ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ВРЕМЕНИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ ПО ПРИЗЫВУ
Работа представлена кафедрой общей и педагогической психологии Томского государственного университета.
Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор О. М. Краснорядцева
В статье рассматриваются особенности восприятия субъективного времени военнослужащими по призыву. Анализируется содержание факторов семантического дифференциала времени, особенности восприятия трех моментов времени, какая из временных категорий (настоящее, прошлое и будущее) является наиболее актуализированной у военнослужащих каждого периода службы. Показаны различия восприятия времени у военнослужащих по периодам службы. Представлена степень расхождения психологического и хронологического возраста военнослужащего в аспекте целостной жизненной перспективы.
Special features of perception of subjective time by draftees are discussed in the article. The content of the semantic time differential's factors and special features of perception of the three time moments are analysed. The author decides which of the time categories (present, past and future) is considered to be the most actualised among military men according to the service periods. The degree of the divergence of psychological and chronological age of military men in the context of the integrated life perspective is presented.
Время является одной из важнейших составляющих нашей жизни, оно связывает все структуры нашей реальности, пронизывает все сферы жизнедеятельности человека. К проблеме времени обращались многие философы . Но время является и поня-2 г,
тием психологии . Оно неотделимо от субъекта. Время является связующим звеном в образе мира субъекта и, одновременно, входит как составляющее в этот образ. Поэтому осмысление и исследование времени как психологического понятия важно дтя лучшего понимания того, как формируется и функционирует образ мира конкретного субъекта. Именно психологическое
время субъекта определяет во многом его * 3
способы жизнедеятельности .
Изучение субъективного времени у военнослужащих по призыву является чрезвычайно важной задачей, поскольку жизнедеятельность этой категории осуществляется не только в условиях вынужденного изменения образа жизни, но и в экстремальных условиях военной службы, тем самым, ставя юношей постоянно в ситуации испытания на прочность духовных и физических сил. Ведь время, точнее, умение человека его рационально использовать является необходимым условием успешной профессиональной (служебной) деятельности. Выяснение особенностей использования времени, отношения к нему у военнослужащих по призыву представляется важным для укрепления морально-психологического состояния и психологической устойчивости личного состава, повышения его готовности и способности к выполнению задач в шобых условиях.
Под субъективным временем мы понимаем такое переживание, находящееся на стыке объективного временного отрезка и
отношения человека к действительности (настоящему, прошлому или будущему), которое обусловлено ценностно-смысловыми составляющими образа мира человека.
Поскольку структурными компонентами психологического времени являются прошлое, настоящее и будущее, то особенности отношения ко времени могут быть выявлены на психосемантическом уровне путем реконструкции семантических пространств значений этих временных модусов. Построение таких пространств даст нам видение структуры личного субъективного временного опыта испытуемых в прошлом, настоящем и будущем, а, следовательно, структуру их трансспективы и общей стратегии жизни в целом. Психосемантический подход к исследованию личности реализует парадигму «субъектного» подхода к пониманию другого. Содержательная интерпретация выделяемых структур (факторов) требует увидеть мир «глазами испытуемого», почувствовать его способы осмысления мира. «Реконструируемая в рамках субъективного семантического пространства индивидуальная система значений выступает своеобразной ориентировочной основой эмпатийного процесса, дает ему смысловые опоры заметить новые принципы типологии личности, где личность испытуемого рассматривается не как набор объектных характеристик в пространстве диагностических показателей, а как носитель определенной
картины мира, как некоторый микрокосм
„ 4
индивидуальных значений и смыслов» .
Время жизни личности - это не только те годы, которые прожиты человеком, но и те которые предстоит прожить в будущем, представление о которых (временная перспектива) может выступать субъективным фактором, воздействующим на самооцен-
ку возраста. Понимание психологического возраста личности как «индивидуальной меры реализованное™ психологического времени» позволяет определить количественные показатели субъективной реализованное™ и интерпретировать степень расхождения психологического и хронологического возраста в аспекте целостной жизненной перспективы, представленной в сознании военнослужащего к моменту проведения исследования. По мнению А. Л. Хроник, Е. И. Головахи, единицами измерения реализованное™ психологического времени для человека являются значимые события, проявляющиеся в его субъективных оценках степени влияния того или иного события на жизнь в целом . Событие, как считает Т. Б. Карцева, является «жизненным лишь в том случае, когда его свершение затрагивает центральные аспекты его личности - его образ "я", представление о себе, действуя на них разрушительно или вынуждая личность изменять их. Если же происшедшее событие не затрагивает этах сфер личности, оно не является для нее жизненным независимо от того, насколько тягостно для чело-
6
века его переживание» .
