Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ВОДИТЕЛЕЙ АВТОБУСОВ'

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ВОДИТЕЛЕЙ АВТОБУСОВ Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ВОДИТЕЛЕЙ АВТОБУСОВ»

УДК 613.692:612.821.3

Канд. мед. наук Т. И. Ахмедов

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ВОДИТЕЛЕЙ АВТОБУСОВ

Украинский институт усовершенствования врачей. Харьков

Научно-технический прогресс резко повысил требования, предъявляемые к человеку в условиях современного высокоавтоматизированного производства и привел к широкому распространению профессий нового типа: операторов, водителей автотранспорта и др. Все возрастающий поток информации, ускорение ритма трудовых процессов создает большое нервно-эмоциональное напряжение, изменяет характер трудовой деятельности, значительно увеличивает нагрузку на нервную систему. При этом наблюдаются изменения в основных системах организма, в первую очередь в центральной нервной и сенсорных. Сообщения последних лет свидетельствуют о том, что усложнение трудовых процессов в сочетании с действием такого фактора, как гиподинамия, усиливает значение нервно-эмоционального напряжении в современной психофизиологии труда (А. И. Киколов; Г. Армянов и Д. Цветков; Э. Бена и соавт.; А. И. Вайсман и соавт.; Н. Т. Матвиенко, и др.). Существенную роль в интегра-тивной деятельности ЦНС играет взаимодействие гнализа-торов. Результаты изучения этого вопроса в физиологии труда и полученные в исследованиях количественные характеристики межсенсорных корреляций помогут при отборе и обучении водителей, труд которых сопровождается нервно-эмоциональным напряжением.

Определение межсенсорных взаимоотношений сводилось к установлению величины и характера сопряженности уровней и чувствительности анализаторов гри различном функциональном состоянии ЦНС в динамике рабочей смены. Поэтому в каждом исследовании проводили сенсометрию (измерение дифференциальных порогов), сущность которой сводилась к количественной характеристике различительных способностей анализаторов (зрительного, кинестетического и слухового ощущений) при возрастании интенсивности исходного раздражения в широком, но строго фиксированном диапазоне по методикам А. В. Завьялова. В дальнейшем показатели чувствительности одного афферентного прибора сопоставляли с показателями активности другого, Что возможно только по самым общим неспецифическим свойствам, присущим системам любой сложности. Это сопоставление осущест-

вляли с помощью статистического метода корреляции. Цель корреляционного анализа заключалась в выявлении наличия, формы и величины связи между уровнями активности изучаемых анализаторов. Корреляционная зависимость определялась коэффициентом корреляции г.

С применением указанных методик обследовано 90 практически здоровых водителей автобусов в возрасте от 25 до 50 лет со стажем по специальности 3—5, 6—10 и 11—20 лет во время работы в дневную смену. Анкетно-психологическим методом оценивали субъективное мотн-вационно-эмоциональное состояние (МЭС). Мы попытались подразделить водителей в зависимости от МЭС на 3 группы: 1-я — с выраженной рабочей установкой, мотивацией к работе, хорошим настроением, положительным эмоциональным состоянием, 2-я — с нейтральными (индифферентными) показателями, 3-я — с отсутствием рабочей установки, мотивов к работе, плохим настроением, отрицательным эмоциональным состоянием, плохим самочувствием. Математическая обработка произведена на ЭВМ БЭСМ-6. Наряду со сдвигами функциональной активности афферентных систем у водителей автобусов дневной смены в процессе трудовой деятельности изменялась сопряженность уровней их активности. Межсенсорные оптико-кинестетические взаимоотношения у водителей 1-й группы со стажем 3—5 лет характеризовались наличием положительной корреляционной связи, которая незначительно снижалась к концу работы и составляла + 0,6 до и +0,55 после работы. При стаже 6—10 лет оптико-кинестетическая корреляция в течение рабочего дня не менялась и была довольно велика (4-0,7). У водителей с большим стажем (11—20 лет) коэффициент оптико-кинестетической корреляции был высоким, составляя до работы 4-0,89. Аудио-оптические взаимоотношения характеризовались наличием положительной корреляции, выраженной у водителей с небольшим стажем (4-0,53) и слабо выраженной у стажированных (4-0,4) до работы, но она отсутствовала у всех испытуемых независимо от стажа после работы. Аудио-кинестетическая корреляция у водителей со стажем 3—5 лет составляла до работы 4-0,52. У стажированных водителей аудио-кинестетичес-

