целенаправленного внимания - оно с трудом привлекается, плохо фиксируется. По сравнению с нормально развивающимися сверстниками у них сужен объем внимания. Снижение концентрации внимания и его колебания приводят к снижению устойчивости. Сильно страдает непроизвольное внимание, преимущественно недоразвита его произвольная сторона. Нарушения внимания негативно сказываются на общем развитии ребенка, освоении им учебной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Артамонова Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура; Владос - М., 2014. - 145 с.
2. Выготский, Л. С. Лекции по психологии. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2023.
3. Глазырина, Л. Д. Методика физического воспитания дошкольного возраста / Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001 - 176 с.
4. Лапшин В.А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии: Учеб.пособие для студентов пед ин-тов. —М :Просвещение, 1991 — 143с.
Perminova A.V.
Vyatka State University (Kirov, Russia)
THE INFLUENCE OF NATURAL & ENVIRONMENTAL FACTORS ON PROCESS OF ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION
Abstract: in this article we will consider the mam natural and environmental factors affecting the process of adaptive physical education of children with mental retardation. Let's study the existing types of deviations, the causes of their occurrence.
Keywords: physical culture, non-traditional methods of treatment, natural environmental factors, children with mental retardation, children with disabilities.