Научная статья на тему 'Влияние эмоционального интеллекта на качество жизни студентов в образовательном пространстве'

Влияние эмоционального интеллекта на качество жизни студентов в образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1361
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / STUDENT'S QUALITY OF LIFE / EMOTIONAL INTELLIGENCE (EI) / EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богачева Екатерина Александровна

Одним из важнейших факторов обучения в вузе является исследование эмоционального состояния студентов как основы формирования личности будущего специалиста высокой профессиональной пригодности. Целью данного исследования является взаимосвязь качества жизни и развития эмоционального интеллекта студента как субъекта образовательного процесса. Способность понимать собственные эмоции, использовать их для улучшения качества жизни, управлять собственными чувствами позволяет регулировать уровень стресса и способствует плодотворному общению с окружающими, повышая тем самым качество жизни в рамках учебной и профессиональной сфер. Для достижения поставленной цели в работе были использованы метод междисциплинарного анализа научной литературы, позволивший раскрыть сущность теоретико-методологических основ взаимосвязи эмоционального интеллекта и качества жизни, и теоретическое моделирование, которое позволило структурировать деятельность субъектов образовательного процесса. Наряду с другими факторами изучение понятий «эмоциональный интеллект» и «качество жизни» показало, что педагогический процесс в современных условиях обучения в вузе влияет на качество жизни студента, вызывая напряжение психоэмоциональной сферы, а развитие эмоционального интеллекта может стать прочной основой хороших отношений, достижений в учебной деятельности, в карьере и улучшения качества жизни. В последующем полученные данные позволят определить наиболее подходящую и комфортную для студента должность, прогнозировать поведение каждого обучающегося во взаимодействии с сокурсниками, профессорско-преподавательским составом, коллегами, установить направления его последующего развития, улучшить психологический климат в будущем профессиональном коллективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Influence of Emotional Intelligence on Quality of Life of Students in Educational Space

The research of an emotional condition of students is the most important factor of training in higher education institution, a basis of formation of the identity of the expert and high professional suitability in the future. An objective of this research is the interrelation of quality of life and development of emotional intelligence of the student as subject of educational process. The ability to understand one’s own emotions, to use them for improvement of quality of life, to manage your own feelings allows to regulate the level of a stress and promotes fruitful communication with people around, increasing that quality of life within educational and professional spheres. For achievement of a goal in work have been used the method of the cross-disciplinary analysis of scientific literature which has allowed to disclose the essence of theoretical and methodological bases of interrelation of emotional intelligence and quality of life and the theoretical modeling which has allowed to structure activity of subjects of educational process... The research of an emotional condition of students is the most important factor of training in higher education institution, a basis of formation of the identity of the expert and high professional suitability in the future. An objective of this research is the interrelation of quality of life and development of emotional intelligence of the student as subject of educational process. The ability to understand one’s own emotions, to use them for improvement of quality of life, to manage your own feelings allows to regulate the level of a stress and promotes fruitful communication with people around, increasing that quality of life within educational and professional spheres. For achievement of a goal in work have been used the method of the cross-disciplinary analysis of scientific literature which has allowed to disclose the essence of theoretical and methodological bases of interrelation of emotional intelligence and quality of life and the theoretical modeling which has allowed to structure activity of subjects of educational process. Studying of the concepts «emotional intelligence» and «quality of life» has shown that pedagogical process in modern conditions of training in higher education institution, along with other factors, influences quality of life of the student, causing tension of the mentally emotional sphere, and development of emotional intelligence can be390 come a strong basis of good relations, achievements in educational activity, in career and improvements of quality of life. Subsequently, the obtained data will allow to define the position, most suitable and comfortable for the student, to predict behavior of each student in interaction with fellow students, teachers and colleagues, to establish the directions of his/her further development, to improve psychological climate in future professional collective. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Влияние эмоционального интеллекта на качество жизни студентов в образовательном пространстве»

ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА

УДК 37.025.3:159

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Е. А. Богачева

Богачева Екатерина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра иностранных языков, Саратовская государственная юридическая академия, Россия; kapitolina19@ yandex.ru

