Научная статья на тему 'Влияние эпидемии Черной смерти на дестабилизацию европейского общества'

Влияние эпидемии Черной смерти на дестабилизацию европейского общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эпидемия Черной смерти / флагелланты / карантин / лазарет / доктрина Гиппократа – Галена / epidemic of the Black Death / flagellants / quarantine / infirmary / the doctrine of Hippocrates-Galen.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кокорева Елена Борисовна

В статье рассматривается эпидемия чумы («Черной смерти») 1347–1353 годов и анализируется ее влияние на состояние европейского общества XIV века. Эта эпидемия привела к существенной дестабилизации общества и даже почти поставила под вопрос само его существование. В статье рассматриваются причины быстрого распространения эпидемии (голод, перенаселенность городов, ошибочные воззрения науки на причины эпидемии) и ее последствия (упадок экономики, нарушение социальных связей, падение духовно-нравственного уровня населения). С другой стороны, анализируются факторы, которые помогли обществу устоять: меры властей по установлению карантинов и устроению лазаретов, очищение городов от мусора, своевременное захоронение умерших, организация городских патрулей, роль религии в моральной поддержке общества. Заключительная часть статьи посвящена ключевым моментам трансформации европейского общества после окончания эпидемии. В результате исследования можно сделать вывод о том, что Черная смерть оказалась не только фактором дестабилизации, но и источником последующего обновления европейского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF THE BLACK DEATH EPIDEMIC ON THE DESTABILIZATION OF EUROPEAN SOCIETY

The article examines the plague epidemic (“Black Death”) of 1347– 1353 and analyzes its impact on the state of European society in the 14th century. This epidemic led to significant destabilization of society and even almost called into question its very existence. The article examines the reasons for the rapid spread of the epidemic (hunger, urban overcrowding, erroneous views of science on the causes of the epidemic) and its consequences (economic decline, disruption of social ties, decline in the spiritual and moral level of the population). On the other hand, the factors that helped society survive are analyzed: measures taken by the authorities to establish quarantines and set up hospitals, clearing cities of garbage, timely burial of the dead, organizing city patrols, the role of religion in the moral support of society. The final part of the article is devoted to the key moments of the transformation of European society after the end of the epidemic. As a result of the study, we can conclude that the Black Death turned out to be not only a factor of destabilization, but also a source of subsequent renewal of European society.

Текст научной работы на тему «Влияние эпидемии Черной смерти на дестабилизацию европейского общества»

Влияние эпидемии Черной смерти на дестабилизацию европейского общества

Кокорева Елена Борисовна,

аспирант кафедры философии ГУП, сотрудник кафедры биоэтики ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» E-mail: kokorevaelena@yandex.ru

В статье рассматривается эпидемия чумы («Черной смерти») 1347-1353 годов и анализируется ее влияние на состояние европейского общества XIV века. Эта эпидемия привела к существенной дестабилизации общества и даже почти поставила под вопрос само его существование. В статье рассматриваются причины быстрого распространения эпидемии (голод, перенаселенность городов, ошибочные воззрения науки на причины эпидемии) и ее последствия (упадок экономики, нарушение социальных связей, падение духовно-нравственного уровня населения). С другой стороны, анализируются факторы, которые помогли обществу устоять: меры властей по установлению карантинов и устроению лазаретов, очищение городов от мусора, своевременное захоронение умерших, организация городских патрулей, роль религии в моральной поддержке общества. Заключительная часть статьи посвящена ключевым моментам трансформации европейского общества после окончания эпидемии. В результате исследования можно сделать вывод о том, что Черная смерть оказалась не только фактором дестабилизации, но и источником последующего обновления европейского общества.

Ключевые слова: эпидемия Черной смерти, флагелланты, карантин, лазарет, доктрина Гиппократа - Галена.

Стабильный экономический рост XIII века и неурожаи XIV века

Тринадцатый век был весьма благоприятным для развития и процветания Европы. Продолжительная теплая погода способствовала высоким урожаям сельскохозяйственных культур, что вело к значительному увеличению численности населения, которое достигло, по оценкам, 75-80 миллионов человек. В XIII и начале XIV века торговля в Европе стала преимущественно морской, а не сухопутной, и расширилась, как никогда прежде. Предметы роскоши из Китая стали повсеместно продаваться не только в Италии или Франции, но даже в Англии.

