Научная статья на тему 'Влияние эмоционального интеллекта на развитие критического мышления как фактор формирования лидерских качеств обучающихся'

Влияние эмоционального интеллекта на развитие критического мышления как фактор формирования лидерских качеств обучающихся Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
508
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеллект / эмоциональный интеллект / критическое мышление / личность / умственные способности / лидерство. / intelligence / emotional intelligence / critical thinking / personality / mental ability / leadership.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жиенбаева А.В.

Статья демонстрирует значимость эмоционального интеллекта в развитии критического мышления, которое в свою очередь формирует лидерские способности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of emotional intelligence on development of critical thinking as a factor of students’ leadership formation

The article demonstrates the importance of emotional intelligence in the development of critical thinking, which in turn forms the leadership abilities of students.

Текст научной работы на тему «Влияние эмоционального интеллекта на развитие критического мышления как фактор формирования лидерских качеств обучающихся»

УДК 373.1 ГРНТИ 14.25.01

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО

ИНТЕЛЛЕКТА НА РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Андатпа

Ма^алада сыни ойлауды дамытудагы эмоционалды интеллект мацыздылыгын кeрсетедi, б^л о^ушылардыц кешбас-шылык, кабшеттерш калыптастырады.

Аннотация Статья демонстрирует значимость эмоционального интеллекта в развитии критического мышления, которое в свою очередь формирует лидерские способности обучающихся.

Annotation The article demonstrates the importance of emotional intelligence in the development of critical thinking, which in turn forms the leadership abilities of students.

Сегодня основной задачей Казахстанской школы является выявление и развитие способностей каждого обучающегося, воспитание конкурентоспособной личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире. Поступающая информация увеличивается в объемах и усложняется в ускоренном режиме, но при этом очень скоро теряет свою актуальность, нововведения должны заново проверяться и переосмысливаться.

Система образования Казахстана отмечает, что для будущего нашего государства необходимо готовить специалистов высокого уровня квалификации, которые владеют такими качествами, как стрессоустой-

Жиенбаева А.В.,

учитель художественного труда, Зуевская ОШ, Костанайская область

Нег1зг1 свздер: интеллект, эмоционалды интеллект, сыни ойлау, жеке тулга, ацыл-ой цабшет1, квшбасшылъщ.

Ключевые слова: интеллект, эмоциональный интеллект, критическое мышление, личность, умственные способности, лидерство.

Keywords: intelligence, emotional intelligence, critical thinking, personality, mental ability, leadership.

s

к <

m О

го £

« О

w «

О

О!

С

w

U

W

¡г1 S

[-4

о

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

ш

s

к <

«

О

го £

« О

w «

О

О!

С

w

U

W

¡г1 S

[-4

о

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

чивость, мобильность, компетентность, толерантность и способность критически мыслить. Исходя из вышеуказанных требований, возникла необходимость в подготовке высоко интеллектуальных, всесторонне образованных выпускников организаций образования.

Д. Векслер определил интеллект глобальной способностью индивида действовать целеустремленно, мыслить рационально и эффективно общаться с окружением [19].

Профессиональная успешность личности напрямую связана со знаниями, умениями и навыками, эрудицией и способностью к мышлению в целом, что является уровнем общего интеллекта.

Но стоит заметить, что чаще всего высокого уровня общего интеллекта оказывается недостаточно. Что, в свою очередь, послужило причиной появления «эмоционального интеллекта», это частое несоответствие уровня общего интеллекта и успешности личности во взаимодействии с социальной средой.

Впервые термин «эмоциональный интеллект» был введен п. Сэловеем и Дж. Майером [18] и рассматривался как один из основных видов интеллектов, способный выражать и воспринимать эмоции, мысли, понимать себя и других.

Д.В. Люсин под эмоциональным интеллектом понимает двойственность - совокупность способностей и личностных характеристик, необходимых для понимания своих и чужих эмоций[12]. Д. Гоулман [6] под эмоциональным интеллектом понимал способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих людей для использования полученной информации для реализации собственных целей. И.В. Андреева [2] даёт определение эмоциональному интеллекту как совокупности ментальных способностей к идентификации, пониманию и управлению эмоциями.