Одним из важнейших факторов обучения в вузе является исследование эмоционального состояния студентов как основы формирования личности будущего специалиста высокой профессиональной пригодности. Целью данного исследования является взаимосвязь качества жизни и развития эмоционального интеллекта студента как субъекта образовательного процесса. Способность понимать собственные эмоции, использовать их для улучшения качества жизни, управлять собственными чувствами позволяет регулировать уровень стресса и способствует плодотворному общению с окружающими, повышая тем самым качество жизни в рамках учебной и профессиональной сфер. Для достижения поставленной цели в работе были использованы метод междисциплинарного анализа научной литературы, позволивший раскрыть сущность теоретико-методологических основ взаимосвязи эмоционального интеллекта и качества жизни, и теоретическое моделирование, которое позволило структурировать деятельность субъектов образовательного процесса. Наряду с другими факторами изучение понятий «эмоциональный интеллект» и «качество жизни» показало, что педагогический процесс в современных условиях обучения в вузе влияет на качество жизни студента, вызывая напряжение психоэмоциональной сферы, а развитие эмоционального интеллекта может стать прочной основой хороших отношений, достижений в учебной деятельности, в карьере и улучшения качества жизни. В последующем полученные данные позволят определить наиболее подходящую и комфортную для студента должность, прогнозировать поведение каждого обучающегося во взаимодействии с сокурсниками, профессорско-преподавательским составом, коллегами, установить направления его последующего развития, улучшить психологический климат в будущем профессиональном коллективе.

Ключевые слова: качество жизни студентов, эмоциональный интеллект, образовательное пространство.

йС!: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-4-386-391 Введение

Становление социально активной личности, способной к эффективному осуществлению учебной и профессиональной деятельности, невозможно без удовлетворенности ее базовых потребностей, то есть обеспечения оптимального уровня качества жизни, но в первую очередь осознания и понимания данных потребностей. Последнее замечание тесно связано с изучением эмоциональной сферы, а именно сформи-рованности эмоционального интеллекта, неизменно оказывающей влияние на качество жизни каждого человека.

В психическом развитии личности эмоции играют основополагающую роль как способность осознавать смысл эмоций и использовать эти знания для выяснения причин возникновения проблем и решения этих проблем при условии, что эмоции не всегда хорошо развиты. Согласно последним исследованиям, коэффициент умственного развития в жизненном и деловом успехе человека составляет примерно 20%, остальное зависит преимущественно от коэффициента эмоциональ-

ного развития, что доказывает известный факт, когда человек неспособен понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно воспринимать реакции окружающих, а также регулировать собственные эмоции при принятии решения, что в большинстве случаев приводит к неудаче как в учебной деятельности, так и в карьере, а следовательно, к снижению общего уровня качества жизни, и требует целенаправленного формирования эмоционального интеллекта.

Теоретический анализ проблемы

Безусловно, растущий интерес исследователей и практиков к изучению педагогической категории «качество жизни» вызван четко выраженной зависимостью всего социального развития от степени удовлетворенности человека условиями жизни (Е. А. Богачева, П. С. Медведев, Л. М. Федоряк и др.) [1].

Психологическими составляющими качества жизни, по мнению Т. Н. Савченко, Э. Динера и др., являются ощущение счастья, удовлетворенность жизнью, высокая самооценка, самоуважение, самопринятие, жизнерадостность, самореализация, мотивационная направленность, уверенность и др. Т. Н. Савченко, Г. М. Головина, Ю. В. Бауро-ва, Е. А. Богачева утверждают, что наибольшее влияние на оценку качества жизни оказывает уверенность в себе [2-4].

Американские психологи Э. Фромм, Р. Ингл-харт, Дж. Рабье, Ф. Эндрюс сосредоточивают внимание на аффективных и когнитивных структурных компонентах качества жизни, определяют его как эмоциональный ответ и когнитивные целостные суждения индивидов, доказывая прямую взаимосвязь качества жизни и развития эмоциональной сферы личности, сформированности эмоционального интеллекта [5, 6].