Однако в XIV веке начались различные экологические катастрофы, такие как засухи, землетрясения и наводнения, и общий вектор погоды существенно изменился к худшему. В 1310-1315 гг. холод в Европе был особенно силен, что привело к Великому голоду 1315-1317 гг., когда, как считается, вымерло до четверти населения Северной Европы.

Нехватка продуктов продолжалась и дальше. Сельское население начало стекаться в города, вполне вероятно, что и миграция крыс - переносчиков зараженных чумой блох происходила туда же. Городское планирование было не в состоянии справиться с массовым притоком сельского населения, и поэтому города стали неорганизованными, перенаселенными и еще более грязными. Городские жители не могли эффективно справляться со всем мусором, который они производили [1]. Например, сточные воды нередко выбрасывались из окон на улицы.

о о

о

CJ

см о см

Дестабилизация общества по мере продвижения чумы

В октябре 1347 года двенадцать генуэзских галер из Кафы, города в Крыму, зараженного чумой, прибыли в порт Мессина в Италии. Именно в Мессине эпидемия приняла такие масштабы, что была названа Великим мором. Находившиеся на кораблях мужчины и женщины были покрыты поражениями, характерными для чумы; в трюмах были обнаружены груды мертвых тел. Промедление с решением не впускать корабли оказалось роковым: чума мощным потоком вторглась в Италию, и, пройдя по всему полуострову, убила в конечном итоге треть населения (возможно, половину) [3].

Болезнь распространилась по Италии очень быстро, преодолевая, в среднем, 4 км в день -пересекая реки, преодолевая горные перевалы

и проникая почти в каждый город, с которым сталкивалась. В городе Генуя, население которого, по оценкам, составляло девяносто тысяч жителей, погибло 30-40% горожан [1]. В январе 1348 года пострадала Венеция, с населением, по оценкам, в 120 000 человек. Уровень смертности в Венеции был катастрофически высок и превысил 60% населения. Цивилизация выстояла с огромным трудом [3].

У людей внезапно, как из воздуха, появлялись волдыри в виде пурпурно-черных опухолей в подмышечной впадине или в паху, известные как бубоны. За этим следовала кровавая рвота, гипертермия, бред и, в большинстве случаев, через три дня все это заканчивалось мучительной смертью. Общество начало распадаться, поскольку целые семьи и кварталы погибали в течение нескольких дней или недель. В городах нарастала паника, распространялись беспорядки и мародерство. По большинству оценок, во Флоренции погибло 50% населения [5].

Не хватало места на кладбищах, поэтому рыли огромные траншеи, в которых умерших хоронили тысячами. В сентябре Черная смерть захватила Пиренейский полуостров, а к октябрю достигла Парижа. Год спустя более половины города осталось безжизненным. При продвижении чумы на север многие сельские общины были уничтожены полностью [3].

Достигнув Англии, чума проявила себя с невиданной прежде силой. Если в городах континентальной Европы средний уровень смертности составлял приблизительно 33%, то в Англии он взлетел до 55%. А в некоторых городах погибло до 8090% населения. Умерло так много людей, что некому было работать на полях, домашний скот тысячами погибал на пастбищах, зарастали улицы небольших деревень и городков [3].

К 1351 году чума прибыла в Польшу, но не смогла нанести такого огромного ущерба, возможно, потому, что города были разбросаны, а король Казимир Великий закрыл границы своего королевства и ввел чрезвычайно строгие карантинные меры. Также существует предание о том, что в Польше было изобилие кошек, которые помогли обуздать популяцию крыс и таким образом помочь в борьбе с эпидемией [6]. К 1353 году, когда Черная Смерть пошла на убыль, Европа была опустошена и разорена экономически.

Здесь можно добавить, что даже в Х1Х-ХХ вв. (до того, как в 1943 году в лечении чумы стали применяться антибиотики), смертность среди заболевших сохранялась на уровне 60-70%, несмотря на любые современные меры медицинского ухода, которые только можно было предпринять [4].