В исследовании принимали участие 120 человек: военнослужащие по призыву четырех периодов службы по 30 человек в каждом периоде. Возраст испытуемых составляет 18-20 лет.
Целью нашего исследования является выявление особенностей субъективного времени у военнослужащих по призыву.
Для изучения восприятия времени нами использовалась методика «Семантический дифференциал времени» (СДВ), специальные шкалы которого, характеризующие прошлое, настоящее и будущее время, позволяют оценить индивидуальные особенности переживания личностью временных ^ 6 аспектов своей жизни .
Содержание основных факторов СДВ следующее:
1. Фактор активности (АВ) показывает степень напряженности, плотности и стремительности времени.
2. Фактор эмоциональной окраски времени (ЭВ) выражает удовлетворенность оцениваемым временем. Особенно важна роль этого фактора в отношении будущего времени, в этом отражается надежда на преодоление негативных переживаний.
3. Фактор величины времени (ВВ) отражает косвенно мотавационный потенциал. Положительный показатель ВВ выражается в интуитивном представлении, где время воспринимается большим, объемным, глубоким, а отрицательный показатель говорит о том, что психологическое время воспринимается как маленькое, плоское, мелкое и узкое.
4. Фактор структуры (СВ) свидетельствует о развитии понятности, ритмичности, обратимости познавательной структуры времени у человека.
5. Фактор ощущаемости времени (ОВ) выражает степень близости, реальности, открытости психологического времени.
Для исследования субъективного отношения военнослужащего к собственному возрасту нами была использована методика диагностики психологического возраста личности, разработанная А. Л. Кроник и Е. И. Головахой .
На диаграммах отображены показатели факторов СДВ у военнослужащих всех периодов (см. рис. 1-3).
Сравнительный анализ полученных данных оценки восприятия прошедшего времени военнослужащими всех призывов показал следующее (см. рис. 1):
1. Существенных различий у военнослужащих всех периодов в восприятии прошедшего времени (до службы в армии) нет.
2. Показатели по факторам ЭВ, ВВ и СВ имеют существенно повышенный уровень [(11,2; 9,6; 7,8; 10,0), (8,8; 7,8; 7,4; 9,1), (5,5; 4,6; 4,0; 5,8) - соответственно по факторам и по периодам]. Прошедшее время до службы в армии воспринимается военнослужащими как положительное (радостное, яркое, спокойное, цветное, светлое, мгновенное, глубокое, объемное, широкое, большое, понятное, неделимое, непрерывное, обратимое, ритмичное).
ял ИП нп свп овп ивп
Ф^но р Ы
Рис. 1. Показатели восприятия прошедшего времени военнослужащими по призыву Примечание: АВП - активность прошлого, ЭВП - эмоциональность прошлого, ВВП -величина прошлого, СВП - структура прошлого, ОВП - ощущение прошлого, ИВП - итоговый показатель прошлого.
3. Показатели по факторам АВ и ОВ имеют незначительно повышенный уровень [(7,1; 6,2; 7,5; 6,4), (6,6; 6,6; 6,5; 6,5) -соответственно по факторам и по периодам]. Прошедшее время воспринимается военнослужащими как положительное (активное, стремительное, плотное, изменчивое, близкое, реальное, ощущаемое, открытое).
4. Итоговый показатель прошедшего времени имеет существенно повышенный уровень, что еще раз подчеркивает высокую качественную количественную оценку этого временного отрезка.
Сравнительный анализ полученных данных оценки восприятия настоящего времени военнослужащими всех призывов данных показал следующее (см. рис. 2):
8,00 -г—
>г
Рис. 2. Показатели восприятия настоящего времени военнослужащими по призыву Примечание: АВН - активность настоящего, ЭВН - эмоциональность настоящего, ВВН-величина настоящего, СВН - структура настоящего, ОВН - ощущение настоящего, ИНН - итоговый показатель настоящего.
1. Имеют место различия в восприятии настоящего времени (период службы в армии) у военнослужащих всех периодов.
2. Показатели по фактору АВ у военнослужащих всех периодов имеется незначитель-
но пониженный уровень (3,7; 1,2; 2,1; 1,8 -соответственно по периодам), причем военнослужащие I периода воспринимают время службы в армии как более активное, напряженное стремительное, плотное, постоянное.