Характеристика межсенсорных взаимоотношений по коэффициенту корреляции у водителей автобусов в дневную смену

(М ± т)

Стаж, Коэффициент оптико-кинестети-. Коэффициент аудно-оптической Коэффициент аудно-кинестетической

ческой корреляции корреляции корреляции

годы

до работы | после работы до работы | после работы до работы | после работы

3—5 6—10 11-20

3-5 6-10 11-20

3-5 6—10 11—20

0,66±0,04 0,78±0,09 0,89±0,05

0,67±0,07 0,84±0,02 0,91±0,06

0,52±0,09 0,54±0,06 0,55±0,07

0,55±0,09 0,75±0,03 0,83±0,08*

0,74±0,06 0,89±0,04 0,94±0,05

0,17±0,05 0,12±0,03 0,15±0,06

1-я группа

0,53±0,05 0,42±0,09 0,45±0,11

2-я группа

0,46±0,07 0,41 ±0,03 0,43±0,08

3-я группа

0,19±0,08 0,14±0,05 0,22±0,08

0,22±0,07

0,27±0,03*

0,21±0,09

0,49±0,05 0,46±0,04 0,48±0,02

—0,17±0,07* —0,22±0,03 —0,19±0,06

0,52±0,02 0,57±0,08 0,59±0,05

0,65±0,02 0,66±0.08 0,69±0,05

0,22±0,03 0,19±0,06 0,21 ±0,08

0,21±0,04»

0,30±0,09

0,28±0,06

0,48±0,04*

0,63±0,09

0,61±0,06

0,14±0,02* —0,39±0,09 —0,41±0,04*

Примечание. Данные, отмеченные звездочкой, имеют уровень значимости более 0, 05.

— 76 —

кие взаимоотношения характеризовались наличием положительной корреляции +0,5/ при стаже 6—10 лет и +0,59 — при стаже 11—20 лет до работы и отсутствием корреляции после смены (см. таблицу).

Во 2-й группе у водителей со стажем 3—5 лет межсенсорные оптико-кинестетические взаимоотношения характеризовались наличием выраженной положительной корреляционной связи, которая незначительно повышалась после работы. У стажированных водителей корреляционная связь была высокой и еще больше возрастала после работы: при стаже 6—10 лет до работы +0,84, после работы +0,89; при стаже 11—20 лет--Ь0,9 и +0,94

соответственно. Аудио-оптические взаимоотношения независимо от стажа характеризовались наличием слабо выраженной положительной связи (+0,4), которая почти не изменялась после работы. Аудио-кинестетическая корреляция у малостажированных водителей проявлялась положительной связью +0,65 до работы и +0,48 после работы. При стаже 6—10 лет корреляция была +0,6, при стаже 11—20 лет составляла +0,69, незначительно изменяясь после работы (+0,61).

У обследованных 3-й группы межсенсорные оптико-кинестетические и аудио-оптические взаимоотношения характеризовались отсутствием корреляции на протяжении дня. В аудио-кинестических взаимоотношениях до работы также не отмечено корреляции у всех водителей независимо от стажа. После работы лишь у стажированных водителей установлена невысокая отрицательная корреляция.

Полученные результаты позволяют считать, что по данным межсенсорных взаимоотношений можно судить о функциональном состоянии сенсорных систем в динамике рабочей смены. Указанные изменения афферентных систем свидетельствуют о разнородных влияниях трудовой деятельности на центральное стимулирование настройки рецепторов, осуществляемой, вероятно, обратной связью— этим универсальным центрально-нервным механизмом, благодаря которому сенсорные системы участвуют в регуляции деятельности организма, согласуя ее с текущими

изменениями в соответствии с необходимым достижением оптимального конечного эффекта (П. К. Анохин). Однако в зависимости от деятельности и мотивационно-эмоцио-нального состояния может иметься и угнетение этой настройки рецепторов на адекватное раздражение в результате слабой обратной связи.