Отсутствие научных подходов к борьбе с болезнью

В XIV веке еще не существовало научных знаний о сущности и причинах чумы. Наука микробиология

еще не появилась и не открыла бактерию Yersinia pestis, возбудителя чумы. Одной из самых распространенных теорий в то время была идея о том, что причиной эпидемии является переносимый плохой воздух, пар, миазмы, возникающие из болот или испорченных почв. Считалось, что этому можно противостоять, вдыхая чрезвычайно чистый воздух, и именно по этой причине многие люди бежали в сельскую местность. Врачи, согласно с гуморальной доктриной Гиппократа и Галена, одобряли такое бегство. Сами врачи для защиты дыхания носили маску с носом «длиной в полфута, по форме напоминающим клюв, наполненную духами и мазями, а комплектация дополнялась круглыми стеклянными очками». Также наряд врача состоял из пальто, покрытого ароматизированным воском, бриджей, соединенных с сапогами, заправленной рубашки, шляпы и перчаток из козьей кожи. Эту одежду для врачей разработал Шарль де Лорм, главный медик трех французских королей [7].

По приказу французского короля сорок шесть магистров-астрологов из Парижского медицинского университета собрались вместе и в своем докладе Compendium de epidemia per Collegium Fac-ultatis Medicorum Parisius определили, что Черная смерть была вызвана необычным соединением Сатурна, Марса и Юпитера, которое, по их определению, произошло в один час пополудни 20 марта 1345 года [3]. Считалось, что в случае эпидемий, от которых страдали сотни тысяч людей на больших расстояниях друг от друга, инфекция возникала от какого-то глобального нарушения, например, от столкновения космических тел.

Сегодня наши знания о чуме продолжают обогащаться благодаря секвенированию ДНК бактерии чумы, извлеченной из археологических образцов. Чумная палочка была обнаружена в Европе в человеческих скелетах, которым предположительно пять тысяч лет. За это время Yersinia pestis приобрела набор генетических мутаций для усиления степени передачи инфекции и приспособленности для циркуляции в популяциях диких грызунов [2].

Духовно-нравственное разложение общества в условиях эпидемии

Джованни Бокаччо писал: «Это бедствие вселяло такой ужас в сердца мужчин и женщин, что брат бросал брата, а очень часто и жену, или жена собственного мужа. Что еще хуже и почти невероятно, так это то, что отцы и матери отказывались видеть своих собственных детей и заботиться о них, как если бы они им не принадлежали» [8]. Многие люди, уверенные в своей скорой смерти, шатались от таверны к таверне, пытаясь ухватить последние удовольствия этой жизни, предавались блудным радостям, или заходили в покинутые дома и брали там, что хотели. Ходило поверье, будто можно избавиться от чумы, передав ее другому. И некоторые инфицированные занимались преднамеренным заражением, толкаясь на рынках или пытаясь дышать

сз о

о Л о

о о

о и

см о см

на своих врагов. Кто-то считал, что заразиться можно от взгляда больного, или даже просто подумав о болезни. Люди перестали есть рыбу, считая, что она отравлена ядовитым воздухом [5].

Преобладающим в поведении стало правило избегать больных и всего, что с ними связано, вести максимально изолированное существование. Социальная жизнь резко замедлилась, если не прекратилась вовсе. Например, в Сиене закрылись суды, было остановлено строительство собора и выпечка хлеба, поддержание хоть какого-то порядка на улицах прекратилось. Чиновники заперлись с семьями по домам и не выполняли своих обязанностей. Преступники могли делать, что хотели; антисанитария нарастала. В 1348 году итальянцы, и не только они, ждали Конца Света; мало кто рассчитывал спастись. Общество балансировало на грани анархии и развала. По словам поэта Петрарки, современника событий: «Повсюду мы видим скорбь, со всех сторон мы видим ужас» [2].

Городские и сельские общины часто стремились выявить и изгнать тех, кто, как им казалось, был морально ответственен за столь масштабное бедствие. Виновные в оскорблении Бога должны были быть найдены и наказаны. Одними из виновных, несомненно, считались проститутки. Во многих местах разъяренные толпы закрывали бордели, а проституток изгоняли из города. В Венеции к тому же были закрыты все питейные заведения и игорные дома. Нападениям также подвергались люди другой веры, или иностранцы, или те, кого принимали за ведьм или колдунов. Все они были виновны в том, что навлекли бедствие на общество. Таким образом, города по всей Европе в годы чумы закрывались для посторонних, а в их стенах неугодных выслеживали, избивали, изгоняли вон или убивали [9].