Термин «эмоциональный интеллект», впервые представленный Дж. Майером и П. Сало-веем в 1990-х годах, был обоснованно признан главным фактором, который определяет успех человека [7, 8]. В отличие от коэффициента интеллекта (Щ), который не меняется на протяжении всей жизни, эмоциональный интеллект (EQ) можно развивать и улучшать. Исследования показали, что эмоциональный интеллект является синонимом успеха и способен улучшить учебные и профессиональные достижения в образовательном пространстве.

Важными являются существенная взаимосвязь социального развития, уровня и качества жизни, само социальное развитие, которое выступает в виде изменения уровня и качества жизни людей и социальных общностей относительно их прежнего состояния, а также в виде изменения уровня и качества жизни этих общностей относительно друг друга.

Однако качество жизни людей не сводится только к уровню их жизни, хотя последний суще-

ственно влияет на ощущение социальной комфортности. Оно определяется показателями удовлетворения потребностей людей в конкретных социальных условиях, дополняемыми уверенностью, что им удалось сохранить и не поставить под угрозу свою физическую и психическую целостность, личную свободу и возможности для творчества.

Постановка задачи

Данная мысль может быть спроецирована на образовательные учреждения: так, если в вузе обеспечить определенные условия жизнедеятельности его субъектов, это приведет к повышению уровня качества их жизни в данном образовательном пространстве, что особенно важно, поскольку обучение в вузе является важнейшим этапом личностного и профессионального становления, развития эмоциональной сферы.

Описание исследования

П. С. Медведев, Л. М. Федоряк рассматривают становление качества жизни студента как процесс, включающий адаптацию к локальной среде, в которой живут и выполняют различные педагогические и социальные функции преподаватель, куратор и студент, приобщение к новым межличностным отношениям со студентами, ориентацию на будущую профессиональную деятельность [9, 10]. Данный процесс невозможен без проявления интереса к другому человеку, поиска благоприятного разговора с ним, то есть сформированного эмоционального интеллекта, представляющего, согласно П. Саловею, Дж. Май-еру, способность воспринимать и принимать проявления личности, которые выражаются в эмоциях, а также способность управлять ими на основе интеллектуальных процессов. Следовательно, качество последующей жизни человека будет зависеть от того, насколько успешным, благополучным и эмоционально восприимчивым он будет ощущать себя в этот период.

Эмоциональный интеллект (EQ) - это способность понимать собственные эмоции и использовать их для улучшения качества жизни. Умение управлять собственными чувствами позволит студенту регулировать уровень стресса и способствовать плодотворному общению с одногрупп-никами, другими студентами, преподавателями, приводя к более здоровой физической и эмоциональной жизни, и именно это улучшает качество жизни в личной и профессиональной сфере.

Согласно трудам Дж. К. Гелбрейта, самоощущение личности является ядром концепции субъективного качества жизни. Структурными компонентами ощущаемого качества жизни явля-ютсярациональная и эмоциональная компоненты. Рациональная компонента представляет собой общую удовлетворенность и частные оценки сте-

пени удовлетворенности различными сторонами жизни. Эмоциональная компонента составляет баланс позитивных (ощущение счастья, социальная безопасность, ощущение уверенности в завтрашнем дне) и негативных (ощущение депрессии, фрустрации, стресса) эмоций [11].

Следует отметить, что именно через эмоциональное восприятие явлений, событий, элементов образовательного пространства, в том числе и в плане собственного образования, студент оценивает качество собственной жизни в вузе, и это восприятие в значительной степени влияет на состояние личного и репродуктивного здоровья [1]. Следовательно, качество жизни представляет собой субъективные ощущения индивида, к которым относятся психологическое восприятие человеком своего существования и самоощущения личности в обществе в различных жизненных обстоятельствах, формирующихся на основе эмоционального состояния, конкретных материальных условий жизни и т. д.

