Научная статья на тему 'Эпидемии в эпоху Классического Средневековья в Европе'

Эпидемии в эпоху Классического Средневековья в Европе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
6653
668
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭПИДЕМИИ / СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / РЕЛИГИЯ / ПРОКАЗА / ЧУМА / СТИГМАТИЗАЦИЯ / ИЗОЛЯЦИЯ / СУЩЕСТВОВАНИЕ / EPIDEMICS / MEDIEVAL AGES / RELIGION / LEPROSY / PLAGUE / STIGMATIZATION / ISOLATION / EXISTENCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Изуткин Дмитрий Анатольевич

В статье рассматривается проблема эпидемий в Европе эпохи Классического Средневековья (XI-XV вв.) как наиболее значимое медицинское явление данного периода времени. Раскрываются основные причины эпидемий, меры борьбы с ними и организация медицинской помощи больным. Показан статус контагиозных больных в обществе, отношение к ним среди широких слоев населения и качественные изменения в бытовой и социально-коммуникативных сферах в периоды эпидемий. Особое внимание уделяется эпидемиям чумы, в наибольшей степени влиявших на показатели общественного здоровья Средневековой Европы. Приводится история наиболее массовых эпидемий чумы. Проводится аналогия между средневековыми эпидемиями и эпидемиями ХХ в. с позиций проблемы человеческого существования в экстремальных медицинских условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Epidemics in the Classical Middle Ages in Europe

The article regards the problem of epidemics in Europe in the epoch of Classical Medieval ages (XI-XV cc.) as the most significant medical phenomenon of the present period of time. The basic causes of epidemics, measures of struggling with them and organization of medical care to the sick people are shown. The status of the contagious patients in society, relation to them of the broad masses of the population and qualitative changes in the mode of life and social communicative spheres in the periods of epidemics are shown. Special attention is given to the epidemics of the plague, which in the most degree influenced the rates of public health in the Medieval Europe. The history of the most massive epidemics of the plague is presented. Definite analogy is given between Medieval epidemics and epidemics in the XXth century from the point of human existence in extreme conditions.

Текст научной работы на тему «Эпидемии в эпоху Классического Средневековья в Европе»

NK

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ

УДК: 616.9(091) Код специальности ВАК: 07.00.10

ЭПИДЕМИИ В ЭПОХУ КЛАССИЧЕСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В ЕВРОПЕ

Д. А. Изуткин,

ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет», г. Н. Новгород

Дата поступления 16.07.2018

Изуткин Дмитрий Анатольевич - е-таИ: dan55@maii.ru

В статье рассматривается проблема эпидемий в Европе эпохи Классического Средневековья (Х—ХУ вв.) как наиболее значимое медицинское явление данного периода времени. Раскрываются основные причины эпидемий, меры борьбы с ними и организация медицинской помощи больным. Показан статус контагиозных больных в обществе, отношение к ним среди широких слоев населения и качественные изменения в бытовой и социально-коммуникативных сферах в периоды эпидемий. Особое внимание уделяется эпидемиям чумы, в наибольшей степени влиявшим на показатели общественного здоровья Средневековой Европы. Приводится история наиболее массовых эпидемий чумы. Проводится аналогия между средневековыми эпидемиями и эпидемиями ХХ в. с позиций проблемы человеческого существования в экстремальных медицинских условиях.

Ключевые слова: эпидемии, средневековье, религия, проказа, чума,

стигматизация, изоляция, существование.

The article regards the problem of epidemics in Europe in the epoch of Classical Medieval ages (XI-XV cc.) as the most significant medical phenomenon of the present period of time. The basic causes of epidemics, measures of struggling with them and organization of medical care to the sick people are shown. The status of the contagious patients in society, relation to them of the broad masses of the population and qualitative changes in the mode of life and social communicative spheres in the periods of epidemics are shown. Special attention is given to the epidemics of the plague, which in the most degree influenced the rates of public health in the Medieval Europe. The history of the most massive epidemics of the plague is presented. Definite analogy is given between Medieval epidemics and epidemics in the XXth century from the point of human existence in extreme conditions.

Key words: epidemics, Medieval Ages, religion, leprosy, plague, stigmatization,

isolation, existence.

Период Классического Средневековья (XI-XV вв.) являет собой «пеструю» мозаику религиозных, схоластических, мистических, преднаучных воззрений на окружающий мир. Это эпоха статического видения реальности, «неподвижного совершенства» [1] и «безмолвствующего большинства» [2]. В этой «мозаичности» эпидемии различных болезней (главным образом, горячки, проказы и чумы) занимают особое место с точки зрения медицины, религии и человеческого существования.