Немало было и тех, кто считал причиной такого огромного числа смертей заговор группы людей. Например, Альфонсо из Кордовы распространял ложные слухи, что злоумышленники - евреи, и они используют яды для распространения чумы. Годы Черной смерти стали временем самого большого всплеска антисемитизма в Средние века. Многие верили, что обширная подпольная еврейская сеть отравила все колодцы, вызвав болезнь. Но далеко не все поддерживали этот миф. Например, король Польши Казимир Великий принимал еврейских беженцев и запрещал их преследование. Папа Климент VI в папской булле от 06 июля 1348 года писал: «Не может быть правдой, что евреи являются причиной чумы, поскольку она поражает самих евреев» [3].

Но были примеры и самоотверженного служения. Например, безграничная жертвенность сестер больницы Отель-Дье в Париже, которые пытались выходить зараженных чумой. Или бесстрашие главного врача папства Ги де Шолиака, который до конца эпидемии оставался в зараженном чумой Авиньоне. Один из самых знаменитых врачей Италии, Джентиле да Фолиньо, остался в городе Перудже и помогал бедным до тех пор, пока

болезнь не сгубила и его [10]. Великое бедствие породило множество примеров как безграничного сострадания и милосердия, так и жадности, хитрости и эгоизма. Надо добавить, что даже в самое трагичное время эпидемии люди некоторых стран Европы не переставали воевать друг с другом.

Стабилизирующая роль религии

В страшные годы Черной смерти религия оставалась той опорой, которая приносила многим людям, если не излечение, то успокоение и веру в лучшую долю в ином мире. Христиане стали молиться о выживании тем святым, которые, как считалось, наиболее сердечно заступались за страдающее человечество. Прежде всего, это были Дева Мария, святой Себастьян и святой Рох. Наиболее заметным в века чумы было новое почитание святого Себастьяна. Он жил в третьем веке, был солдатом и христианским мучеником, который подвергался преследованиям из-за своей веры. Он был предан смерти при Диоклетиане. Чума положила начало интенсивному общеевропейскому почитанию Себастьяна. Он был привязан к столбу, в то время как лучники пронзали его тело стрелами, а стрелы были общепринятым символом чумы. Таким образом, мученичество святого Себастьяна имело и символическое значение: будучи живым щитом, Себастьян поглощал стрелы Чумы, принимая болезнь на себя [9].

Вторым из великих святых чумы, ставшим объектом нового поклонения, был святой Рох, известный как «святой пилигрим». Согласно преданию, он был дворянином из Монпелье во Франции, вырос набожным и аскетичным, и прибыл в Италию в качестве нищего пилигрима. Вскоре в Италии разразилась эпидемия чумы, и Рох посвятил себя уходу за больными. Через какое-то время он заразился, но стал одним из тех немногих счастливчиков, которые выжили, и после выздоровления продолжил ухаживать за умирающими. Есть свидетельства о чудесах, совершенных по молитвам к нему.

Поклонение Деве Марии не было чем-то новым. Она всегда была для христиан просительницей перед Богом за грешных людей, но чума придала большее значение ее миссии помогать страдающему человечеству. Часто ее изображали на иконах в сопровождении святых Себастьяна и Роха [9].

Но были в католичестве и крайние проявления покаяния. Многие верующие считали, что выживание зависит не столько от поиска естественных средств защиты, сколько от умиротворения божественного гнева. Усилилось движение флагеллантов, больших групп людей, которые участвовали в паломничествах по разным территориям Европы, бичуя себя до крови кнутами в качестве самонаказания за грехи человечества. Многие шли с обнаженным торсом, другие были одеты в белые одежды с капюшонами, иногда с нарисованным на них красным крестом. Официально такого рода действия были отвергнуты папой Климентом VI

как еретические [3]. Кроме того, такие паломники служили переносчиками болезни.

