Научная статья на тему 'Анализ дефиниции "лицо с ограниченными возможностями здоровья"'

Анализ дефиниции "лицо с ограниченными возможностями здоровья" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4566
883
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Козырева Ольга Анатольевна

С 1.09.2013г. вступил в силу новый Федеральный закон «Об образовании в РФ». Государство предоставляет право выбора образовательного учреждения и обязуется предоставить условия для обучения и здоровья детей. Инклюзивное образование рассматривается как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особенных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Козырева Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ дефиниции "лицо с ограниченными возможностями здоровья"»

148

УДК 378.14

АНАЛИЗ ДЕФИНИЦИИ «ЛИЦО С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Козырева О.А., канд.пед.наук., доцент кафедры коррекционной педагогики ФГБОУВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева»; доцент кафедры педагогики и психологии с курсом ПО КрасГМУ им. профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого

С 1.09.2013г. вступил в силу новый Федеральный закон «Об образовании в РФ». Государство предоставляет право выбора образовательного учреждения и обязуется предоставить условия для обучения и здоровья детей. Инклюзивное образование рассматривается как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особенных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья.

Термин лицо с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) появился в российском законодательстве сравнительно недавно. В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья употребляемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями в развитии», «аномальные дети», ... заменены термином «с ОВЗ». Так было введено в действие понятие «лицо с ОВЗ». Однако, законодатель при этом не дал четкого нормативного определения этого понятия. Это привело к тому, что этот термин воспринимался как равнозначный или близкий термину «инвалиды».

Необходимо специально отметить тот факт, что эти понятия не равнозначны. Наличие у человека правового статуса инвалида не означает необходимости создания для него дополнительных гарантий реализации права на образование. А ребенок с ОВЗ, не будучи признанным в установленном законом порядке инвалидом, может иметь особые образовательные потребности. Они подразумевают, в т.ч. и возможность обучения ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе по адаптированной образовательной программе.

Дети с ОВЗ - это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, имеющие значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания. Т.о., к группе детей с ОВЗ относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или отдельных

разделов образовательной школы вне специальных условий воспитания и обучения.

Понятие охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности, может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным.

В странах Западной Европы и США используются термины «children with special educational needs» («дети с особыми нуждами») и «challenged» (от слова «challenge» - «вызов»), "slow learnes children -медленно обучающиеся дети; «children with learning disabilities» - дети с трудностями в обучении; «with specific learning problems» - дети со специфическими проблемами в обучении, handicap (ограничение, препятствие).

Понятие ограничения рассматривается с разных точек зрения и соответственно по-разному обозначается в разных профессиональных сферах, имеющих отношение к человеку с нарушенным развитием: в медицине, социологии, сфере социального права, педагогике, психологии. В соответствии с этим, понятие «дети с ограниченными возможностями» позволяет рассматривать данную категорию лиц как имеющих функциональные ограничения, неспособных к какой-либо деятельности в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, нетипичного состояния здоровья, вследствие неадаптированности внешней среды к основным нуждам индивида, из-за негативных стереотипов, предрассудков, выделяющих нетипичных людей в социокультурной системе.

В соответствии с разными профессиональными подходами к феноменологии данного понятия и разными основаниями для систематики существуют разные классификации.

В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения.

Т.Е. Егорова группировка указанных выше категорий нарушений локализацией нарушения в организма 1. соматические нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания); 2. сенсорные нарушения {слух, зрение); 3. нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушали)

М. Вавнок не только нарушенные сферы организмам функций человека, но и степень их поражения. предложил классификацию, в которой указаны не только нарушенные сферы организма и функции человека, но и степень их поражения. Это позволяет не только более тонко дифференцировать различные категории лип с классификации более точао определять характер и объем особых образовательных и социальных потребностей каждого конкретного человека с проблемами в развитии.

Б А. Лапшин и Б.П. Пузанов Категория 1. дети с сенсорны?,га нарушениями (зрения и слуха); 2. дети с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость и задержка психического развития); 3. дети с нарушениями речи; 4. дети г нарущрнинлти опорно-ДБИГаГ€ЛЬНОГО аппарата; 3. дети с комплексными, комбинированными расстройств эъш; 6. дети с искаженным (дисгармоничным) развитием.

ТА.Власова, М.СЛевзнер Категория 1. дети с отклонешшга в развитии, вызванными с органическими нарушениями ЦНС;

149

Наиболее распространенными основаниями являются следующие:

1. причины нарушений;

2. виды нарушений с последующей конкретизацией их характера;

последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни.

Необходимо отметить тот факт, что некоторые подгруппы ОВЗ переходят из одной классификации в другую, иные представлены в единичных вариантах, или из одной системы в другой объединяются.

Наиболее популярная, на наш взгляд, классификация В.В. Лебединского.

Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:

1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

5) дети с задержкой психического развития

(ЗПР);

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

7) дети с нарушениями эмоционально-волевой

сферы;

8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

Рассмотрим подробнее каждую категорию детей

с ОВЗ.

Нарушения слуха.

К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции. Вербальная коммуникация с окружающими у детей этой категории затруднена по причине тугоухости или невозможна в принципе (глухота).

Тугоухость - это заболевание, которое характеризуется понижением слуха. Часто тугоухость проявляется в детском возрасте. Врожденной тугоухостью страдает один новорожденный на 1000. Детей с тугоухостью называют слабослышащими.

Различают три степени тугоухости.

При легкой тугоухости (первой степени) человек различает разговор шепотом на расстоянии от 1 до 3 метров, а разговорную речь на расстоянии более

4 метров. Но не может адекватно воспринимать разговор при посторонних шумах или искажении речи.

Тугоухость 2 степени (средняя тугоухость) имеет место, если человек воспринимает шепотную речь на расстоянии меньше, чем один метр, а разговорную речь слышит на расстоянии от 2 до 4 метров. Тугоухость 2 степени характеризуется неразборчивостью в восприятии всех слов в нормальной обстановке, требуются неоднократные повторения некоторых фраз или отдельных слов.

Тяжелая тугоухость (3 степень) проявляется в невозможности различить шепот даже на очень близком расстоянии, разговорную речь человек слышит на расстоянии меньше чем 2 метра. Используется слуховой аппарат и обучение зрительному восприятию речи (чтению с губ), чтобы иметь возможность общаться.

Глухота - это полное отсутствие слуха или такая степень его понижения, при которой восприятие речи становится невозможным. Абсолютная глухота наблюдается редко. Обычно имеются «остатки» слуха, позволяющие воспринимать очень громкие звуки

(более 90 дБ), в том числе и некоторые звуки речи, произносимые над ухом громким голосом или криком. При глухоте разборчивость восприятия речи отсутствует даже при громком крике.

Глухота может быть врожденной, приобретенной, одно- и двусторонней, периферической или центральной, прогрессирующей или стойкой.

Нарушения речи - различные отклонения от нормы в процессе формирования речевой функции, либо распад уже сложившейся речи. Речевые нарушения возникают под влиянием многообразных причин органического и/или функционального характера. Имеющих врожденную или приобретенную природу и связанных с поражением или функциональной недостаточностью речевых зон коры мозга, либо анатомо-физиологическими дефектами периферического отдела речевого аппарата, либо патологией проводящих нервных путей от центра к периферии. Речевые нарушения могут возникать в любом возрасте, затрагивать как устную, так и

письменную речь и препятствовать как порождению, так и пониманию речевого высказывания. Проявляются в расстройствах голоса, артикуляции, звукопроизношения, темпа и плавности речи, в лексических и грамматических нарушениях, в трудностях построения связного высказывания, недостаточности фонематического восприятия, специфических дефектах письма и чтения. Нередко сопровождаются вторичными отклонениями в когнитивной и эмоциональной сферах.

К наиболее тяжелым речевым нарушениям относятся дизартрия (нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата), алалия (отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранности возможностей умственного развития.), афазия (нарушение речи, представляющее собой системное расстройство различных видов речевой деятельности). Речевые нарушения могут выступать самостоятельно или в синдроме нервно-психических расстройств, а у детей на фоне таких вариантов дизонтогенеза, как недоразвитие, задержанное, дефицитарное и искаженное развитие.

Нарушения зрения.

Существуют разные степени потери зрения: абсолютная (тотальная) слепота на оба глаза, при которой полностью утрачиваются светоощущение и цветоразличение; практическая слепота, при которой сохраняется либо светоощущение, либо остаточное зрение, позволяющие в известной мере воспринимать 150 свет, цвета, контуры и силуэты предметов.

По установленной классификации к слепым относятся лица, острота зрения которых находится в пределах от 0% до 0,04%. Таким образом, контингент слепых включает людей, полностью лишенных зрения (тотальные слепые) и обладающих остаточным зрением (с остротой зрения от светоощущения до 0,04%).

Дети с остротой зрения от 0,05% до 0,2% входят в категорию слабовидящих, и уже могут работать с помощью зрения при соблюдении определенных гигиенических требований.

Дети с пониженным зрением, или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, - это дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.

Нарушения опорно-двигательного аппарата

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата частично или полностью ограничены в произвольных движениях. В зависимости от характера заболевания и степени выраженности дефекта детей условно подразделяют на 3 группы.

К первой относят детей, страдающих остаточными проявлениями периферических параличей и парезов, изолированными дефектами стопы или кисти, легкими проявлениями сколиоза (искривлениями позвоночника) и т.п. Подобные нарушения, как правило, не являются препятствием к обучению этих детей в массовой школе.

Ко второй группе относят детей, страдающих различными ортопедическими заболеваниями, вызванными главным образом первичными

поражениями костно-мышечной системы (при сохранности двигательных механизмов центральной нервной системы (при сохранности двигательных механизмов центральной нервной и периферической нервной системы), а также детей, страдающих тяжелыми формами сколиоза.