Выводы. 1. Резкое снижение корреляции может служить показателем дезинтеграции функционирования сенсорных систем вследствие нервно-эмоционального утомления. Повышение межсенсорной корреляции свидетельствует о сонастроенной работе анализаторов.

2. Результаты исследования межсенсорных корреляций могут служить дополнительными критериями при оценке готовности к специализированной деятельности и прогнозировании ее результатов.

3. Полученные данные могут быть использованы при разработке оптимальных режимов труда и отдыха водителей с учетом мотивационно-эмоционального состояния и стажа работы.

ЛИТЕРАТУРА. Анохин П. К- — В кн.: Всесоюзная конф. по физиологии труда. 5-я. Материалы. М., 1967, с. 27.

Вайсман А. И., Лащенко Н. С., Вольпер Г. И. — В кн.: Физиология труда. М., 1973, с. 63.

Завьялов А. В. Материалы исследования межсенсорных и внутрисенсорных отношений. Автореф. дис. докт. Воронеж, 1969.

Киколов А. И. Умственно-эмоциональное напряжение за пультом управления. М., 1967.

Матвиенко Н. Т. Физиолого-гигиеническая характеристика труда водителей автобусов. Дис. канд. Донецк, 1974.

Армянов Г., Цветков Д. — Трансп. мед. вестн., 1973, № 4, с. 40—46.

Бена Э., Госковец И., Штикоар И. Психология и физиология шофера. М., 1965.

Поступила 01.09.80

УДК 612.6.052.014.461547.593.211

Профк В. Д. Дышловой, кандидаты биол. наук Я. Л. Бойко, А. М. Шеметун

и Т. И. Харченко

ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ ЦИКЛОГЕКСАНОНА

Киевский медицинский институт им. акад. А. А. Богомольца

Тестирование химических веществ, загрязняющих окружающую среду и входящих в контакт с организмом человека, на мутагенность является основой профилактики наследственных болезней, уродств развития, новообразований (Н. П. Дубинин).

В данном сообщении приводятся результаты изучения цитогенетической активности циклогексанона — циклического кетона с выраженными токсическими свойствами (А. П. Воронин). Сведений о его мутагенной активности не имеется.

Исследования выполнены на клетках культуры лимфоцитов человека (Н. П. Бочков, Н. П. Бочков и соавт., И. Л. Гольдман и Л. Я. Левина, Л.Г. Дубынина, В. С. Жур-ков).

В качестве донора были взяты 15 практически здоровых людей обоего пола в возрасте от 25 до 40 лет.

Лимфоциты культивировали по общепринятой методике (Moorhead и соавт.). Через 3 ч после начала культивирования вводили водный раствор циклогексанона с таким расчетом, чтобы его конечная концентрация в культуральной среде составляла 0,1, 0,01 и 0,005 мг/л.

В каждой культуре анализировали 100 метафазных пластин с равномерно разбросанными хромосомами без продольных наложений. Уровень спирализации хромосом в метафазных пластинках, использующихся для анализа, был следующим: максимум — малые акроцентрики четко видны в виде точек, минимум — хромосомы разделены на 2 хроматиды (Hsu и соавт.).

При анализе метафазных пластинок учитывали ане-уплоидные клетки (гипо- и гиперплоидные), аберрации хроматидного (одиночные фрагменты) и хромосомного (парные фрагменты, дицентрики, кольцевые хромосомы) типов.

Результаты изучения цитогенетического действия циклогексанона представлены в таблице. Во всех трех сериях число гиподиплоидиых клеток не отличалось от контроля, в то время как количество гипердиплоидных метафазных пластинок было выше. Зарегистрировано также увеличение по сравнению с контролем числа хромосомных перестроек почти всех типов. Исключение составили дицентрики (во всех сериях) и кольцевые хромосомы (в III серии). Суммарное же количество индуцируемых цик-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.