Несмотря на молитвы и совершение крестных ходов, служители Церкви также умирали в массовом количестве. За шесть недель Великого мора в Авиньоне, в то время месте пребывания Римского Папы, погибло одиннадцать тысяч человек и треть всех кардиналов. Кстати, сам Папа Климент VI пережил эпидемию, и во многом потому, что строго соблюдал рекомендации своего врача - Ги де Шолиака: жил изолированно в загородной резиденции, воздух в его комнате очищался постоянно горящими факелами и т.д. А, например, в Пьяченце чума нанесла мощный удар по Церкви, убив более шестидесяти священнослужителей. Считается, что общие потери духовенства в Италии составили 40-50% [5].

Меры властей по сохранению социума

Когда власти оправились от первого шока, то стали предпринимать различные меры по борьбе с чумой. Первой такой мерой стало создание институциональной структуры должностных лиц. Создавались экстренные медицинские комиссии, наделенные полномочиями изолировать инфицированных, уничтожать зараженное имущество и ограничивать передвижение. Новые органы власти впоследствии были названы «магистратами здравоохранения». В последующие десятилетия магистраты были обязаны защищать общество от вторжения чумы или, если она уже разразилась, сдерживать ее дальнейшее распространение.

Меры по борьбе с чумой впервые были разработаны Управлением здравоохранения Венеции. Они опирались на три основных учреждения: карантин, лазареты и санитарные кордоны. С этой целью на отдаленных островах лагуны были построены два крупномасштабных учреждения -Лаццаретто Веккьо и Лаццаретто Нуово. Экипаж и пассажиров кораблей доставляли на берег этих островов под охраной и изолировали в лазаретах. Груз и личные вещи выгружались, вывешивались на солнце для высушивания и фумигации. Только по истечении сорока дней грузы и пассажиры допускались в город. Период заключения, названный «карантином» от итальянского слова quaranta (сорок), составлял основу стратегии общественного здравоохранения.

Считается, что Милан и значительная часть Польши обошлись минимумом жертв в годы Черной смерти во многом благодаря карантину. Уровень смертности в Милане составил всего 15%, а в Польше этот показатель был намного ниже, чем в остальной Европе. После того, как в 1377 году, при вспышке чумы, карантин был применен в венецианской колонии Рагуза, он стал распространяться по всему западному Средиземноморью и, в XV-XVI веках - по всей Европе и за ее пределами, став главным инструментом в борьбе с чумой.

Во времена Черной смерти сообщества формировали отряды, которые патрулировали городские

стены, отпугивая чужаков. В последующие годы практика с размещением войск по периметру городов стала официальной. Эти линии войск с расположенными через равные промежутки сторожевыми постами стали известны как санитарные кордоны (cordons sanitaires), и их использовали как на городских, так и на государственных границах [9].

В христианской Европе вода имела не только буквальное очищающее действие, но и символическое. Вода была очищающим элементом из-за своей роли в крещении, где она как бы очищала душу. Поэтому по всей Европе власти приказывали горожанам во время чумы очищать свои улицы водой, делая это не только по санитарным, но и по религиозным соображениям.

Врачи пытались отыскать тот разлагающий элемент, который был непосредственной причиной болезни. Миазматическая концепция указывала, на неприятные запахи, которые были в изобилии в городах. Поэтому власти старались предпринимать необходимые меры с целью борьбы с ними. Они собирали мусор, закрывали некоторые мастерские и промыслы, подметали улицы, приостанавливали работу на скотобойнях и отдавали приказы о незамедлительном захоронении трупов [3]. Все эти меры властей помогли европейскому обществу устоять и сохраниться.

Новая структура общества как стимул к инновационному развитию

«Мы смотрели в бездну и выжили» - могли бы сказать люди, пережившие чуму 1347-1353 гг. Первоначальный демографический шок от Черной смерти был одним из основополагающих событий в истории человечества. Краткосрочным эффектом высокой смертности было нарушение равновесия и страдания. Каковы же были долгосрочные последствия? Половина населения Европы, которая пережила ужасы, смерть и разорение Черной смерти и выжила, представляла собой уже совершенно другое общество. Историк Ибн Халдун писал, что «изменился весь обитаемый мир» [2]. В ходе мора все средневековые институты подверглись изменению: общество и семья, феодальные отношения и религия. Во многих сельских общинах и городках общество было полностью разрушено или оказалось на грани гибели, но цивилизация в Европе выстояла, сохранилась, и стала развиваться в совершенно других условиях.