Третью группу составляют дети с последствиями полиомиелита и церебральными параличами, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата связаны с патологией развития или подтверждением двигательных механизмов ЦНС. Дети, перенесшие полиомиелит, могут успешно овладевать программой общеобразовательной школы. При детском церебральном параличе (поражении незрелого головного мозга) наблюдается сочетание нарушений функций со своеобразной аномалией психического развития, часто отмечаются речевые нарушения и задержка формирования познавательных функций, пространственно-временных представлений, практических навыков и др. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей, страдающих церебральными параличами, чрезвычайно

разнообразна.

Задержка психического развития (ЗПР) - (англ. mental retardation) - особый тип дефицитарного психического развития ребенка. ЗПР имеет различное происхождение: в одних случаях она связана с дефектами конституции ребенка, вследствие чего по своему физическому и психическому развитию он начинает соответствовать более раннему возрасту («гармонический инфантилизм»); в других случаях ЗПР возникает в результате различных соматических заболеваний (физически ослабленные дети) или органического поражения центральной нервной системы (дети с минимальной мозговой дисфункцией).

У детей с ЗПР отмечается значительное снижение работоспособности вследствие возникающих у них явлений цереброастении, психомоторной расторможенности, аффективной возбудимости. У них затруднено усвоение навыков чтения, письма, счета; страдают непосредственная память и внимание; имеются легкие нарушения речевых функций. Указанные затруднения компенсируются при специальных педагогических воздействиях на детей с ЗПР.

Дети с ЗПР характеризуются рядом личностных особенностей: недоразвитием эмоциональной сферы, длительным сохранением игровых интересов и т. д

Умственная отсталость.

Умственная отсталость — это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это атипичное развития, при котором страдает не только интеллект, но и эмоционально-волевая сфера.

Современные исследования показали, что у умственно отсталых имеются довольно грубые нарушения в условно рефлекторной деятельности, нарушения взаимодействия процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической

151

основой нарушения психической деятельности ребенка, включая процессы познания, эмоции, личности в целом.

Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. У них на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития. В результате чего эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем.

Множественные нарушения.

Данная группа является самой уязвимой категорией детей с отклонениями в развитии и требует большего, чем все остальные, объема комплексной реабилитационной и социально-педагогической помощи.

Современные классификации дифференцируют детей этой группы на три основные подгруппы в зависимости от структуры нарушений:

1. Дети с двумя выраженными дефектами, каждый из которых вызывает значительные нарушения в психофизическом развитии (например, слепоглухие, умственно отсталые глухие);

2. Дети, имеющие одно существенное нарушение психофизического развития и сопутствующие ему другие нарушения в менее выраженной форме (например, умственная отсталость с нарушением церебральной функции или детский церебральный паралич и нарушения зрения или слуха);

3. Дети с множественными нарушениями, когда имеются три или более нарушений развития, приводящих к значительным ограничениям жизнедеятельности и социализации (например, глубокая степень умственной отсталости, слабовидение и глухота, синдромальные нарушения развития).

Детский аутизм - расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки проявляются в возрасте до трёх лет.

Источники и литература:

1.Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова -Балашов: Николаев. - 2002. - 80с.

2.Лебединский В.В. Нарушение психического развития. - М.: Педагогика. - 2004. - 306 с.

3.Маллер А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. - М.: Издательский центр «Академии». - 20010. - 208 с.

4.Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. - М.: Педагогика - Пресс. - 2006. - 284 с.

ТЕЛЕМОСТ «РОССИЯ -КАЗАХСТАН»

УКРАИНА -

"В телемосте приняли участие около 20 журналистов, представляя весь спектр медиапространства от блогеров до телевизионщиков, в том числе от России - Петр Федоров, директор Дирекции Международных отношений ВГТРК, Казахстана - Бекхожин Ерлан, президент Клуба главных редакторов, и Игорь Шевырев, представляющий Политические Известия в Украине. Петр Федоров, директор Дирекции Международных отношений ВГТРК поделился опытом журналистики в России и мире.

Позитивным примером влияния СМИ в 2013 году стал один репортаж на Филиппинах, который сподвиг архиепископа Антонио Ледесма обратиться в HWPL с просьбой о мирном урегулировании конфликта на острове Минданао, что в последствии привело к подписанию Соглашения о мире и значительно улучшило ситуацию в плане продвижения культуры мира и терпимости в регионе.

Василий Никуленков, редактор журнала "The Newman in Foreign Policy" (Россия, Красноярск), отметил: «В HWPL поставили цель прекратить войны и конфликты, подписать в ООН конвенцию о прекращении войн и действуют через молодежные, женские и журналистские организации. Это заслуживает уважения. Я всегда привожу пример студентам такой работы гражданского общества».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.