Категория «качество жизни» неразрывно связана с конструктом «эмоциональный интеллект» и в трудовой деятельности. Профессиональная деятельность, предъявляющая требования современному студенту как будущему специалисту, заключается в умении работать в команде, доказывает необходимость формирования эмоционального интеллекта как составляющей успешной самореализации и достижения успеха личности. Невозможно отрицать тот факт, что успех является залогом счастья и качества жизни. В трудах О. С. Газмана, Н. Н. Михайловой отмечается, что успех в образовательной деятельности и творческом саморазвитии студента приходит лишь в том случае, если в каждом воспитаннике видеть равного, уважать его мнение и всячески поощрять его творческую активность [12, 13]. Логичным представляется, что именно куратор студенческой группы занимает центральное место в осуществлении профессионального воспитания. Степень влияния куратора на воспитание студентов напрямую зависит от степени его включенности в решение проблем как отдельного студента, так и группы в целом, поскольку именно куратор одновременно и инициатор, и руководитель, и вдохновитель студенческого творчества и активности. Следовательно, куратору студенческой группы необходимо не только проявлять инициативу в учебной деятельности, использовать коллективно-творческую деятельность, ситуацию успеха, но и создавать эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества, помогать каждому студенту в самоанализе и формировании его адекватной самооценки. Реализация такого подхода позволит куратору студенческой группы не только найти подход к студенту, но и установить отношения с каждым студентом, определить его способности самоопределения в рамках социальной системы, что дает возможность повысить качество его жизни в образовательном пространстве.

Современное состояние образовательной среды, переживающей процесс реформирования, характеризуется неспособностью быстро и адекватно реагировать на изменения, происходящие в обществе, и регулировать качество жизни студентов. Состояние воспитательно-образовательной среды современного вуза не всегда соответствует уровню, необходимому для решения задач формирования гармонично развитой личности, готовящейся к реализации своих профессиональных и человеческих устремлений в условиях информационной цивилизации. Высокая психофизиологическая и эмоциональная нагрузка, непонимание себя и окружающих, неумение управлять эмоциями, подвергая свой эмоциональный опыт анализу, правильно выразить эмоциональное состояние, использовать эмоции для повышения эффективности мышления и учебной деятельности, неуверенность в своем будущем и многие другие факторы требуют от студентов мобилизации сил для адаптации к новым условиям проживания и обучения, формирования межличностных отношений вне семьи и преодоления сложных жизненных ситуаций. Неординарный подход Е. А. Александровой и И. Е. Видт к идеям создания атмосферы свободного обучения и воспитания в стенах учебного заведения в качестве «педагогического ремонта» позволяет применить их и в стенах высшего учебного заведения [14, с. 3].

Так как в современном обществе образование оказывает значительное влияние на качество жизни человека, оно определяет социальное положение личности, ее место в социальной структуре, уровень удовлетворения потребностей, умение воспроизводить и совершенствовать свои жизненные силы, выступает фактором, от которого зависят социальное благополучие человека и его семьи, личные успехи и профессиональные достижения. Многогранность и сложность воздействия образования на общество и индивидуумов находит отражение в качестве жизни и сформированности эмоциональной сферы личности. Таким образом, следует говорить о качестве жизни студентов, которое проявляется в результате восприятия ими всех аспектов образовательной среды в совокупности внеучебной и учебной сферы, опыта общения и других его компонентов [1].

В данной ситуации важно оценить не только качество жизни в целом, но каждую из основных сторон жизни студента в образовательном пространстве:

- физиологическую (потребности, включающие в себя потребность в пище, одежде, жилье, сне, потребность в удобной и комфортной окружающей среде);

- психологическую (эмоциональную и духовно-нравственную). Потребность духовного развития и личных убеждений, уверенность в себе являются неотъемлемыми элементами психического состояния здорового и счастливого человека. Характер проявлений эмоциональной напряженности определяется отношением студента к эмоциональ-

ным ситуациям, его уровнем тревожности, уровнем интеллекта, степенью притязаний, серьезностью по отношению к предстоящей сессии;

- социальную (потребность в приобретении социального статуса, которая заключается во всестороннем взаимодействии с обществом, успешные личные взаимоотношения, мышление, самооценку, отрицательные переживания). Важным фактором, оказывающим влияние на качество жизни, являются социальные контакты, которые студенты устанавливают с сокурсниками в процессе обучения;

- образовательную (потребность в самореализации, которая включает в себя необходимый уровень активности, работоспособности, ощущение независимости от общественной системы).