Учитывая их опустошительный характер для подавляющего большинства европейских стран указанного периода времени и главную причину высокой смертности населения, они (с точки зрения современной эпидемиологической оценки) квалифицируются как социально значимые заболевания, затрагивающие большой человеческий массив (global burden of disease по терминологии ВОЗ).

В эпоху Классического Средневековья на уровне религиозных представлений и общественного сознания эпидемии воспринимались, с одной стороны,как апокалиптические, вселенские явления, а с другой - как божественная кара за различные отступления от религиозных канонов, в частности, отход от догматов церкви, попытки рационального познания мира, вероотступничество. Данное смешение панического ужаса, страха, осознания собственной вины и наказания за содеянное порождало среди населения ощущение фатальности и неизбежности происходящего и наделяло эпидемии различными метафорическими и мистическими образами. Это находило отражение в различных жанрах искусства, в частности, живописи (например, гравюра А. Дюрера «Четыре всадника Апокалипсиса», один из которых олицетворяет «черный мор» или чуму; картина П. Брейгеля Старшего

▲1

«Триумф смерти» и др.). Народное суждение указанного периода времени о том, что «немногие избегнут оспы и любви», отражало укоренившееся в обыденном сознании мнение о неизбежности наступления этих событий в человеческой жизни, как неотъемлемой части жизненного опыта и бытия человека.

В истории медицины к основным причинам эпидемий в эпоху Средневековья принято относить четыре основных фактора: крайне неблагоприятные санитарно-гигиенические условия жизни, высокая «скученность» (плотность) населения, особенно в городах, голод и недоедание и миграции из западных стран в страны Ближнего и Дальнего Востока (так называемые «крестовые походы» и торгово-экономические контакты).

Антисанитарные условия. Состояние большинства западноевропейских городов, чаще всего не имевших даже элементарных технических возможностей для удаления различных отходов, практическое отсутствие канализации и системы очистки воды, «города, где дома были не более, чем протекающими трущобами, а улицы - клоаками» [3] - все это однозначно создавало высокую степень риска вспышек различных эпидемий. Средневековые города в Западной Европе стали возникать с IX века, однако водопроводы и водоотводы стали сооружаться лишь несколько столетий спустя (например, в Германии с XV века).

Высокая плотность населения. Выражение того периода времени, что «замок - это тот же город» логичнее интерпретировать наоборот: скорее средневековый город одновременно представлял собой и территорию местожительства и защитное сооружение по причине многочисленных междоусобных войн. При этом высокая плотность населения в городах в сочетании с антисанитарными условиями резко повышали вероятность вспышек и распространения различных эпидемических болезней.

Голод, недоедание. К основным причинам этого относят:

1. низкий уровень средневековой аграрной техники;

2. отсутствие гигиенических возможностей длительное время хранить пищевые продукты;

3. отсутствие должного внимания и объективная невозможность решить проблему со стороны государственных структур;

4. различные таможенные «барьеры» на путях транспортировки товаров;

5. неразвитость транспортной инфраструктуры [4]. «Голод принялся за свое опустошительное дело, и можно было опасаться, что исчезнет почти весь человеческий род» [5].

Крестовые походы и торгово-экономические контакты. Миграции из Западной Европы в страны Ближнего Востока и Азии с целью распространения христианских ценностей и налаживания торгово-экономических отношений, помимо прочего, имели выраженный эпидемиологический контекст. Для европейцев это было связано, в первую очередь, с качественно новыми факторами риска для здоровья на этих территориях. Климат, качество пищи и питьевой воды, жилищно-бытовые условия и, в целом, весь быт и уклад жизни восточно-азиатского населения в своей совокупности a priori создавали неблагоприятный эпидемиологический фон.

Локальные вспышки эпидемий также приводили к массовым заболеваниям среди местного населения и европейцев, что впоследствии неизбежно распространялось в Европе.

В XI веке во многих европейских странах имела место вспышка эпидемии «горячки», вызванной (согласно современным микробиологическим представлениям) употреблением в пищу зерна, испорченного грибком спорыньи. «Многие гнили заживо под действием «священного огня», который пожирал их нутро, а сожженные члены становились черными, как уголь. Люди умирали жалкой смертью, а те, кого она пощадила, были обречены на еще более жалкую жизнь с ампутированными руками и ногами, от которых исходило зловоние» [2].