Нелегко разобраться, просто ли чумной шок ускорил изменения, которые уже происходили, или непосредственно изменил ход истории? Быстрый демографический рост XIII века при сохранении традиционных малоэффективных методов в сельском хозяйстве привел в XIV веке к мальтузианскому дисбалансу между численностью населения и возможностью его пропитания. Широко распространились бедность, голод и недоедание; в городах росло число нищих. Социальная мобильность была редкостью, а внедрение технологических

сз о

о Л о

инноваций подавлялось. Новые идеи и способы мышления осуждались как опасные ереси [10]. Но после Великого мора многое изменилось: великая дестабилизация привела к серьезной трансформации общества.

В результате огромного количества погибших во время Черной смерти стоимость рабочей силы сильно выросла. Феодалы и церковнослужители остались без работников. Имевшие средства вынуждены были платить высокую заработную плату наемным рабочим, которая в два-три-четыре раза превышала зарплату 1346 года. Выжившие крестьяне наследовали имущество своих умерших родственников - дома, землю, и уровень их жизни вырос. Они даже могли накапливать богатство, чтобы потом передать его своим детям. Бедные люди могли переезжать на новые места, зная, что там можно будет найти работу. Спрос на рабочую силу был очень высок. Улучшилось даже положение женщин, потому что их стали брать на работу, за которую хорошо платили. Можно сказать, что резкий контраст между условиями жизни господ и народа значительно смягчился. Черная смерть положила конец концепции фиксированного социального статуса.

Меньшее население означало большую долю ресурсов для выживших и более эффективное их использование. Земли, которые раньше, в условиях экстремального демографического давления, возделывались под зерновые, теперь были переданы под животноводство. Расширился рынок переработанных сельскохозяйственных товаров. После эпидемии чумы сформировались черты новой социальной модели - с растущими рынками, значительно большим уровнем личной свободы и более высоким уровнем потребления. Многие капиталы, оставленные умершими, пошли на восстановление городов. Например, в 1350 году в Пизе на эти средства была построена знаменитая колокольня. Многие исследователи считают, что с этого времени берет начало упадок крепостного строя в Европе и начало роста среднего класса. Известно, что в Англии, к XV веку, крепостничество постепенно исчезло из жизни общества. Происходил пересмотр старых институтов и переоценка старых идей. Растущий средний класс стремился к новым концепциям, новым книгам, а растущее разочарование в религиозных институтах подталкивало Европу к Реформации. Происходили качественные изменения в архитектуре, искусстве, науке и литературе [10].

В медицине начала подвергаться сомнению как гиппократо-галеновская концепция возникнове-] ния болезней, так и сами устаревшие методы леЩ чения, что дало новый импульс развитию здраво-о охранения. В искусстве, литературе, музыке глу-° боко разрабатывалась тема смерти. о Человеческая изобретательность также рос-~ ла по мере того, как люди искали способы заме-^ нить рабочую силу машинной мощью. В результа-~ те Европа получила более диверсифицированную ав экономику, более интенсивное использование ка-

питала, более мощные технологии и более высокий уровень жизни [3]. Каким бы ужасным ни было столетие неумолимой смерти, «Европа смогла выйти из склепа чумы обновленной, как солнце после дождя» [10].

Черную смерть современники-европейцы называли - «Великая смертность». По оценкам, в Европе погибло 30-40 или даже 50% населения, но она была не одинока: Африка, Ближний Восток, Индия и Восточная Азия - все они были опустошены. В конце концов, было подсчитано, что во всем мире погибло не менее 200 миллионов человек. Это число особенно впечатляет, учитывая, что население земли в то время составляло приблизительно 500 миллионов человек.

Литература

1. Cohn SK Jr. Epidemiology of the black death and successive waves of plague. Med Hist Suppl. 2008; 27:74-100.

2. Harper Kyle. Plagues Upon the Earth: disease and the course of human history. Published by Princeton University Press, 2021.