Представленные стороны жизни студентов зависят непосредственно от уровня развития эмоционального интеллекта.

В своих работах «Эмоциональный интеллект: почему он может значить больше чем Щ?» и «Эмоциональный интеллект на работе» Д. Гоулман описал пять разных категорий, или составляющих эмоционального интеллекта: самосознание, саморегуляцию, мотивацию, эм-патию, социальные навыки [15]. Следовательно, если развить эти составляющие эмоционального интеллекта, можно существенным образом улучшить качество жизни студентов в образовательном пространстве.

Во-первых, повышение самосознания способствует формированию лучших мыслей, поведения и чувств по отношению к другим людям. Это приводит к повышению уровня общественного признания, дружбы и романтических отношений. Если студент будет понимать свои сильные стороны и области для развития, как действовать соответствующим образом, это качество выявит у него уверенность, которая отличается от излишней самоуверенности или проявлений низкой самооценки. Студенты с высоким уровнем эмоционального интеллекта легче справятся с критикой, а также смогут использовать его, чтобы понять и улучшить качество своей жизни.

Во-вторых, овладение навыками психической саморегуляции позволит студентам должным образом сдерживать и контролировать свои чувства и эмоции в соответствующей ситуации, здраво выражать свои эмоции, контролируя и сдерживая их, что способствует улучшению личностных и межличностных отношений. Доказано: это не только увеличивает уровень счастья, но и повышает вероятность успеха. Развитие эмоционального интеллекта способствует снижению вероятности стресса и депрессии, что ведет к более здоровой и эмоциональной жизни. Важнейшим источником стресса являются проблемы во взаимоотношениях, а улучшение отношений способствует лучшему качеству жизни.

В-третьих, мотивация самым значительным образом влияет и на учебу, и на карьеру, и на

жизнь в целом. Здоровая самомотивация может способствовать лучшей реакции на жизненные неудачи и разочарования, помогает относиться к ним с оптимизмом и стойкостью.

В-четвертых, разумная доля эмпатии может существенно улучшить качество жизни и связи с людьми на эмоциональном уровне. Студенты, обладающие по природе своей этой способностью, с легкостью чувствуют чужое настроение, отзывчивы, склонны к глубокому сочувствию, умеют разрешать конфликтные ситуации, т. е. демонстрируют более устойчивое лидерство. Например, известно, что эмпатий-ные лидеры студенческих групп умеют быстро ориентироваться во взаимоотношениях людей, без затруднений находят общий язык с другими в разнообразных ситуациях, пользуются симпатией, стремятся к демократическому стилю управления.

В-пятых, студент с хорошо развитыми социальными навыками любит находиться среди людей. Другие студенты тоже получают удовольствие от общения с ним. Выстраивание отношений и общение с людьми является залогом счастья.

Заключение

Одной из главных целей современного профессионального обучения является формирование у студента заинтересованности и потребности в самопознании, рефлексии, самостановлении, самоизменении и самосовершенствовании, позволяющим развивать составляющие эмоционального интеллекта, адаптироваться к изменяющимся социальным условиям, сохраняя оптимальный уровень качества жизни.

Исключительное значение для преподавателя (куратора) представляет знание эмоционально окрашенной сферы интересов студентов. Во-первых, это касается проблемы побуждения к учебной деятельности, к желанию направить все свои силы на повышение качества выполняемой работы. Умение преподавателя (куратора) раскрывать смысл эмоциональной жизни студентов позволит в некоторой степени управлять ими и воздействовать на них. Во-вторых, преподавателю необходимо понимать настрой студентов, их вкусы и запросы, реакцию на педагогическое воздействие, производимое в образовательном пространстве. Без этого невозможно выстроить развивающее образовательное пространство, в котором процесс и результат учебной деятельности вдохновляли бы студентов, настраивали на эффективную самостоятельную работу. Следовательно, необходимо перестроить образовательный процесс таким образом, чтобы учитывались не только образовательные потребности и порождаемое ими эмоциональное состояние студентов, но и структурные и содержательные характеристики этого состояния.

Библиографический список

1. Богачева Е. А. Педагогическое обеспечение куратором оптимизации качества жизни студентов вузов : авто-реф. ... дис. канд. пед. наук. Саратов, 2013. 22 с.