Эмоциональный интеллект объединяет в себе способности личности к эффективному общению за счет видения эмоций людей и способность подражать эмоциональному состоянию. Данная способность, которая позволяет контролировать свои эмоции и строить общение с окружающими людьми, является незаменимой. Как правило, общая интеллектуальная способность позволяет получить хорошие показатели академической успешности и помогает достичь успехов в жизни, творчестве и трудовой деятельности.

Зарубежные и российские исследователи (И.Н. Андреева, Д. Гоулман, Д.В. Люсин, Е.А. Сергиенко, M.A.Brackett, J.D. Mayer, Warner R.M) рассматривали эмоциональный интеллект как один из важнейших факторов успешности личности в социальном взаимодействии.

В Казахстане данной теорией занимается С.Мерсеитова [13], которая является директором проекта «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Она считает важным осмысленное обучение и определяет высокий уровень исследовательской культуры обучающегося как основу развитого критического мышления.

Американский профессор Дэвид Клу-стер пишет: «От Канзаса до Казахстана, от Мичигана до Македонии школьные учителя и университетские профессора стремятся привить своим ученикам способность мыслить критически. Мы знаем, что критическое мышление - это что-то заведомо хорошее, некий навык, который позволит нам успешно справляться с требованиями XXI века, поможет глубже понять то, что мы изучаем и делаем» [8].

Критическое мышление берет свое начало в трудах великих философов, таких как Платон, Сократ, Аристотель, по их мнению, этот феномен - не что иное как форма познавательной активности, способность передавать информацию посредством язы-

Ш

ковых возможностей от поколения к поколению.

Исследованием эмоционального интеллекта занимался зарубежный ученый Д. Гоулмен, в своей научной работе «Теория эмоциональной компетентности» он сопоставляет эмоциональный интеллект с самосознанием, самоконтролем, самоопределением и инициативностью. В своих трудах он демонстрирует связь эмоционального интеллекта у лидеров с высоким эмоциональным самосознанием, такие люди, как правило, прислушиваются к собственным ощущениям и на таком же уровне ощущают состояние окружающих.

Особый интерес вызывают исследования, связанные с наблюдением за старшеклассниками. В этом возрасте у детей идет активное формирование жизненной позиции, осознание собственной значимости, самостоятельного принятия решений и осмысления получаемой информации.

Обучающиеся, имеющие высокую самооценку, знают свои возможности и осознают все свои сильные стороны. Такие ребята имеют чувство юмора над собой, с оптимизмом смотрят в будущее, не боятся учиться новому и совершать ошибки, приветствуют конструктивную критику. Уверенные лидеры могут попросить помощи в необходимый момент, а также в свою очередь предлагают свою. Такие дети выделяются на общем фоне, их выделяет чувство собственного достоинства.

Ребята, которые могут контролировать свои разрушительные эмоции, являются воплощением руководителя, способным управлять своими чувствами, сохранять спокойствие и быть рассудительным, в не зависимости от критичности ситуации остается благоразумным. Не менее важную роль играет оптимизм, ребенок, обладающий таким качеством, найдет выход из любой ситуации и от других людей ждет самых лучших проявлений. И какой бы исход

ситуации не произошел, считает, что все грядущее принесет только пользу. Поэтому необходимо в организациях образования применять новые психолого-педагогические подходы в развитии лидерских способностей у обучающегося.

Лидерство изучали зарубежные и отечественные ученые Алексеева В.П. [1], Б. Басс [17], Б.М. Баймуханбетова [3], А.Т. Байтурбаева [4], Ж. Блондель[5], К.Б. Жарикбаева [7], Б.Т. Куппбаева [10], Г.М. Козыбакова[9]; К. Левин [11], Ж.И. На-мазбаева[14], Х.Т. Шерьязданова [16] и др. Важной отличительной чертой лидера является способность мысленно ставить себя на место другого человека, что позволяет понять невысказанные чувства других людей, лучше понимая их. Лидеры-эмпа-ты прекрасно ладят с окружающими, это позволяет им находить общий язык с разными социальными слоями и даже культурами. Большую роль в этом играет духовно-нравственное развитие, решая эту проблему, духовный казахский мыслитель XIX века Абай Кунанбаев пришел к выводу, что началом человечности является любовь и справедливость. Таким образом, для формирования критического мышления обучающихся важно учесть уровень их эмоционального интеллекта. В совместной работе с обучающимися над развитием критического мышления нужно соблюдать несколько факторов: во-первых, стараться актуализировать знания обучающихся с помощью интерактивных дидактических методик, таких, как ПОПС-формула, дерево решений и т.п. Данные методики позволяют научить ребенка учиться. Во-вторых, поддерживать развитие когнитивной рефлексии обучающихся с целью развития компетенции критического осмысления полученного материала и способами найти правильные решения на поставленные задачи. Из личного опыта работы хотелось бы отметить, что развитие критического

к <

ер О

го £

« О

м «

О

О!