Одной из основных мер «борьбы» стало почитание мощей Св. Антония и вера в то, что эти мощи могут излечить эту болезнь. Таким образом, «священный огонь, пожиравший» больных, был назван «антоновым». Представители этого ордена принимали в своих аббатствах больных (так называемые госпиталя «увечных»). «Горячечная» болезнь также побудила к основанию нового монашеского ордена - госпитальеров.

В XIII веке в Западной Европе отмечалась эпидемия лепры (проказы). С целью изоляции больных от остальной части населения стали создавать лепрозории, учрежденные католическим орденом св. Лазаря. Монахи этого ордена (на территории Италии) посвятили себя уходу за прокаженными. В XIII веке в Западной Европе насчитывалось около 19 тыс. лепрозориев [4].

Следует отметить тройственный статус больного проказой в обществе: 1. Опасный для общества человек, который внушал страх, что, в свою очередь, неизбежно приводило к его публичному отчуждению. «Человек, который признавался прокаженным, изгонялся из общества» [6]. 2. Прокаженный больной считался человеком, одержимым «святой» болезнью. Отсюда, он мог идентифицироваться как «святой» мученик, а это предполагало его сакрализацию. 3. Интерес и «влечение» к больным проказой был также вызван стремлением «...мистически перенести на них зло, от которого общество тщетно пыталось избавиться. Лепрозории устраивались за пределами города, но недалеко от городской стены» [4]. Несмотря на вышесказанное, имела место специфическая стигматизация больных проказой, в частности, им выдавалась специальная одежда и при появлении в публичных местах они были обязаны держать в руках какой-то звучащий предмет (трещотка или колокольчик), чтобы предупреждать прохожих о своем приближении.

Эпидемии чумы считаются наиболее опустошительными в плане депопуляции в различных странах Европы. Чума воспринималась в общественном сознании как апокалиптическое и, следовательно, закономерное явление. В истории наиболее массовых эпидемий чумы отмечается три основные вехи. 1. «Чума Юстиниана» (527-565 гг.) в период правления римского императора Юстиниана. 2. Пандемия чумы в Европе в XIV веке (умерло около 25 млн человек, т. е. четвертая часть всего населения Западной Европы). 3. Эпидемия чумы в Индии в 1892 г. (погибло более 6 млн человек) [7].

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

Описание эпидемий чумы в XIV веке в Европе нашло отражение в художественной литературе и хрониках того периода времени. В них, в частности, обращается внимание на изменившийся характер общения людей в условиях постигшей их эпидемии, в частности, отношение к больным и умершим от чумы.

Так, Д. Боккаччо при описании чумы во Флоренции 1348 г. отмечает, что «такие происшествия и многие другие, подобные им и более ужасные, порождали разные страхи и фантазии в тех, которые, оставшись в живых, почти все стремились к одной, жестокой цели: избегать больных и удаляться от общения с ними и их вещами; так поступая, воображали сохранить себе здоровье. „на кладбищах при церквах, где все было переполнено, вырывали громадные ямы, куда сотнями клали приносимые трупы, нагромождая их рядами, как товар на корабле, и слегка засыпая землей, пока не доходили до краев могилы» [8]. «„уход за больными был дурной и их нужды не удовлетворялись...» [8].

В светских хрониках XIV века при описании эпидемии чумы в Сицилийском городе Мессина, в частности, говориться: «Скоро люди настолько ненавидели друг друга, что если сын заболевал, отец не ухаживал за ним. ... Священники и нотарии отказывались заходить в дома больных. Если же кто-то переступал порог такого дома ... он был безнадежно обречен скорой смерти. .Скоро тела лежали повсюду в домах. Ни священник, ни сын, ни отец, ни родственник не осмеливались войти, но они платили слугам, чтобы те погребли умерших. ... Напуганные горожане попросили архиепископа, чтобы тот отлучил мессинцев и запретил их хоронить в городе, и все они были выброшены в глубокие ямы за стенами» [5].

В данном контексте существенное значение приобретают суждения о причинах эпидемий чумы среди образованной части населения, в первую очередь, преподавательского состава медицинских факультетов средневековых университетов. Они в значительной степени отражают схоластический характер медицинских знаний, преподавания медицинских дисциплин и, в целом, академический менталитет в период становления Высшего медицинского образования в Европе. Так, мнение о происхождении чумы членов медицинского факультета Парижского университета (одного из наиболее авторитетных и влиятельных в христианском мире Европе того периода времени, т. к. он был создан по инициативе католической церкви) гласило, что «... испарения, разлитые в воздухе, покрывают туманом многие страны. Подобное обстоятельство случилось в Аравии, в Индии, равнинах и долинах Македонии, в Албании, Венгрии, Сицилии и Сардинии, где ни одного человека не осталось в живых; то же самое будет во всех землях, на которые будет дуть воздух, зачумленный индийским морем, пока солнце будет находиться в знаке Льва. .Мы думаем, что небесные светила, вспомоществуемые природой, делают усилия, в своем небесном могуществе для покровительствования человеческому роду и для исцеления его болезней ...» [5].