2. Савченко Т. Н., Головина Г. М. Субъективное качество жизни : подходы, методы оценки, прикладные исследования : учеб. пособие. М., 2006. 170 с.

3. БауроваЮ. В., БогачеваЕ. А. Влияние эмоционального интеллекта на повышение качества жизни : педагогический аспект. Саратов, 2016. 107 с.

4. Diener E. Positivity and the Construction of Life Satisfaction Judgments : Global Happiness is Not the Sun of Its Parts // Journal of Happiness Student. 2000. № 1. Р. 159-176.

5. Fromm Е., AndrykowskiM. A., Hunt J. Positive and negative psychosocial sequelae of bonemarrow transplantation: implications for quality of life assessment // J. Behav. Med. 1996. Vol. 19, № 3. P. 221-240.

6. Inglehart R., Rabier J. Aspirations Adapt to Situations -But why Are the Belgians so much Happier than French? // F. M. Andrews. Research on the Quality of Life. Ann Arbor, 1986. P. 1-56.

7. Идобаева О. А. Исследование эмоционального интел-

лекта и коммуникативных умений менеджера на стадии вузовского обучения // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2010. № 2. С. 326-331.

8. Киселева Т. С. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс и его развитие у взрослых : дис. ... канд. психол. наук. М., 2014. 223 с.

9. Медведев П. С. Система кураторства в обеспечении становления качества жизни студентов вуза : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006. 196 с.

10.ФедорякЛ. М. Педагогическое мастерство как условие совершенствования качества жизни. СПб., 2004. 159 с.

11.Гелбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества. М., 2007. 347 с.

12.Газман О. С. Педагогика свободы : путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Классный руководитель. 2000. № 3. С. 6-12.

13.Михайлова Н. Н. Педагогика поддержки. М., 2001. 208 с.

14.Александрова Е. А., Видт И. Е. «Педагогический ремонт» или способ создания атмосферы свободного обучения и воспитания // Директор школы. 2002. № 5. С. 3-9.

15.Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А. П. Исаевой. М. ; Владимир, 2009. 478 с.

Образец для цитирования:

Богачева Е. А. Влияние эмоционального интеллекта на качество жизни студентов в образовательном пространстве // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 4 (28). С. 386-391. БО!: https://doi.org/ 10.18500/2304-9790-2018-7-4-386-391

The Influence of Emotional Intelligence on Quality of Life of Students in Educational Space

Ekaterina A. Bogacheva

ORCID: https://0000-0003-0340-840X Saratov State Law Academy 1, Volskaya Str., Saratov, 410056, Russia E-mail: [email protected]

The research of an emotional condition of students is the most important factor of training in higher education institution, a basis of formation of the identity of the expert and high professional suitability in the future. An objective of this research is the interrelation of quality of life and development of emotional intelligence of the student as subject of educational process. The ability to understand one's own emotions, to use them for improvement of quality of life, to manage your own feelings allows to regulate the level of a stress and promotes fruitful communication with people around, increasing that quality of life within educational and professional spheres. For achievement of a goal in work have been used the method of the cross-disciplinary analysis of scientific literature which has allowed to disclose the essence of theoretical and methodological bases of interrelation of emotional intelligence and quality of life and the theoretical modeling which has allowed to structure activity of subjects of educational process. Studying of the concepts «emotional intelligence» and «quality of life» has shown that pedagogical process in modern conditions of training in higher education institution, along with other factors, influences quality of life of the student, causing tension of the mentally emotional sphere, and development of emotional intelligence can be-

come a strong basis of good relations, achievements in educational activity, in career and improvements of quality of life. Subsequently, the obtained data will allow to define the position, most suitable and comfortable for the student, to predict behavior of each student in interaction with fellow students, teachers and colleagues, to establish the directions of his/her further development, to improve psychological climate in future professional collective. Keywords: student's quality of life, emotional intelligence (EI), educational space.

References

1. Bogacheva E. А. Pedagogicheskoe obespechenie kurato-rom optimizatsii kachestva zhizni studentov vuzov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical support by the curator of optimization of quality of life of students of higher education institutions]: Thesis Dis. ... Cand. Sci. (Ped.). Saratov, 2013. 22 p. (in Russian).