3. Claudia Ferreira, Marie-Françoise J. Doursout, Jo-selito S. Balingit. 2000 Years of Pandemics: Past, Present, and Future. Springer Nature Switzerland AG 2023. ISBN 978-3-031-10034-5

4. Уильям Макнил. Эпидемии и народы. Москва, Университет Дмитрия Пожарского. Русский фонд содействия образованию и науке, 2021. ISBN 978-5-91244-286-5.

5. Черная смерть. Эпидемия чумы в средневековой Европе. - URL: https://youtube.com/ watch?v=__lZya5YKbY&si=RIYIP_4lLg6jkHPm

6. Glatter KA, Finkelman P. History of the plague: an ancient pandemic for the age of COVID-19. Am J Med. 2021;134(2):176-81.

7. Калмыков A.A., Аминев Р.М., Корнеев А.Г., Поляков В.С., Артебякин С.В. Военно-медицинский журнал, 2016; 337(1):76-80.

8. http://lib.ru/INOOLD/BOKKACHO/dekameron.txt_ with-big-pictures.html

9. Frank M. Snowden. Epidemics and Society: From the Black Death to the Present. Yale University Press, 2019. ISBN 978-0-300-19221-6.

10. Джон Келли. Черная смерть. История самой разрушительной чумы Средневековья. Перевод: Л.В. Калининой. Москва: Эксмо, 2021. ISBN 978-5-04-119124-5

THE IMPACT OF THE BLACK DEATH EPIDEMIC ON THE DESTABILIZATION OF EUROPEAN SOCIETY

Kokoreva E.B.

Russian National Research Medical University named after. N.I. Pirogov

The article examines the plague epidemic ("Black Death") of 13471353 and analyzes its impact on the state of European society in the 14th century. This epidemic led to significant destabilization of society and even almost called into question its very existence. The article examines the reasons for the rapid spread of the epidemic (hunger, urban overcrowding, erroneous views of science on the causes of the epidemic) and its consequences (economic decline, disruption of social ties, decline in the spiritual and moral level of the population). On the other hand, the factors that helped society

survive are analyzed: measures taken by the authorities to establish quarantines and set up hospitals, clearing cities of garbage, timely burial of the dead, organizing city patrols, the role of religion in the moral support of society. The final part of the article is devoted to the key moments of the transformation of European society after the end of the epidemic. As a result of the study, we can conclude that the Black Death turned out to be not only a factor of destabilization, but also a source of subsequent renewal of European society.

Keywords: epidemic of the Black Death, flagellants, quarantine, infirmary, the doctrine of Hippocrates-Galen.

References

1. Cohn SK Jr. Epidemiology of the black death and successive waves of plague. Med Hist Suppl. 2008; 27:74-100.

2. Harper Kyle. Plagues Upon the Earth: disease and the course of human history. Published by Princeton University Press, 2021.

3. Claudia Ferreira, Marie-Françoise J. Doursout, Joselito S. Balin-git. 2000 Years of Pandemics: Past, Present, and Future. Springer Nature Switzerland AG 2023. ISBN 978-3-031-10034-5

4. William McNeil. Epidemics and peoples. Moscow, Dmitry Pozharsky University. Russian Foundation for the Promotion of Education and Science, 2021. ISBN 978-5-91244-286-5.

5. Black Death. Plague epidemic in medieval Europe. - URL:

https://youtube.com/watch?v=_lZya5YKbY&si=RIYIP_4lLg-

6jkHPm

6. Glatter KA, Finkelman P. History of the plague: an ancient pandemic for the age of COVID-19. Am J Med. 2021;134(2):176-81.

7. Kalmykov A.A., Aminev R.M., Korneev A.G., Polyakov V.S., Ar-tebyakin S.V. Military Medical Journal, 2016; 337(1):76-80.

8. http://lib.ru/INOOLD/BOKKACHO/dekameron.txt_with-big-pic-tures.html

9. Frank M. Snowden. Epidemics and Society: From the Black Death to the Present. Yale University Press, 2019. ISBN 978-0-300-19221-6.

10. John Kelly. Black Death. The story of the most destructive plague of the Middle Ages. Translation: L.V. Kalinina. Moscow: Eksmo, 2021. ISBN 978-5-04-119124-5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.