3. По фактору ЭВ военнослужащие I и IV периодов имеют незначительно повышенный уровень (4,9 и 5,8 соответственно). Военнослужащие II и III периодов - незначительно пониженный уровень (1,5 и 0,3 соответственно). Настоящее время у военнослужащих I и IV периодов воспринимается более радостным, ярким, спокойным, цветным, светлым. То же самое можно проследить и по фактору ВВ. Военнослужащие
I и IV периодов имеют незначительно повышенный уровень (5,1 и 6,9 соответственно). Военнослужащие II и III периодов -незначительно пониженный уровень (1,8 и 2,1 соответственно). Военнослужащие I и IV периодов воспринимают настоящее время более глубоким, объемным, широким, большим.
4. По фактору СВ военнослужащие всех периодов имеют незначительно повышенный уровень (4,0; 3,1; 3,0; 4,9 - соответственно по периодам). Настоящее время воспринимается ими как понятное.
неделимое, непрерывное, обратимое, ритмичное.
5. Показатели по фактору ОВ имеют незначительно повышенный уровень (5,7; 5,8; 5,0; 7,2-соответственно по периодам). Настоящее время воспринимается военнослужащими как близкое, реальное, общее, ощущаемое, открытое.
6. Итоговый показатель настоящего времени имеет незначительно повышенный уровень у военнослужащих I и IV периодов (4,7 и 5,3 соответственно), что говорит о несколько высокой качественной и количественной оценке этого временного отрезка. Вместе с тем итоговый показатель настоящего времени у военнослужащих II и III периодов имеет незначительно пониженный уровень (2,7 и 2,5 соответственно), что говорит о низкой качественной и количественной оценке этого временного отрезка.
Сравнительный анализ полученных данных оценки восприятия будущего времени показал следующее (см. рис. 3):
АВЕ ЭВБ ВВБ ГВЬ ОБ ИБ
Ф ¿ктср ы
Рис. 3. Показатели восприятия будущего времени военнослужащими по призыву
Примечание: АВБ - активность будущего, ЭВБ - эмоциональность будущего, ВВБ - величина будущего, СВБ - структура будущего, ОВБ - ощущение будущего, ИБВ - итоговый показатель будущего.
1. Существенных различий у военнослужащих всех периодов в восприятии будущего времени (после службы в армии) нет.
2. Показатели по факторам ЭВ, СВ имеют существенно повышенный уровень [(12,8; 11,0; 12,4; 12,1), (8,3; 8,9; 6,7; 9,8) -
соответственно по факторам и по периодам]. Будущее время после службы в армии воспринимается военнослужащими как положительное (радостное, яркое, спокойное, цветное, светлое, понятное, неделимое, непрерывное, обратимое, ритмичное).
3. Показатели по факторам АВ, ВВ и ОВ имеют незначительно повышенный уровень [(6,5; 5,5; 7,9; 7,5), (8,5; 7,3; 8,0; 5,9), (7,8; 7,5; 7,0; 9,4) - соответственно по факторам и по периодам]. Будущее время воспринимается военнослужащими как положительное (активное, расслабленное, стремительное, плотное, изменчивое, мгновенное, глубокое, объемное, широкое, большое, близкое, реальное, общее, ощущаемое, открытое).
4. Итоговый показатель будущего времени имеет существенно повышенный уровень, что еще раз подчеркивает высокую качественную количественную оценку этого временного отрезка.
Таким образом, сравнительный анализ восприятия времени у военнослужащих всех периодов показал, что:
1. Существенных различий у военнослужащих всех периодов в восприятии прошлого (до службы в армии) и будущего (после службы в армии) времени нег. Прошлое и будущее воспринимаются испытуемыми как активное, стремительное, плотное, яркое, понятное, большое, неделимое, цветное, объемное, широкое, глубокое, ощущаемое, светлое.
2. Имеются различия в восприятии настоящего времени по факторам ЭВ, ВВ. Военнослужащие II и III периодов настоящее воспринимают как более печальное, тусклое, тревожное, длительное, плоское, узкое, маленькое.
Далее при анализе СДВ нас интересовало: особенности восприятия трех моментов времени, выявление того, какая из временных категорий (настоящее, прошлое и будущее) является наиболее актуализированной у военнослужащих каждого периода службы.