Различные предписания по возможному предупреждению чумы членов медицинского факультета того же университета касались, главным образом, определенных

правил питания. «Пусть не едят ни живности, ни водяных птиц, ни молодой свинины, ни старого быка, в особенности же жирного мяса. Пусть употребляют мясо животных, одаренных натурой горячей и сухой, но ни горячащей, ни раздражающей. Мы рекомендуем приправы с толченым перцем, корицу и пряности, особенно лицам, которые привыкли ужинать немного и из отборных блюд; ... Пусть мало пьют за завтраком, ужинают в 11 часов и могут во время стола пить немножко больше, чем утром; ... фрукты сухие и свежие, употребляемые с вином, не вредны, без вина же они могут быть опасны. Красная морковь и другие овощи, свежие или маринованные, могут быть вредны; растения ароматические, такие как шалфей и розмарин, напротив, здоровы; съестные припасы холодные, водянистые или влажные вообще вредны» [5].

Эпидемии чумы привели к определенной переоценке устоев морально-нравственного характера в поведении и образе жизни среди различных слоев населения. Это, в частности, нашло свое выражение в так называемых «галлюцинирующих процессиях» (отражающих предрасположенность к потере рассудка и «блужданиям» разума). Острое осознание скоротечности и бренности жизни, скоропостижности человеческого рода и, отсюда, стремление проживать «день как целую жизнь» в значительной степени стимулировали удовлетворение исключительно биологических потребностей, что в дальнейшем легло в основу сюжета «пир во время чумы».

Тем не менее, несмотря на случаи массового психоза, стигматизацию и социально-коммуникативное отчуждение больных чумой, были предприняты некоторые попытки по ее возможному предупреждению и организации медицинской помощи. Так, в ряде европейских стран было положено начало становлению первого санитарного законодательства и городской санитарии, что, в частности, предписывало удаление разной падали и нечистот на улицах и обеспечение города доброкачественной водой [9]. Пандемия чумы в XIV веке также привела к созданию карантинов. Первые карантины (итал. quarantena - 40) были введены в портовых городах Италии с 1348 г. В XV веке на острове Св. Лазаря близ Венеции были организованы первые лазареты для заболевших на морских судах во время карантина. Это положило начало созданию гражданских (светских) больниц по примеру Средневекового Востока. До этого больницы создавались преимущественно при монастырях (например, Дом Божий (Hotel Dieu) в Лионе (VI век), Париже (VIII век) и т. д.

Таким образом, следует отметить, что эпидемии в эпоху Классического Средневековья «высветили» целый ряд узловых, «знаковых» проблем, решение которых постепенно началось уже с эпохи Возрождения:

1. Наглядно показали отсутствие научно обоснованного подхода в решении этой проблемы и, тем самым, бессилие медицины того периода времени в лечении и предупреждении инфекционных болезней.

2. Отразили специфику высшего медицинского образования, во многом построенного на схоластической основе.

3. Выявили необходимость рационального познания мира.

4. Показали необходимость организации системы медицинской помощи инфекционным больным.

Al

SSM

5. Акцентировали внимание на необходимости реализации системы общегосударственных мер по санитарному благоустройству в населенных местах в законодательном порядке.

6. С религиозной точки зрения обострили вопрос о человеке с позиций «спасении его души и вечности жизни».

В целом, как отмечает Д. А. Балалыкин, при оценке уровня медицинских знаний в указанную эпоху, «соблюдая принцип историзма, мы не можем себе представить значимый прогресс медицины в условиях неразвитости институтов, призванных обеспечить этот прогресс, - университетов и больниц. Ведь практически применительно к каждому медицинскому факультету университета в XII-XIV вв. (кроме, пожалуй, Салерно) мы можем давать такие же сочувственные характеристики» [10].