С

м ^

и м

¡г1

[-4

о ч

о «

о н м

м

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и ©

О

и

о -

©

мышления имеет ряд преимуществ: работа в группе позволяет формировать социально эмоциональный интеллект, совместная деятельность позволяет решать более трудные задачи, происходит развитие уважения к своему и чужому мнению, повышается самооценка и собственная значимость.

Перед педагогом 21 века стоит главная задача - воспитать достойного гражданина, человека с большой буквы, который сможет самостоятельно добывать знания и фильтровать их. От каждого из нас зависит, в каком обществе мы будем жить. И будущее нашей страны находится в руках людей, которые владеют навыками критического мышления и обладают эмоциональным интеллектом.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Алексеева В.П. Историческая антропология и этногенез. - М.: Наука, 2008.

2.Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии/ И.Н.Андреева - Новополоцк: ПГУ, 2011.

^ Э.Байм^ханбетов Б.М. Болашац баста-§ уыш сынып м¥Fалiмдершщ лидерлш са-« пасын арттыру: PhD дис. - Алматы, 2014. § -159 б.

g 4.Байтурбаева А.Т. Политические факто-3 ры формирования имиджа лидера в Респуб-w лике Казахстан: автореф. ... канд. полит. о наук: 23.00.02. - Алматы, 2009. - 20 с. с 5.Блондель Ж. Политическое лидерство: s Путь к всеобъемлющему анализу / пер. с и англ. Г.М. Квашнина. - М.: Российская ака-s демия управления, 1992. - 135 с. § б.Гоулман Д. Эмоциональный интел-« лект, почему он может значить больше чем IQ - 4-е изд. Манн, Иванов и Фербер, 2016 ^ ISBN- 978-5 -17-050409-1. g 7.Жарикбаев К.Б. Образ жизни кочевников и его психология // Психология в шко-§ ле. - 2007. - №1. - С. 3-7.

8.Клустер Д. Что такое критическое g мышление? [Электронный ресурс] / Режим

доступа:http://testolog.narod.ru/Other15.html (дата обращения: 10.10.2021г.)

9.Козыбакова Г.М. К вопросу о формировании лидерских качеств у будущих специалистов: Научное издание // Казацстаннын, гылыми элемi = Научный мир Казахстана.

- 2009. - № 5. - С. 121-127.

10.Куппаева Б.К. Лидерство и авторитет // 1здетс. Гуманит. гыл. сериясы. - 2009. -№1. - С. 110-115.

11.Левин К. Определение понятия «поле в данный момент» // Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризиса. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - С. 131-145.

12.Аюсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн/ Д.В. Аюсин//Психологи-ческая диагностика, - 2006, - № 4.

13.Мирсеитова С.С. Обучение как поиск и поиск для обучения. Формы и методы развития критического мышления обучающихся. 2011. Караганды: ИП «Жолдак Е.В.».

14.Намазбаева Ж.И. Развитие интеллектуальной творческой личности: учебно-методическое пособие. - Алматы: Изд-во «УЛАЕАТ», 2013.

15.Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Тест Дж. Мейера, П.Сэловея, Д.Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v.2.0): Руководство. / Е.А.Сергиенко, И.И.Ветрова

- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. - 176 с.

16.Шерьязданова Х.Т. Учите детей общению: книга для воспитателей дет.садов.

- Алма-Ата: Рауан, 1992.

17.Bass B. Stogdill's Handbook of Leadership. - N.Y., 1981.

18.Brackett M.A., Mayer J.D., Warner R.M. Emotional intelligence and its relation to everyday behavior/ M.A.Brackett, J.D.Mayer, R.M.Warner // Personality and Individual Differences. - Vol 36. 2004. - P. 1387 - 1402.

19.https://ami-int.ru/info/blog/eq/ (дата обращения: 10.10.2021г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.