2. Savchenko T. N., Golovina G. M. Sub»ektivnoe kachestvo zhizni: podkhoy, metody otsenki, prikladnye issledovaniya [Subjective quality of life: approaches, assessment methods, applied researches: education guidance]. Moscow, 2006. 170 p. (in Russian).

3. Baurova Yu. V., Bogacheva E. А. Vliyanie emotsional'nogo intellekta napovyshenie kachestva zhizni: pedagogicheskij aspekt: uchebnoe posobie [The Influence of emotional intelligence on improvement of quality of life: pedagogical aspect]. Saratov, 2016. 107 p. (in Russian).

4. Diener E. Positivity and the Construction of Life Satisfaction Judgments : Global Happiness is Not the Sun

of Its Parts. Journal of Happiness Student, 2000, no. 1, pp. 159-176.

5. Fromm E., Andrykowski M. A., Hunt J. Positive and negative psychosocial sequelae of bonemarrow transplantation: implications for quality of life assessment. J. Behav. Med., 1996, vol. 19, no. 3, pp. 221-240.

6. Inglehart R., Rabier J., Andrews F. M. Aspirations Adapt to Situations - But why Are the Belgians so much Happier than French? In: F. M. Andrews. Research on the Quality of Life. Ann Arbor, 1986, pp. 1-5.

7. Idobayeva O. A. Issledovanie emotsional'nogo intellekta i kommunikativnykh umeniy menedzhera na stadii vuzovs-kogo obucheniya [Research of emotional intelligence and communicative abilities of the manager at a stage of high school training]. Problemy i perspektivy razvitiya obra-zovaniya v Rossii [Problems and the prospects of development of education in Russia], 2010, no. 2, pp. 326-331 (in Russian).

8. Kiselyova T. S. Emotsional'nyj intellekt kak zhiznennyj resurs i ego razvitie u vzroslykh: dis. ... kand. psikhol. nauk [Emotional intelligence as vital resource and its development in adults)]: Diss. Cand. ... Sci. (Psychol.). Moscow, 2014. 223 p. (in Russian).

9. Medvedev P. S. Sistema kuratorstva v obespechenii stanovleniya kachestvazhizni studentov vuza: dis. ... kand.

psikhol. nauk [The system of curating in ensuring formation of quality of life of students of higher education institution: Diss. Cand. ... Sci. (Psychol.)]. St. Petersburg, 2006. 196 p. (in Russian).

10. Fedoryak L. M. Pedagogicheskoe masterstvo kak uslovie sovershenstvovaniya kachestva zhizni [Pedagogical skill as condition of improvement of quality of life]. St. Petersburg, 2004. 159 p. (in Russian).

11. Galbraith J. K. Ehkonomicheskie teorii i tseli obshchestva [Economic theories and purposes of society]. Moscow, 2007. 347 p. (in Russian).

12. Gazman O. S. Pedagogika svobody: put' v gumanistich-eskuyu tsivilizatsiyu XXI veka [Freedom pedagogics: way to a humanistic civilization of XXI centuries]. Klassniy rukovoditel [Class teacher], 2000, no. 3, pp. 6-12 (in Russian).

13. Mihaylova N. N. Pedagogika podderzhki [Pedagogical support]. Moscow, 2001. 208 p. (in Russian).

14. Аleksandrova E. А., Vidt I. E. "Pedagogicheskiy remont" ili sposob sozdaniya atmosfery svobodnogo obucheniya i vospitaniya ["Pedagogical repair" or way of creation of the atmosphere of free training and education]. Direktor shkoly [Principal], 2002, no. 5, pp. 3-9 (in Russian).

15.Goulman D. Emotsional'nyj intellect [Emotional intelligence]. Moscow, Vladimir, 2009. 478 p. (in Russian).

Cite this article as:

Bogacheva E. A. The Influence of Emotional Intelligence on Quality of Life of Students in Educational Space. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2018, vol. 7, iss. 4 (28), рр. 386-391 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-4-386-391

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.