Особо следует отметить, что средневековые эпидемии в значительной степени высветили проблему человеческого существования в условиях этих медицинских катастроф, что поставило индивида на грань выживания и сформулировало неизбежный в этих случаях вопрос: что делать? Это заставляет проводить определенные аналогии с более поздними историческими периодами. Так, в романе-метафоре, романе-притче А. Камю «Чума», где действие происходит в ХХ веке, не случайно подчеркивается, что «в мире всегда была чума, всегда была война. И, однако ж, чума, и война, как правило, заставали людей врасплох» [11]. Здесь социально-коммуникативная среда в определенной степени напоминает проблему индивидуальной выживаемости и благополучия, имевшую место в эпоху средневековых эпидемий. «С той минуты, когда чума закрыла городские ворота, когда их существование заполнила собой разлука, они лишились того спасительного человеческого тепла, которое помогает забыть все. В каждом уголке города мужчины и женщины в различной степени жаждали некоего воссоединения, которое каждый толковал по-своему, но которое было для всех без изъятия одинаково недоступным»» [11].

Таким образом, массовые эпидемии, как в прошлом, так и в настоящем, неизбежно поднимают вопросы не только социально-медицинского, но и общечеловеческого, нравственного и личностного характера. Образно выражаясь, «.микроб чумы никогда не умирает, никогда не исчезает.» [11]. Это служит специфическим вызовом социально-биологической сущности человека и ставит его перед выбором определенной модели поведения в экстремальных медицинских условиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дюрер А. Гравюры. М.: Магма, 200З. 559 с. DyurerA. Gravyury. M.: Magma, 2003. 559 s.

2. Гуревич М.Я. Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства. СПб. 1999. З96 с.

Gurevich M.YA Srednevekovyj mir: Kul'tura bezmolvstvuyushhego bol'shinstva. SPb. 1999.396s.

3. Виолле ле Дюк. Жизнь и развлечения в Средние века. СПб.: Евразия, 1997. З84 с.

Violle le Dyuk. Zhizn'irazvlecheniya vSrednie veka. SPb.: Evraziya, 1997.384s.

4. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы. М. 2002. 620 с. Kuz'min K.V., Sutyrin B.A. Istoriya social'nojraboty. M. 2002. 620s.

Б. Бергер Е.Е., Туторская М.С. Хрестоматия по истории медицины / под ред. проф. Д.А. Балалыкина. М.: Литтерра, 2012. 617 с.

Berger E.E., Tutorskaya M.S. Xrestomatiya po istorii mediciny/pod red. prof. D.A. Balalykina. M.: Litterra, 2012. 617s.

6. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник. М.: Академия, 2008. 600 с. Sorokina T.S. Istoriya mediciny. Uchebnik. M.: Akademiya, 2008. 600 s.

7. Брико Н.И., Зуева Л.П., Покровский В.И. и др. Эпидемиология. Учебник в 2-х тт. Т. 1. М.: МИА, 201З. 8З2 с.

Briko N.I., Zueva L.P., Pokrovskij V.I. i dr. Epidemiologiya. Uchebnik v 2-x tt. T. 1. M.: MIA, 2013. 832 s.

5. Боккаччо Д. Декамерон. М.: АСТ, 2006. 6З8 с. Bokkachcho D. Dekameron. M.: AST, 2006. 638s.

9. Сунцов В.В., Сунцова Н.И. Чума. Происхождение и эволюция эпизоотической системы (экологические, географические и социальные аспекты). М.: Изд-во КМК, 2006. 247 с.

Suncov V.V., Suncova N.I. Chuma. Proisxozhdenie i evoluciya epizooticheskoj sistemy (ekologicheskie, geograficheskie isoczial'nye aspekty). M.: Izd-vo KMK, 2006.247 s.

10. Балалыкин Д.А. Зарождение медицины как науки в период до XVII в. М.: Весть, 201З. 256 с.

Balalykin D.A. Zarozhdenie mediciny kak nauki v period do XVII v. M.: Vest, 2013.256 s.

11. Камю А. Чума. В кн. Избранное. Минск. Народная асвета, 1989. С. 11З-З41. Kamyu A. Chuma. V kn. Izbrannoe. Minsk, Narodnaya asveta, 1989.

S. 113-341.

12. Супотницкий М.В., Супотницкая М.С. Очерки истории чумы. В 2-х кн. М.: Вузовская книга, 2006. 964 с.

Supotnickij M.V., Supotnickaya M.S. Ocherki istorii chumy. V 2-h kn. M.:Vu-zovskaya kniga, 2006.964 s.

13. Жак ле Гофф. Цивилизация Средневекового Запада. М.: Прогресс-Академия, 1992. З76 с.

Zhak le Goff. Civilizaciya Srednevekovogo Zapada. M.: Progress-Akademiya, 1992.376 s. I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.