УДК 159.9.072.423
Николаева А.В.
студентка-бакалавр Института психологии Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова
(Россия, г. Якутск)
ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОКРАСКИ ВРЕМЕНИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ ЛИЧНОСТИ
Аннотация: в данной статье дается подробное описание исследования влияния эмоциональной окраски настоящего времени на психологический возраст личности. Выявлена связь уровня эмоциональной окраски времени с отставанием, адекватностью или опережением психологического возраста от хронологического.
Ключевые слова: восприятие времени, эмоциональная окраска времени, реализованность времени, психологический возраст.
В современной психологии исследование психологического возраста занимает особое место. Из трех подвидов возраста (биологического, хронологического и психологического) именно психологический возраст является наименее изученным.
Психологический возраст - величина непостоянная. Т.е. человек не только стареет в психологическом времени, но и может помолодеть в нем в зависимости от изменения восприятия настоящего времени. Мы предположили, что эмоциональная окраска настоящего оказывает влияние на осознание личностью своего психологического возраста, определяя тем самым инфантилизацию, адекватность возраста или преждевременное старение личности.
В исследовании ставились следующие задачи:
Изучить специфику восприятия эмоциональной окраски настоящего времени. Определить психологический возраст испытуемых. На основе полученных данных провести сравнительный анализ уровня эмоциональной окраски времени и психологического возраста личности.
Испытуемые. Всего приняло участие 63 респондента (64% женщин и 36% мужчин) в возрасте от 20 до 35 лет.
Методы исследования. Для определения уровня эмоциональной окраски времени в исследовании использовалась методика «Семантический дифференциал времени» Л.И. Вассермана. Методика содержит 25 пар прилагательных -антонимов (25 полярных шкал), характеризующих время, с помощью которых испытуемый по шестибалльной шкале оценивает заданное понятие («прошлое», «настоящее», «будущее»). Из 5 факторов времени (активность, эмоциональная окраска, величина, структура и ощущаемость времени) мы взяли во внимание только эмоциональную окраску времени, характеризующую удовлетворенность испытуемого оцениваемым временем и его отношением к будущему.
Также в исследовании психологического возраста испытуемых использовалась процедура оценивания интервалов жизни длительностью в 5 лет, предложенная Е.И. Головахой и А.А. Кроником. Испытуемому предлагается оценить по десятибалльной шкале каждый пятилетний интервал своей жизни (как прожитой, так и будущей) по степени насыщенности значимыми событиями. При этом каждый опрашиваемый самостоятельно определяет желаемую для себя продолжительность жизни. По результатам подсчитываются два показателя: степень реализованности психологического времени и психологический возраст.
После сбора данных по методикам исследования была проведена статистическая обработка в программе SPSS Statistic 17.0. В качестве статистического изучения влияния эмоциональной окраски настоящего времени и психологическим возрастом личности использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Результаты и их интерпретация. Среди испытуемых в группе у 15 человек (24%) выявлено отставание психологического возраста. 24 человека (38%) имеют психологический возраст, адекватный их хронологическому. Оставшиеся 38% (24 человека) опережают свой календарный возраст.
По показателю «Предполагаемый возраст» было получено 22 ответа. Минимальное значение - 21, максимальное значение - 100. Мода в изучаемом ряду равна 70 годам, ее выбрали 10 человек из 63 (15,9% респондентов).
Также были выявлены значения реализованности времени для вариаций психологического возраста: отставания, адекватности и опережения.
Чем значение ближе к единице, тем выше реализованность времени личности. Таким образом, для отставания психологического возраста характерны значения 0,14-0,28, для адекватности - 0,22-0,40, для опережения - 0,36-0,89.
Выявлены следующие корреляционные связи (учитывались только значимые корреляции на уровне 0,01):
Психологический возраст респондента находится в прямой сильной корреляции с реализованностью времени (r=0,79 при p=0,01), соответственно, чем больше человек добился от жизни, тем он старше своего календарного возраста.
Реализованность времени отрицательно коррелирует с предполагаемым возрастом личности (r=-0,47 при p=0,01), таким образом, желание человека прожить долгую жизнь объясняется тем, что в данный момент он еще не добился того, чего хотел и ему нужно больше времени для самореализации.
Предполагаемый возраст личности определяется степенью эмоциональной окраски (r=0,481 при p=0,01) настоящего.
На основе корреляционного анализа мы можем сделать вывод, что степень эмоциональной окраски настоящего играет ведущую роль в определении психологического возраста человека.
Проверка полученные результаты посредством таблицы сопряженности значений «Психологического возраста» со значениями «Эмоциональной окраски Настоящего» показала, что в категории «Отставание психологического возраста» преобладают высокие значения эмоциональной окраски настоящего (33,3% - повышенный уровень, 33,3% - существенно повышенный уровень). В категории «Адекватность психологического возраста» преобладает повышенный уровень эмоциональной окраски настоящего - 50% от всех значений. В категории «Опережение психологического возраста»
преобладают низкие значения эмоциональной окраски настоящего (33,3% - существенно пониженный уровень, 25% -пониженный уровень).
Психологический возраст будет тем больше, чем меньше человек ожидает прожить и чем в больше степени реализовалось его психологическое время [8]. Из этого можно сделать два вывода:
1. Если человек воспринимает свое настоящее очень объемным и радостным и имеет грандиозные планы на будущее, то, соответственно, он прогнозирует свое будущее максимально долгим и позитивно окрашенным. Желание личности прожить долгую жизнь указывает на большой объем планов и ожиданий, которые рассчитаны на больший период хронологического времени, чем человек располагает в действительности. Низкая реализация психологического времени сигнализирует об отставании психологического возраста личности. Отставание психологического возраста приводит к реализации инфантильных установок.
2. Наоборот, когда человек видит свое настоящее неоправданно мрачным и плоским, у него практически отсутствуют планы на будущее: чаще всего это связано с конечностью поставленных и реализованных целей, то это говорит об опережении психологического возраста от хронологического. Опережение психологического возраста обычно означает преждевременное старение.
Список литературы
1. Вассерман, Л.И. Семантический дифференциал времени: экспертная психодиагностическая система в медицинской психологии: пособие для психологов и врачей / Л.И. Вассерман, Е.А. Трифонова, К.Р. Червинская. -СПб., 2009. - 267 с.
2. Головаха, Е.И. Психологическое время личности / Головаха Е.И., Кроник. А.А. - Киев, - 1984, - 127 с.
3. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. - СПб. : Речь. - 2010. - 352 с.
4. Кублицкине, Л. Ю. Организация времени личности как показатель ее активности // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 2016. С. 185-192.
5. Пацакула, И.И Психологический анализ представлений о субъективном времени личности / Пацакула И.И., Зайчикова И.В., Гудовская О.С.