Полученные данные дают основание для заключения:
1. Военнослужащие в целом более негативно оценивают настоящее время. Выявляется склонность сосредоточивать внимание на отрицательных сторонах событий, окружающих людей и межличностных от-
ношений, а также на личных недостатках и неудачах. Актуальное состояние военнослужащих характеризуется более низким уровнем жизненного тонуса. Недостаток внутреннего напряжения может проявляться пассивностью, безынициативностью, апатией, вялостью, чувством недостаточной наполненности жизни событиями, впечатлениями и делами, бедностью эмоциональной жизни, общим недостатком жизненных сил. Военнослужащие не стремятся к расширению сферы социальных контактов, погружены в самосозерцание и самоанализ. Не склонны брать на себя дополнительные обязанности, ставить перед собой труднодостижимые цели, в большей мере приспосабливаются к внешним условиям и межличностным отношениям, чем формируют их. Общая расслабленность может сочетаться с ощущением пустоты, спокойствие - со скукой, инертностью, статичностью внутренней жизни. Военнослужащие в целом не удовлетворены актуальной жизненной ситуацией, ощущают, что происходящее не отвечает их истинным потребностям и ценностям, в связи с чем ощущают эмоциональный дискомфорт. Актуальная ситуация блокирует наиболее значимые потребности испытуемого и воспринимается им как нечто, противоречащее его глубинным личностным устремлениям. Невозможность удовлетворения актуальных потребностей приводит к снижению мотивационного потенциала, потере интереса к действительности и апатии.
2. Военнослужащие в целом воспринимают свое прошлое как более счастливый и более наполненный положительными переживаниями период, чем настоящее. Прошлое воспринимается военнослужащими как значительно более счастливый и более наполненный положительными переживаниями период, чем настоящее. Оно идеализируется, что может быть обусловлено искажающим действием механизмов психологической защиты, позволяющих военнослужащим снизить интенсивность эмоциональ-
ного напряжения в связи с фрустрирующей жизненной ситуацией. Погружение в воспоминания, по-видимому, позволяют им отвлечься от актуальных трудностей и мыслей о личной ответственности за их преодоление. Прошлое воспринимается как период, насыщенный событиями и впечатлениями. Военнослужащие связывают прошедший период с высокой активностью, по1ру-жснностью в индивидуально значимую деятельность, разнообразием социальных контактов. Контраст между пассивностью настоящего и активностью прошедшего психологического времени можег свидетельствовать о высокой значимости утраты прежнего жизненного уклада и прежнего «Я» как энергичной, целеустремленной личности. Впечатления, касающиеся прошлого, носят ярко выраженный положительный характер, связаны с чувством радости, удовольствия, уверенности, беззаботности. При этом впечатлетшя, касающиеся прошлого, в целом более приятны и позитивны, чем актуальные переживания.
3. Для военнослужащих характерно оптимистичное видение своего будущего. Будущее, как и настоящее, видится военнослужащим свеглым, радостным, спокойным.
Военнослужащие связывают будущий период с высокой активностью, погруженностью в индивидуально значимую деятельность, разнообразием социальных контактов. Особого внимания заслуживают' следующие особенности восприятия испытуемым своей жизненной перспективы. Военнослужащие имеют четкие представления и ожидания, касающиеся его деятельности и жизненных обстоятельств в будущем. Они прогнозируют и планируют свое будущее. Будущее воспринимается как период, богатый на впечатления и события, связанный с высоким уровнем жизненного тонуса.
Следующим этапом исследования было определение психологического возраста с помощью методики, разработанной А. Л. Кроник и Е. И. Головахой. Проведенное обобщение собранной информации позволило в каждом периоде службы выделить три группы. В первую группу вошли те, у кого психологический возраст соответствует хронологическому или с незначительной разницей (в ± 1); во вторую -лица, у которых психологический возраст ниже хронологического; в третью - военнослужащие с более высоким психологическим возрастом (см. табл. 1).
Таблица 1
Представленность соотношения психологического и хронологического возраста у военнослужащих по периодам службы
Периоды службы П. в. = Хр. в. (±1) П. в. < Хр. в. П. в. > Хр. в.
1 10% 43% 47%
II 29% 29% 42%
III 23% 33% 44%
IV 42% 38% 4%
Анализ представленных результатов показывает, что:
1. У большинства военнослужащих I периода службы психологический возраст не соответствует хронологическому. Отмечается выше или удельный вес будущего (тем моложе оценивает себя молодой человек) или прошлого (тем старше себя оценивает). Одни военнослужащие видят
перед собой будущее, имеют перспективу более весомую, чем все ими уже достигнутое, для других - наиболее продуктивные периоды остались в прошлом, которое приобретает для них наибольшую ценность. Такие лица плохо понимают экзистенциальную ценность жизни «здесь и теперь», не способны наслаждаться актуальным моментом, сравнивая его с про-
шлыми радостями и обесценивая предвкушением грядущих успехов.
2. Почти у трети военнослужащих II и III периода службы психологический возраст соответствует хронологическому. Увеличивается количество военнослужащих, у которых удельный вес настоящего, прошлого и будущего одинаков. Личность живет по принципу «здесь и сейчас», принимая жизнь во всех ее проявлениях. Способность жить настоящим означает уверенность в себе, а не пустое ожидание «чего-то», в надежде, что само собой в жизни что-то изменится.
3. У большинства военнослужащих IV периода службы психологический возраст или соответствует или ниже хронологического. Дело в том, что срок военной службы подходит к концу. Молодой человек полон планов и, имея высокий жизненный потенциал, стремится к их реализации; следовательно, будущее приобретает здесь исключительную ценность.
4. Продолжает у военнослужащих первых трех периодов службы оставаться высоким удельный вес прошлого (психологический возраст превышает хронологический). Эти молодые люди пытаются удержать свою устойчивость, которая может быть нарушена в результате воздействия на него среды, вдруг ставшей для него полностью враждебной. «Они закрываются от будущего с его «всевозможностью», поливариативностью и пытаются удержаться в настоящем исключительно за счет ресурсов,
к 8
обретенных в прошлом» .
Особую роль в развитии образа жизни играют представления личности о будущем - ее цели и планы, стремления и на-
дежды. Наличие четкой и осознанной жизненной перспективы дает человеку мощные стимулы к творчеству, рождает оптимистическое мироощущение, а узкая и односторонняя перспектива заранее обрекает человека на ограниченный диапазон жизненных проявлений, что чревато преждевременным «психологическим старением», в результате которого у личности пропадает интерес к будущему как полю самореализации.
Таким образом, психологический возраст личности - стрелка весов, на одной чаше которых прошлое, на другой - будущее. Когда перетягивает, оказывается более значимым прошлое - человек чувствует себя старше, когда весомее будущее -моложе. «Изменение пространственной
конфигурации жизни неминуемо вызывает' „ 9
перестройку его временных параметров» .
Таким образом, на основании результатов исследования можно сделать следующие выводы:
1. Существенных различий у военнослужащих по периодам в восприятии прошлого (до службы в армии) и будущего (после службы в армии) времени нет.
2. Имеются различия между периодами в восприятии настоящего времени по факторам ЭВ, ВВ.
3. Военнослужащие в целом более негативно оценивают настоящее время, чем прошлое и будущее.
4. У военнослужащих первых трех периодов службы продолжает оставаться высоким удельный вес прошлого, в то время как у большинства военнослужащих IV периода службы психологический возраст или соответствует или ниже хронологического.
ПРИМЕЧАНИЯ
1АскинЯ. Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование. М.: Мысль, 1966; ТрубниковН. Н. Время человеческого бытия. М.: Наука, 1987.
2
КовалевВ. И. Категория времени в психологии (личностный аспект) / Категории материалистической диалектики в психологии / Под ред. Л. И. Анциферовой. М.: Наука, 1988. С. 216-230; Кроник А. Л., Головаха Е. И. Психологическое время // Знание сила. 1984. Март. С. 20-22; Кубтщ-кене Л. Ю. Личностные особенности организации времени: Автореф. дис. на соис. учен.' степени канд. психол. наук. М., 1989.
-1 Кузьмина О. В. Временные ценности как регулятор практической деятельности личности // Практическая психология. 2001. Март.
Петренко В. Ф. Психосемантический подход // Психологическое обозрение. 1996. № 2 (3). С.13-17.
Кроник А. Л., Головаха Е. И. Психологический возраст личности // Психологический журнал. 1983. Т. 4. № 5. С. 57-65.
Карцева Т. Б. Понятие жизненного события в психологии / Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь / Под ред. Л. Б Ломова. М.: Наука, 1990. С. 88-101.
7
Федорова Т. Л. Методика семантического дифференциала и возможности ее применения в клинической психологии / Психологические исследования личности в клинике. Л., 1978. С. 80-81.
%
Клочко В. Е. Щит Персея и круг Хомы: психоисторический этюд//Сибирский психологический журнал. 2004. Вып. 19. С. 16.
Там же.